Сальвадор дали. магическое искусство. путеводитель

«Дематериализация под носом Нерона», 1947

В 1940–1950-х годах Дали обращается к теме расщепления атома, поэтому данный период его творчества носит название «ядерного мистицизма». Трагические события 1945 года в Хиросиме и Нагасаки так потрясли художника, что он начал интересоваться проблемами ядерной физики и перенес квантовую теорию на холст. Можно заметить, что фигуры на работах того периода изображены подвешенными в безвоздушном пространстве

Наиболее известной и важной картиной Дали в этой тематике является «Дематериализация под носом Нерона», в ее сюжет сюрреалист поместил множество символов. Спелый гранат внутри разделенного гиперкуба олицетворяет возрождение и бессмертие, сюрреалистическая пустыня является отражением бескрайности, а бюст жестокого римского императора Нерона под триумфальной аркой окружен фантазиями и мифами.

Невероятная история любви

Знаменитой музой и супругой Сальвадора Дали стала Елена Дьяконова, всему миру известная под именем Гала.

Они встретились летом 1929 года, на тот момент Елена была замужем за французским поэтом Полем Элюаром и одновременно имела любовника Марка Эрнста. Женщина была слишком любвеобильна, она просто обожала секс, не могла без него существовать.

Гала была старше Дали на 10 лет. На момент знакомства он был молодым начинающим художником, приехавшим из провинциального городка, а Гала опытная и умудрённая, самоуверенная и утончённая, вращающаяся с высших кругах общества. Он был сражён её красотой.

Нельзя сказать, что Гала обладала красотой в привычном смысле этого слова, она, как магнит, притягивала к себе мужчин, они становились как будто заколдованными и теряли от этой женщины голову.

Гала и Дали стали близки, но это не помешало женщине продолжать отношения с мужем, попутно ещё заводить любовников, в то время в богемных кругах это считалось нормальным.

Но в конце концов она бросила своего супруга и в 1930 году переехала к Дали, она сказала ему тогда: «Мой мальчик, мы не расстанемся никогда». Она не только удовлетворяла его сексуальные фантазии, Гала стала для Сальвадора всем: патронессой, деловым менеджером, организатором.

Именно Гала сделала художника знаменитым на весь мир, она пустила в ход все свои связи, устраивала выставки, носила его работы ценителям. А он творил с таким рвением, что ещё не была закончена одна картина, а уже просилась на холст другая. Свою музу, которая так вдохновляла его, Дали рисовал постоянно. Теперь его картины подписывались двойным именем Гала — Сальвадор Дали.

Супруг Поль Элюар до последних дней писал ей любовные письма, полные нежности. И только после его смерти в 1952 году Гала и Сальвадор поженились.

Когда Дали стал терять интерес к картинам, Гала подкинула ему новую идею создания дизайнерской мебели. Богачи всего мира готовы были отдать любые деньги за диваны в форме женских губ, слонов на тоненьких ножках или за причудливые часы со странным циферблатом. Также Сальвадор Дали является автором дизайна упаковки карамели «Чупа-Чупс».

Их отношения для обычного мира казались странными, для них двоих это было нормально. Женщина меняла любовников, как перчатки, Дали постоянно развлекался в компаниях юных девиц, спуская на них кучу денег. В 1965 году у Сальвадора появилась вторая муза – Аманда Лир, 19-летняя модель и певица.

Но единственной женщиной, которой он полностью подчинялся, так и осталась Гала. Если бы не она, мир мог никогда не узнать великого гения Сальвадора Дали. Сначала она вдохнула в молодого неуверенного художника веру в себя, потом полностью раскрыла весь масштаб его таланта: сделала из Дали кумира планеты, при этом постоянно оберегала и защищала. А он преклонялся перед ней.

Их удивительные отношения длились 53 года. Гала умерла в 1982 году в возрасте 88 лет. Её тело забальзамировали, надели красное платье и уложили в гроб со стеклянной крышкой. В их замке Пуболе она ещё при жизни обустроила склеп для них двоих, там женщину и похоронили.

«Пейзаж с загадочными элементами»

Став одной из главных фигур течения сюрреализма, Сальвадор Дали находит себя в этой сфере и в полной мере реализует свой огромный творческий потенциал. Увлечение психоанализом и теорией бессознательного и одновременно — Вермеером и другими старыми мастерами, создают феномен его живописи, ставший узнаваемым во всем мире. Достигнув вершин живописного мастерства, он написал наиболее известную и выдающуюся картину данного периода творчества — «Пейзаж с загадочными элементами» (1934).

Данная работа характеризуется сочетанием воображаемых и реально существующих объектов в едином пространстве. Как и большинство картин сюрреалиста, «Пейзаж с загадочными элементами» скрывает в себе большое количество символов: ребенок с женщиной в глубине пейзажа — сам Дали и няня — отсылают в детство художника; кипарисы, которые очень часто встречаются на картинах сюрреалиста, говорят об увлечении гением творчеством Арнольда Бёклина и его работой «Остров мертвых», также кипарисы символизируют время; главным элементом картины является фигура, рисующая пейзаж — это нидерландский художник Ян Вермеер, которого мастер считал одним из величайших живописцев всех времен.

Сальвадор Дали. Пейзаж с загадочными элементами, 1934

История написания картины «Сон»

Необычные сюрреалистические пейзажи начали прослеживаться в творчестве Дали еще задолго до написания полотна «Сон». Благодаря высокому качеству выполнения и оригинальной задумке она стала одной из самых известных и узнаваемых картин Сальвадора Дали. Именно «Сон» относится к периоду зрелого творчества художника.

Нельзя назвать точный момент, когда идея картины «Сон» начала зарождаться в голове великого художника. Связано это, в первую очередь, с тем, что в произведении творец показал все свои болезненные сновидения. В то же время, Дали не стремился переносить на холст самые странные фантазии, но желал сделать из произведения настоящий образец сюрреализма XX века. Со всеми задачами Дали справился на 100 %.

Дали мыслил не как обычный человек, ему нравилось все оригинальное и загадочное. Ян Гибсон писал о творце:

Сальвадор Дали включил «Сон» в серию полотен «Паранойя и война», причем именно данная картина была для художника самой важной среди всех работ цикла. В своей автобиографической книге под названием «Тайная жизнь Сальвадора Дали, рассказанная им же» творец признавался, что представлял сны большими монстрами, которые поддерживаются пороками реального мира

Таким образом и зародился в голове художника необычный образ.

Методы, используемые для создания картины Конкретные действия художника
Эксперимент Художник экспериментировал со светлыми и синими цветами краски
Подбор референса Дали тщательно подбирал архитектурный объект, с которого писался комплекс
Зарисовки Творец специально зарисовывал разные театральные маски
Наброски Наброски фона делались на мысе Креус

К сожалению, в настоящее время «Сон» Дали не так популярен, как был в прошлом. Точно понять, чем это вызвано, трудно. Скорее всего, причина заключается в том, что картина находится в частном владении и не выставляется на крупных экспозициях.

«Безумный Тристан», 1944

С 1940 по 1948 год Сальвадор Дали живет в Америке. В этот период он не просто пишет новые картины, но и создает себе имидж универсального художника, как это делали великие мастера эпохи Возрождения. В том числе работает над созданием театральных декораций и костюмов и в 1944 году вместе с танцовщиком дягилевской труппы Леонидом Мясиным ставит в Нью-Йорке балет «Безумный Тристан» по мотивам оперы Вагнера «Тристан и Изольда». Художник называл эту постановку «первым параноидальным балетом о любви до гроба». Главной темой спектакля действительно была история любви и смерти — сюжет, который волновал Дали на протяжении всего его творчества. 

Спустя почти 60 лет после последнего показа балета «Тристан и Изольда» в Лондоне был обнаружен оригинальный задник-занавес к первому акту. На выставке в «Манеже» демонстрируются более известные работы художника на тему «Безумного Тристана».

«Архитектонический “Анжелюс” Милле»

С самого детства Дали восхищался картиной «Анжелюс» французского художника-реалиста Жана Франсуа Милле. Она висела в его комнате, и он мог часами разглядывать крестьянина и крестьянку, застывших в молитве в закатном поле. Дали говорил, что эта картина вдохновляет его и завораживает, как никакая другая. Он признавался, что всегда чувствовал в ней смерть. И действительно, когда полотно стали исследовать с помощью рентгена, оказалось, что вместо корзины с картофелем, над которой стоят крестьяне, Милле изначально изобразил детский гроб. Объясняется такой неожиданный сюжет просто: младенец был некрещеным, поэтому его пришлось хоронить не на кладбище, а в поле. А изменить идею художник мог потому, что без похоронной темы картину было проще продать.

Мистическое совпадение: у Дали был старший брат Сальвадор, который в младенчестве скончался от менингита. Спустя девять месяцев родился второй Сальвадор – родители не могли смириться с потерей и назвали второго сына именем первенца. Когда мальчику было пять лет, мать с отцом отвели его на могилу и сказали, что он – реинкарнация брата. Эта версия не понравилась будущему художнику.

Еще до рентгеновских исследований Дали понимал, что в картине Милле что-то не так. Повзрослев, он переписывал этот сюжет более 60 раз, стараясь разобраться. И «Архитектонический “Анжелюс” Милле» – один из результатов проделанной работы. Крестьяне на его холсте превратились в белые биоморфные формы.

«Автопортрет с рафаэлевской шеей»

Импрессионистский «Автопортрет с рафаэлевской шеей» – одна из первых работ Сальвадора Дали. Он написал ее в 1921 году, вскоре после того, как умерла его мать Фелипа Доменеч. Эта смерть стала тяжелейшим испытанием в его жизни – Сальвадор, которому на тот момент едва исполнилось 17, был очень привязан к маме.

Эта картина – отсылка к автопортрету Рафаэля Санти, созданному в 1506 году. Великий художник эпохи Возрождения, которому на тот момент было 23 года, изобразил себя как мечтательного и немного женственного юношу. Дали, ярый поклонник Рафаэля, изобразил себя в том же духе. Шея на его холсте – могучая, удлиненная – такая же, как на картине Рафаэля. Однако сам Сальвадор никогда не мог похвалиться атлетическим телосложением.

Его увлечение творчеством Рафаэля было огромным – Дали хотел походить на него внешне и в жизни: например, однажды отпустил волосы на манер своего кумира.

«Пейзаж с загадочными элементами», 1934

Одна из выдающихся работ Сальвадора Дали 1930-х годов погружает зрителей в детские воспоминания художника и изображает его самого ребенком, в матросском костюмчике, вместе с няней, сидящей рядом. Также на картине можно увидеть известного нидерландского художника Яна Вермеера, которого Дали считал величайшим мастером. На этом полотне Вермеер рисует загадочный пейзаж с кипарисами. Кстати, кипарисы в работах Сальвадора Дали символизируют время — в школе он часто пытался угадать, сколько времени осталось до конца уроков, по падающему на стволы кипарисов свету. Стоит отметить, что все элементы картины не имеют однозначного толкования и могут быть по-разному интерпретированы, потому и называются загадочными.

Максимальная скорость Мадонны Рафаэля

Увлечения Дали открытиями в области ядерной физики и атомной материи привели его от сюрреализма к новому способу изображения окружающего мира, который обозначил следующий этап в творческой жизни художника

По словам гения, атомные взрывы в Хиросиме и Нагасаки стали поворотным моментом его карьеры: он всерьез задумался о мощности атома и важности связанных с ним физических процессов

Примером нового этапа в творчестве Сальвадора Дали является полотно «Максимальная скорость Мадонны Рафаэля», написанное в 1954 году.

В основе композиции находится голова Марии из картины «Мадонна со щегленком» мастера эпохи Возрождения Рафаэля Санти. На картине органично сочетаются религиозные символы и элементы квантовой теории.

Фигура Мадонны мастерски составлена из мелькающих атомов, а черты лица образованы рогами носорога. Последние символизируют традиционные математические принципы (например, «золотое сечение», определяющее пространственную пропорцию), которых Дали строго придерживался в этот период.

Динамическое движение этих идеальных форм, по мнению Дали, с одной стороны, является доказательством непрерывности материи, а, с другой, позволяет показать скрытый от глаза процесс ядерного распада.

Сальвадор Дали. Максимальная скорость Мадонны Рафаэля, 1954

«Пейзаж с загадочными элементами»

«Пейзаж с загадочными элементами» – одна из самых значимых работ Сальвадора Дали, созданная в середине 1930-х годов. Здесь присутствуют темные кипарисы – частые гости на полотнах Дали. Это отсылка к картине Арнольда Беклина «Остров мертвых», которую Сальвадор очень любил.

Спиной к зрителю изображен Вермеер Дельфтский – голландский художник XVII века, творчество которого ценил Дали. Мастер представлен сидящим за мольбертом, и это напоминает о его собственной картине «Искусство живописи»

Создавая «Пейзаж с загадочными элементами», Дали уделял особое внимание соотношению света и тени, точности деталей – этим отличались и работы Вермеера. За это Дали называл его изобретателем цветной фотографии

Для того чтобы предельно точно и детально изображать людей и предметы, Вермеер использовал камеру обскура. А Дали в этом помогала лупа.

На картине есть и сам Сальвадор – в образе мальчика в матросском костюмчике, играющего под присмотром няни. Оба эти персонажа часто встречаются в работах сюрреалистического периода, так же как и огромные зерна фасоли, образующие символ инь-ян.

БИОГРАФИЯ САЛЬВАДОРА ДАЛИ

Сальвадор Дали родился в городке Фигерас в Каталонии, в семье адвоката. Творческие способности проявились у него уже в раннем детстве. В семнадцатилетнем возрасте он был принят в Мадридскую академию изящных искусств Сан Фернандо, где судьба счастливо свела его с Г. Лоркой, Л. Бунюэлем, Р. Альберти. Учась в академии, Дали увлеченно и одержимо изучает произведения старых мастеров, шедевры Веласкеса, Сурбарана, Эль Греко, Гойи. Он испытывает влияние кубистических полотен Х. Гриса, метафизической живописи итальянцев, серьезно интересуется наследием И. Босха.

Учеба в Мадридской академии с 1921 по 1925 годы была для художника временем упорного постижения профессиональной культуры, началом творческого осмысления традиций мастеров прошлых эпох и открытий своих старших современников.

Во время первой поездки в 1926 году в Париж он встречается с П. Пикассо. Под впечатлением встречи, изменившей направление поисков собственного художественного языка, соответствующего его миропониманию, Дали создает свое первое сюрреалистическое произведение “Великолепие руки”. Однако Париж неумолимо влечет его к себе, и в 1929 году он совершает второе путешествие во Францию. Там он входит в круг парижских сюрреалистов, получает возможность увидеть их персональные выставки.

В это же время совместно с Бунюэлем Дали делает два ставших уже классикой фильма – “Андалузский пес” и “Золотой век”. Его роль в создании этих работ не главная, но его всегда упоминают вторым, как сценариста и одновременно актера.

В октябре 1929 года он женится на Гала. Русская по происхождению, аристократка Елена Дмитриевна Дьяконова заняла важнейшее место в жизни и творчестве художника. Появление Гала придало его искусству новый смысл. В книге мастера “Дали по Дали” он дает следующую периодизацию своего творчества: “Дали – Планетарный, Дали – Молекулярный, Дали – Монархический, Дали – Галюциногенный, Дали – Будущий”! Конечно, трудно вместить в столь узкие рамки творчество этого великого импровизатора и мистификатора. Он сам признавался: “Я не знаю, когда начинаю притворяться или говорить правду”.

Как выбрать фетр

Изначально фетр был разновидностью войлока, который получали из шерсти животных, таких как пух кролика, шерсть овцы, козы. Изготавливается путем валяния материала.

Со временем фетр видоизменился, синтетические и растительные материалы вытеснили натуральный пух. Можно найти фетр с добавлением вискозы, полиэстера, бамбука.

В зависимости от состава фетр бывает:

  1. Чистошерстяной фетр. Обладает лучшими характеристиками, хорошая теплоизоляция.
  2. Полушерстяной фетр. Шерстяной материал с добавлением вискозных волокон, его легко окрашивать, мягкий на ощупь.
  3. Фетр, изготовленный из акрила. Искусственный материал, способен прекрасно сохранять форму.
  4. Фетр из бамбука. Материал, состоящий из смеси вискозы с бамбуком. Прочный и приятный на ощупь материал.
  5. Эко-фетр. Изготавливается из вторичного сырья. Один из самых плотных, хотя достаточно тонкий материал.

Фетр различается также по длине ворсинок:

  1. Длинноворсовый фетр. Длина ворсинок составляет больше 2,5 мм.
  2. Велюр. Длина ворсинок от 1,5-2,5 мм.
  3. Коротковорсовый фетр. Длина ворсинок 0,5-1,5 мм.
  4. Замшевый фетр. Длина ворсинок не выше 0,5 мм.

Выбирать фетр необходимо в зависимости от назначения будущей поделки. Например, стопроцентный шерстяной фетр удобно использовать для изготовления украшений и декора. Такой материал мягкий и приятный на ощупь, обладает антибактериальными свойствами.

Полушерстяной материал подходит для изготовления небольших декоративных изделий, украшений, например брошей. Подойдет для крупных поделок, типа сумок или подушек, поскольку этот материал плохо держит форму.

Синтетический фетр обладает невысокой стоимостью, гипоаллергенностью. Он прочный, плотный и способен хорошо держать форму. Имеет обширную палитру цветов. Подойдет под любые заготовки.

Фетр небольшой толщины отлично подойдет для вырезания деталей и небольших поделок. Очень тонкий, с длиной ворса до 0,5 мм подходит для изготовления бижутерии, такой как бусы, браслеты, заколки.

Материал с длиной ворса более 1,2 мм подходит для пошива игрушек, детских книжек, аппликаций. Толстый фетр подходит для пошива шляпок, сумок, обложек книг, украшения для одежды, ковриков, чехлов для телефонов, панно, гирлянд, топиариев.

Галатея со сферами

После атомных бомбардировок Хиросимы и Нагасаки Сальвадор Дали был воодушевлен ядерной физикой и теориями распада атома. Это было также время, когда он возобновил интерес к католицизму. Приведённый к его периоду «Ядерный мистицизм», в котором его произведения часто использовали идеи современной науки как средство рационализации христианской религии. Понимая, что материя состоит из атомов, Дали заставил свои работы распасться на несколько атомов.

Эта картина — портрет Гала Дали, его жены и музы. Ее лицо состоит из густонаселенных сфер, представляющих атомные частицы, которые придают изумительный трехмерный эффект холсту. Галатея в названии относится к морской нимфе в классической мифологии по имени Галатея, которая славилась своей добродетелью. Галатея со сферами — одна из самых известных картин периода ядерного мистицизма Дали.

8

«Безумный Тристан. Эскиз декорации»

Дали очень интересовался сюжетом о Тристане и Изольде – легендарных влюбленных, героях многочисленных рыцарских романов. В 1944 году, взяв за основу оперу Вагнера «Тристан и Изольда», он создал либретто, костюмы и декорации для балета «Безумный Тристан». Это была последняя совместная работа Дали и Леонида Мясина – хореографа и танцовщика дягилевской труппы. Сам Дали называл спектакль первым параноидальным балетом о любви до гроба.

Лейтмотив постановки – история любви и смерти. Дали снова обращается к теме «Анжелюса» Милле: голову Тристана он изобразил в виде отцветающего одуванчика, а Изольде добавил крестьянскую повозку, вырастающую из спины. Переплетающиеся между собой корни напоминают о деревьях, которые выросли на могилах героев.

1940-е годы стали для Дали достаточно плодотворными. Его картины и книга пользуются успехом, он сотрудничает с Уолтом Диснеем – создает мультфильм Destino, который, как и его полотна, наполнен сюрреалистическими фантазиями.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Енот на Волге
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: