Тема войны в русской литературе 20-го века
XX век стал тяжелым испытанием для российского народа. Это было время революционных потрясений, двух мировых войн и Гражданской войны.
В литературе отражаются наиболее значимые исторические события, происходит их осмысление.
Тема войны является одной из доминирующих в русской литературе XX века. Это произошло в силу разных причин:
Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут
- Многие писатели сами являлись участниками военных событий. В своих произведениях они описывали то, что видели собственными глазами.
- Советское государство нуждалось в сильной идеологии. В героическом прошлом черпались образцы мужества и доблести, стойкости ко всем лишениям и невзгодам.
- Страшные последствия боевых действий, выразившиеся в многочисленных человеческих жертвах и поломанных судьбах, требовали осмысления самого факта войны как бесчеловечного и жестокого явления, которое никогда не должно повториться.
Военная тематика представлена в самых разных жанрах:
- художественная литература — преломление реальности в художественной форме с помощью образов и символов;
- документальная проза — построение сюжетной линии на реальных событиях с небольшими включениями художественного вымысла;
- мемуары — описание событий, очевидцем которых был сам автор.
Среди наиболее часто встречающихся литературных форм о войне следует отметить следующие:
- повести;
- рассказы;
- романы;
- поэмы;
- стихотворения;
- эссе.
Цели, которым служила военная литература, были многообразны:
- Патриотическая — воспитание чувства любви к Родине и восхищения перед ее героическим прошлым.
- Морально-нравственная — предоставление лучших образцов поведения человека как нравственных ориентиров.
- Историческая — фиксация произошедших событий для дальнейшего их осмысления будущими поколениями.
- Художественно-эстетическая — создание системы символов и художественных образов, эстетическое преломление реальности.
- Пропагандистская — внедрение установок, идей и принципов, продиктованных Коммунистической партией и руководством страны.
- Гуманистическая — приоритет общечеловеческих ценностей, разоблачение антигуманного характера войны.
Не Альба, а Пепита
1 / 2
Франсиско Гойя. Маха обнаженная. Около 1795–1800 годовMuseo Nacional del Prado / Wikimedia Commons
2 / 2
Франсиско Гойя. Маха одетая. Около 1800–1807 годовMuseo Nacional del Prado / Wikimedia Commons
Еще при жизни Гойи критики, журналисты и писатели упоминали о легенде, согласно которой моделью для его картин «Маха обнаженная» и «Маха одетая» была аристократка Мария Каэтана де Сильва, 13-я герцогиня Альба. Более того, ходили слухи о том, что между ними был роман. Легенду опровергали много раз, впервые это сделал в 1867 году биограф Гойи писатель Шарль Ириарте. Для того чтобы очистить честное имя герцогини, потомки даже эксгумировали ее останки — правда, это ничего не доказало, так как они плохо сохранились. В 1870 году было сделано предположение, что моделью послужила любовница (а позднее жена) маркиза Годоя, в коллекции которого первые годы хранились обе картины, Хосефа Тудо, известная под именем Пепита. В итоге многие современные исследователи придерживаются именно этой версии. Хотя вполне возможно, что художник вообще писал картину не с натуры либо как собирательный образ нескольких натурщиц.
Ни та, ни другая
Гюстав Курбе. Происхождение мира. 1866 год
Скандально знаменитая картина Гюстава Курбе «Происхождение мира» до 1995 года находилась в частных собраниях и была неизвестна широкой публике. Естественно, одним из главных вопросов после обнародования работы стало имя модели. По одной из версий, моделью была рыжеволосая ирландка Джоанна Хиффернан, подруга и натурщица художника Уистлера: в 1865–1866 годах она неоднократно позировала и Курбе. По другой версии, это могла быть одна из любовниц заказчика картины, дипломата Османской империи и коллекционера Халил-бея, Жанна де Турбе. В 2013 году исследователь Жан-Жак Фернье высказал предположение, что картина на самом деле — часть более крупного полотна. Это предположение возникло после того, как в 2010 году в антикварной лавке был найден фрагмент с изображением откинутой назад женской головы с пышными волосами, который Фернье атрибутировал как работу Курбе. Но сотрудники музея Орсе, исследовав полотно, отвергли эту версию. Наконец, в 2018 году появилась сенсационная находка: писатель Клод Шопп нашел в переписке Александра Дюма — сына намек на то, что Курбе писал другую любовницу Халил-бея, бывшую танцовщицу Констанс Кеньо. Эта версия звучит гораздо убедительнее прочих, но часть исследователей по-прежнему сходится на том, что имя модели неизвестно.
Не женщина, а мужчина
Караваджо. Юноша с лютней. 1595–1596 годы
Сомнения в том, что «Лютнист» Караваджо — юноша, а не девушка, связаны с расхождением версий у его биографов XVII века: так, Джованни Пьетро Беллори пишет, что это женщина, а Джованни Бальоне — что мужчина Christiansen K. A Caravaggio Rediscovered: The Lute Player. New York, 1990.. Это, в общем, не удивительно: герои ранних работ Караваджо выглядят женственно, и в подписях к картине в разное время указывали разный пол: у Брокгауза и Ефрона (1890–1907) это «Мандолинист», в альбомах Эрмитажа 1950-х годов — «Девушка с лютней». Связано это в первую очередь с тем, что первоначально картины, находясь в частных собраниях заказчиков, не имели названий. Нужда в названии возникала, когда работы выставляли на аукцион, передавали в музей или помещали в каталог. В 1960-е на разных выставках картину подписывали то в мужском, то в женском роде. Мнение, общепринятое сегодня — о том, что на картине изображен юноша, — утвердилось только к 1970-м годам. В результате исследователи сошлись на том, что поскольку у раннего Караваджо все юные герои в подобных (светских) сюжетах — юноши, а не девушки, то нет оснований считать обратное. Кроме того, в 1980-е годы были расшифрованы ноты, лежащие на столе: это басовая (то есть однозначно мужская) партия мадригала Якоба Аркадельта «Вы знаете, что я люблю вас».
Сочинение на тему: Великая Отечественная война в литературе 20 века
410 слов, 4 абзаца
Мировая война ворвалась в СССР неожиданно для простых людей. Если политики еще могли знать или догадываться, то народ уж точно пребывал в неведении вплоть до первой бомбежки. Советы не смогли подготовиться полномасштабно, и наша армия, ограниченная в ресурсах и вооружении, в первые годы войны вынуждена была отступать. Хоть я и не был участником тех событий, я считаю своим долгом знать о них все, чтобы потом рассказать обо всем детям. Никогда мир не должен забыть о той чудовищной схватке. Так считаю не только я, но и те писатели и поэты, которые рассказали о войне мне и моим ровесникам.
Прежде всего, я имею в виду поэму Твардовского «Василий Теркин». В этом произведении автор изобразил собирательный образ русского солдата. Это жизнерадостный и твердый духом парень, который всегда готов идти в бой. Он выручает товарищей, помогает мирным гражданам, каждый день у него – молчаливый подвиг во имя спасения Родины. Но он не строит из себя героя, ему хватает юмора и скромности держаться просто и делать свое дело без лишних слов. Именно таким я вижу своего прадеда, погибшего в той войне.
Еще мне очень запомнился рассказ Шолохова «Судьба человека». Андрей Соколов – тоже типичный русский солдат, судьба которого вместила все горести русского народа: он потерял семью, попал в плен, и, даже вернувшись домой, едва не угодил под суд. Казалось бы, не под силу человеку выстоять под таким напористым градом ударов, но автор подчеркивает, что не один Андрей стоял – все стояли на смерть ради спасения Родины. Сила героя в его единстве с народом, который разделил его тяжкую ношу. Для Соколова все жертвы войны стали родными, поэтому он берет к себе сироту Ванечку. Такой же доброй и стойкой я представляю себе свою прабабушку, которая не дожила до дня моего рождения, зато, будучи медсестрой, выходила сотни ребятишек, которые сегодня учат меня.
Кроме того, я помню рассказ Шаламова «Последний бой майора Пугачева». Там солдат, безвинно получивший наказание, сбегает из тюрьмы, но, не сумев добиться свободы, убивает себя. Меня всегда восхищали его чувство справедливости и мужество его отстаивать. Он – сильный и достойный защитник отечества, и за его судьбу мне обидно. Но ведь те, кто сегодня забывает тот беспримерный подвиг самоотверженности наших предков, ничуть не лучше властей, что посадили Пугачева и обрекли его на гибель. Они даже хуже. Поэтому сегодня я хотел бы быть похожим на того майора, который не побоялся смерти, лишь бы отстоять правду. Сегодня правда о той войне нуждается в защите, как никогда раньше… И я ее не забуду благодаря русской литературе 20 века. Интересно? Сохрани у себя на стенке!
Повод к началу войны
Поводом к началу Первой мировой войны послужили события в Сараево (Босния и Герцеговина). 28 июня 1914 года член организации «Черная рука» движения «Молодая Босния» Гаврило Принцип убил эрцгерцога Франса Фердинанда. Фердинанд был наследником австро-венгерского престола, поэтому резонанс у убийства был громадный. Это был повод Австро-Венгрии напасть на Сербию.
Здесь очень важно поведение Англии, поскольку Австро-Венгрия самостоятельно не могла начать войну, ведь это практически гарантировало войну во всей Европе. Англичане на уровне посольства убеждали Николая 2, что Россия в случае агрессии не должна оставлять Сербию без помощи
Но тут же вся (подчеркиваю это)английская пресса писала о том, что сербы варвары и Австро-Венгрия не должна оставлять безнаказанным убийство эрцгерцога. То есть, Англия сделала все, чтобы Австро-Венгрия, Германия и Россия не уклонялись от войны.
Важные нюансы повода к войне
Во всех учебниках нам говорят, что главный и единственный повод к началу первой мировой войны – убийство австрийского эрцгерцога. При этом забывают сказать о том, что на следующий день, 29 июня, состоялось еще 1 знаковое убийство. Был убит французский политик Жан Жорес, который активно выступал против войны и имел большое влияние во Франции. За несколько же недель до убийства эрцгерцога было покушение на Распутина, который как и Жорес был противником войны и имел большое влияние на Николая 2. Также хочу отметить некоторые факты из судьбы главных героев тех дней:
- Гаврило Принципин. Погиб в тюрьме в 1918 от туберкулеза.
- Посол России в Сербии – Хартли. В 1914 умер в посольстве Австрии в Сербии, куда он пришел на прием.
- Полковник Апис, руководитель «Черной руки». Расстрелян в 1917.
- В 1917 исчезла переписка Хартли с Созоновым (следующий посол России в Сербии).
Это все указывает, что в событиях дней было очень много черных пятен, которые не раскрыты до сих пор
И это очень важно понимать
Роль Англии в развязывании войны
В начале 20 века в континентальной Европе были 2 большие державы: Германия и Россия. Открыто воевать друг против друга они не хотели, поскольку силы были примерно равны. Поэтому в «июльском кризисе» 1914 года обе стороны заняли выжидательную позицию. На передний же план вышла английская дипломатия. Она по средствам прессы и тайной дипломатии донесла до Германии позицию – в случае войны Англия сохранит нейтралитет или займет сторону Германии. Открытой же дипломатией Николаю 2 донеслась обратная мысль, что в случае начала войны Англия встанет на сторону России.
Нужно четко понимать, что одного открытого заявления Англии, что она не допустит войны в Европе, было бы достаточно, чтобы ни Германия, ни Россия ни о чем подобном и не помышляли. Естественно, что в таких условия и Австро-Венгрия не решалась бы нападать на Сербию. Но Англия всей своей дипломатией подталкивала европейские страны к войне.
Кино – в деле защиты страны
И кинематограф не остался равнодушным к ужасным событиям тех лет. Были созданы документальные фильмы, хроника, кинорепортажи. Сюжетами для фильмов стала, опять же, борьба советского народа с захватчиками, показаны крупные сражения и нелёгкие будни трудящихся в тылу. Во время войны сняты такие известные художественные фильмы, как «Парень из нашего города», «Секретарь райкома», «Жди меня», «Два бойца», слава которых не утихает и сегодня. Были сняты и документальные ленты: «Битва за Севастополь», «Берлин», «Разгром немецких войск под Москвой» и др.
Таким образом, в начале 40-х гг. все силы деятелей искусства были брошены на правдивое изображение трагедии войны и прославление подвига советского народа. Мы доказали себе и врагам, что наша страна и в нелёгкое время остаётся страной свободных и талантливых, никому не покорившихся писателей, художников, деятелей кинематографа.
Вариант 2
Великая Отечественная война нашла широкое отражение в литературе. Он ней писали и те, кто непосредственно воевал, и послевоенное поколение. Писали не только прозу, но и стихи. Писатели и поэты уезжали на фронт военными корреспондентами и центральных, и районных газет. Многие из них пали смертью храбрых, так как не щадили себя и лезли в самое пекло, чтобы правдиво отражать события.
Мне больше всего нравится стихотворение Константина Симонова «Жди меня». Это своего рода наказ солдата любимой женщине. Если он будет знать, что его ждут, ему и воевать будет легче. Есть в стихотворении такая строка «… ожиданием своим ты спасла меня…» и ещё «…просто ты умела ждать, как никто другой».
Поэма в стихах Александра Твардовского «Василий Тёркин» — это по сути собирательный образ русского солдата. Практичного, смекалистого, рукастого, храброго. Вот, например, как автор пишет про переправу через реку. Отправили Тёркина сообщить, что «взвод на левом берегу жив-здоров на зло врагу …просит огонька туда подбросить…» Поскольку дело было зимой, и чтобы Тёркин не окоченел, его стали растирать спиртом. Тёрли, тёрли, вдруг он просит выпить, «…изнутри согреться мне, чтоб не всё на кожу тратить». Выпил рюмку, согрелся и доложил обстановку. Сработала крестьянская смекалка.
Эти произведения публиковались в военных газетах, их вырезали, бережно хранили в карманах гимнастёрок и планшетах, переписывали друг у друга.
Ольга Бергольц и её «Ленинградская поэма» про осаждённый, но не покорённый Ленинград. Про «дорогу жизни», по которой вывозили из осаждённого города детей, стариков, раненных красноармейцев, а в город везли продовольствие. «…Дорогой жизни шёл к нам хлеб, дорогой дружбы многих к многим, ещё не знают на земле страшней и радостней дороги…»
Про битву за Ленинград Александром Чаковским написан роман-эпопея под названием «Блокада». Про Сталинградскую битву Юрием Бондаревым был написан роман «Горячий снег». Эти оба произведения экранизированы.
Про оборону Москвы Константин Симонов написал роман «Живые и мёртвые». Вторая книга называется «Солдатами не рождаются». Третья книга — «Последнее лето».
Про Великую Отечественную войну писали Юлия Друнина и Муса Джалиль.
Борис Васильев «А зори здесь тихие», «Аты-баты, шли солдаты», « В списках не значится». В романе « А зори здесь тихие» рассказывается о девушках-зенитчицах, которые защищали небо в Карелии. Обычная жизнь прервалась тогда, когда одна из них случайно обнаружила в лесу двух фашистских диверсантов. Правда, потом их оказалось около двадцати. Пять девушек и старшина отправились вслед за ними, чтобы их уничтожить. Все пятеро пали смертью храбрых. Старшина всё-таки выполнил поставленную задачу. А в сводках Совинформбюро была только одна строка «… проходили бои местного значения». И ни слова про подвиг девушек.
После войны старшина и выросший сын одной из погибших девушек в этих местах на большом валуне установили памятную доску с именами девушек.
Это только малая часть произведений о Великой Отечественной войне. Их написано гораздо больше.
Живопись времён ВОВ
Основной тематикой живописи тех лет была, разумеется, военная. Художники отражали в своих работах фашистскую угрозу, суровые будни, ненависть к врагу, страдания советского народа, скорбь по погибшим. В начале войны присутствовала торопливая фиксация увиденного, не исключающая глубины мысли (Я. Николаев «За хлебом», В. Пакулин «Набережная Невы. Зима»). В середине войны в живописи наблюдались лаконизм, простота, прямолинейность. К концу войны картины становятся сложнее, с развитой драматургией.
Основные жанры и произведения живописи
Развивались следующие жанры:
- Портретная живопись (П. Кончаловский «Автопортрет», М. Сарьян «Портрет писателя М. Лозинского»);
- Пейзажные зарисовки (А. Пластов «Фашист пролетел», К. Юон «Парад на Красной площади 7 ноября 1941 года»);
- Исторические полотна (А. Бубнов «Утро на Куликовом поле», М. Авилов «Поединок Пересвета с Челубеем»).
Таким образом, война становится основной темой во всех жанрах: в исторической живописи художники обращались к военному прошлому, в портретной – изображали героев войны и тружеников тыла, даже пейзаж приобретает патриотическую направленность.
Не святая Екатерина, а простая дама
1 / 4
Рафаэль Санти. Дама с единорогом. Около 1506 годаGalleria Borghese / Wikimedia Commons
2 / 4
Картина до реставрации 1934—1936 годовWikimedia Commons
3 / 4
Рентгеновский снимок картины, на котором видна собачкаWikimedia Commons
4 / 4
Рафаэль Санти. Портрет дамы. Около 1505 года RMN-Grand Palais / Musée du Louvre / Michèle Bellot
До реставрации 1934–1936 годов картина Рафаэля, сегодня носящая название «Дама с единорогом», приписывалась разным художникам и считалась изображением святой Екатерины, с типичными атрибутами ее мученичества — колесом и пальмовой ветвью. После реставрации не только подтвердилось, что автор портрета — Рафаэль, но и выяснилось, что на руках дама держит маленького единорога (символ девственной чистоты), а значит, никакого отношения к святой Екатерине не имеет. Кто превратил обычную даму в святую, по-прежнему неизвестно.
Однако на этом история не кончилась. Сделанный позднее рентген выявил, что на месте единорога раньше была изображена собачка (символ верности). И наконец, найденный и хранящийся сегодня в Лувре набросок к картине показал, что и собачка — не изначальный вариант! Рафаэль сначала изобразил свою модель вообще без атрибутов. Счищать живопись до первоначального слоя реставраторы не стали, и единорог остался на картине. И в названии.
Не испанский быт, а древнегреческий миф
Диего Веласкес. Миф об Арахне (Пряхи). 1655–1660 годы
Известную картину Диего Веласкеса «Пряхи» в XIX веке считали воссозданием повседневной сцены в королевской мануфактуре гобеленов «Санта-Исабель» в Мадриде. Кроме прочего на это указывал интерьер, в котором разворачивается сцена. При этом известно, что еще в XVIII веке (вероятно, после пожара 1734 года в мадридском Алькасаре) картину надставили То есть добавили холст по краям картины. со всех сторон, в результате чего пространство из абстрактного стало архитектурно оформленным. На рубеже XIX–XX веков некоторые ученые высказывали идеи о мифологическом сюжете, но он был точно определен только к 1948 году. Выяснилось это благодаря исследованиям Диего Ангуло Иньигеса и публикации документа XVII века, в котором была описана коллекция Педро де Арсе, королевского егеря, которому принадлежала картина. Из описания следовало, что Веласкес посвятил картину мифу из «Метаморфоз» Овидия о состязании ткачихи Арахны с покровительницей ткачества Афиной, которая в итоге превратила соперницу в паука. После этого картина получила двойное название (старое — «Пряхи», и новое — «Миф об Арахне»).
Не аристократка, а куртизанка
1 / 2
Иван Крамской. Неизвестная. 1883 годГосударственная Третьяковская галерея / Wikimedia Commons
2 / 2
Иван Крамской. Неизвестная. Этюд. 1883 годartchive.ru
Героиня картины Ивана Крамского «Неизвестная» трактовалась многими современниками как куртизанка — известно, например, знаменитое выражение критика Владимира Стасова «кокотка в коляске». Позднее зрители перестали считывать и язык костюма (остромодного, не принятого у аристократок), и антураж (открытая коляска, пустое место рядом). К тому же после выхода в свет стихотворения Блока «Незнакомка» (1907) в представлении публики соединилось два образа (в описании Блока есть и атласная ткань, и страусиное перо, и узкая рука), и даму стали воспринимать как таинственную и утонченную. Хотя в действительности незнакомка Блока — тоже вовсе не благородная дама, а проститутка. Юрий Нагибин в своем дневнике оставил примечательную запись о репродукции картины, увиденной им в доме сторожа в Пушкинских Горах: «В избе с иконой и лампадкой висел большой портрет Пушкина, а рядом репродукция „Незнакомки“ Крамского. Хозяин уверял, что это Керн». При этом в искусствоведческих кругах уже с конца 1930-х было известно, что героиня картины — дама полусвета. Именно так о ней отозвался сын Крамского, передавая работу в Третьяковскую галерею в 1937 году. А в 1953 году в Праге состоялась выставка русского искусства из чехословацких собраний, на которой показали этюд к «Неизвестной». Черты лица и взгляд женщины на этюде не оставлял сомнений: дама вовсе не благородная. Однако вне академической среды мифы о «Неизвестной» продолжают жить до сих пор.
На что делали упор советские авторы на страницах произведений
Содержание военных произведений в основном концентрировалась вокруг нескольких тем:
- подвиг советского солдата;
- народное единение в борьбе с захватчиком;
- простой человек в условиях войны;
- нравственный выбор;
- патриотизм;
- жестокий и антигуманный характер войны.
Многие советские авторы рисовали идеологически выверенные образы: воин-освободитель обязательно должен быть бесстрашным и честным, совершать подвиги без малейших колебаний. Фашисты, напротив, часто изображались карикатурными злодеями, начисто лишенными каких бы то ни было человеческих качеств. Но такие произведения остались забытыми, не сумели пережить свою эпоху.
В лучших военных творениях советских лет присутствует драматизм и глубина, герои сомневаются и рефлексируют, мучительно делают нравственный выбор.
Одним из самых пронзительных произведений о войне является рассказ Михаила Шолохова «Судьба человека». В нем повествуется о судьбе простого шофера, который в годы войны попал в концлагерь и потерял всю свою семью. Встреча с маленьким мальчиком-сиротой дает ему надежду на новую жизнь. Рассказ был написан в 1956 году и основывался на реальных событиях. Гуманистическое содержание произведения актуально и в современном мире.
Соотношение сил и средств перед войной и после нее
Артиллерия
Страна |
Число орудий |
Из них тяжелые орудия |
Россия |
7088 |
240 |
Франция |
4300 |
198 |
Австро-Венгрия |
4088 |
1000 |
Германия |
9388 |
3260 |
По данным из таблицы видно, что по тяжелым орудиям Германия и Австро-Венгрия многократно превосходили Россию и Францию. Поэтому и соотношение сил было в пользу первых двух стран. Более того, немцы, как обычно, перед войной создали отличную военную промышленность, которая ежедневно изготавливала 250 000 снарядов. Для сравнения, Британия производила 10 000 снарядов в месяц! Как говорится, ощутите разницу…
Еще один пример, показывающий значимость артиллерии, это бои на линии Дунаец Горлице (май 1915). За 4 часа армия Германии выпустила 700 000 снарядов. Для сравнения, за всю франко-прусскую войну (1870-71) Германия выпустила чуть более 800 000 снарядов. То есть за 4 часа немного меньше, чем за всю войну. Немцы четко понимали, что решающую роль в войне сыграет тяжелая артиллерия.
Вооружение и военная техника
Производство вооружения и техники в годы первой мировой (тысяч единиц).
Стрелковое |
Артиллерия |
Танки |
|
АНТАНТА |
|||
Россия |
3328 |
11,7 |
— |
Франция |
2812,2 |
23,2 |
5,3 |
Великобритания |
4093,4 |
26,4 |
2,8 |
ТРОЙСТВЕННЫЙ СОЮЗ |
|||
Германия |
8827 |
64 |
0,1 |
Австро-Венгрия |
3540,5 |
15,9 |
— |
Данная таблица четко показывает слабость Российской Империи в плане оснащения армии. По всем основным показателям Россия сильно уступает Германии, но также уступает и Франции с Великобританией. Во многом из-за этого война оказалась для нашей страны такой сложной.
Численность людей (пехота)
Численность воюющей пехоты (миллионов человек).
В начале войны |
К концу войны |
Потери убитыми |
|
АНТАНТА |
|||
Россия |
5,338 |
7,0 |
2,3 |
Франция |
3,781 |
4,43 |
1,4 |
Великобритания |
1,0 |
3,9 |
0,7 |
ТРОЙСТВЕННЫЙ СОЮЗ |
|||
Германия |
3,822 |
7,6 |
2,0 |
Австро-Венгрия |
2,3 |
4,43 |
1,4 |
Таблица показывает, что наименьший вклад, как в плане воюющих, так и в плане погибших, в войну внесла Великобритания. Это логично, поскольку англичане в крупных сражениях толком и не участвовали. Показателен другой пример из этой таблицы. Нам во всех учебниках рассказывают, что Австро-Венгрия из-за больших потерь не могла воевать самостоятельно, и ей всегда требовалась помощь Германии
Но обратите внимание на Австро-Венгрию и Францию в таблице. Цифры идентичные! Точно также как Германии приходилось воевать за Австро-Венгрию, так и России приходилось воевать за Францию (не случайно русская армия трижды за годы Первой мировой спасала своими действиями Париж от капитуляции)
Также таблица показывает, что фактически война шла между Россией и Германией. Обе страны потеряли убитыми 4,3 миллиона человек, а Великобритания, Франция и Австро-Венгрия вместе потеряли 3,5 миллиона человек. Цифры красноречивы. Но получилось так, что страны, которые больше всего воевали и приложили усилий в войне, оказались ни с чем. Сначала Россия подписала позорный для себя Брестский мир, потеряв множество земель. Потом и Германия подписала Версальский мир, по сути, утратив самостоятельность.
«Здравствуй, прадедушка!». Юные югорчане написали письма солдатам ВОВ
Память о них вечна – в истории, воспоминаниях. Связью поколений для югорских ребят стали письма, которые они написали неизвестным солдатам.
Твой подвиг бессмертен
«Здравствуй, прадедушка! Ты, наверное, удивился, что я обращаюсь к тебе такими словами. Ты и представить, наверное, не мог, что у тебя когда-нибудь появятся правнуки и правнучки. Ведь ты погиб совсем молодым. К счастью, ты успел создать семью и оставить свой след на Земле. Твой сын стал продолжателем твоего рода. Ведь ради своих родных и близких вы шли на подвиг, бросались на вражеские амбразуры, горели в танках, взрывались в самолётах, мёрзли в окопах. Я, одна из твоих правнучек, хочу порадовать тебя, что ваши подвиги не были напрасными. Дорогой наш, милый прадедушка!
Мы помним и всегда будем помнить о том великом подвиге, который совершили вы в годы Великой войны. Через всю свою жизнь мы пронесём эту память, передадим её нашим детям и внукам. С каждым годом ветеранов становится всё меньше. Мы – последнее поколение, которое видит их живыми. Всё, что мы можем сделать, – это помнить о погибших на фронтах. Ведь именно благодаря вашему героическому подвигу живёт Россия, свободная и независимая. Я и мои сверстники гордимся её достижениями, уважаем за то, что она хранит память о всех своих защитниках. Я и моя семья гордимся тобой, и ты мог бы гордиться нами!»
Это письмо Анжелы Атанасовой из поселка Красноленинского Ханты-Мансийского района – участницы регионального интернет-конкурса «Письмо солдату. Из будущего в прошлое».
И таких трогательных писем ребята из разных уголков Югры прислали сотни. Все послания разные, но их объединяет одно – гордость за свою родину и своих героев – дедов, прадедов, прапрадедов.
В конкурсе приняли участие не только дети, но и взрослые. Победителей объявят во время празднования Дня Победы 9 мая на «Солдатском привале» на площади Музея геологии, нефти и газа Ханты-Мансийска, который вот уже в течение семи лет является бессменным организатором конкурса.
Чтобы помнили
Как рассказала заведующая отделом по связям с общественностью музея Ольга Мысина, ежегодно на конкурс поступает в среднем 100 работ. Лучших выбирают в двух номинациях – «поэтическое произведение» и «прозаическое произведение» в нескольких возрастных категориях.
«Цель конкурса – патриотическое воспитание, чтобы потомки помнили своих героев и рассказывали о них. Ребята и взрослые пишут письма как своим бабушкам и дедушкам, воевавшим в 1941-1945 годах, так и адресуют их собирательному образу Солдата Великой Отечественной войны в прозе или в стихотворной форме. Работы победителей размещаются на сайте музея и в музейном журнале «Кристалл», – поведала Ольга Мысина.
9 мая вся страна выйдет на военные парады, в Бессмертный полк, чтобы вспомнить тех, кто отдал свою жизнь за родину, за отечество, за семью. Мы вспомним солдат, которые проливали кровь в боях, будучи совсем юными, только начинающими жить. На территории Ханты-Мансийского автономного округа не было войны, но здесь так же, как и в других районах нашей страны, отдавали все для фронта, все для победы, говорят организаторы конкурса. Много югорчан ушло воевать и не вернулись с той трагичной и знаковой войны. Но память о них вечна, на все времена и на все поколения. Пока мы, ныне живущие, будем передавать по слову, по частичке память о великих людях, пока будем писать «Письма солдату. Из будущего в прошлое».