Свобода слова и мышления
Многие историки, давая характеристику деятельности Хрущева, считают эти годы лучшими в истории России. С1953-го по 1964-й годы изменились многие стороны жизни советских людей. Это было удивительное время относительной свободы в стране. Начался плодотворный период, и происходил подъем не только благосостояния населения, но и улучшение в духовной сфере. К этому времени Советский Союз уже победил разруху, которую принесла Вторая мировая война. Преобразования в стране вышли на новый уровень.
В творчестве, культуре, искусстве, науке, образовании и общественной жизни появились новые возможности, правда, все ещё действовала определенная цензура. Существовала некоторая граница дозволенности, переходить которую не разрешалось: существовал риск, что гнев партийного руководства мог обрушиться при нарушении некоторых стандартов. Это основное противоречие той эпохи. О подробностях и новых веяниях «оттепели» в духовной жизни и политике можно рассказать немного подробнее.
Во время правления Никиты Сергеевича Хрущева начались перемены, которые затронули духовную и культурную жизнь в СССР. В журнале «Новый мир» вышла повесть, написанная И. Г. Эренбургом «Оттепель». Отсюда пошло название хрущевского периода.
Художник на войне
С приходом Великой Отечественной войны, художники начинают принимать активное участие в военных действиях. Из-за непосредственного единения с событиями, в ранние годы появляются произведения, суть которых — фиксация происходящего, «живописная зарисовка». Часто таким картинам не доставало глубины, но в их передаче выражалось совсем искреннее отношение художника, высота нравственной патетики. К относительному расцвету приходит жанр портрета. Художники, видя и испытывая на себе разрушительное влияние войны, восхищаются её героями — людьми из народа, стойкими и благородными духом, проявлявшими наивысшие гуманистические качества. Такие тенденции вылились в парадные портреты: «Портрет маршала Г.К. Жукова» кисти П.Д. Корина, жизнерадостные лица с полотен П.П. Кончаловского
Важное значение имеют портреты интеллигенции М.С. Сарьяна, созданные в годы войны — это образ академика «И.А
Орбели», писательницы «М.С. Шагинян» и др.
Портрет академика И.А. Орбели. М.С. Сарьян. 1943
С 1940 по 1945 годы также развивается пейзаж и бытовой жанр, которые объединил в своём творчестве А.А. Пластов. «Фашист пролетел» передаёт трагичность жизни этого периода.
Фашист пролетел. А.А. Пластов. 1942
Психологизм пейзажа здесь ещё больше наполняет произведение грустью и молчанием человеческой души, только вой преданного друга прорезает ветер смятения. В конечном итоге значение пейзажа переосмысляется и и начинает олицетворять суровый образ военного времени.
Отдельно выделяются сюжетные картины, например, «Мать партизана» С.В. Герасимова, которой характерен отказ от героизации образа.
Мать партизана. С.В. Герасимов. 1943
Историческая живопись своевременно создаёт образы национальных героев прошлого. Одним из таких непоколебимых и, внушающих уверенность, образов является «Александр Невский» П.Д. Корина, олицетворяющий непокорённый гордый дух народа. В этом жанре к концу войны намечается тенденция наигранной драматургии.
Реформы в просвещении и науке
Основным изменения в образовании стала отмена трудовых резервов, которые были созданы во время Великой Отечественной войны. Такая мера была направлена на то, чтобы дети могли начинать свою трудовую деятельность сразу же после окончания школы и приносить пользу для страны. По указанию Хрущева открылись профессионально-технические училища. В них подрастающее поколение овладевало азами профессии.
Кроме этого, в школе вводились новые дисциплины. Со второго класса дети изучали предмет «Труд». Начиная с седьмого класса для школьников велись уроки в мастерских, оборудованных простейшими станками, например, деревообрабатывающим или токарным. В девятом классе мальчики проходили практику по вождению машин, тракторов, обучались электротехнике и другим профессиям. Девочки могли изучать швейное дело, кулинарные азы и получать другие практические умения и знания.
Одной из приоритетных областей была наука. Начиная с послевоенного времени за 20 лет расходы на развитие научной деятельности увеличилось в 12 раз, что дало потрясающие результаты:
Но в то же время партийные и государственные органы стремились главенствовать во всех сферах деятельности. Официальная идеология была направлена на поддержание главенствующих позиций коммунистической партии, действия руководящих органов ставили культуру на службу партийных интересов, поэтому цензура держала в определенных рамках некоторые явные проявления «антисоветчины».
Суровый стиль на смену соцреализму
Искусство 1960-1980-х гг. является новым этапом. Идёт разработка нового «сурового стиля», задача которого состояла в воссоздании действительности без всего того, что лишает произведение глубины и выразительности и губительно влияет на творческие проявления. Ему были присущи лаконичность и обобщение художественного образа. Художниками этого стиля воспевалось героическое начало суровых трудовых будней, которое создавалось особым эмоциональным строем картины. «Суровый стиль» был определённым шагом к демократизации общества. Главным жанром, к котором работали приверженцы стиля стал портрет, также развивается групповой портрет, бытовой жанр, исторический и историко-революционный жанр. Яркими представителями этого периода в контексте развития «сурового стиля» стал В.Е. Попков, писавший множество автопортретов-картин, В.И. Иванов сторонник группового портрета, Г.М. Коржев, создававший исторические полотна. Раскрытие сути «сурового стиля» можно увидеть в картине «Геологи» П.Ф. Никонова, «Полярники» А.А. и П.А. Смолиных, «Шинели отца» В.Е. Попкова. В жанре пейзажа появляется интерес к северной природе.
Геологи. П.Ф. Никонов. 1962
Полярники. Братья Смолины. 1961
Киевский дворец детей и юношества
Киевский дворец детей и юношества
На “Печерской” путь продолжается в сторону “Арсенальной”, а именно к Киевскому дворцу детей и юношества. Этот комплекс сам по себе является одной из жемчужин советской архитектуры — его проектировали известные Авраам Милецкий и Эдуард Бельский, а чета художников и “титанов” украинского “шестидесятничества” Ада Рыбачук и Владимир Мельниченко создали мозаики для интерьера и фонтана, напротив входа.
Внутреннее убранство Рыбачук и Мельниченко украсили сюжетами, вдохновленными творчеством Марии Примаченко, а в бассейне фонтана можно разглядеть отреставрированную в 2017-2019 годах композицию “Звезды и созвездия”. Процессом руководил сам Владимир Мельниченко.
Символизм эпохи застоя
В 1970-1980-х гг. формируется новое поколение художников, искусство которых повлияло в какой-то степени на искусство сегодняшнего дня. Им характерен символический язык, театральная зрелищность. Их живопись достаточно артистична и виртуозна. Главными представителями этого поколения являются Т.Г. Назаренко («Пугачёв»),
Пугачёв. Т.Г. Назаренко.1980
излюбленной темой которой стал праздник и маскарад, А.Г. Ситников, который использует метафору и притчу, как форму пластического языка, Н.И. Нестерова, создательница неоднозначных полотен («Тайная вечеря»), И.Л. Лубенников, Н.Н. Смирнов.
Тайная вечеря. Н.И. Нестерова. 1989
Таким образом, это время предстаёт в своём разностилье и разноплановости завершающим, формирующим звеном сегодняшнего изобразительного искусства.
Русский авангард
Новое искусство не избегало в абсолютной мере старых традиций. Живопись, в первые послереволюционные годы, впитала влияния футуристов и авангарда в целом. Авангард со своим презрением к традициям прошлого, что так близко было к разрушительным идеям революции, нашёл себе приверженцев в лице молодых художников. Параллельно с этими течениями в изобразительном искусстве развивались реалистические тенденции, жизнь которым дал критический реализм XIX в. Эта биполярность, назревшая в момент смены эпох, сделала жизнь художника того времени особо напряжённой. Два пути, которые наметились в послереволюционной живописи хоть и являлись противоположностями, тем не менее, мы можем наблюдать влияние авангарда на творчество художников реалистического направления. Сам реализм в те годы был разнохарактерным. Работы этого стиля имеют символический, агитационный и даже романтический облик. Совершенно точно передаёт в символической форме грандиозную перемену в жизни страны произведение Б.М. Кустодиева — “Большевик” и, наполненная патетическим трагизмом и неудержимым ликованием “Новая планета” К.Ф. Юона.
Большевик. Кустодиев. 1920
К.Ф. Юон. Новая планета. 1921
Живопись П.Н. Филонова с его особым творческим методом – “аналитическим реализмом ” — являет собой сплав двух контрастных художественных течений, который мы можем увидеть на примере цикла c агитационным наименованием и значением “Ввод в мировой расцвет”.
П.Н. Филонов Корабли из цикла Ввод в мировой расцвет. 1919 ГТГ
Беспрекословность общечеловеческих ценностей, непоколебимых даже в такое смутное время выражает образ прекрасной “Петроградской мадонны” (офиц. название “1918 год в Петрограде”) К.С. Петрова-Водкина.
1918 год в Петрограде (или Петроградская мадонна). К.С. Петров-Водкин. 1920 ГТГ
Позитивным отношением к революционным событиям заражает светлое и наполненное солнечной, воздушной атмосферой творчество пейзажиста А.А. Рылова. Пейзаж “Закат”, в котором художник выразил предчувствие пожара революции, который разгорится от возрастающего пламени судного костра над минувшей эпохой, представляет один из воодушевляющих символов этого времени.
Закат. А.А. Рылов. 1917
Вместе с символическими образами, организующими подъём народного духа и увлекающими за собой, подобно одержимости, существовало и направление в реалистической живописи, с тягой к конкретной передаче действительности. По сей день произведения этого периода хранят искру мятежа, способную заявить о себе внутри каждого из нас. Многие работы, не наделённые такими качествами или противоречащие им, уничтожались или были забыты, и никогда не представятся нашему взору. Авангард навсегда оставляет свой отпечаток в реалистической живописи, но наступает период интенсивного развития направления реализма.
Генерал США Ходжес считает, что Украина отбросит русских к рубежам к концу лета
А бывший командующий войсками США в НАТО генерал Бен Ходжес выразил мнение, что войска Украины, перейдя в контрнаступление, смогут до конца лета отбросить российских военных к границам, которые РФ занимала до 23 февраля.
Бен Ходжес
«Полагаю, россияне уже приблизились к кульминации. У них нет сотен тысяч новых солдат или новых танков, готовых вступить в бой. И мне кажется, речь идет о неделях, поскольку большая работа была проделана Соединенными Штатами и их союзниками, чтобы в ближайшие недели увеличить потенциал Украины. Думаю, мы увидим переход Украины в контрнаступление, и, откровенно говоря, они попробуют к концу лета вернуть Россию на рубежи, которые она занимала до 23 февраля», — заявил он CNN.
Кто такие «шестидесятники»
Термин «шестидесятники» появился в 1960 году. В декабрьском номере журнала «Юность» была напечатана статья С. Б. Рассадина, в которой он сравнивал писателей поколения конца 1950-хх годов с либерально настроенной интеллигенцией 60-хх годов XIX века. Критик отмечал общие свойственные «шестидесятникам» черты — неприятие тоталитаризма, противостояние цензуре, борьба за демократические принципы.
Общепринятого определения понятия «шестидесятники» нет до сих пор, исследователи не дают четкой характеристики представителей этого поколения. Среди главных особенностей поколения «детей XX съезда», рожденных в промежуток между 1918 и 1940 годами, отмечается специфическое самосознание и дистанцирование от власти, активное участие в культурной и общественной жизни. Они пытались претворить в жизни демократические преобразования и стремились к свободе для себя и других. Основа «шестидесятников» — образованные люди науки, техники, культуры, занимавшиеся преимущественно умственным трудом.
При всем своем романтизме эти люди не были наивными или слишком доверчивыми. Их самосознание напоминало традиции русской интеллигенции XIX века, которая должна была стать совестью нации. Толерантность и уважение к иной точке зрения сочеталось с ответственностью за судьбу страны и готовностью к жертвенному служению правде.
Этапы становления
Основные этапы развития диссидентства и инакомыслия в СССР:
- 1964-1972 — Генезис.
- 1973-1974 — Непосредственное зарождение. Первый кризис.
- 1974-1979 — Получение международного признания, а также денег из заграницы.
- 1980-1984 — Второй кризис. Разгром движения.
Генезис характеризуется зарождение в самой идеи, что советская идеология не является идеальной. Во многом это стало возможным из-за политики КПСС, которая после Хрущева фактически преследовала интересы правящей номенклатуры, а не государства в целом. Это привело в конечном итоге к застою, но застою не экономическому, а застою в плане развития.
Предпосылки появления
Родители «шестидесятников» — большевики и убежденные коммунисты, свою веру в «партию и Ленина» они передали и своим детям. Однако перед этими детьми стала дилемма — большевистские идеалы с одной стороны и сталинские репрессии с другой. Они не перестали верить в коммунизм, но перестали верить режиму.
Многие «шестидесятники» прошли Великую Отечественную войну (1941-1945 гг), что не могло не сказаться на образе мышления бывших солдат. На момент начала войны старшим из этого поколения исполнилось около 20 лет и для выживших она стала страшным столкновением с реальной жизнью. Фронтовики, вблизи видевшие смерть и мучения, критично относились к пропаганде и к общественным условностям, не боялись говорить и не верили властям.
Вслед за победой в войне будущие «шестидесятники» ожидали либерализации режима, но этого так и не произошло. Репрессии продолжились, пропаганда продолжала работать в полную силу, гремели процессы «врачей-убийц» и «безродных космополитов».
После развенчания культа личности на XX съезде КПСС в 1956 году Хрущев провозгласил новый политический, экономический и социальный курс, выражавшийся в продвижении от тоталитарного режима в сторону демократии, реабилитации политзаключенных, смягчении цензуры, поощрении инициативы на местах. Активизация международных коммуникаций позволила советским гражданам познакомиться с жизнью за рубежом. Колхозники получили право на паспорта и переезд из деревень, в городах массово отстраивались многоквартирные дома, популяризировалось всеобщее образование.
Па́вел Дми́триевич Ко́рин (1892-1967)
Павел Корин (1933) Российский и советский живописец, монументалист, мастер портрета, реставратор и педагог, профессор. Воспитывался в Палехе и начинал с писания икон. Учился в Московском училище ваяния и зодчества, со временем стал одним из важнейших мастеров раннего советского портрета, создал целую галерею портретов интеллигентов своего времени. Для произведений этого художника характерна монументальность, суровая гамма, четко вылепленные формы. Наиболее известные работы П. Корина: триптих «Александр Невский», портреты Георгия Жукова и Максима Горького.
П. Корин. Триптих «Александр Невский» Триптих был заказан художнику в году Великой Отечественной войны, когда тема противостояния захватчику была центральной в искусстве. В левой и правой части триптиха солдаты собираются на войну. Их провожают женщины: старуха-мать, жена, держащая на руках маленького ребенка. Они, а также родная земля нуждаются в защите.
Посередине – образ воина. Александр Невский в далёкие времена остановил немецких рыцарей, поэтому он может вдохновить защитников на войну с фашистскими захватчиками. Его фигура монументальна – это память о русских богатырях. Стяг с лицом Христа напоминает о святости русской земли. Он стоит, опираясь на меч, — враги должны погибнуть от того меча, с которым пришли. За его спиной – родная земля, которую надо защитить. Тематическим картинам и портретам в исполнении мастера свойственны одухотворённость и собранность образов, строгость композиции и рисунка. Интерес к творческим личностям характерен для атмосферы этого периода.
- < Назад
- Вперёд >
Александра Экстер
Живописец, график, художник театра и кино, дизайнер, основоположник стиля ар деко Александра Александровна Экстер (в девичестве Григорович) родилась в 1882 году в городе Белостоке Гродненской губернии в семье чиновника-белоруса.
Еще до окончания Киевского художественного училища она вышла замуж за известного адвоката Николая Экстера. Художница организовала в своем доме салон-мастерскую, которая стала местом встреч представителей киевского авангардного искусства. В 1907 году она уехала в Париж, где обучалась в академии Гран-Шомьер и посещала класс портретиста Карло Дельваля. Во время этой поездки у нее сложились дружеские отношения с Пабло Пикассо, Гийомом Аполлинером, итальянскими футуристами.
Экстер участвовала в крупнейших выставках авангардного искусства в России, Франции, Италии. В тот период художница много путешествовала, что находило отражение в ее творчестве. В 1908 году она помогала поэту и художнику Давиду Бурлюку организовать в Киеве выставку «Звено».
В 1915 году Экстер вступила в группу Казимира Малевича «Супремус». Когда Малевич писал свои первые супрематические картины и никого не пускал в мастерскую, только Александра Экстер приходила к нему беспрепятственно, и Малевич мог беседовать с ней часами. После революции 1917 году Экстер вернулась в Киев. В Одессе от холеры умер ее муж, однако это не сломило ее. Вместе с начинающим художником Рабиновичем она открыла мастерскую декоративного искусства, давала уроки живописи.
Занавес для московского Камерного театра, созданный Александрой Экстер.
Вскоре Экстер вышла замуж за московского актера Некрасова и переехала жить в Москву. Вместе с Верой Мухиной она оформила павильоны для I Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставки в Москве. Как дизайнер сотрудничала с Московским ателье мод, работала над созданием парадной формы Красной Армии. В 1924 году участвовала в организации советского павильона на XIV Международной биеннале искусств в Венеции. В 1925-1930 годах по приглашению Фернана Леже преподавала в Академии современного искусства в Париже. Больше в Советский Союз она не возвращалась. Александра Экстер заслужила известность во многом благодаря своим эскизам, в которых органически соединены принципы кубизма, конструктивизма и модерна.
Тема войны в живописи
В живописи послевоенного времени сер. 1940 — кон. 1950-х в живописи ведущие позиции занимает тема войны, как нравственного и физического испытания, из которого советский человек вышел победителем. Развивается историко-революционный, исторический жанры. Основной темой бытового жанра становится мирный труд, о котором мечтали долгие военные годы. Полотна этого жанра пронизаны жизнерадостностью и счастьем. Художественный язык бытового жанра становится повествовательным и тяготеет к жизнеподобию. В последние годы этого периода пейзаж тоже претерпевает изменения. В нём возрождается жизнь края, вновь укрепляется связь между человеком и природой, появляется атмосфера умиротворённости. Любовь к природе воспевается и в натюрморте. Интересное развитие получает портрет в творчестве разных художников, для которого характерна передача индивидуального. Одними из выдающихся произведений этого периода стали: «Письмо с фронта» А.И. Лактионова, произведение, подобное окну в лучезарный мир;
Письмо с фронта. А.И. Лактионов. 1947
композиция «Отдых после боя», в которой Ю.М. Непринцев добивается такой же жизненности образа, как и А.И. Лактионов;
Отдых после боя. Ю.М. Непринцев. 1951
работа А.А. Мыльникова «На мирных полях», радостно ликующая о прекращении войны и о воссоединении человека и труда;
На мирных полях. А.А. Мыльников. 1953
самобытный пейзажный образ Г.Г. Нисского — «Над снегами» и др.
Г.Г. Нисский. Над снегами. 1964
Михаил Савицкий
Пожалуй, никто из современных белорусских художников не достиг такого признания, как Михаил Савицкий. Народный художник СССР, Герой Беларуси, да и в целом символ белорусского искусства ХХ века.
Михаил Савицкий родился в 1922 году в деревне Звенячи на Витебщине. Окончив среднюю школу, он поступил в артиллерийское училище, откуда сразу попал на фронт. Двадцатилетним юношей впервые увидел смерть, пережил гибель своих друзей, попал в плен и побывал в концлагерях Бухенвальд, Дахау, Митэльбау, Дора.
Жизнь военнопленного наложила на Савицкого отпечаток. По воспоминания близких, он до конца жизни был в своем поведении аскетом, предпочитая простые продукты, работая без праздников и выходных. Даже топчан, стоявший в мастерской художника, был чем-то похож на лагерные нары.
Чудом оставшись в живых, после войны Савицкий вернулся в Минск. В 1955 году он окончил Минское художественное училище. Затем получил высшее образование в Институте имени Сурикова в Москве (многие искусствоведы считают, что именно здесь выработался неповторимый стиль художника).
Полотна на военную тематику составляют большую часть художественного наследия Савицкого. К наиболее значимым произведениям относятся «Партизанская мадонна», «Партизаны», «Казнь», «Поле», а также картины цикла «Цифры на сердце» и цикла «Черная быль» (посвящен Чернобыльской трагедии). В центре творчества стоит человек со своим миропониманием, моралью и характером в сложном диалектическом развитии.
Нередко работы Савицкого обвиняли в чрезмерной мрачности. Говорили, что они слишком тяжелы для восприятия. У художника в ответ на эти упреки было свое объяснение. Он считал, что предназначение живописца состоит в том, чтоб доносить общезначимые вещи. Савицкий вспоминал, что в детстве он часто играл с жеребенком. Это было светлое, доброе воспоминание, которое могло бы быть сюжетом для его картины. Но так и не стало, потому что принципы Савицкого не давали ему права писать картины о личном счастье, когда народ проходил через страшные испытания военного времени.
Текст и коллажи подготовила Кристина Долголаптева
Всеволод Аверин
Автолитография «Звери зоосада» Всеволода Аверина
Всеволод Григорьевич Аверин (1889 — 1946 гг.) родился в Харькове. Один из самых известных советских художников, книжный иллюстратор, член Ассоциации художников. Учился в Харьковском художественном училище, после чего проходил обучение у К. Киша и Е. Штейнберга.
Всеволод Аверин с 1927 года участвует в областных, всесоюзных и зарубежных выставках. Картины художника были выставлены на пяти персональных выставках: в 1936 году, в 1937 году, в 1949, 1992 и 1999 годах (после смерти художника). Аверин — яркий представитель харьковской художественной школы, работал в жанре реализма. Большинство картин — изображения животных в технике литографии, а также картины в жанре пейзажа и портрета.
Самые популярные работы: пейзажи «По Осетии», «Крым», портреты Николая Некрасова, Александра Пушкина, Николая Чернышевского, «Тигрица», альбом «Звери зоосада», серия «Олени у ясел», «Телята», «Рыбы».
Аверин проиллюстрировал большое количество детских книг, считается автором иллюстраций к «Атласу анатомии человека».
Витольд Бялыницкий-Бируля
Работы одного из создателей жанра мемориального пейзажа, передвижника Витольда Бялыницкого-Бирули хрянятся в музеях и частных коллекциях по всему миру, включая Третьяковскую галерею (картины «Из окрестностей Пятигорска», «Весна», «Лед прошел», «Задумчивые дни осени», «Нивогэс», «Белоруссия. Вновь зацвела весна»), художественные музеи Минска, Костромы, Нижнего Новгорода, Красноярска, Воронежа, Томска, Челябинска, Ставрополя, Семея, Сочи, Одессы, Днепропетровска, Киева, Могилева и Белынич и т.д.
Витольд Каэтанович Бялыницкий-Бируля родился в Белоруссии в местечке Бялыничи в 1872 году. Семья часто меняла место жительства. Первые уроки живописи он получил в Киеве. Эти знания пригодились Бялыницкому-Бируле в семнадцатилетнем возрасте при поступлении в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. В это время художник увлечен пейзажем (впоследствии исследователи его работ будут говорить о влиянии Исаака Левитана).
На ежегодных ученических выставках картины Бялыницкого-Бируля обращали на себя внимание. Благодаря им в 1897 году его картину «Из окрестностей Пятигорска» приобрел для своей тогда уже знаменитой галереи Павел Третьяков
Это было крупнейшим событием в биографии молодого художника, только вступившего на самостоятельный творческий путь.
С 1897 года художник начинает показывать свои картины на выставках Московского Общества любителей художеств и Московского Товарищества художников. Наконец, в 1899 году произведения Бялыницкого-Бирули появляются на Передвижной выставке, и в скором времени он становится членом Товарищества передвижников. Через четыре года получает звание академика живописи. В 1910-е годы Бялыницкий-Бируля участвует в выставках в Западной Европе, где удостаивается престижных наград.
В тот же период художник приобретает участок земли в Тверской губернии на берегу озера Удомля, недалеко от мест, где часто работал Левитан. Там он строит дом с мастерской. В 1917 году Бялыницкий-Бируля открывает художественную школу для крестьянских детей. Художник много путешествует по стране и продолжает традиции русского импрессионизма. Он пишет этюды на Азовском море, трижды посещает Заполярье. В 1930-х годах создает индустриальные пейзажи. В 1936-1937 годах Бялыницкий-Бируля создает цикл картин по местам жизни Александра Пушкина, Михайловскому и Тригорскому.
Великая Отечественная война нашла отражение в полотнах «Красная Армия в лесах Карелии» и «По следам фашистских варваров». В конце 1940-х годов Бялыницкий-Бируля создал цикл белорусских пейзажей, в которых леймотивом прозвучало возрождение природы от войны.
Институту ядерных исследований НАН Украины
Институт ядерных исследований
И напоследок, не помешает пройтись к Институту ядерных исследований на проспекте Науки 47. Тут можно увидеть еще одну творение Зубченко и Пришедько — “Кузнецы современности” (1972-74 гг.), в которой художники прославляют ученых и их работу над тайнами атомного ядра. Интересно отметить, что эта пара создала множество мозаичных панно для зданий разных институтов АН Украины, что стоит отдельного внимания.
Перечисленные выше мозаики составляют лишь малую часть всех монументальных сокровищ, которые разместились на столичных фасадах и отображает не только историю Киева, но и всей Украины.
Мозаика — это предмет монументального искусства, очень масштабного и долговечного, который ярко впитывает в себя особенности эпохи. Они как большие книги на стенах домов, в каждой из которых хранятся детали жизни и мировоззрения той эпохи.
Анастасия Уразбаева