Свои легендарные дневники он скопировал у других
Некоторые учёные предполагают, что Лео просто копировал дневники своих современников
Дневники да Винчи действительно интересны, в них на самом деле много идей, которые в случае успешной их доработки могли бы изменить мир. Но современные учёные утверждают, что эти записи всего лишь копии… копий. Мариано Таккола был ещё одной эксцентричной фигурой Италии того времени, именно из его работ Леонардо почерпнул то, что стало его визитной карточкой — «Витрувианского человека». Многие историки также полагают, что математик Джакомо Андрэа также заслуживает внимания.
Не изобретал Леонардо и подводную бомбу, свой «луч смерти» он позаимствовал у Архимеда. Маховое колесо, которое так и не нашло применения на практике, тоже было изобретено задолго до Да Винчи каким-то парнем, чьё имя нас мало интересует.
Интересен и тот факт, что многие из его изобретений перекликаются с изобретениями китайцев, и в этом есть некоторый смысл, учитывая тот факт, что именно китайская цивилизация дала миру многие современные блага: пресс для печати, пушки, ракеты, винтовки и бумагу ещё в доколумбийские времена.
Тайна «Моны Лизы»
Картина «Мона Лиза», или «Джоконда» – самая известная работа живописца, фото которой пополняют коллекцию всех, кто посещает Лувр. Тайны картины обширны, но наиболее популярная касается вопроса о том, кто изображен на портрете. Рассматривались теории, что на полотне красуется итальянская или испанская представительница монаршей семьи.
Упоминается гипотеза, что на картине изображен сам да Винчи, но с женственными чертами лица. Теория отталкивается от домыслов, что Леонардо предавался плотским утехам с мужчинами. Обсуждалась версия, что художник нарисовал Салаи – своего ученика и предполагаемого любовника.
В серьезных научных кругах спор о личности, изображенной на картине, закончился в 2005 году. Друг Никколо Макиавелли Агостино Веспуччи сделал заметку, что да Винчи работает над тремя портретами, один из которых принадлежит знатной флорентийке Лизе Герардини.
Тайны картин да Винчи
Творчество Леонардо занимает умы искусствоведов, религиозных исследователей, историков и обывателей более четырех сотен лет. Работы итальянского художника стали вдохновением для людей науки и творчества. Существует множество теорий, раскрывающих тайны картин да Винчи. Наиболее известная из них гласит, что при написании своих шедевров Леонардо использовал особый графический код.
С помощью устройства из нескольких зеркал исследователям удалось выяснить, что тайна взглядов героев с картин «Джоконда» и «Иоанн Креститель» заключена в том, что они смотрят на существо в маске, напоминающее инопланетного пришельца. Секретный шифр в записях Леонардо тоже был расшифрован при помощи обычного зеркала.
Мистификации вокруг творчества итальянского гения привели к возникновению целого ряда художественных произведений, автором которых стал писатель Дэн Браун. Его романы приобрели славу бестселлеров. В 2006 году на экраны вышел фильм «Код да Винчи», снятый по мотивам одноименного произведения Брауна. Кинолента была встречена волной критики со стороны религиозных организаций, но установила рекорды по кассовым сборам в первый месяц проката.
6.
6. Еще один удивительный факт о прошлом полотне
Еще одна интересная деталь на этой картине перевернутая солонка, лежащая рядом с Иудой. Возможно, этот атрибут является известным суеверием о том, что пролитая соль приводит к неприятностям. Вот и на полотне изображен момент, когда Иисус говорит, что кто-то из собравшихся вскоре предаст его.
7. Уникальные эскизы под «Мадонной в скалах»
Оригинальные эскизы были обнаружены под 500-летним шедевром. Оказалось, что «Мадонна в скалах» Леонарда да Винчи наложена на оригинальные эскизы художника, обнаруженные исследователями Имперского колледжа Лондона и Национальной галереи.
Как называл себя Леонардо да Винчи. Леонардо да Винчи — Феномен гениальности
Охватить масштаб личности Леонардо да Винчи — дело невозможное. Человек, ставший легендой при жизни, остаётся легендой и недостижимым идеалом и в современном мире.
Гений или, как его часто называют, титан Возрождения Леонардо да Винчи личность поистине уникальная. Его жизнь представляет собой удивительный калейдоскоп – во всех сферах, за которые он брался, от живописи до сложных инженерных изобретений он достиг невероятных высот. Между тем о самом Леонардо мы почти ничего не знаем – он был очень скрытным и одиноким человеком, а первая биография была написана спустя 30 лет после его смерти Джорджо Вазари.
Родился Леонардо 15 апреля 1452 года в маленьком городке Винчи на северо-западе Италии. История его семьи хранит несколько загадок, так как неизвестно кем была его мать. Все источники указывают на то, что звали её Катерина, но вот чем она занималась – открытый вопрос. Традиционно считается, что она была простой, юной крестьянкой. Отец Леонардо был нотариус Пьеро да Винчи, которому на тот момент было 25 лет. Отец присутствовал при крещении ребенка и признал его, но по неизвестным причинам первые 4 года жизни Леонардо провел в деревушке Анхиано. В год рождения сына Пьеро женится на Альбиере Амадоре и только спустя 4 года забирает сына к себе. Должность нотариуса в те времена считалась достаточно знатной, поэтому детство и юность Леонардо прошла в благополучии и достатке. Отец был женат 3 раза, имел 12 детей и дожил до 77 лет. Но он, по замечанию Вазари, был обычным человеком, что делает необыкновенность Леонардо еще более интересной. Так или иначе, отец всё же дал хорошее домашнее образование сыну, хотя и бессистемное, о чем потом упоминал в своих записях Леонардо.
БИОГРАФИЯ ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ
Родился в 1452 году вблизи города Винчи (откуда и произошла приставка его фамилии). Его художественные увлечения не ограничиваются живописью, архитектурой и скульптурой. Не смотря на громадные заслуги в области точных наук (математики, физики) и естествознания, Леонардо не находил достаточной поддержки и понимания. Лишь спустя многие годы его работы были по-настоящему оценены.
Увлекаясь идеей создания летательного аппарата, Леонардо да Винчи разработал сначала простейший аппарат (Дедала и Икара) на основе крыльев. Новой его идеей стал аэроплан с полным управлением. Однако ее воплотить в жизнь не удалось из-за отсутствия мотора. Также знаменитой идеей ученого является аппарат с вертикальным взлетом и посадкой.
Изучая законы жидкости и гидравлику в целом, Леонардо внес значительный вклад в теорию шлюзов, портов канализации, проверив идеи на практике.
Знаменитыми картинами Леонардо да Винчи являются «Джоконда», «Тайная вечеря», «Мадонна с горностаем», и многие другие. Леонардо был требователен и точен во всех своих делах. Даже увлекаясь живописью, он настаивал на полном изучении объекта перед началом рисунка.
Рукописи Леонардо да Винчи бесценны. Их полностью опубликовали лишь в 19-20 веках, хотя еще при жизни автор мечтал издать часть З. В своих заметках Леонардо отмечал не просто размышления, а дополнял их рисунками, чертежами, описанием.
Будучи талантливым во многих областях, Леонардо да Винчи внес значимый вклад в историю архитектуры, искусства, физики. Умер великий ученый во Франции в 1519 году.
О работе
Пожалуй, самой знаменитой картиной в истории западноевропейской живописи является именно эта — потемневшая, покрытая трещинами и грязью, которую никто не осмеливается счищать. «Мона Лиза» — величайший портрет всех времен и народов.
В течение долгого времени картина была объектом жарких споров. Джорджо Вазари отмечал в своей «Жизни художников»: «Для Франческо дель Джокондо, богатого флорентийского торговца, Леонардо написал портрет Моны Лизы, его жены». Подписанный «Джоконда», портрет известен и под этим названием.
Впрочем, то, что на портрете изображена Лиза Джерардини дель Джокондо, вызывало и продолжает вызывать большие сомнения. Картина обычно датируется 1503-1506 годами, однако некоторые исследователи относят её к 1514 году. И ещё одна загадка: почему Леонардо не отдал готовый портрет заказчику, а держал его при себе до самой смерти?
Как правило, портреты в Италии XV века писались в профиль и были довольно формальными, во многом повторяя чеканку римских монет. Долгое время заказать свой портрет могли только очень богатые и знатные люди, которые хотели видеть себя на портрете не столько узнаваемыми, сколько властными. Однако уже в том же XV веке портреты стали заказывать и богатые купцы. Новые заказчики, напротив, требовали портретного сходства. Умение Леонардо создавать портреты с наибольшей силой воплощено в «Моне Лизе», обозначившей переход от формального портрета раннего Ренессанса к более реалистичному портрету эпохи Высокого Возрождения.
Её глаза
Тёмные глаза Моны Лизы смотрят прямо на зрителя из-под слегка затенённых век.
По эмоциональному выражению Вазари, «её брови, благодаря каждому вырастающему из кожи волоску, показанному художником, невозможно было изобразить натуральнее».
Приходится верить ему на слово, поскольку у современной Мона Лизы вообще нет ни бровей, ни ресниц. С одной стороны, в средневековой Флоренции существовала мода на выщипанные брови, а с другой, брови и ресницы могли исчезнуть во время одной из неудачно проведённых реставраций.
Выражение «улыбка Моны Лизы» давно стало нарицательным. Эта знаменитая улыбка сотни раз истолковывалась, обсуждалась и даже воспевалась в популярных песнях.
Улыбка Моны Лизы слегка асимметрична, что и делает её такой загадочной. Вместе с тем, она прописана так, что невозможно уловить границу перехода между губами и кожей лица. Для достижения этого эффекта Леонардо использовал тончайшие оттенки цвета и всё тот же приём сфумато.
Трещины
Изображение покрыто тонкой паутинкой трещин. Они возникают потому, что с течением времени краска и лак становятся ломкими.
Мотив узелк
Вышивка, украшающая вырез платья Моны Лизы, может быть зашифрованной подписью Леонардо, поскольку итальянское слово «завязывать» («vincolare») созвучно фамилии художника. Подобные узелки встречаются и на других картинах Леонардо.
Элегантные руки
Расслабленные и элегантные, полные, округлые, сложенные друг на друга руки делают портре более естественным.
Расположение рук и кистей работает на создание строгой треугольной композиции, заставляя взгляд зрителя перемещаться по всей картине.
Пустынный пейзаж
Существует явный контраст между городской женщиной и открывающимся за её спиной диким горным ландшафтом. Леонардо всегда отвергал общепринятую в те времена манеру изображать умиротворённые пейзажи и писал природу загадочной, могучей, непознаваемой. Так и здесь — ничто, кроме извилистой дороги и моста, не указывает на какое-нибудь присутствие человека.
Особенности названия
О величайшем творении Леонардо да Винчи, наверное, слышал каждый – оно не нуждается в отдельном “представлении”. Несмотря на это, есть немало фактов, что известны немногим.
Кроме того, сама эта работа Леонардо хранит немало тайн. Одно только её название является своего рода “шифром”. Слово “мона” является производным от “монна”, а именно – сокращённым вариантом фразы “ма донна” (переводится как «моя госпожа»).
Я уверена, что вам известно и другое название картины – «Джоконда». Оно впервые упоминается в 1525 году в списке художника Салаи, где картина обозначается как «Ла Джоконда». Такое название имеет прямое отношение к фамилии женщины, изображённой на полотне. Её мужа звали господином Джокондо (с итальянского эта фамилия переводится как «весёлый»). Буква “а” в конце слова появилась в женской интерпретации.
Леонардо да Винчи «Мона Лиза» или «Джоконда», 1503-1519 года, Местонахождение: Лувр, Париж, Франция
2.
Однажды, Леонардо удалось сделать эскиз маркизы в профиль. Д’Эсте была настолько восхищена работой, что позже умоляла художника превратить эскиз в картину. Леонардо пообещал, что завершит работу. И одна историческая подсказка говорит нам, что Леонардо действительно выполнил обещание. В 1517 году, находясь во Франции, Леонардо продемонстрировал серию картин кардиналу Луиджи д’Арагона. Помощник священнослужителя написал: «Была одна картина маслом, изображающая некую женщину из Ломбардии».
2. Восточные корни да Винчи
Раньше о матери Леонардо было известно крайне мало. Мы знаем, что звали ее Катерина и была она крестьянкой, родившей ребенка от молодого нотариуса Пьеро Фруосино да Винчи. Вскоре после рождения ребенка Пьеро да Винчи ушел от Катерины и женился на девушке из более знатной семьи, но и о Катерине семейство да Винчи позаботилось. Собственно, точная дата рождения художника стала известной благодаря записи в дневнике его деда: «В субботу, в три часа ночи 15 апреля родился мой внук, сын моего сына Пьеро. Мальчика назвали Леонардо. Его крестил отец Пьеро ди Бартоломео».
Подсудимый да Винчи
Отец Леонардо рассчитывал, что сын станет юристом. Но в 1476 году да Винчи оказался по ту сторона закона. Жил тогда 24-летний гений во Флоренции. В городе ставили ящик, в который любой житель мог бросить листок с анонимным доносом. Ежедневно должностные лица забирали порцию кляуз, изучали содержание и проводили аресты.
В одном из доносов речь шла о 17-летнем Якопо Сальтарелли, с которым «многие десятки лиц совершали содомский грех». Автор записки не только детально изложил события, которые вызывали негодование властей, но и перечислил имена фигурантов. В список попали Леонардо да Винчи и Леонардо Торнабуони. Последний был племянником Лоренцо Медичи.
Дело дошло до суда, но фигурантов оправдали из-за наличия в списке обвиняемых родственника Медичи. Но донос был брошен во второй раз, и снова там указывалось имя да Винчи. Кляузы, в которых анонимные доносчики обвиняли в содомии, встречались чаще всего: для вынесения приговора хватало подозрения. Поэтому это был легкий способ опорочить честь и достоинство врага. Да Винчи оправдали во второй раз, но предупредили, что третий донос может стать для него последним.
Признанных виновными в содомии казнили, накладывали огромный штраф или подвергали публичному позору. Художники часто вызывали зависть у бесталанных и обозленных жителей Флоренции, поэтому творцы нередко оказывались на скамье подсудимых в деле о мужеложстве.
6. Тайная вечеря
Тайная вечеря
Годы написания: 1495 — 1498.Где находится: храм Санта-Мария-делле Грацие, Милан.Материалы: фреска.Размеры: 460 x 880 см.
Одна из самых знаменитых картин Леонардо да Винчи по сути не является таковой. Это своего рода самый масштабный и самый неудачный эксперимент великого итальянского ученого. В конце XV века миланский герцог заказал прославленному художнику расписать стену монастыря за сумму, эквивалент которой сейчас составил бы 700 тысяч долларов.
Предполагалось, что художник будет, как и многие до него, расписывать по сырой штукатурке – после заключительной полировки такая живопись была бы прочной и долговечной. Однако фреска накладывает свои ограничения – помимо специфической манеры нанесения красок (писать требуется сразу и набело, дальнейшие исправления невозможны), для нее пригодны только некоторые пигменты. И то яркость их снижается, «съедаемая» хорошо впитывающей поверхностью.
Для Леонардо, относившегося к авторитетам скептически, до всего доходившего самостоятельно и, видимо, немало этим обстоятельством гордившимся, такие ограничения были невыносимы. С истинно ренессансным размахом он решил отринуть наследие прошлого и переработать весь процесс заново – от состава штукатурки до используемых красок. Результат оказался предсказуем. Красочный слой фрески начал разрушаться уже спустя два десятилетия после окончания работ. Помимо неудачных технических решений, картина пострадала и от времени.
Сначала жители монастыря решили отпилить Христу ноги, сделав в этом месте дверь, а потом бесталанные живописцы, пытаясь подновить живопись, безбожно извратили ее сюжет (например, рука одного из апостолов превратилась в… батон). Здание было затоплено, потом из него устроили сеновал, а во Вторую Мировую в храм попала бомба. К счастью, фреска от нее не пострадала. Неудивительно, что до нашего времени едва-едва дошло 20% от оригинальной живописи.
Интересно, что именно это осыпающееся и время от времени подкрашиваемое изображение долгие годы было самой известной картиной да Винчи – да что там, единственной, доступной простому зрителю. Остальные все находились на хранении у богатых мира сего. Статус кво изменился только с перенесением «Моны Лизы» из опочивальни Наполеона в Лувр.
От остальных двух фресок, созданных да Винчи, до наших дней дошли лишь фрагменты.
Идеальный город
Если бы история пошла другим путем, небольшой итальянский городок Вид-жевано близ Милана мог бы стать настоящим чудом света. Именно там Леонардо да Винчи предполагал воплотить в жизнь свою самую амбициозную идею — идеальный город. Проект да Винчи напоминает высокотехнологичный город будущего из литературных произведений фантастов. Или же утопию, порожденную бурной писательской фантазией.
Главной особенностью такого города было то, что он состоял из нескольких ярусов, связанных между собой лестницами и переходами. Как несложно догадаться, верхний ярус предназначался для высших слоев общества. Нижний отводился под торговлю и оказание услуг. Там же располагались важнейшие элементы транспортной инфраструктуры. Город должен был стать не только величайшим архитектурным достижением того времени, но и воплотить в себе множество технических инноваций. Впрочем, не стоит воспринимать проект в качестве проявления бездушной технократии. Да Винчи много внимания уделил комфорту обитателей города. Во главу угла ставились практичность и гигиена. Ученый решил отказаться от узких средневековых улиц в пользу просторных дорог и площадей.
Одним из ключевых аспектов концепции стало широкое применение водных каналов. С помощью сложной гидравлической системы вода должна была поступать в каждое городское здание. Да Винчи полагал, что таким образом можно будет ликвидировать антисанитарию и свести распространение болезней к минимуму.
Ознакомившись с концепцией ученого, миланский герцог Лодовико Сфорца счел идею излишне авантюрной. Под конец своей жизни Леонардо представил этот же проект французскому королю Франциску I. Ученый предложил сделать город столицей монарха, но проект так и остался на бумаге.
Одним из интересов да Винчи была анатомия. Известно, что мастер расчленил множество трупов, пытаясь понять загадки анатомии человека. Больше всего ученого интересовало строение мышц. Леонардо да Винчи хотел понять принцип движения человека. После себя он оставил множество анатомических записей.
Человек, проснувшийся слишком рано
Характер уже ставшего знаменитым Леонардо да Винчи окружающие считали очень странным. Философ В. Г. Гитин пишет: «Он, например, не выказывал никаких эмоций ни по какому случаю, был до неправдоподобности равнодушен и ко всему, что принято считать добром, и ко всему, что принято считать злом, то есть в своих проявлениях напоминал заводную куклу, но никак не живого человека». Так что Леонардо недаром считался загадочным человеком, склонным к сознательному одиночеству.
Автопортрет. Около 1512
«Никогда не ел мяса – считал несправедливым отнимать жизнь у божьих созданий. Когда у мастера появлялись деньги, он шел на базар, скупал там всех певчих птиц и выпускал на волю. И этот же мягкосердечный человек мог спокойно смотреть на мучения казнимых преступников и зарисовывать их конвульсии!» Во второй половине своей жизни Леонардо стал уже настолько нелюдимым, а его одиночество и эгоцентризм настолько острыми, что он не мог жить в согласии с окружающим миром.
Профессор искусствоведения Л. Ю. Лиманская считает, что «неустанная жажда исследования у Леонардо – это результат его необыкновенной способности к сублимации. Анализируя особенности дневниковых записей, ошибок, оговорок, помет, Фрейд приходит к выводу, что отсутствие матери и недостаточность отцовского авторитета перенесла часть либидо в интеллектуально-познавательное русло».
Ни одного из своих трактатов Леонардо не завершил, ни одной из замышленных энциклопедий не составил. Нет свидетельств, что хотя бы одно из множества изобретений было «внедрено» при его жизни. Многие картины остались незаконченными, другие дописывались учениками, а фрески начали разрушаться еще на его глазах из-за неудачных экспериментов с красками. Поэтому список начатых и брошенных работ Леонардо впечатляет больше, чем список его завершенных творений.
Портрет госпожи Лизы дель Джокондо. Около 1506
Семья Медичи, всегда щедро покровительствовавшая людям искусства, относилось к Леонардо с понятным недоверием. «У него была подмоченная репутация: невероятно талантлив, но разбрасывается, ничего не доводит до конца… Ни одного законченного творения, будь то холст или трактат, статуя, машина или здание… Ватикан заказал ему картину, а да Винчи вместо этого занялся изобретением “вечного” лака для ее покрытия».
Но здесь следует учесть тот факт, что Леонардо всегда работал медленно и основательно. Его медлительность часто раздражала заказчиков и, естественно, они обращались к другим живописцам, не дождавшись окончания его работы.
Страсть к полетам
Древнегреческий миф об Икаре, который долетел до Солнца, восхищал да Винчи. Изобретатель мечтал о полетах, но не с позиции фольклора, а точки зрения механики. Заметки о технологиях полетов содержатся в девяти сборниках рукописей. Чтобы снизить риск трагического финала, Леонардо придумал парашют.
Немало часов да Винчи провел, наблюдая за птицами и изучением анатомии пернатых. Исследователь полагал, что технология, сделанная по образу летающих животных, позволит человеку оторваться от земли.
Мастер отказался от концепции, когда понял, что для взлета и поддержания аппарата в воздухе не хватит мускульной силы. Изобретатель рассматривал идею создания устройства, которое напоминает дельтаплан.
Воспарить над ломбардскими озерами ученому не довелось, но сохранились эскизы и чертежи, которые поражают смелостью и нестандартностью мысли человека, который жил за 400 лет до рождения братьев Райт.
Работы художника
Дама с горностаем
Историю этой картины можно проследить лишь с конца XVIII века. Принято считать, что на ней изображена Цецилия (Чечилия) Галлерани, одна из любовниц герцога Лодовико Сфорца, миланского покровителя Леонардо. Горностай был геральдической эмблемой Сфорца, а греческое название этого зверька («гален») позволяет обыграть фамилию Цецилии. Девушка уже в юном возрасте прославилась своим умом и красотой. Леонардо сумел очень живо передать оба этих качества.
Благовещение
К сожалению, нам ничего не известно о предыстории этой картины, на которой изображён архангел Гавриил, принёсший Деве Марии благую весть о том, что она избрана стать матерью Иисуса. Широкая публика об этом полотне ничего не знала до 1867 года, когда его переместили из женского монастыря близ Флоренции в галерею Уффици. Специалисты считают картину одной из ранних работ Леонардо, хотя встречаются и те, кто сомневается в его авторстве.
Мадонна в скалах
Это самая загадочная картина Леонардо. Существует ещё одна версия картины в Национальной галереи в Лондоне. Странно то, что Леонардо, редко заканчивающий свои работы, мог написать два варианта одной картины. Художник получил заказ на алтарный образ для миланского Братства Непорочного Зачатия. Он исполнил его — это и есть «Мадонна в скалах», выставленная в Лувре. Остаётся непонятным, почему Братство отвергло первую (луврскую) картину и потребовало переписать её.
«Поклонение волхвов»
Таинственное «Поклонение» Леонардо является одной из его незаконченных работ, а к тому же находится в неудовлетворительном состоянии.
Искусствоведы давно подозревают, что позже краска была нанесена не рукой Леонардо. Тёмно-коричневые мазки на переднем плане определённо намного грубее, чем нежные формы прихожан.
Поклонение волхвовФото Википедия
Похоже, художник почувствовал необходимость сначала построить храм, прежде чем подвергать его воображаемому разрушению.
Некоторые теоретики заговора предполагают, что это подготовительный набросок к его незаконченному «Поклонению волхвов».