Запоминаем новые слова
Биосфера — область распространения жизни на Земле.
Импрессионизм — направление в искусстве, представители которого стремятся запечатлеть реальный мир в его подвижности и изменчивости, передать свои мимолётные впечатления.
Нобелевская премия — премия за выдающиеся достижения в области науки, техники, литературы, присуждаемая ежегодно Шведской академией наук за счёт средств, оставленных промышленником А. Нобелем.
Ноосфера —новое, эволюционное состояние биосферы, при котором разумная деятельность человека становится решающим фактором развития.
Проверяем свои знания 1. Почему начало XX в. называют Серебряным веком? 2. Какие изменения произошли в области образования и просвещения? Чем они были обусловлены? 3. Каковы достижения русской науки начала XX в.? 4. Охарактеризуйте русскую литературу Серебряного века. Какие художественные стили были в ней представлены? 5. Какие особенности отличали русскую живопись? 6. Каковы были художественные достижения в области архитектуры и скульптуры? 7. Какие новые явления были характерны для русского балетного и театрального искусства? |
Учимся быть историками 1. Выскажите своё мнение по вопросу: «Почему именно на первые полтора десятилетия XX в. пришёлся расцвет русской культуры?» 2. Серебряный век русской культуры отмечен невиданным многообразием художественных стилей, направлений, методов. Иногда это обстоятельство ставят культуре начала XX в. в упрёк. Как вы думаете, почему? Согласны ли вы с этой оценкой? 3. Кто из художников, писателей, поэтов Серебряного века отразил жизнь вашего города/региона в своих произведениях? Составьте список этих произведений. |
Вариант 2
А1. Что было характерной чертой русской культуры второй половины XIX в.?
1) отрицание народных истоков и традиций
2) отказ от изображения реальности
3) ослабление влияния искусства на духовную жизнь страны
4) оппозиция самодержавию
А2. Какая картина принадлежит кисти И.Е. Репина?
1) «Тройка»
2) «Отказ от исповеди»
3) «Грачи прилетели»
4) «Утро стрелецкой казни»
A3. Чьей картине посвящены слова В. Фигнер?
Гравюра производила волнующее впечатление. В розвальнях, спиной к лошадям, в ручных кандалах Морозову увозят в ссылку в тюрьму, где она умрет. На исхудалом, красивом, но жестком лице — решимость идти до конца… Гравюра говорит… о борьбе за убеждения, гонении и гибели стойких, верных себе. Она воскрешает страницу жизни… 3 апреля 1881 г… Колесница цареубийц… Софья Перовская…
1) В.И. Сурикова
2) В.Г. Перова
3) И.И. Шишкина
4) В.М. Васнецова
А4. Чему посвящена картина художника В.В. Верещагина «Снежные траншеи. Русские позиции на Шипкинском перевале»?
1) Крымской войне
2) присоединению Средней Азии
3) подавлению восстания в Польше
4) Русско-турецкой войне
А5. Расцвет русской архитектуры во второй половине XIX в. связан с
1) изменениями в социально-экономической жизни страны
2) приглашением на работу в Россию западноевропейских архитекторов
3) отказом от художественного наследия прошлого
4) приходом на смену барокко классицизма
А6. Что стало основным художественным направлением в литературе второй половины XIX в.?
1) классицизм
2) романтизм
3)сентиментализм
4) критический реализм
А7. К какому стилю относится творчество Л. Толстого, Ф. Достоевского?
1) классицизм
2) романтизм
3) реализм
4) сентиментализм
А8. Отказ выпускников Академии художеств писать дипломные картины на сюжеты скандинавской мифологии привел к созданию
1) «Могучей кучки»
2) Товарищества передвижных художественных выставок
3) музея «Эрмитаж»
4) Московского училища живописи
А9. Какое здание в Москве построено в псевдорусском стиле?
1) храм Василия Блаженного
2) Большой театр
3) Исторический музей
4) храм Христа Спасителя
А10. Большую известность во второй половине XIX в. приобрела серия исторических портретов «Иван Грозный», «Петр I», «Ярослав Мудрый» скульптора
1) A.M. Опекушина
2) М.М. Антокольского
3) М.О.Микешина
4) П.М. Садовского
A11. Мастера из Хохломы прославились изготовлением
1) глиняных игрушек
2) лаковой миниатюры
3) расписной деревянной посуды «под золото»
4) деревянных кукол-матрешек
В1. Установите соответствие между элементами первого и второго столбиков.
ОБЪЕДИНЕНИЕ
1. Передвижники
2. «Могучая кучка»
ДЕЯТЕЛЬ КУЛЬТУРЫ
A. А. Мусоргский
Б. А. Саврасов
B. Н. Римский-Корсаков
Г. А. Бородин
Д. В. Маковский
А | Б | В | Г | Д |
В2. Сочетание разнородных стилевых элементов в оформлении здания, художественного произведения во второй половине XIX в. получило название ___________.
Ответы на тест по истории Художественная культура народов России 8 классВариант 1
А1-3
А2-4
А3-4
А4-4
А5-4
А6-4
А7-3
А8-1
А9-3
А10-3
А11-1
В1. А1 Б1 В2 Г1 Д2
В2. Неорусский (псевдорусский стиль)Вариант 2
А1-4
А2-2
А3-1
А4-4
А5-1
А6-4
А7-3
А8-2
А9-3
А10-2
А11-3
В1. А2 Б1 В2 Г2 Д1
В2. Эклектика
Сергей Иванов
Осип Браз. Портрет Сергея Иванова. 1903 г. Государственная Третьяковская галерея, Москва
После отмены крепостного права далеко не всем крестьянам досталась земля, которая могла их прокормить. Миллионы из них решили переселиться в Сибирь, на свободные земли. И главным летописцем этого сложного периода их жизни был Сергей Иванов.
Он следовал с ними за Урал. Сначала на поезде до Тюмени. Затем на плотах до Барнаула. А потом пешком и в кибитках до свободных участков земли.
Весь путь занимал несколько месяцев. Путь тяжёлый и даже опасный для жизни. 7% переселенцев погибали в дороге. Одну из таких трагедий и изобразил Иванов.
Сергей Иванов. Смерть переселенца. 1889 г. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Глава семьи скоропостижно скончался в пути. Жена рухнула на землю оплакивать своё горе. Что ее ждёт? Если она выйдет замуж (а в Сибири женщин не хватало), то у неё есть шанс выжить. Если нет, то участь ее – попрошайничество или тяжкий наемный труд. Имея ребёнка на руках. Очень печально.
Иванов сыграл немалую роль в судьбе переселенцев. Ведь его картины видели многие благодаря передвижным выставкам.
Уже в 90-х годах 19 века переселенцев стали поддерживать власти. Худо-бедно заботясь об их пропитании и здоровье в дороге. И таких страшных сцен, как на картине «Смерть переселенца», уже не встречалось.
Конечно, такой борец за справедливость, как Сергей Иванов, просто не мог пройти мимо стихийных событий восстания в декабре 1905 года.
Сергей Иванов. Расстрел. 1905 г. Государственный центральный музей современной истории России, Москва
Вновь мы видим униженных и оскорбленных. На этот раз расстрелянных на одной из площадей Москвы. Иванов будто написал звук смерти. В пустом пространстве звучат выстрелы, стон умирающих и рёв толпы.
Из истории
В 1863 году была создана Артель свободных художников, в которую входили известные в то время художники. Основу артели составили 14 выпускников Академии художеств, которые отказались участвовать в конкурсе на золотую медаль, вышли из академии в знак протеста против запрета на свободу творчества. Во главе был Крамской.
В 1870 году петербургские художники объединились с московскими и решили создать новое общество.
В 1870 году правительство утвердило это «Товарищество передвижных художественных выставок» (ТПХВ).
Цель общества- устройство самостоятельных передвижных выставок, которые знакомили бы народ с лучшими произведениями живописи, приобщали его к искусству.
Художники правдиво изображали жизнь народа и страны, на полотнах передавали всю красоту родной природы, прославляли величие, силу и мудрость человека. Произведения отличались разнообразием. Это были пейзажи, бытовые сцены, портреты известных людей.
С возникновением этого общества в живописи стали появляться новые мотивы, идеи, созвучные с демократической культурой того времени – литературой, музыкой, общественной мыслью, театром. Одни художники входили в данное общество, другие периодически участвовали в его выставках. В итоге Россия знакомилась с лучшими творениями живописи.
Общество распалось в 1923 году. Многие художники вошли в Академию художеств СССР и продолжали служить народу , но уже в новых исторических условиях.
Художники |
Картины |
В.М.Васнецов |
Ковёр-самолёт Три богатыря Витязь на распутье Алёнушка Иван — царевич на сером волке Иван Грозный Баян Снегурочка |
Ф.А.Васильев |
Мокрый луг Болото |
Н.Н.Ге |
Христос и Пилат Пётр I допрашивает сына Алексея Портрет Л.Н.Толстого Пущин в гостях у Пушкина в Михайловском |
И.Н. Крамской |
Портрет неизвестной Христос в пустыне |
А.И.Куинджи |
Лунная ночь на Днепре Днепр утром Берёзовая роща |
И.И.Левитан |
Осенний день. Сокольники. Вечерний звон Над вечным покоем Золотая осень Весна. Большая вода Тихая обитель Март |
В.Е. Маковский |
Свидание Ночлежный дом 9 января 1905 года на Васильевском острове» (1905 |
К.Е.Маковский |
В жаркий день В сельской школе Крестьянский обед Дети, бегущие от грозы Минин на площади Нижнего Новгорода, призывающий народ к пожертвованиям |
Г.Г.Мясоедов |
Земство обедает Косцы |
М.В.Нестеров |
Видение отроку Варфоломею За приворотным зельем |
В.Г. Перов |
Охотники на привале Птицелов Приезд гувернантки в купеческий дом Тройка Ф.М.Достоевский |
В.Д. Поленов |
Московский дворик Золотая осень Заросший пруд |
И.М.Прянишников |
В 1812 году Жестокие романсы |
И.Е.Репин |
Бурлаки на Волге Крестный ход в Курской губернии Иван Грозный убивает своего сына Письмо запорожцев турецкому султану Не ждали П.М. Третьяков Л.Н.Толстой М.П. Мусоргский Арест пропагандиста |
А.К.Саврасов |
Весенний день Грачи прилетели Зима |
В.А.Серов |
Девушка, освещённая солнцем Девочка с персиками |
В.И.Суриков |
Боярыня Морозова Утро стрелецкой казни Меньшиков в Берёзове Покорение Ермаком Сибири Переход Суворова через Альпы Взятие снежного городка |
И.И.Шишкин |
Утро в сосновом бору Сосновый бор Корабельная роща Рожь Ручей в лесу На севере диком |
Н.А.Ярошенко |
Кочегар Всюду жизнь |
Бесплатные шаблоны для Joomla на web-disign.ru.
Музыка, балет, театр, кинематограф
В начале XX в. творческий взлёт переживали великие русские композиторы-новаторы А. Н. Скрябин, И. Ф. Стравинский, С. И. Танеев, С. В. Рахманинов. Они пытались выйти за рамки традиционной классической музыки, создать новые музыкальные формы и образы. Русская вокальная школа была представлена именами выдающихся певцов: Ф. И. Шаляпина, А. В. Неждановой, Л. В. Собинова, И. В. Ершова.
Ведущие позиции в мировом хореографическом искусстве занимал русский балет. Опираясь на академические традиции конца XIX в., на ставшие классикой мировой хореографии сценические постановки выдающегося балетмейстера М. И. Петипа, балет подчинялся новым эстетическим требованиям. Молодые постановщики А. А. Горский и М. И. Фокин в противовес балетному академизму выдвинули принцип живописности. Полноправными авторами спектакля становились не только балетмейстер и композитор, но и художник. Декорации к постановкам Горского и Фокина оформляли К. А. Коровин, А. Н. Бенуа, Л. С. Бакст, Н. К. Рерих. Русская балетная школа дала миру плеяду блестящих артистов: А. Т. Павлову, Т. П. Карсавину, В. Ф. Нижинского и др.
В поисках находился театр. К. С. Станиславский — основатель психологической актёрской школы — будущее театра видел в углублённом психологическом реализме, искусстве актёрского перевоплощения. В. Э. Мейерхольд экспериментировал в области театральной условности, обобщённости, в использовании элементов народного балагана и театра масок. Е. Б. Вахтангов предпочитал выразительные, зрелищные, радостные спектакли.
Всё отчётливее проявлялась тенденция к соединению различных видов творческой деятельности. «Мир искусства» объединил в своих рядах не только художников, но и поэтов, философов, музыкантов. В 1908—1913 гг. С. П. Дягилев организовал в Париже, Лондоне, Риме и других европейских столицах Русские сезоны, представив восхищённой публике балетные и оперные спектакли, театральную живопись, музыку.
В начале XX в. возник новый вид искусства — кинематограф. Первые «электротеатры» и «иллюзионы» открылись в России в 1903 г., а к 1914 г. зрителей приглашали уже около 4 тыс. кинотеатров. В 1908 г. была снята первая русская игровая картина «Стенька Разин и княжна», а в 1911 г. — первый полнометражный фильм «Оборона Севастополя». Накануне Первой мировой войны в России работало почти 30 отечественных кинофирм. Основную массу кинопродукции составляли фильмы с мелодрама тическими сюжетами. В российском кино работали такие выдающиеся художники, как режиссёр Я. А. Протазанов, актёры И. И. Мозжухин, В. В. Холодная, А. Г. Коонен и др. Кинематограф был доступен всем слоям населения.
Таким образом, культура начала XX в. переживала необычайный расцвет. Это был Серебряный век русского искусства. Однако так и не было преодолено одно из основных противоречий российской жизни — недоступность высоких достижений культуры широким массам и оторванность от них. |
Русская живопись конца XIX – начала XX века
с 15 Сентября по 21 Января
ГМИИ РТ
ул.Карла Маркса, 64Казань
В рамках деятельности Культурно-выставочного центра Русского музея в Казани открывается выставка «Русская живопись конца XIX – начала XX века» из собраний Русского музея и Государственного музея изобразительных искусств Республики Татарстан. Это будет уже третья выставка, которую проведет Русский музей в Культурно-выставочном центре. Русский музей является уникальным хранилищем художественных ценностей и одним из крупнейших центров культурно-просветительской работы, научно-методическим центром художественных музеев Российской Федерации, курирующим работу более 250 художественных музеев России. Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан – крупный региональный художественный музей, на базе которого открыт первый в России Культурно-выставочный центр Русского музея.
Выставка «Русская живопись конца XIX – начала XX века» включает в себя более шестидесяти произведений изобразительного искусства Серебряного века – одного из самых ярких периодов в истории отечественной культуры. На выставке будут представлены как известные произведения выдающихся художников, так и работы, практически не покидающие запасников Русского музея: например, казанский зритель увидит полотно В. И. Зарубина «Богомольцы», которое после реставрации, завершенной в 2015 году, экспонируется всего второй раз. Выставка продолжает казанскую традицию объединения на единой экспозиционной площадке блистательных произведений из собраний лучших художественных музеев страны, в данном случае – Русского музея и ГМИИ Республики Татарстан, что расширяет представление о художественной культуре эпохи рубежа веков, формирует новые зрительские впечатления.
Бобровский Г.М. Портрет Самойловой (Портрет госпожи Z). Из собрания Русского музея
Художественный образ этого времени многопланов: реализм, символизм, модерн, импрессионизм, авангард, русский сезаннизм, абстракционизм. В экспозиции – произведения знаменитых художников реалистического направления И.Е. Репина, В.А. Серова, Б.М. Кустодиева, С.А. Коровина, работы Н.И. Фешина. Произведения крупнейших представителей объединения «Мир искусства» А.Н. Бенуа, К.А. Сомова, Л.С. Бакста, М.В. Добужинского, А.Я. Головина привлекают декоративностью станковой живописи, стремлением к символической многозначности, метафоричности образов, многоплановостью утончённой игры формы и содержания. Можно увидеть ранние работы таких мастеров, как К.С. Петров-Водкин, В.Э. Борисов-Мусатов. Многие крупные живописцы этого времени создали свой собственный мир
На выставке привлекает внимание «гобеленовая» живопись К.Ф. Богаевского
Удивительно разнообразно представлен пейзаж: А.И. Куинджи, сталкивая тёплые и холодные цвета, создаёт драматический образ природы; Н.П. Крымов очаровывает цветовой гармонией, точностью рисунка, проработанностью форм; С.Ю. Жуковский выступает продолжателем левитановской традиции с её чувством просветлённой отрады; пленэрная живопись С.А. Виноградова передаёт состояние природы яркостью цвета и свободной фактурностью мазка. Импрессионистическая манера ощущается в работах И.Э. Грабаря и М.А. Демьянова. Узнаваемы своими произведениями художники одного из ранних течений русского авангарда «Бубновый валет» П.П. Кончаловский, И.И. Машков, Р.Р. Фальк. Неожиданно представлен М.Ф. Ларионов. Оригинально, с помощью приёмов кубизма раскрывается образ актрисы Дзюбинской-Адамовой в портрете Н.И. Альтмана. Приёмы кубизма являются основой композиции произведений Н.С. Гончаровой и М.В. Ледантю. Завершает экспозицию «Импровизация» В.В. Кандинского – одного из основоположников абстрактного искусства.
Сроки работы выставки – 15 сентября 2017 – 21 января 2018 года.
http://vuzlit.ru/531170/russkaya_zhivopis_kontsa_nachala_vekahttp://cult.bobrodobro.ru/17019http://gallerix.ru/pr/russkaya-zhivopis-konca-xix-nachala-xx-veka/
Влияние творчества художников-передвижников на культуру и искусство
Влияние передвижников на культуру заключалось в просвещении общества. Их выставки знакомили посетителей с последними тенденциями в искусстве. По словам художника Николая Ярошенко, они мечтали «вынести искусство из дворцов и сделать достоянием всех». И цели своей передвижники достигли.
Бунт будущих передвижников в Императорской Академии сместил акценты в работах художников с академических сюжетов к изображению реализма. Их полотна оказали влияние на искусство последующего периода в истории государства.
Кроме того, живописцы продемонстрировали успешную бизнес-модель частного художественного предприятия. В своде правил, адресованных художникам, чьи полотна включали в программу выставки, было требование предлагать к демонстрации только те картины, которые ранее нигде не выставляли, чтобы заинтересовать зрителей. Начинающим художникам выставки передвижников помогли обрести известность.
Выставочную деятельность общества поддерживал меценат и коллекционер Павел Третьяков. Он покупал полотна для своей галереи, а также заказывал картины у членов товарищества.
Передвижники организовывали выставки почти 30 лет. За собственным успехом они не заметили, как в их работе наступила стагнация. Художники использовали те же темы, что и писатели этого периода. Но по сравнению с литературой, живопись оставалась слишком «статичной» в отображении протеста против недостатков общества. Среди художников вспыхивали разногласия. В 1923 году состоялась последняя – 48-я по счету – выставка, после чего передвижники прекратили деятельность. Часть членов общества вступили в Ассоциацию художников революционной России (АХРР).
Живопись
Прочные позиции в русской живописи удерживали представители реалистической школы. Действовало Общество передвижников. И. Е. Репин закончил в 1906 г. грандиозное полотно «Заседание Государственного совета». Историческая живопись В. И. Сурикова вдохновлялась интересом к народу, к человеку в истории. Верность реализму хранили М. В. Нестеров, братья В. М. и А. М. Васнецовы и др.
Однако законодателем моды стал модерн. Он повлиял на творчество таких крупных художников-реалистов, как К. А. Коровин, В. А. Серов.
Из курса Новейшей истории вам известно, что модерн получил особое распространение в конце XIX — начале XX в. Какие идеи лежали в его основе? |
Сторонники нового стиля объединились в творческом обществе «Мир искусства». «Мирискусники» утверждали, что искусство — это самостоятельная, самоценная сфера человеческой деятельности и оно не должно зависеть от политических и социальных влияний. Его задача — привносить красоту в жизнь людей. За длительный период (объединение возникло в 1898 г. и просуществовало с перерывами до 1925 г.) в «Мир искусства» входили почти все крупнейшие русские художники — А. Н. Бенуа, Л. С. Бакст, Е. Е. Лансере, Н. К. Рерих, К. А. Сомов.
В 1907 г. в Москве открылась выставка под названием «Голубая роза», в которой приняли участие 16 художников (П. В. Кузнецов, Н. Н. Сапунов, М. С. Сарьян и др.), тесно связанных с поэтами-символистами. Но символизм в русской живописи никогда не был единым стилевым направлением. Он включал в себя, например, таких разных по своим живописным системам художников, как М. А. Врубель, К. С. Пет- ров-Водкин и др. Ряд крупнейших русских художников — В. В. Кандинский, А. В. Лентулов, М. 3. Шагал, П. Н. Филонов — вошли в историю мировой культуры как представители уникальных стилей, соединивших авангардные тенденции с национальными традициями русского искусства.
Изобразительное искусство
Иллюстрация Ивана Билибина к Сказка о золотом петушке.
Как англичанин Прерафаэлиты до них Бенуа и его друзья испытывали отвращение к антиэстетической природе современного индустриальное общество и стремился объединить все Неоромантический Русские художники под знаменем боевых действий Позитивизм в искусстве.
Как и романтики до них, мирискусники способствовал пониманию и сохранению искусства предыдущих эпох, особенно традиционных народное искусство и 18 век рококо. Антуан Ватто вероятно, был единственным артистом, которым они восхищались больше всего.
Такие возрожденческие проекты рассматривались мирискусники с юмором, в духе само-пародия. Они были очарованы маски и марионетки, с участием карнавал и кукольный театр, с участием мечты и сказки. Все гротеск и игривые понравились им больше, чем серьезные и эмоциональные. Их любимым городом был Венеция, настолько, что Дягилев и Стравинский выбрали его как место своего захоронения.
Что касается СМИ, то мирискусники предпочел легкие, воздушные эффекты акварель и гуашь к натурным картинам маслом. Стремясь привнести искусство в каждый дом, они часто проектировали интерьеры и книги. Бакст и Бенуа совершили революцию театральный дизайн с их новаторским декором для Cléopâtre (1909), Карнавал (1910), Петрушка (1911), и L’après-midi d’un faune (1912) .Помимо трех отцов-основателей, активные члены Мир искусства включены Мстислав Добужинский, Юджин Лансере, и Константин Сомов. Выставки, организованные Мир искусства привлек многих выдающихся художников из России и из-за рубежа, в частности Михаил Врубель, Михаил Нестеров, и Исаак Левитан.
«Русские сезоны» С. Дягилева
В. Серов. Портрет Дягилева (1909)Большая роль принадлежала художникам «Мира искусства» в оформлении спектаклей «Русских сезонов» за границей, организованных С.П. Дягилевым, одним из руководителей и идейных вдохновителей «Мира искусства». В 1899-1904 гг. Дягилевым издавался в Петербурге одноименный журнал.
Б. Анисфельд «Подводное царство», композиция по одноименному фантастическому балету на музыку из оперы «Садко» Н. Римского-Корсакова. «Русские сезоны» за границей, антреприза С. Дягилева (1911). Театр Шатле (Париж)«Русские сезоны» – гастрольные выступления русских артистов балета и оперы (1908-1929), организованные известным деятелем культуры и антрепренером Дягилевым за границей: с 1908 г. – в Париже, с 1912 г. – в Лондоне, с 1915 г. – в других странах. Основным видом деятельности антрепризы стал балет. Оперы ставились преимущественно до 1914 г. Но началом «Русских сезонов» был 1906 г., когда Дягилев привез в Париж выставку русских художников. В 1908 г. в Париже была исполнена опера Мусоргского «Борис Годунов», в постановке которой приняли участие А. Бенуа, К. Юон, Е. Лансере; кэскизы костюмов создавал И. Билибин; солистами оперы были Шаляпин, Касторский, Смирнов, Ермоленко-Южина и др. В 1908-1909 гг. были исполнены оперы «Псковитянка» Римского-Корсакова, «Князь Игорь» Бородина и др.
А. Бенуа. Эскиз к балету «Сильфиды»В 1909 г. впервые были показаны балеты М.М. Фокина: «Павильон Армиды» (худ. А.Н. Бенуа), «Половецкие пляски» (худ. Н.К. Рерих); «Сильфиды» («Шопениана») на музыку Шопена, «Клеопатра» («Египетские ночи») Аренского (худ. Л.С. Бакст) и дивертисмент «Пир» на музыку Глинки, Чайковского, Глазунова, Мусоргского.Балетная труппа состояла из артистов петербургского Мариинского и московского Большого театров. Солисты: А.П. Павлова, В.Ф. Нижинский, Т. П. Карсавина, Е.В. Гельцер, С.Ф. Фёдорова, М.М. Мордкин, В.А. Каралли, М. П. Фроман и др. Балетмейстер – М.М. Фокин.С 1910 г. «Русские сезоны» проходили без участия оперы. В 1911 г. Дягилев принял решение о создании постоянной труппы, которая окончательно сформировалась к 1913 г. и получила название «Русский балет Дягилева».
Леон Бакст. Эскиз костюма к балету Нижинского «Послеполуденный отдых фавна» (1912)С новым сезоном 1912 г. Дягилев начал менять характер своей антрепризы, всё больше отходя от традиционного представления о балете и двигаясь в сторону новых, экспериментальных форм. После смерти Дягилева в 1929 г. его труппа распалась.«Русские сезоны» сыграли огромную роль в пропаганде русского искусства за рубежом и в развитии мирового художественного процесса XX в.
Возникновение и этапы существования объединения
История возникновения «Мир искусства» началась в 1887 году с образования группы учащихся школы Карла Мая «Невские пиквикианцы», в состав которой входили А. Бенуа, К. Сомов, В. Нувель, Д. Философов.
Цель кружка — изучение истории изобразительного искусства и музыки. Позже к этому кружку присоединились С. Дягилев и Л. Бакст. Кружок под руководством Дягилева к 1898 году разросся и превратился в творческое объединение «Мир искусства».
А.Бенуа, автопортрет
Этому способствовали два события:
1.Первый выпуск журнала «Мир искусства», издателями которого были княгиня М.К. Тенишева и С.И. Мамонтов;
2.Выставка русских и финских художников, в которой помимо членов кружка участвовали М.А. Врубель, С.В. Малютин, И.И. Левитан, А.М. Васнецов, В.А. Серов и др.
В 1900 году объединение было оформлено официально, был выработан устав и избран распорядительный комитет.
В 1902 году публикуется статья «Формы искусства» в двадцатом номере журнала «Мир искусства», с этого момента многие поэты-символисты печатали свои произведения на его страницах.
В 1904 году возникли разногласия между художниками и поэтами, перестал издаваться журнал «Мир искусства», объединение распалось. В 1906 году Дягилев устроил прощальную выставку перед эмиграцией в Париж под тем же названием. В Париже с 1909-1914 он же организовывает «Русские сезоны». С 1910 года объединение возрождается под руководством Бенуа, но выступает в роли выставочной организации, с 1917 года некоторые члены объединения обратились к реставрационной и музейно-организационной деятельности. В 20-х годах «Мир искусства» окончательно прекратил своё существование.
Мирискусники — члены художественного объединения
Главными идеологами этого художественного объединения выступили А. Бенуа и С. Дягилев.
С 1904 по 1910 годы многие участники объединения входили в Союз русских художников. В основное ядро «Мира искусства» входили Е. Лансере, К. Сомов, Л. Бакст, М. Добужинский. Впоследствии к ним присоединились члены абрамавцевского кружка В. Серов, К. Коровин, М. Нестеров, братья Васнецовы, М. Врубель и др. В 1906 году к объединению примкнули молодые художники: М. Сарьян, М. Ларионов и Н. Феофилактов.
Дягилев уделял большое внимание журналу «Мир искусства», публиковал там критические статьи, писал о проблемах международного культурного обмена. Также Дягилев активно занимался организационной деятельность, устраивал выставки современных русских художников, западноевропейских живописцев и т.д
Художники-передвижники
Художники-передвижники
На ЕГЭ по истории в заданиях № 33-34 ( В12-В13) могут быть предложены иллюстрации картин художников. Необходимо иметь представление о живописи России вообще и о творчестве передвижников в частности.
В статье представлены имена известных художников – передвижников, чьё творчество знакомо по школьной программе, перечислены наиболее известные учащимся картины. По ним писали в школе на русском языке сочинения, о них рассказывали на уроках истории, литературы, МХК.
В отдельных статьях будет предложена подборка иллюстраций картин данных художников. Материал будет помещён в разделе « Культура». Следите за новыми публикациями.
Постарайтесь вспомнить эти картины, запомнить их авторов. Тогда вы сможете легко выполнить на экзамене данные задания.
↑ Идеи Товарищества
Основные идеи художников-передвижников: Передвижники считали, что человечество должно увидеть само себя сквозь историю. На смену академическому стилю пришел реализм и импрессионизм. Изображение настоящей жизни русского крестьянства в реалистичном стиле. Просвещение обычного, часто неграмотного, народа.
В творчестве присутствовал социально-психологический портрет. Передвижники были очень близки к народническому движению. В картинах художников осуждался крепостной помещичий быт и самодержавие. Художники популяризировали идеи борьбы за свободу и обновление общества. Передвижники боролись со всевозможными декадентскими течениями, основой которых было «искусство ради искусства». Своим лозунгом художники-передвижники провозгласили «искусство ради людей».