«Скучный»Серов
Многочисленная семья держалась только на доходах от заказных портретов и продажи картин, об отдыхе не могло быть и речи. В 1905 году, будучи в зените своей славы, Серов обращался к своему другу, художнику и коллекционеру Илье Семеновичу Остроухову с просьбой-вопросом: «Не нужно ли кого еще писать – черт возьми, а то плохо». Настроение, как и состояние здоровья, от такой упорной работы лучше не становилось, а быстро создавать свои портреты-шедевры Серов не мог. В 1910 году он рисует на себя известный шарж под названием «Скучный Серов»: «осунувшаяся фигура, подогнутые колени, мешковато сидящий костюм… и сердитое выражение лица».
Политические протесты Валентина Серова, «доблестного гражданина» и «великого молчальника», как называл его Ф. И. Шаляпин, представляют уникальное явление в отечественном искусстве. Например, в 1905 году, став свидетелем расстрела мирной демонстрации рабочих, он подал заявление о выходе из состава действительных членов Академии художеств. В 1909 году в связи с отказом восстановить скульптора Анну Голубкину в Училище живописи, ваяния и зодчества (после ее освобождения из зарайской тюрьмы, где она находилась за политическую деятельность), Серов подал заявление на увольнение.
Непримиримую принципиальность художник сохранил до последних дней жизни. Когда его друг Федор Иванович Шаляпин в театре во время исполнения «Боже, царя храни» встал на колени перед ложей Николая II, Серов разорвал с ним отношения.
Подобное поведение удивительным образом не сочеталось с его стилем живописи. С конца 1880-х годов Серов отрекся от своей озабоченности «правдой жизни» и посвятил искусство «вечной красоте», этому «непреходящему мерилу художественности». «Я хочу отрадного и буду писать только отрадное», – говорил Серов, и эта его фраза может служить своего рода комментарием к большинству написанных им портретов, которые он пытался освободить от всякого рода «психологических проблем».
Картина следует за картиной, и в этой гонке художник начинает надрываться. А чем восстанавливает силы и настроение творческая личность? Ответ зачастую один: алкоголем. «Не избежал этого пагубного пристрастия и Серов, хотя об этом советские искусствоведы предпочитали умалчивать: ну как же, это разрушает образ художника. Раз классик – значит, без пороков и изъянов… Изнурительная работа, нервы и, как следствие, экзема, которая долгие годы мучила Серова». Так как свои портреты он создавал крайне неторопливо, то постоянно не вылезал из долгов. «И когда приступ болезни свалил Серова и юристы начали составлять завещание, они были поражены. Кроме красок, кистей да одномесячного жалованья в Училище живописи, завещать семье художнику было нечего».
Смерть одного из лучших российских портретистов наступила от частого и в наше время сердечно-сосудистого заболевания: раньше такие приступы тяжелейшей стенокардии назывались «птичье сердце».
Источники
- Алленова Е. М., Борисовская Н. А., Володина Т. И. и др. Русские художники от «А» до «Я». М. : Слово, 2005.
- Бахревский В. А. Савва Мамонтов. М. : Молодая гвардия, 2000.
- Безелянский Ю. Н. Улыбка Джоконды. Книга о художниках. М. : ОАО «Издательство “Радуга”», 1999.
- Бенуа А. Н. Мои воспоминания : в 5 кн. 2-е изд., доп. М. : Наука, 1993. Т. 2 : Кн. IV–V.
- Валентин Серов в переписке, интервью и документах. Сб. : в 2 т. Л. : Художник РСФСР, 1985–1989. Т. 1, 1985; Т. 2, 1989.
- Долгополов И. В. Мастера и шедевры : в 6 т. М. : ТЕРРА, 2000. Т. 4.
- Домитеева В. М. Врубель. М. : Молодая гвардия, 2014.
- Копшицер М. И. Валентин Серов. 2-е изд. М. : Искусство, 1972.
Полезно? Поделись статьей в Вконтакте или Фейсбук в 1 клик!
Похищение Европы
Картина «Похищение Европы» была создана в 1910 году. Ее сюжет был взят из мифологии.
Зевс полюбил дочь царя Агенора Европу. Он явился к ней и к ее подругам в образе красивого быка. Девушки играли с ним. А когда Европа села на спину быка, он поплыл с ней на Крит. Там она стала женой Зевса.
Идея написать эту картину появилась у художника после посещения Крита в 1907 году, где он изучал остатки Кносского дворца.
У него получилось монументальное панно. Его бык – рыжий, а не белый, как до этого было принято его рисовать. Цвет выбран не случайно. На фоне сине-фиолетового моря ярко-оранжевое пятно смотрится особенно выразительно.
Библиография
- Лебедев Г. Е. Валентин Серов / Отв. ред. П. Т. Щипунов; Обложка и титул Л. С. Хижинского. — Л.; М.: Искусство, 1946. — 100 с. — (Мастера русского искусства). — 10 000 экз. (обл.)
- Соколова Н. И. Валентин Александрович Серов. — М.: Изд-во Академии художеств СССР, 1961. — 80 с. — 40 000 экз. (обл., суперобл.)
- Кудря Аркадий. «Служенье красоте, или Жизнь художника Серова»
- Петров В. Возвращение исторической картины Серова. («После битвы на Куликовом поле», 1894. Дар ГИМ от Д. Поузена.) // Наше
- Наследие: Иллюстрированный культурно-исторический журнал. 1993. № 27.
При написании этой статьи были использованы материалы таких сайтов: muzei-mira.com, ,
Творчество. Свобода. Живопись.
Allpainters.ru создан людьми, искренне увлеченными миром творчества. Присоединяйтесь к нам!
Валентин Серов: жизнь и творчество художника
4.4 (88%) 5 голос(ов)
Биография Валентина Серова
Знаменитый русский художник Валентин Александрович Серов появился на свет 19 января 1865 г. в семье творческих людей. Его отец был знаменитым композитором и музыкальным деятелем, а мать – пианисткой и создателем нескольких опер. После смерти отца, воспитанием сына занималась мать, всячески поощряя его тягу к рисованию с самого детства.
Детство мальчик провел в Мюнхене, где познавал азы рисования с немецким художником Кеппингом. Позже семья переехала в Париж, где Валентин Александрович и познакомился с И. Е. Репиным, который потом стал его учителем. После возвращения в Москву в 1880 году, именно Репин ввел Серова в круг знаменитейших художников.
Учился Серов в Академии искусств под руководством знаменитого профессора и педагога П. П. Чистякова.
Крупные заказы
Творчеством художников интересовалась практически вся интеллигенция. Среди них были и приближенные императора. Они задались вопросом, кто же такой Валентин Серов. Биография творца на этом моменте пополнилась еще одним важным событием: художнику поступил крупный заказ от харьковских дворян, желавших приобрести портрет царя. В задачу Валентина Александровича входило написание как самого императора, так и его семьи. В качестве фона был выбран главный харьковский зал собрания. А где можно было брать основной материал? Вряд ли император согласился бы позировать в течение нескольких недель. Фотографии — вот основной источник, с которым должен был иметь дело Серов.
Валентин Александрович работал над портретом 3 года. За все это время он увидел царя всего раз, и то по чистой случайности.
Несмотря на свой высокий статус, Серов не хотел быть «придворным» художником. В его цели не входила постоянная лесть высокопоставленным лицам, а потому и поведение его было слегка вызывающим. Известен, например, случай конфликта Валентина Александровича с царицей. Последняя, указав на якобы имеющиеся ошибки в работе творца, получила резкий отпор со стороны Серова. Дело и вовсе закончилось извинениями Николая II перед художником.
Серов трудился над портретами многих князей, княгинь, актрис и прочих знаменитостей. При этом у него оставалось время и на пейзажи. О чем именно здесь можно рассказать?
Интересные факты из жизни художника Валентина Серова
Разнообразные события и факты повлияли на жизнь и творческий путь Валентина Серова.
- Художника причисляют к основоположникам импрессионистского движения. Картины за его авторством сравнивались с произведениями Пьера Огюста Ренуара. Если верить мнению некоторых критиков, Серов смог превзойти французского живописца благодаря особой передаче освещения, благородству и интенсивности оттенков. Валентин был покладистым мастером, не упускавшим из виду даже маловажные детали. Востребованность он обрел не только в импрессионизме, но и в новом реализме.
- Несмотря на закрытость и неразговорчивость, Серов пользовался положением инициативного общественного деятеля. Мастер полотна организовывал передвижные выставки, иллюстрировал сатирическое журнальное издание «Жупел» и детские басенные сборники Крылова.
- Даже в создании сложных портретов Валентин не делал наброски. Он предпочитал сразу применять акварельные краски. Охотно использовал карандаши, уголь, кисти.
- Одним из светлых детских воспоминаний художника является событие 1869 года, когда родители поехали вместе с ним за границу. Особенно мальчику запомнилась резиденция немецкого дирижера Рихарда Вагнера.
Личная жизнь
Живописец Валентин Александрович Серов был женат однажды. Со своей избранницей Ольгой Трубниковой, они познакомились в имении Едимоново Тверской губернии в 1886-ом году. Будущая супруга художника была приёмной дочерью тёти и дяди художника Аделаиды Семёновны и Якова Мироновича Симоновичей. Три года спустя они повенчались в Санкт-Петербурге. Шафером на церемонии был меценат Сергей Мамонтов, а свидетелем Илья Репин.
Ольга Трубникова
В этом браке у четы Серовых родились шестеро детей. Две дочери Ольга и Наталья и четыре сына: Александр, Георгий, Михаил и Антон. Супруга гения живописи взяла на себя воспитание детей и постройку дачи в финском местечке Ино. После смерти любимого супруга сделала очень много для популяризации творчества живописца.
Творчество Серова
Творчество Серова раннего периода формировалось под влиянием реалистического искусства Репина и строгой пластической системы Чистякова. Большое воздействие на Серова оказала живопись старых мастеров, виденная им в музеях России и Западной Европы, дружба с М. А. Врубелем, а позже с К. А. Коровиным.
В этих произведениях Серов, воспевая юность и красоту, видел главную свою задачу в непосредственности восприятия модели и природы и их убедительном пластическом истолковании.
С начала 1890-х годов портрет стал основным жанром в творчестве Серова, приобретая новые черты: психологически заостренную характеристику человека и активно выявленное в нем артистическое начало.
Отказавшись от многокрасочной, сочной по цвету живописи второй половины 1880-х годов, Валентин Серов теперь предпочитал одну доминирующую гамму черно-серых или коричневых тонов, стал пользоваться более широким мазком, способствующим остроте передачи натуры. Импрессионистические черты в живописи Серова сказываются подчас лишь в композиционном построении портрета, характере движения модели портретируемого.
Получив широкую известность, Серов вынужден много работать над заказными, как правило, парадными портретами. В этих правдивых, совершенных по композиции и живописному исполнению произведениях, Серов всё более последовательно использовал линейно-ритмические начала и декоративные цветовые сочетания.
В портретах детей Серов стремился характерностью позы и жеста, всем цветовым решением выявить и подчеркнуть непосредственность внутреннего движения, душевную чистоту и ясность мировосприятия ребёнка («Дети», 1899, Русский музей; «Мика Морозов», 1901, Третьяковская галерея).
В 1890-х — начале 1900-х годов Серов часто обращался к пейзажно-жанровым композициям на крестьянские темы. Небольшие картины, выдержанные в единой тёплой серо-коричневой гамме, лишены повествовательных элементов — скромный пейзажный мотив передаёт настроение тихой и грустной сосредоточенности («Октябрь. Домотканово», 1895, Третьяковская галерея; «Баба в телеге», 1899, Русский музей).
Его живопись поражает удивительной свежестью и ювелирной разработкой каждого миллиметра на холсте, а произведения искусства приобрели мировую известность, прославляя картины русских художников.
Самые известные работы
Работы живописца, в особенности портретные, завораживают взгляд. Они поражают своей детальностью и искусностью. Автор читал душу каждого изображенного человека, словно раскрытую книгу.
«Девочка с персиками» (1887)
Девочка с персиками (Портрет В. С. Мамонтовой) (1887 год). 85×91 см. Холст/масло
Мне нравитсяНе нравится
Натурщицей стала дочь Саввы Мамонтова, Вера. В имении отечественного мецената Серов проводил детские годы.
«Девушка, освещенная солнцем» (1888)
Девушка, освещенная солнцем. Портрет М. Я. Симонович (1888 год). 89.5×71 см. Холст/масло
Мне нравитсяНе нравится
Изображена Мария Симонович, кузина мастера полотна. В знойные дни она позировала по несколько часов.
«Портрет Николая II» (1900)
Портрет Николая II (1900-е). 70×58 см. Холст/масло
Мне нравитсяНе нравится
В процессе создания портрета было использовано огромное количество фотоснимков.
«Портрет Марии Акимовой» (1908)
Портрет Марии Акимовой (1908). 77×62 см. Холст/масло
Мне нравитсяНе нравится
Художественное творение, вобравшее в себя характерные черты реализма и импрессионизма.
«Портрет Ивана Морозова» (1910)
Портрет Ивана Морозова (1910). 63.5×77 см. Холст/масло
Мне нравитсяНе нравится
Были использованы темперные краски.
Начало
В А Серов Автопортрет 1885 г.
Уроки рисования художника Карла Кёппинга, которые он посещал в 1873 году, дали результаты. Валентина Семёновна отправила рисунок сына «Лев в клетке» Антокольскому, скульптору, с которым была знакома ещё по Петербургу. В ответном письме её уверили в несомненном таланте сына. С этого момента мать займётся его художественным образованием.
На зиму они уехали в Париж. Здесь учителем начинающего художника стал Репин, стажирующийся тогда от Академии художеств во Франции. Между тем пора было подумать о гимназии – в Москву 9-летний Валентин Серов, художник начинающий, но чрезвычайно увлечённый, увёз два десятка альбомов со своими рисунками.
Личная жизнь
С портрета жены художника на зрителя смотрит брюнетка с вдумчивым взглядом глубоко посаженных карих глаз. Это Генриетта Григорьевна Серова. Картины, посвященные супруге, Владимир Александрович писал в 1960-е годы. Они нежны, чувственны и разительно не похожи на громкие полотна социально-политической направленности.
Супруга живописца — автор монографий по творчеству Василия Савинского и Николая Касаткина. Она родила мужу детей — Ярослава и Марию.
Дочь и жена Владимира Серова
Музей в Эммаусе хранит страницы альбома, где Серов вел живописную летопись жизни дочери. Здесь скетчи и наброски девочки с первых лет: сначала она у материнской груди, потом делает первые шаги, затем держит ложку и гладит собаку. Эти бытовые зарисовки излучают нежность, лиризм и открывают художника как глубоко любящего отца и мужа, личная жизнь которого была скрыта от посторонних глаз.
До сих пор стоит вопрос, был ли у живописца, воспевавшего дело революции, конъюнктурный мотив, или тот хранил верность партии по зову сердца. Известно только, что его старший брат Николай подвергся репрессиям в 1939 году, и Серову с семьей даже пришлось скрываться в дедовом доме в Эммаусе.
Интересные факты
«Девочка с персиками» известна как самая популярная картина Валентина Серова, хотя живописец написал около двух сотен полотен. Но именно об этом творении много говорят, и с ним связаны некоторые интересные факты:
- Сначала картина была названа «Портрет В. М.». Но автор понимал, что на ней изображена не просто Верочка. Это сборный образ юности.
- Это произведение было создано Серовым в 22-летнем возрасте, тогда он еще не был известным. Но после написания «Девочки с персиками» он стал популярным портретистом.
- Картину Серов писал, находясь в Абрамцево. Это место было средоточием русской культуры. Здесь гостили многие творческие люди: живописцы, композиторы, писатели.
- Сюжет появился спонтанно: когда Серов работал в столовой, вбежала Верочка, взяла персик и села за стол. Серова впечатлил этот образ, и он уговорил девочку, чтобы она позировала ему для картины. Свое творение он много раз переделывал, поэтому работа длилась почти три месяца.
- Девочка одета в повседневную простую блузку. Так как момент был выбран спонтанно, и художник решил ничего не менять.
- Все предметы, изображенные на картине, существовали. Это реальная обстановка столовой Мамонтовых. За открытой дверью виднеется гостиная, где любили собираться друзья семьи.
- Художник изобразил персики, выращенные в Абрамцево. Савва Мамонтов оборудовал оранжерею, для южных фруктов. За персиковыми деревьями ухаживал отдельный садовник.
- В углу за плечом девочки виднеется яркая фигурка гренадера. Она была куплена в Троице-Сергиевой лавре у кустарей. Игрушку раскрашивал Серов.
- На полотне изображены разные виды стульев: со спинками в форме лиры, в стиле жакоб, с латунными вставками. Многие достались Мамонтовым от Аксаковых и уже тогда являлись антиквариатом.
- За окном видна Гоголевская аллея Абрамцевского парка. Автор передал реальные детали: на рамах видна облупившаяся краска. Это добавляет полотну естественности.
- На стене висит тарелка, выполненная в технике майолика. Савва Мамонтов увлекался керамикой, создал свою гончарную мастерскую.
- Верочку Мамонтову любили рисовать художники. Но самым известным является портрет работы В. Серова. У него девочка получилась немного старше своих лет. Но ему удалось отобразить живой, веселый характер девочки.
Картина «Девочка с персиками» стала уникальным, неповторимым шедевром В. Серова. Он вложил в нее душу. Сам художник признавался, что это его лучшее творение, и он ни разу больше не смог достигнуть такого уровня.
Биография
Серов Владимир Александрович родился 8 (21) июля 1910 года в селе Эммаус (ныне Тверской области). В 1931 году окончил Всероссийскую Академию художеств (мастерская В. Е. Савинского). В 1932—1933 учился в аспирантуре ЛИЖСА при Всероссийской Академии художеств у Исаака Бродского. Преподавал в ленинградской Академии художеств (1933—1942). В Великую Отечественную войну и блокаду оставался в осаждённом Ленинграде. Будучи председателем Ленинградского Союза советских художников (возглавлял Союз в 1941—1948 годах) участвовал в работе объединения «Боевого карандаша», затем в послевоенном восстановлении художественной жизни Ленинградского Союза.
Автор картин на историко-революционные темы, портретов, пейзажей, натюрмортов. В картинах Серова В. А., посвященных событиям Октябрьской революции и первых лет советской власти исторические события интерпретирируются в духе официальной историографии 1940—1960 годов.
Серов занимался также книжной иллюстрацией, неизменно выбирая произведения отечественной классики «первого ряда». Ему принадлежат иллюстрации к поэме Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» (чёрный карандаш, соус, гуашь, 1948—1949), к роману Л. Н. Толстого «Война и мир» (преимущественно темпера, 1951—1953), к книгам А. С. Пушкина, М. Горького и др. В 1957—1962 гг. Серов создал очень интересную серию цветных иллюстраций к «Слову о полку Игореве».
https://youtube.com/watch?v=tsDC2dzhVyo
Я люблю тебя до слез — исполняет Стародубцев Игорь
Все видео
Серов является также автором ряда политических плакатов: «Овладевай техникой, будь в первых рядах строителей социализма» (1934); «Заменим!» (1941); «Защитим город Ленина» (1941); «Мы отстояли Ленинград. Мы восстановим его!» (хромолитография, 1944).
В своей творческой и общественной деятельности являлся ярко выраженным представителем официальной государственной идеологии, апологетом метода социалистического реализма в его самом догматическом понимании. Будучи президентом АХ СССР, сыграл неблаговидную роль, негативно оценивая произведения ряда художников «сурового стиля».
Действительный член (1954), президент АХ СССР с 1962 года. Первый секретарь правления СХ РСФСР (1960—1968).
Член ВКП(б) с 1942 года. Член ЦРК КПСС с 1961 года. Депутат ВС РСФСР с 1958 года.
В. А. Серов умер 19 января 1968 года. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище. В 1980 году на родине художника в с. Эммаус Тверской области открыт Мемориальный художественный дом-музей Владимира Александровича Серова. В Москве на доме (Наб. Тараса Шевченко, 3), в котором в жил В. А. Серов, установлена мемориальная доска.