Материалы по теме
00:07 — 4 февраля 2017
Прийти, увидеть, не понять
Где искать пятичасовые очереди и чего избегать православным верующим в 2020 году Но не закончилась. Тема требует продолжения. Ее нельзя считать закрытой хотя бы потому, что впереди нас ждет, как уже сказано, еще одно исследование на оттепельную тему — выставка «Лицом к будущему», посвященная европейскому искусству 1945-1968 годов. Проект, подготовленный независимым берлинским куратором Экхартом Гилленом, знаменитым венским акционистом, а сегодня — главой Центра искусства и медиатехнологий в Карлсруэ Петером Вайбелем и Данилой Булатовым из Пушкинского музея, уже полгода путешествует по Европе. В ГМИИ он откроется в марте. Независимое советское искусство там будет представлено как часть европейского — это будет еще один взгляд на нашу оттепель. Издалека.
Культура в СССР в период «оттепели»
Отрезок отечественной истории, который имеет тесную связь с персоной Никиты Сергеевича Хрущева, историки зачастую именуют «великим десятилетием». Происходящие в этот временной промежуток изменения затронули не только области политики и экономики, но и культуру, науку, образование, а также иные сферы духовной жизни социума.
Замечание 1
Значение данного периода, особенно в области культурного развития страны, выдается далеко за рамки реформаторского движения самого Хрущева. Самым емким и образным определением данной эпохи стало название художественного романа Ильи Эренбурга «Оттепель», который увидел свет в 1954 году.
Самое значительное событие, радикально повлиявшее на сознание общества, была трансформация идеологии, которая была вызвана критикой сталинского правления. В годы «оттепели» было сформировано целое поколение интеллигенции Советского Союза, которое воспитали в стиле критики «деформаций социализма», которые непосредственно связанны с особой Сталина.
Чуть позже, представителей данного слоя либеральной интеллигенции станут именовать «шестидесятниками». В отрасли культуры четко обрисовались свойственные тому времени черты противоречия, когда послаблениям в идеологии пришли на смену грубое администрирование, когда руководители партийного аппарата нагло и напрямую вмешивались в ход художественного творчества и научные поиски, по-старому думая, что культуре и науке следует обслуживать лишь интересы политики, учитывая задачи пропаганды коммунизма.
ВЫСТАВКА «СОКРОВИЩА НУКУСА»
В Государственном музее изобразительных искусств имени А.С. Пушкина представлено более 250 произведений среднеазиатского советского искусства — авангардистов, кубофутуристов, а также выпускников Высших художественно-технических мастерских, собранных Игорем Савицким для Музея искусств в Нукусе. Посетители увидят работы объединения «Бубновый валет» и картины представителей туркестанского авангарда: Николая Карахана, Урала Тансыкбаева, Александра Волкова. Кроме живописных полотен в Москву привезли также предметы археологии и произведения декоративно-прикладного искусства: полихромную керамику XIII–XIV веков и глиняную скульптуру, гончарные изделия и миниатюрные сосуды.
Подробнее о выставке «Сокровища Нукуса».
Начало процесса
Первыми событиями, которые можно отнести к Оттепели Хрущева можно считать амнистию 1953 года и прекращения ряда дел сталинского периода, например, Ленинградского или “Дела врачей”.
Рис. 1. Никита Хрущев.
В большей степени советские граждане почувствовали оттепель с 1956 года, когда началась критика “культа личности” Сталина. Это совпало с внешнеполитическими событиями, например, с нормализацией отношений Австрией и с Югославией и ее лидером Тито, так как при Сталине его считали едва ли врагом, как и страны НАТО. С 1953 года началась проверка дел и реабилитации бывших заключенных, а также расстрелянных, особенно, в 1930-ые годы, среди них были и бывшие маршалы – Тухачевский, Блюхер, Егоров. В 1957 году началось возвращение в места своего проживания депортированных народов:
- Балкарцев и карачаевцев.
- Чеченцев и ингушей.
- Калмыков.
Были восстановлены их республики, но на другие народы эти меры не распространились. Это относится к корейцам, болгарам, понтийским грекам, курдам, крымским татарам, немцам Поволжья.
Однако, такие меры не мешали власти в 1956 году подавлять просталинские выступления в Тбилиси или преследовать Бориса Пастернака за публикацию романа “Доктор Живаго” в Италии.
К 1957 году СССР покинули все иностранные военнопленные. В том же году запрещено присвоение населенных пунктам и объектам народного хозяйства имен живых государственных деятелей. Также был снят запрет 1936 года на аборты и проведен VI Всемирный фестиваль молодежи и студентов.
Рис. 2. Хрущев Никита.
По залам Государственной Третьяковской галереи (1979)
3064
144
9
00:26:56
08.09.2021
По залам Государственной Третьяковской галереи
Московский предприниматель Павел Третьяков приобрел картину художника Николая Шильдера «Искушение» в 1856 году, этот год считается годом основания Третьяковской галереи. Свою богатейшую коллекцию русской живописи он передал в дар Москве в 1892 году. Сегодня Государственная Третьяковская галерея – один из крупнейших музеев мира.
Фильм знакомит с историей создания музея и его уникальной коллекцией художественных произведений русского и советского изобразительного искусства.
#НаучноПопулярныйФильм
Центрнаучфильм. По заказу Гостелерадио СССР, 1979
Автор сценария — Н. Баркова
Режиссер — Н. Никитин
Оператор — П. Тартаков
Оператор — Эдгар Уэцкий
#гостелерадиофонд #ТретьяковскаяГалерея #музеи #ИзобразительноеИскусство
Подписаться на канал «Советское телевидение»: 🤍
Наши группы в соцсетях:
Facebook: 🤍
VK: 🤍
ОK: 🤍
Приложение для смартфона «Радио. XX век»
Google Play: 🤍
App Store: 🤍
Полет на Солярис из выставки в ГТГ «На Крымском валу» лето/осень 2019 Выставка #свободный_полет
18
1
00:00:34
22.12.2020
Выставка «Свободный полет» в ГТГ на Крымском валу (Западное крыло). Восхищает организация проекта в лице Музея AZ в содружестве с Новой Третьяковской. Особое слово благодарности — Саше Долгину, медиахудожнику и #Ираиде Юсуповой (Iraida Yusupova), композитору, чье творчество для меня трепетно близко, с которыми я имела счастье лично познакомиться осенью 2014 года.
Выставка представляет из себя пространство невероятное по наполненности: изображением, звуком, воздухом и светом. Многометровой высоты медиа-полотна кино-экраны напоминают своей монументальностью убранство древних соборов. Звуки музыки наполняют и захватывают с первых шагов по затемненному пространству. В проекте звучит музыка И.С. Баха, Э. Артемьева, Н. Каретникова, К. Пендерецко, Ираиды Юсуповой. Зал с с освещенными, подобно иконам, киноэкранами с фрагментами фильма «Андрей Рублев» Александра Тарковского — первый из трех тематических частей выставки.
Встречает вошедшего свет мультимедийного полотна — знаменитая «ожившая» благодаря таланту медиахудожника фотография- режиссер Андрей Тарковский с оператором Вадимом Юсовым. Гениально вписывающееся в концепцию выставки мультимедиа-полотно Саши Долгина, которого мы недавно потеряли…
Вторая часть экспозиции — воссоздание прекрасного выставочного проекта «Предвидение» 2016 года (музей АЗ совместно с фондом «Два Андрея» в электротеатре Станиславский), в год 30-летия аварии на Чернобыльской АЭС.
Наполненное скрытыми параллелями, ассоциациями , предчувствуиями пространство выставки повествует о возможности предчувствия катастрофы художником Петром Беленком, родившемся под Чернобылем, о сходстве сталкерской «Зоны» и «зоны отчуждения» в Припяти после аварии на Чернобыльской АЭС и о настоящем творческом подвиге фотографа Виктории Ивлевой, спустившейся спустя четыре года после катастрофы в зону четвертого реактора.
«Там стояла мертвая тишина, стрелы солнечных лучей из дырок в саркофаге и танцующая в этих стрелах мелкая пыль превращали этот апокалипсис в какую-то странную театральную красоту. Никогда в жизни я больше не видела такой красивой и такой смертельной сцены
«🤍 — так описала фотограф Ивлева свои ощущения во время съемки серии снимков, удостоенной самой высокой награды World Press Photo Golden Eye.
Электроакустическая композиция Ираиды Юсуповой»Китеж-19″ (2005), сопровождающая визуальный ряд этого раздела выставки, как нельзя лучше вписалась в его концепцию. Китеж- ушедший город, ассоциируется с закрытыми городами советского союза, в которых проходили научные эксперименты.
По словам куратора выставки, «Беленок изобрасил катастрофу, Тарковский визуализировал Зону, Ивлева зафиксировала реальность»
Синтетический арт-объект — космический корабль «Солярис» (третий раздел выставки — «Новый полет на СОЛЯРИС») с потрясающими движущимися работами Александра Долгина в рамах-иллюминаторах, совершенно точно отражают концепцию выставки: полета и движения, горения жизни и дуновения воздуха. По словам искусствоведа Сергея Соловьева, редактора издательского проекта в музее AZ, «Мы чувствуем ту же стихию весеннего возрождения, о которой постоянно говорят применительно к Ренессансу ХV-XVI веков. В этой стихии творческого подъема и обновления- главное послание нашему веку, которое в полной мере нашло воплощение в трилогии «Свободный полет», о которой постоянно говорят применительно к Ренессансу XV-XVI веков. Благодаря мультимедиа «живописи» в прямом смысле одивают полотна художников нон-комформистов 1960-1980-х гогдов ХХ века: Дмитрия Плавинского, Юло Соостера, Владимира Яковслева, Франсиско Инфанте, Анатолия Зверева. Помещая фрагменты картин художников, а так же фрагменты кинохроники Тарковского в движущуюся , дышащую среду искусство медиа-живописи приобрело для меня особый смысл. Подобно мыслящему океану Солярис, мультимеработы медиахудожника Александра Долгина вдыхают жизнь в полотна, наделяя их светом, движением, вневременной жизнью.
Противоречивость оттепели
Хрущевская оттепель обычно описывается в учебниках весьма однобоко — позитивные изменения в стране, позволившие сформировать советскую культуру и правовое гражданское общество. На самом деле вопрос значительно сложнее, и негативного в нем не меньше чем позитивного.
Противоречия хрущевской Оттепели это очень важная тема, которую нужно хорошо понимать. Когда говорят, что Хрущев спас СССР от сталинской тирании, это не соответствует фактам. Ведь нормы устройства социалистического общества, принципы развития экономики и многие другие вопросы кардинально не изменились. Вопрос Оттепели нужно рассматривать с точки зрения борьбы за власть после смерти Сталина. Эту борьбу выиграл Хрущёв, но чтобы удержать власть ему были нужны свои люди, а для этого нужно было убрать старые кадры. Устраивать массовые перестановки без ненужных вопросов и обвинений можно было только при твердом логическом их обосновании. Для этого и была придумана десталинизация. В действительности же формировалась личная власть Хрущева и формировалась система, при которой элита получила гарантии сохранение своих должностей, чего не было ранее. В результате элита встала на сторону Хрущева. Поэтому Оттепель в СССР это не просто вопрос культурного и духовного изменения, это вопрос изменения системы власти, которая в том числе и привела к распаду Советского Союза.
Предпосылки хрущевской оттепели
Вообще оттепель началась сразу же после смерти Сталина в 1953 году. Тогда к власти пришел Георгий Маленков, закрывший крупные и резонансные дела и начавший амнистию политических заключенных и осужденных за мелкие дела. Однако в годы правления Маленкова Сталин все еще почитался великим лидером, в тот период его часто изображали рядом с Лениным. Похоронен он был в мавзолее на Красной площади.
На двадцатом съезде КПСС в 1956 году Никита Сергеевич Хрущев впервые выступил с резкой критикой Сталина. Доклад назывался «О культе личности и его последствиях». В нем Хрущев говорил о сталинских репрессиях, а затем провозгласил курс на мирное сосуществование с капиталистическим миром. Именно Хрущев начал налаживать отношения с Югославией, разорванные при Сталине.
Новый курс горячо поддержали партийные представители. При Сталине номенклатура КПСС не была защищена от репрессий: многие видные партийные деятели были арестованы, сосланы или расстреляны. Люди жили в постоянном страхе за собственную жизнь и жизнь своих семей. Политика Хрущева пришлась им по нраву. Многие заключенные в СССР и странах социалистического лагеря, получившие сроки как «враги народа» были реабилитированы. На Родину стали возвращаться народы, депортированные в другие регионы в 1930-1940 годы.
Какие еще изменения вносились на заре хрущевской оттепели?
- Смягчилось трудовое законодательство: теперь опоздания, прогулы и самовольный уход с территории предприятий или учреждений не подлежал судебной ответственности;
- Были помилованы и отправлены домой тысячи немецких и японских военнопленных, трудившихся на стройках Советского Союза;
- К власти в странах социалистического лагеря пришли либеральные лидеры;
- Была достигнута договоренность о нейтралитете Австрии, из нее вывели оккупационные войска;
- Было запрещено присвоение городам и заводом имен партийных деятелей при их жизни;
- Из Уголовного Кодекса исчезло понятие «враг народа».
- В 1961 году тело Сталина вынесли из мавзолея и захоронили у стены Кремля.
Нужно отметить, что при Хрущеве развенчание культа личности шло плавно. Сталина все еще почитали, как видного партийного деятеля, сплотившего страну в трудные для нее годы. Но вместе с тем его методы уже не боялись критиковать, открыто говоря о перегибах и ошибках бывшего советского лидера.
Оттепель была довольно противоречивым периодом. Некоторые склонны утверждать, что Хрущев спас страну от сталинской тирании. Но при этом не произошло глобальных изменений в устройстве советского общества. Зато произошел ряд кадровых перестановок, которые невозможно было бы провести без развенчания культа личности. Некоторые историки склонны считать, что именно оттепель заложила фундамент для перестройки и косвенно стала причиной распада Советского союза.
Современная деятельность
Здание Третьяковской галереи располагается в Лаврушинском переулке, доме под номером 10. Среднее количество посетителей насчитывает более полутора миллионов людей в год. Третьяковская галерея имеет несколько филиалов, в состав которого входит Инженерный корпус, несколько домов – музеев и даже храм в Толмачах. В 2014 году начались работы по возведению еще одного филиала, который будет располагаться в районе Кадашевской набережной.
В самой галерее представлено несколько экспозиций:
- Искусство Древней Руси 12-17 веков;
- Искусство 18 века;
- Искусство 19 века;
- Искусство начала 20 века;
- Искусство СССР и сокровищница.
Сама галерея состоит из 106 залов, экспозиции в каждом из них тщательно подобраны по живописцам и эпохам.
Наука
Быстрые темпы развития научно-технического прогресса оказали ощутимое влияние на научную сферу Советского Союза. Особенное место в данный период отводилось теоретической физике. Успехи ученых-физиков Советского Союза получили огласку и широкое признание по всей планете.
Пример 2
Обладателями Нобелевских премий стали П. А. Черенков, И. Е. Тамм, И. М. Франк за открытие и объяснение эффекта люминесцентного излучения Вавилова-Черенкова (1958 год); Л. Д. Ландау за создание теории жидкого гелия (1962 год); Н. Г. Басов и А. М. Прохоров за опыты в сфере квантовой электроники (создание лазера и мазера, 1964 год).
В 1957 году в Советском Союзе впервые начал свою работу мощнейший ускоритель элементарных частиц — синхрофазотрон. Данное практическое открытие стало началом развития нового направления науки — физики высоких и сверхвысоких энергий, что, со своей стороны, повлекло за собой создание принципиально новых отраслей народного хозяйства: атомной промышленности и энергетики.
Уже в 1954 году была сконструирована и запущена первая в мире атомная электростанция (АЭС), расположенная в подмосковном научном центре Обнинске. Позже начали строительства более крупных Воронежской, Белоярской и Сибирской АЭС. В 1957 году отплыл от берегов первый в мире атомоход — ледокол «Ленин». Весомые и важные открытия сделали советские ученые в сферах автоматики и телемеханики, квантовой электроники, вычислительной техники и кибернетики, радиоэлектроники, физики полупроводников.
На стыке 1950-1960-х годов методы математического моделирования, которые разработали В. С. Кулебакин, Н. М. Крылов, Н. Н. Боголюбов, стали использовать в таких науках как биология, языкознание и даже история. Нобелевскую премию в 1956 году получил за свои труды академик Н. Н. Семенов, работающий в сфере теории цепных реакций. Успехи и высокие результаты в сфере теоретической химии дали возможность создавать новейшие сверхпрочные материалы — полимеры.
Вместе с физикой, химией и математикой отмечалось бурное развитие биологии. Но личная протекция Хрущева, оказываемая академику Т. Д. Лысенко жестко останавливала развитие в Советском Союзе таких ее направлений как молекулярная биология, генетика и генная инженерия.
Период «оттепели» вошел в историю мирового технического прогресса как эпоха колонизации космического пространства. С помощью достижений в сфере ракетно-космической техники, Советский Союз превратился на долгие годы в признанного лидера в изучении околоземного пространства.
Нужна помощь преподавателя?
Опиши задание — и наши эксперты тебе помогут!
Описать задание
4 октября 1957 года на базе сконструированных советскими учеными и конструкторами во главе с Сергеем Павловичем Королевым баллистических многоступенчатых ракет в Советском Союзе был запущен первый за всю историю человечества искусственный спутник Земли.
А 12 апреля 1961 года стало знаменательной датой для все планеты, так как впервые за всю ее историю на космическом корабле «Восток» летчик-космонавт Юрий Алексеевич Гагарин совершил пилотируемый полет по околоземной орбите, продолжавшийся 108 минут (рисунок 1)
Рис.1 – Гагарин и корабль «Восток»
За три последующих года по программе «Восток» на кораблях этой серии, рассчитанных на одно место, было осуществлено еще шесть полетов, а в 1965 году летчик-космонавт А. А. Леонов впервые вышел в открытый космос.
Значительных успехов советская наука достигла и в отрасли авиастроения.
Пример 3
В 1956 году взлетел первый турбореактивный пассажирский лайнер Ту-104, который был создан под руководством конструктора А. Н. Туполева, а спустя один год в 1957, группой инженеров и конструкторов, возглавляемых С.В. Ильюшиным, был создан четырехмоторный турбовинтовой пассажирский самолет Ил-18, который стал надежнейшим самолетом гражданской авиации Отечества.
Развивающаяся бурными темпами космическая и авиационная техника Советского Союза стала фундаментом для расширения открытий астрономов и астрофизиков. Благодаря искусственным спутникам Земли, советские ученые смогли исследовать внешний радиационный пояс и магнитное поле нашей планеты, а также реализовать создание фотографии обратной стороны Луны, явить миру новые астрофизические объекты.
События оттепели 1959-1964 годов
В 1958 году из советского Уголовного Кодекса удалено понятие “враг народа”, однако, в государстве сохранилась и продолжала применять смертная казнь. В 1962 году была расстреляна демонстрация в Новочеркасске, а в 1964 арестован Иосиф Бродский.
Одновременно с этим началась новая волна гонений на православную церковь, впервые с конца 1930-ых годов. Десталинизация достигла своего пика в 1961 году, когда XXII съезд КПСС в очередной раз осудил культ личности. По всей стране провел массовый демонтаж памятников бывшему руководителю СССР, были переименованы многие города и другие объекты. Полемика по поводу культа личности привела к разрыву в декабре 1961 года дипломатических отношений с Албанией до 1990 года. Тело Сталина вынесли из мавзолея и похоронили около Кремлевской стены.
В 1955-1964 годах заметно ослабла цензура, поэтому начали публиковаться произведения Солженицына. В те годы продуктивно работали следующие кинорежиссеры: Чухрай, Хуциев, Гайдай, Данелия.
Концом “Оттепели” принято считать осень 1964 года, когда Хрущева сняли со всех руководящих постов. Некоторые ее процессы по инерции продолжались до 1968 года, то есть до подавления выступлений в Чехословакии.
Рис. 3. Никита Хрущев Оттепель.
Что мы узнали?
Кратко о главном о хрущевской оттепели рассказывает школьный курс истории 9 класса. Даже беглого знакомства с ее событиями достаточно для понимания того, что это был неоднозначный процесс. В ряде сфер государство допустило либерализацию, о и репрессивные меры применялись.
-
/5
Вопрос 1 из 5
Коллекция Третьяковки
Собрание экспонатов этого музея считается самым обширным в нашей стране и одним из самых значимых в мире вообще. Государственная Третьяковская галерея, коллекция которой насчитывала уже к 1917 году около четырех тысяч произведений, была, пожалуй, богатейшей в России. Именно поэтому она вызывала такой интерес у многочисленных посетителей.
В дальнейшем она только пополнялась. К 1975 году Государственная Третьяковская галерея, коллекция которой насчитывала уже около 55 тысяч произведений, была одной из самых масштабных в Европе. Регулярно она пополнялась за счет государственных закупок. В наши дни в собрании Государственной Третьяковской галереи можно встретить коллекцию русской живописи, скульптуры, графики, творения зарубежных авторов, а также работы декоративно-прикладного творчества XI-XXI веков.
Отдельно стоит упомянуть коллекцию икон. Здесь представлены иконы XI-XVII веков, в том числе работы Симона Ушакова, Дионисия, знаменитая «Троица» Андрея Рублева.
Много знаменитых картин второй половины XIX века можно встретить в Третьяковке. Здесь самая богатая коллекция передвижников. Среди них произведения Крамского, Перова, Савицкого, Маковского, Саврасова, Поленова, Шишкина, Васнецова.
Немало картин Ильи Репина, среди ниж уже упоминавшаяся в этой статье «Иван Грозный и сын его Иван», «Не ждали». Многим знакомы творения Сурикова «Меншиков в Березове», «Боярыня Морозова», «Утро стрелецкой казни», а также произведения Антокольского и Верещагина.
Широко представлено советское искусство. Тут знакомые всем и каждому Грабарь, Кукрыниксы, Коненков, Серов, Мухина, Бродский.
Государственная Третьяковская галерея, коллекция которой насчитывает более 60 тысяч произведений в наши дни, остается самым притягательным местом для многочисленных поклонников искусства со всего света.
Изменения в культуре
Оттепель во многом затронула литературу и искусство в СССР. именно в это время начали публиковаться стихи Есенина, вернулись в издательства произведения Ахматовой, Зощенко и других. Начал издаваться журнал «Новый мир», в котором публиковалось то, что еще несколько лет назад было под запретом. Внешне — наступила свобода слова. Но эта свобода была крайне избирательной. Показательным является пример Бориса Пастернака.
В 1957 году роман Пастернака «Доктор Живаго» был издан на Западе. Роман фантастический, но действительно интересный и стоящий — рекомендую к прочтению. В нем описывается гибель России и ее интеллигенции в годы Гражданской войны. В 1958 году за «Доктор Живаго» пастернак получил Нобелевскую премию по литературе. В самом СССР роман был запрещен, в газетах велась травля автора, а самого Пастернака исключили из Союза писателей. В результате он был вынужден отказаться от Нобелевской премии, признать недопустимость публикации подобных произведений, тем более за границей. Однако травля писателя была столь сильно, что уже в 1960 году он умер. Это один из примеров избирательного подхода хрущевской оттепели.
Тем не менее оттепель имела и ощутимые позитивные изменения для литературы — появилось множество новых поэтов: Рождественский, Евтушенко, Окуджава, Вознесенский, Ахмадулина и другие. В музыкальных произведениях Окуджавы и Высоцкого появились первые нотки свободы человека как члена общества.
Как вы относитесь к выставке «Оттепель» в Третьяковской галерее?
Я плохо отношусь к этой выставке. Если представить себе человека, который именно с нее получил информацию об искусстве 60-х – он бы решил, что это такое безвременье, породившее чахлое, невнятное и невыразительное искусство. Может так и есть?
Но вот практически одновременно выставка про европейское искусство 1945-68 годов в Пушкинском музее, где те же самые русские художники выглядят мощными интересными и абсолютно не вторичными по отношению к своим современникам – европейцам.
Или выставка в Музее Москвы с таким же названием «Оттепель». Имея гораздо меньше доступа к работам художников того времени, чем Третьяковка, они сделали упор на создание атмосферы того времени. Выдвинули гипотезу, что визуально это время отображено не столько в искусстве, сколько в дизайне предметного мира и архитектуре, воссоздали его и уже потом внедряли работы художников как ключ к пониманию.
Что мы видим в Третьяковке? Некое противопоставление официального и неофициального искусства. Экспозиция сделана так, что нонконформисты (а это большие художники – Рогинский, Белютин, Инфанте, Золотников) на фоне официальных масштабных полотен секретарей союза художников – выглядят как неряшливые бумажки из подвала.
Дело в том, что действительно очень важные и значительные работы делались в условиях андеграунда и вытащенные из каморок и хрущевок в один из лучших по пространству залов новой третьяковки они потерялись. Вместо того, чтобы создать небольшие энергичные сгустки пространства, посвященные персонам, работы разбросаны так, что неопытному зрителю вообще непонятно – зачем они здесь, в некоторых случаях они терялись на фоне активных экспликаций и архивного видео.
Думаю, кураторы не чувствуют и не понимают это искусство, ну или если и понимают, то не любят.
У меня даже появилась аналогия с довоенной «дегенеративной выставкой» – когда фашисты сделали экспозицию с намерением дискредитировать модернизм.
Между тем, эта выставка могла бы стать очень важной и объясняющий. Все-таки Третьяковка музей популярный, а значит, миссия просвещения простой публики – одна из главных для нее
Можно было обойтись без сурового стиля и официального искусства вообще, тем более что он представлен в экспозиции «искусство 20-го века», нужно было создать более камерную атмосферу для искусства нонконформистов и сделать ее как серию персональных проектов, так, чтобы внимание концентрировалось на личностях. Или наоборот, как в Музее Москвы – создавать атмосферу этих выставок в клубах научных институтов
Почему это так важно? Сегодня в большинстве музейных экспозиций публика видит и умеет различать Modern Art и Contemporary Art. Модерн Арт все любят, знают, понимают
Матисс-Пикассо-Ротко и вплоть до поп-артистов. Контемпорари Арт вызывает вопросы, с ним спорят, ему отказывают в статусе искусства, не понимают.
Художники нонконформисты, художники оттепели для российской публики могли бы стать мостиком – логичным заполнением провала между этими двумя совокупностями. То есть эта выставка могла бы стать ключом для понимания современного искусства тем, кто любит искусство модернизма.
Оттепель в искусстве и культуре
О том, насколько непоследовательным был курс на либерализацию, можно говорить на примере культуры и духовной жизни страны. Некоторые воспринимали реформы оттепели с откровенной опаской, видя в ней брожение умов и подрыв общественных основ. А «красная» пропаганда при этом продолжала работать на полную мощность. Была развернута целая идеологическая кампания против Бориса Пастернака, который опубликовал свой роман «Доктор Живаго» в Италии, не дождавшись положительного ответа от советских издательств.
Сам Никита Сергеевич Хрущев говорил о том, что «в культуре он сталинист», и любые отклонения от социалистического канона им жестко критиковались. Правда, все-таки была допущена к публикации повесть «Один день Ивана Денисовича», в которой А.И. Солженицын жестко критикует сталинский режим.
Тем не менее, в период оттепели ослабла литературная цензура,а главной платформой сторонников новой идеологии стал журнал «Новый мир».
В период оттепели значительно возросло количество кинолент. Знаковыми режиссерами своего времени стали Георгий Данелия, Михаил Ромм, Эльдар Рязанов, Леонид Гайдай и другие. На огромной территории Советского Союза начала распространяться телетрансляция, а телестудии открывались во многих союзных республиках.
Конец и итоги
Завершением периода принято считать отстранение Никиты Сергеевича Хрущева и переход к руководству Леонида Ильича Брежнева в 1964 году. Однако процесс либерализации был приостановлен за несколько лет до этого: после окончания Карибского кризиса, едва не стоившего миру Третьей мировой, начались сворачиваться хрущевские реформы.
Был остановлен процесс развенчания культа личности Сталина, а в связи с празднованиям двадцатилетия победы в ВОВ был запущен процесс возвеличивания подвига простого советского народа. Личность Сталина больше не подвергалась жесткой критике, вопросы об «отце народов» старались обходить, и в 1976 году в третьем издании Большой советской энциклопедии Иосифу Виссарионовичу была посвящена нейтральная по тональности статья. В 1979 году, по случаю ста лет со дня рождения Сталина, было выпущено несколько сдержанных статей, но никаких торжеств проводить не стали.
После ухода Хрущева массовые репрессии, к счастью, не были возобновлены. Сам Никита Сергеевич до последних дней оставался членом партии.
Ряд исследователей склонны считать, что завершением оттепели стали события Пражской весны, а значит закончилась она только в 1968 году.
Оттепель кончилась, наступала эпоха Брежнева. Прежние либеральные свободы закончились, и распространять свои идеи диссиденты могли только через контр-культуру и неофициальные источники — такие, как «Самиздат».
Тесты по обществознанию
- Короткий тест по обществознанию
- Тест по терминам в обществознании
Тесты по русскому
- Тест на грамотность
- Тест на перенос слов
Тесты по истории
- Тест по Второй мировой войне
- Тест по истории СССР
- Тест по Всемирной истории
- Тест по Царской Руси
- Тест по Удельной Руси
- Тест по современной истории России
Классы
- 11 класс
- 10 класс
- 9 класс
- 8 класс
- 7 класс
- 6 класс
- 5 класс
- 4 класс
- 3 класс
- 2 класс
- 1 класс
Предметы
- Русский
- Общество
- История
- Математика
- Физика
- Литература
- Английский
- Информатика
- Химия
- Биология
- География
- Экономика
Сервисы
- Математические калькуляторы
- Демоверсии ЕГЭ по всем предметам
- Демоверсии ОГЭ по всем предметам
- Списки литературы онлайн
- Расписание каникул
Онлайн-школы
- Умскул
- Фоксфорд
- Тетрика
- Skypro
- Учи Дома
СССР
- Список правителей СССР по порядку и годы их правления
- Периоды развития Советского Союза. Самое главное
- Кратко о распаде СССР
- Перестройка в СССР: предпосылки, этапы, значение
- Массовые репрессии в СССР
- Массовая индустриализация в СССР
- Коллективизация в СССР: причины, ход, итоги
- Как появился СССР: предпосылки и проекты
- Гражданская война: причины, этапы, итоги
- Культурная жизнь в XX веке
ЕГЭ по истории
- Кодификатор ЕГЭ с объяснением всех тем
- Перевод первичных баллов ЕГЭ во вторичные. Шкала баллов по заданиям
- Правители от Рюрика до Путина
- Даты всемирной истории для ЕГЭ
- Краткая характеристика всех периодов русской истории
- Демоверсия ЕГЭ с ответами
ОГЭ по истории
- Кодификатор ОГЭ с объяснением всех тем
- Перевод баллов ОГЭ в оценку
- Демоверсия ОГЭ с ответами
- Даты всемирной истории для ОГЭ
Выводы
Подводя итог всему вышесказанному, можно сказать, что социально-экономическая, политическая и духовная жизнь у людей в период «оттепели» улучшилась. Зарплата увеличивалась, места культурного и научного досуга стали повсеместно доступны, товаров в магазинах хватало. В целом, несмотря на свои противоречия, эпоха «оттепели» имела свои положительные стороны и неповторимый исторический колорит.
Список литературы
1. Данилов А.А., Косулина Л.Г., Брандт М.Ю. История России XX – начала XXI в. 9 класс. – М.: «Просвещение», 2012.
2. Измозик В.С., Журавлева О.Н., Рудник С.Н. История России. 9 класс. – М.: «Вентана-Граф», 2012.
3. История русской советской литературы: в 4 т. Т.4. 1954–1965./ под. ред. Л.И. Тимофеева, А.Г. Дементьева. – М.: Наука, 1971.
4. Краткая история советского кино/ ВГИК. – М.: Искусство, 1969.
5. Суворов В. Кузькина мать: Хроника великого десятилетия. – М., 2011.
6. Таубман У. Хрущев. – М.: Молодая гвардия (Жизнь замечательных людей: Сер. биогр.), 2008.
Домашнее задание
1. Какие предпосылки эпохи «оттепели» вы можете выделить? С чем они были связаны?
2. Объясните, в чем заключались противоречия в политической, социально-экономической и духовной жизни СССР в период с 1953 до 1964 гг.
3. Какие новые веяния в науке, образовании, культуре, искусстве и общественной жизни времени правления Н.С. Хрущева вы можете выделить?
Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы Интернет
Развитие образования.
По мере построения основ индустриального общества в СССР сложившаяся в 30-е гг. система образования нуждалась в обновлении. Она должна была соответствовать перспективам развития науки и техники, новых технологий, переменам в социально-гуманитарной сфере.
Однако это входило в противоречие с официальным курсом на продолжение экстенсивного развития экономики, который требовал ежегодно новых рабочих для освоения строящихся предприятий.
Для решения этой проблемы во многом и была задумана реформа образования. В декабре 1958 г. был принят закон, согласно которому вместо семилетки была создана обязательная восьмилетняя политехническая школа. Среднее образование молодежь получала, оканчивая либо школу рабочей (сельской) молодежи без отрыва от производства, либо техникумы, работавшие на базе восьмилетки, либо среднюю трехгодичную трудовую общеобразовательную школу с производственным обучением. Для желающих продолжить образование в вузе вводился обязательный производственный стаж.
Таким образом, острота проблемы притока рабочей силы на производство временно была снята. Однако для предприятий это создавало новые проблемы с текучестью кадров и низким уровнем трудовой и технологической дисциплины среди молодых рабочих.