17 необычных музеев москвы для всей семьи

Археологические находки

Все эти исторические предметы были выставлены в так называемом музее Виндоланды. Среди находок исследователи нашли много мусора, которые были отправлены в хранилище. Начиная с 1993 года на складах накопилось более 7000 кожаных изделий. В то время как различные повязки на глаза и кожаные сумки отправлялись в музей, всевозможное тряпье отправлялось на склад. Во время пандемии сотрудники музея решили покопаться во всем этом хламе и нашли весьма интересный артефакт.

Среди кожаного мусора исследователи нашли игрушку в виде мыши

Речь идет о фигуре мыши, вырезанной из куска плотной кожи. Сначала исследователи подумали, что это игрушка в виде ящерицы, но потом хорошенько почистили ее от грязи и увидели текстуру шерсти. Стало совершенно ясно, что перед глазами сотрудников музея — искусственная мышь. По словам исследователя Барбары Берли (Barbara Birley), это весьма неожиданная для них находка

Оказалось, что в их коллекции, на которую мало кто обращал внимание, хранятся очень интересные вещи

Искусственная мышь из кожи

Для чего именно предназначалась эта фигурка в виде мыши, историкам остается только гадать. На ум приходят только два предположения. Во-первых, это может быть игрушка, сделанная специально для детей, живших в поселении поблизости. Во-вторых, это может быть старинный предмет для розыгрыша. Ведь во всяких «магазинах приколов» есть резиновые пауки и змеи — может, это давнее развлечение римлян?

Возможно, римляне были теми еще приколистами

Исследователи отметили, что когда-то давно в крепости и так было предостаточно грызунов. В 2008 году они раскопали зернохранилище военного лагеря и обнаружили там скелеты тысяч мышей, которые питались запасами зерна. Кости грызунов наверняка были убраны, а вот найденная резиновая мышь займет почетное место среди экспонатов музея.

На самом деле, подобные хранилища с интересными артефактами есть практически во всех музеях, расположенных вблизи мест проведения археологических раскопок. Исследователи ежегодно находят тысячи предметов и костей и попросту не успевают их изучить, поэтому отправляют их на склады. Это же подумать только — сколько интересных находок до сих пор не изучены?

Среди них даже есть останки ранее неизвестных животных. К счастью, руки исследователей рано или поздно добираются и до них. Об одном из ранее неизвестных животных я уже рассказывал в одном из старых материалов. До 2019 года в хранилище Национального музея Кении в Найроби хранились кости хищника, которому дали название «большой лев из Африки». Он жил 22 миллиона лет назад и был крупнее современных белых медведей — настоящий монстр.

СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ РАЗВИТИЯ

  1. Открытие в составе ГМИРЛИ имени В. И. Даля к 200-летиюФ. М. Достоевского Музейного центра «Московский дом Достоевского».
  2. Ремонтно-реставрационные работы и реэкспозиция отдела «Дом-музейА. П. Чехова».
  3. Создание на базе отдела ГМИРЛИ имени В. И. Даля «Доходный дом Любощинских-Вернадских» «Музея истории литературы ХХ века», в который войдут экспозиции посвященные литераторам разных эстетических направлений и судеб — официально признанным в советскую эпоху (В. В. Маяковский, А. В. Луначарский) и — в той или иной мере — отрешенным от читателя — (О. Э. Мандельштам, А. Платонов, М. А. Булгаков), а также авторам Русского зарубежья (А. М. Ремизов. А. Н. Вертинский).
  4. Создание на базе комплекса зданий в Шелапутинском переулке многофукционального фондово-экспозиционного музейного комплекса «Морозовский квартал», включая Музей звучащей литературы.
  5. Комплексная модернизация и реэкспозиция отдела «Музей Серебряного века» и создание на его основе Музейного центра «Серебряный век».
  6. Создание в составе ГМИРЛИ имени В. И. ДаляНационального выставочного центра «Десять веков российской словесности», в котором впервые в российской музейной практике будет создана постоянная экспозиция по истории отечественной литературы.

Горный музей Месснера

  • Где: Южный Тироль, Италия. На сайте есть информация, как сюда лучше добраться.
  • Время работы: с первой субботы июня по второе воскресенье октября и с конца ноября до середины апреля (в соответствии с часами работы канатных дорог) с 10:00 до 16:00.
  • Стоимость билетов: взрослые — 10 €, дети (6—14 лет), студенты, пенсионеры старше 65 лет и люди с ограниченными возможностями — 8,5 €. Оплата наличными.

Музей, названный в честь итальянского альпиниста Райнхольда Месснера, расположен на вершине плато Кронплатц. Туристы смогут узнать, как развивался современный альпинизм, как альпинисты покоряли главные вершины мира и как видоизменялось их оборудование на протяжение последних 250 лет.

Кронплатц — самый популярный горнолыжный курорт Южного Тироля: зимой сюда стекается масса туристов, что нельзя сказать про летние месяцы.

Идея обзорной площадки и музея родилась как способ оживить плато в тёплое время года и обеспечить более устойчивое использование подъёмников. Руководство горнолыжного курорта сразу согласилось и смогло уговорить архитектурную студию Захи Хадид взяться за этот проект.

Со смотровой площадки на высоте 2275 метров открывается потрясающий вид — от Доломитовых Альп над долиной Пустерталь до Циллертальских Альп.

Зачем вообще нужны запасники? Они есть у всех музеев?

Запасник музея. Фотография Энсела Адамса. 1933 год

Главная задача музея — сформировать и сохранить собрание, но музеям с большими коллекциями, как правило, не хватает экспозиционных площадей, чтобы показать собрание целиком. Для этого нужны запасники. Запасники — это своего рода святая святых, из запасников потом создаются экспозиции и выставки, по ним пишутся книги и публикуются каталоги.

Когда в России во второй половине XIX века начали формироваться музейные собрания, которые затем станут основой Исторического музея, Театрального музея имени Бахрушина, Третьяковской галереи, они были небольшими и часто демонстрировались целиком. Источником этих собраний в том числе стали коллекции, собранные представителями просвещенного купечества. Исторический музей создавался из коллекций археологов, в частности графа Алексея Уварова и Ивана Забелина, и по первым учетным книгам  Самая первая из них датируется 1881 годом. видно, что они быстро пополнялись — соответственно, появилась необходимость обустроить запасники.

Наталья Козырева, заведующая отделом рисунка Государственного Русского музея: 

Решение главных задач музея — собрать, сохранить, изучить — может опираться только на запасники, которые складываются в течение долгого времени. Если у музея есть обширные фонды, то он может строить самые широкие планы, чтобы рассказать о том или ином явлении в искусстве, теме или сюжете.

Древняя крепость

Археологические работы на территории крепости ведутся с XIX века. По расчетам исследователей, Виндоланда была построена примерно в 85 году нашей эры. Изначально при ее строительстве использовались деревья и земля, но впоследствии сооружение несколько раз укрепляли при помощи камня. Считается, что крепость предназначалась для отражения набегов пиктов и существовала много лет. Рядом с лагерем есть следы поселения, жители которого могли снабжать воинов продовольствием.

Судя по останкам, все четыре стороны крепости были оснащены воротами. Сооружение было построено на влажной, глинистой земле, в которой всегда был недостаток кислорода — такие условия не допускают возникновения окислительных процессов, а значит древние предметы не гниют и сохраняют свой первоначальный вид максимально долго.

Руины Виндоланда сегодня

В 1973 году на территории Виндоланда были найдены деревянные таблички с надписями, которые помогли ученым узнать многое о жизни обитателей военного лагеря. Надписи были сделаны угольными чернилами и, благодаря хорошим условиям хранения, отлично сохранились. К 2010 году историкам удалось расшифровать более 700 табличек. Помимо них, на территории лагеря были найдены кожаная обувь, одежда, деревянные игрушки и даже боксерские перчатки.

Реконструкция крепости Виндоланда в виде макета

А бывают экскурсии в запасники? Туда может попасть простой человек или искусствовед, который пишет диссертацию, например?

Посетитель в запаснике Королевской академии художеств. Лондон, 1949 год

Наталья Козырева:

В запасники Русского музея попасть можно, там постоянно проходят занятия со студентами по специальным пропускам и разрешениям. У нас занимаются исследователи, которым нужно обязательно посмотреть те или иные рисунки вживую, и постоянно идут киносъемки — это обычная практика музея. 

Марина Чистякова:

По правилам безопасности в фондохранилище музея посторонних людей не пускают, и, более того, сотрудник одного отдела по своему электронному пропуску не может войти в другой. Но у нас всегда были открытые хранения. То есть часть хранилища оборудуется стеклянными витринами, и там можно принимать небольшие экскурсионные группы. В закрытом же хранилище, как правило, кроме хранителей, никого не бывает.

Кроме того, у нас есть читальные залы при отделе книжного фонда, отделе рукописей и старопечатных книг и отделе письменных источников. Туда исследователи приходят по записи, показав письмо-отношение с причиной посещения. Часто попасть в запасники хотят наши коллеги, музейные сотрудники, которые пишут книгу или формируют какую-то выставку, им необходимо посмотреть, например, на конкретную гравюру. Их могут пустить в запасники, но если там нет условий, чтобы принять посетителя, то в сопровождении хранителя документы выносятся в читальный зал.

Мария Петрова:

Каждый музей устанавливает свои правила. Сейчас популярен формат откры­того хранения: запасник сразу обустраивается таким образом, чтобы туда могла приходить публика. Это сложно организовать, и требуется много ресур­сов — вплоть до полной перестройки помещений. У нас такой формат пока невозможен. В обычный закрытый запасник, конечно, должны пускать иссле­дователей, но вряд ли человек с улицы, не имеющий обоснования, сможет туда попасть. Мы пускаем исследователей по запросу. Но они не работают в запас­ни­ках, мы можем принести им нужные материалы для работы под нашим наблюдением.

Татьяна Левина:

Мы пускаем людей и показываем им произведения по письму — человек может писать любую научную работу, диссертация это или курсовая. Он приходит с письмом от университета, где указано, что ему надо посмотреть, например, живопись ОСТа.

Экскурсий как таковых у нас нет, во всяком случае сейчас. Мы рассчитываем, что в галерее на Крымском Валу после реконструкции появится открытый запасник, но весь запасник сделать открытым невозможно просто потому, что вещей очень много. Но могут быть и другие варианты: скажем, в западных музеях в экспозицию иногда выносят реставрационные мастерские, за стеклом.

ПАРТНЕРЫ ПРОЕКТА

микрорубрики
Ежедневные короткие материалы, которые мы выпускали последние три года

Голос дня

Наркомпрос Луначарский оплакивает Розу ЛюксембургМозаика дня

Кентавр из виллы АдрианаХайку дня

Басё о весне

Архив

Музей Гуггенхайма

  • Где: Бильбао, Испания
  • Время работы: ежедневно с 11:00 до 19:00. По понедельникам закрыт, кроме июня, июля и августа; 7 и 14 сентября; 12 октября; 7 и 28 декабря 2020 года.

Филиал американского музея Соломона Гуггенхайма был открыт в Бильбао в 1997 году и сразу сделал этот регион одним из самых популярных в Испании. 

Фото: Iakov Filimonov / Shutterstock.com

Славу он заслужил не только благодаря внутреннему содержанию, но и самому зданию: многие архитекторы сошлись во мнении, что это одно из выдающихся строений современности. Кстати, в нём нет ни одного прямого угла, а сам музей похож на огромный корабль из стали и стекла. 

Помимо постоянной коллекции современного искусства XX века, в музее проходят временные выставки, концерты, кинопоказы и мастер-классы. Здесь представлены работы в разных формах: скульптуры, картины, инсталляции и абстракции.

Музеи по всему миру перестали быть просто галереями: они трансформировались в интерактивные центры и необычные достопримечательности, где с пользой можно провести целый день. 

И пусть границы с большинством стран пока что закрыты, теперь ты знаешь, куда сходить в следующий раз в Париже или что посмотреть во время долгой пересадки в Катаре.

Общая часть

Панорамы и
диорамы являются особым видом искусства, интегрирующим средства живописи, архитектуры
и светотехники с целью наиболее полного наглядного и достоверного показа
исторических событий и явлений природы.

Панорама —
замкнутая картина, расположенная на стене круглого помещения, которая совместно
с предметным планом и освещением дает иллюзию реального
пространства. Зритель в панораме находится в центре изображаемых событий и для
осмотра перемещается по кругу.

Диорама
располагается на стене полукруглого помещения и для ее осмотра
устраивается специальный проем.

В панораме и
диораме живописное полотно сочетается с предметным планом — макетом местности и
реальными предметами. Расположенные по краю полотна, делают незаметным для
зрителя переход от трёхмерного пространства к иллюзорному, изображенному на
полотне.

Большую роль
играет освещение. Рассеянный свет падает сверху и освещает полотно. Верхний
край картины панорамы и источники света скрыты от зрителя круглым зонтом,
подвешенным над смотровой площадкой, создающим затемненную зону для зрителей.

Панорамы
(диорама) в совокупности с музейными экспонатами дает убедительное и наиболее
полное представление о времени и о событиях, которым она посвящена, и сама
является памятником.

Общие положения о музейном фонде

При учете музейных фондов следует руководствоваться:

  • Федеральным законом от 26.05.1996 N 54-ФЗ «О музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации» (далее — Закон N 54-ФЗ);
  • Постановлением Правительства РФ от 12.02.1998 N 179 «Об утверждении Положений о Музейном фонде Российской Федерации, о Государственном каталоге Музейного фонда Российской Федерации, о лицензировании деятельности музеев в Российской Федерации» (далее — Постановление N 179);
  • Приказом Минкультуры СССР от 17.07.1985 N 290 «Об утверждении Инструкции по учету и хранению музейных ценностей, находящихся в государственных музеях СССР» (далее — Инструкция N 290).

Музейный фонд — это совокупность музейных предметов и музейных коллекций, находящихся в государственной, муниципальной или иной собственности. Согласно ст. 8 Закона N 54-ФЗ музейные предметы и музейные коллекции считаются включенными в состав Музейного фонда РФ со дня регистрации в Государственном каталоге Музейного фонда РФ. Этот каталог в соответствии с п. 2 Положения о Государственном каталоге, утвержденного Постановлением N 179, представляет собой учетный документ в виде электронной базы данных, содержащей основные сведения о каждом музейном предмете и каждой музейной коллекции, включенных в состав Музейного фонда РФ.

Полномочиями по ведению Государственного каталога, а также отнесению музейных предметов к Музейному фонду РФ наделено Министерство культуры РФ. Включение в состав Музейного фонда происходит только после проведения специальной экспертизы музейного предмета или коллекции. Собственнику музейных предметов (коллекций), включенных в фонд музеев РФ, выдается соответствующее свидетельство.

Музейные предметы и коллекции, включенные в состав Музейного фонда, вывозу из РФ не подлежат. Их временный вывоз возможен только в случаях, которые устанавливает ст. 27 Закона РФ от 15.04.1993 N 4804-1 «О вывозе и ввозе культурных ценностей»:

  • для организации выставок;
  • для осуществления реставрационных работ и научных исследований;
  • в связи с театральной, концертной и иной артистической деятельностью;
  • в иных необходимых случаях.

При принятии Федеральной службой по сохранению культурных ценностей решения о возможности временного вывоза выдается свидетельство на право временного вывоза культурных ценностей. Такое свидетельство является основанием для пропуска указанных ценностей через таможенную и государственную границы РФ. Временный вывоз культурных ценностей без свидетельства запрещается.

Говорят, в запасниках вещи теряются. Это правда?

Запасник Лувра во время опасного повышения уровня воды в Сене. 2016 год

Наталья Козырева: 

Потерять листы очень непросто, потому что они лежат в папках, на папке сверху написаны инвентарные номера и каждый лист имеет два номера: один — номер по инвентарной книге, а другой — из книги поступлений. Когда я пятьдесят лет назад пришла в музей, мне говорили: «Имей в виду, если случится беда — скажем, на музей упадут бомбы, — ты должна спасать не кар­тинки, а инвентарную книгу и книгу поступлений». Это самые дорогие вещи, потому что по ним можно восстановить, из чего состояла коллекция музея. 

Случаются и находки, но не потому, что не было листа, и вдруг нашелся, а потому, что возникает новая атрибуция. Художник был неизвестен, а потом обнаружились доказательства того, кто мог быть автором, — таких примеров особенно много в истории искусства XIX века. В фонде старого рисунка Рус­ского музея есть очень большая коллекция рисунков, при­шедших из Академии художеств. Это рисунки с натуры, и рисовали их студен­ты — они потом стали Брюлловыми и Ивановыми. И атрибуции этих листов имеют очень большую историю, некоторые вещи дважды, а то и трижды меняли автора, потому что возникали новые письма, дневники, экзаменационные листы, которые позво­ляли точно сказать, кому принадлежит тот или иной лист.

В некоторых случаях это действительно находки. У нас есть очень хорошее собрание книжной графики Натана Альтмана  Натан Исаевич Альтман (1889–1970) — авангардист, театральный художник, участ­ник Комфута (объединения коммунистов-футуристов), принимавший участие в выстав­ках авангардистов, в том числе «Бубнового валета». Для торжеств по случаю первой годовщины революции Альтман оформлял улицы Петрограда; он же, используя элементы кубизма, написал портрет Анны Ахматовой в синем платье с ярко-желтым платком на плечах.. Иллюстрации к одной из книг были наглухо замонтированы автором в паспарту, то есть паспарту были скле­ены. Когда мы проверяли состояние листов и вскрыли эту тонкую бумажную обертку, оказалось, что Альтман заложил внутрь еще один лист, который нигде не был описан.

Мария Петрова:

Наш музей очень молод, и у нас ярких историй о пропажах еще не было. Но такое бывает, и чаще всего это касается крупных музеев с долгой историей бытования предметов. Причины могут быть разные: переезд в другое здание, или ошибки в документах, приводящие к путанице. Сегодня существуют очень строгие инструкции для музеев, благодаря которым должно очень четко фик­си­роваться любое перемещение музейных предметов. Помимо этого, прово­дятся регулярные сверки наличия коллекций. В музеях все-таки работают люди, а не машины, и поэтому, конечно, иногда предметы теряются. Но, кста­ти, рано или поздно они находятся. Я не знаю случаев, когда предметы были утеряны безвозвратно. Наоборот, бывает так, что возвращаются вещи, потерян­ные 20–30 лет назад. У меня был такой случай. И понадобилось настоящее расследование, изучение старых документов в архиве, чтобы отследить все перемещения и ошибки.

Марина Чистякова:

В запасниках проводятся регулярные проверки наличия

По топографической описи должно быть понятно, в каком конкретном шкафу и на какой конкрет­ной полке хранится предмет, и любая проверяющая комиссия обращает внимание не только на наличие топографий, но и на их соблюдение. Иногда предметы теряются просто в силу человеческого фактора, усталости или невни­матель­ности, но у нас работает принцип так называемого индивидуаль­ного ответственного хранения, то есть за каждым хранителем закреплено определенное количество вещей, и если он по каким-то причинам оставляет предметы не там, где они должны быть по топографическому указателю, то сразу начинаются поиски. 

Кроме того, вещи путешествуют, мы выдаем их на выставки в музеи других городов и стран, и важно это отмечать в той же топографии. Поскольку объем предметов огромный, существует даже специальный сектор движения фондов, который фиксирует такие перемещения

Преимущества и недостатки открытия музея

Каждый бизнес имеет положительные и негативные стороны, с которыми непременно сталкивается предприниматель – простота и сложность организации, конкуренция, окупаемость и пр.

Преимущества музейного бизнеса:

  1. Не требует лицензирования. Чтобы открыть такой бизнес, не нужно получать лицензию на осуществление деятельности. К примеру, чтобы создать журнал, необходима лицензия Минпечати. Для музейного предприятия такие документы не требуются.
  2. Актуальность идеи. Музеи всегда привлекают туристов и любителей древности. Среди них крупные коллекционеры, которые предпочитают заказывать частные экскурсии.
  3. Простота организации. Нет необходимости содержать большой штат сотрудников.
  4. Быстрая окупаемость.

Недостатки:

Зависимость от расположения. Если музей расположен далеко от культурного центра города, туристам он будет неинтересен.
Сезонность. Большая часть посетителей – это туристы из других городов и стран. Обычно они путешествуют летом. В межсезонье большого потока посетителей не будет.
Наличие специальных знаний

Важно грамотно расставить предметы по экспозициям – чтобы они дополняли друг друга и создавали единую композицию. Кроме того, для каждого экспоната должны быть созданы специальные условия хранения – температурный и влажностный режим, а для письменных источников и картин – специальное освещение.
Необходима надежная охрана – даже самые крупные музеи грабят, если в них есть ценные для коллекционеров предметы.

Состав музейных фондов

Все музейные фонды делятся на основную и научно-вспомогательную части. К основному фонду относятся следующие музейные предметы (в зависимости от профессиональной направленности музея):

  • уникальные объекты живой и неживой природы;
  • археологические материалы;
  • произведения художественной литературы;
  • произведения изобразительного искусства и живописи;
  • чертежи, фотографии, рукописи и др. (подробно состав основных музейных фондов представлен в п. 76 Инструкции N 290).

Из основного фонда может быть выделен обменный фонд, который состоит из музейных предметов, не отвечающих профилю музея, а также из лишних, дублетных экземпляров (если таких материалов свыше пяти). Данные предметы при поступлении в музей регистрируются как предметы основного фонда, а их принадлежность к обменному фонду фиксируется в специальной картотеке.

Особенностью естественно-научных музеев является то, что в них можно выделить еще одну составную часть основных фондов — сырьевые фонды. К ним относятся объекты неорганической и органической природы, предназначенные для лабораторных исследований и препарирования (например, шкурки животных, влажные экспедиционные сборы, материалы, подготовленные для длительного хранения, и пр.).

К научно-вспомогательному фонду относятся предметы, разработанные или приобретенные в процессе комплектования, изучения и экспонирования музейных коллекций — например, различные воспроизведения (фотокопии, слепки, муляжи, макеты), реконструкции, карты, диаграммы, схемы и планы и т.п.

Обязанности по отнесению музейных предметов к тому или иному фонду выполняет фондово-закупочная комиссия музея. Результаты данных операций оформляются протоколом, который утверждается директором и скрепляется печатью музея.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Енот на Волге
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: