О работе:
У этого едва ли не единственного в творчестве Левитана «социального» пейзажа довольно любопытная история. Левитан и С. Кувшинникова, помимо любви к искусству, отличались ещё одной страстью — страстью к охоте; в этом, кстати, многолетняя спутница художника ни в чём ему не уступала. Охотясь однажды во Владимирской губернии, они, долго проплутав по лесу, вышли наконец на столбовую дорогу. Присели отдохнуть у деревянного голубца с иконой. И вдруг Левитан воскликнул: «Да ведь это та самая Владимирка, по которой уже сотню лет люди идут в Сибирь!» Так родился замысел, вскоре претворившийся в этот шедевр.
В сущности, полотно представляло собой ещё один чудесный пейзаж, блестяще исполненный и вобравший в себя трагическую красоту русской природы, но само название картины звучало для зрителя своеобразным сигналом, зовущим к размышлениям, указывающим им путь. У картины оказывалось двойное дно — быть может, именно поэтому она была столь любима представителями «критически мыслящей интеллигенции». Но не единожды растолкованная политическая «революционность» этой работы не умоляет её ценности — это ещё один пронзительный образ русской земли.
Непредвиденная находка
В тот 1892-й год Исаак Левитан и Софья Кувшинникова проводили свой «этюдный период» в имении Сушнева Городок, неподалёку от «пушкинской» станции Болдино Нижегородской железной дороги. Это был уже шестой год, как они были вместе, и каждое лето ознаменовывалось обязательной экспедицией в те места средней полосы России, так любимой Левитаном, где можно было рассчитывать отыскать неизбитую натуру для пейзажей. У Левитана и Софьи Петровны сложился особый уклад кочевой жизни: она, со свойственным ей умением превращать в красоту тривиальные предметы, создавала уют, заботилась, чтобы в ранние зябкие утра Левитан был тепло одет, забиралась вместе с ним в самые отдалённые лесные уголки. Когда оба чувствовали, что работа пресытила их, они вспоминали еще об одной, помимо искусства, роднящей их страсти – охоте. И он, и она были заядлыми, страстными охотниками. Левитан мог провести с собакой и ружьём по нескольку дней без пищи в лесу, а Софья Петровна, с шиком носившая брюки и охотничьи сапоги, в выносливости даже превосходила Левитана. Вернувшись измотанные после охотничьего марафона, где они превращались из соратников в соперников, Левитан и Кувшинникова молча вытряхивали ягдташи и считали добычу – кто больше? В один из позднеавгустовских дней Левитан и Софья Петровна опять отправились на охоту. Альбомы, этюдники – всё это осталось дома: они собирались пострелять, и рисование не входило в их планы. Блуждая несколько часов в малознакомом лесу, Левитан и Кувшинникова, наконец, вышли из него и набрели на не знакомую им дорогу.
День выдался тёплый, душный, бессолнечный и уже клонился к вечеру. Над огромной открытой равниной с убегающими вперёд колеями утоптанной дороги нависло серое небо, по цвету и рисунку которого трудно было судить – то ли сейчас хлынет дождь, то ли на краткий миг распогодится перед закатом. Нависшая над дорогой тишина казалась звенящей. Низкие кустарники и перелески уводили взгляд куда-то вдаль. Путники дошли до придорожного «голубца» – сбитого неизвестно кем и неизвестно когда деревянного столба с «домиком», скрывающим под своими сводами бумажную иконку. От времени она выцвела и затрепалась, и богомолка в чёрном, бредущая впереди художников, не стала останавливаться, а только быстро перекретилась и попылила дальше по дороге.
Кувшинникова и Левитан дошли до покосившего «голубца» и присели отдохнуть. И тут художника осенило – да это же легендарная Владимирка! Тот проклятый тракт, по которому много десятилетий гнали колодников по этапу в Сибирь!
Популярные сочинения
- Сочинение Какой поступок можно назвать бесчестным? Бесчестным поступком является тот, который выполнен человеком без чести или заставляющий человека потерять собственную честь. Нередко честь связывают с каким-то внешними признаками
- Сочинение-описание картины Мартовское солнце Юона (8 класс) Художник Юон, который собственно и написал картину Мартовское солнце, родился в Подмосковье, где и обучался искусству изображения пейзажа на холсте. Он очень часто в детстве выходил на улицу и просто срисовывал всё, что видел
- Сочинение Генерал Аносов в повести Гранатовый браслет (Образ и характеристика) Герой является генералом средних лет, высокого роста, внешне приятен. Он является другом семьи Тугановых а также крестным их княгинь. Одежда у него старомодная, на голове носил фуражку
От замысла к воплощению
Когда картина стала легендарной (а многие современники Левитана именно «Владимирку» называли его главной картиной, «вчитывая» в неё социально-обвинительный и едва ли не революционный подтекст), многие искусствоведы и просто зрители пытались отрефлексировать, что чувствовал и о чём думал в момент своего неожиданного прозрения Левитан. Быть может, он увидел воочию измученных людей, тяжело бредущих по Владимирскому тракту под нещадно палящим солнцем? Услышал кандальный звон, ругань жандармов и стоны несчастных? Представил, как у этого самого трухлявого «голубца» им позволяли недолгую должгожданную передышку? Биографов интересует даже такая, казалось бы, мелочь – а была ли у Левитана возможность тут же, прямо в этот же день и час, зафиксировать дорогу и своё впечатление от неё?
«Исаак Ильич достал карандаш, – пытается представить этот момент писатель Иван Евдокимов, – бумаги не нашли в карманах ни Левитан, ни Кувшинникова. – Разве вынуть из патрона и разгладить, – серьезно сказал Исаак Ильич. – Кажется, я делал пыжи из чистых клочков. Софья Петровна засмеялась, подумала, просияла и полезла в сумочку с провиантом. Там оказался в продолговатой коробочке дамский надушенный носовой платок. Левитан нежно и благодарно взглянул на догадливую подругу. На двух сложенных вместе ягдташах с тетерками и утками Исаак Ильич разложил платок, Кувшинникова его подержала за концы, и карандаш быстро силуэтом зарисовал голубец».
Левитан стал торопить подругу: нужно как можно скорее найти дорогу назад и постараться пораньше лечь спать, а завтра с раннего утра он уже будет на этом месте с этюдником и бумагой.
«Владимирку» Левитан написал быстро, понадобилось лишь несколько сеансов. Они с Софьей Петровной попеременно тащили тяжелый габаритный холст и мольберт от Городка до Владимирского тракта и устанавливали его неподалёку от «голубца». Левитан не стал писать фигуры колодников – ему незачем было состязаться с репинскими «бурлаками». Гамма чувств от тихой грусти до глубокой скорби у Левитана выразилась через сумеречный предвечерний пейзаж, через почти монохромную, изысканно-скупую палитру с тончайшими цветовыми переходами, через безлюдное и щемяще-тоскливое серое шоссе, текущее в неизвестность, через тянущиеся навстречу зрителю облака, создающие интересный эффект возвратного движения.
По легенде, дописывая «Владимирку», Иссак Левитан любил напевать «Вечерний звон» Ивана Козлова.
Вопросы по картине
- Как называется картина? Почему? Картина называется «Весна. Большая вода». Уже в названии полотна, состоящем из двух фраз, нельзя не почувствовать стремления художника кратко рассказать об изображенном. Подобные двойные названия, в которых содержится своего рода сжатое повествование, характерны для И.И. Левитана: «Вечер. Золотой Плёс», «Деревня. Лунная ночь», «Солнечный день. Озеро», «Осенний день. Сокольники», «Осень. Солнечный день», «Сумерки. Стога»… Художник словно зовет зрителя «прочитать» изобразительный рассказ и глубоко проникнуться тем поэтическим чувством, которое вдохновляло его кисть.
- Как вы думаете, почему художник назвал картину «Весна. Большая вода»? Здесь показано половодье.
- Как мы называем картину, на которой художник изобразил природу? Пейзаж. Художника, который изображает пейзаж на картине, называют художник-пейзажист.
- Подберите слова синонимы к слову художник. Мастер, живописец, автор.
- Какие краски использовал художник? Нежные, прозрачные, золотистые, розоватые, голубоватые, фиолетовые.
- Какое настроение передает нам художник? Радостное, весеннее настроение.
- Перечислите то, что вы видите на картине? Он изобразил воду, рощу, деревья, лодку, небо, дома, воздух, лес, берег.
- Как автор показал, что на картине весна? Мы ощущаем лучи искрящегося теплого солнца, им все озарено, погружено в золотое тепло.
- Как вы думаете, какой месяц весны на ней изображен? Апрель-пора большой воды
- Какая вода в реке? Чистая, прозрачная, холодная, тихая, спокойная, светлая, сине-голубая.
- С чем можно сравнить воду? Почему? Можно сравнить с зеркалом, так как в воде отражаются деревья, кусты.
- Как изображено небо? Какое оно? Оно светло-голубое, т. е лазурное, ясное, ласковое, бездонное.
- Есть ли на нем облака? Какие они? На что они похожи? Это кучевые облака. Они похожи на кусочки ваты, на белых овечек и т. п.
- Что еще изобразил художник? Деревья.
- Какие деревья на картине? Березовая роща, листвы на ней еще нет. Старая осина и елочка. Елочка зеленая, стройная.
- Подберите прилагательные к слову березки, которые помогут выразительнее ее представить. Белоствольные, тоненькие, стройные, застенчиво-робкие, нежные
- Что вы видите на картине в центре? Молодые берёзки, искривленные стволы, осинки, зеленая ёлка
- Что мы видим на заднем плане? Серые домишки, затопленные баньки.
- Что вы видите на картине слева? Там видна полоска земли. Она узкая и в виде дуги. На ней видны темно-фиолетовые тени. К берегу причалена лодка. Это челнок, сделанный из осины.
- Людей на картине нет, но мы чувствуем их присутствие. Каким образом художник показывает это? Мы видим старую лодочку, домики, сараи.
- Что хотел показать нам И. Левитан? Чему он нас учит? Художник помогает нам увидеть в природе то, что мы чаще всего не замечаем.
- Какие глаголы можно использовать в сочинении? Лучи: играют, улыбаются, скользят, пробиваются, радуют. Деревья: смотрятся в воду, набираются сил, красуются, танцуют, живут, дышат. Тени: ложатся, тянутся, ползут, отражаются.
- Какой прием используем? Олицетворение.
- Сколько будет частей в сочинении? Как называются части? Три части. Вступление, основная часть и заключение.
- О чём будем рассказывать в первой части? В первой части будем говорить о том, как называется картина, кто её автор.
- Какими словами можно начать? Передо мной картина известного художника… На картине «Весна. Большая вода» И. И. Левитан изобразил… Пейзаж И. И. Левитана «Весна. Большая вода» рассказывает нам о… На картине «Весна. Большая вода» И. И. Левитана мы видим…
- Что будем описывать во второй части? В ней будем описывать картину.
- Что именно будем описывать? Реку, берёзки, небо, поле, дома.
- Как начнёте описание? На картине изображена весна … Стоит весенний денёк…
- О чём будем писать в третьей части? О своих чувствах, об отношении к картине
- Как можно начать заключительную часть? Когда я смотрю на картину, то у меня возникает чувство… Мне эта картина нравится тем то…
Описание
Владимирка , как Владимир Дорога была просторечие называется , грунтовая дорога из Москвы на востоке в направлении города Владимир , печально , потому что он был использован в течение многих десятилетий ссыльного заключенные , которые оставили на ногах для каторги в Сибири. В конце XIX — го века, когда Левитан понял свою таблицу, заключенные, однако, уже были отправлены железнодорожным транспортом.
Картина представляет собой бескрайнюю равнину, пересеченную дорогой. Он простирается от переднего плана, проходит через поля, холмы и деревни, затем теряется в синей дымке горизонта. Узкие дорожки по обе стороны от дороги подчеркивают ее протяженность. Другой путь пересекает центр холста слева направо. Его визуальный эффект — замедлить взгляд зрителя и направить его в сторону дороги, где поднимается горшок . Перед ним стоят один или два паломника, на плече сумка. Безлюдная дорога, нависающие над ней облака, одиночество персонажей, несомненно, молящихся икону в горшке , — все это создает тревожную и мучительную атмосферу, подсказанную мыслями тысяч заключенных, прошедших это место. Только просветление на горизонте, которое освещает белую церковь, представляет проблеск надежды.
Хроматический оттенок пейзажа придают приглушенные цвета, которые делают день темным и серым. Из этой цветовой гаммы выделяются только светлые тона белой церкви, слева вдали, и желтая полоса спелой ржи внизу полотна. Несмотря на такой выбор, художник не теряет всего богатства и разнообразия красок, «он сохраняет все краски природы, но вводит их в гармоничный пейзаж, сводя их к единому тону». Левитан добивается этого, используя тончайшие переходы между тонами, а также взаимное проникновение разных цветов. Найденные художником цвета во многом определяют настроение этого пейзажа.
2 вариант
Картина «Владимирка» была создана Исааком Левитаном в 1892 году. Художник, охотясь во Владимирской губернии, в один из дней случайно вышел к широкому тракту, увлекся зарисовыванием стоящего на нем верстового столба и узнал от местных жителей, что эта безлюдная теперь дорога — та самая Владимирка, Владимирский тракт, по которому столетиями шли в Сибирь в кандалах партии арестантов. Так возникает замысел картины, которая была закончена уже в Москве и которую высоко оценили современники художника.
Прямо от зрителя в даль необъятных полей уходит широкая дорога. Она вьется по пригоркам и теряется за горизонтом. По сторонам от нее узкие тропинки. На полях выжженная солнцем или потерявшая яркие краски от дорожной пыли трава, редкий невысокий кустарник. Чуть поодаль над кустами возвышаются несколько тонких стволов деревьев. В поле нет цветов, разнотравья. Художник великолепно передает тонкости рельефа: вот по сторонам дороги канавы, в которые во время дождей или таяния снега стекает вода, оставляя дорогу сухой, вот низкие кочки, пригорки. Самая обычная местность средней полосы России. Взгляд зрителя останавливается на тропинке, пересекающей большую дорогу. Она выходит из-за холма слева, а с другой стороны от Владимирки теряется в траве.
На самом дальнем плане, у горизонта, на освещенной солнцем полосе полей, белеет церковь. Да и на поле там золотится спеющая пшеница. С правой стороны дороги старый верстовой столб, или голубец, как раньше называли. Под узкой двускатной крышей – икона. Видимо, на нее остановилась помолиться прохожая богомолица. Маленькая фигура человека в черном длинном одеянии, с котомкой за плечами, теряется в пространстве полей, кажется еще меньше.
Большую часть холста занимает серое небо. По нему рассеяны кучевые облака, но они лишь слегка выделяются своими светлыми краями на однообразно сером фоне. Невозможно сказать, сгустились ли тучи и следует ли ждать непогоды, или эта серая завеса скоро вдруг прояснится, открывая голубые просветы. Кажется, что ближе к горизонту тучи выглядят более свинцовыми, темными. С другой стороны, именно оттуда каким-то чудом пробился солнечный луч, осветивший белоснежный храм.
Бедная красками, невзрачная природа и широкая дорога, притягивающая взгляд зрителя, — всё это заставляет задуматься о судьбе страны, народа, о тех испытаниях, через которые прошли тысячи простых людей, идущих этим путем. Тяжелые, горестные раздумья будит картина…В годы, когда она создавалась, по Владимирке уже не шли каторжане, к месту ссылки преступников перевозили на поездах. Зарастает по краям дорога, но возможно ли забыть о всех страданиях и бедствиях, которые пришлось вынести народу?
Сочинение по картине Владимирка Левитана (описание)
Произведение относится к зрелому периоду творчества художника, написанное им с натуры во время проживания автора во Владимирской губернии и являющееся одним из трех крупных по размеру полотен художника.
Картина выполнена масляными красками на холсте.
Центральной темой картины является изображение грунтовой дороги, которая пролегает к востоку от Москвы. На протяжении многих десятилетий по данному тракту отправляли по этапу на каторжные работы заключенных.
В центре полотна представляется вид бескрайней равнины, разделенной пролегающей по ней дорогой, уходящей по переднему плану в глубину картины.
Иллюстрацией бескрайней пустынной дороги, предназначенной для тысяч горестных судеб, становится изображение одинокой человеческой фигуры в виде женщины, демонстрирующей жестокость человеческой жизни и собственную трагическую судьбу, которая характеризуется беспросветностью и отчаянием. Отличительной особенностью картины является применение художником особой цветовой тональности пейзажа в виде приглушенных красок, изображающих серый сумрачный день, а также необыкновенная прорисовка ухабов и неровностей тракта. При этом автор мастерски сохраняет многообразие богатых цветов, передавая природную красоту путем тончайших переходов между тонами, применяя колоритную свежесть в виде белеющей церкви и желтой полосы созревшей ржи на задней плане, противопоставленных однообразному унылому пейзажу.
Драматичное настроение произведения демонстрируется художником при помощи изображения мрачного неба, низко нависшего над землей, в сочетании с тяжелыми бегущими облаками, вызывающего печальные и тоскливые воспоминания. Тем самым смысловая нагрузка пейзажного полотна наполняется горьким чувством безысходности.
Картина «Владимирка» является одним из лучших пейзажных произведений художника, поскольку иллюстрирует многозначительность глубины смыслового авторского наполнения и особенную поэтическую грусть.
В настоящее время картина находится в экспозиции Государственной Третьяковской галереи в Москве.
2 вариант
Картина «Владимирка» была создана Исааком Левитаном в 1892 году.
Художник, охотясь во Владимирской губернии, в один из дней случайно вышел к широкому тракту, увлекся зарисовыванием стоящего на нем верстового столба и узнал от местных жителей, что эта безлюдная теперь дорога — та самая Владимирка, Владимирский тракт, по которому столетиями шли в Сибирь в кандалах партии арестантов. Так возникает замысел картины, которая была закончена уже в Москве и которую высоко оценили современники художника.
Прямо от зрителя в даль необъятных полей уходит широкая дорога. Она вьется по пригоркам и теряется за горизонтом. По сторонам от нее узкие тропинки. На полях выжженная солнцем или потерявшая яркие краски от дорожной пыли трава, редкий невысокий кустарник. Чуть поодаль над кустами возвышаются несколько тонких стволов деревьев. В поле нет цветов, разнотравья.
Художник великолепно передает тонкости рельефа: вот по сторонам дороги канавы, в которые во время дождей или таяния снега стекает вода, оставляя дорогу сухой, вот низкие кочки, пригорки. Самая обычная местность средней полосы России. Взгляд зрителя останавливается на тропинке, пересекающей большую дорогу.
Она выходит из-за холма слева, а с другой стороны от Владимирки теряется в траве.
Под узкой двускатной крышей – икона. Видимо, на нее остановилась помолиться прохожая богомолица. Маленькая фигура человека в черном длинном одеянии, с котомкой за плечами, теряется в пространстве полей, кажется еще меньше.
Большую часть холста занимает серое небо. По нему рассеяны кучевые облака, но они лишь слегка выделяются своими светлыми краями на однообразно сером фоне.
Невозможно сказать, сгустились ли тучи и следует ли ждать непогоды, или эта серая завеса скоро вдруг прояснится, открывая голубые просветы. Кажется, что ближе к горизонту тучи выглядят более свинцовыми, темными.
С другой стороны, именно оттуда каким-то чудом пробился солнечный луч, осветивший белоснежный храм.
Бедная красками, невзрачная природа и широкая дорога, притягивающая взгляд зрителя, — всё это заставляет задуматься о судьбе страны, народа, о тех испытаниях, через которые прошли тысячи простых людей, идущих этим путем.
Тяжелые, горестные раздумья будит картина…В годы, когда она создавалась, по Владимирке уже не шли каторжане, к месту ссылки преступников перевозили на поездах.
Зарастает по краям дорога, но возможно ли забыть о всех страданиях и бедствиях, которые пришлось вынести народу?
`
Живописец русской природы: восхождение
Подорванное здоровье и постоянные нервные стрессы вынудили Исаака Ильича покинуть Москву и отправиться в Крым. Именно в Крыму художник написал первые пейзажи, получившие высокую оценку критиков. Следующим успехом стали картины на тему волжской природы. Эти успехи дали И. И. Левитану финансовую независимость. Он смог отправиться в Европу, где познакомился с творчеством импрессионистов, их видением природы и мира в целом.
Вступление Левитана в общество «передвижников» нарушило сложившуюся стабильность жизни. Он был выслан на длительное время из Москвы. Но это только дало дополнительные впечатления, отразившиеся в творчестве художника. Он написал пейзажи, воспевающие красоту Владимирского и Тверского края.