Петр глебов — биография, новости, личная жизнь

Шубин Федот Иванович1740–1805

17 мая 1740 (деревня Течковская (Тючковская) Архангелогородской губернии) — 12 мая 1805 (Санкт-Петербург)

Скульптор, график

Родился в семье черносошных (т. е. некрепостных) крестьян. С детства занимался резьбой по моржовой кости — ремеслом, процветавшим в Архангелогородской губернии (резчиками были также братья Шубина). В 1759 с обозом рыбы приехал в Петербург, где продолжил работать как резчик по кости и перламутру. В 1761 при содействии М. В. Ломоносова определен штатным придворным истопником. Пробыв в этой должности три месяца, в августе того же года по ходатайству И. И. Шувалова уволен от двора и зачислен в ИАХ. В 1761–1766 учился в классе «орнаментальной» скульптуры у Н.-Ф. Жилле, с 1766 состоял в «скульптурно-статуйном» классе. В 1763 и 1765 был награжден малой и большой серебряными медалями. В 1766 за барельеф по заданной Советом ИАХ программе «Убиение Аскольда и Дира, князей Киевских…» удостоен большой золотой медали. В 1767 выпущен из Академии с аттестатом 1-й степени на звание классного художника с правом пенсионерской поездки за границу.

В мае того же года отправился в Париж, где продолжил образование в мастерской Ж.-Б. Пигаля. Занимался лепкой с натуры, рисованием и копированием с гипсов. Одновременно посещал натурный класс Королевской Академии живописи и скульптуры. В 1770 переехал в Рим. Ежедневно посещал занятия во Французской Академии в Риме. Изучал коллекции Ватикана, виллы Фарнезе. После окончания пенсионерского срока в апреле 1772 некоторое время оставался за границей. В 1772–1773 сопровождал Н. А. Демидова в путешествии по Италии. В мае 1773 переехал в Париж, откуда совершил поездку в Лондон. В 1773 за «барельеф с натуры» удостоен звания члена Климентинской Академии города Болоньи.

В июле 1773 возвратился в Петербург. В том же году за выполненную в Париже статую «Молодого пастушка греческого» избран «назначенным» в академики. В 1774 за мраморный портрет Екатерины II удостоен звания академика.

Много работал в области декоративной скульптуры. В 1774–1775 создал 58 портретов-медальонов великих князей, царей и императоров российских от Рюрика до Елизаветы Петровны для Чесменского дворца; в 1775–1782 — статуи и барельефы для Мраморного дворца; в 1786–1789 — шесть рельефов и двадцать статуй святых для Троицкого собора Александро-Невской лавры. В 1789 по заказу Г. А Потемкина создал статую «Екатерина II — законодательница» для Таврического дворца. В 1780-х совместно с Я. И. Земельгаком работал над мраморным мавзолеем П. М. Голицына. Участвовал в оформлении Большого каскада фонтанов в Петергофе, выполнив статую «Пандорра».

В 1781 стал профессором Екатеринославского университета с правом обучать учеников в Петербурге. В 1794 утвержден в звании профессора ИАХ (без денежного содержания). В 1795 назначен членом Совета Академии.

Ретроспективные выставки произведений мастера прошли в 1941, 1955 в Государственной Русском музее, в 1991 — в Государственной Третьяковской галерее.

Шубин — выдающийся русский скульптор эпохи классицизма, создавший галерею портретов наиболее видных представителей дворянства и выдающихся людей своего времени: Екатерины II, Павла I, М. В. Ломоносова, И. И. Шувалова, Демидова, Потемкина, братьев Орловых, А. М. Голицына, А. Н. Самойлова, И. И. Бецкого, З. Г. Чернышева, Н. В. Репнина, П. В. Завадовского. Для его работ характерны глубина и многогранность психологических характеристик в сочетании с внешней строгостью и классицистической идеализацией образов. Шубин сравнительно редко прибегал к бронзе, предпочитая мрамор, мягкость которого позволяла ему достигать сложных живописных эффектов. Творческая манера мастера отличается необычайным артистизмом: он по-разному обрабатывал отдельные части скульптуры, находя различные, но всегда убедительные приемы для передачи тяжелых и легких тканей костюма, ажурной пены кружев, мягких прядей волос и париков. Подчас эффект его произведений построен на игре шероховатой матовой фактуры и гладкой отполированной поверхности камня. Так, тончайшая моделировка лица, с мягкими переходами, рождала богатейшую и вместе с тем легкую игру светотени. Отдельные детали (например, волосы) выполнял обобщенно, сохраняя матовую поверхность мрамора.

Произведения Шубина находятся в крупнейших музейных собраниях, в том числе в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, Научно-исследовательском музее Российской Академии художеств и других.

Примечания

  1. Петр Глебов — биография — советские актеры — Кино-Театр.РУ — www.kino-teatr.ru/kino/acter/m/sov/992/bio/
  2. 12Папоров Ю. Н. Пётр Глебов. Судьба актерская… // Серия: Актеры современности. — М.: Олма-Пресс, 2003. — ISBN 5-224-03854-5
  3. Усадьба Глебовых в Тарасково — www.imesta.ru/places/show/?id=252
  4. Коробко М. Ю. Усадьба Узкое: историко-культурный комплекс XVII—ХХ веков. — testan.rusgor.ru/moscow/book/uzkoe/uzkoe14.htm
  5. Деревня Тарасково — seleniya.com/np/727/taraskovo.html
  6. Екатерина Павловна Васильчикова — www.pstbi.ru/bin/db.exe/no_dbpath/koi/nm/?HYZ9EJxGHoxITYZCF2JMTdG6Xbu3euXVc88Zse*U868UsOWfvCSceeuWc003ee1WdS0cfO*UXu0WeuuWfO*d**
  7. Тайна священника Павла Флоренского — eparhia.karelia.ru/florenc.htm
  8. Художники и Бутовский полигон // Князь Сергей Голицын. «Семья Олсуфьевых. Из воспоминаний» // Московский журнал. 1993. №.1; Из кн.: Самарины, Мансуровы. Воспоминания родных (готовится к изданию ПСТБИ); Книга Памяти «Бутовский полигон» . Вып. 3. С. 126) — www.martyr.ru/content/view/11/18/
  9. Раевский С. П. Пять веков Раевских. — М. : — www.sakharov-center.ru/asfcd/auth/auth_pages4588.html?Key=23198&page=79 Вагриус, 2005 — 592 с. : портр., ил. // Глава 5. Мои родные. Михалковы и Глебовы. — ISBN 5-9697-0083-5
  10. Родовод, однако, утверждает, что и Мария, и Владимир, и Ольга Александровичи дети Варвары Ивановны Унковской. Даты жизни и Варвары Ивановны, и Александра Владимировича согласно Родоводу также не совпадают. — ru.rodovid.org/wk/Запись:172709
  11. С. М. Голицын. Записки уцелевшего // — www.nasledie-rus.ru/podshivka/5406.php Наше Наследие, № 54, 2000.
  12. Григорий Иванович Кристи, Московский губернатор — wwhp.ru/moskv.htm
  13. Григорий Владимирович Кристи в Театральной Энциклопедии — glossword.info/index.php/term/,6ea3ac6f595861ad956a60ac699bac5395545c945468b0556c7154a261a69d5a5c5764ac97a158aeaeaead61a0a29b566f6a54.xhtml.
  14. Интервью с Еленой Глебовой // Собеседник — www.peoples.ru/art/cinema/actor/glebov/history1.html
  15. Художник Фёдор Глебов — kupitkartinu.ru/painter/246/
  16. Владимир Потресов. Исчезновение Арбата // — www.nasledie-rus.ru/podshivka/6810.php Наше Наследие, № 67-68, 2003.
  17. Романюк С. К.. Из истории московских переулков. — rusarch.ru/romanuk1.htm
  18. Храм священномученика Антипы на Колымажном дворе — www.hramantipa.ru/?id=38

Борец за человеческое достоинство

О биографии художника Федора Петровича Толстого кратко рассказать трудно, настолько она была многогранной. Например, одной из важных сторон жизни мастера была его политическая деятельность, основанная на прогрессивной гражданской позиции. Он был участником самых передовых движений своего времени, понимая, что необходимо преобразование устаревших общественных порядков. Федор Петрович Толстой состоял в масонской ложе, участвовал в создании ланкастерских школ, призванных распространять грамотность в народе, в возрасте 35 лет он вступил в тайный декабристский «Союз Благоденствия», став там одним из руководителей.

Обучение в техникуме и студии

После окончания семилетки в 1931 г. Пётр поступил в мелиоративно-дорожный техникум. Как оказалось, он не вполне осознавал суть своей специальности, полагая, что профессия будет связана с утками. Юноша, как и его отец, увлекался охотой, поэтому и предпочёл такой род занятий.

После окончания техникума в 1935 году Глебов поступил в драматическую студию имени Станиславского. Год спустя его пригласили в труппу. Поступить удалось с первого раза не только благодаря таланту юноши, а и с помощью связей. На тот момент его старший брат Григорий помогал Станиславскому работать на студии. Он знал о детской мечте Пети и уговорил его приехать в Москву для сдачи вступительных экзаменов.

Своё происхождение будущий актёр долго скрывал, не обращался за помощью к более удачливым членам семьи. Когда его просили заполнять анкеты, в них парень писал: «Мой отец — агроном, а моя мать — домохозяйка». Но мать настояла, чтобы он указал настоящее происхождение в анкете на поступление в студию.

Глебов занимался у М.Н. Кедрова, на его курсе были и другие известные преподаватели, в числе которых Орлов, Андровская, Лилина, Леонидов и даже сам Константин Станиславский. Кстати, последний из них вместе с женой находился в составе приёмной комиссии во время вступительных экзаменов юноши. Их тронуло до слёз его выступление с басней Крылова «Два мужика», стихотворением «Ямщик» и диалогом Чичикова с Собакевичем.

Учёба

Старший брат Петра Глебова, Григорий, работал вместе с Константином Сергеевичем Станиславским в его Оперно-драматической студии. Зная, что младший брат мечтает об актёрской профессии, порекомендовал ему в июне 1937 г. приехать в Москву и сдать приёмные экзамены. Пётр так и сделал.

В 1937 г. поступил в Оперно-драматическую студию Константина Станиславского на курс Михаила Николаевича Кедрова. Успешно закончив учёбу, в 1941 г. принят в штат Оперно-драматической студии под руководством К. С. Станиславского. В сентябре должна была состояться премьера первого спектакля с участием Глебова, но этого не случилось, так как началась Великая Отечественная война.

Последние статьи

  •   Как простая домохозяйка стала главной женщиной Третьего рейха: Гертруда Шольц-Клинк 18.05.2022, 21:33
  •   Чем живет дизайн-сообщество «страны запретов» Ирана: Мода вопреки всему и уникальная школа плаката 18.05.2022, 20:11
  •   Как попасть на прием к бабушке Нине из сериала «Слепая», или Чем прославились современные русские целители 18.05.2022, 17:43
  •   Что предрекают людям цветные озера в Индонезии и в чём секрет их воды 18.05.2022, 14:53
  •   Как любимица Гитлера стала советской шпионкой: Главная актриса Третьего рейха Ольга Книппер 18.05.2022, 11:56
  •   Как 60 лет назад снимали советский фильм «Девчата»: отношения на площадке, вырезанные сцены и др 18.05.2022, 10:14
  •   Как дочь мусульманина-имама стала первой арабской супермоделью и почему бросила карьеру: Ясмин Гаури 18.05.2022, 09:21
  •   Каким богам поклонялись и во что верили древние римляне, или что такое Капитолийская триада 17.05.2022, 20:22
  •   8 экстравагантных ресторанов, где можно поесть с адреналином и сделать фантастические селфи 17.05.2022, 16:49
  •   Почему в XIX веке забирали детей у американских индейцев и как им жилось в «школах ужаса» 17.05.2022, 15:10

Все статьи

Толстой Федор Петрович (1783-1873)

Первоначальное образование он получил в родительском доме в Санкт-Петербурге и очень рано выказал любовь и необыкновенную способность к рисованию. Был отдан в полоцкий иезуитский коллегий, где сильное влияние на него имел известный патер Грубер ; оттуда Толстой поступил кадетом в морской корпус, из которого, в 1802 г., выпущен мичманом в балтийский гребной флот.

Не переставая заниматься рисованием, положительное призвание к искусству почувствовал лишь по своем производстве в мичманы. Решившись учиться ваянию и медальерному искусству в Академии Художеств, Толстой стал посещать классы академии в качестве вольноприходящего ученика и, для большей успешности своих занятий в ней, вышел в 1804 г. в отставку. Усердная работа в академических классах и изучение литературы и истории быстро развили дарование молодого художника, так что уже в 1806 г

он обратил на себя внимание императора Александра I , который определил его на службу в Эрмитаж, а в 1809 г. в монетный департамент, медальером

В том же году Академия Художеств избрала его в свои почетные члены. В 1825 г. он был сделан преподавателем в медальерном классе академии, в 1828 г. назначен ее вице-президентом, в 1842 г. возведен в звание профессора медальерного искусства, а через год после того — и в звание профессора скульптуры. Должность вице-президента он занимал до последовавшего в 1859 г. преобразования академии, после чего состоял до конца своей жизни товарищем президента. В 1854 г. торжественно праздновалось пятидесятилетие его художественной деятельности и по этому случаю была выбита медаль в его честь.

В истории русского искусства граф Толстой занимает одно из самых видных мест не только как даровитый, просвещенный и многосторонний художник, но и как человек, своим переходом из аристократической среды на поприще искусства возвысивший значение артистической профессии в глазах общества и долговременным пребыванием своим на посте вице-президента академии много способствовавший развитию молодых художников.

Творчество

Всего Глебов снялся более чем в сорока фильмах. Из их — в восьми телевизионных.

Роли в театре

В трудовой книге Петра Петровича Глебова, заполненной зав.отделом кадров есть запись: «Общий стаж работы по найму до поступления в Театр им. К. С. Станиславского 2 года. Доказано документами. Гос. Оперно-Драматический Театр им. Кс. Станиславского. 1937.IX.1. Зачислен на должность артиста драмы. Пр. 99 от 01.IX.37 г.»

«Однажды в двадцатом» Н. Коржавина. Режиссёры: Б. А. Львов-Анохин и М. Ю. Резникович — Губенко

Роли в кино

  • 1940 — Возлюбленная женщина — эпизод
  • 1941 — Мечта — эпизод (в титрах не указан)
  • 1948 — Поезд идёт на восток — военный
  • 1954 — Я ничего не помню (малометражный) — Анатолий Прахов
  • 1956 — Убийство на улице Данте — эпизод
  • 1958 — Тихий Дон — Григорий Пантелеевич Мелехов
  • 1959 — Поднятая целина — Александр Анисимович Половцев
  • 1961 — Балтийское небо — майор Константин Игнатьевич Лунин
  • 1962 — Моцарт и Сальери (фильм-опера) — Сальери
  • 1963 — Иоланта (фильм-опера) — врач-мудрец Эбн-Хакиа
  • 1965 — Королевская жена (фильм-опера) — Иван Суровый
  • 1965 — Одиночество — Сторожев
  • 1966 — А сейчас суди… — Илларион Гроза
  • 1966 — Восточный коридор — озвучивание роли Регимантаса Адомайтиса
  • 1967 — Возмездие — эпизод (нет в титрах)
  • 1967 — Они живут рядом — Кораблёв
  • 1969 — Неподсуден — Самойлов
  • 1969 — Сердечко Бонивура — Караев
  • 1970 — 1972 — Освобождение (киноэпопея) — генерал Павел Ротмистров
  • 1970 — О друзьях-товарищах — Виталий Александрович Глазьев
  • 1970 — Морской нрав — полковник Архипов
  • 1971 — Смертный неприятель — Влас
  • 1971 — Кочующий фронт — командарм Пётр Щетинкин
  • 1972 — Случайный адресок— Иван Куприянович, бригадир (озвучил актёр Павел Морозенко)
  • 1972 — Неведомый, которого знали все — Савчук
  • 1974 — Пламя — Суровцев, командир партизан
  • 1975 — На ясный огнь
  • 1975 — На край света… — отец Симы
  • 1976 — Глядеть в глаза…
  • 1977 — Эхо в пуще
  • 1977 — Талант — доктор Николай Егорович Жуковский
  • 1978 — Емельян Пугачёв — атаман Степан Федулов
  • 1980 — Наездник на золотом жеребце — Катил-Бадтша
  • 1980 — Молодость Петра — цыган
  • 1980 — Сначала славных дел — цыган
  • 1981 — Мужчины!.. — Матвей Зубов
  • 1982 — Формула света — Маховиков
  • 1982 — Полынь — травка горьковатая — генерал Жариков
  • 1983 — Ураган приходит внезапно — Хоменко
  • 1984 — Наследие — генерал Столетов
  • 1984 — Идущий следом
  • 1985 — На крутизне
  • 1985 — Битва за Москву — С. М. Будённый
  • 1986 — Скакал казак через равнину
  • 1986 — Премьера в Сосновке — Алексей Никифорович, председатель колхоза
  • 1986 — Постарайся остаться живым — генерал Архипов
  • 1986 — Без срока давности — Роман Кириллович Пайгин
  • 1987 — Сурейя — дядя Коля
  • 1993 — Бравые мужчины (Украина) — майор Константин Чередниченко
  • 1993 — Дедушка неплохой, но… не гласит, куда упрятал средства

Академия художеств

Ф.И. Шубин. Автопортрет

Как и Ломоносов, юный Шубной после смерти отца с обозом рыбы отправился в Петербург. Зарабатывал тем, что резал табакерки, веера и др. бытовые предметы, охотно раскупавшиеся в городе. В Академию художеств юноша поступил не сразу, а только через 2 года, отработав ещё истопником при царском дворе. В ноябре 1761 г. по Высочайшему повелению Федот Шубной вносится в списки учеников Академии под именем Федота Шубина. Куратором академии был в то время И.И. Шувалов, который способных учеников отбирал в учебное заведение без всяких проволочек. Так в Академию попали Василий Баженов, Иван Старов, Федор Рокотов, Федот Шубин и др. И.И. Шувалов считал, что принимать в это учебное заведение следует только тех, кто уже проявил какие-то наклонности к определённому виду творчества. Вступившая на престол в 1762 г. Екатерина II объявила Академию Шувалова частной, куратора отправила за границу, а Академию художеств открыла вторично на новых основаниях. При Академии было организовано Воспитательное училище, в которое набирались 5-6-летние дети. Учителем Шубина в Академии был француз Николя-Франсуа Жилле, почти 20 лет своей жизни отдавший скульптурному классу петербургской Академии художеств. Он разработал собственную методику обучения, и результатом было воспитание замечательных русских скульпторов: Ф.И. Шубина, И.П. Прокофьева, М.И. Козловского, Ф.Ф. Щедрина, И.П. Мартоса и др. Он сумел сохранить индивидуальность каждого, при этом дав им общее понимание сути скульптуры как вида художественного творчества. 7 мая 1767 г. Федоту Ивановичу Шубину в числе других выпускников был вручен «Аттестат со шпагою», что означало получение первого офицерского чина и личного дворянства. За хорошие успехи, добронравие, честное и похвальное поведение трёх учеников Академии, в том числе и Шубина, отправили на 3 года во Францию и Италию «для достижения совершенства» в художествах.

Становление Толстого как скульптора и художника.

Федор Петрович Толстой (1783-1873) родился в родовитой дворянской семье и «при крещении был пожалован сержантом лейб-гвардии Преображенского полка и тут же получил отпуск на год». Отпуск длился до совершеннолетия, после чего и начиналась действительная военная служба. Хороши бы были вояки в пеленках, когда не было памперсов, но таковы были порядки.

Тяга к прекрасному, первые удачные опыты лепки барельефчиков из воска, двигали Толстого в сторону изобразительных искусств. Жизнь же двигала его по пути морского офицера, в 1804 он стал адъютантом вице-адмирала П.В.Чичагова, оказавшись в Санкт-Петербурге. При этом, с 1802 он поступил в Императорскую Академию художеств в качестве вольноприходящего ученика. В отличие от полноправных учеников Академии, вольноприходящим медали не выдавались, Толстому «не светила» пенсионерская поездка за границу за казенный счет. Да он и не ездил по «заграницам».

До этого Толстой учился в иезуитской школе в Полоцке (дядя взял его в девятилетнем возрасте к себе в Полоцк, где служил командиром Псковского драгунского полка). Учился он и рисованию. Любил математику, любил балет, пробовал танцевать, потом оформлял балетные спектакли, одним словом, ребенок был одаренный.

В 1802 пришедшего в Академию девятнадцатилетнего дворянина Толстого в Академии художеств замечает известный скульптор Прокофьев и прямо задает ему вопрос: «Скажите, как вы хотите учиться? Основательно, как художник, или как ваши братья-дворянчики, только для забавы». Естественно, Толстой хотел учиться основательно, с азов, но десяти лет, как у иных более юных его соучеников, начавших учебу с девяти-десяти лет, у него не было. Рисовал, как все, для начала – гипсовые модели. Недостаток времени он компенсировал необыкновенным талантом.

В 1804 он подает в отставку, навлекая гнев родственников: как это – собственноручно работать!? Толстой остается без средств к существованию. Живет в это время в подвале с единственным преданным другом – няней Ефремовной, которая торгует моделями гребней (модели из воска) работы Толстого (вот бы купить такую работу где-нибудь на рынке!), тратит свои пятаки, вяжет чулки и продает их. Это все – для того, чтобы Толстой мог продолжать обучение. «Ничего, батюшка, работай, учись, не заботься ни о чем: у старой няньки найдется, из чего щей и каши тебе сварить… работай с богом» — утешала его Ефремовна.

Как пишет в «Материалах для истории художеств в России» скульптор Н.А.Рамазанов, посвятивший Толстому статью, приуроченную к его 70-летию,  Александр I как раз в эти переломные для молодого Толстого времена имел беседу с одним из его родственников, который просил царя о продвижении Ф.П.Толстого по военной службе. Царь, однако, поддержал выбор молодого скульптора, сказав, что «не нуждается в отличном наезднике, но Россия нуждается в художниках». Ясно, что после балета и наездник из Толстого получился бы отличный.

Уже в это время Толстой умел делать дивные барельефы. В 1806 он поступил на службу в Эрмитаж.

В 1808 президент Академии художеств граф А.С.Строганов (потом был в одной с Толстым масонской ложе) поднес Александру I работу «флота лейтенанта Графа Толстого» летящую Фортуну – горельеф из воска на зачерненном стекле.

Толстой. Летящая Фортуна (Летящая Душенька). Воск. 1808. Размер 21х25 см. Фортуна – богиня удачи (а если повернулась спиной – то неудачи), Душенька (Психея) после всех неудач стала удачливой супругой Амура, но об этом во второй части цикла о Толстом

Толстой продолжает обучение в Академии, изучает античность, быт, этнографию, уклад античного общества. Это ему будет нужно, чтобы не выдумывать все это из головы, чем сейчас занимаются создатели всяких комиксов. Пользуется советами самого О.Кипренского, выдающегося русского портретиста.

В 1809 избран в почетные члены Академии художеств.

В 1810 повторно вызывает гнев родственников, женившись «с позволения батюшки, на бедной, благородной и очень доброй девушке по фамилии Дудина, хорошо образованной и очень любящей русскую литературу». Но это не главное, а главное – то, что она была красавицей. Отличный здоровый вкус не изменял Толстому. Очевидно, что прекрасная семья позволила Толстому прожить 90 лет.

Толстой. Автопортрет с семьей. 1812. Горельеф. Воск на зачерненном стекле. 50х41 см

Толстой. Автопортрет с семьей. 1812. Горельеф. Воск на зачерненном стекле. 50х41 см Фрагмент

Потом Толстой приобщился к медальерному искусству, справедливо отмечая недостатки, существовавшие в этом деле.

В эти же начальные годы своей профессиональной биографии Толстой делает восковые барельефы на зачерненном стекле. Дивные вещицы.

Портрет П.А.Толстого. 1805-1810

Портрет графа И.А.Толстого. 7,5х7,5 см. Конец 1800-ых

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Енот на Волге
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: