Прогулка в мир воображения: 16 художественных галерей киева

Центр современного искусства М17

Галерея -трансформер М17 «спряталась» среди жилых многоэтажек в центре города. За счет того, что помещение может «подстраиваться» по экспозицию, она стала отличной платформой как для выставок современного искусства, так и для ярмарок и фестивалей. На сегодняшний день в М17 проходит выставка Алексея Томина «Цвета города». Движение толпы, танец ветра и дождя, серость будней и яркость праздников — Киев красочен и многогранен утверждает художник в своем творчестве.

Время работы: с 10.00 до 20.00, пн — выходной

Свежие новости

  • «Тільки не відключайся»: у Бахмуті рятували дитину, яку дістали з-під завалів (відео)
  • «Як можна не помічати десятки тисяч тварин в притулках?»: хлопчик, який не помітив Анджеліну Джолі, закликає брати тварин із притулків
  • 8-річний хлопчик, який вів щоденник із Маріуполя, досі перебуває в місті
  • «Обоє служили у полку і обоє загинули, залишився син»: заступник командира «Азову» розповів історію сім’ї
  • Рейтинг розмірів гідності Президентів: Засновник івент-агенства S*EVENT Сергій Неклев та FAVBET Tech заснували новий проект

    Новости на главной

Адрес: ул. Горького, 102-104

Художественный стиль Марии Примаченко

«Я люблю рисовать, как люди работают в поле, как молодежь идет, словно мак цветет. Я люблю все живое, люблю лес, цветы, разных птиц и лесных зверей. Одеваю их в народную одежду, и такие веселые они у меня, аж танцуют…».

На протяжении всей своей творческой деятельности Мария
Примаченко
не отходила от народной темы. Эта народность выражена в сочетании цветов, использовании национального орнамента. Кроме этого, художница изображает на своих картинах национальные блюда, ритуальную выпечку, настенные росписи.

Как правило, ее рисунки — это иллюстрации к народным песням или народным сказкам. Но в этих работах Мария
Примаченко
отражает и свои размышления о современном мире. Отсюда и восприятие картин. На первый взгляд работы художницы кажутся весьма простыми, но стоит присмотреться, и за незатейливым сюжетом можно обнаружить глубокое содержание.

Кисти из… кота

Рисовала Мария Аксентьевна на веранде своей хаты, на грубо
сколоченном деревянном столе, стоя рядом с листом бумаги. Красок не смешивала.
В основном пользовалась гуашью, но очень любила новые краски, которые тогда
только начали появляться, — акриловые, флюоресцентные. Радовалась их яркости,
как ребенок

А кисти частенько делались дома, поскольку покупные были дороги:
сын Федор для этого стриг кота.

Первый раз — во время кампании
поиска народных талантов на работы талантливой сельской умелицы обратила
внимание киевская художница Татьяна Флору, собиравшая в 1935 году образцы для
выставки народного искусства. С этого же года Примаченко начала работать в
экспериментальных мастерских при Киевском государственном музее украинского
декоративного искусства

Там она прошла первую стажировку, научилась лепить и
разрисовывать изделия из глины.

Постепенно ее работы получили широкое признание. На выставках в Киеве, Москве,
Варшаве, Праге, Софии, Монреале демонстрировались ее рисунки «Черный зверь»,
«Синий лев», «Зверь в золотых сапогах», «Пес в картузе», «Русалки танцуют»,
«Золотые ягоды». Обладатель многочисленных наград, заслуженный деятель
искусств, лауреат Государственной премии имени Т.Г. Шевченко, еще в 1937 году
на Всемирной выставке в ПарижеМария
Примаченко была удостоенаЗолотой медали.
Со временем Мария Авксентьевна покорила своими удивительными произведениями
весь мир: Италию, Австрию, США, Канаду, Швецию, Японию, Китай, Бельгию,
Венгрию, Болгарию, Польшу, Данию, Португалию и другие страны. «Ясклоняюсь перед этим чудом- искусством гениальной украинки», — сказал
Пабло Пикассо, пораженный произведениями художницы.

Творчеством Примаченко проникся и
сюрреалист Марк Шагал. Увидев ее картины, художник начал изображать дивных
существ — двоюродных братьев примаченковских зверей.

После Второй мировой войны народную художницу забыли на несколько десятилетий и
только в 60-х годах открыли вновь. На сей раз — искусствовед и кинодраматург
Григорий Местечкин и московский журналист, уроженец Киева Юрий Рост, статья
которого о Марии Примаченко в «Комсомолке» сделала ее вторично известной.

Помимо Пикассо и Шагала, Марию Примаченко в мировом искусстве ставят рядом с
французским художником Анри Матиссом, итальянским Амадео Модильяни, голландским
Винсентом Ван Гогом и грузинским Нико Пиросмани… 

Поросенок за картину

Талант вышивать Марии
Примаченко передался от матери, а вот талант к рисованию у нее обнаружился
неожиданно. Как рассказывала сама художница, когда ей было 17 лет, она пасла на
лугу гусей и, набрав в речке синей глины, расписала ею свою хату. Соседям так
понравилась эта роспись, что девушка тут же получила заказ на оформление
соседнего дома. Она расписала цветами и диковинными животными печку, вызвав
такой восторг, что с ней расплатились поросенком. Годы были голодные, свои
поросята сдохли, Мария откормила свинью, та дала приплод — восемь поросят, и
семья несколько лет кормилась ее потомством

Мария впервые почувствовала себя
полноценной кормилицей, что при ее болезни (в 9 лет вследствие полиомиелита у
Марии развился неизлечимый паралич ноги) стало очень важно. С тех пор девушка
начала рисовать

Олег Васянович

Олег Васянович. Киев. Зимняя Европейская площадь

Стиль Олега Васяновича, выпускника Национальной академии искусств, также основан на лучших традициях классической киевской школы живописи. Родился художник в Житомирской области, неподалёку от старинного города Коростень.

Рисовать Олег начал с самого детства. В начале 1990-х он окончил Художественную школу в Киеве, а после – Украинскую академию изобразительного искусства и архитектуры. Его стиль – реалистический импрессионизм. Его живописные пейзажи – очень выразительны и лиричны.

Киев занимает в живописи художника особое место: он рисует и старинные улочки, и современные проспекты. По мнению Олега Васяновича, в городском пейзаже можно передать особое состояние гармонии и чувство свободы, так необходимое человеку.

Олег Васянович часто пишет свои картины с натуры. Его привлекают игра теней, едва уловимые вибрации света, отражения.

Художник – участник множества выставок и благотворительных аукционов. Он много работал над иллюстрациями к детским и взрослым книгам. Его работы украшают отечественные и зарубежные картинные галереи (Чехии, США, Канады, Франции, Италии и др.), а также частные коллекции.

Киевский национальный музей Русского искусства

Название музея говорит само за себя. Огромная коллекция работ российских и украинских мастеров изначально принадлежала промышленнику и меценату Терещенку, потом ее передали в дар городу. Среди древнейших произведений искусства — икона домонгольского периода «Борис и Глеб». Произведения русского искусства досоветской эпохи представлены картинами Серова, Перова, Васнецова, Репина, Верещагина, Врубеля, Шишкина и многих других именитых мастеров. С 17 марта по 17 апреля будет работать выставка «Натюрморт. Nature morte. Still life» из фондов музея в рамках проекта «Виды и жанры изобразительного искусства».

Время работы: с 10.00 до 18.00 (Касса до 17.00), пн, чт — выходные

Адрес: ул. Терещенковская, 9

По следам «невиданных зверей»

Радостные, солнечные, многоцветные работы М.А. Примаченко
сродни непосредственномудетскому творчеству. Создать свои работы -в стиле художницы — было предложено детям старшего дошкольного
возраста (6 лет), после ознакомительного занятия, посвященного жизни и
творческому наследию Марии Авксентьевны. Все работы прошли отбор жюри конкурса.
И по результатам, в мае 2010 года, лучшие произведенияюных дарований(76 работ)экспонируются в зале Севастопольского художественного музея.

Рядом с детскими работами на выставке представлены подлинные
произведения М.А. Примаченко из фондов Запорожского и Севастопольского
художественных музеев. На выставке их 7. Среди них – знаменитый «Столетний Коршак» из фондов Севастопольского
художественного музея.

Глядя на работы,
представленные на выставке, ловишь себя на мысли, что эти
фантазийно-наивные,яркие и красочные
рисунки на выставке совершенно одинаково
могли быбыть нарисованы и кистью
художницы, и кисточками юных дарований, настолько точно дошколята уловили
манеру рисунка украинской народной художницы, получившей мировое признание. Как
будут развиваться юные таланты, станут ли они художниками – пока никто не
знает. Бесспорно одно – зерно творчества, которое заронилось сегодня в их души
– прорастет в будущем чудесными цветами.

Ольга Андреева

Тематика картин художницы

Если ранние работы опирались на сказочные сюжеты, то работы, которые Мария
Аксентьевна
создала в свой зрелый период творчества, трудно назвать просто сказочными. Для этих картин наиболее точным будет такое определение, как «символико — аллегорические композиции».

В эти же годы художница обращается к теме человека, к теме современного общества и современного мира. В отличие от мира сказки, современный мир кажется Примаченко
серым, как итог — более блеклые цвета красок на картинах этого периода.

В 70-е годы художница начинает сотрудничать с печатными изданиями. В связи с этим Мария
Аксентьевна
предстает перед всем обществом в новом качестве — иллюстратор детских книг. По этим иллюстрациям можно сделать выводы о том, что художница умеет смотреть на мир детскими глазам: ее картинки непосредственны, радостны и они досказывают литературный текст.

Мировоззрение и позитивное восприятие жизни художницей

Биография Марии Примаченко не обошлась без трудных моментов в жизни. В детстве художница болела страшной болезнью — полиомиелитом, что наложило свое негативное отражение на судьбу мастерицы. Мария всю жизнь передвигалась на костылях. Этот факт повлиял и на живописную манеру автора. Невыносимая физическая боль в совокупности с безудержной творческой фантазией и стремлением к жизни выливались в причудливые образы. Сейчас это носит название арт-терапии. Противостояние радости и боли, добра и зла, тьмы и света наблюдаются в каждом полотне Марии Приймаченко.

У художницы был довольно строгий характер, но она приветливо относилась к людям. Иногда Приймаченко дарила гостям своего дома картины. Для Марии существовало два мира. В первом жили все, а второй, внутренний, принадлежал только ей.

Ее мир был наполнен разными фантастическими существами, здесь пели дивные птицы, рыбы научились летать, на лугу паслись радужные коровы с глазами человека, а добрый храбрый лев был защитником от врагов.

Галерея «Парсуна»

Галерея коллекционных авторских кукол представляет уникальные и неповторимые работы украинских и зарубежных мастеров. Куклы в галерее «живут» по соседству с первоклассной живописью и антикварной мебелью. В галерее «Парсуна» постоянно проходят тематические выставки, проводятся мастер — классы с участием известных мастеров-кукольников из Украины, России, Голландии. Проводится обучение доступное не только специалистам, но и широкому кругу любителей, желающих приобщиться к миру авторской куклы. До 29 марта действует выставка «По ту сторону радуги», посетив которую можно заглянуть в удивительный сказочный мир, и оценить задумку авторов, когда куклы являются частью картин.

Время работы: вт-сб с 11.00 до 17.00, вс, пн — выходной

Адрес:  ул.Хорива, 43, оф.1

Начало творчества Марии Примаченко

Художница стала известной с 1936 года, когда впервые в Киеве на Всеукраинской выставке народного искусства экспонировались ее работы «Звери с Болотни». Марии присудили диплом I степени. Здесь она начала увлекаться керамикой и продолжила заниматься вышивкой и рисованием. В частности, написала ряд замечательных картин: «Бычок на прогулке», «Синий лев», «Пегий зверь», «Зверь в красных сапогах» 1936-1937 гг., «Осел», «Баран», «Красные ягодки», «Обезьяны танцуют», «Два попугая» и др. (1937-1940 гг.).

Образы этих работ поражают своей сказочностью, волшебством и фантастичностью. В их основе заложены фольклорные легенды, рассказы из жизни и народные сказки. В ее произведениях переплелись реальность и фантастичность. Звери, цветы и деревья наделены способностью разговаривать, они борются за добро и противостоят злу — все, как в сказке.

Птицы тоже обладают сказочными свойствами: они у нее причудливых форм, замысловатых очертаний, что напоминают цветок, а крылья украшены вышивкой. Все звери и птицы у Марии солнечные, красочные, радуют глаз своей позитивностью («Захотел слоник моряком быть», «Молодой медведь по лесу ходит и людям зла не делает»).

Галерея «Триптих»

Киевская галерея «Триптих» на Андреевском спуске, первая частная галерея в Украине, существует с 1988 года.Четверть века «Триптих» являет собой галерею в классическом смысле слова – институцию, желающая достичь взаимопонимания между художником и зрителем

Организаторы выставок и деятели галереи не гонятся за модой и актуальностью, но обращают внимание на искусство «высшей пробы». Выставляются в галерее в основном украинские мастера, но двери открыты для всех, кто соответствует философии «Триптиха»

Время работы: вт-сб с 11.00 до 19.00, вс с 11.00 до 18.00, пн — выходной

Адрес:  Андреевский спуск, 34

Творчество Примаченко

«Начиналось всё это так, — вспоминала художница. — Как-то около хаты, у речки, на убранном цветами лугу пасла я гусей. На песке рисовала всякие цветы, увиденные мной. А потом заметила синеватую глину. Набрала её в подол и разрисовала нашу хату…».

Каждый приходил посмотреть на это диковинку, сделанную руками девочки. Хвалили. Соседи просили украсить и их дома.

Талант Примаченко открыла киевлянка Татьяна Флору (в 1960-1970-х гг. широкую популяризацию творчества Примаченко организовал журналист Г. А. Местечкин).

В 1936 г. Марию Авксентьевну пригласили в экспериментальные мастерские при Киевском музее украинского искусства.

Есть сведения и о том, что Мария Примаченко проявила свой талант в области керамической скульптуры. Сохранилось только одно произведение в этом жанре — «Крокодил».

За участие в выставке народного искусства 1936 года Примаченко наградили дипломом первой степени. В дальнейшем её произведения с неизменным успехом экспонировались на выставках в Париже, Варшаве, Софии, Монреале, Праге.

В 1986 году она создала свою Чернобыльскую серию картин.

Художниця-наивистка Мария Приймаченко не была наивной, когда речь шла о трагизме мира. Она не знала, где могила ее мужа, и этот мотив — частый в ее работах.

В 1971-м написала картину «Солдатские могилы». Ее можно трактовать и как предчувствие Чернобыля — именно в том году начали строить ЧАЭС с ее четырьмя реакторами. Вот и на той картине — лес, а в нем светятся четыре могилы, похожие на четыре солнца или четыре огромных яйца в разрезе, — огненный желток, а в нем солдатская каска.

Картины Приймаченко якобы традиционно «украинские», но это — страна грез, а не реальности.

Режиссер Сергей Проскурня вспоминает: как-то приехали к ней из Киева вертепники, пели о «нашей славной Украине», и Мария Оксентиевна вдруг грустно сказала.

Мария Авксентьевна Примаче́нко (укр. Марія Оксентіївна Примаченко, иногда Приймаченко; 30 декабря 1908 (12 января) 1909 год — 18 августа 1997) — украинская народная художница. Народный художник УССР (1988). Представительница «народного примитива» («наивного искусства»).

М. А. Примаченко родилась 30 декабря 1908 (12 января) 1909 года в селе Болотня (ныне Иванковского района Киевской области Украины), где и провела всю жизнь.

Отец, Авксентий Григорьевич, был плотником-виртуозом, мастерил дворовые ограждения.

Мать, Прасковья Васильевна, была признанным мастером вышивания (сама Мария Авксентьевна одевалась в собственноручно вышитые сорочки).

Детство Марии Авксентьевны было омрачено страшным недугом — полиомиелитом. Это сделало её не по-детски серьёзной и наблюдательной, обострило слух и зрение. Мария Авксентьевна достойно и храбро перенесла все жизненные невзгоды, в том числе и гибель мужа на фронте. А сын, Фёдор Васильевич Примаченко (1941-2008), был её учеником и являлся народным художником Украины.

«Начиналось всё это так, — вспоминала художница. — Как-то около хаты, у речки, на убранном цветами лугу пасла я гусей. На песке рисовала всякие цветы, увиденные мной. А потом заметила синеватую глину. Набрала её в подол и разрисовала нашу хату…». Каждый приходил посмотреть на это диковинку, сделанную руками девочки. Хвалили. Соседи просили украсить и их дома.

Талант Примаченко открыла киевлянка Татьяна Флору (в 1960-1970-х гг. широкую популяризацию творчества Примаченко организовал журналист Г. А. Местечкин). В 1936 году Марию Авксентьевну пригласили в экспериментальные мастерские при Киевском музее украинского искусства. Её творчество стало более разнообразным — Мария рисовала, вышивала, увлеклась керамикой. В Государственном музее украинского народного и декоративно-прикладного искусства хранятся её керамические кувшины и блюда этого периода. Аким Герасименко, признанный мастер украинской керамики, охотно передавал Примаченко изготовленные им изделия различных форм, а она расписывала их изображениями рыжих лисичек, страшных зверей, шагающих по стеблям клубники голубых обезьян или покрытых цветами зелёных крокодилов.

Есть сведения и о том, что Мария Примаченко проявила свой талант в области керамической скульптуры. Сохранилось только одно произведение в этом жанре — «Крокодил». За участие в выставке народного искусства 1936 года Примаченко наградили дипломом первой степени. В дальнейшем её произведения с неизменным успехом экспонировались на выставках в Париже, Варшаве, Софии, Монреале, Праге. В 1986 году она создала свою Чернобыльскую серию картин.

Решением Киевского городского совета № 13/1068 от 22.01.2009 в честь Марии Примаченко был переименован столичный бульвар Лихачёва.

Это часть статьи Википедии, используемая под лицензией CC-BY-SA. Полный текст статьи здесь →

Гениальность художницы

Мир искусства открывал удивительное творчество Марии Примаченко минимум два раза. Первый раз художница обрела популярность в 1935 году в рамках кампании поиска талантов среди народа

Тогда работы сельской мастерицы привлекли внимание столичной рукодельницы Татьяны Флору, которая собирала шедевры народного искусства для выставки. В результате художница с успехом работает в киевских экспериментальных мастерских

Талант художницы способствовал тому, что она освоила навыки лепки и раскрашивания изделий из глины.

Работы художницы быстро начали набирать популярность и за границей. С удивительными зверями могли познакомиться посетители московских, пражских, монреальских, варшавских и других европейских выставок. Ценителям искусства демонстрировали рисунки Марии Приймаченко «Два попугая», «Черный зверь», «Пес в кепке», «Зверь в красных сапогах», «Бык на прогулке», «Красные ягоды».

Всемирная выставка Марии Приймаченко, что состоялась в Париже, принесла украинской художнице большую славу, за что она была награждена золотой медалью. Именно во французской столице с работами художницы впервые ознакомились маститые коллеги, такие как Пабло Пикассо и Марк Шагал. Они по достоинству оценили ее творчество и даже начали использовать для своих произведений похожие мотивы.

Второй раз талант народной художницы открыли в 60-х годах. Этому способствовали известный искусствовед и драматург Григорий Местечкин, а также журналист Юрий Рост. Статья о творчестве Марии Примаченко, которая была опубликована журналистом в газете «Комсомольская правда», повторно сделала ее популярной.

Творчество 70-80-х годов

Особый расцвет ее творчества приходится на начало 70-х годов. Если раньше художница изображала реальных зверей, то в 70-80-х гг. в ее работах появляются фантастические звери, которых в реальности не существует. Это и четырехглавый древний болотный зверь, и болотный рак, и Хорун, и прус, и дикий горботрус, и дикая волезаха. Название дикого чаплуна она мотивировала словом «чапати». Делается акцент на лапах зверя, которые могут продираться через ольховые заросли. Есть звери фиолетовые, черные, синие; грустные, веселые, улыбающиеся, удивленные. Есть звери с человеческими лицами. Злыми являются звери-аллегории. Так, фиолетовый зверь в «буржуйской» фуражке, разрисованный стилизованными бомбами, злостно оскалился, показывая острые зубы и длинный хищный язык («Будь проклята война! Вместо цветков растут бомбы», 1984 г.).

Детство художницы

Болотня — родное село Марии Приймаченко — находится в 80 км от Киева. Именно здесь в январе 1909 года родилась художница. Ее отец был столяром, а также занимался резьбой по дереву. А мать была известной рукодельницей вышивки: вышитые сорочки ее производства носила вся семья. Бабушка Марии тоже занималась творческой деятельностью — она раскрашивала писанки.

Первые в Марии проявились еще в раннем детстве: она увлекалась рисованием цветов на песке. А затем начала расписывать хаты синими узорами. На стенах домов красовались жар-птицы и расцветали фантастические цветы. Односельчанам приглянулись эти рисунки, которые так красиво смотрелись на стенах и печах.

Спустя время будущей художнице начали поступать первые заказы: соседи просили украсить их дома такими же удивительными узорами. Съезжались даже жители соседних сел, чтобы полюбоваться ее творчеством.

Особенности стиля

Работы художницы являются сочетанием всех возможных художественных стилей ХХ века: импрессионизма, неоромантизма, экспрессионизма. Одна из любимых тем Марии Приймаченко, к которой она часто обращалась, — космическая. Она любила звездное небо и населяла его своими крылатыми существами — горбунком, русалками, птицами. Даже на Луне она сажала огороды, лелея свои волшебные мечты. Ее чудесный мир был волшебным и неповторимым, уникальным и сиявшим, искренним и добрым, как она сама.

Творчество народной художницы учит людей замечать красоту во всем

Она стремилась показать каждому человеку в отдельности, как важно даже в старости оставаться детьми, сохранять умение удивляться и видеть живую заинтересованность во всем, что происходит вокруг. Произведения Марии Приймаченко действительно возвращают нас в период детства

На них нет ничего лишнего, мы видим только неудержимую фантазию женщины с поразительной душой, с отображенной на картинах народной энергетикой.

Когда Марию спрашивали о том, зачем она рисует и цветы, она отвечала: «Зачем рисовать такими, какие они есть, они и так красивые, а я свои рисую на радость людям. Так хочется, чтобы больше людей смотрели рисунки и чтобы всем нравились».

Национальная галерея Украины

Крупнейший художественный музей страны. Располагается в здании на улице Грушевского, специально построенном для этой цели архитектором Городецким. Фонды Национального художественного музея Украины на текущий момент насчитывают около 40 тысяч экспонатов, среди которых — шедевры украинской и зарубежной живописи, скульптуры и графики от времён Киевской Руси до сегодняшнего дня. В музее проводятся лекции по истории искусств, воркшопы, специализированные экскурсии для детей и взрослых. «Идентичность. За занавесом неозначености »- совместный творческий проект Северо-Балтийских стран и Украины откроется для публики 19 марта. Он обещает стать одной из самых зрелищных демонстраций искусства северо-восточной части Европы за последнее десятилетие.

Время работы: ср, чт, вс с 10.00 до 20.00; пт с 12.00 до 20.00; сб  с 11.00 до  19.00; пн, вт — выходные

Адрес: ул. М. Грушевского, 6

Правой и левой

Мария Примаченко рисовала
обеими руками — правой и левой, при этом разницы в получившихся картинах не
было заметно. Не имея никакого специального образования, художница интуитивно
создавала мифологические образы и наполняла их некой философией, недоступной
многим.Даже подписи Марии Примаченко к
картинам могут быть самодостаточными произведениями. В них рифма, тонкий юмор,
ирония и острота: «Мільярд літ прогуло, а таких мавп не було» или «Цей звір
позіхає і дружби ні з ким не має», «Кобра як устане, то і небо достане, а до
сонця достать — треба кобрів п’ять».

Помимо подписей, картина могла сопровождаться историей, которую художница
рассказывала всем интересующимся. Вот одна из них: «А я гусей пасу. Слышу:
«чигирк» — это крокодил «чигиркает» под сороку. Смотрю — ива склонилась, на иве
— крокодил. А возле крокодила — мартышка, жена его. Он — в норку, а она — на
иве. Так вот, когда за зверя замуж выйдешь — у него свое, а у тебя свое».

Мария Примаченко изображала не только животных, которых когда-либо видела, но и
таких, о которых только слышала. Именно это делало ее зверей неповторимыми.
Говорят, когда художницу пригласили в Киевские центральные экспериментальные
мастерские в 1936 году, одна из ее наставниц упрямо не пускала женщину в
зоопарк — чтобы та во вред своему искусству не насмотрелась на настоящих львов
и мартышек.

Искусствоведы, занимающиеся
изучением феномена Марии Примаченко, считают, что в ее декоративных росписях
сконцентрировался художественный дар многих поколений народных мастеров,
доносивших до нас из глубины веков свои представления о прекрасном и
безобразном, о добре и зле.

В картинах Примаченко нашли воплощение идущие из недр народной мифологии образы
фантастических зверей и птиц. При изображении последних мастерица прибегала к
своему излюбленному приему — «очеловечению»: она рисовала зверей с
большими глазами с ресницами.

По сложности композиции и одновременно гармоничности особое место в творчестве
Марии Примаченко занимают сюжетные картины. В них сказка и быль, фантазия и
реальность сплавлены в единый организм, в котором воплощена мысль о великом
единстве природы. Люди в этих картинах эпически спокойны и полны достоинства.

Замечено, что общечеловеческая тема борьбы добра и зла проходит через все
творчество Марии Примаченко. При этом добро у нее, как и положено, всегда
побеждает зло. 

Несомненно, на творчество Марии
Примаченко наложило отпечаток и родное село с ее природой, бытом и традициями.
Помимо воплощения на бумаге богатых фантазий, мастерица черпала вдохновение из
окружающей жизни. Например, в 1986 году в ее работах нашла отражение авария на
Чернобыльской АЭС. Известно, что катастрофу Мария Примаченко переживала в
собственной хате, расположенной недалеко от атомной станции. Женщина наотрез
отказалась уехать из 30-километровой зоны. Художница умерла 17 августа 1997
года на 89-м году жизни.

Приближенные к художнице люди говорили, что Мария Аксентьевна отказывалась от
предложений переезда, ибо свято верила, что «Бог даст счастье
выздоровления земли, вод и небес», а процесс создания картин с пожизненным
девизом «На радость людям» спасет ее семью, даст всем здоровье, силу,
крепость веры в неистребимость народного духа. 

Факты из биографии Марии Примаченко

Родилась Мария
Примаченко
12 января 1909 года в деревушке Болотня, расположенной на Полесье (сегодня Киевская область).

Любовь к народному творчеству она впитала в себя не только с народными сказками, легендами, песнями, но и наблюдая за работой матери, которая занималась вышиванием. Как и любая девочка, маленькая Маша
стремилась повторять за своей мамой, вот только она не вышивала эти узоры, а перерисовывала их на картон или бумагу. Со временем детское увлечение стало основным занятием.

Первые картины юная художница рисовала на песке. Потом нашла цветную глину и разрисовала хату. Все село ходило смотреть на это чудо, а потом односельчане просили и их дома разукрасить.

1935 год был переломным в творчестве Марии
Примаченко
— она знакомится с художницей Татьяной Флору, которой очень нравятся работы талантливой деревенской народной умелицы.

По приглашению Флору, Мария
Аксентьевна
переезжает в Киев и начинает работать в экспериментальной мастерской. С этого момента работы художницы начинают выставляться не только на Украине, но и за ее пределами.

Вторая половина 50-х годов — начало зрелого и плодотворного периода в творчестве художницы. Из ее мастерской появляется большое количество циклов. Именно в этот период появляются работы, за которые художница была награждена «Знаком Почета» и стала лауреатом Государственной премии ЦССР Т. Г. Шевченко.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Енот на Волге
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: