Самая дорогая картина в мире и почему люди готовы выкладывать сотни миллионов за полотна?

Самые дорогие картины русских художников

Казимир Малевич — Супрематическая композиция, 60 млн

По сути, все, что когда-либо выходило из-под кисти отца мирового супрематизма, стоит миллионы. Но «Супрематическая композиция» стоит особняком благодаря репутации. Во время первого же своего появления работа шокировала своей дерзостью и искушенных искусствоведов, и простую публику.

Супрематическая композицияКазимир Малевич

Малевич не скрывал, что гордился «Композицией», и можно предположить, что результаты аукциона «Кристис» в 2018 году его бы порадовали.

«Супрематическая композиция» стала самой дорогой картиной русского художника, когда-либо проданной на аукционах. Приобрела ее международная сеть галерей «Леви Горви».

Василий Кандинский — Картина с белыми линиями, 41,8 млн

К западу от России полотно великого абстракциониста чаще всего фигурирует под немецким названием Bild mit weissen Linien. Под ним оно было продано на аукционе «Сотбис» в 2017 году, став второй по дороговизне картиной Кандинского.

Картина с белыми линиямиВасилий Кандинский

Тем вечером за «Картину с белыми линиями» боролись четыре участника торгов, готовых заплатить не менее $35 миллионов. Повезло британцу Ньюго Нейтану, крупному арт-консультанту, который выложил $41,8 от лица анонимного клиента.

Хаим Сутин — Бычья туша, 28 млн

Натюрморты гнилых мясных туш, амбре которых сводило с ума соседей Хаима Сутина, теперь стоят целое состояние. Один из самых знаменитых, «Бычья туша» (известная также как «Каркас быка»), ушла с молотка в 2015 году: неназванное североамериканское семейство выиграла аукцион «Кристис», заплатив за картину $28,2 миллиона.

Бычья тушаХаим Сутин

Своей яркой, безапелляционной манерой живописи белорусско-русский гений экспрессионизма Сутин вдохновил Фрэнсиса Бэкона и Уиллема де Кунинга.

И по словам представителя «Кристис», щедрый ценник «Бычьей туши» полностью оправдан вниманием рынка к бескомпромиссности сутинского стиля. «В отличие от того же Матисса, по умолчанию приятного глазу любого зрителя, работами сутина трудно просто «любоваться»

Они не собираются быть приятными глазу».

Василий Кандинский — Негнущееся и согнутое, 23,3 млн

Среди самых дорогих художников России Кандинский бьет однозначные рекорды — по крайней мере, по количеству работ, проданных на аукционах XXI века. «Негнущееся и согнутое» попало на «Сотбис» из частной коллекции некоего американца. Его появление на этом аукционе 2016 года стало первым за предыдущий полувек.

Негнущееся и согнутоеВасилий Кандинский

Предполагалось, что шедевр, написанный маслом и песком, уйдет за $18 миллионов, но Кандинский есть Кандинский: неизвестный покупатель выиграл торги при ставке в $23,3 миллиона. Увидит ли публика «Негнущееся и согнутое» на открытой выставке когда-либо еще — неизвестно.

Этюд для импровизации № 8 — Василий Кандинский, 23 млн

К работам, которые считаются знаковыми для определенного периода в творчестве художника, эксперты и инвесторы относятся особенно трепетно. «Этюд для импровизации №8» — яркий пример сдвига в Кандинского в абстракционизм, поэтому и спрос на него оказался соответствующим.

Этюд для импровизации № 8Василий Кандинский

В 2012 году швейцарский трастовый фонд Волькарт продал «Этюд…» за $23 миллиона. Кто именно выиграл торги от «Сотбис», не разглашается.

Алексей Явленский — Шокко, 16,5 млн

Русский по крови и немец по иммиграционным документам Явленский часто медитировал стоя на голове, чтобы постичь глубину Вселенной. Но его уникальный талант проявился гораздо раньше этих упражнений и подарил ему сперва ненависть нацистской Германии, а затем любовь всемирного арт-сообщества.

ШоккоАлексей Явленский

К доказательство этого признания, портрет «Шокко» (он же «Шокко в широкополой шляпе») вошел в число самых ценных работ авторства русских художников. В 2008 году картина ушла с торгов «Сотбис» за $18,6 миллионов, что более чем в два раза превышает ее стоимость на аукционе 2003 года. Владелец «Шокко» неизвестен, но ходят слухи, что картина хранится в России.

Символические образы

Первая и единственная крупная картина маслом с изображением обнаженной натуры, нарисованная Россетти, Venus Verticordia отличается откровенно эротическим символизмом. Она окружена массой роз и жимолости, в викторианский период XIX века был повышенный интерес к Язык цветов, и эти цветы можно было бы понять в этом контексте как чувственные метафоры женской сексуальности / гениталий. Как художник Россетти также использовал цветы розы и жимолости как символы сексуальной страсти. Стрела с золотым наконечником, которую держит Венера, — «стрела Амура», Амур будучи сыном Венеры и бога желаний, он указывает на левую сторону груди и ее собственное сердце. Это наводит на мысль зрителя о вызове неконтролируемого желания.

Золотое яблоко на картине относится к греческой мифологии, поскольку приз, выигранный Венерой (Афродитой) в конкурсе красоты, именуемом Суд Парижа. В греческой мифологии эта история включает события, приведшие к Троянской войне, и в ней Париж (мифология) Мужчина находится под влиянием своего стремления к красивой женщине Елена Троянская — предложила ему Афродита (Венера). Яблоко также подсказывает идею Запретный плод и история искушения Евы грехом в Эдемском саду, как это происходит в Книга Бытия. Эта христианская иконография противоречит ореолу, окружающему Венеру — как обычному знаку святости, а в случае женских фигур — чистоты. Желтые бабочки, восемь из которых летят через венерический ореол, а еще две — на ее руках, могут иметь несколько значений. Бабочки традиционно считались символами души, эти бабочки могут представлять душу Венеры или участие души, а также тела в делах любви и желаний.

Сюжет и образ

Члены «Братства» не избегали евангельских сюжетов, однако больше внимания уделяли не исторической точности, а философским подтекстам и ассоциациям. Их картины отличаются множеством смыслов, обилием значимых деталей, которые открываются зрителю постепенно. Так, собака напоминает о верности, плакучая ива — символ отвергнутой любви, плющ — знак бессмертия и вечного возрождения.

Одним из любимых жанров прерафаэлитов стали женские портреты, возвышенные, таинственные идеализированные. Темой картины часто становилось страдание от предательства или неразделенной любви.

«Золотоволосая муза» прерафаэлитов Элизабет Сиддал была простой продавщицей шляп, когда художник Уолтер Деверелл заметил ее утонченную красоту и пригласил девушку в качестве натурщицы. Миллес писал Элизабет в образе «Офелии», для чего заставил ее лежать в холодной ванне. Замуж, однако, Элизабет вышла за Россетти. Но их брак не был счастливым, а в 1862 году Сиддал умерла, приняв слишком большую дозу лауданума, прописанного ей врачами.

В память о жене Россетти изобразил ее в образе Беатриче из поэмы «Новая жизнь» Данте Алигьери.

№10 «Портрет художника (Бассейн с двумя фигурами)» Дэвид Хокни, $90,3 млн

У картины британца Дэвида Хокни весьма необычная история: ведь на самом деле картин было две. Работу над первой художник начал в 1971 году. Ее идея родилась в результате случайного совпадения: на полу в студии художника оказались две фотографии. На первой был заснят плывущий под водой человек, на другой — мальчик, рассматривающий что-то на земле. Как вспоминал позднее сам Хокни, идея нарисовать две фигуры в разных стилях настолько сильно захватила его, что он тут же начал воплощать ее. Но работа не шла: Хокни постоянно дорисовывал и переделывал картину и в конечном счете уничтожил набросок (этот момент можно увидеть в документальном фильме «Большой всплеск» режиссера Джека Хазана).

В апреле 1972 года Хокни снова решил вернуться к этому сюжету в связи с выставкой в Нью-Йорке, которая должна была открыться через месяц. Он отправился на виллу в Сен-Тропе и сделал там при помощи ассистента сотни фотоснимков у бассейна. Вернувшись в Лондон, он разложил фото на полу рядом со снимками своего друга и любовника Питера Шлезингера и начал рисовать. Он работал две недели подряд практически без остановки, по 18 часов в сутки. Шедевр был закончен в ночь перед отправкой экспонатов на выставку в Нью-Йорк.

В ноябре 2018 года картина была продана на аукционе «Кристис» за 90,3 миллиона долларов после девяти минут торгов. Это сумма стала самой высокой аукционной ценой за произведение живущего художника. Сопредседатель департамента послевоенного и современного искусства «Кристис» Алекс Роттер назвал картину одним из величайших шедевров современной эпохи: «Это одна из тех уникальных ситуаций, когда все — критики, историки и представители рынка — соглашаются, что это картина, которую выбрали бы 9 человек из 10». Имя покупателя картины не раскрывается.

LiveInternetLiveInternet

Воскресенье, 02 Марта 2008 г. 19:58 + в цитатник NADYNROM

все записи автора “Beata Beatrx” – одно из самых известных изображений Элизабет Сиддал, следующее за «Офелией Миллеса». Данте Габриэль Россетти написал картину уже после смерти Лизи. Но, хотя существует легенда о том, что он делал наброски с лица мертвой жены в ту самую трагическую ночь, скорее всего, многие из них были сделаны еще при ее жизни. “Beata Beatrix” должна была увековечить память о ней. Возможно, работа над картиной являлась и одной из попыток загладить чувство собственной вины, которое мучило художника. Россетти, выросший среди царящего в семье культа «Божественной комедии», всю жизнь отождествлял себя с Данте Алигьери. Перенося свое собственное мироощущение на Лиззи, он обязывал ее быть легендарной Беатриче.1864 — 1870 87.5 x 69.3 cm Tate Gallery, London, England


Если мы внимательно всмотримся в лицо Элизабет на картине, то увидим, насколько умиротворенной она выглядит. Создается впечатление, что Лиззи-Беатриче молится. На самом деле, Россетти таким символическим образом стремился запечатлеть момент смерти Лиззи и указать на то, каким образом умерла его возлюбленная. Руки Лиззи-Беатриче открыты и готовятся принять из клюва красного голубя (красный цвет традиционно считался цветом любви) цветок мака. Мак служил источником опиума, без которого невозможно было изготовить ландаум, большая доза которого привела Лиззи к преждевременной смерти. Спор о том, было ли это трагической случайностью или же самоубийством, до сих пор остается открытым. На заднем фоне картины мы видим аллегорические фигуры Любви и Смерти и солнечные часы, указывающие цифру девять. Также есть вторая трактовка заднего плана, по которой две фигуры олицетворяют Данте и Беатриче на фоне моста Понте Веккьо и башни Дуомо, которые находятся во Флоренции. Через несколько лет Россетти написал второй вариант “Beata Beatrx”, более детально прорисовав задний план и изменив лицо Лиззи-Беатриче, сделав его более отстраненным и безжизненным. Также с красной на белую изменил он окраску голубя и убрал нимб над его головой. Зато цветок мака стал красным.1877 — 1882 86.8 x 68.3 cm Birmingham Museums and Art Gallery, Birmingham, UK


P.S. Будем считать это одним из набросков к статье о Лиззи Сиддал, которую я начала писать. P.S. Надеюсь, я еще не замучила сообщество этими сюжетами. Если замучила, скажите сразу=)))

Рубрики: зарубежные творцы живопись

Метки: данте беатриче россетти лиззи сиддал

Нравится Поделиться

Нравится

  • 1 Запись понравилась
  • Процитировали
  • Сохранили
  • Добавить в цитатник
  • Сохранить в ссылки

Творчество Данте Габриэля Россетти

Наиболее известны картины Россетти позднего периода. Их основными чертами являются эстетизм, стилизация форм, эротизм, культ красоты и художественного гения.

С ухудшением душевного здоровья Россетти увеличивается его зависимость от Джейн, он был одержим ею и посвятил ей огромное количество полотен, обессмертив её имя так же, как и имя Элизабет Сиддал.

Среди самых известных его работ — «Дневная греза», «Прозерпина» (1877). Кроме того, он много работал как иллюстратор и оформитель книг, выполнял (сотрудничая с У. Моррисом) эскизы для витражей и панно, обращался к фотографии, монументально-декоративной живописи.

Под влиянием этой работы Моррис написал полотно «Королева Гиневра», изобразив в роли жены короля Артура свою будущую супругу Джейн Бёрден. Моррис и Россетти много раз рисовали эту женщину, находя в ней черты романтической средневековой красоты, которой оба так восхищались. Известны также другие модели Россетти — Фанни Корнфорт, отношения с которой длились на протяжении многих лет, Алекса Уайлдинг.

В 1852 году Россетти посетил выставку фотографий.

Его увлечение нашло выход в серии фотографий Джейн Моррис, сделанных в доме Россетти в Челси в июле 1865 года. Сам фотограф неизвестен, но каждая фотография несет на себе отпечаток художественного вдохновения Данте Габриэля, который сам усаживал модель.

Самые интересные картины

Вообще, продажа и покупка картин это очень интересная тема. В 2018 году на аукционе была продана картина «Портрет Эдмонда Белами», которая полностью написана искусственным интеллектом. Она ушла с молотка за 432 500 долларов и это первый в истории случай продажи картины, нарисованной компьютером. Авторами «компьютерного художника» являются французские студенты, объединившиеся в команду Obvious. Созданный ими искусственный интеллект научился рисовать картины, изучая портреты исторических личностей. Подробнее об этом произведении искусства можно почитать в этом материале.

«Портрет Эдмонда Белами» написанный искусственный интеллектом

Самые дорогие картины Ван Гога

Ирисы — 109,4 млн

Таинственный магнетизм «Ирисов» — не единственная загадка, однажды окружавшая эту картину. Первый рекорд стоимости она установила в 1987 году, во время очередного пика моды на Ван Гога, когда австралийский бизнесмен Алан Бонд отдал за нее $53,9 миллиона на «Сотбис».

ИрисыВан Гог

Бонд называл «Ирисы» «самой важной картиной в мире», но не смог расплатиться за нее полностью и три года спустя перепродал музею Гетти в Лос Анджелесе. Тут и начинается самое интересное

Представители скандально известной семьи Гетти до сих пор отказываются называть сумму, которую они заплатили за эту работу великого датчанина. Но пусть нынешняя оценка «Ирисов» и рассчитана крайне приблизительно, примерно с 50% погрешностью, они все равно считаются самой дорогой картиной Ван Гога.

Портрет доктора Гаше — 82,5 млн

«Желаю, чтобы меня кремировали вместе с этой картиной», однажды заявил Рюи Сайто, японский целлюлозный магнат, купивший «Портрет доктора Гаше» в 1990 году. Он отдал за нее $82,5 миллиона во время трехминутных торгов на «Кристис», но, к счастью, так и не был с ней похоронен.

Портрет доктора Гаше. Первый вариантВан Гог

Незадолго до самоубийства Ван Гог написал два портрета своего лечащего врача Поля-Фердинанда Гаше. Второй утерян, а первый едва не был уничтожен гитлеровским режимом как «дегенеративный».

Портрет доктора Гаше. Второй вариантВан Гог

Все эти факторы повлияли на высокую стоимость работы, которая вернулась в Европу после смерти Сайто. Дом «Кристис» выкупил «Портрет» обратно — за одну восьмую от тех самых $82,5 миллионов. Что, конечно, не повлияло на его фактическую ценность.

Вспаханное поле и пахарь — 81,3 млн

Даже терзаясь душевным и физическим недугом, Ван Гог продолжал находить красоту в обыденности. Поэтому картины, написанные им на пике болезни и незадолго до смерти, ценятся особенно высоко. «Вспаханное поле и пахарь», созданная художником в лечебнице для душевнобольных, последний раз продавалась на аукционе 2017 года, и итоговая ставка значительно обошла прогнозы.

Вспаханное поле и пахарьВан Гог

Эти торги «Кристис» превратились в настоящее четырехминутное сражение. В какой-то момент один из отчаявшихся участников поднял ставку с $42 миллионов сразу до $55-ти. Тщетно: Ребекка Вей, директор азиатского подразделения «Кристис», выиграла битву за «Вспаханное поле…» на $81 миллионе с лишним, выступая от лица анонимного клиента.

Красные виноградники в Арле — 80 млн

Легенда гласит, что «Красные виноградники в Арле» была единственной работой Ван Гога, которую он продал лично. И хотя это было опровергнуто — он продавал и другие — картина действительно оказалась самой коммерчески успешной при жизни художника.

Красные виноградники в АрлеВан Гог

В 1888 году «Красные виноградники…» купила бельгийская меценатка Анной Бош, а Клод Моне считал их лучшим экспонатом знаменитой выставки «Общество XX».

Сегодня «Красные виноградники…», в 1941 году спасенные советским правительством от уничтожения нацистами, хранятся в Пушкинском музее Москвы. Картина вряд ли будет когда-либо перепродана, а потому $80 миллионов — ее ориентировочная стоимость.

Портрет художника без бороды — 71,5 млн

За право обладать этим автопортретом в свое время боролся Билл Гейтс. Но слухи о том, что именно он приобрел картину в 1998 году на аукционе «Кристис», не подтвердились.

Портрет художника без бородыВан Гог

Личность покупателя, выложившего $71,5 миллион за этот лот, до сих пор скрывается, хотя эксперты подозревают в ней либо швейцарского барона Ганса Генрих Тиссен-Борнемиса, либо наследника греческой судоходной династии Филиппа Ниархоса.

Кем бы ни был нынешний владелец «Портрета художника без бороды», он тщательно прячет его от посторонних глаз в частной коллекции. А ореол таинственности и тот факт, что картина считается последним автопортретом Ван Гога, продолжают увеличивать ее предполагаемую стоимость.

Алискан — 66,3 млн

Над «Алисканом» Ван Гог работал при поддержке Поля Гогена, навещавшего его на юге Франции, и уже один этот факт возвел картину в ранг одной из самых дорогих картин нидерландского художника. В 2015 году она установила рекорд как самый дорогой пейзаж, когда-либо проданный с молотка.

АлисканВан Гог

Но до того, как отправиться в коллекцию неизвестного (предположительно, китайского) покупателя, отдавшего за картину $66,3 на «Сотбис», «Алискан» переживал странную стагнацию стоимости. Дэвид Норман, представитель аукционного дома, рассказал, что в 2003 году никто не давал за пейзаж больше $12 миллионов.

№ 1 «Спаситель мира» Леонардо да Винчи, $450 млн

Картина Леонардо да Винчи долгое время считалась утраченной. Ее заказчиком обычно называют короля Франции Людовика XII. В 1688 году полотно поступило в коллекцию герцога Бекингема. После 1763 года след картины потерялся почти на полтора века, пока она не была обнаружена у известного британского коллекционера Фредерика Кука. Его потомки выставили картину на торги в 1958 году, и она ушла с молотка всего за 45 фунтов.

В 2000-х после экспертизы в музеях Европы и США было признано авторство Леонардо да Винчи, и в 2005 году картину приобрел консорциум дилеров искусства США. Впервые публика смогла увидеть «Спасителя» на выставке в Лондоне в 2011 году. Год спустя арт-дилер Ив Бувье продал картину российскому миллиардеру Дмитрию Рыболовьеву за 127,5 миллионов долларов. Позже он обвинил арт-дилера в мошенничестве — тот купил ее незадолго до этого за 80 миллионов.

В 2017 году картина была продана на аукционе «Кристис» за рекордные 450 миллионов и стала самым дорогим произведением искусства в истории. Тогда покупатель пожелал остаться неизвестным, но, как позже выяснила газета The New York Times, картину купил наследный принц Саудовской Аравии Мухаммед бен Сальмана Аль Сауд. Предполагалось, что картина будет экспонироваться в музее «Лувр Абу-Даби», но планы владельца поменялись. В июне 2019 года стало известно, что картина хранится на яхте принца и будет находиться там до тех пор, пока власти Саудовской Аравии не построят культурный центр в регионе Эль-Ула в провинции Эль-Мадина. Видимо, принц никак не хочет расставаться с легендарным произведением.

Венера или Мадонна ?

Венера Боттичелли сочетает в себе внешнюю красота богини и внутреннюю красоту Мадонны.

Мы видим взгляд целомудренной, кроткой и нежной женщины. У греческой богини такого взгляда быть не могло. Ведь языческие боги не ведали сострадания. Оно пришло лишь с христианством.

Неудивительно, что этим же прекрасным лицом Боттичелли наделял почти всех своих мадонн.

Фрагменты картин Боттичелли. Слева: Мадонна на троне. 1480 г. Частная коллекция. Справа: Мадонна Магнификат. 1480-1481 гг. Галерея Уфицци.

Причём Боттичелли не выдумал этот образ. Он знал такую женщину. Наделённую удивительным сочетанием внешней и внутренней красоты.

История ее любви и смерти произвела неизгладимое впечатление на художника. Вот она, Симонетта Веспуччи.

Сандро Боттичелли. Портрет молодой женщины. 1485 г. Штедель, Франкфурт-на-Майне

Она была одной из красивейших женщин Флоренции. В неё без памяти был влюблён младший брат правителя этого города-государства, Джулиано Медичи.

Скорее всего, их отношения были платоническими. Она была замужем. Он был благородным рыцарем

Он провозглашал ее дамой своего сердца и отважно дрался на турнирах. Очень романтично

Но их ждала трагедия.

Симонетта умирает от чахотки в 23 года. А Джулиано погибнет два года спустя в день ее смерти. Заговорщик накинулся с ножом на главу династии, Лоренцо Медичи. Джулиано кинулся прикрыть брата. И был насмерть зарезан.

Боттичелли дружил с Джулиано. Поэтому эта история любви и мистическое совпадение дат смерти глубоко его поразили. С тех пор лица Симонетты и Джулиано часто появляются на его картинах.

Блаженная Беатриче

Лауданум – это опийная спиртовая настойка, которую в Викторианской Англии считали панацеей от всех болезней. А прежде всего, успокоительным, обезболивающим и снотворным. Жене Данте Габриэля Россетти было 33 года, когда она приняла смертельную дозу лауданума: то ли просто превысила допустимую порцию лекарства, без которого не обходилась последние несколько лет, то ли намеренно покончила с собой. «Блаженную Беатриче» Россетти написал вскоре после смерти Элизабет Сиддал по эскизам и рисункам, которых за время их совместной жизни он сделал сотни. Элизабет работала в шляпном магазине, когда ее увидел художник Уолтер Деверелл, зашедший в лавку случайно вместе с матерью. После этой встречи он рассказывал Холману Ханту и Россетти: «Она как королева: великолепно высокая, с прекрасной фигурой, величественной шеей, нежным лицом, плавный переход линий от висков к скулам в точности напоминает скульптуру богини Фидия… Подождите, я еще не закончил! У нее серые глаза, а волосы похожи на сверкающую медь и переливаются, когда она их распускает». Художники-прерафаэлиты нашли идеальную модель, словно сошедшую с ранних ренессансных фресок – Милле писал с нее Офелию, Хант – Сильвию. Потом Лиззи познакомили с Россетти – и она стала его личной натурщицей, любовницей, а вскоре и ученицей. 10 лет они прожили вместе – темпераментные, страстные, вспыльчивые, талантливые, оба поэты и художники. Данте писал ее одержимо, ежедневно, ее лицо смотрело с каждого наброска и полотна в его матерской. Элизабет была больна туберкулезом, частые приступы укладывали ее надолго в постель, через какое-то время искривленный позвоночник начал вызывать приступы невралгии – тут-то в ее руках и оказалась настойка опия. В 1860 году, когда состояние девушки было критическим, отчаявшийся Россетти решил на ней жениться. Он чувствовал себя виноватым, потому что не решался сделать этого раньше, да и верностью в этих 10-летних отношениях не мог похвастать. И вдруг смысл всей его жизни, его любимая, его модель, его Беатриче – при смерти.

Элизабет Россетти почувствовала себя лучше после свадьбы, но прожила в браке всего два года. Это были уже совсем не безоблачные отношения музы и вдохновенного поэта, омраченные, к тому же, выкидышем, бессонницами, наркотической зависимостью. В 1862 году Лиззи приняла смертельную дозу лауданума – то ли желая облегчить невыносимую боль, то ли решившись избавиться от боли навсегда. И овдовевший художник задумал «Блаженную Беатриче», над которой будет работать 6 лет.

Беатриче – это образ, безраздельно принадлежавший Лиззи в творчестве Россетти. Она позировала для «Встречи Данте и Беатриче в раю», «Сна Данте о смерти Беатриче», «Приветствия Беатриче». И теперь Россетти пишет ее в момент расставания с миром – в блаженном и смиренном принятии конца. Голубь опускает ей в раскрытые ладони мак – символ смерти. За ее плечами ангел любви, одетый в красное, держит догорающий огонь – символ угасающей жизни. Вторая фигура – это сам Россетти в образе Данте, уже не способный удержать возлюбленную на земле. В одном из писем художник рассказывал, что стремился не изобразить смерть, а заменить ее неким состоянием транса, в котором Беатриче переносится с земли на небеса.

Джон Рёскин сказал о необычном свойстве света в работах Россетти в 60-е годы: «Его свет – это не сам солнечный свет, а солнечный свет, рассеянный сквозь цветные стекла». Первое впечатление от «Блаженной Беатриче» именно такое: свет излучает вся фигура девушки, ее руки и подол платья, ее сияющие волосы светятся изнутри, а не подсвечены внешним источником, солнцем из далекого города.

После смерти Элизабетт Россетти не смог жить в их общем доме – и переехал. «Блаженную Беатриче» он повторит еще несколько раз (в основном, получая заказ именно на это изображение). С каждой новой репликой свет в руках и волосах Беатриче будет все более неуверенным и тусклым, как и воспоминания об Элизабетт, вытесняемые из жизни Россетти новыми женщинами, опиумом и виски.

Боттичелли и Медичи

Картина была создана для одного из представителей династии Медичи. О них стоит сказать пару слов. Потому что без них этого шедевра бы не было.

Медичи были банкирами и ловко управляли городом-государством Флоренцией. Но эти люди нашли самое благородное применение своим богатствам.

Они тратили их на искусство. Потому что понимали, что так они покупают своё бессмертие.

Ко двору были приближены самые гениальные философы, художники и поэты. Они все питались из “кормушки” Медичи. Получая щедрые вознаграждения за своё творчество.

Сандро Боттичелли. Фрагмент картины “Поклонение волхвов” (автопортрет). 1475 г. Галерея Уфицци, Флоренция

Среди них был и Боттичелли (1445-1510 гг.). Он был искренне восхищён своими заказчиками. Их мудростью и великодушием. И охотно создавал для них картины. В том числе “Венеру”.

Беата Беатрикс

Беата Беатрикс (Beata Beatrix)

Годы создания: 1864-1870 год

Описание: «Beata Beatrix» (Беатриче Благословенная, Блаженная Беатриса) — картина Данте Габриэля Россетти, английского художника-прерафаэлита, над которой он работал в течении 6 лет, с 1864 по 1870 год.

В 1862 году умерла Элизабет Сиддал, английская поэтесса и супруга художника. Россетти тяжело переживал смерть жены, даже переехал с одного конца Лондона на другой. В этот период он снова возвращается к технике масленой живописи, до этого он долгое время работал только с акварелью. Художник проиллюстрировал «Новую жизнь» Данте Алигьери. Россетти представил Элизабет в образе Беатриче в момент ее смерти. Себя же он ассоциирует с Данте, который оплакивал свою утрату.

Образ Беатриче существенно отличается от характерных для Россетти образов чувственных женщин. Сам художник указывал на то, что он хотел изобразить не смерть, а некий транс, в котором Беатриса, парящая на балконе над всем городом, неожиданно возносится на Небо.

На картине множество символов: солнечные часы говорят о проходящем времени, птица на ладони Беатриче — это вестник смерти, она кладет цветок мака — Элизабет умерла от передозировка лауданума (настойки опия). Из двух фигур на заднем плане одна — ангел любви с пылающим сердцем, вторая — сам Россетти. Фигуры с размытыми контурами отсылают к фотографиям Джулии Камерон, работами которой восхищался художник.

Возможно именно «Beata Beatrix» стала одной из предпосылок появления работ художников-символистов, которые часто обращались к теме пограничного состояния между жизнью и смертью.

Dante Gabriel Rossetti. Beata Beatrix, 1864-1870. Образ блаженной Беатрис кардинально отличается от чувственных женщин, характерных для творчества Данте Габриэля Россетти со времени создания Bocca Baciata

«Глядя на эту картину, важно помнить о том, что она призвана не изображать смерть, но заменять её формой транса, в состоянии которого Беатриче, словно парящая на балконе над городом, неожиданно оказывается вознесённой с Земли на Небо». — Из письма Россетти У

Моррису. Тяжело переживая смерть своей жены и натурщицы Элизабет Сиддал, Россетти оставляет дом на Чэтэм-плейс. В течение нескольких лет, снова обратившись к технике масляной живописи, он создает памятник Элизабет — картину, в которой представил её в образе Беатриче из «Новой жизни» (La Vita Nuova) Данте. Беатриче изображена в момент смерти, сам же Россетти ассоциирует себя с оплакивающим свою утрату Данте. Солнечные часы обозначают проходящее время, две фигуры на заднем плане — ангел любви с пылающим сердцем в руке и сам Россетти. На ладонь героини птица (вестник смерти) кладёт цветок мака (Сиддал умерла от передозировки настойки опия).

Подведем итог

Если вы хотите насладиться красотой, вам – к Боттичелли.

“Венера” Боттичелли – один из самых красивых образов, когда либо созданных. В одном ряду с Сикстинской Мадонной Рафаэля.

Прерафаэлиты заново открыли миру Боттичелли. Они продолжили его дело, множа красоту в своих работах.

***

Если Вам близок мой стиль изложения и Вам интересно изучать живопись, я могу отправить Вам на почту бесплатный цикл уроков. Для этого заполните простую форму по этой ссылке.

Комментарии других читателей смотрите ниже. Они часто являются хорошим дополнением к статье. Ещё вы можете поделиться своим мнением о картине и художнике, а также задать вопрос автору.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Енот на Волге
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: