Преемники сюрреализма
Этот стиль, как уже было сказано, являясь одним из звеньев в цепи декадансного искусства, имеет и собственных детей. Например, склонность Сальвадора Дали в своих поздних сюрреалистических картинах изображать знаменитостей из мира богемы, было унаследовано более поздним художественным течением, получившим название поп-арт.
Примером подобных работ можно называть скульптуру «Мозг Элиса Купера», созданную все тем же испанским гением, и портрет Мэрилин Монро, принадлежащий перу Энди Уорхола. Последний является одним из основоположников поп-арта. От сюрреализма новое направление искусства унаследовало и стремление поэтизировать обычные, казалось бы, предметы повседневного быта. Почти каждому любителю искусства известна работа Уорхола, на которой изображены консервные банки.
Интеллектуал среди мистиков
Особняком среди всех картин в стиле сюрреализм стоят творения бельгийского художника Рене Магритта. Этого деятеля искусства можно назвать интеллектуалом направления. Его работы выделяются среди всего наследия стиля сюрреализм своими идеями, основанными на логической игре, а также на своеобразном стремлением представить на полотнах что-то вроде шарад и ребусов. Они заставляют людей задуматься о смысле окружающей действительности.
Этот живописец, в отличие от Сальвадора Дали, Макса Эрнста и других, почти не прибегает в своем творчестве к теме мистицизма и и не употребляет образы, связанные с мифологией и религией. Напротив, он старается заставить зрителей вспомнить о том, что окружающий мир лучше всего может быть осмыслен при помощи таких мыслительных процессов, как логика.
Широко известна серия его картин, посвященных идее о том, что человеческое зрение не всегда отражает предметы действительности такими, какие они есть на самом деле. Например, в этом цикле, носящем название «Вероломство образов» есть полотно, на котором изображена обычная курительная трубка. Надпись, которая приводится под предметом, гласит: «Это вовсе не трубка». Таким образом, художник хотел сказать о том, что краски, при помощи которых создается иллюзия, вызывающая в сознании человека образ привычной для него вещи, не являются, в сущности, этим предметом.
Современный сюрреализм
В настоящее время направление заметно коммерциализировалось. Продолжая традицию Дали, Танги, Дельво, Эрнста, художники заимствовали у них главным образом внешнюю сторону направления — фантасмагоричность сюжета. Глубинно-психологическая сторона сюрреализма, экспрессия, выражение своих бессознательных фантазий, сексуальных страхов и комплексов, передача на языке иносказаний элементов собственного детства, личной жизни — этот внутренний аспект, считавшийся в 1920-30-х гг. титульным, определяющим качеством сюрреализма, чаще всего игнорируется. Джим Уоррен наполняет холсты красочными, жизнеутверждающими сюжетами, считая главной целью поднять настроение каждого отдельного зрителя, внушить ему интерес к жизни и благоговение перед природой. Картины Любови Зубовой можно разделить на «тёплые» и «холодные»: она насыщает их то приятными, ласковыми цветами заката и золотистого моря, то прохладными красками ночи или раннего утра. Некоторые холсты сочетают в себе и тепло и холод. Картины словно побуждают зрителя просто любоваться красотой, кристальностью воздуха, безмятежностью моря, не опосредуя всё это какими-либо смыслами. Интересным примером сюрреализма в кино являются экспериментальные фильмы режиссёра Матьё Сейлера.Таким образом, сюрреализм эволюционировал, и в настоящее время трудно говорить о нём как о чистом направлении: он испытал сильное влияние фэнтази-арт и классического искусства.
Новаторство
На основе коллажной техники возник и более вызывающий с точки зрения общественной морали вид работ, называемых «готовыми». Идея этого приема заключается в том, чтобы взять какой-либо предмет, мало ассоциирующиеся с художественным творчеством, и, переосмыслив его значение, представить его как шедевр искусства или одну из частей его.
Так, в творчестве скульпторов-сюрреалистов часто употребляются предметы мебели, бытовой техники и так далее. Подобные новаторские техники вызывают до сих пор множество споров среди критиков. Однако художники сюрреализма, такие как Макс Эрнст, никогда не пренебрегали возможностью подогреть интерес к своим работам при помощи каких-либо скандальных выходок. А значит, негативные отклики журналистов об их произведениях играли этим деятелям искусств только на руку.
Сын полка
Этот стиль основан на широком применении различных отсылок к другим произведениям искусства, использовании сложные системы образов, частом обращении к таким измененным формам человеческого сознания, как сновидения, гипноз, транс и так далее. Интерес творческих людей к подобной тематике можно объяснить реакцией на различные события, происходившие в мире в момент возникновения этого вида искусства. Несомненно, одним из побудителей к отдалению от окружающей, порою очень агрессивной действительности, явилась Первая мировая война.
Французский писатель Андре Бретон, которого называют «отцом сюрреализма», участвовал в данном глобальном вооруженном конфликте.
Этот литератор был единственным ребенком в семье парижских интеллигентов. Родители всеми силами старались дать своему отпуску достойное образование.
Андре закончил медицинскую академию. После получения диплома он сразу же был направлен на фронт. Военные события, происходившие на глазах совсем юного человека (ему тогда не исполнилось еще и 30 лет), повлияли на мировоззрение юноши. Параллельно своей основной деятельности, Бретон стал заниматься литературным творчеством, собрав вокруг себя кружок из единомышленников, одним из первых членов которого был немецкий художник Макс Эрнст. На этого живописца, также как и на его друга поэта, сильно повлияла Первая мировая война, предоставив ему многочисленные темы для размышления, и толчок к переосмыслению окружающей действительности.
Рене Магритт
Еще один из известнейших авторов, работавших в стиле сюрреализм, — бельгийский художник Рене Магритт. Он достиг такой популярности благодаря своеобразному подходу к стилю: сюрреализм, в котором Магритт писал картины, называют парадоксальным. Изображения, прекрасные в своей ясности и простоте, в то же время провоцируют тревожные мысли; это только на первый взгляд кажется, будто они ничего под собой не скрывают.
Магритт обладал талантом увидеть простую, обыденную вещь и придать ее образу нечто таинственное и мифическое. Он терпеть не мог психоанализ в живописи, его работы можно назвать скорее философско-поэтическими. Художник стремился избегать отвлекающих факторов, используемых в большей части современной живописи, и придерживался изобразительной техники, которая четко определяла содержание его картин.
Ключевым элементом творчества Магритта можно назвать мужчин в котелках, которые очень часто появляются на его картинах. Их часто интерпретируют как автопортреты художника, хотя их можно рассматривать и как банальные источники его вдохновения, которые, как известно, находятся вокруг нас в самых обыденных мелочах.
«Влюбленные» (1928)
На этом популярном произведении живописи в стиле сюрреализм изображена целующаяся пара, лица которой полностью обернуты белой тканью. Магритт довольно часто оставлял комментарии к своим работам, однако эта осталась без авторского объяснения. Отсюда и происходит множество самых разных интерпретаций, которые выдвигают арт-критики и поклонники художника.
Распространенные версии — «Любовь слепа», «От любви теряют голову», которые, однако, кажутся слишком банальными. Специалисты считают, что это попытка двух людей победить отчуждение, которое они чувствуют по отношению друг к другу, но им не удается это сделать даже в момент близости. Существует и версия о том, будто все люди — загадки друг для друга, даже влюбленные.
«Сын человеческий» (1964)
На этой картине изображен мужчина, одетый в пальто и шляпу; за его спиной мы видим каменную стену, которая обрывается и открывает вид на синее небо, облака и бескрайнее море. Лицо мужчины закрывает словно бы зависшее в воздухе зеленое яблоко.
Исходя из названия произведения живописи, «Сын человеческий», можно сделать предположение о ее значении: несмотря на то, что на ней изображен современный деловой человек, он все равно остается сыном Божьим и, подобно Адаму, способен поддаваться земным искушениям, которые и символизирует яблоко, подобно плоду с древа познания.
Страна снов
На вопрос: «Что такое футуризм?» во многих энциклопедических справочниках дается определение, подобное этому: «Направление представляет собой стиль, основанный на таких явлениях человеческого сознания, как сон и другие малоизученные состояния». По этой причине несложно догадаться, что многие представители данного стиля являлись поклонниками немецкого психолога Зигмунда Фрейда. Этот ученый известен своим изучением сновидений и их толкованием. У него есть несколько трактатов, посвященных именно этой проблеме. Возвращаясь к теме живописи, стоит вспомнить такую сюрреалистическую картину, как «Сон, вызванный полетом пчелы…» Это полотно написал испанский гений изобразительного искусства Сальвадор Дали.
Сюрреализм в кино
Кадр из последовательности снов, разработанный Сальвадором Дали,
фильм «Заворожённый», Режиссёр: Альфред Хичкок, 1945 г.
Сюрреализм дал возможность кино превратиться в самостоятельную форму визуального искусства. Сюрреалистические фильмы отказались от линейных повествований и сюжетов, структур, заимствованных из литературы, и тем самым сделали революцию в кино.
Авторы не просто рассказывают зрителю какой-то сон или историю, а показывают весь процесс, это: нелогичные и иррациональные разрушения, беспокоящие образы, отрицая цензуру или логику бодрствующего сознания или морали. Как и многие сны, сюрреалистические картины очень сложно, порой невозможно, интерпретировать.
А герои в них зачастую показывают недостаток воли или бессилия, терпят потерю контроля и полностью смиряются с положением сна.
Также сюрреалистическим фильмам характерны:
- шокирующие образы;
- нападение на традиционные институты общества (такие как религия, семья или брак);
- сильные чувства тоски, любви и сексуального желания;
- самые неуместные или абсурдные образы как наглядные и конкретные факты.
Примеры сюрреалистических фильмов:
- «Андалузский пёс» (Режиссёр: Луис Бунюэль, 1929 г.);
- «Золотой век» (Режиссёр: Луис Бунюэль, 1930 г.);
- «Призрак свободы» (Режиссёр: Луис Бунюэль, 1974 г.);
- «Полуденные сети» (Режиссёры: Майя Дерен, Александр Хакеншмид, 1943 г.);
- «Алиса», (Режиссёр: Ян Шванкмайер, 1987 г.).
Пабло Пикассо «Сон»
«Сон», 1932, Пабло Пикассо. Находится в частной коллекции Стивена Коэна
Как и многие художники вдохновлялся любовными переживаниями, воплощая их в творчестве. На картине «Сон» он изобразил своё новое увлечение — Мари-Терез Вальтер, которую ласково называл валькирией.
Мари-Терез Вальтер было 17 лет, когда она встретила Пабло Пикассо, который был старше её на 28 лет и к тому же женат. Тем не менее, их отношения развивались очень стремительно и страстно, спровоцировав целую серию сюрреалистических портретов, нарисованных Пикассо в 1932 году.
В картине «Сон», нарисованной всего за один день, Пикассо использует любопытный приём, разделив изображенное в анфас лицо на две половинки так, что можно наблюдать и линию профиля. Подобное сочетание несовместимых ракурсов положило начало новому направлению в портретной живописи. Пикассо отказывается от реалистичного изображения спящей девушки, используя форму и цвета так, чтобы вызвать эмоции и передать общее ощущение покоя и умиротворения.
В 2006 году владелец решил продать картину и уже договорился с покупателем о сумме сделки в 139 миллионов долларов, но случайно проткнул полотно локтём. Далее произведение ждали ремонт, который обошёлся незадачливому владельцу в $90,000, установление экспертами новой цены и несколько судебных процессов по страховым вопросам. В 2013 году покупатель всё же получил «Сон» Пикассо, заплатив за него 155 миллионов долларов, что на тот момент сделало картину самым дорогим произведением искусства в истории.
Метафизическое искусство Джоржио де Кирико оказало большее влияние на художников-сюрреалистов
В начале сюрреалисты не хотели присоединяться к визуальным художникам, потому что они полагали, что кропотливые процессы рисования и лепки противоречили спонтанности неослабного выражения. Однако, поскольку Андре Массон впервые ввел автоматическое рисование, в движение стали приниматься художники. Помимо Массона, художниками-визуалистами, которые впервые работали с сюрреалистическими техниками и образами, были немец Макс Эрнст, испанец Хуан Миро и американец Ман Рэй. Метафизическое искусство являлось стилем живописи, которое было отмечено сказочными сценами с неожиданным сопоставлением объектов. Впервые он был разработан итальянским художником Джорджо де Кирико. Кирико и его метафизическое искусство оказали глубокое и значительное влияние на художников-сюрреалистов.
Две Маски. Джорджо де Кирико 1926
Совмещение сна и реальности
Основное понятие сюрреализма, сюрреальность — совмещение сна и реальности. Для этого сюрреалисты предлагали абсурдное, противоречивое сочетание натуралистических образов посредством коллажа и технологии «ready-made». Сюрреалисты были вдохновлены радикальной левой идеологией, однако революцию они предлагали начать со своего сознания. Искусство мыслилось ими основным инструментом освобождения.
Это направление сложилось под большим влиянием теории психоанализа Фрейда (правда, не все сюрреалисты увлекались психоанализом, например, Рене Магритт относился к нему весьма скептически). Первейшей целью сюрреалистов было духовное возвышение и отделение духа от материального. Одними из важнейших ценностей являлись свобода, а также иррациональность.
Сюрреализм коренился в символизме и первоначально был подвержен влиянию таких художников-символистов, как Гюстав Моро (фр. Gustave Moreau) и Одилон Редон.
Сюрреалисты выполняли свои работы без оглядки на рациональную эстетику, используя фантасмагорические формы. Они работали с такими тематиками, как эротика, ирония, магия и подсознание.
Нередко сюрреалисты выполняли свои работы под воздействием гипноза, алкоголя, наркотиков или голода, ради того, чтобы достичь глубин своего подсознания. Они провозглашали неконтролируемое создание текстов — автоматическое письмо. Одной из техник сюрреализма был изобретённый Вольфгангом Пааленом (Wolfgang Paalen) фьюмаж.
Однако хаотичность образов порой уступала место их большей продуманности, и сюрреальность становилась не просто самоцелью, но обдуманным методом высказывания идей, стремящихся разорвать обыденные представления (пример тому — зрелые работы классика сюрреализма Рене Магритта). Такая ситуация хорошо видна в кинематографе, продолжившем традиции сюрреализма, потерявшие со временем свежесть в живописи и литературе. Примеры — картины Луиса Бунюэля, Дэвида Линча, Яна Шванкмайера.
История сюрреализма
Сюрреализм появился во Франции в 1920-ые годы. Он пришел на смену нескольким направлениям, одно из которых – дадаизм. Дадисты постоянно бросали вызов обществу – придумывали арт-объекты из мусора, рисовали на заборах, создавали картины необычным способом. Например, краску на холст они наносили не кистями, а буквально бросали ее, чтобы получать яркие брызги разных цветов.
Дадаизм отвергал все принятые правила, вместо системы в творчестве появляется хаос. На смену разрушительному течению приходит сюрреализм. Хотя у двух направлений есть общие черты, но цели разные. Сюрреалист – это созидатель. Предшественниками французского сюрреализма считают также фюмизм, изощренно высмеивающий действительность, и кубизм, от которого сюрреалисты переняли необычный способ показывать трехмерные изображения.
Значение слова «сюрреализм» можно найти в литературной и художественных энциклопедиях, а также в философских словарях. Оно происходит от французского «surrealisme», что дословно переводится как «сверхреализм». Понятие введено драматургом Гийомом Аполлинером – первое упоминание встречается в одной из его работ начала 20 века.
Родоначальниками течения считаются Андре Бретон, Филипп Супо и Луи Араго. В мае 1920 вышла в свет книга «Магнитные поля», в которой можно познакомиться с одной из главных художественных идей сюрреализма – автоматизмом.
На фото Андре Бретон
Андре Массон делал необычные «автоматические» рисунки – он долго водил по листу карандашом или ручкой, пока на бумаге не начинали проступать образы, в которых можно было угадать очертания привычных предметов.
Портрет Арнольфини
Художник: Ян ван Эйк
Год выпуска: 1 434
Портрет Арнольфини (1434) — Ян ван Эйк
Ян ван Эйк был фламандским художником, одним из самых выдающихся художников раннего Возрождения. Его самая известная работа — «Портрет Арнольфини» — двойной портрет в полный рост, скорее всего, изображающий итальянского купца Джованни ди Николао Арнольфини и его жену. Картина также известна как Свадьба Арнольфини. Женщина на картине — не его первая жена Констанца Трента, так как она умерла в 1433 году. С 1861 по 1990-е годы считалось, что изображенной женщиной была Джованна Сенами, но в 1994 году выяснилось, что свадьба Джованни Арнольфини и Джованны Сенами произошло в 1447 г., через шесть лет после смерти Ван Эйка. Следовательно, ее личность до сих пор остается неизвестной. Портрет Арнольфини считается одной из самых оригинальных и сложных картин в западном искусстве. Он особенно известен своей красотой, сложной иконографией и точным использованием выпуклого зеркала. Портрет Арнольфини, пожалуй, самая известная картина в Национальной галерее.
Самые дорогие картины известных русских художников в стиле абстракционизма
Посмотрим, насколько высоко оценивается сегодня беспредметное искусство русских художников на международных аукционах. Для этого рассмотрим несколько самых дорогих продаж за период с 2000 по 2020 годы.
Хотя далеко не каждый человек воспринимает абстрактную картину как нечто ценное в искусстве, тройку лидеров по продажам заняли именно работы абстракционистов. Самой дорогой картиной русских художников, ушедшей с торгов за последние двадцать лет, стала работа Марка Ротко «Оранжевый, красный, желтый». Это холст внушительных размеров более двух метров в высоту и ширину, созданный мастером в 1961 году. Картины этой серии художник писал с целью пережить глубокие эмоции при их создании и вызвать такие же переживания у зрителей. Надо сказать, что своей цели он достигал сполна, возможно, поэтому его полотна сегодня столь высоко ценятся. Работа была представлена в торговом доме Christieʼs в 2012 году и ушла с молотка за 87 миллионов долларов.
М. Ротко. «Оранжевый, красный, желтый». 236×206. 1961 г.
Второй по стоимости ухода является «Супрематическая композиция» Казимира Малевича. Интересно, что мы могли никогда не увидеть эту работу, так как общество не всегда готово принимать такие вещи. Автор возил ее на выставку в Германию, где картина застряла и могла быть уничтожена представителями нацистского режима. Как известно, последние абстракционизм не признавали и отнесли его к так называемому дегенеративному искусству. Тем не менее, картину удалось спасти в музее, а позже она попала в руки наследников и за последние десятилетия уже дважды появлялась на аукционах. В 2008 году она ушла с торгов на Sothebyʼs за 60 млн долларов, еще через десять лет ее выставили на торгах Christieʼs и продали за 85,8 млн долларов.
К. Малевич. Супрематическая композиция. 1916 г.
Замыкает тройку еще одна абстрактная работа — «Картина с белыми линиями» Василия Кандинского. Эту картину художник создал в Мюнхене в 1913 году, который стал фактически революционным в искусстве. Именно в этом году в Нью-Йорке прошла Арсенальная выставка, организованная с целью преодоления косных требований традиционной школы. На выставке были в том числе представлены абстрактные работы, вызвавшие большой общественный резонанс. Именно в этом году Кандинский написал свою известную серию абстрактных полотен, признанных одной из самых значительных в искусстве ХХ века
Наиболее важной работой этой серии является «Картина с белыми линиями». Вполне ожидаемо, что при попадании такой масштабной работы на аукцион, она имела большой успех и была продана на Sotheby’s в 2017 году за 41,8 млн долларов.
В. Кандинский. «Картина с белыми линиями». 1913 г.
Из других уходов известных абстракционистов отметим такие. Картина «Стадион “Парк де Пренс”» Никола де Сталя продана за 22 млн долларов, картина «Цветы» Натальи Гончаровой ушла за 10,9 млн долларов, а работу Spherical suprematism Ивана Клюна продали за 6,2 млн долларов. Это примеры самых крупных продаж, помимо которых есть множество уходов по меньшим ценам.
Видео обзор картин современных художников
Известно, что часто сюрреалисты работали над своими композициями, пребывая в состоянии наркотического либо алкогольного опьянения, это затуманивало их мысли и помогало проникнуть глубже, в подсознание. Рискуя здоровьем таким образом, они регулярно пытались избежать обыденности, а значит быть свободными от повседневной рутины, по итогу это помогало дарить причудливые и странные, но от этого не менее красивые работы людям. Между прочим, цена этих работ на сегодняшний день, в среднем, измеряется десятками тысяч, а то и миллионов, долларов.
Живопись Рене Магритта
Бельгийский художник Рене Магритт к психоанализу в творчестве относился негативно. На его полотнах мы видим привычные предметы, однако под новым углом. Одна из главных целей творчества, по мнению живописца, – заставить зрителей думать. Как сделать это с помощью искусства? Например, превратить картину в головоломку, оставив под обычным на первый взгляд изображением неожиданную подпись «это не он».
Сюрреализм Рене Магритта называют «парадоксальным» – простые вещи с его картин наталкивают на тревожные и пугающие мысли. Если присмотреться повнимательнее, то начинают открываться новые смыслы и тайны, бережно скрытые в его работах.
Часто на полотнах Рене Магритта можно увидеть мужчину в котелке. Кто же этот таинственный незнакомец? Существует две основных версии:
- Кто-то считает, что это – просто автопортрет художника.
- Часть критиков придерживается мнения, что так в творчестве художник показывает источник своего вдохновения, который кроется в обыденных вещах, и в незамысловатых образах.
Рене Магритт «Силуэт»
Одна из самых популярных работ художника называется «Влюбленные». Картина написана в 1928 году. На полотне сохранен необычный поцелуй – лица влюбленных укрыты тканью. К большинству картин Рене Магритт давал свои комментарии, однако эту работу решил никак не объяснять.
Картина «Влюбленные»
Поклонники творчества живописца дали немало интерпретаций. Например, предположили, что так передана любовь, которая, как известно, слепа. По другой версии – люди остаются загадками друг для друга даже в моменты близости. По третьей – на картине изображен серьезный разлад в отношениях, когда каждый в паре сосредоточен на самом себе.
Хуан Миро
Продолжительность жизни: 20 апреля 1893, Барселона — 25 декабря 1983, Пальма-де-Мальорка
Национальность: каталонец
Хуан Миро
Хуан Миро был влиятельным испанским художником, наиболее тесно связанным с сюрреализмом. Однако, он также написал несколько абстрактных шедевров, которые считаются предшественниками абстрактного экспрессионизма. Его самая известная абстрактная работа — Триптих Голубой I, II, III, состоящий из трех огромных картин размером 355 х 270 см. Все три картины состоят из простых линий и фигур на мечтательном синем фоне. В Голубой II, Миро включает динамическую красную линию на левой стороне картины на спокойном синем фоне. Голубой Триптих считается виртуозным достижением в абстрактном искусстве, а Голубой II — самая известная из трех картин.
Шедевр: Голубой II
Год: 1961
Голубой II (1961) — Хуан Миро
Марсель Дюшан «L.H.O.O.Q.»
LHOOQ, 1919, Марсель Дюшан. В частной коллекции
Опубликовано 12 марта 1920 г
Сюрреалисты утверждали, что необходимо вернуться к традиционному искусству. Наиболее ярко это желание выразил Марсель Дюшан в 1919 году, когда он представил картину «LHOOQ», на которой он нарисовал усы и бороду Моны Лизы. Этот прием — добавление к существующим и часто повседневным предметам мелких деталей, превращающих их в предмет искусства, — был назван «готовым» и использовался Дюшаном в дальнейших работах.
Название интересно тем, что LHOOQ при чтении созвучно французскому «там жарко», и маловероятно, чтобы Дюшан использовал такое сочетание букв случайно. Впоследствии художник не раз возвращался к этому обозначению: LHOOQ встречается в его работах в различных вариациях более тридцати раз.
Дюшан, который был близок к теме гендерной идентичности, в своем эксперименте с Моной Лизой также поднял вопрос пола, добавив мужские характеристики к олицетворению женственности. Как известно, он также подписывал некоторые работы женским псевдонимом Rose Sélavy, что созвучно фразе «Eros, c’est la vie» (фр. «Эрос, это жизнь»). Сохранилось также несколько фотосессий Дюшана в женской форме.
Несмотря на явное богохульство «бородатой» Джоконды, публика восприняла ее с интересом. Эксперименты с Джокондой продолжились: появились пародии на пародию. Картина остается популярной и сегодня: в 2017 году ее купили на аукционе за 743 тысячи долларов. В 2000 году во Франции была учреждена премия Марселя Дюшана, которая сегодня считается одним из крупнейших конкурсов в области современного искусства.
Сюрреализм в фотографии
Если забыть о том, что фотография должна изображает реальность, перед нами появится совершенно другое психологическое, философское и художественное «поле».
Фотограф Нико Глассман
Сюрреалистические фотографии описывают по-разному: странными, необычными, нереальными, своеобразными, нелогичными, иррациональными, галлюцинаторными, удивительными, поразительными, дезориентирующими, расстраивающими, похожими на сны, даже беспокоящими и анархистскими.
Они стирают границы между реальностью и фантазией, показывают вещи, которые невозможны в обычной жизни. Они вызывают яркость воображения, что ведёт к интерпретациям мира, выходящим за пределы нашего обычного восприятия.
Сама приставка из французского «sur» кричит о реальности за пределом, выше и больше, чем знакомая нам реальность.
Фотографы сюрреалисты:
- Ман Рэй (1890–1976; художник, фотограф и кинорежиссёр);
- Морис Табар (1897–1984);
- Ханс Беллмер (1902–1975; график, скульптор, фотограф, иллюстратор, писатель);
- Дора Маар (1907–1997; художница, фотограф);
- Эрик Йоханссон (родился в 1985 г.).
Узнайте, что такое Абстракция, Культура и Искусство.
Хуан Миро
Всю карьеру этого испанского художника можно охарактеризовать как настойчивый эксперимент и бесконечные заигрывания с беспредметностью.
Особенностями творчества Миро называют биоморфические формы, геометрические фигуры и полуабстрактные предметы. Художник часто работал с ограниченной цветовой палитрой, но при этом используемые им цвета были достаточно смелые и претенциозные.
Миро изобрел новый вид живописного пространства, в котором визуальные объекты, созданные исключительно из воображения художника, соседствуют с основными, узнаваемыми формами – небесными телами, животными, лестницами и т. д. Появляется даже ощущение, будто реальные и нереальные формы всегда сосуществовали вместе, как в материальной сфере, так и в пространстве живописи Миро.
«Ферма» (1921)
Это полотно предлагает зрителю взглянуть на занятную испанскую семейную ферму. Сам Миро говорил, будто именно «Ферма» стала ключевой работой, итогом всей его жизни в деревенской местности. Он хотел поместить на холст все, что любил в деревне, – от огромного дерева до крошечной улитки.
Бывало, что Миро проводил по восемь часов в день за работой над этой картиной, и все это на протяжении девяти месяцев
Почти с маниакальным вниманием к деталям он поместил различные объекты напротив монохроматических участков пространства для создания особого контраста
Впоследствии картина была продана американскому писателю Эрнесту Хэмингуэю.
«Вспаханное поле» (1923)
Наполненное сложными, непостижимыми фигурами, произведение живописи является изображением одного из пейзажей родины художника – Каталонии. Она кишит органическими формами, растениями, птицами и животными, которые объединяются и сливаются воедино вне зависимости от вида, казалось бы, вопреки природе.
Картина может рассматриваться как дань уважения к прошлому Испании и заявление о пережитых страной современных политических потрясениях. В подобных работах, а также работах до и во время Второй мировой войны, Миро нередко выражал свои собственные политические настроения.
Сюрреализм в живописи имел немало представителей в прошлом веке, а еще больше последователей находит сейчас. В Интернете есть множество ресурсов, где можно увидеть картины в стиле сюрреализм авторства и современных художников, и признанных мастеров XX столетия.
В этом видео вы подробнее узнаете об истоках сюрреализма в живописи и его последующем развитии:
Сюрреализм в живописи
Польский художник и фотограф Здзислав Бексиньский (Zdzisław Beksiński)
В искусстве автор-сюрреалист описывает свои собственные мысли без какой-либо остановки или структуры, это называется автоматическим письмом. Сопоставление форм в сюрреалистической картине обычно показывает образы, которые соединяют «трудно уместные вместе» предметы.
Однако, даже если они и могут быть «трудно уместные вместе», сюрреалист пытается установить связь между предметами сюрреализма, используя своё бессознательное и создавая эти ассоциации с этими сопоставлениями.
Ключевой характеристикой сюрреализма является то, что художник полагается на своё бессознательное. А реальность и сознание объединяются с этим состоянием сознания, когда бессознательное находит способ выразить реальность и передать её на полотна, которые эти художники создают.
Художники-сюрреалисты:
- Сальвадор Дали;
- Жоан Миро;
- Леонора Каррингтон;
- Ив Танги́ (Рэмон Жорж Ив Танги);
- Рене Магритт.
Живописный ребус. Новые стили
Еще один известный представитель сюрреализма, бельгиец Рене Магритт (1898–1967), писал вроде бы самые обычные предметы — при этом они оставались вполне узнаваемыми, а не превращались, как у других сюрреалистов, в собственные расплывчатые тени. Но их сочетание на картинах Магритта было воистину сюрреалистическим, оно повергало зрителя в недоумение и заставляло его задуматься.
Его картины похожи на ребусы, в которых зашифрован смысл бытия. Это ощущение подчеркивается слегка отстраненной художественной манерой Магритта. Художник как бы намекает зрителю, что вещи, будь то яблоко, гитара или курительная трубка, далеко не всегда являются тем, чем выглядят. Известен целый цикл его работ, где под каждым предметом написано: «Это не он».
По мнению многих искусствоведов, сюрреализм определенно повлиял на развитие других стилей. Среди них можно назвать фантастический реализм и виженари арт — направление, представители которого экспериментировали с изменением сознания, перенося на холст возникшие в этом состоянии образы.
Наиболее популярные представители фантастического реализма — Рудольф Хауснер (1914–1995), Эрнст Фукс (род. 1930), Од Нердрум (род. 1944) и Ганс Гигер (1940–2014), придумавший внешний вид инопланетян в фантастическом фильме «Чужой» (1979).
Одилон Редон «Химера» (1883). Фантазии Редона уже в конце XIX века были «чисто сюрреалистическими»
Поделиться ссылкой
рано
До начала Первой мировой войны искусство контролировалось и пересекалось господствующей политикой. Фактически, это был способ поддержания порядка и предотвращения развязывания революций в Европе..
По этой причине сюрреалисты были заинтересованы в создании движения, которое освободило искусство от ограничений, которые оно имело до этого момента. Тем не менее, его революционный интерес стремился сделать крайние изменения, но в позитивном и творческом ключе.
С другой стороны, хотя они и выступали против политического устройства того времени, их интересы были чисто художественными, а не политическими..
Это движение имело целью освободить людей в психологическом и духовном царстве. Тем не менее, вспыхнула Вторая мировая война, и сюрреалисты стали частью своей политической и военной цели..
По этой причине во время зарождения и развития нацизма и фашизма писателям-сюрреалистам пришлось отправиться в изгнание в поисках убежища в Америке. Этот факт позволил его идеям распространиться и превзойти этот континент.
По этой причине, несмотря на то, что само движение закончилось, сюрреализм выжил во многих последующих литературных творениях.
Его идеи и поэтические приемы до сих пор используются авторами, которые стремятся освободить разум и пригласить читателей к трансценденции и размышлениям..
Новаторство
На основе коллажной техники возник и более вызывающий с точки зрения общественной морали вид работ, называемых «готовыми». Идея этого приема заключается в том, чтобы взять какой-либо предмет, мало ассоциирующиеся с художественным творчеством, и, переосмыслив его значение, представить его как шедевр искусства или одну из частей его.
Так, в творчестве скульпторов-сюрреалистов часто употребляются предметы мебели, бытовой техники и так далее. Подобные новаторские техники вызывают до сих пор множество споров среди критиков. Однако художники сюрреализма, такие как Макс Эрнст, никогда не пренебрегали возможностью подогреть интерес к своим работам при помощи каких-либо скандальных выходок. А значит, негативные отклики журналистов об их произведениях играли этим деятелям искусств только на руку.