Развенчание «да винчи»: как «спаситель мира» перестал считаться работой леонардо

Его реальные изобретения не имели практического применения

Он создавал бесполезные вещи и, кажется, понимал это

Изобретения да Винчи были восхитительны, не так ли? Справедливо, если вы кричите это в экран, читая нашу статью, но чаще всего его изобретения были необдуманны и обречены на провал. Именно по этой причине они так и остались на бумаге, многие из них так и были заброшены на ранних стадиях разработки, так как для того, чтобы привести их в действие, требовалось множество дополнительных приборов или серьёзная доработка чертежа.

Эскизы составляют большую часть наследия Леонардо да Винчи. Но чтобы смело называть себя изобретателем, нужно непросто нарисовать задумку, но и воплотить её в жизнь, доработать недостатки и довести до ума. Мы не можем привести доказательств того, что да Винчи конструировал свои изобретения. Солдатик-робот, созданный им, был просто трюком, конструкция смогла функционировать только после доработки современными инженерами.

Его танк, после тестирования в реальном мире, оказался очень медленным даже на идеально сухой и ровной поверхности (а в 15-м веке условия на поле были явно похуже), машину сильно трясло, а людей внутри оглушало выстрелами пушек. Кроме того, самострельные транспортные средства не были новинкой и любой, кто скажет, что именно да Винчи изменил военное дело, глубоко ошибается.

Предположение о том, что вечный двигатель изобрёл да Винчи, тоже ошибочно. Любой физик, начиная с XVIII века, подтвердит, что такую машину создать невозможно. Современная наука также отрицает этот факт. Леонардо не был создателем этой идеи и не был тем, кто довёл бы её до ума. Мы можем больше не притворяться, что он опередил своё время, его склад ума был вполне посредственным для той эпохи.

Пока Леонардо изобретал парашют, практическое применение которого стало возможно только спустя 400 лет, он сдался, придумав коническую форму купола (да-да, именно её используют сегодня).

Личная жизнь

Личная жизнь мастера держалась им самим в строжайшей тайне. Для записей в своих дневниках Леонардо использовал шифр, но даже после расшифровки исследователи получили мало достоверной информации. Существует версия, что причиной скрытности была нетрадиционная ориентация да Винчи.

Основой теории о том, что художник любил мужчин, стали догадки исследователей, основанные на косвенных фактах. В молодом возрасте художник фигурировал в деле о содомии, но достоверно неизвестно, в каком качестве. После этого случая мастер стал очень скрытен и скуп на комментарии о личной жизни.

К возможным возлюбленным Леонардо относят некоторых его учеников, самым известным из которых является Салаи. Юноша был наделен женоподобной внешностью и стал моделью для нескольких полотен кисти да Винчи. Картина «Иоанн Креститель» — это одна из сохранившихся работ Леонардо, для которой позировал Салаи.

Существует версия, что «Мона Лиза» также была написана с этого натурщика, одетого в женское платье. Следует отметить, что присутствует некоторое физическое сходство людей, изображенных на картинах «Мона Лиза» и «Иоанн Креститель». Остается фактом и то, что да Винчи завещал свой художественный шедевр именно Салаи.

К возможным возлюбленным Леонардо историки причисляют также и Франческо Мельци.

Существует и другая версия тайны личной жизни итальянца. Есть мнение, что у Леонардо была романтическая связь с Чечилией Галлерани, которая, предположительно, изображена на портрете «Дама с Горностаем». Эта женщина была фавориткой миланского герцога, держательницей литературного салона, покровительницей искусств. Она ввела молодого художника в круг миланской богемы.

Среди записей да Винчи был найден черновик письма, адресованного Чечилии, который начинался словами: «Возлюбленная моя богиня…». Исследователи предполагают, что портрет «Дама с Горностаем» написан с явными признаками нерастраченных чувств к изображенной на нем женщине.

Некоторые исследователи считают, что великий итальянец вообще не знал плотской любви. Мужчины и женщины не привлекали его в физическом смысле. В контексте данной теории предполагается, что Леонардо вел жизнь монаха, который не породил потомков, но оставил великое наследие.

Интересные факты о Леонардо да Винчи

Несмотря на то, что Леонардо был незаконнорожденным ребенком, его детство оказалось на удивление счастливым. Отец будущего художника сер Пьеро ди Антонио да Винчи не только обеспечил будущее матери мальчика Катерине, удачно выдав ее замуж, но и принял внебрачного сына в семью. Особый статус Леонардо вызывал некоторые сложности, однако он же во многом сыграл мальчику на руку. С одной стороны, из-за того, что он был незаконнорожденным, ему был заказан путь в университеты, и поэтому все науки ему пришлось постигать самостоятельно. Но с другой стороны, именно отсутствие образования позволило да Винчи оставаться не предвзятым, не скованным правилами, и сохранить веру в то, что не существует ничего невозможного.

Однако неизвестно, как развивались бы таланты Леонардо, если бы он не получил соответствующего воспитания в духе эпохи Возрождения. С раннего детства мальчик рисовал, играл на музыкальных инструментах и постигал основы ремесел, которые пригодились ему в будущем. Согласно одной из легенд, писать да Винчи научился самостоятельно, и поэтому всю жизнь использовал особый способ письма: левой рукой, справа налево и в зеркальном отражении. С детства Леонардо знал, что обладает многими талантами, но при этом был достаточно осторожным и скрытным. Эта скрытность только усилилась и на некоторое время даже превратилась в нелюдимость после того, как художника обвинили в содомии в 1476 году. Хотя да Винчи и удалось избежать наказания, скандал из-за судебного разбирательства едва не стоил ему карьеры. Возможно, эта неприятная история послужила одной из причин того, что в записях художника практически отсутствует какая-либо информация о его личной жизни.

Единственное, что можно заключить из этих записей с твердой уверенностью, так это отношение Леонардо к братьям нашим меньшим. Детство художника прошло в сельской местности, и во всех его биографиях однозначно утверждается то, что животных да Винчи любил больше, чем многих людей. И если для людей он разрабатывал эффективное оружие и создавал чертежи военной техники, то даже мысль о нанесении вреда животным казалась ему невыносимой. Леонардо не ел мяса, предпочитал одежду из хлопка и покупал на рынках птиц, отпуская их затем на свободу. Однажды художник сказал: «Наступит время, когда люди, подобно мне, начнут воспринимать убийство животного так же, как они воспринимают убийство человека».

Да Винчи довольно резко высказывался в адрес людей, употреблявших в пищу мясо, называя их «живым кладбищем». Однако любовь к животным уживалась в характере живописца с любопытством и стремлением получить как можно больше новых знаний и умений. На своих картинах Леонардо да Винчи старался как можно более точно изобразить любой объект, включая фигуры не только людей, но и других живых существ. Доподлинно известно, что художник, желая постичь тайны анатомического строения человека, вскрывал тела умерших. Так он поступал и с животными: вероятно, поэтому на его полотнах они выглядят очень живо. Мускулы, положение конечностей, блеск глаз, визуальная мягкость меха изображены реалистично, со знанием физиологии и анатомии. Яркий пример такого произведения мастера — конная статуя в Корте Веккио, модель которой была уничтожена в XV веке и реконструирована по рисункам художника в конце XX века.

Многочисленные таланты да Винчи в конце концов привели его в мастерскую флорентийского мастера Андреа дель Вероккьо. Здесь юноша учился самостоятельно изготавливать кисти и растирать краски, постигал основы анатомии и принципы изображения человеческих фигур. Кроме того, в мастерской Вероккьо Леонардо значительно расширил свои знания и навыки в разнообразных ремеслах, обучился ювелирному делу и резьбе по камню и дереву. В конце концов Вероккьо стал поручать талантливому ученику выполнение деталей на своих работах. Их последним совместным произведением стала знаменитая картина «Крещение Христа», на которой кисти Леонардо да Винчи принадлежит фигура ангела и пейзаж на заднем плане. Существует легенда, придуманная биографом Джорджо Вазари, согласно которой Вероккьо после окончания работы над «Крещением Христа» не написал больше ни одной картины, поскольку ученик его превзошел.

№ 4 «Когда свадьба?» Поль Гоген, $210 млн

Картина написана в 1892 году на Таити, куда Гоген прибыл в надежде найти «Эдемский сад», не тронутый цивилизацией. Но уединения художник не нашел, зато нашел вдохновение в ярких красках тропической природы и юных натурщицах. Работа была создана в тот период, когда Гоген взял себе в жены таитянку по имени Техаамана, которой на тот момент было всего 13 лет. Девочка стала моделью художника и позировала для многих полотен, но ни одно из них не стоило таких денег.

В течение полувека картина принадлежала семейству швейцарского коллекционера Рудольфа Штехлина. Она долгое время экспонировалась в Художественном музее Базеля, но в 2015 году была продана за рекордные 210 миллионов долларов музейному ведомству Катара.

Сделка с продажей самой дорогой картины в мире

В 2017 году картина была снова выставлена на продажу. Однако из-за плохо состояния оригинального слоя краски, стоимость её упала до 100 миллионов долларов.

Чтобы поднять цену организаторы аукциона устроили компанию — на YouTube распространялись ролики, на которых знаменитости Дженифер Лопес и Леонардо ди Каприо рассматривают «Спасителя мира». Чтобы увидеть полотно в музее, требовалось отстоять многочасовую очередь. А также было заявлено, что это последнее произведение да Винчи, которое сегодня осталось во владениях в частных руках.

В результате торги на аукционе пошли с невиданным шагом в 30-40 миллионов долларов, и конечная стоимость лота составила целых 400 миллионов долларов. Всего вместе с комиссией было выплачено 450 миллионов долларов. Покупатель изначально был неизвестен, но потом стало вероятно, что им оказался наследный принц Саудовской Аравии. Покупка была сделана для музея Лувр Абу-Даби, и сейчас самая дорогая картина на свете экспонируется именно в нём.

№5 «Алжирские женщины» Пабло Пикассо, $179,4 млн

В 1954–1955 годах Пабло Пикассо написал серию из 15 картин, на которую его вдохновило знаменитое полотно 1834 года французского живописца Эжена Делакруа «Алжирские женщины в своих покоях». Все картины из серии назывались одинаково и обозначались буквами от А до О. Сейчас они хранятся в различных музеях и частных коллекциях по всему миру.

Последний вариант — «Версия O» — как и все остальные произведения искусства из нашего списка, несколько раз переходил от одного владельца к другому. В 1956 году вся серия «Алжирские женщины» была приобретена американским бизнесменом Виктором Ганцом и его женой Салли в Галерее Луизы Лерис в Париже. В 1997 году она снова была продана за 31,9 миллион долларов на аукционе «Кристис» в Нью-Йорке. Тогда ее купил британский арт-дилер Либби Хоуи для саудовского коллекционера, жившего в Лондоне и пожелавшего остаться неизвестным. Затем «Версия O» была выставлена на аукционе «Кристис» в мае 2015 года. В итоге картину купил за 179,4 миллионов долларов бывший премьер-министр Катара Хамад бен Джасим бен Джабер Аль Тани.

Творчество Леонардо да Винчи

Когда Леонардо да Винчи немного подрос, отец отдал его на обучение к мастеру Андреа Верроккьо, который научил его разным ремеслам.

Это стало первым важным этапом биографии Леонардо да Винчи. Уже в детстве у него проявились способности в самых разных областях деятельности.

Предполагаемый автопортрет Леонардо да Винчи

Он быстро научился писать картины, создавать скульптуры, выделывать кожу, обрабатывать металлы и познавать различные науки. В будущем все эти знания пригодились да Винчи.

Когда юноше исполнилось 20 лет, он продолжил работать у своего учителя. Верроккьо, конечно, видел, насколько одарённым был его ученик.

Он часто доверял Леонардо дописывать на своих полотнах какие-либо фрагменты, например, второстепенных героев, птиц или растения.

Интересно, что своя мастерская появится у Леонардо да Винчи уже через 4 года.

В 1482 г. Лоренцо Медичи отправил Леонардо да Винчи в Милан к герцогу Лодовико Сфорцо, который остро нуждался в талантливых инженерах.

Ему срочно были нужны качественные оборонительные устройства, а также приспособления для увеселения своего двора.

Леонардо да Винчи не подвел герцога, сумев соорудить необходимые приспособления, оказавшиеся намного лучше тех, что предлагали другие изобретатели.

Неудивительно, что Сфорцо очень дорожил необыкновенно талантливым художником и ученым. В итоге Леонардо да Винчи пробыл при дворе Лодовико Сфорцо приблизительно 17 лет.

За этот период своей биографии ему удалось создать много гениальных картин и скульптур, и выполнить массу анатомических набросков. Кроме этого великий Леонардо начертил множество чертежей разных аппаратов.

Ему хотелось сконструировать машины, которые бы могли ездить не только по земле, но также плавать под водой и летать в небе.

В 1499 г. Леонардо да Винчи возвратился обратно во Флоренцию, где стал работать при дворе Чезаре Борджиа. Герцога прежде всего интересовало создание военной техники, с помощью которой можно было вести эффективную войну с противником.

На службе у Борджиа Леонардо да Винчи пробыл 7 лет, после чего решил возвратиться в Милан. К этому моменту биографии ему уже удалось написать знаменитую «Джоконду», которая сегодня находится во французском Лувре.

После приезда в Милан он пробыл в этом городе 6 лет, а затем переехал в Рим. В данный период биографии он по-прежнему продолжал писать картины и изобретать разные устройства.

В 1516 г., за 3 года до смерти, Леонардо да Винчи поехал во Францию, где пробыл до конца своей жизни. В этой поездке его сопровождал один из учеников и главный последователь его художественного стиля – Франческо Мельци.

№ 7 «Крик» Эдвард Мунк, $125,1 млн

Образец экспрессионизма и одна из самых узнаваемых картин в истории искусства была написана в 1895 году. Всего норвежский живописец Мунк создал четыре версии «Крика», используя различные техники: две картины написаны маслом, две пастелью. Две картины хранятся в музее Мунка в Осло, одна — в Национальном музее Норвегии, а последняя — самая дорогая из серии — принадлежит коллекционеру, предпринимателю и инвестору Леону Блэку. Он купил ее в 2012 году у норвежского миллиардера Петтера Олсена за рекордную для того года сумму — 125,1 миллионов долларов.

По мнению экспертов, проданная на аукционе «Сотбис» картина Мунка — лучшая из серии. Прошло уже больше 125 лет с тех пор, как художник написал ее, но странная белая человеческая фигура с четко очерченной головой и открытым ртом по-прежнему завораживает публику по всему миру. Эта картина стала настоящей иконой современного искусства, и благодаря ей у нас даже появилось особое эмоджи — !

Явление

Творчество между ног: Гюстав Курбе и история вагины в искусстве

Леонардо и атсрал

Да Винчи, будучи в состоянии легкой контузии и алкогольного изумления, произвел на свет изрядное количество пророчеств и предсказаний. Есть, правда, мнение, что на самом деле это были никакие не предсказания, а просто загадки, придуманные для развлечения тогдашнего небыдла. Но магам и чародеям похуй. Среди стройных когорт атсрологов и шмагов ходят упорные легенды о том, что Леонардо был чёрным колдуном и сверхчеловеком. Соответственно, каждый уважающий себя колдун первого ранга, владеющий приёмами приворота по образцу стула и кодирования на удачу по отпечаткам на стодолларовых банкнотах (чем больше, тем точнее), хоть раз, да и возьмётся за поиск сокрытого и тайного. Как и большинство любых других предсказаний, толкование шаманств да Винчи переделывается под каждое новое вычитанное в газете происшествие, а любая оригинальная трактовка зависит исключительно от степени фимоза её автора. Также, огромное количество вбрасываемой в пространство хуиты связано с изобретениями и картинами Маэстро:

Спаситель Мира и Мона Лиза

«Спасителя мира» называют мужской версией «Моны Лизы». Отчасти из-за схожих черт. Похожи и глаза, и нос, и верхняя губа.

Фрагменты картин Леонардо да Винчи. Слева: Спаситель Мира. 1500. Местонахождение неизвестно. Справа: Портрет Моны Лизы. 1503-1519. Лувр, Париж. Wikimedia Commons.

Хотя если поставить их рядом, сразу бросается в глаза: лицо Спасителя мы видим, как сквозь густой туман. То есть сфумато слева более проявлено.

Но важно учесть, что работа создана раньше. Возможно, Леонардо ещё был в процессе совершенствования техники

И в Моне Лизе она достигла своей идеальности.

Ещё кое-что объединяет «Мону Лизу» и «Спасителя».

Леонардо был склонен придавать своим героям андрогинные черты. Его персонажи мужского пола имеют женские признаки. Вспомните хотя бы ангела в картине «Мадонна в скалах».

Леонардо да Винчи. Мадонна в скалах (фрагмент). 1483-1486. Лувр, Париж. Wikimedia Commons.

Вообще Леонардо любил создавать неоднозначные образы, сочетая в них противоположное. Например, мужское и женское. Холодность и мягкость. Божественное и земное.

Согласитесь, такая неоднозначность есть и в Спасителе Мира, и в Моне Лизе.

Мастер-класс по изготовлению собачки (мопса) из капроновых носков

6. Тайная вечеря

Тайная вечеря

Годы написания: 1495 — 1498.Где находится: храм Санта-Мария-делле Грацие, Милан.Материалы: фреска.Размеры: 460 x 880 см.

Одна из самых знаменитых картин Леонардо да Винчи по сути не является таковой. Это своего рода самый масштабный и самый неудачный эксперимент великого итальянского ученого. В конце XV века миланский герцог заказал прославленному художнику расписать стену монастыря за сумму, эквивалент которой сейчас составил бы 700 тысяч долларов.

Предполагалось, что художник будет, как и многие до него, расписывать по сырой штукатурке – после заключительной полировки такая живопись была бы прочной и долговечной. Однако фреска накладывает свои ограничения – помимо специфической манеры нанесения красок (писать требуется сразу и набело, дальнейшие исправления невозможны), для нее пригодны только некоторые пигменты. И то яркость их снижается, «съедаемая» хорошо впитывающей поверхностью.

Для Леонардо, относившегося к авторитетам скептически, до всего доходившего самостоятельно и, видимо, немало этим обстоятельством гордившимся, такие ограничения были невыносимы. С истинно ренессансным размахом он решил отринуть наследие прошлого и переработать весь процесс заново – от состава штукатурки до используемых красок. Результат оказался предсказуем. Красочный слой фрески начал разрушаться уже спустя два десятилетия после окончания работ. Помимо неудачных технических решений, картина пострадала и от времени.

Сначала жители монастыря решили отпилить Христу ноги, сделав в этом месте дверь, а потом бесталанные живописцы, пытаясь подновить живопись, безбожно извратили ее сюжет (например, рука одного из апостолов превратилась в… батон). Здание было затоплено, потом из него устроили сеновал, а во Вторую Мировую в храм попала бомба. К счастью, фреска от нее не пострадала. Неудивительно, что до нашего времени едва-едва дошло 20% от оригинальной живописи.

Интересно, что именно это осыпающееся и время от времени подкрашиваемое изображение долгие годы было самой известной картиной да Винчи – да что там, единственной, доступной простому зрителю. Остальные все находились на хранении у богатых мира сего. Статус кво изменился только с перенесением «Моны Лизы» из опочивальни Наполеона в Лувр.

От остальных двух фресок, созданных да Винчи, до наших дней дошли лишь фрагменты.

Его исследования в области анатомии были не так уж и значительны

Изображение витрувианского человека известно всем

Использование трупов с целью изучения анатомии было запрещено церковью, поэтому рисункам Леонардо придавали большее значение. Но его современники — Микеланджело, Дюрер, Амуско и Везалий — все они тоже проводили исследования в области анатомии, так что да Винчи опять не был единственным.

Леонардо был острожен со своими рукописями, он не хотел, чтобы кто-то использовал добытые им знания. Шарль Этьен создал наиподробнейший дневник по анатомии человеческого тела, где описал все внутренние органы, мышцы, артерии, вены, в то время как записки Лео хранились под замком несколько веков. Его заслуги в области науки опять-таки под вопросом, он ничем не выделялся среди современников.

Леонардо да Винчи — прорицатель

В 1500 году талантливый художник оставляет Милан и оставшуюся жизнь постоянно находится в переездах. В Милане Леонардо начинает своё инженерное «творчество». Он работает военным инженером, архитектором и гидротехником. Именно к этому периоду жизни относятся его многочисленные зарисовки по механике и инженерным сооружениям. Своим гением Леонардо охватил практически все сферы науки того времени — ко всему он подходил с присущим ему креативным подходом и особым видением механизмов.

Наиболее примечательно то, что Леонардо был настолько талантлив и проницателен, что многие его работы так и не воплотились в реальность при жизни изобретателя. Опередив своё время, да Винчи подробнейшим образом описал конструкцию подводной лодки и парашюта, бронированной боевой машины, металлургических печей, печатного станка.

Примерами инженерного гения Леонардо стали: шагомер и одомер (аппарат для измерения расстояния, пройденного экипажем); токарный станок, оснащённый маховым колесом для мерного вращения; крыльчатки для предотвращения горения мяса на вертеле; устройство подачи бумаги в печатном станке и многое другое.

Лео не был уважаемым инженером своего времени

Он спроектировал мост, но его так и не построили

Его достижения в области инженерной мысли даже хуже, чем вы можете себе представить: он не выполнил ни одного заказа в срок. Помимо постройки моста, которая так и не состоялась, и безумной идеи повернуть реку Арно вспять, которая провалилась (земляные дамбы были разрушены ливнем), было несколько проектов в Венеции. Например, сточная канава, которую не построили, так как смета вышла за пределы бюджета. Да Винчи не воплотил в жизнь ни одной работы. Он только голословно заявил, что он талантливый инженер-строитель. Любой инженер скажет вам, что создание дизайн-проекта чего-либо не является признаком мастерства.

Его идеи были слишком далёкими от реальности или слишком сложными и дорогими к исполнению. Они не решали никакие вопросы, были только фарсом. Когда команда норвежцев из любопытства попробовала воплотить одну из задумок Леонардо, они столкнулись с той же проблемой, что и итальянские графы 16-го века: это было слишком дорого.

Антропологическое чудо

Витрувианский человек. Около 1492

Вызывает интерес тот факт, что Леонардо называл себя «omo sanza lettere», то есть «неграмотным», поскольку не получил гуманитарного образования, открывающего путь в университет. При этом из всех известных исторических фигур он единственный писал справа налево. По-видимому, у него не было типичного для абсолютного большинства людей доминирования левого полушария над правым.

Но в привычку писать левой рукой «никак не укладываются всевозможные сокращения, загадочные словосочетания и многостраничные записи, напоминающие шифровки, многие из которых остаются загадкой и по сей день. Есть только одно объяснение: будучи очень подозрительным человеком, Леонардо всегда опасался, что его идеи украдут, используют и тем самым отнимут у него славу и материальный успех».

Записные книжки зачастую демонстрируют нам скрытые влечения человека, но в случае Леонардо они оказались малоинформативными. «Более того, они зашифрованы: прочесть их можно только в зеркале, да и то не всегда, а в его конструкторских чертежах скрыты намеренные ошибки. Важна тайна даже не глубиной своей, а самим ее наличием. Леонардо не хотел, чтобы его записи читали, и перекрывал все доступы к “внутренней” своей стороне». Это мнение историка науки и искусства Вячеслава Шевченко.

Инженерное дело

К Леонардо да Винчи слава гения пришла при жизни. Причём не только благодаря его картинам и работам в области скульптуры, но и многочисленным разноплановым изобретениям. В сохранившихся документах мастера можно найти схемы вертолётов и планеров, коробок передач и подъёмных кранов. Также да Винчи придумал прототипы современного водолазного костюма и парашюта. Но больший упор он делал на военную технику, сам при этом являясь пацифистом. Виной тому желание угодить своим покровителям — королям Италии и Франции.

Среди эскизов да Винчи есть набросок машины, бронированной и способной стрелять в любом направлении (на этом же принципе основана конструкция современного танка). Эта задумка так и не была воплощена в жизнь, а много веков спустя выяснилось, что «танк» да Винчи был не очень практичным. Если бы его построили так, как задумал мастер, он не смог бы ездить. На схеме мастера передние колёса аппарата должны были крутиться в противоположную сторону от задних колёс. Возможно, Леонардо допустил такую ошибку сознательно, не желая, чтобы разрушительная машина была построена.

Танк. Чертёж Леонардо да Винчи

Также да Винчи грезил о полётах и часто рисовал причудливые летательные аппараты. Благодаря ним человек мог бы летать как птица. По задумке да Винчи, летательные аппараты — орнитоптеры — приводились бы в движение самим человеком, который при помощи специального механизма управлял бы крыльями. Принцип полёта орнитоптеров весьма схож с современными дельтапланами. Ещё у Леонардо была идея «воздушного винта», предвосхитившая появление вертолётов. Но увы, вертолёты и орнитоптеры остались лишь на бумаге, как и большинство других проектов. Однако во многих из них прослеживаются идеи, которые использовали в своих аппаратах современные изобретатели.

Попытки сделать машины по чертежам да Винчи предпринимались и в наше время. Многие из них закончились провалом, но были и удачные испытания. Например, самоходная машинка, приводящаяся в движение пружинами, проехала несколько метров. Возможно, будь у Леонардо в XV веке материалы XXI века, он бы с успехом воплотил свои инженерные задумки в жизнь.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Енот на Волге
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: