Боярский свадебный пир в XVII веке
- Константин Егорович Маковский
- Боярский свадебный пир в XVII веке
- 1883, 236?400 см • Масло, Холст
- Описание картины «Боярский свадебный пир в XVII веке»
Русский художник Константин Маковский запросил у Павла Третьякова за «Боярский свадебный пир в XVII веке» 20 тысяч рублей.
Немыслимая цена по тем временам! Третьяков отказался, что ничуть не огорчило художника. В отличие от многих его современников, для него свет клином на Третьякове не сходился. И он благополучно продал «Боярский пир» американскому ювелиру Шуману за 60 тысяч.
Причем покупатель был в полном восторге, немедленно заказал еще одно полотно – «Выбор невесты царем Алексеем Михайловичем» (1887 г) — и запустил производство открыток с репродукциями «Пира».
«Боярский пир» сначала в доме Константина Маковского представили в виде так называемой «живой картины». Такая забава была чрезвычайно популярна в то время в высшем обществе. Участники делились на команды, и каждая показывала некое живописное произведение, которое соперники должны были угадать.
Играть в это в доме Константина и Юлии Маковских было особенно интересно: чего-чего, а антуража у него для подобных дел хватало, а теплая, комфортная атмосфера привлекала в их гостиную множество интересных людей. Бывать у Маковских стало в некотором роде вопросом престижа и при этом оставалось очень приятным времяпровождением.
Причем для Константина Маковского «живые картины» были не только забавой, но и методом, творческим инструментом. Он нередко менял местами элементы игры, и сначала составлял картину в своем воображении, потом воссоздавал с гостями, эту постановку фотографировали, затем Маковский писал на основе фотографии картину. Именно так было с «Боярским пиром».
С этого большого полотна и начался этап знаменитых «боярских картин» Маковского, которые чаще всего предварялись созданием «живых картин» (1, 2, 3).
Специалисты отмечают высокую степень исторической достоверности в изображении Маковским одежды, убранства, аксессуаров, обстановки в целом. Перед нами – свадебный обряд в России XVII века. В роли невесты выступила жена художника Юлия, сам он показан в образе жениха.
А перед молодыми на тарелке жареная курица. Дело в том, что по традиции новоиспеченные супруги на свадьбе не должны были есть. И лишь по завершении трапезы их отправляли в спальню, вручив эту самую курицу для подкрепления сил.
Судя по смущенному лицу девушки и смеющимся гостям, молодым как раз дают «советы» по поводу поведения в спальне.
- Алена Эсаулова
- https://artchive.ru
- О картине:
Будучи страстным собирателем редких предметов различных культур и исторических эпох, живописец частенько использовал их для создания нужного интерьера в своих работах. С помощью такого же метода, «живой картины», была создана и эта замечательная работа, воплощающая боярский свадебный пир.
Для правдивого воссоздания антуража автор использовал свою коллекцию старинных вещей, а также объездил немало коллекционеров, и пригласил аристократов в качестве статистов.
Выстраивание композиции предварялось музыкальными вечерами, переодеванием, а после Маковский подробно «собирал» своих немых артистов в сцену и разъяснял каждому что они должны изображать.
По настоящему новаторский метод того времени!
Данная работа была создана специально для экспонирования в Европе.
Маковский искал признания за рубежом, и выбрал сюжет неслучайно – европейцы очень интересовались в то время самобытной русской историей, поэтому работу, так достоверно и красочно описывающую сцену из жизни XVII века, приняли хорошо.
Впрочем, успех только усилили раскол между Маковским и многими его друзьями-художниками, в особенности с передвижниками, которые видели, прежде всего, социальную роль искусства и считали, что русскому художнику негоже искать славу у зарубежного зрителя.
В первую очередь, обращает на себя внимание роскошные наряды бояр – богатые кафтаны, расшитые узорами, высокие женские головные уборы, тяжёлые складки мужских одежд. Стены расписаны, на столах кубки, а слуги уже спешат с яствами – всё здесь пропитано русским духом с невероятно самобытной культурой
Среди всего не сразу замечаешь молодых, ибо их личности не столь масштабны по сравнению с настоящим событием – объединяются два боярских рода.
Тост произнесён, и под крики «Горько!» юноша пытается поцеловать девушку, а та стыдливо отводит лицо, смущаясь и робея. Опытная сваха по левую руку молодой как бы подталкивает нерешительную новоиспечённую супругу.
Герои по-разному глядят на эту сцену – девушка на выданье смотрит на подругу с завистью, а вот няня выглядит печальной, так как отлично знает тяжёлый быт замужней женщины.
Собственный выбор
Маковский стремится к другому признанию – в светских кругах и за щедрое вознаграждение. Он всё чаще получает заказы от аристократов и знаменитостей на портреты, начинает выставлять свои произведения отдельно от собратьев по кисти. А побывав за границей в середине 1870-х, окончательно сформировал для себя направление работы, которое удовлетворяло бы его по всем параметрам: живопись, известность и деньги. Работу свою он оценивал очень высоко. Примером может послужить курьёзный случай с заказом московского предпринимателя Пороховщикова полотна «Славянские композиторы». Маковский запросил 25 тысяч рублей, а Репин в итоге исполнил за полторы тысячи. Даже Павел Третьяков редко покупал картины Маковского. Да, великолепные, но слишком дорогие, считал он.
Что предшествовало пиру
Подготовка начиналась с составления пировальной росписи, в которой составлялся подробный план действия. Прописывались имена тех, кто был ответственен за организацию и обслуживание пира, а также перечислялись все гости, обозначались их места за столом. Подробно описывалось, какие кушанья и в каком порядке будут подаваться.
Пир Ивана Грозного в Александровской слободе. Картина русского художника Юрия Сергеева.
Помещение для пира украшалось очень тщательно. Если были приглашены иностранные гости, то использовалась дорогая посуда, а не обычная, глиняная или деревянная, которой ежедневно пользовались до 16 века.
Столы покрывались скатертями, ставились приборы для специй (соль, хрен, перец, уксус, привозные пряности). Интересно, что индивидуальные столовые приборы стали подаваться каждому гостю лишь с 17 века, а до этого такими привилегиями пользовались лишь особо знатные участники пира. Например, принц Бухав оставил записки, в которых говорил, что во время пира у Ивана Грозного ему пришлось пользоваться ножом и тарелкой на пару с соседом по столу.
Детство и юные годы
Детство художника было по-настоящему счастливым. Он рос не только в любящей и заботливой семье, но и в атмосфере, наполненной творчеством и свободой мысли. Дом Маковских считался в их окружении центром искусства, где регулярно проводились творческие вечера. Гостями семьи были известные в то время личности: писатели, художники, композиторы.
Эти вечера часто посещали Василий Тропинин и Карл Брюллов, которые впоследствии оказали влияние на творчество Маковского. У Константина были младшие братья и сестры, с которыми он разделил счастливое детство. Все дети Маковских посвятили свою жизнь искусству.
Как рассаживали гостей: садись по отчине!
Лавки ставили у стен, а столы вдоль них. Если гостей было очень много, то делали ряды из столов. Стол царя устанавливался на специальном возвышении. Кроме правителя за него усаживались царевич, патриарх и в редких случаях особый гость. Женщинам, царице и царевнам, разрешалось присутствовать только на свадебных пирах. За иными они с любопытством следили через специальные окошки. Видимо, чтобы было не очень обидно, иногда устраивались приемы для боярынь, для этого стол накрывали в палатах у царицы.
Иностранные гости безропотно занимали те места, на которые им указывали. А вот русские окольничие и бояре спорили до изнеможения за право сидеть на лучшем месте. За это были предусмотрены наказания: могли лишить вотчины и даже казнить. Место нужно было занимать по отчине, то есть по расстоянию до царского стола. Нарушение могло сказаться на последующей службе, и даже на родне провинившегося. Чтобы решить эти проблемы, стали проводить пиры без мест. Это означало, что какое бы место не занял боярин столом, это не скажется на его службе.
Популярные сочинения
- Сочинение Мои планы на будущее Мои планы на дальнейшее существование. Какие они? Каким образом мне хочется провести дальнейшие дни? На мой взгляд, задаваться подобны вопросом вполне актуально практически для каждого человека. Другое дело, не всегда подобный вопрос является актуальным.
- Мир живой природы — сочинение Не помню такого лета, чтобы родители не отправляли меня в деревню, погостить у бабушки и дедушки. С дедушкой мы часто бываем в лесу и на речке. Это те прекрасные места, где мы познаем особенный
- Анализ произведения Бежин луг Тургенева Рассказ написан Тургеневым в 1851 году и является частью цикла «Записки охотника». Его особенностью является то, что впервые в русской литературе главные герои произведения – крестьянские дети.
Биография Константина Маковского
Родился: 2 июля 1839. Ранние годы жизни будущего художника прошли в творческой семье. Отец (Егор Маковский) – художник-любитель, ставший основателем Московского училища живописи. Родные братья, сестры Константина – также художники:
- Александра Маковская – пейзажистка середины 19 века;
- Николай Маковский – пейзажист, мастер жанровой живописи;
- Владимир Маковский – мастер бытовой живописи, график, знаменитый педагог.
Воспитание отца, всем сердцем любившего искусство живописи, творческая атмосфера, влияние знаменитых друзей родителей, часто посещавших дом Маковских – из этого складывается детство Константина. Неудивительно, что впоследствии он связал жизнь именно с творчеством, с рисованием.
Двенадцатилетний Константин поступает в Московское училище живописи, основанное его отцом. Уже через семь лет он – один из лучших студентов Императорской академии живописи. Академию Константин не окончил. Отказавшись участвовать в конкурсе, покинул учебное заведение, не получив диплом, со скандалом. Участниками знаменитого «Бунта четырнадцати» стали: Крамской, Маковский, Заболотский, Лемох, Вениг и другие лучшие студенты Академии. Взбунтовавшись против жестких, консервативных взглядов преподавателей, требовавших строгое приверженство к академической живописи, молодые художники отказались участвовать в конкурсе «Золотая медаль Академии» и продолжать учебу.
Позднее Маковский присоединяется к Крамскому в «Санкт-Петербургской артели художников». Так проходит середина шестидесятых годов 19 века.
1870. Константин вместе с братьями и другими членами «Артели» основывают «Товарищество передвижных выставок». Не считая «Артели», передвижники стали первым настолько масштабным независимым художественным сообществом императорской России.
Сотрудничество с Академией Маковский не разрывает. Произведения Константина Егоровича Маковского выставляются в Академии наравне с передвижными выставками нового общества. В картинах отмечают острую социальную направленность. Маковский стремится показать простой, народный быт русских городов.
Резкие перемены стилистического духа произведений Маковского случаются позднее: после путешествия в северо-восточную Африку, на Балканы. Константина Егоровича начинает привлекать игра цветом, формой. За это многие критики того периода осуждают художника
Он предает идеалы «Передвижников», отвлекаясь от проблем современности и обращая внимание на внутренние проблемы поиска своего художественного «Я», наполняя картин декоративностью. Работы художника называют эстетически превосходными, но – «пустыми», бессодержательными, с поверхностным смыслом
80 годы 19 века. Константин Егорович становится (как отмечали советские критики) «салонным художником». Работы мастера ценятся в элитных кругах. Многие аристократические дворянские персоны, включая членов императорской семьи, хотят портреты руки Маковского. Кроме портретов, художник также рисует картины исторической, мифологической тематики: «Суд Париса», «Смерть Ивана Грозного». Огромная популярность подтверждается заслуженными наградами: золотая медаль Всемирной выставки в Париже.
До самой смерти (1915) Маковский не теряет популярности. Жизнь обрывается трагической случайностью: трамвай врезается в экипаж художника. К сожалению, могила мастера на Никольском кладбище не сохранилась.
Хотя официально Константина Егоровича называют представителем русского академизма, стиль мастера впитал в себя яркие черты влияния других направлений. С ранних лет заметны в работах Маковского романтическое веяние, излишний декоративизм, вдохновленный творчеством Брюллова. Задолго до развития русского импрессионизма полотна Константина Егоровича уже обладают некоторыми элементами подобного стиля: отсутствие динамики, налет «этюдности», эмоциональные мазки.
К.Маковский “Поцелуйный обряд”.История одной картины. | Волшебная сила искусства
В историческом романе Алексея Константиновича Толстого «Князь Серебряный» (1863), посвященном эпохе Ивана Грозного (1547-1584), описывается «поцелуйный обряд» в доме опального боярина Дружины Морозова, согласно которому его молодая жена Елена обязана была выйти к гостям – посторонним мужчинам – в праздничном одеянии и поцеловать каждого, предварительно поднеся ему на подносе чарку вина.
На сюжет романа в 1895 г. русский художник К.Е. Маковский написал свою картину «Поцелуйный обряд»:
Поцелуйный обряд.Маковский.
В XVI веке и ранее в России женщины жили достаточно закрыто – сидели в тереме, ткали и общались только с ближними родственниками. Церковь посещали по большим праздникам, по улицам перемещались в закрытых экипажах.
А примерно в XVII веке возник так называем поцелуйный обряд. После окончания застолья к гостям выходила жена или дочь хозяина дома, подносила гостям чарку напитка, и получала от гостя поцелуй в щёку. Есть версия, что обряд мог быть заимствован у иностранцев, проживавших в России.
«Иной раз на этих пирах не бывает недостатка и в подарках своего рода.
Всегда входит в столовую и жена хозяина в самой нарядной телогрее и во всем женском убранстве в сопровождении двух или многих прислужниц; она подает знатнейшему из собеседников чару водки, омочив в ней края своих губ.
А пока пьет он, она поспешно уходит в свою комнату, надевает на себя другую телогрею и тотчас же приходит назад для исполнения такой же обязанности к другому собеседнику.
Повторив этот обряд с каждым из прочих гостей, потом она всегда становится у передней стены: стоя там с опущенными на пол глазами и сложив по бокам свешенные вниз руки, она отдает терпеливые уста поцелуям собеседников, которые подходят к ней по степени своегодостоинства и от которых так и разит неприятным запахом всего, что они ели и пили…»
Другие картины о русских обрядах.
1883. Боярский свадебный пир в XVII век. Маковский Константин Егорович
Личная жизнь
Маковский был личностью обаятельной и жизнелюбивой. Талантливый, веселый и благодушный, он был любимцем женщин и баловнем судьбы, а потому личная жизнь его складывалась бурно. Интересен факт, что первую дочь Наталью художник нажил еще до брака. Несмотря на то, что жила и воспитывалась девочка в семье отца, дворянского звания она не получила. Первый брак Константина оказался недолгим: он женился на актрисе Елене Бурковой в 1866 году, а 6 лет спустя супруга умерла от чахотки. Не прожил и года родившийся в браке сын Владимир.
Год спустя 35-летний вдовец встретил на балу 15-летнюю красавицу Юлию Леткову и едва дождался ее совершеннолетия, чтобы жениться на обворожительной брюнетке, которая стала героиней множества его работ. Счастливый брак продлился 20 лет, и в нем родились трое детей, Сергей, Елена и Владимир. В творчестве Маковского их портреты также занимают значительное место.
Несмотря на то, что дом художника был полной чашей, где присутствовала атмосфера любви, радости и искусства, в 1898 году состоялся развод. Причиной стала новая любовь Константина Егоровича, встреченная им в Париже в 1891-м. Мария Матавтина была моложе художника на 30 лет, что не помешало их страстному роману, плодом которого стал внебрачный сын Константин. Юлия Павловна не простила мужу измену, и тот ушел жить к новой возлюбленной, ставшей после развода официальной женой. К тому моменту у пары родились уже трое детей, а после заключения союза в семье появился сын Николай.
С прежней семьей Маковский оборвал связи, поскольку бывшая супруга была против его общения с детьми, к тому же требовала у живописца солидную сумму на их содержание. Страсти и романы поглощали много внимания и сил художника, который признавался:
Детство и юность
Константин Егорович Маковский (ударение на второй слог фамилии) родился в Москве 20 июня 1839 года по старому стилю. Казалось, ему предначертана была биография художника. Недаром его отец хоть и относился к любителям, но посвятил искусству жизнь. Мужчина работал с финансами, но душой предавался возвышенным наслаждениям. Он изучал и коллекционировал живопись, занимался изготовлением миниатюр из кости, брал на себя попечительскую работу в сфере искусства.
Например, входил в число основателей Московского училища живописи, ваяния и зодчества и числился в комиссии по строительству храма Христа-Спасителя. Его дом, расположенный в центре Москвы, был местом встречи композиторов, писателей и живописцев, которые часто посещали проводимые там литературные и музыкальные вечера. Двери особняка всегда были распахнуты для друзей — художников Карла Брюллова и Василия Тропинина.
На творческих домашних собраниях неизменно блистала супруга Егора Ивановича Любовь Корнилиевна, которая отличалась красотой, умом и добрым нравом, за что стала любимицей в обществе. А еще женщина великолепно пела, демонстрируя мастерство перед гостями и делясь им с учениками в Московской консерватории. Неудивительно, что все пятеро детей Маковских связали жизнь с искусством. При этом только младшая Маша выбрала актерское призвание, а Саша, Коля, Костя и Володя стали художниками.
Благодаря матери Константин с детства пел и играл на фортепиано, но главную страсть заложил в нем отец. В 12 лет мальчик стал учиться у мастеров Московского училища живописи, ваяния и зодчества, где скоро стал лучшим студентом. Похвала наставников, участие в выставках и победы в конкурсах только утвердили Маковского в избранном пути. В 1858 году живописец переехал в Санкт-Петербург, чтобы продолжить образование в Императорской академии художеств, которую окончил в числе первых учеников.
Детство и юность Константина Маковского
Автопортрет
Константин Егорович Маковский родился в Москве в 1839 году, в семье Егора Ивановича Маковского, известного в Москве финансиста, художника-любителя и деятеля искусств, одного из основателей «натурного класса» на Большой Никитской улице – впоследствии этот класс развился до знаменитого Училища живописи и ваяния, а с 1865 года училище было переименовано в Московское училище живописи, ваяния и зодчества.
В семье будущего художника царила атмосфера поклонения искусству, и художественному мастерству в особенности в доме Маковских бывали многие известные деятели культуры и искусства того времени. В частности, Карл Брюллов и Василий Тропинин.
Много лет спустя Константин Егорович писал:
По стопам отца, помимо старшего сына Константина, пошли и остальные дети (публика сегодня знает только Константина и ) Вот только самая младшая дочь Мария не пошла по семейной стезе и стала актрисой.
Константин поступил в училище живописи будучи двенадцатилетним подростком и окончил училище в 1857 году и уехал в Петербург, где успешно сдал вступительные экзамены в Академию художеств – дело в том, что Константин Маковский, как один из лучших учеников художественного училища был награждён, за выдающиеся успехи, Малой серебряной медалью Академии художеств.
В академии очень быстро заметили и начали отмечать молодого одарённого художника и уже в 1862 году Маковский получил Малую золотую медаль за картину «Агенты Дмитрия Самозванца убивают Фёдора Годунова»
Агенты Дмитрия Самозванца убивают Фёдора Годунова
А в 1863 году четырнадцать учеников Академии, в число этих четырнадцати входил и Маковский, обратились к руководству Академии с просьбой разрешить выпускникам академии, которые претендуют на Большую золотую медаль, самостоятельно выбирать тему для своих работ, а не писать картины на тему скандинавских мифов. Администрация академии ответила отказом и 14 молодых художников, в знак протеста, покинули стены академии с дипломами художников 2-й степени.
О «бунте четырнадцати» доложили императору Александру и молодые бунтари были определены под надзор полиции.
А «четырнадцать бунтарей» в скором времени основали «Товарищество передвижных выставок».
Творчество художника Константина Маковского
Оказавшись вне стен академии, молодой художник с головой окунулся в работу и уже в 1867 году за картины «Селедочница», «Бедные дети» и три портрета, получил звание академика.
Селедочница
А ещё через год Константин Маковский представил на суд публики просто невероятную по сложности картину «Народное гулянье во время масленицы на Адмиралтейской площади в Петербурге».
Народное гулянье во время масленицы на Адмиралтейской площади в Петербурге
И был удостоен звания профессора Академии живописи.
В 1876 году художник отправился в поездку по Балканским странам и на ближний Восток, где пишет картины, которые стали одними из лучших в его творческом наследии: «Дервиши в Каире», «Болгарские мученицы», «Арабские мальчик с апельсином», «Каирец» и «Египетский воин».
Болгарские мученицы
К концу девятнадцатого столетия Константин Маковский – уже известный и востребованный художник. В этот период художник создаёт достаточно большое количество эффектных исторических полотен из жизни русского боярства семнадцатого века, которые были очень хорошо встречены публикой, коллегами и критиками. Тут можно вспомнить и уже упоминавшийся выше свадебный боярский пир, и «Выбор невесты царём Алексеем Михайловичем», и «Поцелуйный обряд (Пир у боярина Морозова)».
Выбор невесты царём Алексеем Михайловичем
Поцелуйный обряд (Пир у боярина Морозова)
В это же время живописец пишет целую череду великолепных портретов: «Слепой», «Монах – сборщик податей на храм», «Офелия». И огромное количество портретов боярышень.
Боярышня у окна
Предвидя грандиозный успех картины «Боярский свадебный пир», Константин Маковский, который прежде регулярно участвовал в выставках передвижников, в 1883 году отказался выставить «пир» на очередной выставке, а в 1884 году вышел из числа участников «Товарищества передвижников», и организовал персональную выставку в Петербурге, потом повёз «Боярский пир» в Москву, Париж и Лондон.
На всемирной выставке 1885 года, которая проходила в Антверпене, за эту картину художник получил большую золотую медаль и орден короля Леопольда.
Константин Егорович за свою жизнь трижды женился, воспитал нескольких детей, и в преклонные годы вспоминая свою жизнь писал, что не зарыл данного ему Богом таланта в землю, но и не сумел этот талант применить в полную силу, поскольку слишком любил эту жизнь и много времени, увы, потратил на удовольствия.
Великий русский живописец умер в возрасте 76 лет, в 1915 году.
Третья любовь. Последние годы жизни
На выставке в Париже в 1889 году любитель женщин и покоритель их сердец познакомился с Марией Матавтиной, которая была моложе Юлии на 10 лет. Завязались отношения, через некоторое время Мария родила Константину сына, причём назвала его в честь обожаемого мужчины Костей. Наверное, это впечатлило художника, и он ничего не стал скрывать от жены, та подала на развод. Пока длился изматывающий для художника бракоразводный процесс (в моральном и материальном плане), у Марии родилось ещё двое детей, а после оформления официального брака с Маковским, в 1900 году, четвёртый ребёнок. Счастливый ли был этот союз художника? По воспоминаниям Сергея, его сына от Юлии, Маковский, тогда уже пожилой и не совсем здоровый, был не удовлетворён жизнью с третьей женой, не доволен её отношением и воспитанием детей. Но возможно Сергей так говорил, потому что, по собственному признанию, не простил отца за то, что он покинул семью. По другим источникам, в распаде второго брака виновата сама Юлия, излишне меркантильная и капризная, из-за чего Маковскому и не хотелось возвращаться домой из Парижа… Как бы там ни было, с Марией художник узаконил всех детей – эту семью он также обожал, много писал. Чудесные картины – очевидное доказательство его любви. Счастье, длившееся 17 лет, оборвалось в 1915 году в трагическом дорожном происшествии: извозчик коляски, в которой сидел Маковский, не удержал лошадь, испугавшуюся звона трамвая, тогда ещё редкого на улицах. Пожилого художника выбросило из перевернувшейся коляски. Травмы оказались не совместимы с жизнью.
Происхождение
Константин Маковский родился 20 июня 1839 года в Москве в семье Егора и Любови Маковских. Оба родителя были наделены незаурядными творческими способностями, поэтому Константину было суждено добиться творческих успехов по праву рождения. Егор Маковский, несмотря на скучную работу бухгалтера, в свободное время творил удивительные вещи: искусные миниатюры на кости, дворцовую живопись, иконопись и многое другое.
В дальнейшем Константин не раз говорил: «Всем, что я умею, я обязан отцу». Мать художника, Любовь Маковская, также была творческой натурой: обладала потрясающим сопрано и преподавала в академии Рубинштейна. Она была весьма красива и общительна, поэтому пользовалась популярностью в обществе.
Выводы
После революции 1917 года творчество Константина Маковского было почти забыто в России. Имя живописца отнесли к салонным буржуазным художникам. Советские искусствоведы не ценили работ – большинство полотен были изъяты из крупных музеев.
Сегодня работы Маковского находятся в крупнейших музеях России: Третьяковской галерее, Русском музее, в региональных живописных хранилищах Омска, Серпухова, Ульяновска, Петрозаводска, Нижнего Новгорода, а также в Тбилиси, Минске, Вашингтоне. Значительная часть полотен мастера рассредоточена по частным коллекциям.
К счастью, в конце ХХ века интерес к произведениям мастера возродился, и сегодня происходит осмысление творческого наследия талантливого художника на новом историческом этапе.