Смерть мастера
О причине смерти Алексей Балабанова первоначально было мало известно. Трагедия произошла 18 мая 2013 года. В тот момент режиссер трудился над сценарием своего очередного проекта. Он находился в Сестрорецке Ленинградской области, и около 16.00 в санатории «Дюны» скоропостижно скончался. Причиной смерти Алексея Балабанова стал сердечный приступ. Ему было всего 54 года.
По его воле гражданская панихида прошла на «Мосфильме», режиссера отпели, похоронили на Смоленском кладбище. Причина смерти актера Алексея Балабанова еще долго обсуждалась его друзьями и знакомыми.
Поначалу даже были сомнения. Но в результате эксперты назвали точную причину смерти Алексея Балабанова. По словам медиков, он много работал, сердце просто не выдержало таких серьезных нагрузок. Так что официальная причина смерти Алексея Балабанова — острая сердечная недостаточность.
В отчете судмедэкспертов отмечалось, что в последнее время он часто чувствовал себя неважно. В итоге случился роковой сердечный приступ, который и стал причиной смерти режиссера Алексея Балабанова
Всего за свою карьеру он снял 14 игровых полнометражных фильмов. А также были документальные, короткометражные и любительские проекты.
Биография
Родился 22 ноября 1938 г. в поселке Измайловка Барышского района Ульяновской области.
В 1957 г. переехал с семьей в Казань. Окончил Казанское художественное училище (1964), мастерскую Е.Е.Моисеенко в Ленинградском институте живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е.Репина (1970).
Работал в Татарском художественном фонде (1970–1983). Член Союза художников (1974).
Скобеев В.Н. Дорога. 1972
Холст, масло. Государственный музей изобразительных искусств РТ
Скобеев В.Н. Портрет мастера плавильного цеха КамАЗа В.Алексеенкова. 1978
Холст, масло. Государственный музей изобразительных искусств РТ
Лия Ахеджакова не переводила денег украинской армии. Но продолжает ее защищать
Еще в 2014 году звезда советского кино Лия Ахеджакова назвала присоединение Крыма и вмешательство все внутренние дела Украины на территориях «ЛНР» и «ДНР» захватническими проявлениями со стороны России, после чего попала в опалу.
Сегодня позиция актрисы не изменилась. Она опровергла слухи о том, что перевела украинским военным значительную сумму денег, сказав, что не умеет совершать подобных банковских операций, однако от проукраинской позиции не отказалась.
Попыталась оправдать Ахеджакова и звезд российского театра, не осудивших российскую агрессию открыто, — Евгения Миронова, Константина Хабенского и даже Владимира Машкова, повесившего на фасаде Театра Олега Табакова, которым он сейчас руководит, гигантскую букву Z.
Актриса попросила понять людей, которые не высказывают свою точку зрения, потому что «их могут записать в предатели Родины». Однако возмутилась словами спикера Госдумы Вячеслава Володина, который заявил, что деятелям культуры, выступающим против действий Путина в Украине, следовало бы покинуть сцену.
Лия Ахеджакова ответила, что не будет увольняться из московского театра «Современник» и продолжит выступать против войны с Украиной.
Детство и юность
Режиссер Алексей Балабанов родился 25-го февраля 1959 года в городе Свердловске. Ныне — это Екатеринбург. На тот момент родители молодого человека не имели отношения к творчеству, кинематографу или театру.
На время рождения ребенка оба были студентами. Отец учился на юридическом факультете. Мать готовилась стать врачом, осваивала медицинскую специальность.
После университета Балабанов старший начал работать в журналистике. А затем устроился на киностудию.
Алексей Балабанов в детстве
В юные годы Алексей Октябринович не интересовался высоким искусством и совершенно не планировал становиться артистом, связывать свою жизнь с кино. Как признавался сам режиссер, он много времени проводил с дворовыми друзьями и вообще был хулиганистым ребенком.
Молодой человек делал бомбы, которые подкладывал в урны. Такое увлечение пиротехникой Балабанов объяснить не мог. В школьные годы будущий режиссер стал мечтать о путешествиях. Плотно увлекся изучением иностранных языков, поскольку считал, что без этого общаться с людьми в других странах будет невозможно.
Алексей Балабанов в юности
Интересно, что от своей детской мечты Балабанов не отступился. Уже после окончания школы, получения аттестата он подал документы в Горьковский пединститут, где всерьез взялся за развитие языковых навыков.
Алексей Балабанов в молодости
К началу 80-х годов молодой человек получил диплом переводчика. Практически сразу после этого его призвали в вооруженные силы.
В армии Балабанов времени также даром не терял. Сначала молодой человек служил в Витебске. В относительно мирной обстановке он внимательно наблюдал за бытом вооруженных сил, за простыми людьми, сослуживцами. Подмечал детали.
Затем был период, когда молодой человек в составе части военно-транспортной авиации летал в Африку и страны Азии. А еще чуть позже Балабанов успел побывать у участников военных действий в Афганистане.
Жизненный опыт и обширный багаж знаний человеческой психологии дали пищу для будущих творческих изысканий
Балабанов отличался прозорливостью, вниманием к деталям и философским складом характера
Алексей Балабанов в юности
Он собирал легенды, слухи и суммировал их с реальными событиями. Весь этот массив информации молодой человек использовал в будущем, чтобы придать реализма фильмам.
В 1983-м году Алексей Балабанов демобилизовался. После окончания службы в армии, он вернулся на Урал. В то время его отец трудился при киностудии в качестве редактора.
Чуть похлопотав, родитель помог сыну устроиться ассистентом режиссера. Во многом это событие стало решающим в жизни молодого человека.
Сложились все предпосылки для развития и раскрытия самобытного таланта режиссера. На творчество Балабанова сильное влияние оказывали культурные устои крупного уральского города.
Алексей Балабанов в молодости
Столица была далеко, ситуация в стране уже находилась в критическом состоянии. Не удивительно, что именно на середину 80-х годов выдался период расцвета андеграундной культуры во всех ее проявлениях. В первую очередь, это касалось музыки и другого творчества.
Примерно в те же годы будущий постановщик Алексей Балабанов познакомился с классиками развивающегося отечественного рока из группы «Наутилус Помпилиус». А вскоре сдружился с членами коллектива.
Во многом именно благодаря этому Балабанов начал включать композиции группы практически во все свои работы. Ставка была удачной. Песни идеально вписывались в антураж фильмов режиссера. Придавали атмосферу, дополняли картину того времени.
Смерть режиссера
Гибель постановщика, любимца миллионов российских зрителей стала настоящей неожиданностью и шоком для всех. Как для простых людей, так и для друзей постановщика, членов профессионального сообщества.
Весной 2013-го года мужчина уехал в город Сестрорецк под Санкт-Петербургом. На момент трагедии он находился на территории санатория «Дюны». Здесь режиссер работал над сценарием к очередной картине.
18-го мая 2013 года мужчина внезапно потерял сознание. В себя он уже не пришел и в тот же день скончался в возрасте 54-х лет. Причиной смерти Алексея Балабанова стала острая сердечная недостаточность, которая развилась на фоне хронического заболевания.
Могила Алексея Балабанова
Гражданская панихида не проходила. Последним пристанищем известного режиссера стало Смоленское кладбище города Санкт-Петербург.
Талантливый историк
Александр Николаевич был не только талантливым художником, но и одаренным историком искусства и критиком. Во времена его юности еще не было истории искусства как самостоятельной дисциплины. Существовала только художественная критика, представленная жанрами очерка и аналитической статьи (чаще всего это были обзоры выставок).
Вид Монплезира и Екатерининского корпуса в Петергофе
Автор рано начал пробовать себя в написании серьезных искусствоведческих текстов. Широко известен уникальный случай, когда он захотел дополнить книгу Рихарда Мутера (1860—1909) «История живописи». При издании этой книги в России Александр Николаевич добавил к ней… главу об истории русской живописи. Ему показалось несправедливым, что изобразительное искусство России не нашло отражения на страницах такого серьезного капитального издания. Текст был написан очень талантливо и выдержал соперничество с оригинальной манерой Мутера.
Фонтан
Это был беспрецедентный пример дополнения книги иностранного автора. В советское время книги западных авторов (не только искусствоведов, но и философов и литературоведов) часто снабжали огромными предисловиями и послесловиями, в которых давалась критическая оценка зарубежным эстетическим теориям. Но случаев написания отечественным автором главы как инициативного дополнения к зарубежной искусствоведческой книге больше не было. Бенуа создал уникальный прецедент. Впоследствии к этому талантливому труду прибавились другие специализированные тексты об искусстве. Некоторые работы автора публиковались в СССР даже тогда, когда он покинул страну.
После революции художник много работал как иллюстратор и сценограф. В течение нескольких лет он заведовал картинной галереей Эрмитажа. Современная эрмитажная экспозиция во многом базируется на принципах, разработанных Александром Николаевичем, и эти принципы выдержали испытания временем.
Смерть и наследие
Многочисленные паломничества, которые совершал Лев Толстой в своей старости, сильно подорвали его здоровье. Так, великий писатель в ноябре 1910 года остановился для ночлега на глухой железнодорожной станции Астапово. Однако болезнь лёгких, которая беспокоила Толстого уже некоторое время, дала о себе знать внезапным обострением, и 20 ноября величайший русский писатель скончался. Похоронен на родовом кладбище в Ясной Поляне.
Льва Толстого считали, считают и будут считать одним из величайших русский и мировых писателей. Он создал поистине великолепные произведения, на которых выросло уже не одно поколение молодых людей. «Война и мир» — роман, который знаком практически каждому человеку не только в нашей стране, но и во всём мире. Научное сообщество высоко оценивает Толстого как человека с удивительным даром описания человеческой натуры и воссоздание исторической эпохи во всей её детальности и многообразии.
Отрывок, характеризующий Шибанов, Михаил
– Зло? Зло? – сказал Пьер, – мы все знаем, что такое зло для себя. – Да мы знаем, но то зло, которое я знаю для себя, я не могу сделать другому человеку, – всё более и более оживляясь говорил князь Андрей, видимо желая высказать Пьеру свой новый взгляд на вещи. Он говорил по французски. Je ne connais l dans la vie que deux maux bien reels: c’est le remord et la maladie. II n’est de bien que l’absence de ces maux. Жить для себя, избегая только этих двух зол: вот вся моя мудрость теперь. – А любовь к ближнему, а самопожертвование? – заговорил Пьер. – Нет, я с вами не могу согласиться! Жить только так, чтобы не делать зла, чтоб не раскаиваться? этого мало. Я жил так, я жил для себя и погубил свою жизнь. И только теперь, когда я живу, по крайней мере, стараюсь (из скромности поправился Пьер) жить для других, только теперь я понял всё счастие жизни. Нет я не соглашусь с вами, да и вы не думаете того, что вы говорите. Князь Андрей молча глядел на Пьера и насмешливо улыбался. – Вот увидишь сестру, княжну Марью. С ней вы сойдетесь, – сказал он. – Может быть, ты прав для себя, – продолжал он, помолчав немного; – но каждый живет по своему: ты жил для себя и говоришь, что этим чуть не погубил свою жизнь, а узнал счастие только тогда, когда стал жить для других. А я испытал противуположное. Я жил для славы. (Ведь что же слава? та же любовь к другим, желание сделать для них что нибудь, желание их похвалы.) Так я жил для других, и не почти, а совсем погубил свою жизнь. И с тех пор стал спокойнее, как живу для одного себя. – Да как же жить для одного себя? – разгорячаясь спросил Пьер. – А сын, а сестра, а отец? – Да это всё тот же я, это не другие, – сказал князь Андрей, а другие, ближние, le prochain, как вы с княжной Марьей называете, это главный источник заблуждения и зла. Le prochаin это те, твои киевские мужики, которым ты хочешь сделать добро. И он посмотрел на Пьера насмешливо вызывающим взглядом. Он, видимо, вызывал Пьера. – Вы шутите, – всё более и более оживляясь говорил Пьер. Какое же может быть заблуждение и зло в том, что я желал (очень мало и дурно исполнил), но желал сделать добро, да и сделал хотя кое что? Какое же может быть зло, что несчастные люди, наши мужики, люди такие же, как и мы, выростающие и умирающие без другого понятия о Боге и правде, как обряд и бессмысленная молитва, будут поучаться в утешительных верованиях будущей жизни, возмездия, награды, утешения? Какое же зло и заблуждение в том, что люди умирают от болезни, без помощи, когда так легко материально помочь им, и я им дам лекаря, и больницу, и приют старику? И разве не ощутительное, не несомненное благо то, что мужик, баба с ребенком не имеют дня и ночи покоя, а я дам им отдых и досуг?… – говорил Пьер, торопясь и шепелявя. – И я это сделал, хоть плохо, хоть немного, но сделал кое что для этого, и вы не только меня не разуверите в том, что то, что я сделал хорошо, но и не разуверите, чтоб вы сами этого не думали. А главное, – продолжал Пьер, – я вот что знаю и знаю верно, что наслаждение делать это добро есть единственное верное счастие жизни.
А что Хабенский? Действительно поддержал Украину?
Да, но в 2014 году. Популярное в сетях высказывание российского кумира о том, что он уходит из соцсетей, чтобы не слышать оскорблений от противников украинского суверенитета, и отправляет ура-патриотов «дружить с Безруковым и Кандалаки» действительно принадлежит Хабенскому. Но датировано 2014 годом.
С тех пор актер действительно не вернулся в социальные сети. Людей, создающих его фан-странички, он просит указывать, что это не его личные аккаунты.
Редкие заявления, сделанные от своего имени, Хабенский размещает на страницах руководимого им МХТ им. Чехова. Вот что он сказал о вторжении в Украину.
Осудили вторжение в Украину и другие любимцы публики из мира кино
Сергей Маковецкий в своем аккаунте в день начала войны спел на украинском языке старую военную украинскую песню. В ответ на что поклонники написали, что порядочность не зависит от национальности.
Максим Матвеев, звезда сериала «Пелагия и белый бульдог» по роману Бориса Акунина, написал в своем аккаунте, что нет никакой «сверхидеи», которая оправдывала бы развязывание военных действий.
Актер Владимир Талашко, звезда фильма «В бой идут одни «старики» (в марте ее запретили к прокату в России», категоричен: «Что бы я сказал россиянам, которые поддерживают политику Путина в отношении Украины? Вон! Руки прочь! Это наша земля».
«Физрук» Дмитрий Нагиев долго молчал о войне в Украине, но после опубликовал в своем Instagram видео, в котором бреет голову под слова песни группы «Аквариум» — «мы воевали сами с собой».
В день, когда стало известно об учиненной российскими военнослужащими резне в Буче, он выложил новый пост, который многие расценили как антивоенный: «Может хватит».
Елизавета Боярская, в отличие от своего отца, Михаила Боярского, не радуется успехам российской армии. «Больно! Страшно! Немыслимо!», — написала актриса. С начала военной кампании она снизила сетевую активность и пишет лишь о ценностях мирной жизни.
Иван Янковский, снявшийся в военной драме «Союз спасения», фильме-катастрофе «Огонь» и мистическом сериале «Топи», промолчал о войне, но на третий день российского вторжения выложил изображение иконы с облупившейся краской, собравшее десятки тысяч лайков.
Актер Алексей Горбунов снялся в огромном количестве советских и российских сериалов, но с началом боевых действий на Донбассе в 2014 году уехал в Украину. Сейчас он участвует в концертах в Европе, цель которых – сбор средств для нужд украинской армии.
Если одни актеры, такие, как Виктория Исакова или Юлия Пересильд, ограничились кратким «война недопустима» и практически исчезли из сетей, иногда отчитываясь о сыгранных спектаклях, то активные пользователи Сети, например, Юлия Высоцкая, подчеркнутым молчанием об Украине вызвали негодование противников российской агрессии. Так, сообщение Высоцкой о том, что комментариев на тему «спецоперации» от нее не дождутся, и она продолжит «готовить еду», спровоцировало весьма резкие комментарии.
Чулпан Хаматова, уехавшая из России в Латвию и ставшая объектом травли на родине, заявила, что без проблем вернет звание Народной артистки России, если Россия посчитает нужным его забрать. Актриса пояснила, что для тех, кто ценит ее творчество, она была и есть «Чулпан Хаматова», а не «Народная артистка России Чулпан Хаматова».
Творческая биография
- В 1960 году Валерий Кикта получил диплом Московского хорового училища.
- В 1965 г. стал выпускником композиторского отделения Московской консерватории.
- В 1967 году окончил стажировку в аспирантуре при консерватории.
- С 1967 по 1993 В. Кикта работал в издательстве «Советский композитор» на должности главного музыкального редактора.
- В 1968 году музыкант вступил в общественную организацию «Союз композиторов России».
- В 1969 получил приз на III Всесоюзном смотре творчества молодых композиторов.
- В 1972 году написано одно из самых известных музыкальных произведений Валерия Григорьевича Кикты — концертная симфония «Фрески Софии Киевской», посвященная 1500-летию Киева.
- В 1979 году стал лауреатом международного композиторского конкурса «Братислава-1979».
- В 1982 году завоевал призовое место на «Международном фестивале детской песни» в Хельсинки.
- С 1989 – членство в правлении «Союза композиторов Москвы» и редколлегии журнала «Советский балет».
- В 1992 году присвоено звание «Заслуженный деятель искусств Российской Федерации».
- С 1992 года преподавательская деятельность в Московской консерватории.
- 1999 год получил звание «Заслуженный деятель искусств Украины», а также диплом и золотую медаль Пушкина.
- В 2000 году получена почетная премия московской мэрии.
- В 2002 году выступление в Швейцарии на всемирном арфовом конгрессе. Присуждение премии Союза композиторов РФ им. Д.Д.Шостаковича.
- В 2004 году возглавил правление Русского арфового общества.
- С 2006 года занимал должность секретаря Союза композиторов РФ.
- В 2010 году возглавил кафедру инструментовки Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского.
- С 2013 года преподает в Российской академии музыки им. Гнесиных.
- В 2016 году объявлена благодарность мэра Москвы.
Особое место в панораме сочинений композитора занимают произведения духовной тематики. Псалмы Валерия Кикты – это особая жанровая группа, раскрывающая духовно-историческую тематику. Прекрасно демонстрируют это такие хоры как «Покаянный псалом святителя Дмитрия Ростовского» (1997) и «Псалом гетьмана Ивана Мазепы» (2001). В них прослеживаются украинские и российские черты, а стилистика отличается особой народной простотой.
В разные годы композитором была написана музыка к таким кинолентами и мультфильмам:
- 1971 г — «Золотая карета».
- 1973 г — «Василиса Микулишна».
- 1977 г – «Гармония».
- 1978 г — «Последний шанс».
- 1984 г — «В лесах под Ковелем».
Среди сочинений В.Кикты есть музыка к таким балетным постановкам:
- «Муха-цокотуха» (1978).
- «Дубровский» (1984).
- «Откровения» (1992).
- «Маменька» (2003).
Райкина уволили из Театральной школы Райкина
Утром 14 апреля стало известно о том, что российского комика Константина Райкина, руководителя театра «Сатирикон», уволили из созданной им «Театральной школы Константина Райкина».
Культурный и общественный деятель Марат Гельман сразу пояснил СМИ: увольнение стало ответом на антивоенную позицию режиссера и актера.
Напомним, сразу после российского военного вторжения в Украину ряд российских режиссеров и актеров, в том числе Константин Райкин, Олег Басилашвили, Алиса Фрейндлих, Евгений Миронов, обратились к правительству РФ с коллективным требованием немедленно остановить боевые действия.
В течение нескольких часов письмо было доступно на сайте, затем страница была заблокирована.
Отметим, что студсовет Школы выступил против увольнения худрука и назвал решение «неприемлемым и идущим вразрез с интересами студентов».
Константин Райкин сказал, что вместе с юристом готовится оспаривать решение ректора: «На моей стороне такая очевидная правота».
Директор московского Центра имени Всеволода Мейерхольда Елена Ковальская заявила, что уходит с этой должности «в знак протеста против вторжения России в Украину».
«Невозможно работать на убийцу и получать у него зарплату. Дела доведу до конца – которые начаты, на общественных началах», – сообщила Ковальская.
Первые фильмы, путешествия и рок
Демобилизовался Балабанов в 1983-м. Отцу удалось уладить вопрос с поступлением Алексея во ВГИК на сценарный факультет научно-популярных кинофильмов. Однако там будущий режиссер долго не задержался – на первом экзамене педагог раскритиковал созданный им рассказ «День рождения», и начинающий кинодеятель забрал документы из вуза.
Алексей вернулся домой и трудоустроился в Свердловскую киностудию 3-м помощником режиссера. По работе он много ездил на Крайний Север, в Сибирь, на Дальний Восток. Досуг Алексей Балабанов проводил, пропадая в рок-клубе, где познакомился, а затем подружился с легендарной командой Nautilus Pompilius.
В 1987 году талантливый парень поступил в столице на Высшие режиссерские курсы. Попал он к знаменитому режиссеру Борису Галантеру и обучался на его курсе «Авторское кино». В этом же году студент снял первую короткометражку «Раньше было другое время».
Лента возникла неожиданно – товарищ студент-оператор попросил Алексея помочь с курсовой работой. Тот за ночь набросал сценарий и пригласил исполнить роли своих друзей-музыкантов. Сюжетом стала история девушки, преданной возлюбленным. Действия проходили в ресторане, где выступали Nautilus Pompilius. Позднее Балабанов создал еще две картины, куда также пригласил музыкантов культового коллектива.
В 1990-м Алексей завершил обучение и отправился в Ленинград. Сергей Сельянов, с которым они познакомились в столичном общежитии и подружились, помог начинающему кинодеятелю устроиться на работу на Ленфильм в мастерскую к самому Алексею Герману – известнейшему режиссеру.
Спустя год молодой кинодеятель занялся созданием картины «Счастливые дни», взяв для сценария произведения ирландского писателя – С. Беккета. Главный герой (Виктор Сухоруков) – человек без прошлого и имени, бродит по улицам и при встрече с людьми меняет свой облик. Затем была лента по произведению Кафки «Замок».
А. Балабанов был поклонником рока и дружил с музыкантами группы Наутилус Помпилиус
В 1992 году, скооперировавшись со студией «Ленфильм», Балабанов с друзьями-единомышленниками открыли кинокомпанию СТВ. Все последующие картины Алексей Октябринович снимал при ее содействии.
К 100-летнему юбилею кинематографа он выпустил короткометражную ленту «Трофимъ», вошедшую в альманах «Прибытие поезда». После этой картины Балабанов планировал приступить к созданию своего, ставшего впоследствии любимым, творения – «Про уродов и людей».
Сценарий кинокартины был написан, но идея про первых производителей порнографии не нравилась продюсерам, а у самого режиссера средств на съемки не было. Балабанову пришлось, чтобы заработать, снять кино для широкой публики про криминал.
Творческий дебют
Его первой картиной стал музыкальный фильм «Раньше было другое время», который был посвящен группе «Наутилус Помпилиус». Балабанов снял его в ресторане, роль массовки исполнили обычные посетители заведения. С тех пор герой нашей статьи в каждом своем фильме снимал непрофессиональных актеров, стремясь к максимальной натуралистичности.
Также в начале своей карьеры Балабанов снял короткометражный фильм «У меня нет друга, или One step beyond», в котором была показана свердловская рок-тусовка, группы «Урфин Джюс», «Настя», «Трек», «Наутилус Помпилиус». А также документально-игровой фильм «Настя и Егор» про Егора Белкина и Настю Полеву.
В 1990 году Балабанов переезжает в Санкт-Петербург.