• Иллюзии, спрятанные в шедеврах искусства
Живопись была создана с единственной целью восхищать и увлекать смотрящего. Для этого в ход шли любые приемы — от выбора красок и тонкости мазка до вполне осознанных иллюзий, которые могли потрясти непривычного зрителя своей способностью обманывать глаза. Об этом догадывались и художники прошлого, поэтому и жанр визуальной иллюзии появился в живописи довольно давно.
Катаракта 3
Бриджит Райли
1967
Британский художник Бриджит Райли создала полотно Катаракта 3 с четко поставленной целью — вызывать у зрителя оптические иллюзии при помощи индуцирующих линии и отсутствия точки равновесия. Бриджит Райли с детства была очарована искусством пуантилистов. Их теория заключалась в максимальном смещении точек композиции и цветовых балансов. В картине-принте «Катаракта 3» был достигнут пресловутый эффект.
Роторельефные диски
Марсель Дюшан
1923
Марсель Дюшан был пионером авангардной живописи и кинематографа. В 1926-м году Дюшан снял фильм «Анемик синема», который современники назвали «изощренным нагромождением геометрических фигур и шахматных комбинаций». На протяжении всего фильма друг друга сменяли окружности, вращающиеся с той или иной скоростью. В своем фильме-иллюзионе Дюшан использовал «роторельефы» – закрепленные на катушках проигрывателя картонные диски с узорами, которые при движении создавали иллюзию трехмерных объектов.
Галатея со сферами
Сальвадор Дали
1952
Картина навеяна увлечением художника наукой и атомной физикой. Лицо женщины на картине ( в качестве модели выступала жена Дали Гала) образуют сферы, которые приобретают необычную перспективу и трехмерный вид.
Рисующие руки
Мауриц Эшер
1948
«Рисующие руки» — литография голландского художника Маурица Эшера. На ней изображены две руки, которые выше запястий материализуются и вовлекаются в процесс рисования друг друга. Литография наделала много шуму и принесла Эшеру звание мастера оптической иллюзии.
Все тщетно
Чарльз Аллан Гилберт
1892
Черно-белый рисунок Чарльза Аллана Гилберта изображает женщину, сидящую напротив будуарного столика и глядящую на свое отражение напротив. Однако стоит сделать шаг назад, как вся композиция складывается в силуэт пугающего черепа. Чарльз Аллан Гилберт был талантливым иллюстратором, который однажды увлекся мистикой и выпустил серию работ под названием «Помни о смерти».
Камера дельи Спози
Андреа Мантеньи
1474
Камера дельи Спози — помещение в итальянском замке Палаццо Дукале, расписанное фресками Андреа Мантеньи. Комната знаменита прежде всего благодаря умелому использованию визуальных иллюзий. Комната с плафоном кажется высокой, хотя в реальности ее высота не превышает 7 метров. Главной иллюзией является круглое окно, сквозь которое видно голубое небо, а льющийся из него свет бросает блики и тени на фигуры у балюстрады.
Корзина фруктов
Джузеппе Арчимбольдо
1590
Творческое наследие Джузеппе Арчимбольдо плохо сохранилось — всего сохранилось около пары десятков картин, однако утеряно намного больше. Наиболее известной из сохранившихся является «Корзина с фруктами», которая представляет собой классическую иллюзию — при повороте на 180 градусов корзина с фруктами превращается в голову человека.
Нравится? Жми:
Мастер иллюзий
«Рисовать — значит обманывать». (М.К.Эшер)
В 1938 году Эшер практически перестает рисовать натуру. Его целиком захватывают странные «внутренние» картины, являющиеся к нему в озарениях и снах.
Еще в 1936 году, посещая в Гранаде дворец Альгамбра, построенный арабами, художник был до глубины души потрясен мусульманскими мозаиками и орнаментами, их «колоссальной сложностью и математическо-художественным смыслом». И Эшер с той же энергией и фантазией, с которой когда-то складывал «идеальный бутерброд», переходит к составлению бесчисленных мозаик. Известно, что в мусульманском искусстве запрещено изображать живых существ. Возможно, именно поэтому весь художественный потенциал арабского мира выплеснулся в головокружительных узорах-арабесках, витиеватость которых подчинялась строгой симметрии и периодичности.
Эшер мусульманином не был (он вообще был атеистом), поэтому его мозаики заполнили непостижимо слитые в единое целое, повторяющиеся фигурки демонов и ангелов, рыб и птиц. Никто до Эшера не осмеливался на столь сложный и дерзкий эксперимент! Сам художник называл деление плоскости «самым богатым источником своего вдохновения».
М.К.Эшер: «Иногда, когда я рисую, мне кажется, будто я медиум, находящийся во власти существ, порожденных моим же воображением. Они словно сами избирают, в каком виде им появиться… Линия, разделяющая две смежные фигуры, выполняет двоякую функцию, и провести такую линию чрезвычайно сложно. По обе стороны от нее обретает зримую форму то, что ранее существовало лишь в воображении. Но ни человеческий глаз, ни человеческий разум не могут одновременно созерцать две вещи, поэтому происходит быстрое и непрерывное переключение внимания с того, что находится по одну сторону линии, на то, что находится по другую сторону от нее. Но, вероятно, именно в этой трудности и кроется движущая пружина моего упорства».
Брат Морица, геолог по профессии, увидел в этих мозаиках наглядный материал для кристаллографии (наука о строении и симметрии кристаллов). Эшер решил подкрепить свою интуицию теорией, и в 1960-м году его лекциям по кристаллографии уважительно внимали профессора Кембриджа. А спустя пять лет Международный союз кристаллографов даже издает книгу «Симметрические аспекты периодических рисунков М.К. Эшера», где на 41-ом орнаменте демонстрируются все плоские кристаллографические группы.
Второй эксперимент Эшер решил проделать над… пространством. И добился не менее восхитительных и пугающих успехов. Падение прекрасно, ужасно приземление. И художник творит мир, в котором падение может длиться бесконечно. Его рыбки непрерывно уменьшаются, удаляясь от центра круга, поэтому не в силах вырваться за его границы. Бесконечность, имеющая предел — каково? Конечно, математиков самим этим фактом не удивишь, но одно дело — формулы и графики, а другое — вполне наглядные рыбки!
По поводу своей картины «Круговой предел» Эшер шутил: «На самом деле этот вариант надо бы написать на внутренней поверхности полусферы. Я предложил его папе Павлу, чтобы он распорядился украсить таким образом внутреннюю часть купола собора святого Петра. Представьте себе бесконечное число крестов, висящих у вас над головой! Но папе идея не понравилась».
С пространством на картинах художника творятся самые настоящие чудеса: оно вспухает, причудливо изгибается и замыкается на самом себе. По замкнутой лестнице Эшера можно спускаться (или подниматься) бесконечно (картина «Восхождение и спуск»). Его вода может все время течь по спуску и тем не менее идти по кругу, зримо воплощая мечту изобретателей «вечного двигателя» (картина «Водопад»). В его квадрате можно сразу увидеть и внешнюю и внутреннюю сторону (картина «Бельведер»). Его юноша в картинной галерее может созерцать картину и… одновременно находиться в ней сам (картина «Картинная галерея»). И наоборот — миры могут существовать рядом, но никогда не встречаться (картина «Двойной астероид»).
Если нарисованные на двумерной плоскости фигуры мы способны воспринимать трехмерными, то почему бы трехмерное пространство не изобразить так, как будто мы смотрим на него из четвертого измерения? Можно ли изобразить невозможное? Эшер мог. Если итальянские мастера Возрождения изобрели перспективу, то голландский художник довел ее до абсурда. Дивные безумные пространственные построения, вспыхивающие в мозгу Эшера, воплощались, сводя с ума теперь его зрителей.
P. S.: Всем заинтересовавшимся настоятельно рекомендую прочесть первый комментарий к этой статье.
Тяга к падению и идеальный бутерброд
«Если бы вы только знали, какие видения посещают меня в ночной тьме… Иногда моя неспособность сделать их зримыми буквально сводит меня с ума. По сравнению с этими мыслями каждая отдельная гравюра или рисунок — это полная неудача, только мельчайшая частица необъятного целого». (М.К. Эшер)
Голландский мальчик Мориц Корнелис Эшер (род. 1898 г.) с детства был немного странным. Бесцветный, замкнутый и заикающийся, он плохо учился и был подвержен двум маниям. Первую можно назвать «тягой к падению» — все вертикальные, устремляющиеся ввысь формы, имели для парня пугающую и одновременно восхитительную притягательность. Второй странностью маленького Эшера было построение «безупречного бутерброда». Однокашник будущего художника вспоминал, как тщательно укладывал Мориц на хлеб кусочки сыра и колбасы с целью получить «идеальное покрытие».
Удивительный дар юноши был истолкован не совсем верно, и Морица послали учиться на архитектора. Однако вскоре он перевелся в класс графического дизайна. С тех пор основной художественной формой Эшера станет гравюра.
По окончании учебы Эшер отправляется путешествовать по Италии и Испании, чтобы познакомиться с работами великих мастеров. Несмотря на то, что ранние картины самого Эшера были вполне натуралистичны, они уже полны неподражаемой гармоничной красотой и настоящей магией («Три мира», «Капля росы», «Лужица» и др.). К Италии Эшер настолько прикипел, что, женившись, решил поселиться в Риме. Уже в те времена талантливый голландец пользуется популярностью — так на крестинах сына Эшера присутствовали король Эммануэль и сам «дуче» Муссолини. Впрочем, когда по велению «почетного гостя» итальянских детей начали заставлять вступать в фашистскую организацию, художник не выдержал.
В 1935 году семья Эшера переезжает в Швейцарию, а с началом войны — в Голландию. Кроме расставания с любимой Италией, война принесет художнику и личное горе: в концлагере погибнет его учитель — еврей Самуэль Мескит. После ареста Мескета Эшер успевает посетить его дом и спасти картины учителя, переправив в музей Амстердама. Себе он оставит лишь один эскиз, на котором отпечаталась подошва фашистского сапога…