Концептуализм в живописи

Модернизм в литературе

В литературе модернизм пришёл на смену классическому роману. Вместо жизнеописания читателю стали предлагать литературные интерпретации различных философских, психологических и исторических концепций, появился стиль, названный Поток сознания (англ. Stream of consciousness), характеризующийся глубоким проникновением во внутренний мир героев

Важное место в литературе модернизма занимает тема осмысления войны, потерянного поколения.

Главными предтечами модернизма были:

  • Уолт Уитмен, наиболее известен по сборнику поэзии «Листья травы»
  • Шарль Бодлер — сборник поэзии «Цветы зла»
  • Артур Рэмбо — поэтические произведения «Озарения», «Одно лето в аду»
  • Стриндберг (1849–1912), особенно его поздние пьесы
  • Федор Достоевский с произведениями «Братья Карамазовы» и «Преступление и наказание», это русский модернизм в литературе.

Философами, повлиявшими на писателей модернистов были Фридрих Ницше, Анри Бергсон, Уильям Джеймс, и другие. Сильное влияние оказал также Зигмунд Фрейд.

Модернизм покончил со старым стилем в первые три десятилетия 20-го века и радикально пересмотрел возможные литературные формы.

Писатели и поэты эпохи модернизма

Среди наиболее известных литераторов периода модернизма выделяются следующие поэты и писатели:

  • Марсель Пруст (1871-1922) — французский писатель, автор семитомного произведения «В поисках утраченного времени», которое по праву считается одним из самых значительных образцов литературы 20-го века. Пруст является убежденным последователем модернизма как самого перспективного пути литературного развития.
  • Франц Кафка (1883-1924) — крайне неоднозначный австрийский писатель, произведения которого считались абсурдными. При жизни писателя его романы не публиковались. После смерти Кафки все его произведения были опубликованы, несмотря на то что сам он категорически возражал против этого и еще при жизни заклинал своих душеприказчиков сжечь романы сразу после его кончины. Самолично уничтожить рукописи писатель не мог, поскольку они разошлись по рукам, и возвращать их автору никто из его почитателей не собирался.
  • Уильям Фолкнер (1898-1962) — лауреат Нобелевской премии по литературе 1949 года, который прославился тем, что создал целый вымышленный округ в американской глубинке, под названием Йокнапатофа, населил его персонажами и принялся описывать их жизнь. Произведения Фолкнера носят невероятно сложный структурный характер, но если читателю удается ухватить нить повествования, то оторвать его от романа, рассказа или повести знаменитого американского писателя уже невозможно.
  • Эрнест Хэмингуэй (1899-1961) — один из самых верных последователей модернизма в литературе. Его романы и повести поражают своей жизнеутверждающей силой. Всю свою жизнь писатель был раздражителем для американских властей, ему докучали нелепыми подозрениями, методы, которые применяли сотрудники ЦРУ, чтобы привлечь Хэмингуэя на свою сторону, были абсурдными. Закончилось все нервным срывом литератора и временным помещением в психиатрическую клинику. У писателя была только одна любовь в жизни — его охотничье ружье. 2 июля 1961 года Хэмингуэй покончил с собой, выстрелив в себя из этого ружья.
  • Томас Манн (1875-1955) — немецкий писатель, эссеист, один из самых активных политических авторов Германии. Все его произведения пронизаны политикой, но своей художественной ценности они от этого не теряют. Творчеству Манна не чужда также эротика, пример тому — роман «Признание авантюриста Феликса Круля». Главный герой произведения напоминает персонажа Оскара Уайльда, Дориана Грея. Признаки модернизма в произведениях Томаса Манна очевидны.
  • Вирджиния Вулф (1882-1942) — английская писательница, считается самой достоверной последовательницей «Потока сознания». Модернизм был для писательницы смыслом всей ее жизни, кроме многочисленных романов в активе Вирджинии Вулф несколько экранизаций ее произведений.
  • Анна Ахматова (1889-1966) — русская поэтесса с трагической судьбой, потерявшая семью в годы сталинских репрессий. Является автором нескольких поэтических сборников, а также известной поэмы «Реквием».

Постмодернизм в искусстве

Исследователи отмечают двойственность постмодернистского искусства: утрату наследия европейских художественных традиций и чрезмерную зависимость от культуры кино, моды и коммерческой графики, а, с другой стороны, постмодернистское искусство провоцирует острые вопросы, требуя не менее острых ответов и затрагивая самые насущные проблемы морали, что полностью совпадает с исконной миссией искусства как такового.

Постмодернистское искусство отказалось от попыток создания универсального канона со строгой иерархией эстетических ценностей и норм. Единственной непререкаемой ценностью считается ничем не ограниченная свобода самовыражения художника, основывающегося на принципе «всё разрешено». Все остальные эстетические ценности относительны и условны, необязательны для создания художественного произведения, что делает возможным потенциальную универсальность постмодернистского искусства, его способность включить в себя всю палитру жизненных явлений, но также зачастую приводит к нигилизму, своеволию и абсурдности, подстраиванию критериев искусства к творческой фантазии художника, стиранию границ между искусством и другими сферами жизни.

Парадоксальная смесь стилей и направлений

Парадоксальная смесь стилей, направлений и традиций в постмодернистском искусстве позволяет исследователям увидеть в нём не «свидетельство агонии искусства, а творческую почву для формирования новых культурных феноменов, жизненно важных для развития искусства и культуры».

Постмодерн в общем и целом не признает пафоса, он иронизирует над окружающим миром или над самим собой, тем самым спасая себя от пошлости и оправдывая свою исконную вторичность.

Примечания

. Idea Art. A Critical Anthology, N. Y., 1973, p. 82.

. Ibid., p. 82—83.

. Ibid., p. 85-86.

. Ibid., р. 84.

. Ibid., р. 85.

. Ibid., р. 82.

. Atkinson Т. Introduction. — In: Meyer U. Conceptual Art. N. Y., 1972, p. 11.

. Six Years, p. 188. См. также высказывание Л. Липард на с. 233 того же издания.

. Цит. по: Meyer U. Conceptual Art, p. 52.

Ср. с высказыванием Витгенштейна: «Каким образом мне известно, что этот цвет — красный? Ответом было бы: я изучил английский». (Wittgenstein L. Philosophical Investigations, p. 117.)

. Ibid., p. 56.

. Ibid., p. 81.

. Ibid., p. 82.

. Ibid., p. 100.

. Six Years, p. 78.

. Ibid., p. 75.

О том же говорили и другие представители концептуализма. Дуглас Хьюблер: «Меня занимает сам акт восприятия, а не то, что воспринимается, поскольку гораздо интереснее выяснить, что именно мы делаем в момент ощущения». (Там же, с. 130.)

Фредерик Бартельм: «Большинство моих произведений вместо того, чтобы предоставлять информацию для восприятия, локализуют сам процесс предложения и восприятия информации в индивидуальном поле… «Искусство», или «значение», не возникает непосредственно из данной информации, а выводится индивидуально каждым членом аудитории». (Там же, с. 149.)

. Six Years, p. 80.

. Ibid., р. 173.

. Ibid., р. 122. Ср. с суждением Витгенштейна: «Разговоры о мышлении как о «ментальной активности» вводят в заблуждение. Мы можем сказать, что мышление, по существу, есть деятельность оперирования знаками. Эта деятельность осуществляется рукой, когда мы думаем письмом; ртом и гортанью, когда мы думаем речью; а когда мы думаем, воображая знаки или картины, я не могу назвать вам никакого агента, который мыслит». (Wittgenstein L. The Blue and Brown Books. Oxford, 1958, p. 6.)

. Геллнер Э. Слова и вещи. М., 1962, с. 183.

. См.: Duwe W. Die Kunst und ihr Anti. Von Dada bis heute. Berlin, 1967; Erhard E.O. Pop Kitsch Concept-Art. Aufsätze zur gegenwärtigen Situationen der Kunst. Ravensburg, 1974; Rosenberg H. The De-definition of Art. Action Art to Pop to Earthworks. N. Y., 1972; Rosenberg H. Art on the Edge. Creators and Situations. London, 1976.

. См.: Clair 1. Art en France. Une nouvelle génération. Paris, 1972.

. Цит. по: Idea Art, p. 132.

. Bergmark Т. Konstnärer som politiker. Stockholm, 1972, s. 140, 141.

. Bergmark T. Op. cit., s. 146.

. Art et contestation. Bruxelles, 1968, p. 62.

. Edwards F. Från spontanism till underground. Stockholm, 1971, s. 175.

. Нечто подобное случилось раньше, в период после второй мировой войны, когда в освобожденной Европе в обстановке общественного подъема и широкой популярности идеи «ангажированного» искусства абстракционизм стал восприниматься как манифестация антифашистских настроений, хотя, разумеется, никакого антифашистского содержания в самих картинах не было.

. Six Years. p. 168.

Предыдущая страница К оглавлению Следующая страница
Добавьте в закладки эту страницу, если она вам понравилась. Спасибо.

Постмодернизм

Постмодернизм (фр. postmodernisme — после модернизма) — термин, обозначающий структурно сходные явления в мировой общественной жизни и культуре второй половины XX века и XXI века: он употребляется как для характеристики постнеклассического типа философствования, так и для комплекса стилей в художественном искусстве. Постмодерн — состояние современной культуры, включающее в себя своеобразную философскую позицию, постмодернистское искусство, а также массовую культуру этой эпохи.

Постмодернизм — самостоятельное направление в искусстве (художественный стиль), означающее радикальный разрыв с парадигмой модернизма (Г. Хоффман, Р. Кунов). По мнению же X. Летена и С.Сулеймена, постмодернизма как целостного художественного явления не существует. Можно говорить о нём как о переоценке постулатов модернизма, но сама постмодернистская реакция рассматривается ими как миф.

В трактовке Умберто Эко постмодернизм в широком понимании — это механизм смены одной культурной эпохи другой, который всякий раз приходит на смену авангардизму (модернизму) («Постмодернизм — это ответ модернизму: раз уж прошлое невозможно уничтожить, ибо его уничтожение ведет к немоте, его нужно переосмыслить, иронично, без наивности»).

Объявленным «началом» постмодернизма считают статью Лесли Фидлера, 1969, «Пересекайте границу, засыпайте рвы», демонстративно опубликованную в журнале Playboy. Американский теолог Харви Кокс в своих работах начала 70-х годов, посвящённых проблемам религии в Латинской Америке, широко пользуется понятием «постмодернистская теология». Однако популярность термин «постмодернизм» обрёл благодаря Чарльзу Дженксу. В книге «Язык архитектуры постмодернизма» он отмечал, что хотя само это слово и применялось в американской литературной критике 60—70-х годов для обозначения ультрамодернистских литературных экспериментов, автор придал ему принципиально иной смысл.

Постмодернизм означал отход от экстремизма и нигилизма неоавангарда, частичный возврат к традициям, акцент на коммуникативной роли архитектуры. Обосновывая свой антирационализм, антифункционализм и антиконструктивизм в подходе к архитектуре, Ч. Дженкс настаивал на первичности в ней создания эстетизированного артефакта. Впоследствии происходит расширение содержания этого понятия с первоначально узкого определения новых тенденций в американской архитектуре и нового течения во французской философии (Жак Лакан, Луи Альтюссер, Ж. Деррида, Ж.-Ф. Лиотар, Мишель Фуко) до определения, охватывающего начавшиеся в 60—70 годы процессы во всех областях культуры, включая феминистское и антирасистское движения.

Развитие постмодернизма

Чтобы лучше разобраться в истоках постмодерна, надо вспомнить что такое премодерн и модерн.

Этапы развития мировой культуры или место постмодернизма в истории:

В начале было Слово, а с ним и премодерн, в основе которого лежали отношения человека и Бога — это и античная философия, и богословская литература

Все, что происходит с человеком, происходит по воле Бога (совершенно неважно, какого), мир непостижим.
Затем на смену премодерна в 16 веке приходит модерн, метафизическая эпоха, власть разума и рационального мышления.
И наконец, в 60-х годах 20 века в Америке, в эпоху культурного кризиса, как антитеза модернизму, зарождается постмодернизм. Это вполне закономерный исторический процесс — технический бум, получение доступа ко всей мировой информации, развитие науки — все это подорвало истины, еще совсем недавно казавшиеся незыблемыми

Теперь все то, во что верили отцы, казалось чем-то узким, урезанным, поверхностным, над этим теперь можно было лишь иронизировать. Попытки свести весь мир к каким-то рациональным системам казались постмодернистам глупыми, ведь единственного верного знания просто не могло существовать.
На Западе постмодернизм распространяется в 70-е, и только к 80-м приобретает самостоятельность и концептуальную оформленность, но называть постмодернизм каким-либо конкретным философским учением — грубая ошибка, ведь все, что “пост” как раз обычно за хаос, за отсутствие чего-либо конкретного. В Россию постмодернизм приходит уже в 90-е, тоже в эпоху культурного кризиса.

«Постмодернистская ситуация» в философии и культуре

совпадает с началом перехода ряда западных стран к постиндустриальному (информационному) обществу принципиально нового этапа социального развития, следующего за индустриальным обществом. Ведущую роль в «постиндустриальном обществе» играют сфера услуг, наука и образование, корпорации уступают место университетам, а предприниматели — ученым и специалистам. Производство, распределение и потребление информации приобретают все большее значение в жизни общества. Если обозначение молодежи как особой социальной группы было признаком вхождения человека в индустриальный век, то Новый век, начало эпохи постмодернизма и постиндустриального общества знаменует собой появление молодежных субкультур. Появление субкультуры хиппи является наиболее ярким примером изменений в мировоззрении людей во второй половине ХХ века. В этом очерке мы постараемся если не назвать суть процессов, происходящих в социальной, культурной и философской сферах современной цивилизации, то хотя бы понять их глубже.

Краткий туториал для конкурса постмодерновой прозы, в доступной форме разъясняющий основы читателям, писателя, жюри, а также всем желающим причаститься к современному искусству

Была эпоха Древней Греции, эпоха Возрождения… А теперь у нас эпоха задницы

К/ф «Безумный Пьеро»

Итак, вы зачем-то решили записаться на грядущий конкурс постмодерновых рассказов, но столкнулись с проблемой — вы ничего не знаете о постмодерне. Поэтому Комитет постмодерна и культовости на АТ (сокр. КоПиКАТ, также CopyCAT) создал разъяснительный пост, цель которого — пролить свет на основы и сформулировать рамки, которые помогут участникам конкурса сориентироваться и определить, относятся ли их рассказы к постмодерну. Или напрочь сломать себе голову, погрузившись в непролазные дебри современной прозы. Если вы не готовы постигать нечто новое, делать вам тут будет нечего.

По телику об этом, внезапно, не рассказывают!

Фотореализм

Фотореализм — направление в живописи, возникшее в США в конце 1960-х, а затем, распространившееся в 1970-х годах в Европе. Термин, тем не менее, преимущественно применяется по отношению к работам американских фотореалистов конца 1960-х — начала 1970-х годов.

Слово «фотореализм» было придумано Луи Мейзелем (Louis K. Meisel) в 1968 году, а впервые опубликовано — в 1970 году в каталоге Музея Уитни для выставки «Двадцать два реалиста» Луи Мейзель, двумя годами позже составил определение фотореализма из пяти пунктов по просьбе Стюарта М. Спейсера (Stuart M. Speiser), который владел большой коллекцией работ фотореалистов, которая позже демонстрировались на передвижной выставке «Фотореализм 1973: коллекция Стюарта М. Спейсера» («Photo-Realism 1973: The Stuart M. Speiser Collection.») Определение было следующим:

Фотореалистичная живопись невозможна без фотографии. В фотореализме изменение и движение должно быть заморожено во времени, которое скрупулёзно должно было быть представлено художником.Фотореалисты собирали свои образы и информацию при помощи камеры и фотографий. Обычно снимки делались на слайд, а затем переносились на холст. Это делалось при помощи проецирования слайда или с использованием сетки. Результат был копией фотографии, но обычно гораздо больше оригинала.

Постмодернизм в литературе

В литературе постмодернистское течение родилось во второй половине XX века, как реакция на II мировую войну и послевоенные события.

Писатели-постмодернисты рассказывали о бессмысленности происходящего, в то время как авторы модернизма пытались найти смысл в вечно меняющемся мире. Постмодернисты отвергают закономерности и ценят больше всего случай.

Главные черты литературы постмодернизма:

  • фигурирование образа рассказчика в произведении;
  • объединение разных жанров;
  • присутствие чёрного юмора, иронии и пародийности;
  • впечатление фрагментарности повествования (отрывочность и бессвязность повествования).

Примеры представителей постмодернизма в литературе:

  • «школа чёрного юмора»: Доналд Бартелм, Джон Барт, Джеймс Патрик Данливи;
  • экзистенциализм: Жан-Поль Сартр, Альбер Камю, Мигель де Унамуно-и-Хуго;
  • «магический реализм»: Габриэль Гарсиа Маркес, Ахмед Салман Рушди;
  • российский постмодернизм: Андрей Георгиевич Битов, Виктор Олегович Пелевин.

Основные идеи

Живописцы признают, что их работы должны иметь, концептуальный характер. Чтобы подчеркнуть это, многие художники сократили материальное присутствие в работе до абсолютного минимума – тенденция, которая получила название «дематериализация искусства».

  • Концептаулисты находились под влиянием минимализма, но они отказались от условностей, которые существовали в этом стиле живописи. По мнению концептуалистов, картина или скульптура не должны выглядеть как традиционное произведение искусства.
  • В основе концептуализма лежит институциональная критика искусства. Отвергалась сосредоточенность на предмете в пользу увеличения интереса к культурным ценностям общества в целом.
  • Основа концептуализма – искусство о самом себе. Произведения поясняют сами себя.
  • Картины художников не должны вызывать переживания на эмоциональном уровне, они созданы для интеллектуального восприятия.

Постмодернизм в архитектуре

Постмодернистская архитектура стала своего рода ответом на минимализм модернизма. Изначально казавшийся передовым отказ от дизайнерских украшений зданий привел к однообразию архитектуры, которое тиражировалось на протяжении десятилетий и изрядно обедняло облик городов.

Подробно все проблемы модернизма и необходимость перемен разобраны архитектором Робертом Вентури в его книге «Сложность и противоречие в архитектуре» . С этого момента постмодернизм в архитектуре имеет свою идеологию и доктрину.

В облик зданий возвращаются украшения фасадов, элементы различных стилей прежних эпох в новой интерпретации. Под украшением следует понимать не элементы декора, а сочетания цветов и материалов, эксперименты с формой и очертаниями. Так, архитектор Джеймс Стирлинг (1926-1992) разработал красочные проекты в секторе государственного жилищного строительства и множество зданий общественного назначения, в том числе здание Новой галереи в Штутгарте в Германии:

Столь же знаковой фигурой постмодернизма в архитектуре является Терри Фаррелл. Он известен, прежде всего, как архитектор, распространивший традиции постмодернизма в сферу обороны и спроектировавший здание штаб-квартиры британской разведки:

Еще один выдающийся архитектор постмодернизма – Альдо Росси (1931-1997). Работы этого итальянского зодчего можно увидеть как в Италии, так и в Германии, Нидерландах и даже Японии. Один из красивейших его проектов – это театр Карло Феличе в Генуе:

Если в раннем постмодернизме заимствования стилей, особенно классицизма, видны невооруженным глазом, в более поздний период смешение и совмещение разных направлений ведет к формированию собственных эксклюзивных стилей, присущих исключительно постмодернизму.

Так, деконструктивизм – это прямое отрицание традиций модернизма и, безусловно, новое слово в архитектуре. Визуальная асимметрия и дисгармония, заостренность и угловатость форм порой доходят до абсурда, хотя в итоге здания смотрятся весьма нетривиально. Например, модернизированный в стиле деконструктивизма Королевский музей в провинции Онтарио архитектора Даниеля Либескинда:

Еще один стиль, выросший из традиций постмодернизма, это хай-тек. Начав формироваться в 70-е, к концу 20 столетия хай-тек уверено шагал по всему миру. В разных странах построено множество зданий в стиле хай-тек, а одним из самых оригинальных по праву считается башня Мэри-Экс архитектора Нормана Фостера:

Заметим, что все вышесказанное не означает, что минимализм модернизма полностью ушел из архитектуры. Так, именно во второй половине 20 века в СССР появились типовые 5-этажные жилые дома, названные «хрущевками» по фамилии тогдашнего лидера страны. Бюджетный подход сохранился и в типовых планировках 9-этажных домов, правда, там начали отказываться от смежного расположения комнат.

Верхом комфорта по тем временам считался проект жилого 9-этажного дома, где санузел и кухня находились в разных концах квартиры и не имели общей стены, а коммуникации – вода и канализация – были подведены отдельно на кухню, отдельно в санузел. В большинстве домов, в которых живет большая часть горожан по сей день, кухня соседствует с туалетом и имеет общую канализацию и общий водовод.

Эти проекты имели и такую особенность, как отдельный вход в дом к кабине с лифтом и отдельный вход к лестнице. На каждом этаже между лестницей и лифтовой площадкой есть переход через лоджию. Впоследствии именно этот проект лег в основу проектирования элитных домов так называемой «улучшенной планировки», где квартиры продаются по более высоким ценам за квадратный метр.

За рубежом достижения модернизма в архитектуре точно так же по-прежнему высоко ценятся. В частности, самую первую Притцкеровскую премию за достижения в архитектуре получил Филип Джонсон (1906-2005), который считается одним из главных представителей интернационального стиля в Америке. Напомним, интернациональный стиль зародился в эпоху модернизма. Уточним дополнительно, что Притцкеровская премия утверждена представителями рода Прицкеров, которые являются владельцами сети отелей Hyatt. 

Больше вы узнаете из книги «Язык архитектуры постмодернизма» . А мы поговорим о постмодернизме в скульптуре.

Постмодернизм в скульптуре

Постмодернизм в скульптуре проявился в новых формах. В какой-то мере это можно считать развитием трендов, зародившихся в эпоху модернизма. Так, уже тогда Пабло Пикассо и Сальвадором Дали были представлены неожиданные скульптурные решения. Эпоха постмодернизма отличается еще большей экстравагантностью идей. В самых общих чертах можно выделить несколько основных направлений в скульптуре постмодернизма.

Экзистенциальный стиль, реализованный швейцарским художником и скульптором Альберто Джакометти, как бы передает хрупкость и недолговечность всего сущего. Формы нарочито небрежны, и без пояснений автора многие вряд ли бы поняли, что перед ними, к примеру, скульптура собаки:

Кинетизм, наиболее полно реализованный в работах скульптора из Швейцарии Жана Тэнгли. Единичные образцы кинетической скульптуры начали появляться еще в эпоху модернизма, а в постмодернизм кинетическое направление получило столь мощное развитие, что в швейцарском городе Базеле создан музей Тэнгли, где можно увидеть его движущиеся скульптуры:

Из прочих представителей кинетизма известны Хайнц Мак, Отто Пине, Гюнтер Юккер. Они в 1957 году объединились в группу Zero. С их подачи в скульптуре начал развиваться такой формат, как инсталляция – пространственная композиция из различных материалов и предметов. Весьма интересна инсталляция посреди пустыни Сахара, которую делал Хайнц Мак:

Работы членов группы Zero часто не были скульптурой в привычном понимании хотя бы из-за используемых явно «не скульптурных» материалов: стекла, пластика, песка, электродвигателя. Кроме того, в их работах центральное значение придается игре света, будь то инсталляция посреди пустыни или в выставочном зале, как, например, инсталляция «История огня» Отто Пине:

Индустриальный стиль, представляющий собой изготовление арт-объектов из различных металлических деталей, крепежных элементов, проволоки, гвоздей и прочего. Так, французский творец Жан Мартин предпочитал делать фигурки животных, например, змею из гаек:

А вот румынский скульптор Дариус Хулеа предпочитает ваять исторических персонажей. Весьма интересна фигура Короля Румынии Фердинанда II, выполненная из металлических прутьев и проволоки:

Более подробно об эстетике постмодернизма вам наверняка будет интересно почитать в книге «Париж со змеями» .

Озабоченности

Сол Левитт , Длинная пирамида , 1994

Концептуальное искусство часто путают с умной деятельностью, которая развивается вокруг отправки эллиптических сообщений, чтобы не подчеркивать аналитический характер этого искусства.

Поль Валери сказал, что единственное настоящее в искусстве — это искусство, а Эд Рейнхардт сказал, что искусство — это искусство как искусство … Применительно к живописи оно получило название формализма , а именно, что картина должна говорить только о живописи, и хотя первая тексты концептуального искусства выступили против этого формализма, чтобы отдать предпочтение концепции над озабоченностью по поводу формы и композиции картины, однако нельзя отрицать, что этот закон, провозглашенный Клементом Гринбергом , хорошо соответствовал самоопределению произведения искусства. что, по сути, будет правилом художников-концептуалистов: и для них искусство должно быть только исследованием самого себя.

Более того, в аннексии своего пространства минималистское искусство стало привязано к постановке художественного объекта и поставило под сомнение условности, которые обычно были связаны с ним.

Лоуренс Вайнер , Перевод с одного языка на другой , 1969 г.

Концептуальное искусство можно рассматривать как продолжение этих двух проблем

Действительно, взгляд, который сначала анализирует объект, затем затем переходит к его контексту представления, концептуалисты сосредоточили внимание не только на переопределении художественного объекта и его архитектурной среды, но также на социальной и идеологической среде, даже на ее психологическом и психологическом аспектах. философский контекст.

С другой стороны, в своем отношении к индустрии, производящей стандартные формы, минималистское искусство внесло гораздо больший вклад в конец прогрессивного модернистского идеализма, чем в развитие новых форм в искусстве. Дональд Джадд сказал это в 1963 году:

«Прогресс в искусстве, конечно, не формальный. «

и в 1967 г .:

«  Форма, которая не является ни геометрической, ни органической, была бы большим открытием.  « (» Достижение создать форму , которая не является ни геометрической , ни органическим будет большое открытием. «)

Это открытие, вероятно, связано с концептуальным искусством, для которого Рене Денизо делает следующее наблюдение в своем тексте «La Limite du concept»:

«Концептуальное искусство, представляющее искусство в форме концепта, является основной темой искусства, поскольку, привнося искусство в концепцию, оно делает это в той форме, в которой оно есть, в той форме, которая есть у него. «

Художники концептуализма

Джозеф Кошут, Дэмьен Хёрст, Йозеф Бойс, Ли Юань Чиа, Сол Ле Витт.

Напрвление быстро выросло и приобрело международный размах. В концептуализме работали художники: Л.Левин, ЛеВито, Х.Хааке, Р.Берри, Дж.Кошут в США, Я.Диббетс в Нидерландах, В.Аккончин в Италии, Крейг-Мартин, Б. МакЛин, Берджин, Арнатт, Лонг, Келли в Великобритании и другие. Огромное влияние на концептуалистов осуществило дело практика дадаизма и теоретика Марселя Дюшана, который еще в 1913 году в Нью-Йорке стал выставлять переосмысленные в новом ключе предметы массового изготовления – реди-мэйды: велосипед на табуретке, писсуар «Фонтан», «Мона Лиза» с усами и так далее.

Концептуализм – интеллектуальное творчество, в большинстве ироничное – возникло изначально как противовес коммерческому искусству.

Концептуальную композицию не имеет смысла покупать или продавать, составные части для них подбирали из предметов обихода, иногда художественный объект становился сам автор. Стюарт Брисли на протяжении двух недель часами находился в ванной, которая наполнена черной грязной жидкостью, в Лондонской художественной галерее (намекая на загрязнение окружающей среды и плохую экологию). Ингрид и Йен Бакстер перевернули все, что было в их квартире, в пластиковые мешки и сделали выставку (объект наблюдения может быть любой вещью). Кейт Арнатт вывесил на себе вывеску «Я настоящий художник», сфотографировал себя и поместил изображение на выставке (художником является тот, кто себя им считает). Аккончи сфотографировал, а затем прокомментировал, как он ежедневно вставал и сходил на стулья, после этого сравнивал различные методы, которыми он это делал (разнообразие способов действия).

Концептуальным объектом, с положенным комментарием, может быть любой предмет (телеграмма, фотография, диаграмма, текст, график, репродукция, схема, объект, ксерокс, формула). Концептуальная композиция являла собой художественный чистый жест, который освобожден от какой-либо пластической формы. Зачастую использовали природные материалы – трава, земля, зола, хлеб, пепел от костра, снег. Составная часть композиции — среда, в которой демонстрировались концептуальные объекты, – морское побережье, населенный пункт, улица, поле, горы, лес, инженерное сооружение, здание и так далее.


Творчество. Свобода. Живопись.

Allpainters.ru создан людьми, искренне увлеченными миром творчества. Присоединяйтесь к нам!

Концептуализм в живописи
3.3 (66.67%) 3 голос(ов)

Между концепт-артом и концептуальным искусством

В случае концепт-арта и концептуального искусства, казалось бы, сами художники пишут его теорию и историю, издают журналы, организовывают фестивали и выставки. Определяя художественный метод через идею (концепт) и осмысляя языки и структуры, они программно заменяют формалистские поиски искусства исследованием и преформативным жестом. Хрестоматийным манифестом концептуального искусства становится текст 1969 года «Искусство после философии» Джозефа Кошута, на тот момент студента и преподавателя Школы изобразительных искусств на Манхэттене. Панорама концептуального искусства очерчена Кошутом достаточно широко. По его мнению, начиная с исторического авангарда художники, деконструируют язык визуальных образов и вопрошают о природе искусства, то есть создают концептуальное искусство. Кошут определяет теорию искусства через философские дискурсы, развивающиеся в логике лингвистического поворота: структурализм и постструктурализм. Особое значение Кошут придает проектам Дюшана, выявляющим институциональные механизмы и структуры формирования произведения искусства. Но горизонты кошутовского определения искусства по-прежнему ограничены практиками элитарного искусства, которое развивается в перспективе традиционных представлений об автономии искусства.

Однако термин «концепт» появился в художественном контексте значительно раньше манифеста Кошута. Эссе «Концепт-арт» (Concept Art) Генри Флинта было написано еще в 1961 году и в 1963-м опубликовано в альманахе «Антология случайных действий», сыгравшем важную роль в формировании интернационального движения «Флюксус». В эссе Concept Art Флинт развивает разрабатывавшуюся им на тот момент теорию когнитивного нигилизма. Он определяет язык как материал искусства, вне ограничений отдельных видов и жанров, включая также культурные, социальные, политические и научные языки. Его определение концепт-арта опирается на критику логики и объективных структур и основано на понимании искусства не как системы репрезентаций, а как когнитивной практики. В контексте буквалистско-минималистских идей своего времени Флинт в определении принципов концепт-арта обращается к протоформам искусства — музыке и математике, в которых, по его мнению, воплощаются принципы когнитивного подхода. Такое понимание искусства созвучно идеям движения «Флюксус», в практиках которого размываются границы не только между различными жанрами (театром, изо, музыкой и далее), но и — вслед за авангардом — границы жизни и искусства. Вслед за авангардом конца XIX — начала XX века, выступавшим против академий и их эстетического и экономического влияния, движение «Флюксус» осуществляет утопию самоуправления, противопоставляя себя крупным музеям и арт менеджерам. Как и движение «Флюксус» в целом, Флинт ориентирован на анти-искусство дадаистов. Он одним из первых выступил с протестами против индустриализации искусства и культуры: в 1962 году Генри Флинт совместно с Тони Конрадом и Джеком Смитом начинает кампанию «анти-искусства» против арт институций Нью-Йорка (музея МoМА и Lincoln Center for the Performing Arts). Возможно поэтому Флинт дистанцировался от процессов формирования институционального бренда «концептуального искусства» в 1970-х. Он оказался чудаковатым маргиналом, участником музыкальных хэппенигов «Флюксус» и остался в тени написанной в то время официальной истории концептуального искусства. Лишь сравнительно недавно он стал востребованным музеями как исторический артефакт: в 2012-м состоялась его первая музейная выставка «Мероприятия 1959 года» в лондонской галерее «Тейт». По этому поводу на сайте журнала Artforum вышла заметка, в которой говорится, что Флинт занимался в основном музыкальными проектами и только в конце 1980-х вернулся к практикам визуального искусства.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Енот на Волге
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: