Борьба за престол
После смерти старшего брата Василия I в 1425 году Юрий Дмитриевич получил возможность претендовать на великокняжеский московский престол. Главным противником князя стал его племянник, Василий II, которого поддерживали московские бояре.
В краткой биографии Юрия Дмитриевича стоит отметить его настойчивость в достижении цели: ни внушительная армия Василия II, ни уговоры митрополита Фотия о перемирии, ни вмешательство ордынского князя не изменили намерений князя Юрия относительно Москвы.
В апреле 1433 года в бою на реке Клязьма войско Юрия Дмитриевича одержало верх над дружиной князя Василия, и Юрий стал княжить в Москве. Однако вскоре он понял, насколько непрочным оказалось его положение. Князь Юрий предложил племяннику перемирие и великокняжеский престол. Василий II согласился, но заполучив власть в руки, стал преследовать своих бывших противников. Разгневанный подобной неблагодарностью, Юрий Дмитриевич собрал войско и в марте 1434 года разгромил войско Василия II.
Князь Юрий вновь занял Москву и быстро добился широкого признания. Итогами правления князя стало усиление собственной власти, проведение монетной реформы, заключение договоров с соседями-князьями, укрепление торговых и дипломатических связей.
Происхождение и детство
Родился 5 ноября 1878 года в приволжском Хвалынске Саратовской губернии в бедной трудовой семье. В недавнем прошлом крепостные, родители Кузьмы всю жизнь усердно работали: отец, Сергей Фёдорович, был мастером сапожных дел, мать, Анна Пантелеевна, нянчила детей и прислуживала в семье местных богачей.
Мальчик рос в любви и заботе родных. От матери с малых лет слышал множество рассказов, стихов и сказок, она, подобно пушкинской Арине Родионовне, привила сыну любовь к народному творчеству и поэзии. Полуграмотность Анны Пантелеевны не была помехой её духовному богатству, благодаря которому чутким стал и сын. Его платоническая связь с матерью позволила впоследствии всю жизнь с ней переписываться как с собственным духовником и главным советчиком.
Бедность не мешала Кузьме расти счастливым: бегал с друзьями на Волгу купаться, на городскую пристань смотреть на корабли и баржи, в сады за яблоками. Пришло время – учился в начальном городском училище, с первых классов проявляя себя одарённым учеником. Сначала его захватили литературные увлечения. Хорошая память позволяла знать наизусть многое из Пушкина, воодушевление от певучих строк гения рождало в голове ребёнка собственные стихи. В 12 лет подросток увидел, как работают иконописцы – теперь его потянуло к живописи. В этот период он впервые ощутил некоторую магию кисти, красок, но с пробами икон и пейзажей понимания по сути ещё ребёнком своего призвания пока не случилось.
Биография
Могила Кончаловского на Новодевичьем кладбище Москвы Учился в Харьковской художественной школе, в вечерних классах СХПУ, в академии Жюлиана в Париже (1897—1898) и в Петербуржской Академии художеств (1898—1907) у В. Е. Савинского, П. О. Ковалевского.
Жил в Москве. В 1932 г. Пётр Петрович приобрёл у А. И. Трояновской усадьбу Бугры (ныне известную как «дача Кончаловского»), позже вошедшую в границы города Обнинска.
Один из основателей объединения «Бубновый валет», его председатель (1911). Также был членом художественных объединений:
- «Союз молодёжи» (1911)
- «Мир искусства» (1911—1922, с перерывами)
- «Бытие» (1926—1927)
- «АХРР»
Действительный член АХ СССР (1947). За 60 творческих лет художник создал около двух тысяч полотен.
Умер Кончаловский 2 февраля 1956 года. Похоронен на Новодевичьем кладбище (участок № 4).
Михаил Врубель
Русский художник Михаил Врубель, работал во всех жанрах искусства. Известен как автор «демонического цикла». Это серия, куда вошли картины, иллюстрации и скульптуры с изображением демона.
Врубельеще в юности увлекся рисованием. Правда, сначала ему пришлось учиться на юриста, этого хотел отец Михаила.
Первое время юноша расписывал стены церквей и даже написал несколько икон. Этим он занимался и после учебы.
«Демонический цикл» появился благодаря Лермонтову. Врубель рисовал иллюстрации для его поэмы «Демон», его очень заинтересовала эта тема.
К сожалению, жизнь художника закончилась печально. У него возникли проблемы с психикой, а потом Михаил потерял зрение.
Самые известные работы: «Царевна-лебедь», «Девочка на фоне персидского ковра», «Демон сидящий», «Демон поверженный».
Становление художника
Несмотря на тяжкий жизненный путь, Левитан не прекращал писать и создал достаточно большое количество пейзажных работ, таких как: «Дубовая роща. Осень» (1880, Нижегородский художественный музей), «Дуб» (1880, Третьяковская галерея), «Сосны» (1880, частное собрание), «Полустанок» (начало 1880-х годов, Дом-музей И. Левитана в Плесе), «Последний снег. Саввинская слобода» (1884, Третьяковская галерея), «Мостик. Саввинская слобода» (1884, Третьяковская галерея) и другие. Благодаря продаже некоторых произведений, а также преподаванию живописи ему удалось улучшить свое материальное положение.
Однако годы нужды и лишений подорвали здоровье художника, и в 1886 году ему пришлось отправиться в Крым на лечение. Вернувшись полным новых сил, Левитан устраивает большую выставку (более пятидесяти пейзажей). После этого ему удается осуществить свою давнюю мечту: совершить поездку на Волгу. Однако из-за неудачно выбранного времени года и плохой погоды поездка оказалась неудачной. Художник совершает второе путешествие через год. Вместе со своими товарищами-живописцами Алексеем Степановым и Софьей Кувшинниковой он открывает для себя красоту русской природы.
Наиболее важным открытием поездки становится местечко под названием Плес. Этот небольшой городок занял значимое место в биографии Левитана. Художник был настолько поражен красотой и живописностью его видов, что возвращался туда несколько лет подряд, проводя там летние месяцы и создав несколько сотен пейзажей. Одной из знаковых картин, созданных там, стало произведение «Над вечным покоем» (1894). Спокойное величие природы, выраженное в неподвижности тяжелых туч на небе, соприкасается с бренностью человеческого бытия в изображении могильных крестов рядом с небольшой часовней. И в то же время сама часовня, стоящая на утесе, открытая ветрам и буре, являет собой стойкость и непоколебимость человеческого духа.
К началу 1890 года художник отправился в путешествие по Италии и Франции. Как и многие живописцы тех лет, он поехал в Париж, который произвел на него большое впечатление. Левитана, как и его коллег, интересовали и вдохновляли новые течения живописи, зарождавшиеся именно там. Барбизонские пейзажи и полотна импрессионистов, совершивших революцию в написании света и движения воздуха, вдохновили художника на дальнейшую работу.
Детство и юность
Петр Петрович Кончаловский родился в городе Славянске Харьковской губернии 9 февраля 1876 года. Его отец происходил из дворянского рода и был успешным переводчиком и издателем. Раннее детство будущего художника прошло в родительском имении, но так как Кончаловский-старший оказался причастен к революционной деятельности, вскоре обстоятельства жизни переменились.
Автопортрет Петра Кончаловского
Отца художника арестовали и сослали в Холмогоры, имение при этом было конфисковано. Позже Кончаловские уехали жить в Харьков, где 8-летний Петя начал обучаться в художественной школе.
В 1889 году семья вновь переехала, на этот раз в Москву, где мальчик, сильно увлекшийся живописью, стал посещать вечерние курсы Строгановского училища. По настоянию отца Петр чуть не изменил искусству и поступил в Московский университет на факультет естественных наук. Однако оставить живопись не сумел и, уговорив отца, уехал в Париж – продолжать обучение.
Автопортреты Петра Кончаловского
2 года, с 1896-го по 1898-й, Петр Кончаловский учился в академии Жулиана и за это время окончательно понял, что хочет быть только художником. Работы молодого человека во Франции получили положительные оценки. Вернувшись в Россию, он поступил в Академию художеств, в которой в итоге выбрал мастерскую живописца-баталиста Павла Ковалевского.
Впрочем, батальные картины Петра не интересовали, и он подолгу сидел в ботаническому саду, зарисовывая природу. Диплом Академии художеств Кончаловский получил в 1907 году.
Александр Бородин краткая биография
Александр Порфирьевич Бородин краткая биография великого композитора, а также ученого кратко изложенные в этой статье.
Александр Бородин краткая биография
Александр Бородин появился на свет в Санкт – Петербурге 12 ноября 1833 года. Он был внебрачным ребенком, записанным сыном крепостного слуги. Только перед смертью отца, когда мальчику было 8 лет, он купил сыну и его матери вольную с домом. Александр получил домашнее образование, изучал французский и немецкий языки. В 9-летнем возрасте написал свое первое музыкальное произведение – «Польку». Вместе с тем овладел игрой на фортепиано, флейте и виолончели. Таланты мальчика н ограничивались только музыкальным направлением: в 10 лет он заинтересовался химией, достигнув в этой области небывалых успехов.
Матери и отчиму удалось сделать так, что Бородин окончил гимназию и смог поступить в Медико-хирургическую академию, где изучал медицину и химию. В 1857 году Александра направляют во ІІ-ой военно-сухопутный госпиталь как врача ординатора. Спустя год он защитил диссертацию и получил научную степень. Вскоре получил задание исследовать минеральные воды водолечебницы города Солигалич. Его отчет о проделанной работе опубликовали в Московской газете, принеся автору небывалую славу. Дальнейшее обучение Александр Порфирьевич провел в Европе: много работал, слушал лекции, занимался в библиотеке.
Жизнь Александра Бородина изменилась в 1861 году, когда во время посещения Германии он познакомился с Протоповой Екатериной. У женщины был абсолютный слух, и она прекрасно играла на пианино. Благодаря Катерине Бородин вновь пристрастился к музыке.
Когда он возвратился на родину, то был удостоен звания адъюнкт – профессора академии, где когда-то учился. Александр Бородин является автором 40 работ, заняв вначале должность профессора, академиста и стал почетным членом Общества русских врачей в 1883 году.
Помимо научной деятельности стал уделять внимание музыке, правда, втайне от своего наставника, который считал музыку помехой науке. Александра Бородина по праву считают в России отцом квартета и симфонии
Его композиции Первый и Второй квартет пользовались популярностью за границей. Свою самую успешную оперу под названием «Князь Игорь» Александр Порфирьевич писал целых 18 лет и не успел ее закончить. Еще в студенческие годы начал сочинять миниатюрные пьесы и романсы, такие как «Спящая княжна», «Песня темного леса» и «Арабская мелодия». За границей успел познакомиться с творчеством композиторов Феликса Мендельсона, Ференца Листа, Фредерика Шопена, Роберта Шумана и Рихарда Вагнера. В Петербурге ученый завел знакомство с общественным и музыкальным деятелем Милием Балакиревым, став участником «Могучей кучки» (сюда вошли Николай Римский-Корсаков, Модест Мусоргский, Цезарь Кюи). Личные произведения Бородин исполнял на вечерах Митрофана Беляева, в доме которого собиралась вся творческая российская элита. В его произведениях отслеживались темы любви к родине, свободы и национальной гордости. Автора по праву считают родоначальником героико-эпических тенденций и симфонии в русской музыке. В 1869 году было исполнено его первое крупное произведение, принесшее ему известность и европейскую славу. Всего Александр Бородин сочинил 3 симфонии, 16 романсов, пьесы для фортепиано, музыкальную поэму «В Средней Азии», инструментальные миниатюры, оперы «Князь Игорь» и «Богатыри».
Александр Порфирьевич Бородин был уникальным человеком, успевая еще заниматься общественной работой. Также он отстаивал идеи приобретения женщинами высшего образования и защищал от политических преследований студентов.
В 1887 году великий композитор, химик и медик скончался от внезапного разрыва сердца.
http://vestkhimprom.ru/posts/aleksandr-porfirevich-borodin-uchenyj-khimik-medik-kompozitorhttp://nacion.ru/478281a-aleksandr-borodin-kratko-biografiya-kompozitorahttp://kratkoe.com/aleksandr-borodin-kratkaya-biografiya/
10. Дмитрий Дмитриевич ШОСТАКОВИЧ (1906 — 1975)
Дмитрий Дмитриевич Шостакович — один из самых значимых и исполняемых композиторов в мире, его влияние на современную классическую музыку неизмеримо. Его творения — это истинные выражения внутренней человеческой драмы и летописи тяжёлых событий 20-го века, где глубоко личное переплетается с трагедией человека и человечества, c судьбой родной страны.
Родился в Санкт-Петербурге, первые музыкальные уроки получил от матери, закончил Петербургскую консерваторию, при поступлении в которую её ректор Александр Глазунов сравнил его с Моцартом — так поразил он всех своей прекрасной музыкальной памятью, тонким слухом и композиторским даром. Уже в начале 20-х, к окончанию консерватории, Шостакович имел багаж собственных произведений и встал в число лучших композиторов страны. Мировая слава пришла к Шостаковичу после победы в 1-м Международном конкурсе Шопена в 1927 году.
До определённого периода, а именно до постановки оперы «Леди Макбет Мценского уезда», Шостакович творил как свободный художник — «авангардист», экспериментируя со стилями и жанрами. Жесткий разнос этой оперы, устроенный в 1936 году, и репрессии 1937 года положили начало последующей постоянной внутренней борьбы Шостаковича за стремление выразить свои взгляды своими средствами в условиях навязывания государством направлений в искусстве. В его жизни политика и творчество очень тесно переплетены, он был хвалим властью и ею же гоним, занимал высокие должности и снимался с них, награждался и был на грани ареста сам и его близкие.
Мягкий, интеллигентный, деликатный человек он нашел свою форму выражения творческих принципов в симфониях, где мог максимально открыто говорить правду о времени. Из всего обширного творчества Шостаковича во всех жанрах именно симфонии (15 работ) занимают центральное место, самыми драматически насышенными являются 5,7,8,10,15 симфонии, ставшие вершиной советской симфонической музыки. Совсем другой Шостакович открывается в камерной музыке.
Несмотря на то, что сам Шостакович был «домашним» композитором и практически не выезжал за рубеж, его гуманистическая по сути и истинно художественная по форме музыка быстро и широко распространялась в мире, исполнялась лучшими дирижерами. Величина таланта Шостаковича столь необъятна, что полное постижение этого уникального явления мирового искусства ещё впереди.
Цитата Д.Д.Шостаковича: «Настоящая музыка способна выражать только гуманные чувства, только передовые гуманные идеи.»
↑ Портреты Антропова
Вершиной творчества художника становятся его портреты. Среди них известны портреты членов императорской семьи. Например, портрет Петра Великого, написанный в реалистической манере. Перед зрителями предстоит лицо уже немолодого человека с усталыми глазами.
Или портрет императрицы Екатерины Великой, написанный в 1766 году. Екатерина стоит, облаченная в прекрасное платье с вышитым на нем гербом Российской империи, в руках у царицы скипетр и держава, а на голове великолепная корона. Екатерина внимательно и чуть насмешливо смотрит на зрителей, она умна и полна энергии властвовать.
Не менее известен портрет графини М.А. Румянцевой (1764). Перед зрителем предстает уже немолодая женщина, которая по слухам когда-то пленяла самого Петра Великого. Румянцева полновата, широколица, но ее глаза светятся умом и добротой.
Другой портрет — А.М. Измайловой (1759). Перед нами предстает совсем другая светская дама. Она тоже уже немолода, однако смотрит на зрителей с гордостью и пониманием того высокого положения, которое занимает в обществе.
Таким образом, мы рассмотрели творческий путь художника Антропова кратко. Однако в этом кратком изложении отражается и биография Антропова, и его основные достижения.
Карл Брюллов
Карл Брюллов — выдающийся русский живописец.
Карлу повезло больше, он родился в творческой семье, его отец занимался художественной резьбой. Он заметил, что у мальчика есть способности и отправил его обучаться рисованию в Академию Художеств.
Брюллов успешно закончил обучение, а картина «Явление Аврааму трех ангелов у дуба Мамврийского» принесла ему золотую медаль и возможность отправиться за границу за казенный счет.
Карл уехал в Италию, там он написал несколько картин. «Последний день Помпеи» — самая знаменитая работа Брюллова, но по-настоящему популярным его сделали портреты. Он рисовал представителей итальянской знати и своих соотечественников.
Также его интересовали исторические темы, чуть позже он увлекся религиозной тематикой. В последние свои годы в России он расписывал Исаакиевский собор, по настоянию врачей покинул страну.
Художник дожил до 52 лет, смерть была внезапной.
Самые известные картины: «Последний день Помпеи», «Всадница», «Одалиска».
БИБЛИОГРАФИЯ
- Савинов А. Н. Алексей Петрович Антропов // Русское искусство: Очерки о жизни и творчестве художников XVIII века. — М., 1952
- Сахарова И. М. Алексей Петрович Антропов. 1716—1795 / И. М. Сахарова. — М.: Искусство, 1974
- Чайковская О.Г. «Как любопытный скиф…»: Русский портрет и мемуаристика второй половины XVIII века. – М.: Книга, 1990
- Михайлова К.В. О некоторых портретах А.П. Антропова // Сообщения Государственного Русского музея. Вып. 5. – Л., 1957
- Молева Н., Белютин Э. Живописных дел мастера. Канцелярия от строений и русская живопись первой половины ХVIII века. – М., 1965
- Лебедев Г. В. Русская живопись первой половины ХVIII века. – М., 1938
- Коваленская Н.Н. А.П. Антропов // История русского искусства / Под ред. И.Э. Грабаря. Т. 5. – М.: Академия наук СССР, 1960
- Ильина Т.В. Русское искусство XVIII века. – М.: «Высшая школа», 1999
- Евангулова О.С. Кареев А.А. Портретная живопись в России второй половины XVIII в. – М.: Из-во Московского университета, 1994
- Государственный Русский музей. Живопись. XVIII век. Каталог. Т. 1. – СПб., 1998
- Государственная Третьяковская галерея. Каталог собрания. Живопись XVIII века. – М.: Изд-во «Красная площадь», 1998
При написании этой статьи были использованы материалы таких сайтов: ru.wikipedia.org, ,
Творчество. Свобода. Живопись.
Allpainters.ru создан людьми, искренне увлеченными миром творчества. Присоединяйтесь к нам!
Алексей Антропов: жизнь и творчество художника
4 (80%) 2 голос(ов)
Юные годы
Будущий князь Звенигородский появился на свет 26 ноября 1374 года в Переяславле-Залесском, и крестил его сам Сергий Радонежский. Отцом мальчика был Дмитрий I Иванович Донской — полководец, одержавший победу в Куликовской битве, Мать — Евдокия Дмитриевна, дочь великого князя Суздальского Дмитрия Константиновича.
Юрий Дмитриевич не был единственным наследником княжеского трона: у него был старший брат Василий, и соперничество между братьями зародилось еще в раннем детстве. После Тохтамышева разорения князь Дмитрий Донской был вынужден отправить Василия в стан Золотой Орды в качестве заложника. Фактически, юноша оказался в положении пленника, и здоровье его стало заметно ослабевать.
Будущее княжества оставалось туманным: жизнь Василия могла оборваться в любой момент, и Дмитрий Донской стал готовить второго сына к княжению. Амбициозные помыслы Юрия были нарушены внезапным появлением брата, которому удалось сбежать из плена за год до смерти отца.
Биография и интересные сведения о художнике
Кузьма Сергеевич Петров-Водкин, краткая биография которого описана в этой статье, сумел много добиться. Расскажем о странных, интересных или просто судьбоносных событиях в жизни художника.
- Дед Кузьмы был страшный пьяница, и в один из своих запойный вечеров в порыве гнева убил свою жену.
- Архитектор Мельцев первым смог разглядеть талант художника и помог устроить юное дарование в Петербургское училище рисования Штиглица.
- Графиня Ю. Казарьина, у которой работала мать Кузьмы, оплачивала петербургское обучение и спонсировала дальнейшею жизнь художника в течение 18 лет.
- В своем творчестве Петров-Водкин использовал всего три цвета: красный, желтый и голубой. Правда, голубой цвет художник иногда заменял на зеленый.
- Кузьма Сергеевич был не только художником-живописцем, но и смог проявить себя как талантливый график и оформитель театральных декораций.
Минин и Пожарский
Выдающийся гражданин России Кузьма Минин и его не менее знаменитый современник князь Дмитрий Пожарский вошли в историю как освободители русских земель от польских захватчиков. В начале XVII столетия в Русском государстве началось Смутное время. Кризис, охвативший многие сферы жизни, усугублялся нахождением на столичном престоле самозванцев. В Москве, Смоленске и ряде других городов полным ходом хозяйничала польская шляхта, а западные границы страны были заняты шведскими войсками.
Чтобы выгнать иноземных захватчиков с русских земель и освободить страну, духовенство призвало население создать народное ополчение и освободить столицу от поляков. На призыв откликнулся новгородский земской староста Кузьма Минин (Сухорук), который был хоть и не знатного происхождения, но являлся настоящим патриотом своей Родины. За короткое время ему удалось собрать войско из жителей Нижнего Новгорода. Возглавить его согласился князь Дмитрий Пожарский из рода Рюриковичей.
Постепенно к народному ополчению Нижнего Новгорода стали присоединяться жители окружающих городов, недовольные господством польской шляхты в Москве. К осени 1612 г. войско Минина и Пожарского насчитывало около 10 тысяч человек. В начале ноября 1612 г. нижегородскому ополчению удалось изгнать поляков из столицы и заставить их подписать акт о капитуляции. Успешное проведение операции стало возможным благодаря умелым действиям Минина и Пожарского. В 1818 г. память о героических освободителях Москвы была увековечена скульптором И. Мартосом в монументе, который установлен на Красной площади.
Личная жизнь
Личная жизнь художника была определена еще в его детстве: в 14 лет Петр познакомился с будущей женой Ольгой Суриковой – дочерью живописца Василия Сурикова. После этого 12 лет молодые люди толком не общались, пока Кончаловский не отправил девушке письмо с признанием в любви. Решение пожениться молодые приняли через 3 дня после первого свидания, и свадьба состоялась 10 февраля 1902 года.
Петр Кончаловский с женой (автопортреты)
Отношения в браке были нежными: Кончаловский звал жену Лёлечкой, она его – Дадочкой.
У супругов было двое детей – дочь Наталья и сын Михаил. Их нежно любили оба родителя, хотя и старались не баловать. Петр Петрович не меньше супруги был вовлечен в процесс воспитания: он укладывал детей спать, обучал основам живописи, рассказывал сыну и дочке сказки.
Петр Кончаловский с семьей
Ольга Васильевна слыла жестким и властным человеком, но взаимоотношений с мужем это не касалось – еще до свадьбы молодые люди поклялись, что их семья будет необыкновенной. Поэтому женщина знала меру и никогда не попрекала мужа, а тот ее глубоко уважал и считал ближайшим другом и советчиком. Без одобрения жены Петр Петрович решений не принимал и советовался с ней даже по вопросам творчества.