Тест по истории культура и искусство первой половине xx века 9 класс

Символы эпохи «шестидесятников»

«Шестидесятники» с восторгом встретили перемены периода «хрущевской оттепели». Они оставались убежденными большевиками, а реформы хотя бы отчасти примирили их с властью формата «социализм с человеческим лицом».

Коммунистическими символами и легендами для представителей поколения стали В. И. Ленин, Гражданская война, Октябрьская революция. Личность Сталина перешла в разряд антагонистов. Кумиры «шестидесятников» — В. Маяковский, Че Гевара, Фидель Кастро, Эрнест Хемингуэй, Всеволод Мейерхольд, революционеры, бунтари, сторонники интернационализма. «Шестидесятники» верили в светлое коммунистическое будущее и прогресс науки, что отражается в научно-фантастических романах, таких как «Туманность Андромеды» И. Ефремова.

К эпохе «шестидесятников» относится знаменитый спор «физиков» и «лириков» — представителей научно-технической и гуманитарной прослоек советской интеллигенции. Спор практически сразу был выигран «физиками» — государство нуждалось в специалистах для развития оборонной промышленности, в ученых и изобретателях. «Лирики» — художники, поэты, писатели влияли на формирование общественного сознания, но оставались на вторых ролях. На десяток технических высших учебных заведений приходился один творческий вуз.

Стиль

Как это обычно бывает, у разнополярных элементов всегда оказывается что-то общее. В США это составная часть контркультуры, противопоставившая себя ограничениям и условностям культуры, господствовавшей в буржуазном обществе. В США тематику стиля андеграунда составляют: сексуальная революция, наркотики как способ бегства от общества, проблемы маргинальных социальных групп. У нас же как всегда всё сложнее и куда более интеллектуальней.

В СССР андеграундом называли совокупность сообществ, представлявших неофициальное, не признанное властями искусство, а также литературу, музыку и т.д. Что такое андеграунд для советского интеллигента или деятеля искусства. Определяющие понятия здесь, конечно, «самиздат», «диссидент», «литературная деятельность как оппозиция существующему режиму». Для России литература – такой же культурообразующий фактор, что и религия.

10.

Писающий мальчик, авторство неизвестно
«Маннекен-Пис» или «Писающий мальчик» – это небольшая бронзовая скульптура, ставшая настоящей достопримечательностью фонтана в центре Брюсселя. Первоначальное авторство произведения неизвестно, но в 1619 году ее доработал бельгийский скульптор Жером Дюкенуа (Jerome Duquesnoy). Визитная карточка города, «Маннекен-Пис» предположительно был установлен в память о событиях гримбергенской войны, во время которой писающий младенец по одной версии мочился на солдат, а по другой – потушил вражеские боеприпасы, угрожавшие уничтожению целого города. На праздники скульптуру наряжают в тематические костюмы.

Игровой процесс

Суть игры заключается в победе на всех этапах прохождения. Впрочем, ничего нового. Здесь за вами не будут гнаться полицейские, никто не станет мешать. Только гонки, победы или поражения. Всё, другого не дано. Также, помимо обычных заездов, можно довольно большое количество времени проводить в гараже. Совершенствуйте свою тачку и делайте из нее настоящую “пушку”. Покупайте другие машины, если вдруг данная вам надоела. Также, ее можно продать, либо оставить себе для коллекции. Абсолютно все гонки будут проходить в ночное время суток. Выбирайте уровень сложности и проходите любые миссии, обгоняя профессиональных гонщиков. Интересно, что здесь не только тачки лицензированные, а и обычные фирмы, выпускающие детали для машин. Покупая подвеску, шины, диски или просто фары, вы выбираете именно по фирме и характеристикам. Ставьте те детали, которые вам больше всего нравятся. Главное, чтобы они заставили соперников проиграть и испугаться еще до начала гонки.

Нью-Йоркский свинг

«Я видел лучшие умы моего поколения, разрушенные безумием, умирающие от голода, истерически обнажённые, волочащие свои тела по улицам чёрных кварталов, ищущие болезненную дозу на рассвете, ангелоголовые хипстеры сгорающие для древнего божественного совокупления со звёздным динамо в механизмах ночи».

Аллен Гинзберг, фрагмент поэмы «Вопль»

Разумеется, данные изыскания на поприще марания белых листков мироздания едкими чернилами неудобной правды не были беспочвенными. Кутёж, пьянство и бытие «на грани» приглянулись первым битникам еще со студенческой скамьи и не отпускало с приходом пятидесятых – десятилетия, когда только назревающая глобальная паранойя, спровоцированная Холодной войной, лишний раз подстёгивала вчерашних слушателей курсов по филологии дебоширить направо и налево искусства ради и здравому смыслу вопреки.

Некогда поджарые юноши с невинными детскими лицами отныне знают цену не только крепкому слову да разудалому хорею, но и забористым коктейлям из метамфетамина и кофе. Керуак употреблял бензедрин во время своих долгих скитаний по американскому континенту, Берроуз “ставился” героином каждый раз, когда муза оставляла его один на один с недописанным абзацем очередного шизофазического памфлета, а Гинзберг с Карром были не прочь походить «по мальчикам», килолитрами распивая креплёное вино. За каждым из новоявленных авторов числилось немало грешков, и некоторые из них, по нашему скромному мнению, достойны отдельного упоминания.

Например, однажды ни разу не трезвый Карр прогуливался по парку со своим товарищем Дэвидом Каммерером по парку. Последний неровно дышал в сторону атлетично сложенного студентика Люсьена и частенько его домогался. Но в тот злосчастный вечер юноша не выдержал и пырнул пылкого недолюбовника ножом. Через мгновение Карр, ошеломлённый своим поступком, дотащил ещё живого Дэвида до берега Гудзона, набил карманы его куртки камнями и утопил продолжавшее стонать тело в реке.

Испуганный малец мигом примчался к коллегам-битникам и рассказал всё в мельчайших подробностях. Вместе они избавились от улик и провели остаток ночи в алкогольном беспамятстве. Впрочем, утреннее похмелье не смогло унять гласа совести, посему Карр сдался в полицию с поличным. Его посадили за решётку, а Керуака с Берроузом привлекли как соучастников. Правда, недолго молодые дарования грели нары, так как Уильяма вытащили его богатые пращуры, а Джека освободили под залог родители его девушки при условии, что они наконец-то поженятся. Чуть позже виновники событий опишут это преступление в книге «И бегемоты сварились в своих бассейнах», запрещённую к публикации до момента, пока последний из участников “мокрухи” не сляжет в могилу.

Джек Керуак

Примечателен и тот случай, когда Берроуз во время очередной вечеринки решил поиграть со своей второй женой Джоан Воллмер в «Вильгельма Телля». Послушная супруга водрузила на свою голову стакан, в то время как её муж начал отсчитывать ногами дуэльные десять шагов. Курок взведён, прицел намечен, палец аккуратно ласкает спусковой крючок пистолета. Вдох, выдох, выстрел – тело Джоан летит на землю. Стакан остаётся целым и невредимым, а лоб девушки украшает пульсирующее алое отверстие. Finita la commedia.

Битники-пилигримы, будучи яркими представителями экзальтированной богемы того времени, умело и со вкусом отдавали своё бренное существование на откуп пьянству и наркомании. Идейные забулдыги прославились как большие любители погулять на широкую ногу и, куда же без этого, знатно напортачить, как показывает практика, иногда и с летальным исходом.

Однако подобные выдержки из биографий квартета «сломленных» акул пера никоим образом не принижают их заслуг перед американским народом, изголодавшемуся по смелой и свободной от предрассудков литературе. С этим фактом тяжело поспорить, однако и про загубленные человеческие жизни, и про умопомешательства под дурманом просто так забыть не получается.

Уильям Берроуз

В СССР

Интеллектуальный бунт завершился катастрофическим коллапсом. Советский андеграунд не смог существовать без соперничества с жёсткой официальной культурой – его собственная гибель была неизбежна одновременно с гибелью соцреализма. Эти отношения были подобны весу и противовесу – если нет одного, нет и другого. Вспомним, в конце концов, что именно в периоды усиления цензуры создавались наши лучшие произведения. Что значит андеграундом сейчас – слово не ушло из обихода, но это ещё не значит, что осталось само явление. Составляющие сегодняшней повседневности – «Бумер», «Бригада», «Парни из стали» и хрипатые мужики, по радио тоскующие о своём уголовном прошлом – теперь это почему-то называется «шансон».

Вот какой андеграунд стал мейнстримом, придя на смену официальной культуре, «скинутой с корабля современности». Что же касается русского рока, он тоже оказался за бортом. То обескровленное явление, которое именуют сегодня роком российским, лишено самого главного – литературной наполненности, текста в широком смысле. Прямая реализация принципа формы.

Значение слова «андеграунд»

Андеграунд – это термин, появившийся в молодежной среде на стыке веков, в начале двухтысячных, и первоначально известный лишь малому кругу разбирающихся в теме людей.

Пришедший из США и западной Европы, данное понятие хоть и было ново для слуха российских обывателей, однако характеризует явление, знакомое российской действительности. Итак, андеграунд дословно означает “подземный”, “скрытый под землей”.

Первоначально так стали называть музыкальные стили, культивируемые в Соединенных Штатах Америки, в которых слова были политически тяжеловесными, касающимися запретных тем, таких как расизм, ущемление прав чернокожей американской диаспоры.

Вход на такие вечера был строго контролируемым: чужаков просто не впускали.

1 вариант

1. К «революции в естествознании» относится открытие

1) Х-лучей
2) двигателя внутреннего сгорания
3) теории относительности
4) закона всемирного тяготения

2. На развитие литературы и искусства первой трети ХХ в. повлияла

1) Первая мировая война
2) отмена рабства в США
3) философия просветителей
4) Великая Французская революция

3. К особенностям художественной культуры первой трети ХХ в. от­носится

1) господство религиозного мировоззрения
2) господство одного художественного направления
3) перемещение центра художественной культуры в США
4) отсутствие значительных талантливых произведений искусства и литературы

4. Для какого направления в живописи характерна замена предме­тов отвлеченными формами?

1) кубизма
2) реализма
3) барокко
4) символизма

5. Какие художественные стили характерны для авангардного ис­кусства?

1) символизм, футуризм
2) ампир, сюрреализм
3) романтизм, сентиментализм
4) барокко, классицизм

6. Кто из перечисленных деятелей искусства имеет отношение к ки­нематографу?

1) Р. Роллан, В. Гюго
2) П. Пикассо, А. Бенуа
3) Ч. Чаплин, М. Пикфорд
4) М. Твен, В. Кандинский

7. Представителями философии являются

1) А. Шопенгауэр, Ф. Ницше
2) А. Эйнштейн, О. Уайльд
3) В. Кандинский, С. Дягилев
4) Э. Нольде, О. Бердслей

8. Какие художественные направления появились в первой трети ХХ в.? Укажите два верных ответа из пяти предложенных. Запи­шите цифры, под которыми они указаны.

1) барокко
2) классицизм
3) сюрреализм
4) супрематизм
5) сентиментализм

Импровизация в стиле бибоп

«Я люблю сумасшедших, таких, которые бешено хотят жить, бешено хотят говорить, бешено хотят спастись, которые хотят иметь все сразу, которые никогда не зевают и никогда не говорят пошлостей, а всегда горят, горят, горят».Джек Керуак, отрывок из романа «На дороге»

Как уже было подмечено ранее, движение битников явилось продолжением традиций писателей «потерянного поколения», к коим причисляют тех же Ремарка с Хемингуэем, Дос Пассоса, Луи-Фердинанда Селина, Томаса Вулфа и Фрэнсиса Фицджеральда. Литераторов, лицезревших ужасы Первой Мировой Войны, что с горем пополам смогли выбить себе место под Солнцем в реальности, ради которой они проливали кровь, и которой, в конце концов, оказались абсолютно не нужны. Их коллективная рефлексия по окопной жизни и тяжёлому «мирному времени», выливавшаяся в пронзительные литературные эпосы, повиляла на великое множество культурных течений Запада.

Под раздачу попал и квартет графоманов-раздолбаев из Колумбийского университета, в середине сороковых промышлявших писательским ремеслом на пару с деструктивными попойками. Аллен Гинзберг, Люсьен Карр, Джек Керуак, Уильям Берроуз – именно с этих имён началась летопись «разбитого поколения».

Пожилой Люсьен Карр

Жёсткая цензура, особенно в литературных кругах, не затянувшиеся душевные раны Второй Мировой и подавленный либерализм не могли не поспособствовать появлению «новой школы» американских контркультурщиков. Вдохновлённые прозой Томаса Элиота, Уильяма Карлоса Уильямса и свободолюбивым нравом чернокожих бибоп-музыкантов, наша фантастическая четвёрка решила ступить на тропу протеста Великой Американской Паранойе, усиленной за счёт антикоммунистической повестки правительства, а также в обход пресловутой Американской Мечты. Стабильный доход, домик в пригороде, красавица жена и новёхонький «кэдди» в гараже – вещи, безусловно, приятные и нужные, но только не для мятежных молодых нонкомформистов, превративших свою резонансную писанину в действенные антитела, активно помогающие израненному американскому организму выздороветь после социальных потрясений изнутри и вовне.

Со временем бит-писатели смогли сформировать собственный бессвязный стиль, тяжелый для восприятия простых смертных. Каждое публичное чтение их стихов напоминало нервозную манифестацию, когда бредовые строки и режущие слух рифмы голосили в унисон с джаз-бэндом, выдающим надрывистые импровизации на фоне. Выходившие из-под их пера романы и рассказы, которые постоянно забраковывались вышестоящими инстанциями, описывали жизнь приземлённо и без прикрас: в своём творчестве пионеры «разбитой прозы» не стеснялись рассказывать о наркотиках, разгульных вечеринках, гомосексуализме и оживлённо поднимали дискурс о тотальном умерщвлении ценностных ориентиров былых лет.

Известные произведения кинетического искусства

«Посвящение Нью-Йорку», Жан Тэнгли

Швейцарский скульптор Жан Тэнгли в 1960 году представил «саморазрушающуюся» композицию «Homage to New York». Конструкция из железа и металла постепенно превращалась в груду мусора на глазах у посетителей. Они могли не просто наблюдать, но и чувствовать запах и слышать процесс разрушения.

https://youtube.com/watch?v=0MqsWqBX4wQ

«Фонтан Стравинского», Жан Тэнгли и Ники де Сен-Фалль

Этот фонтан состоит из 16 движущихся мобилей. Фигуры разыгрывают спектакль под произведения Стравинского, выпуская струйки воды. Объект расположен в Париже недалеко от Центра Помпиду.

«Проницаемые», Хесус Рафаэль Сото

Хесус Рафаэль Сото стал одним из самых выдающихся художников-кинетистов ХХ века. Окруженный динамичной парижской средой, он искал способы перенести свою работу из двух измерений в три, стремился вовлечь зрителя в произведения искусства и сделать его участником. Эти идеи были заложены в «Penetrables» — цветной куб, состоящий из длинных цветных нитей, стал площадкой для взаимодействия со зрителем. От прикосновений нити шумели, переливались и отбрасывали тени.

Предпосылки появления

Родители «шестидесятников» — большевики и убежденные коммунисты, свою веру в «партию и Ленина» они передали и своим детям. Однако перед этими детьми стала дилемма — большевистские идеалы с одной стороны и сталинские репрессии с другой. Они не перестали верить в коммунизм, но перестали верить режиму.

Многие «шестидесятники» прошли Великую Отечественную войну (1941-1945 гг), что не могло не сказаться на образе мышления бывших солдат. На момент начала войны старшим из этого поколения исполнилось около 20 лет и для выживших она стала страшным столкновением с реальной жизнью. Фронтовики, вблизи видевшие смерть и мучения, критично относились к пропаганде и к общественным условностям, не боялись говорить и не верили властям.

Вслед за победой в войне будущие «шестидесятники» ожидали либерализации режима, но этого так и не произошло. Репрессии продолжились, пропаганда продолжала работать в полную силу, гремели процессы «врачей-убийц» и «безродных космополитов».

После развенчания культа личности на XX съезде КПСС в 1956 году Хрущев провозгласил новый политический, экономический и социальный курс, выражавшийся в продвижении от тоталитарного режима в сторону демократии, реабилитации политзаключенных, смягчении цензуры, поощрении инициативы на местах. Активизация международных коммуникаций позволила советским гражданам познакомиться с жизнью за рубежом. Колхозники получили право на паспорта и переезд из деревень, в городах массово отстраивались многоквартирные дома, популяризировалось всеобщее образование.

Музыка

Именно поэтому любое произведение русский менталитет воспринимает не иначе, как текст. Музыка андеграунд для нас – текст, изобразительное искусство – текст. Если на Западе всегда было в ходу такое понятие, как саунд, то для России звук, а точнее качество звука оказывалось не столь важным, в музыке мы хотели найти прежде всего текст, смысл, откровение, правду. Здесь борьба Востока и Запада всегда понималась как борьба между принципом содержания и принципом формы. Отсюда и постоянные дискуссии о «немузыкальности» русского языка и музыкальной вторичности русского рока.

Но дело как раз в том, что русский рок 70–80-ых и не ставил себе задачу быть музыкальным – он действовал, как бы это парадоксально ни звучало, не на уровне слуха, а на уровне слова, того литературного текста, который не слушают, а слышат, чтобы впитать в себя целиком и полностью. Тот русский рок и нёс смысл, откровение, истину. Тот русский рок и был для СССР тем литературоцентричным андеграундом, интеллектуальным протестом официозу. А «музыкальность» у нас никогда бы не прижилась, это всё внешнее.

 Внешний протест, протест формы – как раз прерогатива для США – Ирвин Вельш, Вильям Берроуз, Кустурица, Хантер Томпсон, «Sеx Pistols», «Velvet Underground» – эпатаж, стеб, атрибутика для андеграунда, рассчитанного сугубо на эстетический шок. Впрочем, для субкультуры, противопоставляющей себя всего лишь условностям культуры буржуазной, и не требуется большего, чем плодить условности иного порядка. Наше же подполье не только противопоставляло себя условностям строя и не искало способов бегства от общества, оно боролось. Андеграунд всегда выступает как оппонент массовой, общепринятой или официальной культуры, но при этом сам пытается занять её место.

Как правило, общество опять не устраивает такое положение дел и борьба начинается заново. Так было с джазом, затем с роком, затем дошла очередь и до андеграунд хип-хопа и рэп андеграунда. Отвергая старое, новое время требует для искусства нового языка. Советский же андеграунд парадоксален. Во-первых, он уже был массовым. Во-вторых, не принёс новых форм – только переосмысленное содержание. В-третьих, он так и не стал мейнстримом. Он легализовался, но легализовавшись – просто исчез.

Предчувствие перемен

В первые десятилетия XX в. в среде европейской интеллигенции возникли ощущения кризиса и распада окружающего мира, предчувствие близких перемен и даже конца существующего порядка вещей. Тогда русский философ Н. А. Бердяев написал сочинение с примечательным названием «Конец Европы», а немец О. Шпенглер — книгу «Закат Европы» (в буквальном переводе — «Закат западного мира»), которая приобрела широкую известность после мировой войны. В этих работах развенчивались рациональнооптимистические представления о европейской истории, вера в бесконечный прогресс и возрастающее благосостояние человечества. Взамен выдвигались идеи культурно-исторического круговорота, неизбежной смены культур.

В художественной культуре стали всё заметнее ослабевать позиции реализма, являвшегося высшим достижением XIX столетия. Возникшее на рубеже XIX—XX вв. новое художественное движение получило название, в котором подчёркивалась его современность, — модернизм. В нём были представлены разные течения и группы, не имевшие единой идейно-художественной программы. Общими были отход от традиций и идеалов прежнего искусства, а также поиск новых художественных форм и средств.

А. Муха. Афиша выставки в Праге 1902 г.

Особое место в художественной культуре конца XIX — начала XX в

занял стиль модерн (обратите внимание на различие понятий «модерн» и «модернизм»), который распространился во многих странах Европы (во Франции — под названием «ар-нуво», в Германии — «югендштиль» и т. д.)

Он основывался на идее о том, что искусство создаёт прекрасное и привносит его в жизнь, которая сама по себе не слишком хороша и привлекательна. Одним из средств достижения этой цели считался синтез разных искусств: архитектуры, декоративно-прикладного искусства, живописи, графики и т. д. Мастера модерна широко использовали также сочетания элементов разных стилей: европейских и восточных, современных и традиционных. Особенно значительными оказались достижения модерна в архитектуре, где были созданы необычные по внешнему облику, изысканные, а иногда и вычурные здания с удобной внутренней планировкой. Однако при всей своей художественной выразительности модерн оставался стилем для избранных и вскоре уступил место другим течениям.

Д. Микелуччи Виллино Либерти во Флоренции. 1911 г.

Наиболее смелые поиски новых художественных форм и выразительных средств вели так называемые авангардистские (французское слово «авангард» означает «передовой») течения и группы. Поэты здесь экспериментировали с формами и размером стиха (можно вспомнить, например, раннее творчество В. В. Маяковского), художники — с цветом и композицией картин. Живописцы не ставили своей задачей близкое к действительности отображение какого-либо объекта, их картины часто вообще не имели сюжета. Решающую роль играли видения, ощущения самого художника. Известными в этот период модернистскими течениями стали фовизм (в переводе с французского — «дикий»), примитивизм, экспрессионизм, кубизм, абстракционизм. На протяжении двух-трёх десятилетий они видоизменялись, перерастали в другие течения. Многие крупные мастера, чьи имена были связаны с отдельными течениями (например, А. Матисс — с фовизмом, М. Шагал — с примитивизмом, П. Пикассо — с кубизмом), на самом деле «не умещались» в эти тесные и довольно условные рамки. Они не подчинялись канонам того или иного течения, совершенствовали собственный стиль и манеру живописи, которые потом становились образцами. Заметным явлением в модернистских течениях начала XX в. стало творчество В. Кандинского, К. Малевича, Н. Гончаровой, Л. Поповой и других российских художников.

П. Пикассо Авиньонские девицы. 1907 г.

К. Малевич Динамический супрематизм. 1916 г.

Сюжетная линия

С самого начала игры вас встречают симпатичные виды окрестностей, ночные гонки, красивые, привлекательные девушки на фоне, шикарный саундтрек. Что же еще нужно рядовому геймеру? Естественно, победа в гонке. А гоночных соревнований здесь будет очень много. Причем все состязания разнообразные и достаточно тривиальные. Так что иногда будет надоедать ездить по одному и тому же кругу 4 раз подряд, особенно если трасса очень длинная. Такое случается, если ваша тачка довольно крутая и вы обгоняете всех противников с легкостью. И такое тоже бывает, причем достаточно часто. Сюжетная линия тут предельно простая: вам просто нужно побеждать в гонках и становиться профессиональным гонщиком. Здесь лицензию получили абсолютно все автомобили. Причем некоторые марки представлены несколькими видами. В общем, тачек действительно хватает, к тому же их можно улучшать и модернизировать. За выигранные кубки и обычные заезды вы будете получать деньги. Причем именно от вас зависит, сколько золота вы получите в этот раз. Каждая гонка дарит кучу возможностей заработать. Проедьте рядом с гонщиком впритирку и получите дополнительные баллы. Все они в совокупности добавляются к денежному призу на финише. Сразу же после выигранной битвы можно улучшать тачку. Попробуйте тюнинговать машину и сделать ее уникальной, быстрой, ловкой и поворотливой

Главное, победить, а то, каким образом вы это сделаете, уже не столь важно. Есть миссии, в которых необходимо показать себя в дрифте, а если и драг-рейсинг, где задействуется механическая коробка передач

Эти задания считаются сложнее, нежели обычные кольцевые гонки или спринт. Скачайте торрент NFS Underground Русская версия и насладитесь великолепными ночными гоночными состязаниями.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Енот на Волге
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: