«Леда и лебедь»
Если говорить о наиболее нескромном классическом сюжете, то заслуженную пальму первенства получит античная история о близости бога Зевса и прекрасной Леды. Согласно легенде, житель Олимпа явился к девушке инкогнито, в облике лебедя, но тем не менее умудрился вступить с ней в связь и даже завести потомство.
За последнее тысячелетие только ленивый не брался изображать сцену соития красавицы с птицей. Не миновала сия участь и великих — набивший оскомину сюжет эксплуатировали Буше, Микеланджело и даже Леонардо. Франсуа Буше в 1740 году предложил наиболее неприличную интерпретацию истории с демонстрацией анатомических особенностей, которые принято стыдливо драпировать.
Ранее предложил свое видение ситуации великий Микеланджело, который хоть и избежал излишней детализации, но все же не смог удержаться и изобразил пару прямо во время противоестественного межвидового соития.
На фоне всего этого картина Леонардо да Винчи кажется просто иллюстрацией к сказкам Пушкина для школьников младших классов. На его полотне все уже свершилось и Леда со скучающим лицом наблюдает, как из снесенных ею яиц вылупляются вполне здоровые годовалые малыши.
Нам эта идиллическая сцена кажется вполне приличной, но так было не всегда. Картины мастеров эпохи Возрождения были уничтожены в начале XVIII столетия престарелой фавориткой Людовика XIV маркизой де Ментенон как неприличные. Сегодня мы можем видеть весь этот разврат только благодаря поздним копиям.
«Авиньонские девицы»
С полотна «Авиньонские девицы» гениальный художник Пабло Пикассо начинает свой переход к кубизму. Известно, что на создание картины художника вдохновил Поль Сезанн своей работой Купальщицы». Изначально Пикассо назвал картину «Философский бордель» и многие считают, что на ней маэстро изобразил сценку из публичного дома в барселонском Готическом квартале.
Картина изображает пятерых обнаженных дам, которые в развязных позах ожидают своих клиентов. Мы долго думали о том, стоит ли включать эту работу в список пикантных полотен. Проще говоря, если изображенные на полотне геометрические распутницы будят в вас нескромные фантазии, то у нас для вас плохие новости. Но слова из песни не выбросишь и сюжет картины, для 1907 года, все же очень вызывающий.
«Происхождение мира»
Созданная в 1866 году Гюставом Курбе картина с незамысловатым бытовым сюжетом не выставлялась более 130-ти лет из-за излишней анатомической достоверности. Более того, даже сейчас, когда удивить посетителей музея, в принципе, сложно, к этой картине приставлен отдельный охранник.
В 2013 году в СМИ появилось радостное известие — была найдена вторая часть картины, на которой видно лицо натурщицы. Тщательное изучение биографии автора и его ближайшего окружения позволило выяснить личность дамы. Так, небритая промежность оказалась собственностью Джоанны Хиффернан, любовницы одного из лучших учеников Курбе, Джеймса Уистлера. Вот такая вот трогательная история воссоединения.
Это далеко не единственные в истории живописи работы с ярким сексуальным подтекстом — во все времена классики любили завернуть что-нибудь эдакое, вполне в духе нашего раскрепощенного времени.
«Явление лица и вазы с фруктами на берегу моря»
Раз в начале речь уже зашла о живописи, в которой оптическая иллюзия стала неотъемлемым элементом композиции, где, как в работах художника Шупляка, изображенное дерево способно предстать одновременно абрисом головы, а листья — превратиться в воробья на ветке, нельзя забывать и о Сальвадоре Дали. Этот испанец стал первым представителем близкого к сюрреализму стиля метаморфоз, нашедшего отражение не только в живописи и графике мастера, но и в созданных им скульптурах.
Отдельный интерес представляет написанное маслом полотно Дали со своеобразным названием «Явление лица и вазы с фруктами на берегу моря», полностью, однако, отражающим суть происходящего на картине безумства преображений. Зритель видит на первый взгляд обычный натюрморт, где в центре композиции расположена белая ваза с фруктами. Ее ножка внезапно предстает в качестве переносицы гротескного, но красивого человеческого лица, сверху очерченного то ли волосами, то ли песчаным пляжем, а то и вовсе горной грядой с расположенным у подножья городом. Приглядевшись, внимательный ценитель живописи найдет на полотне еще и пару собак.
Позднее по «пути метаморфоз» в творчестве пошел и мексиканец Октавио Окампо, прославившийся собственными картинами-загадками в жанре сюрреализм.
Художник Арт Фрам: курьезный стиль пин-ап
Работы художника пин-ап Арта Фрама (Art Frahm), даже в современном мире могут вызвать недоумение и осуждение. Но публика начала 20-го века, воспринимала картины художника не в эротическом, а в комическом контексте. Основной изюминкой работ мастера были девушки, которые неожиданно попадали в курьезную ситуацию в общественных местах, обнаруживая, что самая пикантная деталь их гардероба, находится не на том месте.
«O-Oh» 1950
Художник Арт Фрам не основывал смешные сюжеты своих работ на чистом воображении. Во времена, когда жил мастер пин-апа, женское нижнее белье существенно отличалось от современных вариантов. В том числе и по удобству и способу закрепления на фигуре. Поэтому такие случаи, с падением интимной части гардероба, были повсеместны в то время и создавали настоящую проблему для прекрасного пола.
«In Need Of Help» 1955
Художник Арт Фрам является уроженцем промышленного города Чикаго и родился в 1907 году. Нужно отметить, что Фрам это не просто художник пин-ап жанра. Он является мастером комиксов, в том числе и в стиле «хобо». И разумеется картины пин-ап у этого живописца, выполнены также в комическом и юмористическом стиле. Наряду с другим известным художником пикантного жанра, Джилом Элвгреном, Арт Фрам является основоположником комического пин-ап, как отдельного направления в этом стиле художественного искусства.
«Going Down» 1956
«Number Please» 1957
Фантастические твари и их моральное значение
Чудовища в Средние века зачастую были аллегорическими фигурами. Бестиарии, описывая различных существ (реально существующих и вымышленных), указывают на их символический смысл, сопровождая миниатюры духовными предупреждениями. Яркий пример такого произведения в раннехристианском мире — сборник «Физиолог», где говорится, что все существа и предметы служат прямым отражением определенных религиозных и моральных установок.
Это может быть интересно
Ватикан оцифровывает тысячи редких манускриптов
Еще один частый сюжет миниатюр, росписей и лепнины храмов — сцены адских видений, чтобы грешник не забывал, к чему идёт дело. Самые пугающие (и особенно тщательно исполненные с художественной точки зрения) изображения связаны с дьяволом и грядущим Апокалипсисом.
Иллюстрации к «Апокалипсису» Беата из Бурго де Осма (миниатюры XI века) живописуют сцены битвы с силами зла, явление Вавилонской блудницы и прочие сцены, которые вы вряд ли захотели бы рассматривать на ночь глядя — весьма скрупулезно изображённые. Судя по всему, страх средневековых людей перед адскими муками сочетался с болезненным интересом к жуткому, который сегодня делает кассу фильмам ужасов.
Картины акрилом
Автор Том Мартин (Tom Martin)
Этот молодой 28-летний художник родом из города Вэйкфилд, Англия. В 2008 году он с отличием окончил Университет Хаддерсфилда (University of Huddersfield), получив степень бакалавра в области искусства и дизайна.
То, что он изображает в своих картинах связанно с образами, которые он видит каждый день. Сам Том ведет здоровый образ жизни, и это влияет на его работы.
В картинах Мартина можно найти кусок стали или разложенные конфеты, и во всем этом он находит что-то свое, особенное.
Его целью не является простое копирование изображения с фотографии, он рисует картины, используя несколько техник рисования и моделирования, которые были разработаны с использованием современных технологий.
Бывает так, что автор показывает зрителю свои гиперреалистичные работы, с ситуациями, которые физически невозможны в настоящем мире.
Цель Мартина — заставить зрителя поверить в те вещи, который он перед собой видит.
С кого рисовали персонажей «Рожденная Луной»
Главная героиня новеллы «Рожденная Луной» – девушка Мия, которая была приглашена на странную вечеринку, после чего ее жизнь оказалась навсегда связана с таинственным сверхъестественным миром. В ее внешности легко угадывается прототип – актриса Мишель Трахтенберг.
Далее по сюжету девушка встречает хладнокровного молодого парня Виктора Ван Арта, который оказывается вампиром. Прототип Виктора из Рожденная Луной в реальной жизни – модель Александр Гайзлер.
Также игроков интересует, с кого рисовали Макса Фолла, который становится еще одним любовным интересом главной героини новеллы. И это тоже модель – Дилан Верлой.
В Клубе Романтики рисуют персонажей и с российских моделей. Так, вампира-звезду Бенни Барта срисовали с русского парня-модели Тимофея Руденко.
Коллега Мии Камилла похожа на американскую модель Эшли Грэхэм.
Босс Мии в редакции напоминает внешность актера Брайана Крэнстона.
Фредерик срисован с кинорежиссера Андреса Мускетти.
Элегантная вампирша София практически полностью срисована с модели Джулии Манини.
Стервозная вампирша Моника в реальной жизни – голливудская актриса Марго Робби.
В образе князя вампиров Итана Вуда многие видят черты Роберта Паттинсона, который также связан с вампирской тематикой благодаря роли вампира в саге «Сумерки».
Вампирша Фрэнсис, помогающая главной героине узнать правду о ее пророчестве, срисована с американской супермодели и актрисы Тайры Бэнкс.
Эпизодический персонаж, девушка-оборотень Лоретт, практически полностью срисована с британской актрисы Натали Дормер.
Пожилой оборотень и дедушка Макса Фолла Конрад срисован с актера и модели Эйдена Брэди.
Юный племянник Макса Фолла Шон срисован с молодого актера и модели Уильяма Франклина Миллера.
Сатир, обнимающий менаду. Дом Луция Цецилия Юкунда. 1–50 годы нашей эры
Сатир, обнимающий менаду. Дом Луция Цецилия Юкунда. 1–50 годы нашей эры
Самыми любимыми эротическими персонажами античного искусства были сатиры и менады. Сатиры, божества леса, изображались как с хвостами и копытами, так и в виде обыкновенных юношей, одетых в козлиные шкуры. Они отличались безудержным пьянством и сексуальной активностью. Компанию им составляли менады — такие же неистовые женщины, справлявшие празднества в честь бога вина Диониса. Многочисленные сатиры и менады составляли свиту этого бога, постоянно предаваясь питью вина и эротическим удовольствиям. Наверное, в большинстве античных сцен на сексуальные темы участвуют сатиры с менадами. На этой фреске голова, шея и руки менады украшены золотом, а сатир увенчан праздничным венком.
Фреска была найдена во дворе — перистиле Перистиль — открытое пространство, как правило, двор, сад или площадь, окруженное с четырех сторон крытой колоннадой. Перистильный двор был составной частью большинства жилых и общественных строений периода Античности., расположенном в задней части дома ростовщика Луция Цецилия Юкунда. Любопытно, что фрески, украшавшие хозяйские покои, отличались большим эротизмом — на стенах открытого для посетителей атриума изображения были приличнее. На одной из колонн перистиля даже была найдена процарапанная надпись, сообщавшая об удовольствиях любви.
«Почтовый дилижанс», Лаура П
Художника Лаура П нарисовала картину с фотоснимка профессионального фотографа Джеймса Кидда в 1994 году.
Фотоснимок был сделан в Аризоне, и мистика, окутанная возле картины, связана с тем, что художница не рисовала безголовую фигуру, находящуюся слева от дилижанса.
Автор картины говорит, что изначально этой фигуры не было, она ее не рисовала. Когда она повесила свою работу в доме, в нем стали происходить странные вещи – исчезали важные документы, антикварные часы, провисевшие 40 лет, упали и разбились, а различные предметы летели в ее сторону – такое чувство, что их кто-то бросал.
Некоторые вещи даже пропали из дома. Через некоторое время Лаура сожгла картину, потому что она не давала ей спокойно находиться в доме.
«Мертвая мать», Эдвард Мунк
Все, наверное, знают норвежского художника Эдварда Мунка по его знаменитой картине «Крик». Его произведения, возможно, славятся тем, что каждый из нас переживает в жизни огромные потери – известно, что Эдвард Мунк страдал и испытывал муки всю свою жизнь – он видел галлюцинации, лежал в психиатрической клинике.
«Мертвая мать» была написана в 1899 году, на картине изображена мать художника, рано потерявшая свою маму, и она сама умерла молодой.
Дети остались одни – на картине сестра Мунка стоит, закрыв уши, и находится в полном отчаянии, другая его сестра умерла от туберкулеза, а еще одна попала в психиатрическую больницу, после этого Мунк написал ее в «Крике».
Мужчина, купивший картину, рассказал, что глаза девочки на картине все время следили за его действиями, а одеяло по ночам сдвигалось и шумело.
Эротическая сцена. I век нашей эры
Эротическая сцена. I век нашей эры
Сексуальная сцена на ложе напоминает изображения на стенах помпейских борделей. Здесь нет ничего лишнего — только ложе и герои. Женщина сидит на мужчине верхом: эта позиция часто встречается на фресках в публичных домах — судя по всему, такая поза пользовалась популярностью. Хорошо видна высокая спинка, на которую опирается полулежащий мужчина. На груди у дамы красная лента и ожерелье, на предплечьях браслеты; у мужчины на голове венок.
Эта фреска, судя по всему, как раз украшала стену частного дома. В некоторых домах Помпей, обычно в дальней от входа части, располагались частные покои владельцев с комнатами, которые назывались венериумами — в честь богини любви. Стены этих не очень больших закрытых помещений были расписаны эротическими сюжетами. Считается, что венериумы были предназначены для занятий любовью и как раз сюда приглашались куртизанки и проститутки.
Самые страшные картины
1. Руки противятся ему. Билл Стоунхем.
Это произведение, написанное художником Биллом Стоунхемом, стало известно как «проклятая картина с eBay» после того, как люди, которые приобрели эту картину, столкнулись с различными паранормальными явлениями.
Считается, что она повинна в смерти владельца картинной галереи и первого критика, который давал оценку картине. После приобретения на eBay в 2000 году, ее владельцы рассказывали о том, что мальчик и кукла с картины оживали, и утверждали, что зафиксировали это на камеру.
Многие из тех, кто смотрел на это изображение, сообщали о плохом самочувствии и странных явлениях, происходящих в их доме.
2. Плачущий мальчик. Джованни Браголина
Художник Джованни Браголина написал более 60 таких картин, и все они притягивали огонь.
Люди утверждали, что картина привела к пожарам, хотя сама она оставалась нетронутой огнем. Дома тех, кто приобрел картину, сгорели дотла, а в некоторых семьях получили травмы. В то же время пожарники, которые тушили огонь, всегда находили репродукцию «Плачущего мальчика» неповрежденной.
3. Мертвая мать. Эдвард Мунк
Многие из тех, кто смотрел на эту картину, начинали трястись и кричать.
Эта работа стала творением известного художника Эдварда Мунка. Вдохновением для картины послужила смерть матери художника, которая умерла от туберкулеза, когда ему было всего 5 лет.
Люди, наблюдающие за картиной, рассказывают, что она вызывает у них странные, тревожные чувства, а некоторые после просмотра даже утверждают, что глаза девочки начали везде преследовать их, и они слышали шелест простыни, на которой лежит мать.
Мы в соцсетях
4. Портрет Бернардо де Галвеса. Неизвестный
Картина всегда выглядит размытой на фотографиях, если вы не попросите разрешения офицера на портрете.
Когда в 1900-х годах был открыт отель Галвес, названный в честь испанского военачальника Бернардо Гальвеса, в холле повесили его картину.
Многие посетители отеля начали жаловаться на то, что, когда они проходили мимо картины, глаза на портрете начинали их преследовать. Другие рассказывали о том, что чувствовали жуткий холод и беспокойство, когда находились рядом с портретом.
Более того, все, кто пытался сделать фотографию картины, получали размытый снимок, пока один из гостей не попросил разрешения у портрета Бернарда сфотографировать его.
Александр Бейдеман. «Гомеопатия, взирающая на ужасы Аллопатии» (1857)
Государственная Третьяковская галерея
История возникновения этой картины неизвестна. Кто заказал ее Бейдеману (1826–1869), вполне ординарному историческому живописцу? Или же сам он, будучи адептом относительно новой и вызывающей споры медицинской практики, решил ее аллегорически восславить? Как бы то ни было, академический словарь оказался применен к материалу, казалось бы, вовсе к тому не располагающему.
Поскольку знание этого словаря утрачено, поясним состав действующих лиц. Справа — положительный полюс сцены, зона восседающей на облаке Гомеопатии; здесь в гневе вздымает руку возмущенный Эскулап, а за спиной Афины (тоже, в числе прочего, покровительницы наук) грустит основатель лечения «подобное подобным» Самюэль Ганеман (1755–1843). Слева лекари-аллопаты (их изображения портретны) истязают больного всеми доступными им способами, вплоть до ампутации ноги; из-за дверцы аптечного шкафа выглядывает в ожидании поживы Смерть, а в нижнем углу рыдают жена пациента — вскоре ей неминуемо предстоит стать вдовой — и дети, которых ждет сиротство.
Конечно, это своего рода курьез — и все же не вполне. Можно вспомнить, что именно Бейдеман оказался единственным русским художником, откликнувшимся в 1861 году на важнейшее событие — Манифест об отмене крепостного права — большой акварелью «Апофеоз освобождения крестьян»; там, где реалисты оказались не в силах изобразить идею, лишенную непосредственного натурного воплощения, классический метод аллегории обнаружил свою действенность. Так что косвенно картина свидетельствует о тотальной пригодности отвлеченных сценариев, столь популярных в XIX веке.
С кого рисовали персонажей в «Дракула: История любви» Клуб романтики
Визуальная новелла «Дракула: История любви» отличается лихо закрученным сюжетом и повествованием, идущим в двух временных линиях, одна из которых – XV век в Османской империи. Главная героиня Лайя, девушка из современного мира, погружается в видения о себе в прошлом, задолго до своего перерождения, когда она была племянницей самого султана Мурада II и находилась при дворе. Поэтому неудивительно, что в сюжете присутствуют некоторые известные исторические персонажи.
Один из главных любовных интересов главной героини, Влад Дракула, срисован с актера Люка Эванса и его образа в фильме «Дракула» 2014 года.
В молодом возрасте Влад частично похож и на другой кинематографический образ Дракулы – из фильма «Ван Хельсинг» 2004 года, где персонажа играет актер Ричард Роксбург.
Арабский тип лица главной героини Лайи Бернелл – турецкая модель Шевваль Шахин, победительница «Мисс Турция» 2018 года:
Сестра Лайи Милли срисована с американской актрисы Малез Джоу.
Сандра – подруга Лайи, с которой тоже можно завести романтические отношения. Ее «роль» досталась актрисе Александре Даддарио.
Сестра Сандры Илинка похожа на российскую певицу Кристину Си.
Юрист Жан, пытавшийся купить у героини картины, срисован с актера Райана Гослинга:
Эффектная женщина Нела срисована с итальянской актрисы и модели Моники Белуччи.
Многие герои из второй временной линии новеллы «Дракула: История любви», из Османской империи XV века, срисованы с персонажей известного турецкого сериала «Великолепный век»:
1. Так, внешность Нурай срисована с актрисы Мерьем Узерли:
2. Няня Лале, Шахи-хатун, срисована с персонажа актрисы Семы Хечик в «Великолепном веке». У героинь похожа даже одежда:
3. Мехмед срисован с турецкого актера Гюрбея Илери, который в «Великолепном веке» также играет роль шехзаде Мехмеда:
4. В сериале «Великолепный век» актер Халит Эргенч играет роль султана Сулеймана I. Очевидно, что с него срисован образ султана Мурада II из игры.
Название картины неизвестно, Здислав Бексински
Здислав Бексински – признанный классик сюрреалистического хоррора. Его произведения никого не оставляют равнодушными – они внушают страх и смятение.
Полотна художника часто имеют желтовато-багровый оттенок, некоторые детали проработаны с особой подробностью.
Здислав Бексинки не называл свои произведения, известно, что некоторые свои работы он сжег на заднем дворе своего дома.
Позднее он объяснил это тем, что некоторые картины его не удовлетворяли, а другие были слишком личными.
В жизни художника мрачных картин случилось много несчастий – его жена погибла в 1998 году, а сын совершил самоубийство. Через несколько лет тело польского художника нашли в его квартире – он, как и его сын, покончил с собой.
Самые дорогие портреты русских художников
Посмотрим, искусство каких русских художников особенно ценится на крупных аукционах в последнее время. Мы рассмотрим несколько наиболее крупных уходов портретов в период с 2000 по 2020 годы.
Первую тройку самых дорогих портретов открывают образы женщин. Дороже всего оценили образ актрисы кабаре, запечатленной художницей Тамарой де Лемпицки в работе Portrait de Marjorie Ferry. Эта работа была выставлена в аукционном доме Christie`s в 2020 году и ушла с молотка за 21 млн долларов (16,3 млн фунтов стерлингов).
Тамара де Лемпицка. Portrait de Marjorie Ferry. 1932 г.
На втором месте оказался портрет «Шокко» художника Алексея Явленского. Картина была представлена на аукционе Sotheby`s в 2008 году и ушла за 18,6 млн долларов.
А. Явленский. «Шокко (Шокко в широкополой шляпе)». Около 1910 г.
Замыкает тройку портрет Марии Цетлиной, созданный Валентином Серовым. Это великолепная работа попала на аукцион Christie`s в 2014 году из музея и, конечно, вызвала ажиотаж среди покупателей. Ее охотно купили за 14,5 млн долларов (9,3 млн фунтов). Подробнее о трех описанных картинах вы можете почитать в статье о самых известных женских портретах.
В. Серов. Портрет Марии Цетлиной. 1910 г.
На четвертом месте расположился портрет «Маленький ковбой», созданный известным русских художником Николаем Фешиным. Эта работа поступила на аукцион MacDougall`s в 2010 году из галереи Stendahl Лос-Анджелеса. Холст считается одним из самых блестящих портретов художника, в котором Фешину удалось создать целостный и колористически изящный образ маленького ковбоя. Так как за полгода до этого картина уже уходила с аукциона William Doyle за 500 тыс. евро, на MacDougall ее выставили по стартовой цене 500-700 тыс. фунтов. Однако один из телефонных покупателей так горячился, что нередко прибавлял сразу по полмиллиона фунтов. В итоге жарких торгов цена взлетела до рекордных 7 млн фунтов (10,9 млн долларов), что стало сенсационной продажей. После этого Фешин оказался в десятке самых дорогих продаж картин в категории русской живописи. На февраль 2021 года он переместился на 13 место, но по-прежнему обгоняет своего учителя Илью Репина.
Н.И. Фешин. «Маленький ковбой». 1940 г.
Еще один портрет, проданный за миллионы долларов, принадлежит талантливому русскому художнику Юрию Анненкову. Живописец создавал картины в своей оригинальной манере, используя самые разные приемы, смешивая стили и направления так, что даже критики не могли предугадать его следующей работы. Именно эта оригинальность и живописная смелость привели его к славе и узнаваемости его картин, особенно портретов. В 2014 году на торги аукционного дома Christie`s попал один из таких ярких портретов, созданный в смешанных стилях. На картине запечатлен А.Н. Тихонов, а сама она экспонировалась на международной выставке в Венеции в 1924 году. С аукциона портрет ушел за 6,2 млн долларов (4 млн фунтов).
Ю.П. Анненков. Портрет А. Тихонова. 1922 г.
Портреты известных русских художников можно перечислять еще долго, ведь в этом жанре работали не только портретисты, но и пробовали себя практически все именитые мастера живописи. Одни из них писали популярных современников и знатных особ, другие искали и создавали свой образ женщины через женские портреты, а третьи не менее увлеченно писали самих себя. Благодаря этому зритель сегодня может найти в русском портрете большое разнообразие образов, эмоций, идей и художественных приемов.
Художник Фриц Уиллис: картинки утонченного пин-ап стиля
Известные пин-ап художники, такие как Питер Дрибен или Рольф Армстронг, рисуют героинь своих работ в немного преувеличенном стиле. Вкладывая в картины, в том числе и свое воображение. От этого фигуративные женские образы большинства мастеров этого жанра получаются преувеличенными и идеализированными.
«Девушка в белой шляпе» 1965
Совсем по другому рисовал свои картины художник Фриц Уиллис (Fritz Willis). Девушки в работах художника имеют утонченный вид и напоминают классические произведения фигуративных художников XX-XXI века. Основным узнаваемым стилем Уиллиса является акцент на бюсте героинь его пин-ап картин. Художник писал маслом на холсте, придавая образом своих моделей натуральный внешний вид.
Американский художник Фриц Уиллис, родился в 1907 году, в штате Оклахома. В начале 1940-х годов, Уиллис являлся художником-постановщиком «Warner Brothers». Он также специализировался на создании рекламным постеров таких компаний как; «Max Factor», «Sunkist» и «Pepsi Cola». После контракта с журналом «Esquire» в 1946 году, художник принял участие в пилотном проекте «The Esquire Gallery of Glamour & The magazine» этого издания. Для художника публикация в таком именитом журнале, являлась фиксированной точкой начала карьеры, как творческого человека в этом жанре живописи.
Эдуард Мане (1832—1883).
Андрей Аллахвердов. Эдуард Мане. 2017. Личная коллекция художника Allakhverdov.com
Мане был старше большинства импрессионистов. Он был их главным вдохновителем.
Сам Мане на роль лидера революционеров не претендовал. Он был светским человеком. Мечтал об официальных наградах.
Но признания он ждал очень долго. Публика желала видеть греческих богинь или натюрморты на худой конец, чтобы красиво смотрелись в столовой. Мане же хотел писать современную жизнь. Например, куртизанок.
В результате появился “Завтрак на траве”. Два денди отдыхают в обществе дам лёгкого поведения. Одна из них как ни в чем ни бывало сидит рядом с одетыми мужчинами.
Эдуард Мане. Завтрак на траве. 1863. Музей д’Орсе, Париж.
Сравните его “Завтрак на траве” с работой Тома Кутюра “Римляне во времена упадка”. Картина Кутюра произвела фурор. Художник мгновенно прославился.
“Завтрак на траве” обвинили в вульгарности. Беременным абсолютно серьезно не рекомендовали на неё смотреть.
Тома Кутюр. Римляне времён упадка. 1847. Музей д’Орсе, Париж. artchive.ru.
На картине Кутюра мы видим все атрибуты академизма (традиционной живописи XVI-XIX вв.). Колонны и статуи. Люди аполлоновской внешности. Традиционные приглушённые цвета. Манерность поз и жестов. Сюжет из далекой жизни совсем другого народа.
“Завтрак на траве” Мане – другого формата. До него никто не изображал куртизанок вот так запросто. Рядом с респектабельными горожанами. Хотя многие мужчины того времени так и проводили свой досуг. Это была реальная жизнь реальных людей.
Мане пробовал считаться со вкусами публики. Писал портреты на заказ. Но из этого ничего не вышло.
Однажды изобразил одну респектабельную даму. Некрасивую. Он не смог польстить ей с помощью кисти. Дама была разочарована. Ушла от него в слезах.
Эдуард Мане. Ангелина. 1860. Музей д’Орсе, Париж. Wikimedia Commons.
Поэтому он продолжал экспериментировать. Например, с цветом. Он не пытался изобразить так называемый природный колорит. Если серо-бурая вода ему виделась ярко-синей, то он и изображал ее ярко-синей.
Это, конечно, раздражало публику. «Ведь даже Средиземное море не может похвастаться такой синевой, как вода у Мане» – язвили они.
Эдуард Мане. Аржантей. 1874. Музей изящных искусств, Турне, Бельгия. Wikimedia Commons.
Но факт остаётся фактом. Мане вкорне изменил предназначение живописи. Картина становилась воплощением индивидуальности художника, который пишет так, как ему заблагорассудится. Забыв о шаблонах и традициях.
Новаторства ему долго не прощали. Признания дождался только под конец жизни. Но оно уже было ему не нужно. Он мучительно угасал от неизлечимой болезни.
«Улисс», Джеймс Джойс
Как говорят, это произведение заслужило звание романа века. Мы согласимся с этим. Джойс, который писал «Улисса» всю свою жизнь, перевернул литературу с ног на голову, а роман произвел колоссальный эффект на читателей. Огромный размах, присущий античности, сложная структура повествования, а также стремление открыто говорить о тех вещах, о которых обычно люди тихо перешептывались на кухнях либо вообще стеснялись говорить. Вот несколько интересных фактов о романе. Действие всего романа длится ровно один день — 16 июня. Эта дата Джойсом выбрана неслучайно, ведь именно в этот день великий писатель получил свой первый опыт орального секса. А все эпохальное повествование сводится к тому, что главный герой ищет укромное место, где может насладиться своим онанизмом. Подобные и другие сексуальные сцены привели к тому, что роман был запрещен в Великобритании, подвергся судебным преследованиям в США. В Ирландии официально никто произведение не запрещал, но и не издавал. Первые издания книги появились во Франции, политика которой хоть и не поощряла подобную литературу, но ничего против не имела, если романы печатали не на французском языке. Позже роман пытались внести в известный «индекс запрещенных книг» Ватикана, но этого сделать на удивление не удалось. К русскому читателю в руки роман века попал только в эпоху перестройки.
Клод Моне (1840—1926).
Андрей Аллахвердов. Клод Моне. 2017. Личная коллекция художника Allakhverdov.com
Клода Моне можно назвать хрестоматийным импрессионистом. Так как он был верен этому направлению всю свою долгую жизнь.
Он писал не предметы и людей, а единую цветовую конструкцию из бликов и пятен. Раздельные мазки. Дрожание воздуха.
Клод Моне. Лягушатник. 1869. Музей Метрополитен, Нью-Йорк. Metmuseum.org.
Моне писал не только природу. Ему удавались и городские пейзажи. Один из самых известных — “Бульвар Капуцинок”.
В этой картине есть многое от фотографии. Например, движение передано с помощью размытого изображения.
Обратите внимание: дальние деревья и фигуры словно находятся в дымке. Клод Моне
Бульвар Капуцинок в Париже. 1873. ГМИИ им. А.С. Пушкина (Галерея искусства Европы и Америки 19-20 вв.), г. Москва
Клод Моне. Бульвар Капуцинок в Париже. 1873. ГМИИ им. А.С. Пушкина (Галерея искусства Европы и Америки 19-20 вв.), г. Москва.
Перед нами остановленный момент бурлящей жизни Парижа. Никакой постановочности. Никто не позирует. Люди изображены как совокупность мазков. Такая бессюжетность и эффект “стоп-кадра” — главная черта импрессионизма.
К середине 80-х годов художники разочаровались в импрессионизме. Эстетика — это, конечно, хорошо. Но бессюжетность многих угнетала.
Лишь Моне продолжал упорствовать, гипертрофируя импрессионизм. Это переросло в серии картин.
Один и тот же пейзаж он изображал десятки раз. В разное время суток. В разные времена года. Чтобы показать, насколько температура и свет могут изменить один и тот же вид до неузнаваемости.
Так появились бесчисленные стога сена.
Картины Клода Моне в Музее изящных искусств в Бостоне. Слева: Стога сена на закате в Живерни, 1891. Справа: Стог сена (эффект снега), 1891.
Обратите внимание, что тени на этих картинах цветные. А не серые или чёрные, как было принято до импрессионистов
Это ещё одно их изобретение.
Моне успел насладиться успехом и материальным благополучием. После 40 он уже забыл о нищете. Обзавёлся домом и прекрасным садом. И творил в своё удовольствие ещё долгие годы.
О самой знаковой картине мастера читайте в статье “Впечатление” Клода Моне. С чего начинался импрессионизм”.
Эротическая сцена. Лупанар. I век нашей эры
Эротическая сцена. Лупанар. I век нашей эры
На этой фреске изображена сцена любви на ложе. Кровать покрыта тканью, на полу лежат сандалии, а у изголовья стоит светильник или курильница. Мужчина полностью обнажен, а грудь женщины закрыта цветной лентой — прообразом современного бюстгальтера. Нет никакого сомнения, что действие происходит в борделе, или лупанарии, как называли их римляне За проститутками закрепилось слово «lupa» — «волчица», несмотря на то что именно волчица когда-то выкормила основателей Рима Ромула и Рема.. Сама фреска была написана на стене помпейского публичного дома в небольшом коридорчике прямо над входом в маленькую комнату, в которой жрица любви принимала клиента. Этим объясняется довольно грубый характер фрески — она носила даже не рекламный, а чисто технический характер. Видимо, посетитель мог выбрать конкретную позу, представленную на картинках. Реальность на этой картине несколько приукрашена. Комнаты публичного дома были очень тесными, заниматься сексом можно было только полулежа, для того чтобы вытянуться в полный рост, места бы не хватило. В бордели ходили только самые низшие слои населения: граждане побогаче могли пригласить даму домой.
«Похищение дочерей Левкиппа»
Великий голландец Питер Пауль Рубенс, известный своими прекрасными полотнами с тяжеловесными красавицами, в 1618 году представил зрителям свое «Похищение дочерей Левкиппа». На первый взгляд, между героями картины происходит удалая потасовка без всякого сексуального подтекста.
Но для тех, кто знаком с греческим мифом о братьях Диоскурах, совершенно очевидно, что раздетым блондинкам вовсе не до шуток. Второе название шедевра «Изнасилование дочерей Левкиппа» точнее отображает действие на картине.
В античной истории сыновья Зевса и Леды (смотри историю их странного рождения выше), Кастор и Поллукс, похитили дочерей царя Левкиппа Гилаиру и Фебу и по старой доброй традиции, завещанной отцом, надругались над ними. Закончилось все вроде плохо — все умерли.
«Богоматерь цветов» Жан Жене
Еще один исследователь парижского дна, но уже урожденный француз Жан Жене. В его книгах ты не найдешь ничего, кроме грязи, разврата, насилия, грабежа и кучи человеческих пороков с подробным их описанием. О чем этот роман? О жизни юного трансвестита-проститутки Дивины. Уже тянет на оскорбление морали, да? И это пока весь мир гибнет под фашистскими бомбами, Жене пишет вот такую вот дрянь. Подробное освещение тем гомосексуальности и проституции чести Жене не сделали, книгу много где запретили, в самой Франции ее выпускали подпольно, не одобряя творчество автора. Кстати говоря, писалась она в тюрьме, где Жене отбывал срок за кражу книги Марселя Пруста из магазина. Он часто вызывал в своей голове различные эротические сцены, а после мастурбировал, для того чтобы лучше и натуральнее передать этот процесс в своем произведении. А это слишком сильный удар по пуританским нравам того века.