Акмеизм — новое направление поэзии
Разочаровавшись в символизме, Городецкий собирает 20 октября 1911 года в своей квартире учредительное заседание «Цеха поэтов», где он и Н. С. Гумилев были избраны ответственными наблюдателями нового общества.
С этого времени начался акмеистический этап его творческой биографии. Городецкий стал главным идеологом новой школы поэзии. Выступая в качестве критика, он всегда поддерживал товарищей по «Цеху поэтов» — М. Зенкевича, В. Нарбута и других. Сам же неизменно пользовался поддержкой Николая Гумилева. Сборник «Ива» (1913) Гумилев представил общественности как образец акмеизма.
А книга С. Городецкого «Цветущий посох», вышедшая в 1914 г. и содержащая стихи 1912-1913 годов, была объявлена автором программно-акмеистской.
Обращение поэта к акмеизму было инициировано стремлением уйти от иррациональных тем и писать о живой действительности. Стихотворение «Адам» стало гимном акмеистов. Городецкий описал в нем то, в чем видел призвание своей поэзии: «Живой земле пропеть хвалы».
В стихотворении 1913 года, посвященном О. Э. Мандельштаму, Городецкий приписал последнему основные принципы акмеизма: избавление поэзии от мистики и воспевание многообразного, конкретного земного мира, придание слову точного значения:
«Он верит в вес, он чтит пространство,
Он нежно любит матерьял…»
Когда в 1915 году первый «Цех поэтов» распался, Сергей Городецкий в биографии начинающих поэтов Н. А. Клюева, С. А. Есенина и других сыграл решающую роль. Он популяризировал молодых талантливых литераторов и стал инициатором создания групп, объединяющих крестьянских поэтов, — «Краса» и «Страда».
Книги
- Ярь. — СПб., 1907; 2-е изд. — СПб.: Т-во Вольф, 1909.
- Перун. — СПб.: Оры, 1907.
- Дикая воля. — СПб.: Факелы, 1908.
- Ия: Стихи для детей. — 1908.
- Кладбище страстей. Рассказы. — М., 1909. — Т. 1.
- Русь. — М.: Изд. Сытина, 1910.
- Повести и рассказы. — СПб., 1910.
- Царевич Малыш. — СПб.: Т-во Вольф, 1910. — 28 с.
- Ива. — СПб.: Шиповник, 1913.
- Цветущий посох. — СПб., 1914.
- На земле: Рассказы. — СПб., 1914. — 230 с.
- Четырнадцатый год. — Пг.: Лукоморье, 1915.
- Пушкину. — Пг., 1915.
- Изборник: Стихи 1905—1917 гг. — М., 1916.
- Алый смерч. — Тифлис, 1918; М., 1927.
- Судьба России. — Тифлис, 1918.
- Ангел Армении. — Тифлис, 1919.
- Серп. — Пг.: Гиз, 1921.
- Миролом. — М.: Гиз, 1923.
- Весна безбожника. — Л.: Прибой, 1925.
- Старуха на духу. — М.: Атеист, 1925.
- Из тьмы к свету. — Л.: ГИЗ, 1926.
- Про Ивана-Безбожника. — Л.: ГИЗ, 1926.
- Московские рассказы. — М., 1927.
- Грань. — М.: Никитинские субботники, 1929. — 104 с. — 2 000 экз.
- Избранные лирические и лиро-эпические стихотворения. 1905—1935. — М., 1936.
- Думы. — Ташкент, 1942.
- Песня дружбы. — Минск, 1947.
- Стихотворения. 1905—1955. — М., 1956.
- Стихи. — М., 1964.
- Стихи. — М., 1966.
- Стихотворения и поэмы. — М., 1974.
- Русские портреты. — М., 1978.
- Жизнь неукротимая: Статьи. Очерки. Воспоминания. — М.: Современник, 1984.
Первое путешествие за границу
Вырученные за «Пустынника» деньги позволили художнику впервые отправиться в Европу. Музеи, архитектура и природа ошеломили молодого живописца. Позже, вспоминая своё упоение, он удивлялся, «как сердце не разорвалось от восторгов и сладкого томления». В путешествии художник написал «Остров Капри», делал множество набросков. Примечательно, что с течением времени в его зарисовках всё чаще проглядывались русские пейзажи и темы – Нестерова влекла родина. Здесь, вдали от неё, художник остро почувствовал свою причастность к Руси и долг перед ней. Нравственное совершенство и духовный подвиг русского человека как художественная тема выходила на первый план в творчестве живописца.
Городецкий Сергей Митрофанович
Сергей Городецкий задумал написать большую автобиографическую книгу «Мой путь» и составил ее подробный «План книги ошибок и достижений».
Повествование, как и всякая биография, должно было начинаться с детства автора, которое прошло в Орле, жизни большой семьи писателя-этнографа М.И. Городецкого, знавшего Лескова, Микешина, Вл. Соловьева, Иоанна Кронштадтского и других примечательных людей второй половины XIX века; первых стихотворных и рисовальных опытов будущего поэта и художника и заканчиваться жизнью и работой автора в неожиданной Москве 1920-х годов, куда он, родившийся как поэт в Петербурге, благословленный Вяч. Ивановым и Александром Блоком, попал после долгих послереволюционных скитаний по России и Закавказью.
Десятую главу книги Городецкий намеревался озаглавить «Акмеизм. 1910–1913» и выстроить по следующему плану: «Разрыв с символизмом. Дружба с Гумилевым. Организация Цеха поэтов на принципе борьбы противоположных течений (Мандельштам, Ахматова, Зенкевич и др.). Борьба против символистов. Борьба внутри Цеха. Акмеизм, его идеология и ошибки. Критика акмеистов со стороны марксистов (Аксельрод)».
К сожалению, книгу воспоминаний Городецкий не написал, ограничившись в конце 1950-х годов несколькими главами о детстве, оставшимися в рукописи, и биографическим очерком «Мой путь» (1958), где скороговоркой рассказал о своей жизни, породив, из-за его краткости и умолчаний, еще больше вопросов в свой адрес.
Но на многие вопросы постепенно нашлись прямые или косвенные ответы… В частности, и о бакинском периоде жизни и творческой деятельности Городецкого.
Годы сороковые, военные
Стихотворение «В ответ врагу» Сергей Городецкий написал в первый день войны и прочел по радио в Ленинграде. Оно начиналось пророческой строфой:
«Выходит в бой страна моя родная,
В столетьях закаленная борьбой.
Наполеона участь и Мамая
Ждет всех, кто вызывает нас на бой».
После начала Отечественной войны поэт много выступал перед призывниками и добровольцами, на собраниях и митингах.
В эти годы поэт был уже пожилым человеком. Вскоре они вместе с женой отправились в эвакуацию в Ташкент. Там он делал переводы стихов узбекских поэтов. Затем, будучи в Таджикистане, переводил на русский язык таджикскую поэзию.
Сергей Митрофанович возвратился в столицу до окончания войны. В 1945 году он похоронил супругу и верного соратника, Анну Алексеевну, ушедшую из жизни в возрасте 56 лет.
Несмотря ни на что, продолжал плодотворно работать. В этом же году вышла его книга стихотворений «Песня дружбы».
Русский Север в творчестве Нестерова
Задумав изучить православную жизнь севера России, в 1901 году Нестеров, по примеру многих художников того периода, отправляется в Архангельскую губернию. Точнее, в Соловецкий монастырь на одноимённом острове, суровые места на Белом море. Здесь родились великолепные полотна «Тихая жизнь», «Молчание», «Мечтатели» и другие. Чтобы подвести итог циклу, Нестеров задумал грандиозное полотно «Святая Русь». Закончил его только в 1906 году. Оно вызвало горячие споры критиков: художников и писателей, искусствоведов и просто неравнодушных людей. Всё было в нём прекрасно и одухотворённо: пейзаж, фигуры героев, их лица. Но русская критика сошлась в недопустимой пропасти между образом Спасителя и странниками, олицетворяющими народ России. Художественное исполнение было на высоте, но решение живописца относительно образа Христа сочли неудачным. Лишь на склоне лет Нестеров согласится с этим выводом.
Награды ВОВ: поиск по фамилии
К кому еще можно обратиться за информацией о наградах?
- На сайте ЦА Министерства Обороны в разделе «Награды ищут своих героев» опубликован список награжденных бойцов не получивших их. Дополнительные фамилии можно узнать по телефону.
Много полезной информации, которой порой нет нигде, можно найти на форумах вышеперечисленных сайтов. Здесь люди делятся драгоценным опытом и рассказывают собственные истории, которые могут помочь и вам. Существует много энтузиастов, готовых помочь всем желающим так или иначе. Они создают собственные архивы, проводят свои исследования, их так же можно найти лишь на форумах. Не обходите стороной такой вид поиска.
Краткая биография
- В 1954-1957 годах Борис Тищенко учился в Музыкальном училище при Ленинградской государственной консерватории имени Н. А. Римского-Корсакова, где прошел три курса с руководителем по композиции Галиной Ивановной Уствольской, советским композитором. Уствольская была известна как очень требовательный преподаватель, которая любые произведения ее подопечных называла ерундой. Также Борис занимался по классу фортепиано с другим композитором Верой Леонтьевной Михелис.
- Затем следующие 5 лет начинающий композитор успешно учился на факультете композиторов. Профессора Вадим Николаевич Салманов, артист и композитор, и Орест Александрович Евлахов, заслуженный деятель и тоже композитор, принимали участие в учебе Тищенко, играли роли наставников.
- В 1961 году Тищенко познакомился с известнейшим советским композитором Дмитрием Дмитриевич Шостаковичем. Уже после обучения Борис продолжал лучшие традиции исполнения своего наставника, стал его последователем. Спустя год Тищенко также познакомился с поэтессой Анной Андреевной Ахматовой. Затем, намного позднее, он написал на стихи Ахматовой известную композицию под названием «Реквием».
- В 1962 году в том же учебном заведении Борис Тищенко обучался фортепианному мастерству под началом Абрама Давыдовича Логовинского, строгого, жестокого педагога.
- Следующие три года заняла аспирантура под руководством Шостаковича. Впоследствии Борис посвятил своему педагогу Симфонии под номерами 3 и 5.
- В 1965 году после успешного прохождения всех этапов учебы молодой композитор отправился работать в бывший альма-матер. Под его опытным педагогическим началом было выпущено множество известных, талантливых композиторов, музыкантов. За это время успел заниматься не только музыкальным искусством, но и выпуском различного рода письменных произведений: рецензий и аннотаций, статей и публикаций и многих других. За время работы педагогом успел стать доцентом (1980 год), а затем профессором (1986).
- Учениками великого композитора Бориса Тищенко стали начинающие гении (например, Аметов, Баскин, Геккер, Толстой), будущие дирижеры (Алексеев, Вайс, Зива). Также в числе подопечных оказались высококлассные музыковеды (Назарова, Соловьева, Шарапова), балетмейстеры (Атаев, Вагабов), оперные режиссеры (Аверьянов, Исаханов, Усубов, Шкаровский, Яслынь).
- В 1963 году Борис Тищенко дебютировал на сцене Колонного зала Дома союзов. Затем композитор плодотворно трудился над своими произведениями. Он написал 8 симфоний, 11 фортепианных сонат, 6 струнных квартетов, составил композиции для 3 балетов и 9 концертов. На этом список его творческих достижений не заканчивается.
- Спустя три года Борис Тищенко участвовал в Международном конкурсе для молодых композиторов под названием «Пражская весна-1966» и одержал победу.
- В 1966-1985 годах идет плодотворная работа, Тищенко активно пишет музыкальные сочинения и концентрирует по всей стране. Одними из работ стали музыка к кинокартине «Гибель Пушкина», Четвертая и Пятая Симфонии и другие.
- В 1978 году Тищенко получил Государственную премию РСФСР имени М. И. Глинки и звание Заслуженного деятеля искусств РСФСР.
- В 1987 году было первое выступление на Западе, которое состоялось в Гамбурге. Данное событие стало отправной точкой для дачи крупных концертов в развитых странах. Также Тищенко стал Народным артистом РСФСР.
- В 1988-1992 годах были совершены несколько поездок в США, где состоялись персональные концерты композитора.
- С 1989 года главный дирижер Большого зала Ленинградской Филармонии ввел запрет на произведения Тищенко, который спустя 7 лет был снят под влиянием общественных сил.
- Затем до конца прошлого столетия Борис продолжал упорную работу над музыкальными сочинениями и концертами. В 1999 году был поставлен концерт в Большом зале Санкт-Петербургской филармонии, посвященный 60-летию Тищенко.
- В 2002 году композитор стал обладателем ордена «За заслуги перед Отечеством» IV степени, который выдается за стабильные достижения конкретных областей. Данную премию Борису Ивановичу выдали за успешное развитие искусства, а именно за музыкальное творчество.
- В 2008 году получил премию Правительства РФ за развитие области культуры страны. Все полученные награды, премии свидетельствовали о высоких талантах, плодотворной работе композитора, который занимался созданием великолепных музыкальных произведений, написанием полезных для обучения статей, обучением начинающих профессионалов.
- Борис Тищенко страдал онкологическим заболеванием, с которым долго боролся. К сожалению, попытки были тщетны, и великий композитор умер 9 декабря 2010 года. Похоронен в Санкт-Петербурге.
Знаменитый композитор Борис Тищенко
Биография
С. М. Городецкий. Сын писателя-этнографа Митрофана Ивановича Городецкого. Окончил в 1902 году с золотой медалью 6-ю Санкт-Петербургскую гимназию, в 1900-е годы учился на историко-филологическом факультете Санкт-Петербургского университета одновременно с Александром Блоком (не окончил) и с этого времени увлёкся поэзией. В 1905 посещал «башню» Вячеслава Иванова. В 1906—1907 годах опубликовал книги стихов «Ярь», «Перун», «Дикая воля» — это были символистские произведения с фольклорным уклоном. В 1909 году публиковался в журнале «Пробуждение». В 1910-е годы Городецкий разошёлся с символистами, и в 1912 году стал одним из организаторов Цеха поэтов (совместно с поэтом Николаем Гумилёвым). В 1915 году протежировал так называемым «новым крестьянским поэтам» (С. Есенин, С. Клычков, Н. Клюев, А. Ширяевец).
С осени 1916 года находился на Кавказском фронте Первой мировой войны в качестве представителя Союза городов и военного корреспондента. Позднее некоторое время работал санитаром в лагере для больных сыпным тифом. После Октябрьской революции издал книгу стихов «Ангел Армении», где, в частности, отражёна тема геноцида армян. Знал армянский язык[источник не указан 1871 день
]. Его учителем был сын армянского поэта Туманяна, Амлик Иванович Туманян[источник не указан 1871 день ]. Будучи в Баку, Городецкий заведовал художественным отделением РОСТА, затем работал в Политуправлении Каспийского флота.
С 1921 года жил в Москве, много публиковался, переводил поэзию — как народов СССР, так и зарубежную. До 1924 года работал завлитом в Московском Театре Революции, редактировал журнал «Искусство трудящимся», затем до 1932 года — в литературном отделе газеты «Известия». В 1930-е годы много работал над оперными либретто — это был хороший и сравнительно безопасный способ литературного заработка. Перевёл либретто опер: «Фиделио» Бетховена, «Водонос» Керубини, «Нюрнбергские мейстерзингеры» и «Лоэнгрин» Р. Вагнера.
Создал либретто одной из первых опер советской тематики — «Прорыв» композитора С. И. Потоцкого — о Гражданской войне. Для композитора В. М. Юровского написал либретто оперы «Дума про Опанаса» (1938), по одноимённой поэме Э. Г. Багрицкого. Написал новый текст («немонархический») оперы М. Глинки «Жизнь за царя», получившей название «Иван Сусанин».
Во время Отечественной войны был в эвакуации в Узбекистане и Таджикистане, переводил местных поэтов.
Выступал как критик и литературовед. В 1911 году подготовил и издал двухтомное собрание стихотворений Ивана Никитина с собственной вступительной статьёй.
В 1958 г. опубликовал автобиографический очерк «Мой путь».
Личная жизнь
Первой женой Бориса Ивановича была Анастасия Исаевна Браудо, 1942 года рождения, дочь знаменитого советского органиста и исследователя органной музыки Исайи Александровича Браудо. Она родилась в Ленинграде, также окончила консерваторию. Органистка и клавесинистка, широко и много гастролировавшая по Советскому Союзу. Наряду с классикой (Бах, Лист, Боэльман, Вьерн) она первая исполнила органную музыку своего супруга и других современных композиторов (Г. Белова и С. Слонимского). После развода с Тищенко с конца 1970-х годов Анастасия проживает на Западе, концертирует в европейских странах, является Почётным членом жюри Международного конкурса органистов имени И. А. Браудо в Санкт-Петербурге.
Вторая супруга Бориса Ивановича – Ирина Анатольевна Донская, родилась в Ленинграде, окончила консерваторию. Арфистка, является солисткой Санкт-Петербургской Академической капеллы имени Глинки. Занимается преподавательской деятельностью в музыкальном училище имени Мусоргского, также ведёт класс арфы в государственной консерватории Санкт-Петербурга.
Ирина Анатольевна была надёжной опорой своему мужу в тяжёлые годы его жизни. Борис Иванович долгое время боролся с онкологическим заболеванием, но 9 декабря 2010 года его сердце остановилось.
Сергей Городецкий: краткая биография послевоенных лет
На склоне лет поэт уже не писал так много стихотворений, как в молодые годы. И это естественно. Прожив насыщенную событиями жизнь, встречаясь со многими знаменитыми деятелями культуры, пережив многих друзей и близких, Городецкий много работал над воспоминаниями и биографиями.
После стихов «Послесловие» и «Памяти Радищева», вышедших в 1947 году, он писал многое на заказ, от второго Приветствия партийному съезду 1958 года, стихотворения «Кремль» до кантаты «Песнь о партии».
В 1958 году он издал автобиографическое сочинение «Мой путь».
В 1960-х он написал стихи, посвященные космонавтам, а также стихотворение «Моя обитель» (1967) и много других. Одновременно С. М. Городецкий преподавал на заочном отделении Литературного института им. Горького.
В одном из последних стихотворений, «Арфа», он обращается к музыке, так много значившей для него:
«И кажется, что эти звуки
На волю выведут меня
Из праздной скуки, душной муки
Ушедшего бесплодья дня.»
Сергей Митрофанович Городецкий умер 7 июня 1967 года в городе Обнинске Калужской области, в возрасте 83 лет. Похоронили его в Москве, на Ваганьковском кладбище, в той же могиле, где он двадцать два года назад предал земле прах своей любимой жены.
Детство
Борис появился на свет в Ленинграде 23 марта 1939 года.
Мальчику едва исполнилось два года, как началась война. Боря с мамой Зинаидой Абрамовной были эвакуированы в Оренбургскую область в посёлок Берды. В доме, где их поселили, постоянно звучали радио и патефон. Слушая музыку с утра до вечера, ребёнок проникался ею. Первыми в его сознании отпечатались изумительные песни военных лет композиторов Блантера, Соловьёва-Седого, Мокроусова.
Мальчику настолько нравилась музыка, что уже в семилетнем возрасте он твёрдо решил стать композитором, хотя не знал на тот момент ещё ни одной ноты. В них он стал разбираться лишь к двенадцати годам, и огромная роль в этом принадлежит его маме. Впоследствии они вдвоём много музицировали романсы Чайковского и песни Шуберта, а вальс Вебера играли на фортепиано в четыре руки. Мама научила сына по-настоящему любить музыку, благодаря ей он пришёл в этот мир искусства.
Детство Бориса было, как и у всех послевоенных мальчишек, счастливым, весёлым, советским. Единственная обида к тому строю и времени, которая осталась в сердце, за маму. Зинаида Абрамовна трудилась на секретной работе, она была экономистом и химиком высшей квалификации. А её родной брат (дядя Бориса) жил во Франции. Они переписывались через их маму (бабушку Бориса), которая жила в отдельной комнатке в коммунальной квартире. Но доброжелательные соседи всё это дело просекли и сообщили куда следует. И мама Бориса в один миг из высококвалифицированного специалиста стала безработной.
Потери в Великой Отечественной Войне
Точно неизвестно и сейчас, сколько людей ушло от нас во время этой великой человеческой трагедии. Ведь подсчет начался не сразу, лишь в 1980 году с приходом гласности в СССР историки и политики, сотрудники архивов смогли приступить к официальной работе. До этого времени поступали разрозненные данные выгодные на тот момент.
- После празднования дня победы 1945 года, И. В. Сталин заявил, что мы похоронили 7 миллионов советских граждан. Он говорил, по его мнению, обо всех, и о тех, кто лег во время битвы, и о тех, кого угнали в плен немецкие оккупанты. Но он упустил многое, не сказал о сотрудниках тыла, стоявших с утра до ночи у станка, падавших от изнеможения замертво. Забыл о приговоренных диверсантах, предателях родины, погибших в маленьких селах простых жителях и блокадниках Ленинграда; пропавших без вести. К сожалению, их можно перечислять долго.
- Позже Л.И. Брежнев предоставил иную информацию, он сообщил о 20 миллионах погибших.
Сегодня, благодаря расшифровке секретных документов, поисковым работам, цифры приобретают реальный характер. Таким образом, можно увидеть следующую картину:
- Боевые потери, полученные непосредственно на фронте во время сражений составляют – около 8 860 400 человек.
- Не боевые потери (от болезней, ран, несчастных случаев) – 6 885 100 человек.
Однако эти цифры пока не соответствуют полной действительности. Война, да еще такая, это не только уничтожение врага ценой собственной жизни. Это разрушенные семьи – не рожденные дети. Это огромные потери мужского населения, благодаря которым еще не скоро восстановится необходимый для хорошей демографии баланс.
Это болезни, голод в послевоенные годы и смерть от него. Это отстройка страны заново, опять же во многом, ценой жизни людей. Всех их так же необходимо учесть, занимаясь подсчетами. Все они – жертвы страшного человеческого тщеславия, имя которому война.
Личная жизнь поэта
Личная жизнь у Сергея Митрофановича сложилась очень хорошо. В 1908 году известный на то время поэт женился на Анне Козельской. Она была студенткой Бестужевских курсов, начинающей актрисой. Она, как и сам Сергей, писала стихи, а после и вовсе начала увлекаться язычеством, пантеизмом древних славян. Она была знакома со всеми известными писателями того времени и другими деятелями искусства, и даже сам Александр Блок отметил необыкновенную красоту жены друга.
С женой Анной
Один из художников назвал Анну нимфой, и этим именем ее называли как Сергей Митрофанович, так и его друзья, и знакомые. Их любовь была крепкой и верной до самого последнего вздоха Анны Городецкой. Она умерла в 1945 году.
В 1909 году у Сергея и Анны родилась дочь. Ее назвали Рогнедой. Жизнь дочери поэта была довольно необычной. Уже в 17 лет она вышла замуж за шахматиста. Они часто путешествовали по Европе до тех самых пор, пока ее муж не умер. Девушка женилась во второй раз, уже на композиторе, но, к сожалению, брак был неудачным и вскоре был расторгнут.
Дочь — Рогнеда
Детство и юность
Городецкий Сергей Митрофанович родился 5 января (это старый стиль; 17 января — новый стиль) в 1884 г. в городе Санкт-Петербург. Мальчик рос в семье интеллигентных дворян. Его отец, Городецкий Митрофан Иванович, был земским деятелем, а также сотрудником Министерства внутренних дел. Мама же, Екатерина Николаевна, увлекалась культурой, искусством и была знакома с Тургеневым. Благодаря этому в доме Городецких часто собирались разные известные писатели, поэты и другие деятели культуры. Даже сам Николай Семенович Лесков подарил маленькому Сереже своего «Левшу» с личной подписью.
Детство мальчика прошло в по-настоящему интеллигентной и духовно-насыщенной семье, которая ценила культурные ценности и традиции. Его отец увлекался живописью (он был художником-самоучкой), писал небольшие картины, был этнографом-литератором, поэтому с самого детства Митрофан Иванович обучал сына любви к книгам, современным в то время авторам, а также к Александру Сергеевичу Пушкину, Михаилу Юрьевичу Лермонтову и другим писателям. Мама помогала изучать всем детям семьи, а их было пять (три мальчика и две девочки), не только иностранные языки, но и историю искусств.
Ужасное для всей семьи событие случилось в 1893 году, когда отец Сергея, Митрофан Иванович, умер. Будущему поэту было всего девять лет. Вся забота о пятерых детях полностью легла на хрупкие плечи Екатерины Николаевны.
Благодаря тому, что дома Сергей получил хорошее и качественное образование, юноша легко поступил в гимназию в родном городе Санкт-Петербурге, и очень скоро стал одним из лучших учеников этой гимназии. Также Сергей помогал своей матери в содержании семьи – он давал частные уроки, а ведь мальчик был всего лишь в шестом классе.
Нужно обязательно отметить, что Сергей Городецкий не только писал стихи, но также увлекался изучением славянских языков, фольклором, историей искусств.
Сергей Городецкий с Николаем Гумелевым
Тоска по светлой тишине
«Портрет дочери»
Ко времени Октябрьской революции Нестерову исполнилось 55 лет. Началась Гражданская война – и семья Нестеровых была вынуждена уехать на Кавказ. В 1918 году, после переезда в Армавир, Михаил Васильевич тяжело заболел и долгое время не был в состоянии работать. В 1920 году семья вернулась в Москву.
В послереволюционное время художник всё чаще обращается в своём творчестве к портрету.
В 1931 году Михаил Васильевич с грустью писал: «Что сказать вам о себе? Живу, доживая свой век, иногда работаю, но мало».
В 1938 году Нестеров был арестован и провёл две недели в Бутырской тюрьме. Его зять, известный юрист В.Н.Шретер был расстрелян по обвинению в шпионаже. Дочь художника Ольга Михайловна была отправлена в лагерь в Джамбул, откуда вернулась на костылях.
В 1941 году за портрет И.П.Павлова Михаилу Васильевичу Нестерову была присуждена Сталинская премия, одна из первых премий в области искусства.
Утром 2 июня 1942 года Михаил Васильевич прочел в «Правде» Указ Президиума Верховного Совета СССР:
«За выдающиеся заслуги в области искусства, в связи с 80-летием со дня его рождения наградить академика живописи, художника Нестерова Михаила Васильевича орденом Трудового Красного Знамени».
Другой Указ Президиума Верховного Совета РСФСР, подписанный так же, как и первый, 1 июня, присваивал М.В. Нестерову звание заслуженного деятеля искусств РСФСР.
Портрет академика Павлова.
Ни постепенно ухудшающееся состояние здоровья, ни тяжёлое материальное положение, ни лишения военного времени – ничто не могло оторвать художника от любимой работы. Последняя его картина – «Осень в деревне» (1942) – написанная под впечатлением пушкинских строк: «Уж небо осенью дышало…», была создана за несколько месяцев до смерти.
До последних дней Нестеров держал в руках палитру и кисть.
Михаил Васильевич Нестеров скончался от инсульта на 81-м году жизни в Москве в Боткинской больнице 18 октября 1942 года. Местом его последнего упокоения стало Новодевичье кладбище.
*******
«Личная биография Михаила Васильевича меньше всего похожа на житье пустынника. Он был одарен страстным темпераментом, неукротимой волей, неуемными чувствами, и живые голоса этих чувств и страстей не теряли в нем своего полнозвучия вплоть до того, как замолчали навеки. Но в его же душе всегда жила неутолимая тоска по внутреннему миру, по светлой тишине…». Тоска эта словно луч прожектора освещала и сохраняла все доброе и светлое, оставляя в тени, недоступной для памяти, зло и несправедливости мира.
На склоне лет, оценивая свой жизненный путь, художник писал: «Я избегал изображать так называемые сильные страсти, предпочитая им скромный пейзаж, человека, живущего внутренней духовной жизнью в объятиях нашей матушки-природы».
Портрет М.В .Нестерова. Художник В. Васнецов
Нестеров часто вспоминал об одном батюшке из своего детства: «его все звали по его приходу «батюшка Сергиевский», – человек на редкость добрый, благожелательный, бескорыстный. Его все в городе любили, ставили в пример. (…) Он был в душе поэт, художник, музыкант. Писал стихи, расписывал иконостасы в своей убогой кладбищенской церковке, играл на скрипке, а как пел!.. Его приятный, задушевного тембра голос шел в душу… Кто у него не бывал! Ведь он был никем не заменим, его любил простой народ в «Солдатской слободке», шел к нему со своим счастьем и несчастьем, шел доверчиво, полагаясь на его мудрый суд… На мою долю в жизни выпал не один такой отец Федор. Правда, я не искал иных, меня тянуло, как художника, к типам положительным. Мне казалось, что в нашей литературе, искусстве было совершенно достаточно выведено людей, позорящих себя, свою родину».
В творчестве Михаила Васильевича Нестерова центральное место занимают именно такие «отцы Федоры», праведники, молитвенники, освещающие и освящающие мир своим смиренным и молчаливым присутствием.
Дурылин С.Н. ЖЗЛ. Нестеров. – М.: 1976.
Там же
Там же
Гусаров А. Христианская культура как исток творчества Михаила Нестерова. http://art-nesterov.ru/biography2.php
Там же
Там же
Там же
Федорец А. И. Образ Сергия Радонежского в живописи Михаила Нестерова. К 150-летию со дня рождения художника http://www.portal-slovo.ru/history/45752.php
Там же
Там же
Там же
Краткая биография
- В 1902 г. Сергей закончил гимназию в Санкт-Петербурге с золотой медалью.
- Также в 1902 г. поступил в Санкт-Петербургский университет на историко-филологический факультет. Во время учебы познакомился и сильно сдружился с Александром Блоком, который самым первым увидел в Сергее задатки поэта и который не раз помогал в литературной жизни поэта.
- В 1906 году Городецкий выпускает свой первый и знаменитый сборник стихов — «Ярь».
- «Ярь» настолько произвела положительные впечатления, что поэт решает продолжить писать, и поэтому в 1907 году выходит сборник «Перун», в 1908 году – «Дикая воля», в 1910 году – «Русь», но, к большому сожалению и разочарованию автора, они не получили от публики должного эффекта, как «Ярь».
- Потерпев некоторые неудачи со сборниками, Сергей пытается писать прозу, и поэтому в период с 1910 год по 1915 год выходят его произведения: «На земле», «Старые гнезда», «Повести. Рассказы», «Адам». Среди них даже есть комедия «Темный ветер» и трагедия «Марит».
- В 1912 году вместе с Николаем Степановичем Гумилевым и другими поэтами образует «Цех поэтов», где Городецкий занял позицию главного идеолога нового течения в поэзии – акмеизма (переход к новому течению произошел из-за разочарования Городецкого в символизме, который ранее поэт поддерживал).
- Главным примером акмеизма в творчестве поэта был сборник стихов «Ива», который был выпущен в 1913 году.
- Спустя три года с образования, в 1915 году, «Цех поэтов» распался, а Городецкий начал поддерживать Сергея Есенина, Николая Клюева и других начинающих, совершенно новых крестьянских поэтов. С этого момента началась дружба Городецкого с Есениным.
- В 1916 году Сергей Городецкий поссорился с Александром Блоком из-за разочарований в литературных произведениях и уехал на фронт на Кавказ, как военный корреспондент, а после пару лет работал санитаром в лагере для заболевших тифом.
- В 1917 году выпускает книгу «Ангел Армении», где раскрывает проблему армянского геноцида.
- Сергей Митрофанович также писал и для детей. В период с 1910 по 1920 года выходили его детские книги, такие как «Ау», «Федька-чурбан», «Хозяйка-лентяйка».
- В 1918 году в одном из своих стихотворений поэт говорит о том, что стоит на стороне революции. С тех пор он начал выпускать политические стихи, так называемые агитки.
- В 1920 году Сергей Митрофанович работает в столице Азербайджана, городе Баку, руководителем агитационного отдела РОСТА и литературной частью политического управления Каспийского флота.
- С 1921 г. Сергей живет в Москве, редактирует такие журналы, как «Известия», «Искусство трудящимся», переводит работы иностранных писателей и даже композиторов.
- В 1958 г. Был опубликован автобиографический очерк «Мой путь».
- В 1964 г. Городецкий получает орден «Знак Почёта»
- Последние годы своей жизни провел в преподавании в Литературном институте имени Максима Горького.
- Умер Городецкий Сергей Митрофанович в 1967 году 7 июня. Ему было 83 года. Похоронен в Москве на Ваганьковском кладбище, где похоронена его жена.
Василий Михайлович Ефименко 57k
◄ СМЕНИТЬ
РАЗВЕРНУТЬ ▼
▲ СВЕРНУТЬ
СМЕНИТЬ ►
…родился 22 марта 1915 г. в семье рабочего-слесаря в г. Днепропетровске. В 1933 г. закончил Днепропетровский автомобильный техникум, в г. Сталинграде (ныне Волгоград) работал на тракторном заводе, одновременно учился на вечернем отделении механического института. В конце 1936 г. Василий Ефименко был призван в армию и прослужил двадцать лет. В годы Великой Отечественной войны сражался с гитлеровцами на западных фронтах, был участником войны против милитаристской Японии. В армии Ефименко прошел путь от солдата до старшего офицера. После капитуляции Квантунской армии, в течение нескольких лет, работая с японскими военнопленными, В.М. Ефименко изучил японский язык и серьезно занялся вопросами международной политики. Печататься начал с 1948 г. как публицист-международник и литературный критик. В марте 1956 г. Ефименко уволился в запас, в апреле того же года стал членом редколлегии журнала «Дальний Восток», в котором заведовал отделом критики и библиографии, много внимания уделяя рецензированию книг дальневосточных авторов и произведений писателей зарубежного Востока. Жизненный материал, накопленный в годы войны, личные впечатления, многочисленные встречи с японскими военнопленными — все это не могло остаться нереализованным. В 1961 г. Василий Ефименко издает первую книгу рассказов «Под знаком коршуна». За ней последовали другие: «Красная стрела» (1962) и «Операция «Восходящее солнце» (1963). Это увлекательные по сюжету и убедительные по содержанию рассказы о жизни людей зарубежного Востока, их борьбе за свободу и счастье. В 1963 г. вышел его первый роман «Смертник», а затем последовала публикация, продолжающая роман, — «Когда цветет сакура». В 1967 г. в Москве вышла книга, объединившая обе части, — «Ветер богов». Тематически продолжает ранее написанную повесть «Привидение» с Гуама» (1971). Она рассказывает о трагической судьбе японских солдат, оторванных от родины, скрывающихся со времени второй мировой войны на островах Тихого океана, забытых своим правительством.Мирной жизни советских людей, нашей молодежи, решению морально-этических проблем посвящена повесть В.М. Ефименко «Интервью» (1974). В последние годы жизни писатель вновь обращается к событиям второй мировой войны. На этот раз его героями стали советские солдаты, вынесшие всю тяжесть боев с фашизмом и завершающие свой боевой путь в Маньчжурии. Об этом повесть «Маньчжурский август» (1976) и последний роман «Была война (1983).В.М. Ефименко награжден орденами Отечественной войны I степени, Красной Звезды, «Знак Почета» и 12 медалями. Умер В.М. Ефименко 4 ноября 1983 г.
Память народа
Позже был открыт более современный сайт https://pamyat-naroda.ru/ «Память народа» с документами Второй мировой войны, который имеет более приятный дизайн и самое главное — больше информации, карт и исторических данных.
С помощью портала «Память Народа» стало еще проще восстановить боевой путь своего деда, найти документы о ранениях и наградах.
На странице https://pamyat-naroda.ru/ops/ вы можете ознакомиться с планами 226 операций с подробными схемами на карте. Каждая страница об операции содержит фамилии командующих и номера воинских частей, а также описание результата операции.
Рисунок 1 — Современная карта боевых операций во время ВОВ.
На странице https://pamyat-naroda.ru/memorial/ вы можете найти воинские захоронения в своем городе. Достаточно ввести название города и нажать кнопку «Найти». Всего содержится информация о 30588 захоронений по всему миру, кроме США.
Рисунок 2 — Воинские захоронения с указанием имен и фамилий.
Страница о захоронении содержит информацию о его состоянии (хорошее, плохое, отличное), вид захоронения, количество могил, количество известных и не известных захороненных. Также на странице доступен список захороненных с именами и датами рождения и смерти.