Не тогда назвался и не вовремя родился
Имя Самокиша постоянно на слуху у симферопольцев. Улица-то его имени расположена в центре города – так или иначе пройтись-прогуляться по ней приходилось всякому.
Николай Самокиш за работой
Однако на вопрос «кто такой Самокиш» ответит далеко не каждый второй. А вопрос «когда улица получила свое имя» ставит в тупик не только простых смертных, но и маститых ученых. В краеведческой литературе датой переименования Кооперативной в Самокиша называют то 1935, то 1945, то 1960 года. А ведь было-то это не так уж давно. Это вам не какие-то мезозой с палеозоем.
– Сохранилось духовное завещание художника, датированное мартом 1942 года. Там Николай Семенович указывает свой адрес: угол улиц Жуковского-Самокиша. Вот так. Так что улица Кооперативная получила свое имя до Великой Отечественной войны. Это однозначно, – говорит директор Ассоциации заповедников и музеев Крыма Сергей Пушкарев.
В воспоминаниях бывшего профорга и библиотекаря художественного училища Ромадиной-Симонович указано: «в годы войны название улицы было ликвидировано». А потом опять восстановлено. Но первое-то переименование произошло до войны! Так, что те, кто утверждают иначе, путаются в датах.
Неразбериха с цифрами преследует художника, словно тяжкий рок, как посмертное проклятие. Даже на могильном граните кто-то умудрился высечь не ту дату рождения!
Атака лейб-гвардии Литовского полка из 5-го пехотного корпуса. Худ. Н. Самокиш, 1912 г
Во всех справочниках, словарях и прочей научной и околонаучной литературе значится одна и та же дата рождения Самокиша – 13 (25) октября 1860 года. Октябрь у нас какой месяц? Правильно, десятый. Обозначается он римской цифрой Х. А вглядитесь в фотографию надгробия на могиле художника. Что на табличке? Правильно, IX (девять), то есть сентябрь!
Почему так случилось? Может в путанице с датами виновата вторая жена?
Вторая жена оказалась лишней
Вторая жена художника действительно кое в чем была виновата. Например, в запоздалых посмертных обвинениях в измене родине, которые звучали в адрес художника после войны, и в проблемах с советской властью, что возникли после победы у его учеников. На самом же деле вторая жена Самокиша была фантомом. Вернее фантасмагоричным по существу является сам второй брак художника.
Подробности и факты
С Натальей Георгиевной Добровольской Николай Семенович познакомился в Харькове. В мастерской ее мужа известного художника. Самокишу тогда было под 80 лет. После того, как началась война, женщина овдовела и решила «помочь» старику и увезла его из Харькова в Крым.
В Симферополе, в период оккупации она создала художественный салон и начала охоту за работами мастера. Сам художник для салона Добровольской ничего специально не писал. Она выманивала и выменивала картины разными хитроумными путями с целью продать их ценителям искусства, каких было немало среди представителей оккупационных властей.
А потом предприимчивая дама решила женить на себе 82-летнего Самокиша. Наверное, ее вела мысль о том, чтобы после его смерти получить все и сразу. Подчеркиваю, в то время Николаю Семеновичу было уже 82 года. И единственное в чем он нуждался, так это в уходе.
Аферу с женитьбой молодой «невесте» пришлось проворачивать самостоятельно. Надо заметить, она вполне преуспела в этом деле и таки добилась статуса супруги. Только вот вместо Самокиша на бракосочетании в качестве жениха присутствовало подставное лицо.
Примечания
- Именно так в ряде источников: в 1890 году (с некоторым разночтением — указывается также 1889 год или просто возраст — 29 лет — см. Московский журнал 1.01.2004, — www.russk.ru/st.php?idar=800946 Православное информационное агентство «Русская линия», а также Николай Семёнович Самокиш — www.museum.ru/N24030 на сайте Музеи России — www.museum.ru/) за работу «Табун рысистых маток» (некоторые источники дают здесь иное название — «Табун на водопое») получил звание академика, с 1913 — действительный член Академии художеств («Самокиш Николай Семенович», БСЭ).
- ↑ 12 В статье БСЭ «Самокиш Николай Семенович» и во многих других источниках указывается, что Самокиш — лауреат Государственной премии, однако в 1941 году присуждалась не Государственная премия СССР, а Сталинская премия. Таким образом, Н. С. Самокиш — лауреат Сталинской премии.
- Радде Г. И. 23000 миль на яхте Тамара. Путешествие Их Императорских Высочеств Великих Князей Александра и Сергия Михайловичей в 1890—1891 гг. В 2-х томах. — Санкт-Петербург, Типография Эдуарда Гоппе. Том 1, 1892. — 226 с плюс Ил.; Том 2, 1893. — 211 с плюс Ил. (Даты путешествия постоянно неточно цитируют. Здесь проверено по титульному листу первого тома.)
- ↑ 123 Комментарий к работе и другие картины — на странице Н. С. Самокиш — www.sgu.ru/rus_hist/authors/?aid=234 проекта «Русская история в зеркале изобразительного искусства» — www.sgu.ru/rus_hist/
- ↑ 12 Котов Пётр Иванович, Сайт художников Верхней Масловки и НП «Национальное художественное наследие «ИЗОФОНД» — www.maslovka.info/modules.php?name=Content&pa=showpage&pid=194
- ↑ 12 Тинченко Я. Великая Отечественная, — old.kv.com.ua/index.php?rub=53&number_old=3490 Параллели Истории, Киевские Ведомости, № 104 (3490), Вторник, 24 Мая 2005.
- Савицкая С., Восстановление народного признания, Расследование «ММ», газета «Молодежь Московии» — www.gazetamm.info/Bases/sledstvie/37.htm. Марк Домащенко (7 мая 1906 года — 26 апреля 1988 года) — художник-баталист. С 13 лет служил в Красной Армии, потом в Советской. В 1949—1956 годы был репрессирован. Большинство картин уничтожено после ареста. Затем реабилитирован. После освобождения отбитыми на допросах пальцами уже не мог создавать монументальных полотен, но продолжал рисовать. Организовал школу военных художников и до конца жизни проповедовал идеи добра и любви к своему Отечеству.
- Многие источники утверждают, что до 1941 года в течение длительного времени Н. С. Самокиш жил и работал и в Харькове, и в Симферополе. Например, в биографии Ю. В. Волкова (1921 г.) читаем: «украинский живописец и график. … Учился в Симферопольском художественном техникуме (1936—1940) у Н. Самокиша». Это не противоречие, а указание на высокую мобильность, проявившуюся у Н. С. Самокиша ещё в молодости и сохранившуюся до преклонных лет.
- С 2004 года Харьковская академия дизайна и искусств, первоначально Харьковский художественный институт, затем Харьковский художественно-промышленный институт ХХПИ) — см. статью Высшие учебные заведения Харькова
- Яськов В., Хлебников. Косарев. Харьков — magazines.russ.ru/volga/1999/11/yaskov.html, «Волга» 1999, № 11.
3. Галерея
-
Н. С. Самокиш, «Тройка (на разгоне)». «Изображение лошади — это та стихия, в которой художник чувствует себя свободно. Здесь он виртуоз своего дела.»
-
Н. С. Самокиш, «Явление св. Саввы Сторожевского», Иллюстрация к поэме Л. Мея «Избавитель», из книги «Великокняжеская, царская и императорская охота на Руси» (1896—1911).
-
С. И. Васильковский, Н.С. Самокиш, Иллюстрация к Альбому «Из Украинской старины». (1900)
-
Н. С. Самокиш, Обложка (1907).
-
Н. С. Самокиш, «Погоня». Война 1904—1905. Из дневника художника (1908)
-
Н. С. Самокиш, Война 1904—1905. Из дневника художника (1908).
-
«Атака Шевардинского редута». Литография по русунку Н. Самокиша (1910).
-
Н. С. Самокиш, «Подвиг солдат Раевского под Салтановкой» (1912)
-
Н. С. Самокиш, «Атака литовцев» (1912)
-
Н. С. Самокиш, «В Галиции. Кавалерист.» (1914)
-
Н. С. Самокиш, «Бой под Ярославом». Гравюра, Нива № 45, 1914
-
Н. С. Самокиш, «На постой», конец XIX века
-
Н. С. Самокиш, «Вечер в Крыму»
биография
Его отец был почтальоном; вероятно венгерского происхождения . Молодость он провел в Носовке в семье деда по материнской линии, который был казаком . Позже он окончил Нежинский лицей князя Безбородко . Его первая попытка поступить в Петербургскую Академию художеств не увенчалась успехом, но он получил поддержку со стороны доцента Богдана Виллевальде , был принят и учился там с 1879 по 1885 год у Михаила Клодта и Валерия Якоби, а также у Виллевальда. и получил несколько наград. Его картину «Прогулка» (Прогулка) купил Павел Третьяков .
Картина «Стадо кобыл у водопоя» принесла ему звание академика.
С 1885 по 1888 год он учился в Париже у Эдуарда Деталля . Когда он вернулся, он и Франц Рубо отправились на Кавказ, чтобы создать несколько больших работ для панорамы в военно-историческом музее Тбилиси . В 1889 году он женился на известной книжной иллюстраторе Елене Судковской . В следующем году он получил звание академика. С 1894 по 1918 год он преподавал в Академии, где в 1913 году стал профессором.
В 1904 году от имени журнала « Нива» он выехал на фронт во время русско-японской войны и выпустил альбом картин. В 1915 году он и несколько его учеников в Академии сформировали «Отряд художников» и отправились на Восточный фронт, чтобы делать зарисовки. Во время русской революции он разлучился со своей женой. Она уехала в Париж и, по-видимому, умерла там в 1924 году, хотя некоторые источники говорят, что она вернулась в Россию и умерла в Выборге .
В 1918 году, после упразднения старой Академии, он переехал в Ялту с Вооруженными силами Юга России, а затем, в 1922 году, в Симферополь, где оказал поддержку талантливой молодежи и в конечном итоге организовал художественную школу, получившую официальное государственное признание. В 1934 году он получил то, что оказалось его крупнейшим заказом: выступил в качестве управляющего консультанта для гигантской панорамы, изображающей осаду Перекопа . После 1936 года работал в Харьковском художественном институте .
Среди тысяч книжных иллюстраций , которые он произвел, пожалуй, наиболее примечательными являются те , для рассказов Марко Вовчок , Николай Dzherya по Иван Нечуй-Левицкий , Тараса Бульбы по Н.В.Гоголя и царская охота в России по Николай Кутепов . Он и его жена работали вместе, чтобы проиллюстрировать « Мертвые души» и создать фрески для железнодорожной станции Царское Село .
Вскоре после окончания Второй мировой войны в его мастерской в Харькове прошла большая выставка его ранних работ. Он был героем документального фильма в 1966 году.
2. Награды
- Малая золотая медаль Императорской Академии художеств за картину «Возвращение войск на родину» (1881).
- Премия С. Г. Строганова за картину «Помещики на ярмарке» (1883).
- Малая золотая медаль Императорской Академии художеств за картину «Эпизод из битвы при Малом Ярославце» (1884).
- Большая золотая медаль Императорской Академии художеств за картину «Русская кавалерия возвращается после атаки на неприятеля под Аустерлицем в 1805 году» (1885).
- Серебряная медаль Всемирной выставки в Париже (1900) за картину «Четверня на повороте».
- Заслуженный деятель искусств РСФСР (1937).
- Сталинская премия второй степени (1941) — за картину «Переход Красной Армии через Сиваш» (1935).
- орден Трудового Красного Знамени (1940).
- заслуженный деятель искусств РСФСР (1937)