Маньеризм в живописи, архитектуре и искусстве

Маньеризм в изобразительном искусстве.

Характерными особенностями художественного решения работ, относящихся к стилю маньеризма, можно считать повышенный спиритуализм (нередко сочетающийся с не менее сублимированным эротизмом или, напротив, подчёркнуто противопоставленный ему); взвинченность и изломанность линий (в частности, использование так называемой «змеевидной» линии), удлинённость или даже деформированность фигур, напряжённость поз (контрапост), необычные или причудливые эффекты, связанные с размерами, освещением или перспективой, использование едкой хроматической гаммы, перегруженность композиции и т.д. Маньеризм в архитектуре выражает себя в нарушениях ренессансной сбалансированности; использовании архитектонически не мотивированных, вызывающих у зрителя ощущение беспокойства структурных решений, элементов гротеска. В скульптуре первым маньеристом считается Джамболонья. Еще одним известным скульптором-маньеристом был Бенвенуто Челлини.Главной чертой маньеризма считается его неправильность, будто бы специальный протест классической культуре. В то далекое время маньеризм был своего рода поп-артом. Общество стремительно меняется, изменяются моральные устои, человек начинает протестовать. Вся культура маньеризма – это эстетический протест.

Вы здесь

Главная Стили и направления Маньеризм

Маньеризм

Маньеризм – направление в искусстве Западной Европы 16 — 17 веков, связанное с кризисом культуры Высокого Возрождения. В произведениях маньеристов ясность изображения, свойственная мастерам Ренессанса, уступила место странным, вычурным и неестественным формам. Художники, скульпторы и архитекторы использовали необычные пропорции, причудливые сочетания цветов, делали акцент на живописных эффектах и гротескных декоративных элементах.

Основным мерилом красоты, по мнению представителей маньеризма, является субъективная художественная идея художника. В связи с этим маньеристы искажали принципы гармонии, в центре их внимания были эфемерность мира и зыбкость человеческой судьбы.

Маньеризм наиболее четко проявился в итальянском изобразительном искусстве. Картины и скульптуры маньеристов проникнуты чувством трагедии и мистической экзальтации. Работы отличаются острыми диссонансами цвета и светотени, сложными и преувеличенно выразительными позами, удлиненностью фигур и изощренной виртуозностью рисунка. 

В архитектуре маньеризм пришел на смену классическому совершенству форм Высокого Возрождения и стал переходным этапом от классической строгости к пышности барокко. Среди наиболее известных архитекторов, творивших в духе маньеризма – Виньола, Джакомо делла Порта, Б. Амманати, Б. Буонталенти, Дж.Вазари, П. Лигорио, Дж. Романо.  

Для здания, выполненного в стиле маньеризма, характерно использование множества выразительных декоративных элементов при отсутствии стилистического единства между ними. Максимум внимания уделяется фасаду. Здесь используются такие детали, как золотые инкрустации, псевдолепнина, псевдобарельефы, богатая роспись полов и потолков. Планировка зачастую непродуманная, несбалансированная, поскольку главный ориентир для архитектора — стремление разрушить установленные правила. 

В дизайне интерьера использовались богатые и сложные украшения. Стены покрывались узорами и скульптурным орнаментом, при этом типы орнамента смешивалась — человеческие фигуры соседствовали с геральдическими знаками, растениями, фигурами животных и фантастических существ. Широко использовались мифологические мотивы. К примеру, загородная вилла д’Эсте, один из самых красивых дворцово-парковых комплексов Италии, была задумана как сад нимф Гесперид. Трехэтажный фасад виллы украшен скульптурами, внутренняя отделка призвана подчеркнуть высокий статус владельцев здания — правителей Тиволи. В многоуровневом парке расположено множество великолепных фонтанов, скульптурных композиций, гротов, арок. Вилла д’Эсте является прообразом Версальского парка и Петровского Петергофа.

Один из признанных шедевров маньеризма — Палаццо дель Те, загородная вилла, расположенная недалеко от Мантуи. Она была создана любимым учеником Рафаэля Джулио Романо для маркиза Федерико II Гонзага. Внутреннее убранство виллы весьма причудливо, ее залы от пола до потолка богато украшены живописными мотивами. В одном из самых роскошных помещений виллы — зале Гигантов — посетителю кажется, будто стены рушатся, а пространство внутри закручивается по спирали.  

Еще одно знаменитое здание, несущее в себе черты маньеризма, – это библиотека Лауренциана (названная в честь Лоренцо I Медичи). Ее декором занимался Микеланджело, который также интересовался эффектами, позволяющими усилить эмоциональную выразительность, и во многом предопределил появление барокко. К примеру, разорванный фронтон и лестница с изогнутыми маршами, созданные им для вестибюля библиотеки Медичи, создают ощущение фантомности и зыбкости пространства.

Наиболее известным и влиятельным покровителем маньеризма вне Италии стал французский король Франциск I. По его приглашению созданием и отделкой великолепного дворца в Фонтенбло занялись такие знаменитые итальянские художники, как Леонардо да Винчи и Бенвенуто Челлини. Дворец в Фонтенбло напоминает огромную роскошную шкатулку. Изогнутые лестницы центрального входа, изысканные формы окон, лепнина и странная форма крыш и сегодня напоминают нам об изначальном замысле строителей, даже несмотря на то, что дворец несколько раз пережил реконструкцию.

Мода

Мужские наряды времен марьенизма

Направление модных тенденций маньеризма в корни отличались от ренессансного идеализирования фигуры человека. Теперь мода находится под мощным влиянием геометрических фигур, которые превалируют над плавными и естественными линиями человеческого тела.

Одежда мужчин имеет преимущественно конусообразную форму, с основанием на уровне бедер. Ближе к плечам конус значительно сужается, а ноги плотно перетягиваются вязаными чулками. Наряд представителей сильного пола напоминал доспехи рыцарей, выполненные из ткани. Он состоял из батистовой белой рубашки, хубона, коротких штанов шаровидной формы (они надевались поверх длинных чулок), головного убора и длинного плаща. Мужчины носили туфли из атласа или бархата, а также мягкие невысокие сапоги.

Идеалы женской красоты также подверглись изменениям – под платьями затягиваются тугие корсеты, создавая эффект узкой и тонкой талии. С ранних лет девочкам приходится носить свинцовые пластины, чтобы не допустить развития груди крупных форм. Но уже в 17-м веке женское тело перестали прятать под высокими корсетами: широкое декольте открывало плечи и грудь.

Костюмы женщин напоминали силуэт двух конусов, которые соединялись вершинами в области талии. Юбки изготавливались на основе металлического воронкообразного каркаса (вертюгаден), по поверхности которого тонкий, но плотный слой конского волоса. Далее на каркас тщательно натягивалась тафта черного цвета, а уже после этого ткань самого платья.

Элегантные наряды из шелка, бархата и парчи дополнялись броскими и дорогостоящими украшениями.

Женские наряды времен маньеризма

Новые сюжеты и авторские трактовки знакомых сюжетов

В «Благовещении» Лоренцо Лотто испуганная Мария бежит от архангела (это бегство повторено в «Благовещении» Алессандро Аллори), и вместе с ней в ужасе выгибает спину кошка: откуда кошка в доме Богородицы и дано ли кошке видеть ангелов? Подобного рода загадки, частые у Лотто (его «Прине­сение во храм» с престолом на человеческих ногах и книгой, которую читает человек без головы, открывает широкий простор для интерпретаций), не только его прерогатива. В авторских версиях иначе выглядят привычные герои и радикально меняется иконография знакомых эпизодов. Потребность в индивидуальном прочтении побеждает былую зависимость от изобразитель­ной традиции. Более всего это иллюстрирует история с «Тайной вечерей» Веронезе. Обилие персонажей (слуг, собак, попугаев) стало поводом для разбирательства трибуналом инквизиции; вызванный на допрос художник отстаивал право на воображение, на свободное сочинительство — и в ответ на требование переписать картину просто изменил ее название: «Тайная вечеря» превратилась в «Пир в доме Левия».

Разнообразие техник

Если верить Леонардо Да Винчи, то техники живописи неисчерпаемы. Они – это все, что создает природа, время и человек. Существуют десятки направлений, но говорить следует только про основные виды:

  1. Масляная. Для произведений используют масляную краску. Особенность техники – многослойность. В качестве основы художники чаще выбирают холст, покрытый грунтом.
  2. Темпера. Это сухой порошковый пигмент, смешиваемый на основе эмульсии. Технику применяют в иконописи. Темпера позволяет наносить как тонкие полупрозрачные мазки, так и густые, пастозные.
  3. Акварельная. Акварельную технику отличает использование красок, не содержащих белил. Они создают на бумаге легкий слой, через который просвечивает основное полотно. Акварель использовали для создания воздушных картин.
  4. Тушь. Тушь – материал черного цвета на основе сажи. Художники использовали его для зарисовок и эскизов. Преимущество туши в высокой стойкости к размытию, даже спиртом.
  5. Пастель. Пастель – это техника рисования масляными или пастообразными карандашами.
  6. Акрил. Акриловые краски были разработаны в середине XX века. Особенность материала – стойкость и высокая скорость высыхания.
  7. Аэрография. Современная техника. Предполагает нанесение жидкой или порошкообразной краски распылением из баллончика или аэрографа.

Некоторые примеры маньеристической живописи

Маньеризма картина: Дорога на Голгофу по Туссен Dubreuil , конец XVI — го  века, Национальный музей Возрождения , Ecouen .

Иосиф в Египте из Понтормо расположен в том, что ренессанс бы рассмотрели ряд противоречивых цветов и рамки пространства и времени разобщены. Действительно, ни одежда персонажей, ни здания, ни даже цвета этой сцены из Библии не представлены согласно кодам времени. В этом смысле эта работа была недоразумением, но оставалась верным эхом общества своего времени.

Rosso Fiorentino , который был учеником Понтормо в мастерской Андреа дель Сарто, принес maniera флорентийский в Фонтенбло в 1530 году, где он стал одним из основателей французского маньеризма в XVI — го  века под названием Школа Фонтенбло .

Стиль Фонтенбло , через гравюр, передал стиль итальянский маньеризма в Антверпене , Северной Европе , из Лондона в Польшу , где он снизился на предметы роскоши , такие как шелк и резная мебель. Чувство напряжения контролировало яркую выразительность, передаваемую через символы и аллегории, удлиняя пропорции женских тел, характерное удлинение этого стиля.

Тайная вечеря от Якопо Тинторетто является прекрасным примером маньеризма живописигде Иисус изображен рядом со столом,пределами центра. На нем изображено все, в том числе Иуда, покрытый нимбом. Цвета, которые кажутся яркими, используются для изображения ангелов в смущенной атмосфере.

То же самое и с Туссена , где также изображена религиозная сцена (распятие) в запутанной атмосфере, с множеством разных кадров, которые придают этой картине на холсте ощущение театральности.

Микеланджело Страшный суд, 1536-1541, фреска, 1370 x 1220 см, Сикстинская капелла, Ватикан.

Мы также замечаем живость красок и широту линий, характерную для этого художественного направления. Туссен Дюбрей — один из главных французских деятелей школы Фонтенбло .

Страшный суд Микеланджело — одна из фресок, покрывающих две боковые стены Сикстинской капеллы. Он был заказан Папой Климентом VII у Микеланджело и был открыт в 1541 году. Это произведение считается одним из первых символических произведений маньеризма. Его создание связано с разграблением Рима, которое во многом способствовало созданию движения маньеризма.

Окно Палаццо Федерико Зуккари в Риме

Эль Греко подходил к религиозным сценам с обостренной манерностью. Эта форма преувеличения указала бы путь от маньеризма к классицизму Возрождения.

Маньеристская архитектура

Дворец Те в Мантуе, построенный Гонзагами на территории бывшего конезавода, был оборудован и украшен в 1525 году Джулио Пеппи, известным как Жюль Ромен (1499-1546). Это наиболее полный пример маньеризма.

Другой пример маньеристской архитектуры — вилла Фарнезе в Капрароле , в римской деревне.

Распространение печатных изданий в течение XVI — го  века распространения маньеризма быстрее , чем любой из предыдущих стилей.

Город Антверпен , в ходе своего развития XVI — го  века был важным центром создания маньеризма. Антверпенский маньеризм был формой, в которой стили эпохи Возрождения были широко представлены в Англии , Германии , а также в Северной и Восточной Европе в целом.

Входные ворота в замок Кольдиц, наполненные декоративными романскими деталями, являются поучительным примером этого нордического стиля.

Во многом маньеризм предвещает тенденции в архитектуре барокко .

Новая живописность, новое отношение к цвету

Усиливающаяся динамика чревата последствиями — или же, наоборот, сама является следствием перемен. Если раньше самодостаточность фигур подчер­ки­валась жесткими контурами, то теперь контуры часто бывают размыты красочной вибрацией: живописность побеждает и отчасти вытесняет рисунок (особенно в венецианском искусстве). И цветовые решения уже в полной мере могут именоваться колоритом: прежнее предпочтение открытых цветов, сопоставленных отдельными зонами (то есть цвета, а не оттенки — синий, красный и так далее — расположены рядом, зонами, а не смешиваются), сменяется сложноустроенными пятнами, нанесенными широкой кистью. Получают распространение новые популярные оттенки: например, розовый или он же в сочетании с оранжевым и ярко-зеленым; у многих художников утверждается авторская узнаваемая палитра — излюбленные гаммы, перехо­дящие из картины в картину. 

Маньеризм, течение в европейском искусстве

Маньеризм (итал. manierismo, от maniera — приём, манера), течение в европейском искусстве XVI в. Представители маньеризма отошли от ренессансного гармонического восприятия мира, гуманистической концепции человека как совершенного творения природы. Острое восприятие жизни сочеталось в маньеризме с программным стремлением не следовать природе, а выражать субъективную «внутреннюю идею» художественного образа, рождающегося в душе художника. В этом противоречивом духе представители маньеризма интерпретировали отдельные элементы творчества мастеров Высокого Возрождения. Они культивировали представления о неустойчивости мира, шаткости человеческой судьбы, находящейся во власти иррациональных сил. Искусство маньеризма тесно связано с придворной позднефеодальной культурой, элитарно по своей сущности и ориентировано на узкий круг знатоков. Ярче всего маньеризм проявился в Италии. Для итальянского маньеризма 1520-х гг. (Понтормо, Пармиджанино, Джулио Романо и др.) характерны драматическая острота образов, трагизм мировосприятия, усложнённость и преувеличенная экспрессия поз и мотивов движения, удлинённость пропорций фигур, колористические и светотеневые диссонансы. Особую роль в произведениях маньеризма играет виртуозная нервная линия, нередко приобретающая самостоятельное значение. В большинстве портретов маньеризма подчёркивается внутренняя напряжённость и замкнутость персонажей, обострённое субъективно-эмоциональное отношение художника к модели. В изощрённо-декоративных монументальных циклах (Джулио Романо и др.) преобладают изощрённые атектонические, насыщенные гротескной орнаментикой решения. С 40-х гг. маньеризм стал господствующим течением в итальянском придворном искусстве и приобрёл черты холодной официальности. Его художественный язык отмечен принципиальным эклектизмом, насыщен сложными, доступными лишь узкому кругу посвящённых аллегориями (живописцы Дж. Вазари, А. Бронзино, Ф. Цуккари и др.). В скульптуре (Б. Амманати, Б. Челлини, Джамболонья) и архитектуре (Амманати, Вазари, Джулио Романо) маньеризм проявился главным образом в тяготении к неустойчивой, динамичной композиции, подчёркнутой (нередко чрезмерной) выразительности декора и фактуры, стремлением к сценическим эффектам. Превращению маньеризма в общеевропейское явление способствовали деятельность итальянских мастеров во Франции (Никколо дель Аббате, Россо Фьорентино, Приматиччо), Испании (В. Кардучо), Чехии (Дж. Арчимбольдо), а также широкое распространение маньеристической графики и декоративно-прикладного искусства. Влияние маньеризма во многом определили творчество представителей первой школы Фонтенбло во Франции 1520-40-х гг., но вскоре европейский маньеризм выродился в космополитическое течение во второй школе Фонтенбло в конце XVI — начале XVII вв., а также в Германии и Нидерландах середины и второй половины XVI в. Выступление в Италии, с одной стороны, академистов болонской школы, с другой — Караваджо и распространение караваджизма ознаменовало конец маньеризма, утверждение барокко и мощных реалистических течений в европейском искусстве XVII в.

Лит.: Б. Р. Виппер, Борьба течений в итальянском искусстве XVI в., М., 1956; А. А. Аникст, Концепция маньеризма в искусствознании XX века, в кн.: Советское искусствознание’76, в. 2, М., 1977; Hauser A., Der Mannierismus, die Kunst der Renaissance und der Ursprung der modernen Kunst, Mьnch., 1964; Murray L., The High Renaissance and mannerism: Italy, the North and Spain, N. Y., 1977.

  • Кубизм

  • Метафизическая живопись

Родительская категория: История | Культура

Категория: Направления | Стили

Подробности воплощения

Интерьер, созданный в духе маньеризма, непременно живописен. Не только в смысле визуальной красочности, но и потому, что для его оформления широко использовали живопись – мотивы и копии работ модных в ту пору художников. Огромные фрески покрывают потолки и стены, заставляя человека чувствовать себя внутри грандиозной картины, одним из её героев.

Живопись маньеристов легко распознает даже дилетант: персонажей множество, обнаженные тела изящно деформированы, позы напряжены и неестественны, жесты слишком жеманны, лица бледны, а палитра состоит из многих, достаточно ярких фрагментов. Барочная живопись тоже прихотлива, но, в отличие от маньеризма, в ней больше прямолинейности, анатомической правды и меньше подтекста.

Кроме картин на стенах можно заметить псевдоскульптуры, псевдобарельефы, псевдониши с псевдовазами. Ложные двери в ложных портьерах и «слепые» венецианские окна выглядят особенно реалистично в обрамлении витиеватой мебели, украшенной бронзой, накладками из серебра и позолотой. В орнаментах, покрывающих фасады и спинки мебели, сквозят иносказательные, гротескные, саркастические образы. Это аллегории грехов, химеры, медузы, фантастические твари с рогами и крыльями. Убранство в стиле маньеризм выглядит немного хаотично; в подобной обстановке человек ощущает беспокойство и даже тревогу, но в то же время – желание рассматривать формы и линии, пытаться постичь тайну, зашифрованную в деталях.Стремление преувеличить, поразить, быть может, даже напугать – вот что мниться в интерьерах, созданных в конце XVI века, когда в Европе властвовал маньеризм. То, что нынче кажется манерностью, бесполезной витиеватостью, апологеты стиля считали утонченностью, истинным, возвышенным искусством.Маньеризм был призван убедить любого в сказочном богатстве домовладельца, в его исключительном статусе: каждая деталь излучала шик, великолепие, намек на «особенность». Однако маньеристы так яростно отрицали «старые» эталоны, что сегодня их труды выглядят искусственно, а интерьеры кажутся нагромождением диковинных предметов и деталей.

***

Маньеризм в интерьере доминировал недолго. И это понятно: чрезмерность, внутренний накал изрядно утомляют, даже если выглядят красиво, филигранно. Уже к началу XVII века маньеризм потеснило барокко – стиль, который стал и продолжением маньеризма, и выходом из него. Быть может, даже бегством – из этой немного абсурдной «комнаты иллюзий».

голоса

Рейтинг статьи

Литература: известные маньеристы

Манерность форм и напряженность образов оставила отпечаток на развитии литературы. Особую популярность в области поэзии заслужил куртуазный маньеризм, который сочетал в себе высокопарность слов и циничность высказываний. Также ощутимы пересечения и с культурой модернизма.

Маньеризм в литературе характеризуется игрой контрастов между любовью земной и возвышенным чувством. Изощренность структуры и вычурность слога ярко показана в самом известном произведении того времени – в двухтомном романе Лили Джона «Эвфуэс».

Влияние стиля чувствуется в произведениях Марино, Тассо, Чинтио Джиральди и Маттео Банделло.

Популярность маньеризма стала шириться и набирать обороты благодаря Вазари – биографу и художнику 16-го века. Он охарактеризовал это направление в искусстве как уравновешенность грациозности и утонченность линий.

Мифологии и аллегории

В живописи XVI века расширяется круг востребованных сюжетов; античная мифология, вошедшая в обиход веком раньше, теперь занимает приоритетные позиции. Канонических правил по отношению к таким сюжетам не существует, поэтому художник может в полной мере проявить свою индивидуальность (а маньеристы этим дорожат) и в выборе темы, и в ее композиционном реше­нии. Самые популярные мифы связаны с любовными мотивами: их герои — Венера, Амур, Психея, Даная, Леда. С одной стороны, так являет себя гедонист­ская тенденция, заметная в общем поле маньеристского искусства, а с другой — подобные сюжеты активно используются в разного рода аллегориях, подчас весьма затейливых и с трудом поддающихся прямой расшифровке: жанр аллегории тоже расцветает именно в этом столетии. 

Технология выполнения

Великое искусство импрессионизма является чисто инстинктивным и визуальным, но это видение зависит от света и его постоянных трансформаций.

Поэтому пейзаж подавляет все остальные темы и полностью исключает следующие из них:

  • религиозные;
  • мифологические;
  • исторические.

Каждый живописец стремился запечатлеть очарование места в определённый день, час. Это желание побудило Моне действовать. Художник хотел доказать, что, разместив мольберт в одном и том же месте, но в разное время дня, он увидит постоянно меняющиеся формы.

Русские импрессионисты не хотели изображать формы и цвета, основанные на существующих знаниях. Они также отказались от контурного рисунка, отказались от геометрических перспектив, пространство и объём подчёркивались цветом — его интенсивностью и оттенком.

Кроме того, они убрали из палитры оттенки чёрного и серого, чисто белого, коричневого и «земляного». Они использовали кратко способ постимпрессионизма — только цвета, близкие к цветам солнечного спектра, то есть синий, зелёный, жёлтый, оранжевый, красный, фиолетовый. Они рисовали то, что видели, а не свои знания. Например, стиль земли может иметь фиолетовый, розовый, синий или оранжевый цвета в отличие от неоимпрессионизма.

Маньеризм в литературе.

В литературе признаком маньеризма считается заумная форма произведения, с использованием витиеватого слога, вычурных выражений, сложных синтаксических конструкций. Самый известный роман — «Эвфуес» (1578—1580 г.), автором которого является Джон Лили. Именно он и породил термин «эвфуизм», который обозначает чрезвычайно вычурный стиль, использование фантастических образов, искусственных выражений. Кроме того, к литературному маньеризму тяготеет (полностью или частично) творчество столь разных писателей, как Шекспир, Донн, Марло (в Англии); Гонгора, Сервантес, Кальдерон (в Испании); Монтень, Дю Бартас, Малерб, Спонд (во Франции). С маньеризмом обычно связывают и возникновение «смешанных» литературных жанров, таких, как трагикомедия и ироикомическая поэма. Поэзия и проза маньеризма (как и живопись) частично связаны с эзотерической традицией (Джордано Бруно, Ф. Бероальд де Вервиль).

Жанры живописи

Живопись бывает различных жанров. Их различают по изображенному на полотне сюжету.

  1. Пейзаж. Жанр используют для изображения живой природы.
  2. Марина. Предполагает написания морских пейзажей.
  3. Портрет. Жанр предназначен для рисования одного или нескольких человек с детальной точностью.
  4. Бытовой. Задача направления показать особенности личной и общественной жизни человека, социальные проблемы, быт.
  5. Натюрморт. Предназначен для изображения неживых предметов. На полотнах рисуют фрукты, цветы, посуду и другие предметы обихода.
  6. Исторический. На холсте пишут события, которые происходят в настоящем или были в прошлом и имеют социальную значимость.
  7. Батальный. Позволяет запечатлеть на полотне сражения на суше или в море.
  8. Архитектурный. Жанр используют для изображения архитектуры (городские пейзажи, отдельные здания и сооружения, интерьеры дворцов).
  9. Анималистика. Основные герои полотен – домашние или дикие животные, птицы, ящерицы, насекомые.
  10. Ню. Предназначен для восхваления красоты обнаженного тела.

Психологический портрет: характеры и реакции

Портреты XVI века в сравнении с портретами века предыдущего выглядят более представительно. Наряду с привычными погрудными много поясных, поколенных и в рост; вместо нейтрального или пейзажного фона — предметная среда, говорящие атрибуты, сложно организованное пространство, а если пейзаж, то он виден лишь краешком за драпировкой или за обрывом глухой стены. Расширился возрастной спектр, стало больше женских портретов, появи­лись групповые и портреты с аллегорическими или сюжетными програм­мами. И главное, возникло разнообразие индивидуальных интонаций, которых не было прежде. Если на портретах XV века человек по-хозяйски ощущал себя в гармоническом мире и ему не требовались дополнительные усилия для самоутверждения, то теперь эта владельческая уверенность исчезла. Новые герои — задумчивые, погруженные в себя или высокомерные, глядящие отчужденно и настороженно, с выражением «не тронь меня»: теперь у них есть отчетливые характеры. Так рождается психологический портрет.

Сюжеты, которые трудно узнать

Следствием пространственной перенасыщенности может оказаться невоз­можность прочесть сюжет без словесного пояснения. Склонность к фигура­тивному многословию порой побуждала авторов населять дополнительными персонажами даже канонические евангельские сцены, где присутствие толп не только не подразумевалось, но могло сделать само содержание сцены неузнаваемым. И это означало, что семантическая внятность уступает место эмоциональной вовлеченности; в моду входит все, что способно поразить воображение — виртуозностью, размахом, бравурностью.

Иного рода уход от семантической внятности происходит в картинах, где сюжет либо вообще с трудом поддается изобразительному воплощению, либо художник пренебрегает пересказом, сосредотачиваясь на психологической подоплеке события. «Динарий кесаря» Тициана представляет диалог героев крупным планом — и здесь трудно было найти другое решение (сюжет был задан заказчиком). А еще раньше Пальма Веккьо сводит к поединку взглядов историю про Христа и грешницу, которая обычно трактуется подробно-повествовательно. Такого рода отказ от развернутых нарративов не строго связан с маньеризмом, но обретает популярность именно в XVI веке.

Презентация

Этимология

Термин «маньеризм» происходит от итальянского manierismo (от выражения bella maniera ) в смысле характерного прикосновения художника в противовес правилу подражания природе. В этом он является одним из немногих имен важных художественных движений практиковали особенно во время правления Франсуа  I эр .

Контекст

Маньеризм — это реакция на совершенство, достигнутое в эпоху Высокого Возрождения в изображении человеческого тела и в овладении искусством перспективы (теория Альберти ). Таким образом, маньеризм часто называют « антиальбертианским искусством  », особенно Пизанелли. Таким образом, некоторые художники, окружавшие Жюля Ромена и учеников Андреа дель Сарто , стремились сознательно нарушить точность пропорций, гармонию цветов или реальность пространства, чтобы произвести новый эмоциональный и художественный эффект.

Но мы не должны видеть только художников-маньеристов в разрыве с эпохой Возрождения . Через цитаты и ссылки они заявляют о художественной связи с великими художниками эпохи Возрождения, такими как Рафаэль , Микеланджело , Леонардо да Винчи или даже Альберти .

Стиль маньеристской живописи был вдохновлен этими художниками, в частности Микеланджело ( Страшный суд) , известным архитекторам и скульпторам-маньеристам своими картинами фигур в позах, похожих на скульптуры.

Маньеризм далее характеризуется как искусство репертуара, где художники черпают из формул Рафаэля или Микеланджело, чтобы определить свой конкретный словарный запас. Пьет из Ватикана Микеланджело , таким образом переработан в «  Деве с длинной шеей  » из Пармиджаниных , около 1535-1540. Змеевидная фигура (или Figura serpentinata ) также является формулой, часто цитируемой в работах Бронзино , особенно в Noli me tangere 1561 года. Эта S-образная фигура представляет собой новый идеал для маньеристов, иррациональный, нарушающий жесткость математических правил. .

Таким образом, маньеризм — это художественная игра заимствования, но также игра кодов и часто нечетких символов. Таким образом, он обращается к литераторам того времени, умножая аллюзии и цитаты, с риском размытия смысла произведений и распространения среди утонченных европейских дворов. Так, в произведении Понтормо «Мадонна с младенцем, святой Анной и четырьмя святыми» (1527-1529) , работа, предназначенная для украшения алтаря монастыря монахинь Святой Анны в Верзайе во Флоренции , темная и тревожная атмосфера, повторы, особенно в фигурах, а также положение персонажей, а также их нематериальность, ставят под сомнение правильное богословское прочтение алтарного стола для верующего. Этот факт вызвал реакцию внутри самих орденов церкви, которые упрекали маньеризм в этом искусственном аспекте и выступали за возврат к натурализму и хорошим альбертовским формулам. Карраччи иллюстрируют это возвращение к классическому ренессансу.

Таким образом, маньеризм требует знания того, что существовало до этого движения в истории искусства, то есть Высокого Возрождения и особенно в архитектуре, поскольку архитектор-маньерист идет против правил, гармонии, определенной во время Высокого Возрождения.

Характеристики маньеристического искусства

Вот как мы видим, что работы маньеристов представляют:

  • разобщенное и часто неопределенное пространство;
  • мутное и неясное изображение;
  • деформация и скручивание тел, в частности, с использованием « змеевидной линии » ( Figura serpentinata ), которая позволяет удлинить пропорции фигур, придавая им вялую мягкость
  • кислые и сырые тона, унаследованные от Микеланджело и Сикстинской капеллы в Риме;
  • поиск движения;
  • искусство кодов, символов, цитат классиков;
  • придворное искусство, адресованное образованным и грамотным людям;
  • преувеличение форм, характеризующая манерность в XVI Й  веков.

Таким образом, среди характеристик маньеризма мы находим в картине множество изображений обнаженной натуры, необычных и сложных поз, а также чрезмерную мускулатуру. Представленная тема может быть необъяснимой или непонятной. Основная сцена помещается в конце композиции или же скрыта посередине других фигур, которые не имеют с ней связи. Он предназначен только для иллюстрации талантов художника. Перспективы увеличены до максимума, размеры и масштаб искажены. Цвета яркие благодаря их противоположностям.

Что касается архитектуры, то маньеризм идет вразрез с кодексами Высокого Возрождения, поскольку нарушает гармонию, оставляя место для дорогих и ошибочных украшений.

В скульптуре маньеризм определяется переходом от фронтальности в восприятии скульптуры К поиску различных точек зрения. Силуэты скульптур удлинены. Цель состоит в том, чтобы осмотреть скульптуру, каждая точка которой уникальна.

Парадный портрет: костюмы и атрибуты

Вместе с психологическим портретом появляется и портрет парадный. Он рождается из той же потребности утверждения себя в мире и из потреб­ности защититься от него тоже: уйти в себя, нарастить непроницаемый панцирь. Такая защита, броня может быть броней и буквальной (портреты людей в латах создаются во множестве), а может быть сложносочиненным костюмом — и здесь мужские наряды ничем не уступают женским. Разного рода гуманистические атрибуты — книги, письма, статуэтки — обустраивают личное пространство вокруг героев (в отсутствие утерянного пространства общего). И зеркала — еще один популярный мотив — не только позволяют художникам проявить композиционную виртуозность, но косвенно свидетель­ствуют о проблеме поисков своего бытийного места: кто я и всегда ли я похож на самого себя?

Особенности стиля

Маньеризм является мостом между стилем искусства эпохи Возрождения, характеризующимся идеализацией образов, и барокко – пышным, величественным, драматичным стилем. Картины характеризуются большей искусственностью, отказом от натуралистичности по сравнению с живописью Возрождения.

Для изображений характерно:

  • Эмоциональность в передаче образов;
  • Изящные, удлиненные человеческие фигуры;
  • Динамичность и напряженность поз;
  • Необычная передача перспективы и освещения;
  • Яркие краски.

Итальянский маньеризм постепенно утратил позиции в 1590 году. В это время появилось новое поколение художников, которое возглавил Караваджо. За границами Италии маньеризм сохранился как форма рыцарского искусства 17 века.

В Великобритании он закрепился во времена Елизаветы, во Франции маньеризм развивался при дворе в Фонтенбло при Франциске I и Генрихе IV. При французском дворе развивалась школа Фонтенбло. Династия Габсбургов активно покровительствовала маньеризму при дворе в Праге.

Живописцы течения маньеризм развивали идеи, который разрабатывали мастера Средневековья: Микеланджело, Леонардо да Винчи, Рафаэль. Маньеристы ставили новые цели, пытались опровергнуть идеалы и догмы старых живописных школ, выступали против художественного канона, принятого ранее, поскольку он не мог соответствовать потребностям времени.

Художники выделяли индивидуальный стиль и черты живописи, для них важным было видение и понимание сути вещей. Они работали над способами передачи скрытого смысла, выразительностью, символическим содержанием картин. Живописцы противостояли равновесию и гармонии. Композиции с симметричным, круговым или пирамидальным построением, свойственные эпохе Возрождения, уступили место ассиметрии, несбалансированности. Художники отказались от центральной структурной модели, которая обеспечивала гармонию и баланс. Например, изображение, основанное на центральной перспективе, заменяется динамизированным пространством, в котором нет определенной глубины и структуры.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Енот на Волге
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: