Популярные сочинения
- Сочинение Лирика Пушкина Александр Сергеевич Пушкин – самый известный российский поэт, которого знают по всему миру. Именно его образ ассоциируется с образом всей России. Глубина его философских и лирических мотивов
- Дни недели рассказывают о себе — сочинение для 5 класса С давних пор люди организовывали свой быт так, чтобы была возможность общения с другими народами. Для ведения торговли пришлось каким-то образом всё устроить, чтобы одновременно собрать людей
- Сочинение-описание по картине Зимний пейзаж Грабаря (5, 6 класс) Пейзажи были популярными среди любителей картин во все времена. Это одна из немногих тематик, подходящих абсолютно для всех, вне зависимости от образования, интересов и мировоззрения
Последующие события
В 1989 году картина была представлена на выставке русских и финляндских художников. Проходила она сначала в Мюнхене, затем перекочевала в Берлин, Кельн, Дюссельдорф. Там экспонировались и другие произведения Левитана.
С началом Великой Отечественной войны экспонаты Третьяковской галереи были вывезены в Новосибирск, где полотна хранились в неполноценно отстроенном театральном здании. Шедевры русского искусства были возвращены на родину только в ноябре 1944 года.
За все это время полотно было не только частью экспозиции Третьяковской галереи, но и побывало на многих выездных выставках:
- в Москве;
- в Ленинграде;
- в Киеве;
- в Минске;
- на Крымском валу;
- в Ватикане.
Сейчас полотно является частью постоянной экспозиции «Левитанского зала», находящейся в главном здании Третьяковки на Лаврушинском переулке.
Детство и юность
Биография Левитана берет начало в небольшом поселении Литвы, расположенном рядом с железнодорожной станцией Кибарты. Мальчик, родившийся 18 августа (30 августа) 1860 года, стал четвертым ребенком в малообеспеченной еврейской семье. Отец Исаака, самостоятельно освоивший немецкий и французский, давал частные уроки и подрабатывал контролером на станции.
Портрет Исаака Левитана
Из-за безденежья и отсутствия перспектив семья Левитанов перебирается в Москву. Несмотря на финансовые трудности, родители разрешают старшему брату Исаака поступить в училище живописи, ваяния и зодчества. Младший Левитан, которому тоже были интересны увлечения брата, много времени проводит, наблюдая за работой известных художников-преподавателей.
Достигнув 13-летнего возраста, юноша поступает в то же учебное заведение. Через два года умирает мать. Еще через 2 года, вслед за возлюбленной, из жизни уходит старший Левитан. Оставшись сиротами, юноши не бросили изучение живописи.
Исаак Левитан в молодости
Судьба красивого еврейского подростка волновала учителей, заметивших врожденный талант Исаака. Преподавательский состав выбил для Левитана денежное пособие, а одноклассники дарили другу кисти и краски.
Уже в 1870-х студент училища осознал, что любит творить в пейзажном жанре. На одной из первых непрофессиональных выставок необычный стиль художника отметил Павел Третьяков. Меценат приобрел в собственную коллекцию картину «Осенний день. Сокольники».
«У омута», Левитан
Год написания: 1892Размер: 150 × 209 смМестонахождение: Третьяковская галерея, Москва
Вариант 1 — Кратко
8 предложений/ 90 слов
Пейзаж «У омута» был написан Исааком Левитаном на реке Тьма, протекающей в окрестностях села Берново. Это одно из самых крупных и наиболее драматических полотен художника.
На картине изображены деревянные мостки, плавно переходящие в брёвна плотины. Слева от переправы бурлит река, а справа разливается тёмный болотистый омут. На другом берегу виднеется узкая извилистая тропинка, ведущая к дремучему лесу.
Полотно проникнуто ощущением тревоги. Оно навеяно не только опасным сюжетом картины, но и её грозным колоритом. Для написания пейзажа Левитан использовал мрачную цветовую гамму, в которой преобладают тёмные оттенки зелёного и коричневого цветов.
Вариант 2 — Подробно
16 предложений/ 236 слов
Пейзаж «У омута» стал одним из наиболее крупных полотен в творчестве Исаака Левитана. Его вместе с двумя другими работами художника («Над вечным покоем» и «Владимиркой») часто объединяют в так называемую драматическую трилогию.
Действительно, эта картина, созданная живописцем на берегу реки Тьмы в окрестностях села Берново, проникнута тревожными настроениями. По центру изображены уходящие вдаль мостки, которые затем превращаются в брёвна плотины. Слева от переправы покрылась крупной рябью извилистая река, справа раскинулся тёмный болотистый омут.
Это настоящая пучина, которая так и манит человека погрузиться в неё, на мгновения утратив всякий разум и чувство страха. Кажется, будто там в глубине обитает хитрый водяной и живут коварные кикиморы, стремящееся погубить всякого, кто попадётся им на пути.
Взглянув на скользкие брёвна и хилые прогнившие мостки, страшно даже представить себе, что кто-то решиться ступить на них, чтобы перейти реку. Однако, на другой стороне реки заметна выложенная досками узкая тропинка. Это значит, что есть в деревне ещё смельчаки, которые не боятся коварной переправы.
Тропинка бежит среди кустов, огибая их и скрываясь прочь от любопытных глаз. Но зритель, словно заколдованный, следует за ней взглядом. В результате эта дорога приводит его к дремучему лесу, густой стеной возвышающемуся на дальнем плане.
Так на полотне одна опасность сменяется другой, что создаёт постоянное напряжение. Поддержанию этого ощущения способствует и мрачная цветовая гамма картины с преобладающими в ней тёмными оттенками зелёного и коричневого цветов. В мутной глади омута отражается затянутое грозными фиолетовыми облаками небо и длинные чёрные стволы деревьев.
см. также:Все сочинения-описания картин
Отношения с женщинами
Непростыми были взаимоотношения между великим писателем и великим художником. Первая тень пробежала, когда Чехов осветил в своем рассказе «Попрыгунья» события, произошедшие между Левитаном, его ученицей Софьей Кувшинниковой и ее мужем.
В 1894 году лето проводит в имении Островно у Ушаковых Левитан. Краткая биография художника отмечает, что вместе с ним была Софья Кувшинникова. В тот раз здесь разыгралась еще одна любовная драма.
В имение по соседству приезжает семья Турчаниновых. У Левитана завязывается роман с Анной Николаевной, супругой заместителя градоначальника Санкт-Петербурга. Кувшинникова возвращается в Москву и больше никогда не видится с живописцем.
При этом сам Левитан пребывает в состоянии тяжелой депрессии. Летом 1895 года он хотел покончить собой. Художник пытался застрелиться. После этого его проведал Чехов, который убедился, что жизни друга ничего не угрожает. А сама попытка была лишь имитацией самоубийства.
Уехав от Левитана, Чехов пишет рассказ «Дом с мезонином» и пьесу «Чайка», в которых Левитан снова узнает себя, на что сильно обижается.
Второе выдворение из Москвы
Но не все безупречно складывается в жизни художника. В 1892 году снова вынужден уехать из Москвы Левитан. Краткая биография живописца отмечает, что он был подвергнут выселению как «некрещеный еврей». На то, чтобы покинуть Москву, ему были отведены одни сутки.
После этого Левитан живет во Владимирской и Тверской губерниях. Только через несколько лет ему позволяют вернуться. Об этом хлопочут его многочисленные друзья, которым удается пролоббировать этот вопрос в высоких кабинетах.
В этот период он пишет еще одну свою известную картину — «Владимирка». На ней изображена дорога, по которой каторжан гнали в Сибирь.
Мнения искусствоведов
Эта работа является одной из самых известных картин. Ее относят к «мажорной серии» художника.
Алексей Фёдоров-Давыдов
Известный в СССР искусствовед Алексей Федоров-Давыдов, говорил, что картина «Золотая осень» способна поразить и захватить зрителя полнотой и привлекательностью эмоционального наполнения, которое отчетливо выражено в цветовом разнообразии, в оптимистичном звучании золотой гаммы.
Фаина Мальцева
Фаина Мальцева, проводя анализ этого холста, заключила, что образ имеет в себе глубокое содержание, раскрывающееся постепенно. Чтобы зритель мог увидеть все детали картины, ему нужно внимательно подойти к ее изучению. Левитан хотел не только передать особую осеннюю гамму, но и донести легкость и воздушность осеннего солнечного дня. Художнику удалось в собственной форме передать лиричный целостный образ осеннего пейзажа.
Где писалась картина
Работа над произведением была окончена автором в 1894 году. Во время создания своего шедевра Левитан пребывал у озера Удомля в Тверской области. Увиденный им пейзаж был взят за основу, так как зацепил художника своим спокойствием и одновременной глубиной. Природа там просторная, насыщенная кислородом и травяным запахом.
Настолько тихо в отдаленном уголке России, что аж звенит в ушах. В своей работе Исаак Ильич хотел отразить собственные эмоции. Известно, что пейзажист был склонен к депрессии. Чувствительная и ранимая художественная натура не смогла пройти мимо таких видов, которые запечатлел Левитан в картине о вечном покое. Но создавалось произведение не под небесным сводом, а в студии мастера.
Описание картины
Пейзаж Левитана «У омута» — это довольно мрачное изображение, наполненное скрытым отчаянием. Работа выполнена тяжелыми мазками. Многие специалисты отметили, что художник специально отказался от присущей ему легкости. Атмосфера у омута получилась депрессивной и тягостной
Внимание привлекает пасмурное небо с гонимыми ветром рваными бесформенными облаками, которое как бы передает настроение возрастающего напряжения, а также депрессивное состояние мастера. Таинственность и мистичность подчеркивает раскидистый лес
Создается ощущение, что лесные массивы вплотную подступают к зрителю и готовы поглотить его, но преградой стал шаткий мостик. Кусты в виде шаров пробрались очень близко к переправе и неторопливо сходят к самой речке. В растительности, которая окружает омут, видятся чудовища и призраки. Символичным на картине является мостик, который разделил полотно надвое. Мост располагает в центре вертикально и сразу бросается в глаза.
Мостки выглядят какими-то ненадежными и скользкими, хотя свежие бревна в них смотрятся мощно. Если вглядываться в полотно, то вскоре станет заметно, что по обе стороны от моста картина совершенно разная. Внизу, с левой стороны, видно неспокойные воды, которые испещрены множеством маленьких волн и неровностей, появившихся от ветра или сильного течения. Здесь же, слева, находится деревянный мостик, обрывающийся у самого омута. Справа зритель наблюдает абсолютно другую картинку. Вода имеет зеркальную поверхность, она гладкая и ровная, словно натянутый барабан. Здесь же можно наблюдать плодородную почву, на которой сочная трава, доходящая до мостика. Тонкая деревянная дорога, состоящая всего лишь из трех бревнышек, резко меняет характер природы. Узкий мост символизирует тонкую грань между двумя мирами. Картина как бы подталкивает зрителя к выбору одного из путей: одного – солнечного и радостного, другого – волнующего и жестокого. Глубину пейзажа подчеркивает и непрерывная линия, которую составляют мостки, плотина и тропа. Она является стержнем композиции, и словно приглашает зрителя войти в чащу мрачного леса. Несмотря на то, что речка имеет небольшую ширину, преодолеть пространство оказывается сложно.
Ощущается тревога, страх, неуверенность и опасность, за счет как бы нависающей над «гиблым местом» тишины. Ощущение драматической неразрешенности сочетается с желанием броситься в «гибельное пространство». Мастер весьма сдержан в палитре, но не жалеет красок, чтобы донести гамму поверхности воды в лучах заходящего солнца. Картина пронизана особенным духом, роднившим ее с преданиями, легендами, сказками. Она создана таким образом, чтобы создать у зрителя впечатление, что омут застыл в ожидании следующих жертв. Водоем кажется ненасытным, его жадности нет предела. И даже вода в нем имеет красноватый оттенок, напоминающий кровь прошлых жертв. Содержание картины «У омута» не дает зрителю абсолютно никакой надежды на то, что исход будет счастливым. Само событие в картине отсутствует, но нечто зловещее и неуловимое напоминает, что здесь произошло что-то страшное. Хотя вполне возможно, что произойдет очень скоро.
Описание картины И. И. Левитана «Берёзовая роща»
«Берёзовая роща» несколько отличается от многих других работ автора. Отличает её сам характер изображения, выполненный в несколько импрессионистической манере. Вся картина построена на игре света на деревьях и траве.
Кроны деревьев создают узорчатую завесу, которая пропускает свет небольшими порциями. Падая на деревья, свет создаёт яркие блики, которые контрастируют с тёмными участками. В результате создаётся красивейшее лоскутное полотно или кружево, которое покрывает всю рощу. Вибрация света здесь ощущается очень явственно. Зелёные листья и трава изображены будто бы небрежными мазками, однако это нисколько не мешает реалистичности картины, и даже наоборот — листья и фактура травы будто бы продолжают весёлую игру света, представляют её ещё более выразительной.
Кажется, что в солнечный день вся роща радуется, переливается ярким светом и различными оттенками. Игре света способствует и характер стволов деревьев с тёмными пятнами. Благодаря богатой палитре оттенков, грамотного их расположения, у зрителя создаётся ощущение восхищения и радости.
Исаак Ильич Левитан (1860-1900) — великий русский художник, известен как мастер пейзажа. За свою творческую карьеру написал немало картин, которые сегодня считаются настоящими шедеврами русской живописи. К числу самых известных его работ относятся такие, как «После дождя. Плёс», «Тихая обитель», «У омута», «Владимирка», «Вечерний звон», «Над вечным покоем», «Март», «Золотая осень», «Весна — большая вода» и многие другие.
Как добраться до Третьяковки и с чего начать экскурсию
Главный корпус Третьяковской галереи находится в Лаврушинском переулке, дом 10. Добираться туда удобнее всего на метро: ближайшая станция так и называется — «Третьяковская». От нее нужно повернуть налево, перейти Большую Ордынскую улицу, пройти по Большому Толмачевскому переулку или Ордынскому тупику: они идут параллельно. После сквера — направо, и вы окажетесь в Лаврушинском переулке.
По четвергам, пятницам и субботам Третьяковская галерея работает с 10:00 до 21:00. Во вторник, среду и воскресенье музейные залы закрываются на три часа раньше — в 18:00. Понедельник в Третьяковке — выходной. Не забудьте, что билетные кассы перестают работать на час раньше, чем сам музей.
В связи с эпидемией коронавируса Третьяковка ввела новые правила посещения — они на сайте музея.
От входа в галерею вам нужно сначала спуститься в нижний вестибюль: там находятся кассы, гардероб, сувенирные магазины, кафе, экскурсионное бюро и пункт проката аудиогидов. Оттуда поднимайтесь на второй этаж, с которого начинается осмотр коллекции. Все экспонаты расположены в хронологическом порядке, кроме собрания русской иконописи — его вы увидите в самом конце — и залов с работами Михаила Врубеля: они как бы разрывают собой коллекцию картин XIX столетия.
Верстка: Кристина Мацевич
Главная фотография: Violin / depositphotos.com
Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl
Описание картины Левитана
В 1890 году Исаак Ильич Левитан вернулся из заграницы. Его сразу потянуло в родные края. Так объезжая просторы России, он нашел превосходный пейзаж, который в дальнейшем воплотил в жизнь.
Художник так же работал в жанре «церковный пейзаж». У него уже были созданы пара картин на данную тематику. Но произведение «Тихая обитель» принесла огромный успех и славу Левитану в 1891 году. В то время как раз проходила выставка передвижников. Именно тогда картину заметили большинство критиков и просто любителей искусства.
На холсте изображена природа, лес среди которого маленький монастырь у берега реки. Но вглядываясь в картину, появляется буря положительных эмоций от красоты окружающего мира.
На самом горизонте, мы видим небольшой монастырь, который спрятался в могучем, зеленом лесу.
Зеленоватая крыша монастыря немного сливается с цветом деревьям, но стены из желтого кирпича оттеняют его от общей массы.
А недалеко от самого храма стоит маленькая часовня. Эти здания тонут в густоте прекрасного зеленого леса. Они как бы укрывают эти здания. Если хорошо присмотреться к деревьям, то можно увидеть, как художник трепетно прорисовывал каждую ветвь. На лес падают последние лучи заходящего солнца. Из-за этого картина наполнена теплом и духовностью.
Далее, мы видим тропу, которая ведет нам от монастыря к реке. Река лежит тихой гладью, в которой, как в зеркале, отображается могучий лес и необычной красоты монастырь с часовней.
Так же река отображает и красивое небо, которое наполнено необычной легкостью.
Через всю реку проложен старый деревянный мост. Через него люди добираются до монастыря. Видно, что мост построен очень давно, так как в некоторых местах он уже поврежден.
Когда смотришь на картину, то становится очень легко на душе. Появляется чувство спокойствия и умиротворения. Все плохие мысли и невзгоды пропадают. Хочется отпустить все самое плохое и побывать в том месте, увидеть в живую ту неописуемую красоту природы.
4, 9 класс
Детство и юность
Биография Исаака Ильича Левитана, выдающегося российский художника, начинается в 1860 году в небольшом городке Кибарты (сейчас находится на территории Литвы), в совсем небогатой еврейской семье. Его отец, Илья Левитан, преподавал иностранные языки, а также работал переводчиком. Исаак был самым младшим, четвертым ребенком в семье: у него были старшие брат Авель Лейб и две сестры — Тереза и Эмма.
Художественные способности Левитана стали проявляться еще в детстве. Он не единственный в семье имел склонность к изобразительному искусству, его брат также увлекался живописью. В начале 1870-х, в надежде улучшить материальное положение, семья Левитанов переехала в Москву, где Авель Лейб поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. По примеру брата, двумя годами позднее, в возрасте тринадцати лет, туда поступил и Исаак. Этот период стал ключевым для творческой биографии Исаака Левитана.
Юный художник учился успешно и считался подающим надежды. Однако через несколько лет умерла сначала мать, а затем и отец. Дети остались одни, в крайней нужде. Им помогали друзья, а также само училище, желавшее поддержать талантливых учеников. В 1877 году выдающийся русский живописец Алексей Саврасов, будучи преподавателем пейзажного класса, взял Левитана к себе в ученики. И тот быстро оправдал надежды учителя: в этом же году о двух его картинах, участвовавших в выставке, написали в газетах, а ему вручили серебряную медаль и денежный приз в размере 220 рублей. Это был первый успех юного шестнадцатилетнего живописца. В училище, помимо Саврасова, ему также повезло учиться у таких учителей, как Перов и Поленов.
Последние годы
В 1896 году состояние его здоровья резко ухудшилось после перенесенного тифа, грудь болела все чаще, дышать стало тяжелее. Художник все реже выходил на публику все больше времени проводил в своей студии. Не теряя любви к искусству в мае 1897 года, пейзажист отправляется в Италию. Улучшив свое духовное состояние, он возвратился домой и начал обучать юных художников в своей Альма-матер. Его добрый нрав и желание понять окружающих сделали из него прекрасного педагога. Преподавать ему довелось не долго проблемы с сердцем приносили слишком много боли. Что бы поправить здоровье художник отправляется в Ялту, но увы это не помогло. Возвращается депрессия Исаак все чаще говорит близким о своей скорой кончине, дышит с трудом, а сердце уже не стучит, а хрипит. 22 июля 1900 года художник умер в своей мастерской оставив десятки не законченных картин.
Сочинения школьников по картине «Золотая осень»
Ниже представлены несколько вариантов школьных сочинений по одному из самых известных пейзажев Левитана.
3 класс
Перед собой я вижу картину «Золотая осень», которая была нарисована Левитаном. На ней художник изобразил осень – вдохновляющее на творчество время для многих людей.
Картина рисовалась в основном жёлтыми цветами разных оттенков. Видны также зелёный, коричневый, синий, красный цвета, которые действительно присутствуют в период ранней осени. Золотые берёзы, осины с алой листвой расставлены среди лугов.
В центре течёт узенькая речка. Вдалеке видны зелёные поля и деревушка, а сверху раскинулось ясное небо. Погода позволяет солнцу ярко озарять своими лучами окружающую природу и дарить ей свое осеннее тепло. Произведение пробуждает чувство любви к природе.
4 класс
«Золотая осень» – одна из самых известных картин Левитана, на которой изображен прекрасный вид родных просторов в осенний день.
Березки окутаны яркой жёлтой листвой, на некоторых деревьях уже красная крона, но есть и совсем зелёные. Растения начинает вянуть, поля тускнеют. Речка отдает холодом осенней воды. Вдоль нее тянется длинная березовая рощица. Вдалеке заметно маленькое поселение, жители которого работали в полях.
Скорее всего, сейчас они отдыхают от труда и наслаждаются приятной погодой, ясному и белому небу. Произведение оставляет приятное ощущения и дарит хорошее настроение.
5 класс
Я рассмотрел известную картину Исаака Левитана под названием «Золотая осень», написанную в 1895 году. Художнику на тот момент уже исполнилось 35 лет, он считался состоявшимся живописцем и известным мастером отечественного пейзажа. Его картины, в основном, создавались в серых тонах и были пропитаны светлой печалью. Эта работа выделяется яркой гаммой ранней осени и позитивом.
На полотне не видно людей, только гармония природы и тишина. С особой любовью изображены красавицы-берёзки, одетые в золотую листву. Несколько осин стоят уже с красной листвой. Деревья на правой стороне зеленые. Их все ещё не коснулась осень. Рощи расположены вдоль широкой равнины, а разделяют их поля и узкая речка с уже холодной водой.
На поверхности воды заметно, как блестят и играют солнечные блики, как отражается ясное голубое небо. Вдалеке изображены крыши деревни – небольшое обозначение присутствие человека среди этих красот, что символизирует гармонию с природы и человека.
Картина притягивает взор. Она даёт чувство спокойствия и умиротворения. Мне очень хочется, чтобы родная природа была всегда так же прекрасна, а не испорчена мусором, покинутыми домами и пустыми деревнями.
Владимирка (картина Левитана) — это… Что такое Владимирка (картина Левитана)?
«Владимирка» — картина русского художника Исаака Левитана (1860—1900), написанная в 1892 году. Картина является частью собрания Государственной Третьяковской галереи. Размер картины — 79 × 123 см.
Владимирка — так в просторечии называли Владимирский тракт, грунтовую дорогу из Москвы на восток, в сторону Владимира, печально известную тем, что с XVIII века вдоль неё пеше-этапным порядком отправляли сосланных на каторгу в Сибирь заключённых. К концу XIX века, когда была написана картина, заключённых уже отправляли на поездах.
В 1892 году из-за своего еврейского происхождения Левитан был выслан из Москвы и некоторое время жил в деревне, находящейся недалеко от Владимирского тракта. О том, как у него зародилась идея написать полотно «Владимирка», рассказала его спутница, художница Софья Кувшинникова.
Как-то, возвращаясь с охоты, вышли они на старую дорогу, и Левитан вспомнил, что это была Владимирка. Сразу же вспомнились заключённые в кандалах, идущие по этой дороге в Сибирь.
Пустынность дороги, нависшие над ней облака, одинокая фигура странницы — всё это создаёт тревожную и тягостную атмосферу, навеянную мыслями о проходивших здесь тысячах заключённых. И только солнечный просвет у горизонта, да белеющая вдали церковь олицетворяют собой луч надежды.
Известный искусствовед Алексей Фёдоров-Давыдов так писал в своей статье о творчестве Исаака Левитана:
«Владимирка» — замечательный, быть может единственный в русской живописи, столь яркий пример выражения социальных идей чисто пейзажными средствами. Такой пейзаж мог появиться только в атмосфере постоянных дум о судьбах России, которыми было проникнуто искусство передвижников. |
А вот отрывок из воспоминаний Корнея Чуковского о выставке Левитана:
Полюбуйтесь его «Владимиркой». Какая жадная даль, какое бешенство ее размаха! Вдохновенна, опьяняющая, манящая ширь… Манящая, но куда. Понятно, куда может заманить Владимирка, — и нельзя ли этой Владимиркой символизировать все творчество славного художника, с его спокойным и примиренным сознанием безысходности всех фаустовских порывов человеческого духа? |
История и описание
От начала работы над картиной до её завершения прошли четыре года. Левитан задумал эту картину и начал работу над ней в Подмосковье, когда он проводил лето 1885 года на усадьбе Киселёвых «Бабкино», находящейся на реке Истре , недалеко от Нового Иерусалима . А заканчивал Левитан эту картину в 1889 году, будучи в Плёсе — небольшом городе, расположенном на правом берегу Волги , куда художник приезжал в течение трёх лет, с 1888 по 1890 год, и где он создал многие известные картины . В XIX веке Плёс принадлежал к Костромской губернии , а в XX веке вошёл в Приволжский район Ивановской области . Плёсская берёзовая роща, которую выбрал Левитан, была расположена на окраине города, недалеко от кладбищенской церкви под названием Пустынка. Художник пришёл туда с картиной, начатой в Подмосковье, и в конце концов завершил её .
Картина построена на игре света и тени на берёзовых стволах, а также на свежей зелёной траве и листве деревьев. Это достигается с использованием широкой гаммы оттенков зелёного цвета, а также выразительных возможностей фактуры , так что создаётся впечатление сияния и излучения оптимистической энергии . Изображая солнечные блики на деревьях, переходы и вибрацию цвета, художник отчасти использует приёмы импрессионистской живописи .
О работе:
У этой картины Левитана есть долгое литературное и фольклорное эхо. Летом 1891 года художник и С. Кувшинникова приехали вместе с Ликой Мизиновой, близкой знакомой А. Чехова, погостить в тверское имение её дяди — Н.П. Панафидина. Поблизости располагалось Берново, имение Вульфов, друзей Пушкина. Пушкин бывал в Бернове. Здесь он услышал рассказ о дочере мельника, которая бросилась в омут, когда помещик отправил её возлюбленного в солдаты. Это предание стало толчком к написанию знаменитой пушкинской «Русалки». Левитану показали легендарный мельничный омут, художник загорелся писать его. Этюд он писал тут же, для работы над полотном ему отвели большой зал в старинном доме. Так родилась эта картина — странная, задумчивая, дышащая загадкой, словно наполненная тихими шорохами.
Омут — сквозной образ русской культуры. С ним всегда связана тайна — несчастной ли любви, страшного ли преступления, встречи ли с тем, что недоступно пониманию. Это мир русалок и леших, это мир неземных озарений и страшного отчаяния. «У каждого в жизни был свой омут», — говорил Левитан своей спутнице. Он уловил это тревожное настроение и выразил его живописными средствами. Это было его кредо: «Природу украшать не надо, — утверждал художник, — но надо почувствовать её суть и освободить от случайностей». Пейзаж «У омута» входит в знаменитую левитановскую «мрачную трилогию» вместе с картинами «Владимирка» и «Над вечным покоем».
Смерть
Сердечные боли, от которых Левитан страдал с юных лет, с возрастом обострились. На фоне общей слабости художник часто подхватывал заболевания, уничтожающие его иммунитет. Вторая вспышка брюшного тифа так же не прошла для мужчины без последствий.
Исаак Левитан
Из-за недомоганий и болей в сердце Левитан даже отказался от любимого времяпрепровождения – охоты. Все это сказалось на психическом состоянии Исаака. Родные перестали узнавать художника. Настроение мужчины менялось от лихорадочно-радостного до слезливо-меланхоличного.
Вера в будущее вернулась к Левитану после поездки в Ялту зимой 1889-го. На курорте художник много времени провел в обществе заболевшего Антона Павловича Чехова. Вернувшись в Москву, Исаак с новой силой начал рисовать и преподавать.
Могила Исаака Левитана
Весной 1900 года на пленэре в Химках Исаак Ильич заболел. Легкая простуда, осложненная низким иммунитетом и хроническим заболеванием сердца, окончательно ослабила художника. К мучительным болям в сердце добавился туберкулез.
После мучительного полузабытья 22 июня (4 августа) 1900 года Левитан скончался. Исаака Ильича погребли неподалеку от Дорогомиловского кладбища, в районе захоронения представителей еврейского народа.
Залы 56−62. Древнерусское искусство
Завершается экспозиция несколькими залами, в которых вы можете познакомиться с искусством Древней Руси. Прежде всего это старинные иконы разных школ, которые опирались на византийские каноны письма. Здесь вы увидите работы Феофана Грека, Андрея Рублева, Дионисия и других знаменитых и безымянных мастеров.
Андрей Рублев. Троица. 1425–1427. Государственная Третьяковская галерея, Москва
«Троица» — самое знаменитое произведение иконописца XV века Андрея Рублева. Это одна из двух работ мастера, которые дошли до наших дней и чье авторство достоверно установлено. Рублев изобразил на ней трех ветхозаветных ангелов: под видом странников они пришли в дом библейского праотца Авраама и рассказали ему о том, что он станет родоначальником великого народа. Одновременно ангелы олицетворяли единство христианского Бога в трех лицах — Отца, Сына и Святого Духа.
Спас Нерукотворный. Вторая половина XII века. Государственная Третьяковская галерея, Москва
«Спас Нерукотворный» — одна из самых почитаемых икон в русском православии. Ее создал иконописец новгородской школы (по одной из версий, его звали Олисей Гречин) еще в домонгольский период — в XII веке. На лицевой стороне иконы изображен лик Христа, на ее обороте — сцена Прославления Креста с двумя ангелами. Икона была создана для деревянной церкви Святого Образа. Оттуда ее перевезли в Успенский собор Московского Кремля, а затем передали в 1930 году в Третьяковскую галерею.
Владимирская икона Божией Матери. Начало XII века. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Владимирский образ Божией Матери — самая ранняя православная икона, которая сохранилась до наших дней. По преданию, ее написал сам евангелист Лука — один из апостолов. Она попала из Иерусалима в Константинополь еще в V веке, а в 1130 году ее подарили киевскому князю Мстиславу Владимировичу, сыну Владимира Мономаха. В XII веке образ хранился в главном храме Владимира, откуда и произошло его название. В 1395 году икону перевезли в Москву, чтобы уберечь от нашествия монголов.
Чтобы после осмотра экспозиции выйти из музея, вернитесь в зал №40, оттуда вы сможете попасть в вестибюль. Если останется время, можете сразу отправиться в Инженерный корпус, который находится рядом с главным зданием, по адресу Лаврушинский переулок, 12. В нем проходят временные выставки российских и зарубежных художников, лекции об искусстве, музейные конференции и круглые столы. А увидеть коллекцию современного русского искусства можно в другом филиале галереи — Новой Третьяковке на Крымском Валу.