Как лечили безумие в эпоху лавкрафта

Что известно о психологе Джоне Уотсоне

Этот человек родом из небольшого городка Тревелерс Рест (штат в Южной Каролине), появился на свет 9 января 1878 года. Парень рос в полноценной семье, где родители были верующими и чтили все церковные каноны. Мать с отцом были ответственными родителями и активно принимали участие в воспитании собственного сына. Всякий раз перед тем, как разрешить что-то Джону, они сначала согласовывали между собой. Но, когда ему исполнилось 13 лет, он ушел из семьи.

С юных лет парень стал увлекаться психологией и философией, затем получил высшее образование и степень Магистра в одном из престижных учреждений своего города, потом стал довольно успешным студентом Чикагского университета. Ему удалось защитить докторскую диссертацию на тему обучения животных, а также издать на эту тему книгу. Оказавшись в обществе опытных психологов, парень себя чувствовал, как свой среди своих.

В 1913 году он впервые выступил с манифестом в Нью-Йорке, и этим же выступлением произвел большой резонанс, ведь он один из первых заявил, что предметом психологии является не психика, как ранее считали ученые, а само поведение человека.

Спустя 2 года после этого громкого заявления Джон стал президентом Американской психологической ассоциации. Он начал активно исследовать животных, затем решил расширить сферу своей деятельности.

Незавершившийся эксперимент

Затем исследователь решил поставить перед собой другую задачу – подтвердить или опровергнуть теорию о том, что ребенок станет бояться предметов, которые будут напоминать ему белую крысу. Сначала Альберту показали кролика, и он тут же испугался его. Затем показали собаку, на которую реакция была чуть слабее. Пряжа и белая шуба тоже вызвали у ребенка не очень приятные эмоции, но не настолько сильные, как крыса.

Но Уотсон решил не останавливаться на достигнутом, захотев усилить реакцию страха по отношению к кролику и собаке. Для этого он вновь переместил Альберта в экспериментальную комнату, обеспечив появление новых животных тем же резким звуком. Периодически Джон вместе с ассистенткой показывали мальчику крысу, чтобы тот не забывал про реакцию на нее.

Когда малыш стал получать испуг при виде всех животных, исследователи решили узнать, как долго мальчик будет напуганным при виде крысы, кролика и собаки. Они настолько увлеклись своим экспериментом, что забыли о том, что пришло время вернуть его в приют.

Психолог вместе со своей ассистенткой так и не смогли выяснить, как долго ребенок будет бояться животных. Но самое страшное то, что им не удалось избавить ребенка от тех реакций, которые они сами ему привили.

Голоса и тайное послание

Дадд посещал Египет. / Фото: pinimg.com.

Во время поездки в Египет, где он надеялся получить художественное вдохновение, молодой Ричард начал верить, что получает послания от египетского бога Осириса. Это чувство впервые посетило его, когда он увидел группу египтян, курящих кальян (water pipe – водяной мундштук). «Этот булькающий звук, — подумал Дадд, — должно быть, форма общения». После пяти дней беспрерывного курения он решил, что это послание от Осириса.После того как Ричард совершил убийство, расправившись с отцом, он стал утверждать о том, что является сыном и посланником Бога, избранным для того, чтобы уничтожить людей, одержимых демонами.

Primum non nocere «Не навреди»

В «Бедламе» — лондонской лечебнице для умалишенных, имя которой стало нарицательным

Принцип медицинской этики «не навреди» был придуман во времена не в пример суровее наших. Его авторство приписывается Гиппократу, клятва которого, за исключением мелочей, актуальна до сих пор, однако сама логика тогдашней повседневности не всегда позволяла адекватно определять — кто болен, а кто нет. Особенно это касалось душевнобольных, которых либо изгоняли из общества и убивали, либо возвышали, как прорицателей и мистиков, с которыми через видения общаются духи и боги.

Изгнание беса из шизофреника путем трепанации

Последующая эпоха, когда в западном мире воцарилось христианство, счастья сумасшедшим также не добавила. Человеколюбие, которое постулировала церковь, только отчасти проявлялось к тем, кто имел проблемы с головой. Недостаточное финансирование, а также отсутствие внятных методик работы с такими больными превратили средневековые дома призрения и приюты в кошмарные каменные склепы, где в холодных подвалах за решетками сумасшедшие умирали в мучительных грезах и припадках.

Приют сумасшедших

Медицина шла вперед, и пытливые умы стали обращать все большее внимание на проблемы людей, скрытые в их головах, однако до систематического изучения психических заболеваний наука не дошла. Еще в конце XVIII века европейские богадельни выглядели ужасающе

Николай Карамзин, прибывший в 1790 году в знаменитый лондонский Бедлам полюбопытствовать, писал так:

Еще в конце XVIII века европейские богадельни выглядели ужасающе. Николай Карамзин, прибывший в 1790 году в знаменитый лондонский Бедлам полюбопытствовать, писал так:

«Предлинные галереи разделены железною решеткою: на одной стороне — женщины, на другой — мужчины

В коридоре окружили нас первые, рассматривали с великим вниманием, начинали говорить между собою сперва тихо, потом громче и громче и, наконец, так закричали, что надобно было зажать уши. Одна брала меня за руку, другая за пучок, третья хотела сдуть пудру с головы моей — и не было конца их ласкам»

«Почтовый дилижанс», Лаура П

Художника Лаура П нарисовала картину с фотоснимка профессионального фотографа Джеймса Кидда в 1994 году.

Фотоснимок был сделан в Аризоне, и мистика, окутанная возле картины, связана с тем, что художница не рисовала безголовую фигуру, находящуюся слева от дилижанса.

Автор картины говорит, что изначально этой фигуры не было, она ее не рисовала. Когда она повесила свою работу в доме, в нем стали происходить странные вещи – исчезали важные документы, антикварные часы, провисевшие 40 лет, упали и разбились, а различные предметы летели в ее сторону – такое чувство, что их кто-то бросал.

Некоторые вещи даже пропали из дома. Через некоторое время Лаура сожгла картину, потому что она не давала ей спокойно находиться в доме.

«Крик»

Перечисляя самые страшные картины художников мира, невозможно не вспомнить знаменитое творение Эдварда Мунка. На своей картине ему удалось отобразить самую суть ужаса и сопутствующие ему безнадежность, отчаяние, одиночество. Существует мнение, что выбор подобного сюжета был вызван болезнью художника — маниакально-депрессивным психозом.

Картина выполнена в стиле экспрессионизм, поэтому большую роль в ней сыграла цветовая гамма. Кровавые оттенки красного придают «Крику» схожесть с адом, и это впечатление только усиливается при взгляде на фигуру человека, чьё лицо исказила гримаса боли и ужаса. Сегодня картина очень популярная. Она стала настоящим брендом и активно используется в средствах массовой информации, рекламе, кино.

Кроме «Крика» у Мунка были и другие работы, тоже не слишком радостные, например, картина «Поцелуй». Больше напоминает не романтическое свидание, а «Сайлент Хилл» какой-то!

Сцены надзора и мрачные видения

Когда большие эпидемии проказы в Европе канули в прошлое, бывшие лепрозории стали первыми приютами для умалишенных. К XVII веку происходит то, что Мишель Фуко назвал «рождением клиники»: теперь тех, чей разум помутился, не изгоняют, а закрывают. Сперва назначение таких заведений состояло скорее в том, чтобы изолировать безумных людей, чем в том, чтобы оказывать им помощь.

Если в Средние века при определенных обстоятельствах нормальным могли счесть всякого, кто справлялся с простой физической работой и не нападал на ближних, теперь стали появляться и другие критерии. Безумцев перестали считать одержимыми (по крайней мере, в образованных сословиях), но это не особенно облегчило им жизнь. Дома призрения для сумасшедших изображались как зловещее царство хаоса, в согласии с традицией «корабля дураков», а название английской клиники Бедлам стало нарицательным. Не лучше репутация была у Норрентума в Вене и Сальпетриера в Париже.

Знаменитый Бедлам: Сцена в Бетлемской больнице. Уильям Хогарт, XVIII век. Источник

Условия содержания здесь были скверными: люди спали на полу в неотапливаемых помещениях, где обитали полчища насекомых, и получали самую скудную пищу. Неудивительно, что безумствовать начинали даже те, кто прежде мог владеть собой. Любое проявление непокорности усмиряли телесными наказаниями. Вплоть до начала XIX века больных в том же Бедламе для профилактики били плетьми в определенные фазы луны, в согласии с теорией о том, что те связаны с приступами буйства. А еще раньше безумцев демонстрировали народу для развлечения — продолжая средневековые традиции, тюремщики получали возможность подзаработать. Политик Оноре де Мирабо писал, что сумасшедших из французского Бисетра выводили на общее обозрение «словно диковинных зверей, на потеху первой попавшейся деревенщине, которая согласится заплатить лиард».

Однако некоторые врачи выступали против жестокого обращения с пациентами. Над улучшением условий во французских лечебницах Бисетр и Сальпетриер (мужское и женское заведение соответственно) работал психиатр Филипп Пинель, основоположник метода «морального лечения».

Псевдогаллюцинации Кандинского

Выдающийся русский психиатр Виктор Хрисанфович Кандинский (дальний родственник знаменитого живописца Василия Кандинского) внес в решение этого вопроса огромный вклад. Его работа «О псевдогаллюцинациях» до сих пор является хрестоматийной для всех медиков, изучающих психиатрию.

Виктор Хрисанфович Кандинский

Интерес Кандинского к сумасшедшим носил скорее практический, нежели сугубо научный, характер. Ужасы Русско-турецкой войны оставили на нем свой страшный след: будучи военврачом на флоте, он начал страдать от чудовищных приступов меланхолии, которые несколько раз приводили к попыткам покончить с собой. Тем не менее, погрузившись в клинические исследования, он не прекратил поисков пути к исцелению.

Кандинский, проанализировав работы психиатров прошлого и записи своих больных, пришел к интересному выводу о логике псевдогаллюцинаций. Они, в отличие от истинных галлюцинаций, не имеют прямого отождествления с реальностью и не взаимодействуют напрямую с окружением больного, однако при этом сам сумасшедший воспринимает происходящее, как реальное.

Шизофрения

К примеру, маленький чертенок, проплывающий сквозь стены перед глазами психически больного, воспринимается им, как реальный. При этом он может даже касаться шерсткой о руки больного, вызывая галлюцинации осязания, однако само взаимодействие с окружением будет носить «неправильный» хаотический характер, а сам больной не будет испытывать по отношению к видению ни страха, ни даже особого интереса.

В то же время, если чертенок, который будет прыгать по столам и стульям, неистово матерясь и угрожая небесными карами, вцепится в горло сумасшедшему, вызывая у того неподдельные ужас и боль, то это уже будет уже истинная галлюцинация. Обычно такие видения сопровождают полное помрачение сознания больного и говорят об очень серьезных, а порою и неизлечимых, проблемах с мозгом.

Женщина, больная шизофренией

Изучение душевнобольных привело Кандинского к еще одному интересному выводу. С наступлением эры мануфактур и машинного производства изменились также сюжеты и образы видений, которые овладевали безумцами. Разумеется, картины апокалиптических исходов и демонических созданий никуда не исчезли, однако к религиозной хтонике добавились и современные мотивы.

Один из его пациентов, страдавший хроническим бредом преследования, утверждал, что ему всячески мешают жить некие «токисты» — тайный корпус царской охранки, который при помощи гальванического тока вошел с ним в ментальную связь и безостановочно отравляет жизнь бедного человека. Видения, которые приходили безумцу, отмечались не только страхом перед прогрессом, но и особой извращенностью галлюцинаций, свойственной параноикам. Злостные «токисты» якобы периодически нюхали из баночек подгнившую мочу и кал, тем самым, передавая запахи непосредственно в мозг больного и изводя его.

Безумец

К сожалению, сам Виктор Кандинский, так много узнавший о природе безумия, не смог побороть свою болезнь. В 1889 году очередной приступ депрессии доводит его до самоубийства — он умирает от умышленной передозировки морфием. Супруга Кандинского, Елизавета Карловна, издает монументальную работу мужа «О псевдогаллюцинациях» уже после его смерти, а спустя какое-то время, безутешная вдова сама решает наложить на себя руки.

3. Джексон Поллок: алкоголь, топливо для творчества

Джексон Поллок в 1949 году , фото Марта Холмс

Этот американский художник, Маленький принц экспрессионизма   Abstract , произвел впечатление своей авангардной и очень специфической рабочей концепцией . Он многое привнесет в современную и абстрактную художественную практику, в частности, благодаря различным техникам, которые он изобрел, применил и популяризировал . Это случай сплошного , состоящего в более или менее равномерном распределении изобразительных элементов по всей поверхности холста, так что последний, после закрепления на раме, кажется, простирается за пределы холста. края, что устраняет проблему с полем. Это также относится к рисованию и капанию.   : практика, состоящая в рисовании стоя, вокруг и над холстом, застывшим на земле, и в распределении вещества и цветов непосредственно с помощью емкости с краской, путем управления потоком этого потока для усиления или уменьшения толщины линии, произведенные таким образом.

Тем не менее у всех гениев есть темная сторона . Для Поллока алкоголизм был его бременем . Рожденный и выросший в сельской местности глубокой и средней Америки, он вырос в большой семье, в семье, поселившейся в самом сердце американского Запада. Уже совсем юный, он увлечен индийской культурой в окружении необъятных и неукротимых диких равнин. Семья Поллока много раз переезжала, курсируя между Аризоной и Калифорнией. Отец Джексона быстро станет алкоголиком , затащив своих пятерых детей в темные глубины своих зависимостей .

В возрасте 15 лет у начинающего художника появились первые признаки скрытого алкоголизма , которые будут сопровождать его до самой смерти: он проиграл, бросил школу, не закончив учебу, и был уволен из школы ручного искусства. Несколько лет спустя ее отец умер от сердечного приступа, вероятно, связанного с его повторяющимися приступами опьянения.

Джексон Поллок, картина А , 1950 год. Национальная галерея современного искусства , Рим, Италия.

Несмотря на это трагическое событие, Джексон выздоровел и постепенно сумел ограничить потребление алкоголя , тем самым наслаждаясь двадцатилетней передышкой , благодаря которой он мог экспериментировать, слушать джаз и рисовать весь день, от пробуждения до сна. Его жена Ли Краснер , его друг Клемент Гринберг и его психоаналитик, таким образом, помогают ему направить свои эмоции, чтобы интегрировать их в свою работу , но также оказывают ему неоценимую поддержку в документировании своей практики и его техник , а также в пробуждении эмоций. интерес коллекционеров и учреждений.

Несмотря на это доброжелательное окружение, которое удерживало Джексона Поллока от гибели, его пристрастие было всегда рядом , он регулярно возвращался к разврату . Однажды вечером в августе 1956 года, когда художнику было всего 44 года и он пользовался серьезной репутацией, он погиб в автокатастрофе .Пьяный и двигаясь с неоправданной скоростью, он ударился головой о дерево и тут же скончался . Таким образом, его пристрастие взяло верх.

Вытесненная боль современности

Чем глубже искусство погружалось в психологизм, тем сложнее становилось передавать эмоции реалистическими методами. В авангардных и модернистских течениях на первый план выходит не бытие как таковое, а переживания героя по поводу происходящего. В последнем десятилетии XIX века Эдвард Мунк запечатлел особое настроение, в котором он однажды пребывал, прогуливаясь вдоль фьорда: «Я стоял, дрожа от волнения, ощущая бесконечный крик, пронзающий природу». даже не похож на человека — изгибаясь, подобно волне, в такт заливу и облакам, он весь превращается в болезненную эмоцию.

Эдвард Мунк. Крик. 1893

В условиях социальной и философской неопределенности человек остается наедине с собой. Из трансцендентного способа существования боль перешла в имманентный, и искусство чутко реагирует на это. Художник Ренессанса начинает выстраивать перспективу и обращается к телесности. Парадоксально, но та же интенция к субъективизму, породившая реализм, со временем приводит к отказу от него. На плакате Эгона Шиле, на котором изображен святой Себастьян, нарушены пропорции, но взамен появляется динамика. В образе мученика, умирающего под градом стрел, австрийский экспрессионист нарисовал самого себя.

Эгон Шиле. Агония. 1912

В ХХ веке боль всё чаще выступает как атрибут насилия. Медицина научилась «отключать» или существенно облегчать физические страдания, главным источником которых теперь становится злой умысел. Пабло Пикассо изобразил немецкую бомбардировку Герники во время гражданской войны в Испании как мешанину искаженных тел людей и животных. выполнена в черно-белой гамме, как кадры документальной хроники, но посредством изломанных форм, невозможных на фотографии, выражено ощущение хаоса и безумия.

Пабло Пикассо. Герника. 1937

Ужас от великих потрясений ХХ века и боль, которую пришлось испытать миллионам людей, нашли отражение и в кинематографе. Это, с одной стороны, делает страдание зримым и предметным. С другой — превращает его во что-то привычное и уже не производящее впечатления.

Корабли дураков и рождение меланхолии

В Средние века у безумца был шанс получить статус блаженного божьего человека, однако можно было и прослыть одержимым дьяволом. Ближе к Ренессансу сумасшествие все больше начинает трактоваться как отклонение в психике, делающее человека изгоем.

Обезумевший горожанин мог оказаться на каком-нибудь Дворе чудес и нищенствовать, а вот изгнанный из дома житель деревни был обречен. В лучшем случае о нем могли позаботиться сердобольные родственники или монахи.

Популярный аллегорический сюжет эпохи Возрождения — «корабль дураков». Он восходит к обычаю, когда жители какой-либо местности сажали на плот всех, чья разумность вызывала сомнения, и пускали его плыть по течению. В искусстве и философских сочинениях в виде этой лодки обычно представляли общество или церковь, а в образе сумасшедших ренессансные авторы выводили человеческие пороки. Одноименная поэма Себастьяна Бранта, написанная XV веке, перечисляет различные прегрешения, будь то бражничество, пустая болтовня, хвастовство или то, что сегодня назвали бы прокрастинацией («Но это „завтра“ никогда / Не наступает, вот беда!»).

Иероним Босх. Корабль дураков. 1495–1500. Источник

Для искусства Возрождения было важно не просто указать на то, что изображаемый человек лишен рассудка, но и подчеркнуть, что это за человек

Такое внимание к индивидуальности получило наибольшее развитие в портретной живописи. Прославившийся своими гармоничными, полными утонченной грации работами Рафаэль Санти изобразил на картине «Преображение» бесноватого

Это сложный, исполненный драматизма образ из библейской истории: больной юноша, которого апостолы вылечить не смогли, был исцелен Иисусом. Безумец, бьющийся в судорогах и закатывающий глаза, приковывает не меньшее внимание зрителя, чем сам Христос.

Рафаэль Санти. Преображение. 1516–1520. Источник

Живопись животных

Ландсир « Монарх Глен» (1851) стал олицетворением анималистической живописи XIX века.

Со времен Джорджа Стаббса (1724–1806) в Британии существовала сильная традиция рисования животных , область, которая завоевала уважение благодаря высокопрофессиональным картинам животных Джеймса Уорда в начале 19 века. Селективное разведение домашнего скота, особенно собак, стало очень популярным, что привело к появлению прибыльного рынка рисунков и картин с изображением животных, получивших призы. В начале 19 века Шотландское нагорье пережило резкий всплеск популярности среди богатых британцев, особенно из-за возможностей, которые они открывали для охоты . В частности, один художник, Эдвин Ландсир (1802–1873), воспользовался возможностью, предоставленной бумом шотландских путешествий, впервые посетив Шотландию в 1824 году и возвращаясь каждый год, чтобы охотиться, стрелять, ловить рыбу и рисовать.

Френсис Барро «S Голос Его Хозяина (1898-1900) была отклонена Королевской академии, но был продан Граммофон компании . Остается логотип преемника Граммофон в HMV Retail Ltd .

Ландсир стал широко известен своими картинами, изображающими пейзажи, людей и особенно дикую природу Шотландии, поскольку его картины, наряду с романами сэра Вальтера Скотта , стали основным средством, с помощью которого люди в остальной части Соединенного Королевства пришли к картина Шотландия. Его работы пользовались таким высоким спросом, что права на гравировку (право на изготовление печатных копий произведения) обычно продавались по крайней мере в три или четыре раза выше продажной стоимости каждой работы, и его работа редко продавалась. менее чем за 1000 фунтов стерлингов. В 1840 году Ландсир перенес приступ психического заболевания и всю оставшуюся жизнь страдал от алкоголизма и психических заболеваний, хотя продолжал успешно работать. В последующие годы он стал наиболее известен как создатель бронзовых львов у основания колонны Нельсона , открытой в 1867 году.

Ландсир и другие художники-анималисты, такие как Британец Ривьер, также прославились своими сентиментальными изображениями собак. Ландсир « Главный скорбящий старый пастырь» , изображающий овчарку, сидящую у гроба, особенно хорошо оценил Джон Раскин, который описал его как «трогательное стихотворение на холсте, которое, несомненно, вызвало у многих стойкое сердце». разыграть женщину, доводя ее до слез «. Многие художники того времени были заядлыми охотниками и считали само собой разумеющимся, что природа жестока по своей природе и что умение принимать эту жестокость было признаком мужества. В этом контексте собаки, демонстрирующие эмоции, были очень популярной темой во время стремительного упадка религиозной веры, предполагая возможность наличия в природе благородства, превосходящего жестокость и волю к жизни как движущую силу.

Самые страшные картины

1. Руки противятся ему. Билл Стоунхем.

Это произведение, написанное художником Биллом Стоунхемом, стало известно как «проклятая картина с eBay» после того, как люди, которые приобрели эту картину, столкнулись с различными паранормальными явлениями.

Считается, что она повинна в смерти владельца картинной галереи и первого критика, который давал оценку картине. После приобретения на eBay в 2000 году, ее владельцы рассказывали о том, что мальчик и кукла с картины оживали, и утверждали, что зафиксировали это на камеру.

Многие из тех, кто смотрел на это изображение, сообщали о плохом самочувствии и странных явлениях, происходящих в их доме.

2. Плачущий мальчик. Джованни Браголина

Художник Джованни Браголина написал более 60 таких картин, и все они притягивали огонь.

Люди утверждали, что картина привела к пожарам, хотя сама она оставалась нетронутой огнем. Дома тех, кто приобрел картину, сгорели дотла, а в некоторых семьях получили травмы. В то же время пожарники, которые тушили огонь, всегда находили репродукцию «Плачущего мальчика» неповрежденной.

3. Мертвая мать. Эдвард Мунк

Многие из тех, кто смотрел на эту картину, начинали трястись и кричать.

Эта работа стала творением известного художника Эдварда Мунка. Вдохновением для картины послужила смерть матери художника, которая умерла от туберкулеза, когда ему было всего 5 лет.

Люди, наблюдающие за картиной, рассказывают, что она вызывает у них странные, тревожные чувства, а некоторые после просмотра даже утверждают, что глаза девочки начали везде преследовать их, и они слышали шелест простыни, на которой лежит мать.

Мы в соцсетях

4. Портрет Бернардо де Галвеса. Неизвестный

Картина всегда выглядит размытой на фотографиях, если вы не попросите разрешения офицера на портрете.

Когда в 1900-х годах был открыт отель Галвес, названный в честь испанского военачальника Бернардо Гальвеса, в холле повесили его картину.

Многие посетители отеля начали жаловаться на то, что, когда они проходили мимо картины, глаза на портрете начинали их преследовать. Другие рассказывали о том, что чувствовали жуткий холод и беспокойство, когда находились рядом с портретом. 

Более того, все, кто пытался сделать фотографию картины, получали размытый снимок, пока один из гостей не попросил разрешения у портрета Бернарда сфотографировать его.

«Руки противятся ему», Билл Стоунхем

После просмотра картины «Руки противятся ему» у людей может быть вызван синдром Стендаля (психическое расстройство, сопровождающееся галлюцинациями и головокружением).

На самом деле, синдром можно вызвать двумя способами: первый – большое количество просмотренных произведений искусства за короткое время, второй – тщательный просмотр ужасающей картины несколько часов.

Когда человек долго рассматривает полотно, он тем самым переносится на него и становится участником действий.

«Руки противятся ему» была написана в 1972 году и появилась на интернет-аукционе через 28 лет с любопытной записью «Полотно проклято». Работник галереи сообщил, что один из искусствоведов, изучающий картину, погиб спустя несколько месяцев.

Больницы «девяностых и нулевых»

Статья Нелли Блай о её пребывании в клинике переведена и есть в сети, но читать её полностью – не стоит. По крайней мере тем, кто помнит больницы последних лет СССР, «девяностых и нулевых». Да и сейчас в ряде больниц….

Вопреки серьезности темы, закончим заметку на ироничной ноте. Из чтения заметок Н. Блай «10 дней в психиатрической клинике» создается чёткое убеждение, что больше всего звезда журналистики была шокирована и невыразимо страдала по следующим причинам:

  • постельное белье порой не меняли по нескольку дней;
  • чай был безвкусен и отдавал жестяным чайником, в котором его варили;
  • на ужин полагались несколько слив, но почти все они были подгнившими;
  • масло на хлебе было отвратительного качества, приходилось просить хлеб без масла;
  • сахар не сладкий!

Оставим эти факты без комментария. А у Нелл Блай всё закончилось хорошо: выйдя через 10 дней из психиатрической клиники, она отправилась в кругосветное путешествие (обогнав Филеаса Фогга -72 дня против его 80-ти), завернула в гости к Жюль Верну, доказала всем, что она суфражистка и с горя вышла замуж за миллиардера.

Но интересно, что после выхода её разоблачения Рокуэллской клиники, этому заведению повысили бюджет на один или более миллионов долларов в год. А вот это уже и есть настоящая цель журналистики. Хотя свои «миллионы лайков» Нелли Блай собрала – после выхода статьи и до замужества её звали «леди-сенсация».

Наследие

«Шотландское нагорье» Генри Бейтса Джоэла 1890 года; поздний романтическое стилизованное истолкование природы типичной викторианской живописи.

Открытие в 1897 году галереи Тейт , открытой для демонстрации коллекции викторианского искусства торговца сахаром сэра Генри Тейта , стало последним триумфом викторианской живописи. Лейтон и Милле умерли годом ранее; Бёрн-Джонс умер в 1898 году, за ним последовали Раскин в 1900 году и сама Виктория в 1901 году.

В 1910-х годах викторианские стили искусства и литературы резко вышли из моды в Великобритании, и к 1915 году слово « викторианский » стало уничижительным. Многие люди обвиняли в начале Первой мировой войны , опустошившей Великобританию и Европу, наследие викторианской эпохи, а искусство и литература, связанные с этим периодом, стали крайне непопулярными. « Выдающиеся викторианцы» Литтона Стрейчи  (1918) и Макса БирбомаРоссетти и его круг»  (1922), чрезвычайно успешные и влиятельные, принесли пародию на Викторианскую эпоху и художников Виктории в литературный мейнстрим, в то время как все более влиятельное движение модернизма , которое стал доминировать в британском искусстве 20-го века, черпал вдохновение у Поля Сезанна и мало интересовался британской живописью 19-го века.

Картина Г. Ф. Уоттса « Сеятель систем» (1902) предвосхитила модернизм и абстракцию, которые вскоре сметут викторианское искусство.

На протяжении 20-го века работы французских импрессионистов и постимпрессионистов 19-го века становились все более ценными и важными. Поскольку прерафаэлиты и члены эстетического движения, которые доминировали между ними в викторианской живописи, объединились в конце 19 века в осуждении французского влияния и кажущейся лени и незначительности импрессионизма и постимпрессионизма, их высмеивали или отвергнутый многими модернистами и критиками в первой половине 20 века.

В 1940-х годах картина Уильяма Гонта « Трагедия прерафаэлитов» вкупе с общим желанием во время войны прославлять достижения британской культуры вызвала возрождение интереса к викторианскому искусству. Ряд крупных британских музеев проводили мероприятия и выставки в 1948 году, чтобы отметить столетие Братства прерафаэлитов, но модные искусствоведы, такие как Виндхэм Льюис, высмеивали PRB как претенциозную неуместность.

В 1963 году « Пылающий июнь» стоил всего 50 фунтов стерлингов.

Основная выставка в 1951-52 в Королевской академии искусств , первые сто лет Королевской академии 1769-1868 принесла ряд британских работ с 19 — го века до более широкой аудитории, но общее мнение викторианского искусства остается на низком уровне.

В 1960-х годах некоторые аспекты викторианского искусства стали популярными в контркультуре 1960-х , поскольку прерафаэлитизм, в частности, стал рассматриваться как предшественник поп-арта и других современных тенденций. Серия выставок отдельных художников-прерафаэлитов и художников, находившихся под влиянием PRB, в 1960-х и 1970-х годах еще больше укрепила их репутацию, а в 1984 году в галерее Тейт (ныне Тейт Британия) была проведена крупная выставка всего движения прерафаэлитов. одна из самых коммерчески успешных выставок в истории галереи.

Викторианское искусство, не относящееся к прерафаэлитам, в основном оставалось немодным. В 1963 году « Пылающий июнь» , одно из самых значительных произведений классицизма сэра Фредерика Лейтона , поступило в продажу в Лондоне всего за 50 фунтов стерлингов (около 1100 фунтов стерлингов в сегодняшних условиях), и уже в 1967 году историк искусства Квентин Белл почувствовал, что может пишут, что викторианское искусство было «эстетически незначительным и, следовательно, исторически незначительным». Хотя викторианское искусство, не относящееся к прерафаэлитам, в последующие годы пережило небольшое возрождение, оно остается немодным, а отсутствие каких-либо значительных коллекций в Соединенных Штатах сдерживает глобальный интерес к этой теме.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Енот на Волге
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: