«над вечным покоем»

История возникновения замысла и начало работы

У Левитана было много друзей и знакомых, увлечённых живописью и с удовольствием предоставляющих художнику свои усадьбы в Тверской, Владимирской губерниях, где он мог жить и работать. На летние этюды художник также часто выезжал на «дачу» — снимал в хозяйских усадьбах комнаты. В деревне одного такого владельца имения, Ушакова, в самой глубинке Тверской земли на озере Удомля в 1893 году художник и нашёл потрясающий и величественный вид, который поразил его так, что предпочитающий лирические пейзажи Левитан не мог ни откликнуться. С воодушевлением и одержимостью он погрузился в работу. Натурные наброски потребовали всего несколько дней. Затем, закрывшись в комнате-мастерской помещичьей усадьбы, художник с головой ушёл в свой труд

По воспоминаниям биографа и исследователя Левитановского творчества Евдокимова, обитатели усадьбы даже стали тише ходить и говорить — так чувствовалась важность, значительность работы мастера

«Над вечным покоем» и Третьяков

Левитан был очень доволен тем, что «Над вечным покоем» купил Павел Третьяков.

Не потому, что тот платил хорошие деньги. А потому, что он первым разглядел талант Левитана и начал покупать его картины. Поэтому неудивительно, что свою эталонную работу художник хотел передать Третьякову.

И этюд к картине, тот самый, с мрачным зелёным лугом и холодным свинцовым озером, Третьяков тоже купил. И это была последняя купленная картина в его жизни.

Читайте о других работах мастера в статье “Картины Левитана: 5 шедевров художника-поэта”.

***

Если Вам близок мой стиль изложения и Вам интересно изучать живопись, я могу отправить Вам на почту бесплатный цикл уроков. Для этого заполните простую форму по этой ссылке.

Комментарии других читателей смотрите ниже. Они часто являются хорошим дополнением к статье. Ещё вы можете поделиться своим мнением о картине и художнике, а также задать вопрос автору.

Перейти на главную страницу

Англоязычная версия статьи

существительное

«Над вечным покоем» Левитана – философский шедевр


Картина «Над вечным покоем» — пейзажное полотно Исаака Левитана, принадлежащее Государственной Третьяковской галерее. Выполнено маслом на холсте размером 150 х 206 см.

Автор картины

Исаак Ильич Левитан (1860 – 1900) – великий русский художник, мастер поэтических пейзажей. Родился в Литве в образованной, но бедной еврейской семье, переезд которой в 1870-х годах в Москву позволил детям, в том числе Исааку, получить хорошее образование.

В Московском училище живописи, ваяния и зодчества преподавателями Исаака были Перов, Поленов, Саврасов. По воспоминаниям современников художника, Левитан с юных лет с упорством и большой выдержкой работал, овладевая художественным искусством, хотя учение давалось ему легко.

Диплома художника так и не получил, что никак не помешало ему создать сотни ярких и проникновенных полотен, которые выставляются в лучших музеях мира.

Пейзаж «Над вечным покоем», пожалуй, самый серьёзный и глубокомысленный из всех.

История возникновения замысла и начало работы

У Левитана было много друзей и знакомых, увлечённых живописью и с удовольствием предоставляющих художнику свои усадьбы в Тверской, Владимирской губерниях, где он мог жить и работать. На летние этюды художник также часто выезжал на «дачу» — снимал в хозяйских усадьбах комнаты.

В деревне одного такого владельца имения, Ушакова, в самой глубинке Тверской земли на озере Удомля в 1893 году художник и нашёл потрясающий и величественный вид, который поразил его так, что предпочитающий лирические пейзажи Левитан не мог ни откликнуться. С воодушевлением и одержимостью он погрузился в работу.

Натурные наброски потребовали всего несколько дней. Затем, закрывшись в комнате-мастерской помещичьей усадьбы, художник с головой ушёл в свой труд.

По воспоминаниям биографа и исследователя Левитановского творчества Евдокимова, обитатели усадьбы даже стали тише ходить и говорить — так чувствовалась важность, значительность работы мастера

Дуэт кисти и фортепиано

У чуткого и вдумчивого зрителя картина «Над вечным покоем» рождает музыкальные ассоциации. Интересно, что художник работал над картиной под звуки симфоний: он просил свою спутницу Софью Кувшинникову непрерывно аккомпанировать ему – музыка давала дополнительное вдохновение.

В одной из двух снимаемых ими комнат усадьбы стоял старинный, но хорошо звучавший клавесин – на нём муза художника часами играла Листа, Шопена. Но чаще всего звучала Героическая симфония Бетховена, некоторые части которой своим эмоциональным накалом доводили впечатлительного гения до душевных страданий и слёз.

Предельная обострённость чувств помогала художнику передать их посредством кисти на полотно и отразить в нём особенный драматизм.

Грандиозная работа закончена

Всё лето 1893 года с утра до позднего вечера Левитан работал над полотном. Было создано несколько эскизов и этюдов к картине. Осенью холст перевезли в Москву. По завершении работы в начале 1894 года художник поставил автограф, и началась выставочная жизнь полотна, сразу приобретённого Павлом Третьяковым для своей галереи. Сам Левитан был очень горд и счастлив этим фактом.

Описание картины «Над вечным покоем»

Будто птица в полёте бросила взгляд – под таким ракурсом художник открывает зрителю широкую панораму. Значительную часть полотна занимает небо: его свет и голубизна всё более вытесняются клубами грозных, суровых туч, которые сгущаются, предвещая скорую бурю. Вдалеке у горизонта их напряжение уже пролилось дождём.

Залиты дальние луга и поля. В тех же свинцовых переливчатых тонах изображена водная стихия, что усиливает величественность и суровость картины. Поверхность воды только холодной рябью выдаёт своё настороженное ожидание неминуемой бури.

Растущий хаос в небе приносит неспокойность и на землю: ветер склоняет деревья, заставляя их неистово размахивать ветвями.

Сам мастер в минуты отчаяния остро чувствовал эту безысходность и приходил в ужас от безжалостного и равнодушного хода времени, когда в вечности тонут и тонут поколения за поколениями.

Но всё же картина «Над вечным покоем» не о беспросветности. Оптимизм и надежду вселяет старая деревянная, потемневшая от времени церковь, которая возвышается на зелёном холме, нависающем над водой. К намоленной церквушке, внутри которой теплится заветный живой огонёк, ведёт светлая тропинка, и небо здесь светлое. Так и душа человека тянется к свету и побеждает темноту и ужас перед смертью.

Вариант 3

Интересно, в каком настроении художник рисовал картину. Явно не в радужном и весёлом. О чём он думал? О чём переживал? Картина заставляет задуматься о цене человеческой жизни, её хрупкости. Всё просто — был человек, и нет его.

Картина написана в мрачноватых тонах. На небе огромные свинцовые тучи закрывают солнце. И река какая-то холодная. Нет ни одной яркой краски. Радоваться тут нечему. Церквушка и кладбище, последнее пристанище человека на этой земле. Эти два атрибута, связанные со смертью и похоронами.

Они стоят на крутом утёсе, который как нож масло, разрезает реку надвое. И церковь старая заброшенная, нет в ней ни батюшки, ни прихожан. Давно здесь не проводятся службы. И кладбище заброшено, аж кресты согнулись. Вот так похоронят человека и быстро забудут о его существовании. Как будто и не жил он вовсе.

Эта широкая необъятная река вызывает ощущение бездны. Кажется,

ещё один шаг с утёса, и река поглотит тебя. На просторах гуляет ветер и гнёт деревья возле кладбища, гонит мелкую рябь по реке. Но жизнь продолжается. И тот же ветер разгонит тучи. Выйдет солнце из-за туч. Упадут его лучи на землю и согреют её и всех, кто на ней живёт.

А мне вот кажется, что этот утёс похож на корабль, который своим носом разрезает водную гладь. Он плывёт против течения реки, против течения жизни. Он бросает вызов стихии. А темно-зелёные деревья похожи на паруса, которые гнутся под ветром, но не ломаются. И позволяют кораблю плыть дальше. Ветер наполняет паруса и гонит корабль-утёс по реке.

И пусть церковь старая, но ещё не упал крест и золотой купол-луковка. Значит, ещё есть надежда, значит, не всё потеряно. Пока человек живёт, он должен не опускать руки, бороться, не сдаваться. Попросить помощи и совета у Бога.

В церкви не только отпевают, в церкви ещё и крестят детей, и венчают молодожёнов. На Руси церковь всегда считалась главным местом. В воскресенье сюда на службу ходили всей семьёй. Церковь похожа на капитанский мостик корабля. Вот сейчас выйдет батюшка-капитан, зазвучат церковные колокола, подобно колоколу на настоящем корабле. И не смотря ни на что, корабль починит такелаж, оправится после житейских бурь, наберёт новую команду и в добрый путь!

Сочинение по картине Левитана «Над вечным покоем»

Главная › Сочинения по картинам › Левитан И.И. › Сочинение по картине Левитана «Над вечным покоем»

Порою человек мнит себя творцом природы, возвышает себя над остальными живыми существами, но такое господство носит относительный характер. Перед напором стихии и всемогущей природы человек кажется маленькой козявкой, которую легко прихлопнуть одним движением руки. Такие мысли вызвала в моем сознании картина Левитана «Над вечным покоем».

На картине изображен утес, на котором притаилась маленькая церквушка. За ней выросли огромные деревья, а немного поодаль художник показал нам старое кладбище, которое всеми забыто и никому не интересно. Заброшенное кладбище вызывает весьма мрачные мысли о быстротечности жизни, о том, что ход времени не остановить. Люди, погребенные в этом уединенном месте, когда-то любили и были любимыми. Они жили и наслаждались своей жизнью, а сейчас даже за покосившимся крестом присмотреть некому.

Внизу раскинулось озеро, которое сливается с небом. Они образуют огромное белое пространство, в котором просто не будет места для людей. Чтобы подчеркнуть величественность природы, художник изобразил и озеро, и небо белыми красками.

Картина Левитана «Над вечным покоем» производит тяжелое впечатление. В первый же миг хочется убежать от нее вдаль, чтобы не видеть этого холодного и пустого пространства, которое безмолвно и холодно наблюдает за жизнью, но не становится ее частью.

Сочинение по картине «Над вечным покоем» Левитан

Среди множества прекрасных, ярких и красочных полотен Левитана Исаака Ильича, есть такие произведения, которые раскрывают душу художника. Они показывают, насколько ничтожна жизнь человека в целом. Его полотно «Над вечным покоем» писатели сравниваю с криком немой души.

Мы видим небольшой зеленый утес. На самом его краю расположилась старенькая, уже прогнившая от времени церквушка. За зарослями кустов виднеется заброшенное кладбище. Если бы нестоящие кресты на фоне воды, то оно и вовсе было бы незаметным. Весь этот и без того маленький кусочек жизни окружает огромное холодное озеро и небо с массивными свинцовыми тучами. Всей своей силой они показывают превосходство над человеческой жизнью. Насколько она мала и ничтожна.

Стихии автор показал холодными оттенками, предавая им вид тяжести и сокрушения. Озеро кажется спокойным, но от этого становится еще мрачнее. И только маленький проблеск света в окне церквушки придает картине жизнь. Показывает, что еще не все потеряно, что есть кому противостоять мрачным силам природы.

Картина приводить зрителя в раздумья. Дает почву для размышления и переосмысления собственной жизни. Показывает, насколько эта жизнь коротка и непредсказуема. Она как бы приказывает добавить красок, теплоты и яркости, но это уже должен решать каждый для себя.

источник

Еще в разделе «Левитан И.И. »

  • › Сочинение по картине Левитана «Зимой в лесу»
  • › Сочинение по картине Левитана «Весна. Большая вода»
  • › Сочинение по картине Левитана «Март»
  • › Сочинение по картине Левитана «Осенний день. Сокольники»
  • › Сочинение по картине Левитана «Осень. Дорога в деревне»
  • › Сочинение по картине Левитана «Березовая роща»
  • › Сочинение по картине Левитана «Над вечным покоем»
  • › Сочинение по картине Левитана «Тихая обитель»
  • › Сочинение по картине Левитана «У омута»
  • › Сочинение по картине Левитана «Лесистый берег»
  • › Сочинение по картине Левитана «Ранняя весна»
  • › Сочинение по картине Левитана «Золотая осень»
  • › Сочинение по картине Левитана «Вечерний звон»

Art on Web — художники в сети

биография, картины Главная → Левитан Исаак → Картины → Над вечным покоем

Картина Исаака Левитана «Над вечным покоем» является заключением драматической трилогии, которую художник создал в начале 1890-х годов. К этой трилогии принято относить картину «У омута» и «Владимиркой». Многие улавливают в картине «Над вечным покоем» не только воспевание вечной красоты природы, но и философское размышление о бренности человеческого бытия. Ветхая деревянная церквушка стоит на пустынном берегу огромного озера под клубящимися свинцово-лиловыми тучами. На заднем плане изображен унылый погост, над которым согнулись под резкими порывами ветра деревья. Вокруг ни души, лишь свет, мерцающий в окне церкви, дает страннику небольшую надежду на спасение. Картина переполнена чувством глубокой тоски, одиночества и бессилия. Художник не случайно определил ракурс отображения образа. Чувствуется точка зрения автора картины, которая устремляет взоры зрителя ввысь наперекор холодным воздушным потокам.

Работа Левитана «Над вечным покоем» по праву является наиболее яркой и значительной в творчестве художника. В своих письмах к П.Третьякову, Левитан писал, что полностью сам воплотился в нее. Своим содержанием и психологическим состоянием она полностью соответствует его настрою. Не случайно один из друзей Левитана назвал эту работу «Реквиемом самому себе». Рождалось это произведение под печальную торжественную музыку Бетховена, а именно, траурный марш из «Героической симфонии».

Левитан считается художником печального пейзажа. Его пейзажи часто вызывают боль и уныние. Многие связывают это с воспоминаниями о далеком и грустном детстве автора, ведь пейзаж всегда печален, когда печален человек. Рассматривать картину Левитана «Над вечным покоем» лучше медленно и вдумчиво. Как и многие другие работы, она не ошеломляет глаз, а наоборот точна и скромна, подобна рассказам Чехова, но чем глубже всматриваешься в нее, тем милее становится глубина и ее пронзительность. Ощутив прелесть дождей, художник создал знаменитые полотна «После дождя» и «Над вечным покоем». Написана картина «Над вечным покоем» была в Тверской губернии, на берегу озера Удомли. В ней поэзия ненастного дождливого дня выражена с большой силой.

Пожалуй, нельзя назвать другого художника кроме Левитана, который мог передать неизмеримые просторы русского ненастья с такой печальной силой. Величие этого ненастья ощущается через покой и торжество. Обсудить на форуме

История создания картины

Работу над полотном Левитан начал за год до вернисажа. Лето 1893 года он провел в Поволжье, в усадьбе Островно, расположенной неподалеку от озера Удомля.

Хозяйка имения, Екатерина Ушакова, позаботилась о том, чтобы создать все условия для творчества Исаака Ильича, выделив две светлые просторные комнаты на втором этаже своего дома. Из окна он мог подолгу любоваться закатом солнца, а с балкона открывался дивный вид на озеро. В то лето художник создал ряд эскизов, а также серию живописных этюдов, завершив пленэр масштабным эскизом будущего полотна. Вернувшись в Москву, он закончил свой труд.

Над вечным покоем. Философия Левитана

Исаак Левитан. Над вечным покоем. 152 х 207.5 см. 1894. Государственная Третьяковская галерея, Москва.

Исаак Левитан (1860—1900) считал, что в картине «Над вечным покоем» отражается его сущность, его психика.

Но знают эту работу меньше, чем «Золотую осень» и «Март». Ведь последние включены в школьную программу. А вот картина с могильными крестами туда не вписалась.

Время познакомиться с шедевром Левитана поближе.

Где написана картина «Над вечным покоем»

Озеро Удомля в Тверской области.

У меня особое отношение к этой земле. Каждый год всей семьёй отдыхаем в этих краях.

Именно такая здесь природа. Просторная, напитанная кислородом и запахом травы. Здесь звенит в ушах от тишины. И так насыщаешься простором, что потом с трудом узнаешь квартиру. Так как нужно вновь втиснуть себя в стены, покрытые обоями.

Пейзаж с озером выглядит иначе. Вот этюд Левитана, написанный с натуры.

Исаак Левитан. Этюд к картине «Над вечным покоем». 1892. Третьяковская галерея.

А вот сама картина уже создавалась в студии. Левитан оставил место эмоциям, но добавил размышления.

Смысл картины «Над вечным покоем»

Русские художники XIX века часто делились замыслами картин в переписке с друзьями и меценатами. Левитан не исключение. Поэтому смысл картины «Над вечным покоем» известен со слов художника.

Художник пишет картину как будто с высоты птичьего полёта. Мы смотрим сверху на кладбище. Оно и олицетворяет вечный покой уже ушедших из жизни людей.

Этому вечному покою противопоставлена природа. Она в свою очередь олицетворяет вечность. Причём вечность устрашающую, которая поглотит всех без сожаления.

Природа величественна и вечна по сравнению с человеком, слабым и недолговечным. Бескрайний простор и облака-великаны противопоставлены маленькой церквушке с горящим огоньком.

Исаак Левитан. Над вечным покоем (фрагмент). 1894. Третьяковская галерея, Москва.

Церквушка не выдумана. Художник запечатлел ее в Плесе и перенёс на простор озера Удомля. Вот на этом этюде она вблизи.

Исаак Левитан. Деревянная церковь в Плесе при последних лучах солнца. 1888. Частная коллекция.

Мне кажется, эта реалистичность прибавляет веса левитановскому высказыванию. Не абстрактная обобщенная церквушка, а самая настоящая.

Вечность не пощадила и ее. Она сгорела 3 года спустя после смерти художника, в 1903 году.

Исаак Левитан. Внутри Петропавловской церкви. 1888. Третьяковская галерея, Москва.

Но не удивляйтесь, если картина вызовет у Вас другие эмоции, не похожие на левитановские.

В конце XIX века было модно размышлять в духе «люди — песчинки, которые ничего не значат в огромном мире».

В наше время мировоззрение другое. Все-таки человек и в открытый космос выходит, и в интернет. И роботы-пылесосы бороздят наши квартиры.

Роль песчинки человека современного решительно не устраивает. Поэтому «Над вечным покоем» может вдохновлять и даже успокаивать. А страх и вовсе не почувствуете.

В чем живописное достоинство картины

Левитан узнаваем по утонченным формам. Тонкие стволы деревьев безошибочно выдают художника.

Исаак Левитан. Весна — большая вода. 1897. Третьяковская галерея, Москва.

В картине «Над вечным покоем» деревьев крупным планом нет. Но тонкие формы присутствуют. Это и узкое облако поперёк грозовых туч. И чуть заметное ответвление от островка. И тонкая тропинка, ведущая к церквушке.

Главный «герой» картины — пространство. Вода и небо близких оттенков разделены узкой полосой горизонта.

А вот недружелюбность этой вечности Левитан передал с помощью холодных оттенков. Эту холодность легко увидеть, если сравнить ее с более «теплой» картиной художника.

Справа: Вечерний звон. 1892. Третьяковская галерея, Москва.

«Над вечным покоем» и Третьяков

Левитан был очень доволен тем, что «Над вечным покоем» купил Павел Третьяков.

Не потому, что тот платил хорошие деньги. А потому, что он первым разглядел талант Левитана и начал покупать его картины. Поэтому неудивительно, что свою эталонную работу художник хотел передать Третьякову.

И этюд к картине, тот самый, с мрачным зелёным лугом и холодным свинцовым озером, Третьяков тоже купил. И это была последняя купленная картина в его жизни.

  • Оксана Копенкина
  • Перейти на главную страницу

Популярные сочинения

  • Сочинение-описание по картине Светлый день Млады Финогеновой (6 класс) Млада Константиновна Финогенова – представитель русской школы изобразительного искусства. Основными направлениями ее творчества были пейзажная живопись
  • Сочинение Дорога в космос Когда люди мечтают, то им становятся доступны самые разные достижения. Известным примером являются такие люди как Циолковский и Королев. Они не только работали, но и много мечтали, они жили в предыдущем веке и были философами и учеными.
  • Описание картины Зима Шишкина сочинение (2, 3, 4, 5, 6, 7 класс) Когда наступают холода, природа замирает и больше не существует будто движения и живность куда-то исчезает. Наступает сон, который идет естественным ходом как противоположность активности лета.

Популярные сочинения

  • Сочинение-сказка о животных (2, 3, 4, 5, 6 класс) Осенью лесные звери стали готовиться к зимовке. В корнях большого дерева они построили один погреб на всех. Каждый положил туда что-то своё. Белка принесла разные орешки и сушёные ягоды
  • Что такое литература — сочинение Литература — это один из видов искусства, которое объединяет такие художественные произведения как романы, повести, рассказы, стихотворения, поэмы и так далее
  • Сочинение Яша в пьесе Вишневый сад (Образ и характеристика) Яшка — действующих лицо из выдающейся литературной работы Чехова «Вишневый сад». Юноша всегда сетовал на собственную страну. Всё ему не нравилось, то народ не тот, то образованность в стране плохая

Интересные факты о создании и продаже

Свою работу над картиной «Вечный покой» Левитан начал в 1893 году. В то время ему пришлось посетить немало мест — имение Гарино на речке Мсте, станция Троица, усадьба Ушаковых. Все увиденные художником пейзажи были взяты на основу композиции полотна. В ходе изучения истории написания «Над покоем вечным» можно выяснить несколько удивительных фактов создания и дальнейшей судьбы произведения:

  • Местность была полностью позаимствована авторов во время верховой поездки около озера Удомля, находящегося в нескольких километрах от Островно.
  • Во время создания своего шедевра автор писал графические варианты эскизов, живописные этюды.
  • Писалась картина маслом на холсте. Размер готовой работы составляет 150 на 206 сантиметров. Ныне шедевр русского искусства хранится в Государственной Третьяковской галерее (Левитанский зал).
  • Работа, начатая в усадьбе у озера, была продолжена художником в московской студии. Завершающим штрихом послужила авторская подпись в нижнем уголке.
  • Впервые картина экспонировалась на 22-й выставке Товарищества передвижных художественных выставок в Санкт-Петербурге.
  • До петербургской выставки произведение, как и один из эскизов, были приобретены Павлом Третьяковым. Художник был доволен таким сотрудничеством не из-за прибыльности дела, а оттого что покупатель был первым человеком, оценившим однажды творческий талант Исаака Ильича.

Во время выставки полотно привлекло большое внимание зрителей и экспертов. Критики же в один голос твердили, что изображение вызывает смешанные чувства и недоумение

Философская идея сперва не была понята. Ее критиковали, говоря о завышенном значении и высокомерном переоцененном названии, слабости живописной композиции.

https://youtube.com/watch?v=6TGo8ity3Y8

«Покоем» (имя существительное)

Значение слова «покой» по словарю С. И. Ожегова

  • См. покой
  • Состояние относительной неподвижности отсутствия движения . Состояние тишины, отдыха, бездеятельности, отсутствие беспокойства
  • Состояние, при котором снижается интенсивность жизнедеятельности
  • Старинное название буквы «п»

Морфологический разбор имени существительного

  • I Часть речи: имя существительное;
  • IIНачальная форма: покой — единственное число, именительный падеж;
  • IIIМорфологические признаки:
    • А. Постоянные признаки:
    • Б. Непостоянные признаки:
  • IV Синтаксическая роль: в зависимости от контекста, может быть следующими членами предложения:

дополнениеопределениеопределение-приложениеобстоятельство

Склонение имени существительного по падежам

кто? что?</td>покой</td>покои</td>Родительный падежкого? чего?</td>покоя</td>покоев</td>Дательный падежкому? чему?</td>покою</td>покоям</td>Винительный падежкого? что?</td>покой</td>покои</td>Творительный падежкем? чем?</td>покоем</td>покоями</td>Предложный падежо ком? о чём?</td>покое</td>покоях</td></tbody></table>

Описание картины Исаака Левитана «Над вечным покоем»

Картина Исаака Левитана «Над вечным покоем» — это третья работа художника в драматической трилогии, куда входят еще картины «У омута» и «Владимирка». Это полотно отличается появлением в нем философской составляющей, которая не менее важна, чем любование природой. Работа наполнена одиночеством и глубокой тоской, что подчеркивается тщательно продуманным выбором ракурса.

Работа художника-пейзажиста поразила многих своей эмоциональностью. Перед зрителями открывается грандиозная панорама: высокий мыс берега, бескрайние водные просторы озера и огромное небо с грозовыми облаками. Мыс кажется плывущим, но невольно зрители устремляют свой взор вперед по направлению его движения к маленькому островку, к синим далям на горизонте и затем вверх на небо. Три стихии — земля, вода и небо — охватываются разом, одним взглядом, они изображены обобщённо, большими, четко очерченными деталями. И именно обобщенностью изображаемого этот пейзаж отличается от предыдущих — художник создает величественный, монументальный образ природы.

Здесь, как и на других полотнах Левитана, природа живет. В этой картине психологизм, свойственный всем картинам автора, приобретает новое качество: и здесь природа тоже живёт, но собственной жизнью, протекающей помимо воли человека. Она одухотворена, как бывает одухотворена природа в сказках, былинах. Зритель видит здесь не просто поверхность воды, в которой отражается окружающее, как это привычно нам, он ощущает ее как единую массу, которая колышется в громадной чаше и светится единым белесо-свинцовым цветом. Небо тоже объято движением, величественные действия развертываются на нём: движутся беспорядочно громоздящиеся, клубящиеся, сталкивающиеся друг с другом облака, более темных, свинцово-фиолетовых, тонов и более светлых, более тяжелых и более легких. И только небольшое розовое облачко, выходящее из возникшего между тучами просвета, облачко, очертания которого напоминают островок в озере, спокойно проплывает мимо и скоро исчезнет.

Отметим также и земную часть картины — мыс с приютившейся на нем старой церквушкой, деревьями, раскачиваемыми ветром и покривившимися могильными крестами. Земная жизнь включается в вечную жизнь природы. Раздумья о смысле жизни, о жизни и смерти человека, о бессмертии, о беспредельности жизни рождает это полотно. Левитан писал в одном из писем: «Вечность, грозная вечность, в которой потонули поколения и потонут ещё… Какой ужас, какой страх!».

«Картина «Над вечным покоем» заставляет задуматься над смыслом жизни и над ее быстротечностью. В ней я весь, со всей своей психикой, со всем моим содержанием», — говорил об этой картине сам художник.

Источник

О работе:

Во многом благодаря усилиям передвижников, пейзаж, до того задвинутый в русском изобразительном искусстве на второй план, обрёл права гражданства.

«Над вечным покоем» — одно из самых глубоких, философски насыщенных произведений Левитана. Лето 1894 года Левитан и С. Кувшинникова проводили в Тверской губернии, близ озера Удомли. На этом озере художник и задумал свой шедевр. Древняя деревянная церковка перекочевала на полотно с одного из этюдов, сделанных Левитаном еще в Плёсе. Картина представляет зрителю очевидную оппозицию вечности торжественной жизни природы и бренности человеческого существования.

Полотно стоит несколько особняком в ряду пейзажей Левитана, для которых характерна пронизанность именно человеческими переживаниями, человеческим настроение, — здесь природа выступает совершенно самостоятельным целым («божественное нечто», как назвал её однажды Левитан), рядом с которым все человеческие страсти выглядят смешными и ненужными. «В ней я весь, со всей своей психикой, со всем моим содержанием», — писал о картине художник Третьякову, купившему и этот его шедевр. Любопытно: во время работы над картиной Левитан всё время просил Кувшинникову играть ему героическую симфонию Бетховена.

С передвижниками, как правило, связывают усиление социального звучания отечественной живописи. Соотнося их искусство с новейшими демократическими веяниями в тогдашней русской культуре, определяют их место — место первооткрывателей новых тем, адептов гуманизма и пр. Всё это так, но вместе с тем именно передвижники, нашедшие пронзительную красоту в негромкой русской природе, сделали пейзаж, до них задвинутый на «прикладные» роли, необыкновенно популярным жанром. И уж, во всяком случае, вполне самостоятельным, самоценным. Левитану, «королю» русского пейзажа, предшествовали такие крупные мастера, как Саврасов, Шишкин, Поленов и др. «С Саврасова, — писал Левитан о своём любимом учителе, — появилась лирика в живописи пейзажа и безграничная любовь к своей родной земле…»

Левитан был мастером изображения неба. Оно у него везде разное: грозовое, умиротворённое, ветреное, светящееся голубизной, наливающееся свинцом и пр. Всякая конкретная форма при этом обусловлена основным настроением данного полотна, а точнее — взаимообусловлена, то есть одновременно и диктуется этим настроением, и сама это настроение формирует. Если художнику требовалось представить идеальный образ русской жизни — как это было при создании картины «Тихая обитель» (1890), —то и небо он писал в соответствии с этим: недвижное, вечное, почти благостное, с мирно застывшими над монастырём барашками облаков. Если Левитан хотел дать зримый образ тишины — как это было при создании картины с характерным названием «Тишина» (1898), то сумеречное небо он писал «молчаливым», в соответствии с мудрым молчанием заснувшей природы. Работая над полотном «Над вечным покоем», он решал иную задачу: показать одухотворенность самой природы, её «отдельность» по отношению к человеку, объявившему себя её царём. И здесь именно небо определяет это грозное и торжественное движение природы, ассоциирующееся с вечностью, которая заставляет художника не только трепетно преклоняться перед нею, но и ужасаться, страшиться, тосковать. Огромные массы облаков словно на странном параде величественно плывут перед нашими глазами. Их цвет меняется — от свинцового до розового, они, принимая причудливые очертания, дышат тайной жизнью, они полны грозных знаков.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Енот на Волге
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: