Портрет госпожи Лизы дель Джокондо / Леонардо да Винчи (1503-1505)
Пожалуй, самой таинственной картиной из всех написанных когда-либо является Мона Лиза. Вот уже несколько столетий она не дает покоя искусствоведам и историкам, порождая все более дикие и интригующие идеи ее создания.
Кто же эта женщина с загадочной улыбкой и без бровей? Традиционно принято считать, что это супруга торговца Франческо Джокондо. Но есть еще несколько теорий, которые имеют право на существование. Например, что Мона Лиза — автопортрет самого Леонардо. Также есть вероятность, что эта картина написана да Винчи для себя, а настоящее полотно было обнаружено в Айзерлуте 100 лет назад. Эта Джоконда более подходит под описание картины современниками Леонардо.
А совсем недавно ученые предположили, что загадочная улыбка девушки на полотне связана с тем, что у нее не было зубов. Кстати, рентген показал, что брови у нее были, просто реставрации их значительно повредили.
Истории с переодеванием
В сентябре 1989 года в берлинском замке-музее Шарлоттенбург была похищена одна из четырёх версий «Бедного поэта», а также «Любовное письмо» Карла Шпицвега. Пока охранники озирались, пытаясь понять, куда исчезла только что висевшая на стене картина, зал неспешно покинул мужчина на инвалидном кресле. Полотна находились под пледом, которым были укрыты его ноги.
- Карл Шпицвег «Бедный поэт», 1839
Чтобы вынести произведения искусства из музея Изабеллы Стюарт Гарднер в Бостоне, грабителям пришлось переодеться в форму полицейских. Преступники приказали впустить их, приковали охранников наручниками к трубам в подвале, а затем в течение почти полутора часов расхаживали по залам, выбирая картины. В ту ночь злоумышленники вынесли 13 экспонатов общей стоимостью около $500 млн, в том числе знаменитый «Концерт» Яна Вермеера. Это полотно по сей день считается самым дорогим из утерянных.
Гражданин Греции Фивос Иставриоглоу подобный маскарад посчитал бы излишеством. Он просто зашёл в нью-йоркскую галерею «Венера над Манхэттеном», снял со стены «Афишу Дон Хуана Тенорио» Сальвадора Дали, положил картину в сумку и беспрепятственно вышел. Несмотря на то что мужчина попал на все камеры наблюдения, опознать его никто не смог. Продолжение истории такое же сюрреалистичное: видимо, отчаявшись сбыть краденое, Иставриоглоу уже из Греции по почте отправил картину обратно в музей. Поймать вора удалось только благодаря тому, что в базе данных полиции остались его отпечатки пальцев: когда-то мужчина украл из супермаркета банку сока.
Караваджо из сарая
Чаще всего похищенные произведения искусства удаётся отыскать в частных коллекциях, владельцы которых могут и не подозревать, что купленные полотна были украдены. Однако порой картины находят в самых неожиданных местах.
- О.Ренуар «Разговор с садовником»
Также по теме
На выставке Ван Гога: в чём разница детского и взрослого восприятия картин голландского мастера
Исследователи Амстердамского свободного университета выяснили, чем отличается зрительное восприятие информации у детей и взрослых. В…
Куда более печальная участь ждала похищенную в 1969 году из часовни Сан Лоренцо в Палермо работу Микеланджело Меризи да Караваджо «Рождество со святым Франциском и святым Лаврентием». Если верить бывшему киллеру коза ностра, картину передали на хранение семье, глава которой не нашёл ничего лучше, чем спрятать полотно на ферме. Там часть холста съели крысы и свиньи. А то, что осталось, сожгли в печи.
В феврале 2008 года трое вооружённых грабителей в лыжных масках вынесли из Собрания фонда Эмиля Бюрле в Цюрихе картины Дега, Моне, Сезанна и Ван Гога стоимостью более $160 млн. Эта кража была самой крупной с начала века. Отыскать полотна удалось уже через день. Они находились в автомобиле, припаркованном у психиатрической клиники.
Старый рыбак / Тивадар Костка Чонтвари (1902)
Венгерский художник Тивадар Костка Чонтвари создал за свою жизнь множество картин, но был мало известен. Он страдал от приступов шизофрении, но все равно мечтал о славе Рафаэля. Тивадар прославился после смерти, когда была расшифрована картина «Старый рыбак», которая сейчас стала очень популярна. Она была создана в 1902 году и считается одной из самых таинственных работ художника.
С первого взгляда на полотне изображен старик, как много лет и считалось. Пока однажды кому-то не пришло в голову посмотреть на зеркальное изображение двух половинок лица старика. Тогда был раскрыт главный секрет этого полотна — на нем мастер изобразил Бога и Дьявола, которые есть в каждом человеке.
Пасхальное яйцо «Двенадцать монограмм»
Было изготовлено в подарок к пасхе 1896 года и посвящено памяти императора Александра III.
Фото 17 – пасхальное яйцо «Двенадцать монограмм»
В музее Хиллвуд Ювелирное яйцо считается одним из самых красивых творений фирмы Фаберже. Оно состоит из шести панелей, покрытых тёмно-синей, гильошированной эмалью с орнаментами на поверхности.
Фото 18 – фрагмент яйца «Двенадцать монограмм»
Панели рассекают рельефные обручи, инкрустированные бриллиантами. В местах пересечений на золотых площадках расположены крупные бриллианты.
Фото 19 – фрагмент яйца с монограммами
На каждой панели из бриллиантов выложены монограммы императрицы Марии Федоровны, императора Александр III. Над монограммами возвышается императорская корона. Внутренняя поверхность отделана бархатом. Сюрприз внутри яйца — миниатюрные портреты Императора Александра III на подставке из золота. В настоящее время миниатюры считаются утраченными.
Как устроены яйца Фаберже
* Видео взято с сайта музея Фаберже в Санкт-Петербурге http://fabergemuseum.ru
Другие статьи про Фаберже:
- Музей Вирджинии — обладатель крупнейшей коллекции пасхальных яиц Фаберже
- Коллекция Фаберже Елизаветы II
- Зарубежные коллекции Фаберже
- Коллекция Фаберже в Новоорлеанском музее искусств
- Фаберже — ювелир его Императорского Величия
- Декоративно-прикладное искусство в изделиях Фаберже
- Пасхальное яйцо Фаберже «300 лет дому Романовых»
- Зашифрованные слова любви в пасхальных яйцах Фаберже
Скульптура, найденная на чердаке, и скульптура, разбитая на куски
1 / 2
Марина Рындзюнская. Лежащая девушка. Не позднее 1921 года Максим Глуховцев / Краснодарский краевой художественный музей имени Ф.А. Коваленко
2 / 2
Акоп Гюрджан. Спящая девушка. 1918 годГосударственная Третьяковская галерея
В 1929 году по списку № 6 в Третьяковскую галерею были переданы две скульптуры — с очень похожими названиями: «Лежащая девушка» и «Лежащая женщина». Первая — авторства Марины Рындзюнской, вторая — Акопа Гюрджяна. Эти популярные в начале ХХ века скульпторы сегодня почти неизвестны. По ошибке обе работы были записаны в учетной книге Третьяковской галереи с одним и тем же инвентарным номером МЖК (594). А еще там есть запись о том, что в том же 1929 году обеих «Лежащих» отправили в Кубанский художественный музей им. Луначарского.
В конце 2017 — январе 2018 года, на одном из этапов подготовки выставки к 100-летию Музея живописной культуры, начались поиски этих двух скульптур. «Лежащую девушку» Рындзюнской нашли в Краснодарском краевом художественном музее им. Ф.А. Коваленко только в апреле 2018 года. Впрочем, обнаружилась скульптура Рындзюнской не в экспозиции музея и не в запаснике, а на чердаке. Именно туда в 1929–1930 годах была выселена вся музейная коллекция авангарда. В 1946-м «Лежащая девушка» была признана работой, не имеющей музейной ценности, и включена в Обменный фонд Второстепенный по своей значимости фонд, куда помещали работы, не очень интересные для коллекции музея, но пригодные для обмена с другими музеями. Краснодарского художественного музея. В конце 1960-х, когда у музея появилось новое помещение для хранения, авангардную живопись вынесли с чердака, но «Лежащая девушка» так и осталась лежать в чердачном шкафу. И если бы не выставка, она, возможно, так и не вернулась бы в искусствоведческий обиход.
А что же случилось с «Лежащей женщиной»? Документа о прибытии скульптуры Гюрджяна в Краснодар найдено не было. Зато была найдена приписка, сделанная в книге учета Третьяковской галереи, вероятно, вскоре после 1929 года: «Нах в Г Т Г». Однако поиски скульптуры в Третьяковке ничем не увенчались. И так как инвентарные номера двух скульптур совпадали и почти совпадали их названия, было решено, что запись о работе Гюрджяна ошибочная: повтор, обычный для путаной документации Музея живописной культуры и Третьяковской галереи 1920–30-х.
Но на этом история «Лежащей женщины» не закончилась. В августе 2019 года неожиданно появилась информация о новой работе в коллекции Третьяковской галереи. Ею оказалась «Спящая девушка» Акопа Гюрджяна. В провенансе Провенанс (фр. provenance — источник) — история владения художественным произведением, его происхождение. скульптуры значилось: «САХП МК САХП МК — Специальный архив художественных произведений Министерства культуры СССР, Загорск, Московская область. В 1992 году архив вошел в состав РОСИЗО.; РОСИЗО; дар О. В. Яхонта». Несмотря на то, что МЖК в этом ряду отсутствовал, на всякий случай был сделан запрос в РОСИЗО РОСИЗО — государственная структура в составе Министерства культуры, которая занимается хранением, изучением, реставрацией и публичным представлением музейных предметов и коллекций.. Выяснилось, что в 1957 году скульптура была передана из Третьяковской галереи в Загорский архив художественных произведений — такова была судьба тех работ, которые, по мнению сотрудников Третьяковской галереи того времени, не имели музейного значения.
Долгое время «Спящая девушка» хранилась в одном из помещений Троице-Сергиевой лавры, где располагался фонд скульптуры Загорского архива. В 1994 году по приказу Министерства культуры работу — из-за плохой сохранности — списали с баланса РОСИЗО и передали реставратору Олегу Яхонту. По его словам, «Спящая девушка» была в катастрофическом состоянии — разбита более чем на 10 фрагментов. Олег Яхонт отреставрировал «Спящую девушку» и в 2019 году вместе с другими произведениями искусства подарил Третьяковской галерее. Проверка обстоятельств передачи и всех учетных номеров показала: это та самая «Лежащая женщина» из Музея живописной культуры, все совпало! Так, совершив невероятное путешествие и превратившись из «Лежащей женщины» в «Спящую девушку», скульптура вернулась в Третьяковскую галерею как раз накануне выставки, посвященной юбилею основания Музея живописной культуры.
Экспозиции
Музей Фитцуильяма экспонирует в своих стенах коллекцию работ Уильяма Блейка, в которой представлены работы разных периодов художника, благодаря разнообразию которых можно проследить и понять основные замыслы, передаваемые художником в своих произведениях. По количеству и разнообразию гравюр, картин и иллюстрированных книг художника музей Фитцуильяма оставляет позади даже такие музеи с мировым именем как Музей Виктории и Альберта, галерею Тейт, Йельский центр британского искусства, Британский музей.
Экспозиция музея
Собрание произведений этого мастера интересно еще и тем, что некоторые из экспонатов, находящихся в музее, связаны с людьми, которым суждено было сыграть существенную роль в жизни Блейка. Например, в 1935 году щедрый дар преподнес музею Т.Рич, картины и гравюры Блейка достались ему благодаря женитьбе на внучке Джона Линелла, бывшего в свое время покровителем Уильяма Блейка. В 1949 году музейные фонды пополнились еще шестью превосходными полотнами художника, которые преподнесли музею родственники другого покровителя Блейка, Томаса Баттса. А в 1982 году в музей по завещанию перешла коллекция исследователя творчества Блейка, сэра Джеффри Кейнса. В результате подобных пожертвований музей Фитцуильяма стал обладателем уникального собрания Уильяма Блейка, к тому же в нем находятся портреты художника, выполненные другими живописцами и гипсовая маска художника, выполненная при жизни, в 1823 году.
Ссылки [ править ]
- ^ «ALVA — Ассоциация ведущих туристических достопримечательностей» . www.alva.org.uk . Проверено 28 октября 2020 года .
- ↑ Бейли, Мартин (17 октября 2018 г.). «Люк Сисон из The Met во главе с музеем Фитцуильям в Кембридже» . Художественная газета .
- ^ a b c Кеннеди, Маев (4 февраля 2016 г.). «Музей Фитцуильяма в Кембридже отмечает свое 200-летие» . Хранитель . Проверено 7 февраля 2019 .
- ^ «Обзор ‘Музея Фитцуильяма’: лучший музей за пределами Лондона?» . www.silvertraveladvisor.com . Проверено 19 июля 2019 .
- ^ The Fitzwilliam музей, Кембриджский университет (19 июля 2012). «Обозреватель коллекций — Детали объекта (ANE.44.1927, id: 8)» . webapps.fitzmuseum.cam.ac.uk . Проверено 19 июля 2019 .
- ^ «Посетите нас | Музей Фитцуильям» . www.fitzmuseum.cam.ac.uk . Проверено 19 июля 2019 .
- ^ «Музей Фитцуильям» . www.fitzmuseum.cam.ac.uk . Проверено 21 апреля 2018 года .
- ^ Кембриджский университет — Музей Фицуильяма , Британская история в Интернете , Великобритания.
- ^ Историческая Англия . «Музей Фитцуильям и пограничная стена, цоколи и ворота на северо-востоке (класс I) (1126276)» . Список национального наследия Англии . Проверено 6 февраля 2019 .
- ^ Персеполис помощи в Фицуильяма музее, Кембридж Ричард Николс и Майкл Roaf Иран, Vol. 15, (1977), pp. 146–152 Издатель: Британский институт персидских исследований.
- ^ «Коллекции музея Фитцуильям» . Кембриджский университет. 2010 . Проверено 4 сентября 2010 года .
- ^ «Любопытная сказка об экономисте и Сезанне в живой изгороди» . 3 мая 2014 . Проверено 7 февраля 2019 .
- ^ «Музей Фитцуильям: Дом» . Fitzmuseum.cam.ac.uk. Архивировано из оригинала на 5 сентября 2015 года . Проверено 29 августа 2015 года .
- ^ Марк Браун (30 января 2015 г.). «Бронзовые всадники на пантерах Микеланджело, показанные после« Детективов эпохи Возрождения »| Искусство и дизайн» . Хранитель . Проверено 29 августа 2015 года .
- ^ «Микеланджело: История бронзовых всадников» . Экономист. 2 февраля 2015 . Проверено 29 августа 2015 года .
- ^ «Обнаженная, пьяная и едущая на пантерах: обнаружен потерянный шедевр Микеланджело | Международное общественное радио» . Pri.org. 3 февраля 2015 . Проверено 29 августа 2015 года .
- ^ «Бронзовые скульптуры могут быть выполнены Микеланджело — BBC News» . Bbc.com . Проверено 29 августа 2015 года .
- ^ «Консервация китайских ваз Канси» . Музей Фитцуильям.
- ^ «Бесплатно для разбитого человека в вазе» . BBC News . 20 июня 2006 . Проверено 6 февраля 2019 .
- ^ «Музей Фитцуильям: Дом китайских ваз» . Fitzmuseum.cam.ac.uk. 25 января 2006 Архивировано из оригинала 28 марта 2014 года . Проверено 15 июля 2014 года .
- ^ «Кража музея Фитцуильям: китайское нефритовое искусство» стоит миллионы « « . BBC News . 18 апреля 2012 г.
- ^ «Семь человек заключены в тюрьму за серию рейдов в музеи» . Хранитель . 4 апреля 2016 . Проверено 7 февраля 2019 .
- ^ «Фитц Робберс получает 18 лет | Таб Кембридж» . Cambridgetab.co.uk. Архивировано из оригинала 3 октября 2012 года . Проверено 15 июля 2014 года .
- ^ «Музею Фитцуильяма сегодня 200» . Кембриджский университет , исследования. Февраль 2016 . Проверено 1 марта +2016 .
- ^ «Друзья музея Фитцуильям» . Музей Фитцуильям . Проверено 7 февраля 2019 .
- ↑ Назначен новый директор Музея Фитцуильяма Кембриджского университета. Архивировано 6 июня 2011 года в Wayback Machine , Кембриджский университет, Великобритания, 1 июня 2007 года.
- ↑ Г-н Тим Нокс сменит Тимоти Поттса на посту директора музея Фицуильяма, когда он займет этот пост в апреле. , Кембриджский университет, Великобритания, последнее посещение — июль 2013 г.
- ^ «Западное искусство находит чемпиона в Музее Фитцуильям» . The Times . 19 октября 2018 . Проверено 8 февраля 2019 .
История
Тарквиний и Лукреция , Тициан .
Святой Геминиан на пентаптико Симоны Мартин (ок. 1284–1344)
Седьмой виконт Фитцуильям из Мерриона собрал разнообразную и ценную коллекцию, которая по его желанию стала собственностью Кембриджского университета в 1816 году «для дальнейшего обучения и других великих целей этого благородного учреждения».
Его наследие включало 144 картины, в том числе несколько голландских, которые он унаследовал от своей бабушки по материнской линии, и другие, которые он купил на распродажах Орлеанской коллекции в Лондоне, таких авторов, как Тициан , Веронезе и Пальма Старший . За всю жизнь коллекционирования виконт заполнил более 500 альбомов-фолиантов гравюрами , репертуар которых главной жемчужиной был гравюрами Рембрандта , набор «непревзойденный в Англии в то время». В его библиотеке было 130 средневековых рукописей и партитур с автографами Генделя , Перселла и других композиторов.
Музей открыл свои двери в 1848 году, и в течение 19 и 20 веков он богател за счет пожертвований, завещаний и покупок, отражая эволюцию британского коллекционирования в тот период. Его покровитель, виконт Фитцуильям, был типичным дворянином 18-го века, который совершил традиционное Гранд-тур , поэтому его коллекции отражали восхищение эпохи Возрождения 16-го века . Другие жертвователи, уже продвинутые в 19 веке, предпочли искусство 15 века и даже более раннюю готику , а уже в 20 веке есть пожертвования от семей, связанных с движениями искусств и ремесел и позже.
В последнее время к постоянной поддержке со стороны выпускников университета присоединилась поддержка со стороны Национального фонда художественных коллекций и других благотворительных организаций. Британское казначейство также сдало в музей произведения, полученные в качестве уплаты налогов. В ноябре 2012 года благодаря финансовым взносам из различных источников музей приобрел важную картину ПуссенаТаинство соборования» за четыре миллиона фунтов стерлингов.
Внешние ссылки [ править ]
- СМИ, связанные с музеем Фитцуильяма на Викискладе?
- Официальный веб-сайт
- Информация о Кембриджском университете
- Внешний вид музея Фитцуильям
- Картины из музея Фитцуильям, Кембриджская выставка в Национальной галерее , Лондон , 2002 г.
vтеКембриджский университет | |||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Люди |
|
||||||||||||||
Колледжи |
|
||||||||||||||
Факультеты и кафедры, по школам |
|
||||||||||||||
Студенческая жизнь |
|
||||||||||||||
Спорт |
|
||||||||||||||
Филиалы |
|
||||||||||||||
Музеи |
|
||||||||||||||
Связанный |
|
||||||||||||||
Авторитетный контроль |
|
---|
Последний день Помпеи / Карл Брюллов (1830-1833)
Русский художник Карл Брюллов был впечатлен историей Помпеи во время посещения Везувия в 1828 году. Он по характеру был очень сдержанный человек, но тут Карла просто захлестывали эмоции, он пробыл в разрушенном городе четыре дня и через пару лет начал писать свою знаменитую картину.
На полотне есть особый секрет — если присмотреться, в левом углу можно увидеть автопортрет самого художника. Также он запечатлел свою возлюбленную, графиню Юлию Самойлову, с которой его связывали долгие отношения, как минимум, три раза, возможно и больше. Ее можно увидеть в виде матери, прижимающей к груди дочерей, в виде девушки с кувшином на голове и в образе лежащей на земле.
Картина, которую так и не нашли
Наталия Гончарова. Подсолнухи. Начало 1910-х годов Фотография репродукционной мастерской Отдела ИЗО Наркомпроса. 1920-е годы
В 1915 году Наталия Гончарова и Михаил Ларионов отправились в Швейцарию для участия в Русских сезонах Сергея Дягилева. Художники не знали, что покидают Россию навсегда. В их московской квартире в Трехпрудном переулке осталось огромное количество картин. Шла Первая мировая война, а от художников не было писем. В 1919 году распространился слух, что Гончаровой и Ларионова уже нет в живых. Беспокоясь за судьбу их художественного наследия, мать Ларионова обратилась в Отдел изобразительных искусств Народного комиссариата по просвещению с предложением передать государству художественное наследие обоих мастеров. В Трехпрудный переулок пришла закупочная комиссия Музейного бюро во главе с Василием Кандинским. Среди отобранных картин оказался большой натюрморт «Желтые цветы» Наталии Гончаровой. На нем были изображены подсолнухи — один из любимых мотивов Гончаровой, который она заимствовала у Ван Гога.
К сожалению, работа известна нам только по фотографиям. В 1920 году «Желтые цветы» были переданы в Музей живописной культуры и стали частью его экспозиции, а в 1929 году по списку № 1 натюрморт поступил в собрание Третьяковской галереи. Но ни в экспозиции Третьяковки, ни на выставках эту работу увидеть нельзя. В 1930 году уже под названием «Подсолнухи» картина была выдана Народному комиссариату иностранных дел. А вот дальше следы картины полностью теряются — в 2018 году из Министерства иностранных дел на запрос Третьяковской галереи ответили, что современное местонахождение работы неизвестно.
Курс приурочен к выставке «Авангард. Список № 1. К 100-летию Музея живописной культуры»
Проект реализован по благотворительной программе «Музей без границ» Благотворительного фонда Владимира Потанина
Картины, спрятанные за стеллажами
1 / 3
Илья Машков. Натурщица на красном фоне. Начало 1910-х годовДальневосточный художественный музей
2 / 3
Давид Штеренберг. Красное и белое. Не позднее 1919 годаДальневосточный художественный музей
3 / 3
Петр Кончаловский. Пейзаж. Столярная в Абрамцеве. 1911 год Петр Кончаловский / Дальневосточный художественный музей
В 1931 году две картины из самого главного списка, № 1, отправились на Дальний Восток, в Хабаровский краевой музей. Это были «Натурщица на красном фоне» известного мастера «Бубнового валета» Ильи Машкова и натюрморт «Красное и белое» Давида Штеренберга, одного из организаторов Музея живописной культуры. Вместе с ними расстояние в 8415 километров преодолела и яркая примитивистская картина Петра Кончаловского «Пейзаж. Столярная в Абрамцево» из списка № 4. В том же году все три работы попали в коллекцию только что открывшегося Дальневосточного художественного музея.
В 1946 году в СССР началась очередная идеологическая кампания по борьбе со всем, что не вписывалось в жесткие рамки социалистического реализма. И речь шла не только о «формалистическом» авангарде. По музейной легенде, в 1947 году по решению специальной комиссии из Москвы было списано и сожжено более 700 предметов народного искусства, которые научные сотрудники Дальневосточного художественного музея в 1930-е собирали по окрестным селам. Должны были уничтожить и шедевры Музея живописной культуры. Их спасли музейные сотрудники, которые спрятали работы Машкова, Штеренберга и Кончаловского за стеллажами.
В 1978 году «Натурщицу» Машкова и «Пейзаж» Кончаловского рискнули ввести в постоянную экспозицию Дальневосточного художественного музея. После просмотра финального варианта развески один из партийных чиновников потребовал убрать эти произведения обратно в запасник. Однако сотрудникам музея удалось отстоять работы авангардистов — они и сегодня в экспозиции Дальневосточного художественного музея. А спустя 88 лет «Натурщица» Машкова и натюрморт Штеренберга вновь проделали грандиозный путь из Хабаровска в Москву, чтобы стать частью воссозданной в Новой Третьяковке исторической экспозиции Музея живописной культуры.
Друзья музея Фицуильяма [ править ]
Внешнее видео |
---|
Празднование 200-летия Музея Фицуильяма , 1:18, Музей Фицуильяма |
Основанное в 1909 году, «Друзья музея Фитцуильям» — старейшее общество в Великобритании, специально посвященное долгосрочной поддержке и развитию музея. Друзья музея Фицуильяма собрали средства на приобретение основных произведений искусства, а также на расширение и реконструкцию музея. Текущие приоритеты Музея друзей Фицуильяма включают приобретение крупных современных произведений и создание значительного фонда для защиты музея для потомков.
Принцесса Александра Кентская — президент Фонда развития музеев Фитцуильям.