А.г.эмдин

Живопись

По воспоминаниям современника Григория Климова, архитектора и близкого друга Ивана Яковлевича, решающим этапом в жизни Билибина-художника стало посещение летом 1899 года Тверской губернии. Климов писал:

Наложила отпечаток и картина Виктора Васнецова «Богатыри». Не покидая Тверскую губернию, Иван Билибин создал дебютную книжную иллюстрацию к «Сказке об Иване-царевиче, Жар-птице и о Сером Волке».

Иллюстрация Ивана Билибина «Домовой»

Еще в начале творчества художник работал в уникальной билибинской технике: сначала рисовал контур, а затем заполнял его акварелью, не оттеняя. Для этого он использовал колонковую кисточку с косым кончиком. При этом живописец считал, что добросовестному графику достаточно рисовать не более пяти квадратных сантиметров в день.

Созданные к трем сказкам рисунки — «Об Иване-Царевиче…», «Царевна-Лягушка» и «Василиса Прекрасная» — начинающий иллюстратор принес в Экспедицию Заготовления Государственных Бумаг. Они произвели настоящий фурор, и Билибину предложили купить права на издание. Так билибинский стиль стал широко известен.

Иллюстрация Ивана Билибина к сказкам «Иван-Царевич и жар птица» и «Царевна-Лягушка»

В последующие годы иллюстратор занимался оформлением сказки «Василиса Прекрасная», создав портрет Бабы-Яги, который по сей день украшает страницы учебников по литературе, «оживил» сказки «Марья Моревна», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Сказку о царе Салтане», поэму «Садко».

Вдохновившись картиной Васнецова «Богатыри», Билибин написал своих Илью Муромца, Алёшу Поповича и Добрыню Никитича, дополнив их союз изображением Змея Горыныча. Он также попробовал себя в качестве оформителя праздничных открыток (ко Дню ангела и Рождеству) и пиарщика, нарисовав рекламу пива «Новая Бавария».

Иллюстрация Ивана Билибина к былине «Илья Муромец и Соловей-разбойник»

В период революции 1905 года Временное правительство обратилось к Ивану Яковлевичу с просьбой создать герб. Из-под пера мастера появился знаменитый двуглавый орел, который являлся официальным символом России в 1917-1918 годах. И хотя изображение удовлетворило чиновников, в народе орла называли «ощипанной курицей», поскольку в лапах у птицы не было ни скипетра, ни державы.

В 1907 году Билибин вернулся в Императорское общество поощрения художников, на этот раз в качестве преподавателя. На протяжении 10 лет он обучал искусству графики. Среди его воспитанников были Георгий Нарбут, Константин Елисеев, Николай Кузьмин и его будущая супруга Рене О’Коннель.

Иллюстрация Ивана Билибина к «Сказке о золотом петушке»

В 1908-1911 годах Иван Яковлевич создал эскизы костюмов и декораций для оперы Николая Римского-Корсакова «Золотой Петушок», оформил декорации к «Чуду святого Теофила» и «Чести и мести» Федора Сологуба, нарисовал костюмы для драмы Лопе де Веги «Фуэнте Овехуна».

В 1917 году начались сложные для России времена. Убегая от беснующейся толпы, Билибин путешествовал по Африке и Ближнему Востоку: жил в Египте, потом — в Каире, Сирии и Палестине. В августе 1925 года переехал в Париж и сразу вернулся к оформительству. Билибин создал декорации для балета Игоря Стравинского «Жар-птица», нарисовал картины для сказок братьев Гримм и «Тысячи и одной ночи».

Рисунок Ивана Билибина «Птица Алконост»

Время от времени Иван Яковлевич рисовал «для души»: пейзажи («Египет. Пирамиды», «Улочка в Каире», «Оливковые деревья», «Юг Франции. Дюны»), портреты (Людмилы Чириковой), мифические картины («Птица Алконост» и «Райская птица Сирин»).

В 1936 году душа художника пожелала вернуться на Родину. Поселившись в Ленинграде, он творил, пока не пришла война. Билибин отказался от эвакуации и остался в осажденном немцами городе. Последней работой стал эскиз иллюстрации к былине «Дюк Степанович» в 1941 году.

Легенда 7. Он был противником либеральных реформ

Вердикт: это правда.

Следование по неверному пути. Карикатура Джорджа Фредерика Келлера на Александра III. 1881 год

После Великих реформ российское общество ожидало перехода к парла­ментской монархии по образу Англии, Германии и Австрии. В начале 1881 года с одобрения царя генерал Лорис-Меликов подготовил осторожный проект, по которому в Государственный совет должны были ввести 10–15 выборных депутатов от земств и городских дум России. Это была далеко не конституция, но те, кто знал о проекте, считали его первым шагом по направлению к ней.

После убийства Александра II его сын под влиянием своего бывшего препода­вателя Константина Победоносцева отказался подписать проект и вынудил министров отца уйти в отставку. Смерть Александра II от руки террористов позволила противникам реформ убедить нового царя, что преобразования только взбаламутили Россию и вызвали волнения. Следовательно, чтобы успокоить страну, нужно не продолжать реформы, а поставить точку, показать обществу силу, кулак. И началось закручивание гаек.

При Александре II образование стало всесословным и доступным для всех, кто мог за него платить. Новый министр просвещения Делянов ввел жесткие огра­ничения: представителям низших классов, которых называл «кухарки­ными детьми», теперь было крайне сложно поступить в гимназию и университет, ведь там из них сделают смутьянов. Евреев и поляков, которым при Алек­сандре II был открыт доступ в учебные заведения, теперь брали в гимназии и универ­си­теты по жесткой квоте. Раньше у университета была автономия: ученый совет решал, кого наймут в профессора, ректор имел право брать на поруки провинившихся студентов. Теперь назначения утверждал министр просве­щения, а провинившихся студентов сразу арестовывала полиция. Универси­тетский суд отменили.

В гимназиях ограничили преподавание естественных и точных наук, которые развращают умы, зато ввели больше часов древних языков и Закона Божьего. Женские курсы, открытые при Александре II на частные пожертвования, закрыли, оставив только Бестужевские. По мнению князя Владимира Петро­вича Мещерского, постоянно писавшего царю длинные письма с советами-доносами, женщин там только развращали и воспитывали непригодными к семейной жизни. С ним соглашалась и императрица Мария Федоровна.

Чтобы искоренить крамолу и вернуть порядок, любой губернатор мог ввести чрезвычайное положение. То есть каждый неугодный властям мог быть арестован, предан военному суду и сослан на срок до пяти лет. Губернаторы получили право закрывать газеты и журналы, гимназии и университеты, заводы. По сути, это отменяло суд. 

Вопросы ссылок и высылок решались без права на апелляцию. В 1884 году британский посол запросил у министра внутренних дел графа Дмитрия Толстого объяснение, почему из России высылают британского подданного, который служил управляющим у известного религиозного деятеля и помещика Василия Александровича Пашкова. Министр ответил, что имеет право выслать кого хочет, если сочтет, что этот человек нарушает общественный порядок. 

Дворянам дали право избирать большинство депутатов в земство и в городские думы. Для дворян, баллотировавшихся в городскую думу, имущественный ценз понизили, а для купечества и крестьянства повысили. В городах в три раза повысили имущественный ценз для участия в выборах и лишили городские думы права действовать самостоятельно. Они шага не могли ступить без разрешения министра внутренних дел. Министр считал, что «народ не знает своих истинных потребностей, не может судить, что для него полезно, что вредно»  Цит. по: В. С. Кривенко. В Министерстве двора. СПб., 2006.. В основном ликвидировали мировые суды, которые решали споры между крестьянами и помещиками. Вместо них ввели земских участковых начальников, которые назначались только из дворян, причем состоятельных. Министр внутренних дел мог закрыть любые газеты и журналы и лишить права на деятельность их редакторов, которых обязали раскрывать псевдонимы авторов статей. 

Одним словам, по выражению консервативного дипломата и философа Константина Леонтьева, при Александре III Россию «подморозили»: по его мнению, которое разделял император, все прогнило и при оттепели начнет разваливаться.

Философские взгляды и творчество

Недаром говорят: муж и жена — одна сатана. Личную жизнь Елены и Николая Рерихов эта присказка описывала максимально точно. Супруги вместе создавали шедевры — на некоторых картинах Николая Константиновича указано двойное авторство, путешествовали, воспитывали сыновей. Поэтому, когда в 1903 году Рерих отправился в поездку по России в поисках национального колорита, Елена Ивановна не осталась в стороне.

Пока муж занимался раскопками, Рерих изучала местную архитектуру и роспись, обучалась искусству реставрации. Навык со временем пришелся кстати — в поездках Рерихи собирали уникальные предметы старины, которые требовали восстановления. Их коллекция насчитывала более 300 предметов искусства и быта. Сегодня она хранится в Эрмитаже.

В 1916 году здоровье Николая Рериха заставило семью переехать в Финляндию. Спустя 2 года эта страна объявила о независимости и опустила «железный занавес». Россия оказалась закрыта. Не в силах вернуться домой, Елена Ивановна с супругом и детьми переехали в Англию.

В Лондоне Рерих сблизилась с Теософским обществом, которое основала Елена Блаватская. В ее труде «Тайная доктрина, синтез науки, религии и философии» объясняется, что цель общества состоит в исследовании различных религий, философий и наук в сравнении. В июле 1920 года Елена и Николай Рерихи официально вступили в ряды организации.

Главный труд Елены Рерих, который отвечал задачам Теософского общества — книги об учении Агни-йоги, или Живой этики. Сборник состоит из расшифровок спиритических сеансов, которые Рерихи проводили с 1900 года.

Цель сеансов заключалась в общении с «Учителем Мудрости» Махатмой Мории. Сведения, полученные в «разговорах», фиксировались методом «автоматического письма», то есть бессознательно, в состоянии гипноза. Этим навыком обладали Николай и Юрий Рерихи, а Елена Ивановна якобы владела даром ясновидения. Согласно дневникам Елены Рерих, первый «разговор» с Махатмой состоялся в 1920 году и длился на протяжении 20 лет. В результате появились 14 книг Агни-йоги.

По сути «Живая этика» — это религиозное учение. Как христианство основано на вере в Бога, центр притяжения Агни-йоги — Агни, то есть духовный огонь, благодаря которому появилась Вселенная. Она, согласно учению, состоит из 4 уровней: человеческий земной мир, потусторонний тонкий мир и его усовершенствованная форма огненный мир, а также высшие сферы, которые человек может познать лишь на высшем уровне развития.

Последователи Агни-йоги верят в реинкарнацию: человеку даруется вечная жизнь в разных телах, чтобы тот смог достичь «высших сфер». Важнейшим законом учения считается карма. В годы активного распространения Агни-йоги Русская православная церковь выступила с заявлением, что учение Елены Рерих наравне с мыслями Елены Блаватской несовместимы с христианством. Их последователи отлучают себя от Бога.

В апреле 1925 года Елена Ивановна взялась за перевод «Писем Махатм», которые посвящены истории основания Теософского общества. Так родилась новая книга «Чаша Востока», выпущенная в том же году под псевдонимом Искандер Ханум. В 1926 году Елена Рерих в книге «Основы буддизма» изложила суть фундаментальных понятий учения Будды.

Свои философские идеи писательница активно продвигала в переписке с деятелями искусства и политики, учеными, последователями — более чем с 140 корреспондентами. Она раскрывала суть космизма, Живой этики, говорила о сложнейших философских и научных проблемах. Полное собрание сочинений писем вышло в 1940 году в двухтомнике «Письма Елены Рерих».

К слову, именно из этого сборника известно о личной философии Рерих, которая основана на «трех ключах» — любви, красоте и знании. В одном из писем писательница дает советы, как заполучить эти «три ключа»: не врать, быть чистым, мыслить позитивно и так далее.

Ивангородская крепость

Главная достопримечательность города. Крепость хорошо сохранилась.

Ивангород основан в конце XV века по приказу Ива­на III. Его началом стала каменная крепость на Девичьей горе.

Огромное сооружение из камня-плитняка выросло напротив Ливонской крепости. Много атак шведов, ливонцев и других неприятелей выдержал этот бастион.

Вид на Ивангородскую крепость со смотровой площадки / фото автора

Крепость имеет огромную территорию. Дух захватывает, когда поднимаешься по каменным ступеням на ее 16-метровые стены. И каждая до 3 метров толщиной. Длина стен — около 1350 м.

Не получится быстро обойти Большой Боярший город. Интересно подняться по каменным ступеням на Провиантскую, Колодезную и Широкую башни.

Сквозь бойницы виден эстонский берег. В проеме — эстонская крепость с высокой башней Герман / фото автора

В восстановленном Большом Пороховом Амбаре расположился музей. Он рассказывает об истории крепости. Для детей есть интерактивная зона: можно самим построить крепость или провести раскопки.

На территории Ивангородской крепости сохранились две старинные церкви. Одна из них и сегодня действующая. Низкие каменные своды храма внутри будто давят на тебя.

Старинные церкви на территории крепости / фото автора

В дальнем уголке крепости, у разрушенного Арсенала, сохранились две старые пушки на казематном станке Обуховского завода. Обе времен Первой мировой войны.

В Ивангородской крепости часто проводятся рыцарские турниры, под открытым небом выступают артисты Мариинского театра.

БИБЛИОГРАФИЯ

  • Голынец Г. В. И. Я. Билибин. М., Изобразительное искусство. 1972. С. 5.
  • Семёнов О. С. Иван Билибин. М., Детская литература, 1986.
  • Голынец Г. В. Иван Билибин. Л., Аврора, 1988.
  • Иван Яковлевич Билибин, 1876—1942 (Альбом) / Авт.-сост. Т. Ф. Верижникова. СПб., 2002.
  • И. Я. Билибин в Египте (1920—1925): Письма, документы и материалы / Сост., предисл. и примеч. В. В. Беляков. М.: Дом Русского Зарубежья им. Александра Солженицына / Русский путь, 2009.
  • Судейкина В. А. Дневник 1917—1919 / Подг. текста, вступительная статья, комментарий И. А. Меньшовой. М.: Русский путь, 2006.
  • Волшебный замок Российской империи: альбом. — Н. Новгород: Литера, 2013. — 256 с., илл.

При написании этой статьи были использованы материалы таких сайтов: ru.wikipedia.org, , ,

Иван Билибин: картины художника


Творчество. Свобода. Живопись.

Allpainters.ru создан людьми, искренне увлеченными миром творчества. Присоединяйтесь к нам!

Иван Билибин: жизнь и творчество художника
3.9 (77.59%) 133 голос(ов)

Коллекционное значение

Историческую и художественную ценность представляет агитационный фарфор 1918 – 1924 гг. Позднее наступила эпоха соцреализма, по-своему интересная, но не столь яркая и, как следствие, менее востребованная на современном антикварном рынке. После 1925 года, когда заводу было присвоено имя М. В. Ломоносова, изменился не только логотип, но и стиль продукции предприятия. Агитационный фарфор ЛФЗ точно отражает затухание революционного подъёма, который сменился погружением в бытовые вопросы, расцветом нэпа, частичным отказом от прежних ориентиров и ценностей.

В росписи фарфора появляются нотки иронии, выводятся персонажи, далёкие от героических фигур прошлых лет. Наряду с этим всё чаще встречаются сценки из жизни обычных людей – прогулки, свадьбы, семейные чаепития, трудовые будни рабочих и колхозников. Парадные предметы декора украшают портреты «вождей революции», в которых угадывается скорый переход к соцреализму.

Ведущие художники этого периода:

  • анималист Иван Ризнич;
  • «мирискусник» Алексей Воробъёвский;
  • график-миниатюрист, востоковед Михаил Мох.

Клейма

В период с 1918 по 1930 годы использовалась маркировка, отдавленная в тесте с изображением стилизованного серпа, молота и подшипника в разных вариациях. Кроме того, указывался год, а в некоторых случаях и аббревиатура ГФЗ.

Специальные знаки:

  • 1921 год – надпись «В помощь голодающего Поволжья»;
  • 1922 год – юбилей Октябрьской революции;
  • экспортный вариант – надпись «made in Russia, USSA», после 1930 года использовался только для супрематического фарфора.

Детство и юность

Илья Яковлевич Билибин родился 4 (16) августа 1876 года в поселке Тарковка (ныне — часть Сестрорецка), вблизи Санкт-Петербурга, в знатной и образованной семье. Первые упоминания о роде Билибиных датируются периодом правления Ивана Грозного.

Портрет Ивана Билибина

Отец Яков Иванович служил военным врачом: начинал с младшего судового врача, затем поднялся до главного лекаря морского госпиталя в латвийском городе Либаве. Принимал участие в Русско-турецкой войне 1877-1878 годов. Мать Варвара Александровна тоже связана с морем — она была дочерью военного инженера. Любила музыку, в совершенстве владела игрой на рояле, обучаясь у прославленного композитора Антона Григорьевича Рубинштейна.

Родители дали Ивану достойное образование. В 1888 году мальчик поступил в Первую Санкт-Петербургскую гимназию, которую окончил с серебряной медалью.

Иван Билибин в молодости

Юный Билибин рисовал с ранних лет, его работы отличались живостью красок и реалистичностью сюжетов. Но он не считал занятие творчеством основным. Лишь в 1895 году, во время обучения в Санкт-Петербургском университете по направлению юриспруденции, он поступил в художественную школу при Императорском обществе поощрения художников и всерьез задумался о карьере иллюстратора.

В студенческие годы Иван Яковлевич черпал знания у Антона Ашбе в Мюнхене, у прославленного Ильи Репина — сначала в мастерской княгини Марии Тенишевской, а после получения диплома юриста, с 1900 по 1904 годы, в Императорской Академии художеств.

Иван Билибин

Возможно, именно Репин наложил особый отпечаток на биографию Билибина: восхищаясь талантом Ильи Ефимовича, стараясь его поразить, молодой художник по 10 часов не выходил из-за стола, совершенствовал наброски и картины, за что получил прозвище Железная Рука.

В 1898 году Иван Билибин вступил в объединение «Мир искусства», которое на первых порах помогало ему организовывать выставки.

Легенда 8. По заказу Александра III было создано первое яйцо Фаберже

Вердикт: это правда. 

Императорское пасхальное яйцо «Курочка» из коллекции Музея Фаберже. Санкт-Петербург, 2013 год

В датском королевском дворце Розенборг хранилось одно из трех знаменитых пасхальных яиц, открывавшихся как матрешки и сделанных в XVIII веке неизвестным парижским мастером. Александр мог видеть это фарфоровое яйцо, когда отдыхал в Дании. В 1885 году он поручил своему брату Владимиру заказать к Пасхе такой сюрприз для императрицы. Обратились в фирму Петера Карла Фаберже, изготовившего поразившую императора копию золотой скифской броши IV века до нашей эры. 

Пасхальное яйцо «Курочка» сделал ювелир Эрик Коллин, работавший у Фаберже: внутри белого эмалевого яйца, в золотом желтке, — золотая курочка, внутри нее — корона, внутри короны — кольцо и рубиновый кулон. Император преподнес подарок жене в конце марта 1885 года. Изделие имело такой успех, что 1 мая Александр велел дать Фаберже звание ювелира Его Императорского Величества и Императорского Эрмитажа.

С тех пор каждый год царь дарил жене по драгоценному пасхальному яйцу работы фирмы Фаберже. С 1887-го царь разрешил Фаберже делать такие яйца, какие он сам захочет, с условием, чтобы дизайн не повторялся, а внутри был сюрприз. 

После смерти Александра у Фаберже ежегодно заказывали два пасхальных яйца: одно для вдовствующей императрицы, другое для ее невестки Алексан­дры Федоровны. Всего было выпущено, по одним сведениям, 69 яиц, а по другим — 71 яйцо. Последнее пасхальное яйцо Мария Федоровна получила от сына Николая в 1916 году. Оно было сделано в духе военного времени: с исполь­зованием стали и на подставке из четырех крошечных снарядов, а внутри находилась миниатюра, изображающая Николая II на передовых позициях (шла Первая мировая).

Легенда 5. Он не любил излишества и ел только самую простую еду

Вердикт: это неправда.

Высочайший обеденный стол в Грановитой палате 15 мая 1883 года. Рисунок Константина Маковского

Прежде всего, надо понять, что мы называем «простой едой». В 2022 году — это одно, в 1892-м — совсем другое. Для Александра III простой едой была свежая рыба, которую он сам выловил из пруда в Гатчине, или дичь, которую после охоты выкладывали у крыльца его беловежской дачи. Повар выходил и выби­рал кабана, зайца, оленя для царского стола. Простая ли это еда для нас? 

Историк Игорь Зимин справедливо замечает, что «„упрощать“ вкусы Алексан­дра не стоит — для него обычное дело был хороший стол с разнообразными блюдами, а поросенок или солдатские щи — как раз экзотика». Как мы уже говорили, Александр ел много и периодически пытался ограничивать себя, потому что был склонен к полноте. По-видимому, он любил перекусить перед сном: в Гатчинском дворце за гардеробной императора стоял умывальник, два самовара и кастрюля с подставкой, чтобы лакей мог что-то разогреть. Мы зна­ем, что казачьи депутации ежегодно привозили Александру бочонки икры с Волги, балык, мороженую рыбу из Забайкалья. А также ежегодно царь собирал товарищей по Русско-турецкой войне в Гатчине и с аппетитом пробовал привезенные лакомства  С. Д. Шереметев. Мемуары. М., 2001.. Одним из его любимых блюд был поросенок под хреном из московского трактира Тестова. Мясо он любил поливать английским соусом камберленд, который готовили из красной смородины, портвейна, лимонного и апельсинного сока с имбирем, горчицей и кайенским перцем. Современники упоминали, что он пил горячий шоколад и ликеры. При Александре в Гатчине построили 12 новых парников, фруктовые оранжереи, которые отапливались весь год, чтобы на царском столе были свежие фрукты.

Многие мемуаристы пишут, что, будучи уже больным, перед смертью царь потерял аппетит и просил, чтобы ему принесли еды из того, что готовили для охраны. Вероятно, щи да кашу. Откуда же царь знал про солдатскую еду? Дело в том, что по традиции все императоры снимали пробы из котла с солдатской пищей: «Естественно, это были не простые пробы. …Все бралось  „с общего котла, но с хитрецой. В серебряные царские судки добавлялись разные специи, все сдабривалось сметаной, подливой и, безусловно, матросские щи выглядели уже первоклассно“»  Цит. по: И. В. Зимин. Царская работа. XIX — начало XX в. Повседневная жизнь россий­ского императорского двора. М., 2021..

Что посмотреть в Ивангороде кроме крепости

Краеведческий и Художественный музеи

Оба музея расположились в двухэтажном доме купца Ф. Я. Пантелеева (XIX век). Интересная экспозиция многое расскажет об истории города.

В художественной галерее вы увидите картины И. Я. Билибина и работы

его жены, художницы А. В. Щекатихиной-Потоцкой.

Водопады и Нарвская ГЭС

Нарвская ГЭС

Если вам повезет, то сможете увидеть Нарвские водопады. Говорят, раньше они были очень известны в Европе. Но теперь на реке стоит ГЭС и водопады появляются только когда на ней сбрасывают воду с водохранилища. Это происходит обычно один раз в неделю.

Советую записаться на экскурсию к водопадам в Ивангородском музее, тогда есть шанс увидеть их наверняка.

Парусинка, ждущая реставрации

Чтобы прочувствовать настоящую ауру Ивангорода, недостаточно побывать только в крепости и осмотреть его достопримечательности. Парусинка – необычный исторический район города. Раньше его называли Английским мануфактурным поселком или Кренгольмом.

Александр Людвигович Штиглиц в 1872 году

В XIX веке промышленник Штиглиц создал хорошие условия для жизни и работы труженикам крупной парусиновой фабрики. К сожалению, сейчас остались лишь ее полуразрушенные здания Газгольдера и казарм. Часть Кренгольмских мануфактур после распада СССР отошли Эстонии.

Храм Святой Троицы

Троицкий храм в Ивангороде

Построен в XIX веке в стиле московских церквей на средства промышленника и управляющего банком Российской Империи А. Л. Штиглица. В дальнейшем храм стал семейной усыпальницей барона. Сначала там была похоронена его супруга Каролина Карловна, а в 1884 году и сам барон Штиглиц.

Усадебный парк барона

Между Парусинкой и церковью Святой Троицы находится заброшенный парк барона Штиглица. Сохранились только вековые деревья да развалины дорожек. А во времена барона здесь на 15 гектарах был усадебный парк по английским садоводческим канонам. В центре парка стоял огромный деревянный дом, в котором когда-то произошла встреча Александра III с императором Германии Вильгельмом II.

Рядом с Ивангородской крепостью находится автомобильный пункта пропуска “Нарва 1”.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Енот на Волге
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: