Школьная энциклопедия

Key Artists

  • Henri Rousseau

    Henri Rousseau was a French self-taught painter. His most famous works, done in his characteristic flat figurative style, show surreal and dream-like scenes in primitive or natural settings.

  • Grandma Moses

    American painter Grandma Moses grew to fame due to perseverance, childlike enthusiasm, and an unwavering appreciation of life’s small joys.

  • Niko Pirosmani

    The self-taught Niko Pirosmani illustrated the traditions, environments, and culture of his native Georgia.

  • Alfred Wallis

    The self-taught painter Wallis created exuberant seascapes and nautical scenes have energy and verve of modern art, with their expressionistic use of shape, color, and brushstroke

  • Leonard Knight

    The visionary artist Leonard Knight built his life-long work, Salvation Mountain, in the California desert spreading his messages of love and salvation.

  • Jean Dubuffet

    Jean Dubuffet was a French painter and sculptor, and arguably one of the most famous French artists of the mid-to-late-twentieth century. Dubuffet’s paintings employed the impasto technique, in which oil paints were thickened by materials such as sand, tar and straw. He coined the term «Art Brut,» otherwise known as «raw art.»

View all

Создание арт-брют

Адольф Вёльфли , Банд-Хайн , 1910 г.

Анна Земанкова, Без названия, 1960

Термин «арт-брют» использовал в 1945 году Дюбюффе во время его путешествия по психиатрическим больницам в Швейцарии в том же году с Жаном Поланом . Выражение появляется в письменной форме в письме он обратился к швейцарскому художнику Рене Обержонуа , то28 августа 1945 г.. Благодаря своим друзьям Жану Полану и Раймонду Кено он открыл для себя творения взрослых-самоучок или психотиков. И именно Поль Будри , который провел свое детство в Веве , познакомил его со швейцарскими медицинскими кругами. Затем Дюбюффе вместе с Поланом совершает свою первую трехнедельную исследовательскую поездку в швейцарские психиатрические больницы. По случаю второй поездки в Швейцарию и после обмена с ним многочисленными письмами Дюбюффе встретился с женевским психиатром Жоржем де Морсье , пациентка которого, Маргарита Бернат-Провен , заинтересовала художника своими исследованиями в области искусства брутто.

Двумя годами ранее, в ноябре 1943 года, поэт Поль Элюар , который поддерживает тесные связи со многими художниками, укрылся в психиатрической больнице Сен-Альбана под руководством доктора Люсьена Боннафе (близкого к сюрреалистам) и Франсуа Тоскель , и там обнаружил работы пациентов, которых он привез в Париж, в частности, работы Огюста Форестье , который делал небольшие статуэтки из кусочков веревки, дерева или металла, и которые Элюар представил Пикассо , Раймонду Кено , Жану Дюбюффе. В этой больнице, которая сегодня считается колыбелью институциональной психотерапии , работы некоторых пациентов хранились с 1914 года и впоследствии пополнили крупнейшие коллекции арт-брют.

Биографии Дюбюффе, однако, не содержат той же версии встречи Элюара и Дюбюффе, ни его открытия художника Огюста Форестье: «В конце 1943 года Жорж Лимбур привел Жана Полана , который, в свою очередь, привел Пьера Сегера и Андре Парро. , Поль Элюар , Андре Френо , Эжен Гильевич , Фрэнсис Понж , Жан Фотрие , Кено, Рене де Сольер , Марсель Арланд и многие другие. В течение зимы, Dubuffet заботится о литографии в Mourlot мастерского , Париж  » Фонд Dubuffet дает примерно ту же информацию. Возникает вопрос: как в конце 1943 года Поль Элюар мог быть одновременно спрятан в психиатрической больнице Сен-Альбана и представлен Дюбюффе Жаном Поланом в Париже? И как Дюбюффе смог открыть для себя художника Форестье через Элюара, если он услышал об этом только от доктора Фердьера в Родезе, который посоветовал ему в 1945 году отправиться в больницу Сен-Аль-Бан?

В сентябре 1945 года Жан Дюбюффе отправился в приют Родез, чтобы увидеть Антонена Арто . Доктор Фердьер, лечащий Антонена Арто, советует ему отправиться в больницу Сен-Альбана , что художник и сделает после. Дюбюффе до сих пор посещает другие психиатрические больницы и тюрьмы, встречается с писателями, художниками, издателями, а также с кураторами музеев и врачами.

Затем он расширяет открытия и работы, сделанные доктором Хансом Принцхорном в 1920-х годах в области искусства «безумцев», а также исследование, которое доктор Моргенталер посвятил в году интерну-психиатру, который остается одним из самых символичных представителей искусства брут. , Адольф Вёльфли , под немецким именем Ein Geisteskranker als Künstler , чьи таланты он открыл в 1914 году. Доктор Моргенталер был «псих-поваром в Вальдау с 1913 по 1920 год» , он собрал, помимо работ Вёльфли, несколько тысяч работ пациенты.

Очень быстро, пройдя через психиатрические лечебницы в Швейцарии, где он встретил Алоизу , и во Франции, затем, объединив там изолированных творцов и тех, кто был квалифицирован как «медиумов» , Дюбюффе составил собрание работ, которым будет управлять Compagnie de l ‘art brut (с которым Андре Бретон какое-то время будет ассоциироваться ) в Париже и который, после многих приключений, наконец-то будет организован в Лозанне в 1975 году, где он до сих пор находится, под названием Collection de l art brut .

Арт-брют, определения

Человек-животное, приписываемое аббату Фуэре (1839-1910); ЛаМ , Лилль

Dubuffet часто переопределяет искусства брют, глядя на первом, чтобы отличить его от народного искусства из наивного искусства , детских рисунков, и создание «новое изобретения» в своей коллекции, которая также интегрирует особый художественный жанр , в котором «пейзаже жители «и» наивное «смешение, представленное на выставке 1978 года в Музее современного искусства в Париже . На этой же выставке представлены «Границы популярного искусства», « Особые произведения искусства без обучения, без унаследованных моделей или переданных знаний, без определенного рынка и очень мало общего с художниками» — Раймонд Мулен. »

Самое первое его определение было дано в 1949 году:

— Жан Дюбюффе, L’art brut préfé aux arts culture , 1949 (Манифест, сопровождающий первую коллективную выставку искусства брют в Galerie Drouin, воспроизведен в Prospectus и всех последующих работах , Gallimard, 1967)

Во-вторых, в 1963 году Дюбюффе расширил определение арт-брют:

— Жан Дюбюффе, Уведомление о Compagnie de l’art brut, 1963 .

В-третьих, он далее уточняет в Fascicule de l’art brut номер 1 . :

В этот буклет, опубликованный в 1964 году, входят художники: Джозеф Джаварини , писатель Паланк, Рафаэль Лонне , Мигель Эрнандес, Клеман: Ле Ламбрис де Клеман, Бенджамин Арневаль, Генрих Антон М., Умбер Рибет. Он не устанавливает никакой иерархии.

Эти определения, часто перефразированные и даже искаженные, вызывают путаницу. Некоторые искусствоведы способствовали разжиганию ОБЪЕДИНЕНИЯ между тем , исключены из арт — сцены, помещая их исторически примерно с 1880 по 1960 год , так как фактор Cheval и смерти Гастона Chaissac , а Кристиан Delacampagne делает в своей работе. Outsiders . Или позволяя ousiders вторгнуться ( так в оригинале ) искусство брют выставка. Или разместив в месте, первоначально оживленном выставками брут-арта Народное искусство (популярное искусство) и чужое искусство , коллекции из Чикаго, как это было в Галле Сен-Пьер в 1998 и 1999 годах, где, по словам Мартин Лусарди, это было вопрос о «праздновании десятой годовщины смерти Жана Дюбюффе и открытии в Лозанне знаменитой коллекции Art Brut. » . Народное искусство является американским определением и не существует во Франции под этим термином, или даже в таком виде. С другой стороны, народное творчество имело музей: Национальный музей народного искусства и традиций в Париже , где ярмарочные искусства, компаньона инструменты , мебель и старые предметы быта втирается плечи . Сейчас закрыто, часть его коллекций переведена в Марсель в Музей европейских и средиземноморских цивилизаций .

Впоследствии, вместе с Мишелем Тево, куратором Collection de l’Art Brut, Дюбюффе расширил сферу определения арт-брют «почти до брют-арта» под названием «нестандартное искусство для произведений. Почти сырое», а затем для произведений из коллекция Лозанны «не совсем сырая», он выбрал термин «новое изобретение»

Среди цитат Дюбюффе, наиболее часто воспроизводимых в исследованиях арт-брют, мы находим эту, переведенную на английский язык в каталоге Outsiders 1979 года: «Искусство не засыпает в кроватях, которые мы для него сделали; он убегает, как только произносится его имя: ему нравится инкогнито. Его лучшие моменты — это когда он забывает свое имя. « И это другое, опубликованный Дубуффют во ретроспективе его работ в 1961 году: » Истинное искусство всегда там , где вы не ожидаете. Где никто не думает о нем и не называет его имя. Искусство, он ненавидит, когда его узнают и превозносят по имени. Он сразу убегает. Искусство — персонаж, страстно влюбленный в инкогнито. Как только его обнаруживают, кто-то указывает ему на него, затем он убегает, оставляя на своем месте выигрышного статиста, который несет на спине большой знак с изображением искусства, которое все немедленно окропляют шампанским. И что лекторы идут из города. в город с кольцом в носу — Жан Дюбюффе в каталоге ретроспективы 1961 года ».

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1

Текст слайда:

Ар брют

(необработанное, неограненное искусство)Творчество людей, находящихся вне общества — душевнобольных, инвалидов, заключенных, детей, всевозможных маргиналов

Слайд 2

Текст слайда:

Термин, введен французским художником Жаном Дюбюффе (1945) для описания собранной им коллекции картин, рисунков и скульптуры, созданных непрофессиональными мастерами

Слайд 3

Текст слайда:

Интерес к обитателям «домов безумных» связан с Романтизмом 18 века, породившим идею близости гениальности и помешательства

Слайд 4

Текст слайда:

Авангардное искусство ХХ в. (экспрессионизм, сюрреализм, абстракционизм, дадаизм, футуризм и др.) активно обращается к опыту Ар брют.

Слайд 5

Текст слайда:

Это искусство несет спонтанный и в вышей степени изобретательный характер и почти совсем не зависит от общепринятого искусства и культурных шаблонов

Слайд 6

Текст слайда:

Адольф Вёльфли

Швейцарский художник-примитивист, один из наиболее ярких представителей Ар брют

У него была диагностирована шизофрения. С 1895 до конца жизни жил в известной психиатрической клинике Вальдау, Здесь он в возрасте тридцати пяти лет начал рисовать, писать стихи, сочинять музыку. Оставил гигантское наследие из десятков тысяч рисунков и коллажей, а также ряд музыкальных и литературных сочинений (стихов и прозы).

Слайд 7

Текст слайда:

Широкой публике творчество Вёльфли представил крупный швейцарский психиатр и психотерапевт Вальтер Моргенталер в посвященной ему монографии «Душевнобольной как художник» (1921) Сохранилось более 30 тысяч скетчей, рисунков и картин; они отличаются высочайшей детализацией и повышенной геометрической правильностью.

Слайд 8

Текст слайда:

Лечебница Вальдау, 1921

Слайд 9

Слайд 10

Слайд 11

Слайд 12

Текст слайда:

Алоиза Корбаз (Швейцария, 1886–1964)

После Первой мировой войны у обычной учительницы Алоизы Корбаз обнаружилась шизофрения; с 1920 года она уже не выходила из психиатрических диспансеров. Врачи сохраняли её картины, пока в 1947 году их не нашёл Дюбюффе. До конца жизни Алоизы он навещал её и скупал яркие эротические работы для своей коллекции.

Слайд 13

Слайд 14

Текст слайда:

Идеальный дворец почтальона Шеваля (1879– 1912), самый известный пример ар-брют архитектуры

Ар-брют в архитектуре

Слайд 15

Текст слайда:

Усыпальница молчания и бесконечного покоя (1914–1922), второй и последний шедевр Шеваля, его личный склеп

Слайд 16

Текст слайда:

Наиболее известным представителем ар-брют в фотографии был чешский фотохудожник Мирослав Тихий (1926–2011)

Он снимал на фотоаппараты собственного изготовления — их он делал из мусора, трубок от рулонов туалетной бумаги, скрученной проволоки, деталей от выброшенных приборов. Линзы от старых очков полировал сигаретным пеплом, а плёнку выпрашивал в качестве милостыни.

Слайд 17

Слайд 18

Слайд 19

Текст слайда:

Джудит Скотт — наиболее известный скульптор-аутсайдер

Основная тема работ Джудит Скотт — коконы: она брала предметы различных форм и заворачивала их в разноцветные нити. Ныне её работы выставлены во многих музеях современного искусства.

Слайд 20

Слайд 21

Слайд 22

Текст слайда:

Большинство представителей ар-брют прожили трагическую жизнь. Долгие годы в психиатрических клиниках, социальная неприспособленность, полное одиночество — этим они платили за свой талант. При этом за стенами маленьких белых комнат проводились их выставки, росла слава, которая касалась их лишь косвенно — в виде мелких «бонусов», большего выбора красок и холстов, индивидуальных палат. Впрочем, в большем они и не нуждались…

конец

Травма, быт и субъективность

«Мотивы творчества; способы поиска и воплощения идеи; отношение личности, психологических состояний и социальной среды к арт-объекту; ассоциации, символические смыслы, функции произведений» — всё это, по словам профессора Даниэля Уоджика, почти полностью выпадает из зоны внимания исследователей аутсайдер-арта. В книге “Outsider Art: Visionary Worlds and Trauma” Уоджик анализирует несколько международно известных аутсайдер-работ (“Bottle Village” Трессы Присбри, “Pasaquan City” St. E.O.M. и другие), чтобы показать, как в них отразился не безумный гений, а личные переживания создателей, их впечатления от других арт-объектов и культурные коды сообществ, в которые они входят.

Та же Ксения Богемская, которая кроме обзорных исследований выпускала и книги, посвященные отдельным художникам, больше концентрировалась на психоаналитическом чтении их творчества: ее занимают мифологические сюжеты, архетипы, «вечные тайны бытия».

Способы письма об особом искусстве проанализировала российская искусствоведка Александра Володина. Она выделила два основных типа: формальное описание стилевых особенностей и «рассуждения о творящем субъекте».

В первом случае, как пишет исследовательница, почти неизбежна патологизация. «Мелкоскопию», набивку листа и детализацию связывают с эпилептоидной акцентуацией, кричащие цветы приписывают истероидам, необычных существ выдумывают шизоиды, и т. д.

Представляя же личную и творческую биографии, как делают Богемская и Уоджик, исследователи «главным образом рассуждают о Художнике в метафизическом и романтическом понимании, подчеркивая особый статус художника и необычность его мировосприятия».

Заочный авангард

«Дон Кихот советской эпохи» — так говорил об одном из представителей советского наивного искусства Михаил Рогинский, видный авангардист второй волны. Известный лаконичными фиксациями «коллективного сна» о советской повседневности в оттенках розового и серого, Рогинский был одним из тех, кто поддерживал и переосмыслял связь авангарда с маргиналиями арт-мира.

Михаил Рогинский. «Витрина». 1982.

Рогинскому и его современникам приходилось не изобретать новую систему искусства, а вписываться в уже налаженную, незаметно подрывая ее.

Так, в 1960 году в СССР появилось удивительное учебное заведение — Заочный народный университет искусств. Обучение по переписке практиковали и в других областях, например, часто работали с талантливыми школьниками из регионов.

С деревенскими художниками по переписке общались Михаил Рогинский, Иван Чуйков, Николай Касаткин.

Павел Леонов. Портрет Ксении Богемской. Источник

Богемская предложила трехчастную периодизацию советского примитива.

Раннереволюционную эпоху определяла авангардистская вера в новое искусство, которое будет создано рабочим классом и отразит его революционные ценности. Но, как пишет исследовательница, на деле открытые кружки привлекли мелкую буржуазию, вкус которой был воспитан на дореволюционных толстых журналах.

Второй период связан с разработкой соцреалистического канона, на который и стали ориентироваться в кружках самодеятельности. Изобильные натюрморты, зарисовки деревенских праздников, символические указания на растущее качество жизни в окружении радиоприемников, светильников и книг, — всё это в огромном количестве производили в регионах и свозили в столицу на регулярные выставки.

Установка на коллективизм и народное единение воплощалась не только в сюжетах и их однообразии.

Коллективно придумывали и стенгазеты, красные уголки, культкомбайны (передвижные агитационные выставки).

К 1960-м годам идеологический пафос самодеятельности ослаб, но система кружков продолжала функционировать. Именно тогда к ней обратились андерграундные художники.

В наивном искусстве, кроме прочего, они обнаружили более тонкую и непрерывную связь с историей, чем была у признанных мастеров. Художники послушно изображали канонические советские символы, но полностью соответствовать стандартам по-прежнему не могли. Так возникали визионерские фантазии о встречах с историческими личностями, новую жизнь обретали популярные литературные истории и кинокартины, вспоминались народные предания

И если организаторам официальных выставок хотелось подчеркнуть каноничность, то андерграундные художники обращали внимание на эту «исконность» — теперь, впрочем, понятую уже исторически, как опыт, не тронутый идеологией

Павел Леонов и одна из его работ. 1999 год. Источник

Литература

  • Dubuffet J. L’Art brut préféré aux arts culturels // Dubuffet J. Prospectus et tous écrits suivants. Tome 1. Paris: Gallimard, 1967, p. 198—202
  • Cardinal R. Outsider art. New York: Praeger Publishers, 1972
  • Presler G. L’Art brut. Kunst zwischen Genialität und Wahnsinn. Köln: Dumont, 1981
  • MacGregor J.M. The Discovery of the Art of the Insane. Princeton: Princeton UP, 1989
  • Parallel Visions: Modern Artists and Outsider Art. Los Angeles: Los Angeles County Museum of Art; Princeton: Princeton UP, 1992
  • Danchin L. Art Brut et Compagnie, la face cachée de l’art contemporain. Paris: La Différence, 1995
  • Ragon M. Du côté de l’art brut. Paris: A. Michel, 1996
  • Maizels J. Raw Creation art and beyond. London: Phaidon Press Limited, 1996.
  • Peiry L. L’Art Brut. Die Träume der Unvernunft. Jena: Glaux, 1999
  • Rhodes C. Outsider art, spontaneous alternatives. New York: Thames & Hudson, 2000
  • Тевоз М. ар-брют. Лозанна: Bookking International,1995
  • Из мира аднаво в другой. Искусство аутсайдеров: диалоги. Киев: Сфера, 1997
  • Маргинальное искусство. Составление и предисловие А. С. Мигунова. М.: Издательство Московского государственного университета, 1999
  • Искусство аутсайдеров: путеводитель/ Под ред. В. В. Гаврилова. Ярославль: Иные, 2005
  • Карпов П. И. Творчество душевнобольных и его влияние на развитие науки, искусства и техники. М. Госиздат. 1926

Даты достопримечательность: Art Brut в XX — го века

Финики взяты из L’Art brut Франсуазы Моннэн.

  • 1900: первая выставка работ душевнобольных в Королевской больнице Бетлем , Лондон.
  • 1901: Марсель Реджа публикует » Художественные больные рисунки дураков».
  • 1905: открытие Музея де ла Фоли в приюте Вильжюиф доктором Мари
  • 1907: публикация книги Марселя Реджи L’Art des fous
  • 1915: открытие художественного музея приюта в клинике Бель-эйр в Швейцарии.
  • 1919: Начало коллекции Ганса Принцхорна в больнице в Гейдельберге , Германия.
  • 1921: Вальтер Моргенталер издает монографию Адольфа Вёльфли.
  • 1922: Ханс Принцхорн издает Expression de la folie.
  • 1928: Коллекция доктора Мари впервые представлена ​​в галерее.
  • 1943: выставка работ доктора Фердьера в Монпелье (приют в Родезе ).
  • 1945: Жан Дюбюффе, приглашенный в Швейцарию, обнаруживает убежища в Берне, Женеве и тюрьму в Базеле. Первое определение арт-брют
  • 1946: Госпиталь Святой Анны в Париже выставляет работы своих пациентов.
  • 1947: галерея René Drouin превращает свой подвал в центр брют-искусства.
  • 1948: основание труппы арт-брют Дюбюффе, Бретоном, Поланом, Раттоном, Роше, Тапье, Бомселем, Копачем.
  • 1964: первая публикация Fascicules de l’art brut
  • 1971: город Лозанна приветствует коллекцию арт-брют  : 4104 работы, 133 художника.
  • 1972: Дюбюффе предлагает термин «нестандартное искусство для почти сырых работ».
  • 1978: выставка «Особые предметы искусства» Алена Бурбонне и Мишеля Рагона.
  • 1981: открытие галереи в Гуггинге клиника Австрии доктора Léo Навратил
  • 1982: Дюбюффе выбирает термин «новое изобретение» для работ «не совсем сырых».
  • 1983: открытие Fabuloserie в Dicy
  • 1984: открытие l’Aracine в Нейи-сюр-Марн
  • 1989: 1-е издание фестиваля Art et Déchirure (фестиваль брутального и сингулярного искусства; пластическое и исполнительское искусство) в Руане
  • 1995: открытие Американского художественного музея Visionary в Балтиморе.
  • 1995: музей наивного искусства Макса Фурни становится Halle Saint-Pierre (брют и сингулярное искусство).
  • 1996: открытие музеев Зволле (Нидерланды) и Бённигхайм (Германия)
  • 1997: передача коллекции Арасина музею Вильнёв-д’Аск
  • 2017: открытие Art et Déchirure Museum в Руане (Франция)
  • 2018: Жорж Фокус , Безумие художника Людовика XIV , Beaux-Arts de Paris

Useful Resources on Art Brut and Outsider Art

Books
websites
articles
video clips

Books

The books and articles below constitute a bibliography of the sources used in the writing of this page. These also suggest some accessible resources for further research, especially ones that can be found and purchased via the internet.
biographies

  • Henry Darger
    By Klaus Biesenbach, Brooke Davis Anderson, Michael Bonesteel, and Carl Watson

  • Henry Darger: In the Realms of the Unreal
    By John M. MacGregor

  • Judith Scott: Bound and Unbound
    By Catherine Morris, Matthew Higgs, Lynne Cooke, Joyce Scott, Kevin Killian

  • Madness and Art: The Life and Works of Adolf Wölfli
    By Walter Morgenthaler

  • The Art of Adolf Wölfli: St. Adolf-Giant-Creation
    By Elka Spoerri, Daniel Baumann, Edward Gomez, Gerard Wertkin

  • Blackstock’s Collections: The Drawings of an Artistic Savant
    By Gregory L. Blackstock, Karen Light-Pina, Darold A. Treffert

  • Jean Dubuffet: Anticultural Positions Hardcover
    By Anny Aviram, Kent Minturn, Mark Rosenthal

artworks

  • Bildnerei der Geisteskranken. Ein Beitrag zur Psychologie und Psychopatologie der Gestaltung (The plastic activity of the mentally ill. A contribution to the psychology and psychopathology of formal configuration)
    By Hanz Prinzhorn

  • Art Brut: The Origins of Outsider ArtOur Pick

    By Lucienne Peiry

  • Art Brut in America: The Incursion of Jean Dubuffet
    By Valérie Rousseau, Jean Dubuffet, Sarah Lombardi, Kent Minturn, Jim Shaw, and Anne-Imelda Radice

  • Outsider Art Sourcebook: International Guide to Art Brut and Outsider Art
    By John Maizels

  • Outsider Art: Spontaneous Alternatives (World of Art)Our Pick

    By Colin Rhodes

  • The Discovery of the Art of the InsaneOur Pick

    By John M. MacGregor

  • Outsider Art: Visionary Worlds and TraumaOur Pick

    By Daniel Wojcik

  • Outsider ArtOur Pick

    By Roger Cardinal

  • Outsider Art: From the Margins to the MarketplaceOur Pick

    By David Maclagan

  • Raw Creation: Outsider Art and BeyondOur Pick

    By John Maizels

View more books

websites

articles

video clips

Эволюция

Несколько музеев, связанных с арт-брютом и особыми видами искусства, открыли свои двери во Франции, в частности, в 1989 году Musée de la Création Franche в Бегле , который родился из коллекции Клода Массе , друга Жана Дюбюффе. В Монпелье музей-мастерская Фернана Мишеля открыла свои двери 9 апреля 2016 года, а также многие другие места, указанные на сайте музея-мастерской Фернана Мишеля.

В Лапалисе , в отделе Алье, арт-дилер Луис Марсель открыл в 1997 году музей-галерею арт-брют L’Art en Marche .

В Нидерландах музей Stadshof в Зволле, открытый в 1996 году, представляет арт-брют, а также художников со всего мира, свободных от классических принципов, на которых основаны западные правила.

В арт брют, некоторые музеи также смешивать наивное искусство и народного искусства , такие как музей Noyers-сюр-Серен , в Бургундии , который представляет «коллекции наивным, брют и народного искусства, на 3 этажах в здании XVII — го  века.»

С повторным открытием 25 сентября 2010 г.от Lam де Вильнев-д’Аск после разработки 900 м 2 пространства  , посвященный исключительно к искусству брют, последний полностью интегрирован в музей института, столкнувшись с историей искусства «официальной«и доступной для широкой общественности.

В то же время он вызывает интерес университетских исследователей. Всентябрь 2010, около десяти студентов написали диссертации по арт-брюту. Они создали CrAB (Коллектив для размышлений над арт-брютом) при поддержке Исследовательского центра HAR Парижского университета в Нантере . . Среди них мы находим Селин Делаво , автора L’Art brut, un fantasme de painter (Éd Palettes — 2010) и Эмили Шампенуа, автора Que-sais-je? об арт-брют (Ed PUF — 2017), Полин Гутен, автор диссертации о материальности арт-брют, Роберта Трапани, автор диссертации о сингулярных средах и поэтических архитектурах. С начала учебного года Барбара Сафарова, президент ассоциации abcd , доктор философии, преподаватель эстетики, автор многочисленных статей об арт-брют, является программным директором Международного философского колледжа и ведет семинар, посвященный брюту. Изобразительное искусство.

В конце 2016 года музеи Белфорта и мультимедийное пространство Gantner открыли выставку под названием «Brut Now, art brut in the age of technology». Она пересматривает понятие арт-брют с использованием новых инструментов производства, таких как фотография и музыка.

Культурный контекст

Интерес к «аутсайдерским» практикам среди художников и критиков двадцатого века можно рассматривать как часть большего акцента на отказе от устоявшихся ценностей в среде модернистского искусства. В начале 20-го века возникли кубизм и дадаизм , конструктивистское и футуристическое движения в искусстве, все из которых были связаны с резким отходом от культурных форм прошлого. Дадаист Марсель Дюшан , например, отказался от «живописной» техники, чтобы позволить случайным операциям играть роль в определении формы его работ или просто повторно контекстуализировать существующие «готовые» объекты как искусство. Художники середины века, в том числе Пабло Пикассо , искали вдохновение за пределами традиций высокой культуры, черпая вдохновение из артефактов «примитивных» обществ, необразованных детей и вульгарной рекламной графики. Пропаганда Дюбюффе искусством безумцев и других маргиналов общества — еще один пример авангардного искусства, бросающего вызов устоявшимся культурным ценностям.

Никифор Крынницкий

У другого известного художника -«аутсайдера», Никифора Крынницкого состоялась пожизненная выставка, куда было приглашено не мало именитых искусствоведов. Однако сам Никифор — глухонемой косноязычный старик, страдающий туберкулезом, совершенно не испытывал по этому поводу каких либо эмоций.

Сама выставка состоялась только благодаря усилиям профессионального художника Мариана Власинского, чья трогательная забота о Никифоре стала одной из тем современного фильма Кшиштофа Краузе «Мой Никифор»(2004). Интересно отметить, что старика Никифора в этом фильме сыграла  женщина, Кристина Фельдман и это была ее единственная роль первого плана

Творческое же наследие Никифора Крынницкого поистине огромно — более 40(!) тысяч работ. Замкнутый, грязный, мычащий, самый настоящий «аутсайдер», Никифор на самом деле оказался удивительным тружеником, не мыслившим своего существования без рисования.

Ар брют – грубое искусство?

Подробности
Категория: Разнообразие стилей и направлений в искусстве и их особенности
Опубликовано 09.07.2014 16:50
Просмотров: 3471

Хотя термин Art Brut с французского языка переводится именно так: «грубое, необработанное искусство», грубым его называть не хочется.

Правда, есть и другой вариант определения творчества такого рода: искусство аутсайдеров. Но и здесь суть явления выражена недостаточно. О чём же мы будем говорить в этой статье?Говорить мы будем о творчестве людей, которые не являются профессиональными мастерами: художниками, писателями, композиторами и т.д., но создают произведения искусства. Мало того, эти люди чаще всего являются чудаками, заключёнными, душевнобольными или просто больными, но, тем не менее, стремящимися выразить своё внутреннее душевное состояние через творчество. Теперь понятно, почему трудно согласиться с определением их творчества как грубого? Человеческая душа – самый хрупкий орган, а ведь творят они именно душой. Но вот правдой является то, что работы таких людей не соответствуют существующим культурным шаблонам, они не умеют (или не хотят) придерживаться какого-то определённого стиля или направления, часто в их работах отсутствует чёткая граница между реальностью и фантастикой, их творчество спонтанно… Много чего ещё есть в их творчестве, но вот что интересно: работы этих людей пользуются огромным спросом у любителей искусства, их выставки всегда посещаемы, а произведения успешно продаются. Чем это можно объяснить?Скорее всего, тем, что в каждом из нас существует что-то, глубоко скрываемое от постороннего взгляда, а иногда даже и от себя самого. А люди, которых причисляют к Ар брют, это потаённое не боятся выражать в творчестве. Таким образом, мы можем иногда увидеть в их произведениях себя, своё Я, потому что, в сущности, при огромном разнообразии личностей все люди в чём-то похожи.Во многих странах имеются музеи Ар брют или просто коллекции их творчества: в Вене, Берне, Лозанне, Санкт-Галлене, Чикаго, Гейдельберге, Балтиморе и др. Есть такой музей и в Москве.

Ар-брют сегодня

Карл Хурм «Животные на горе», 1997

Сегодня ар-брют принято рассматривать как изобразительное искусство в наиболее чистом своем выражении, как неожиданный психический выброс из глубин сознания и подсознания, зафиксированный на бумаге или выполненный в материале. Главные условия того, что работу можно отнести к категории арт-брют, это наличие трех «изо»: изобретательности и изолированности изображающего. То есть, её создатель не должен идентифицировать себя как художник и осознавать, что он создает искусство. Только в такой атмосфере возможно появление на свет уникального продукта, не имеющего ничего общего со стандартами классического или современного искусства.

И снова всё

По беглому взгляду на крупные собрания российского ар-брюта может сложиться впечатление, что он полностью исчерпывается деревенскими пейзажами, советской символикой и сюрреалистичной абстракцией.

И все-таки они есть: это стало понятно в 2013 году, на выставке «Музей всего» в «Гараже».

Британский куратор Джеймс Бретт придумал «Музей всего» еще в 2009 году. Он вдохновился историей своего однофамильца, Уильяма Бретта: тот за всю жизнь не выбросил ни одной вещи, а на старости купил большое здание и переселился туда вместе со всей коллекцией. Бретт-коллекционер тогда не осознавал себя художником. А Бретт-куратор поехал на остров за разрешением открыть лондонский филиал «музея всего» — так была подписана одна из фотографий этой пожизненной коллекции.

Оригинальный «Музей всего» остался там, где и был, для филиала в каждом городе произведения собирают заново, прямо на улице. «Разыскиваются неизвестные художники» — фургон с такой вывеской проехал в 2013-м по Казани, Нижнему Новгороду, Санкт-Петербургу, Екатеринбургу и Москве.

Источник

В нем заседало жюри: сам Бретт и несколько русских художников и искусствоведов. Абсолютно все работы, которые приносили в «Музей всего», попадали в фотоархив.

По публичным лекциям и интервью Бретта очевидно, что искусство и самовыражение являются для него неоспоримыми ценностями. Впрочем, это не отменяет критического взгляда на работы: до выставок в городах и финала в «Гараже» добралась малая часть отсмотренного.

Среди них и было свежее российское аутсайдер-искусство: «хромосомный портрет» Путина от екатеринбуржца Леонида Луговых — такие портреты, по словам художника, гарантируют вечное здоровье; совсем другие портреты Веры Дараган — она много лет подробно зарисовывает туфли; работы Дениса Моисеева — он много лет портретирует бездомных и представляет их философами в сопутствующих мини-фильмах.

Вера Дараган рассказывает о своей выставке «История живой туфельки»

Вне конкурса в «Музей всего» попали и классики: всё те же Александр Лобанов, Павел Леонов, Катя Медведева.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Енот на Волге
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: