Шишкин «Рожь» описание картины
История и описание картины художника Ивана Шишкина «Рожь».
Иван Иванович Шишкин (1832-1898) является одним из самых известных художников прошлого, одним из самых замечательных пейзажистов и одним из самых известных передвижников. В его творчестве немало картин, которые сегодня считаются настоящими шедеврами, прославляющими искусство русских художников. Одной из таких картин является великолепная по содержанию «Рожь».
Работа, которую мы здесь рассмотрим, была написана в 1878 году. Холст, масло. Размеры: 107 × 187 см. В настоящее время находится в Государственной Третьяковской галерее, Москва. Считается одной из тех картин, которые в лучшей манере отражают невероятную красоту и глубину искусства художника.
Идея для картины появилась у Ивана Шишкина после посещения Елабуги, где он побывал в 1877 году. Здесь, на Лекаревском поле, он увидел засеянное поле, посреди которого стоят величественные сосны. Увиденное так вдохновило художника, что он написал картину, которая поразила зрителей своей удивительной красотой. После написания картина была представлена на VI передвижной выставке, и вскоре была куплена П. М. Третьяковым для своей коллекции. С тех пор работа находится в Третьяковской галерее.
На картине мы можем увидеть красивый пейзаж с полем, соснами и голубым небом. На переднем плане поле, сквозь которое ведёт дорога. Дорога, которая начинается на переднем плане и витиевато уходит вглубь чего-либо, характерна как для живописи Ивана Шишкина, так и для живописи многих других художников-пейзажистов. Такой приём предназначен для того, чтобы уводить взгляд зрителя вглубь картины. Таким образом зритель может спокойно путешествовать по изображению, при этом не кидаясь взглядом из одной стороны картины в другую. Дорога — как указатель для следования по картине взглядом.
Жёлтую рожь оттеняют величественные зелёные сосны. Старые сосны выглядят мудрыми, пожившими, повидавшими на своём веку. Их ветви склонились будто под тяжестью лет. Деревья стоят вдоль дороги, также провожая взгляд зрителя вглубь картины, вплоть до одинокой сосны вдалеке, которая стоит в центре.
Также стоит обратить внимание на сухое, погибшее дерево, от которого остался только ствол и сухие сучья. Есть две версии, почему художник изобразил здесь засохшее дерево
По одной версии, таким образом художник хотел сделать более натуральным этот идеальный пейзаж, приблизить его к реальности. По другой версии, засохшим деревом И. И. Шишкин изобразил свои страдания, которые пережил после потери своего отца, жены и двух детей.
Картина прописана очень детализировано, так что можно рассмотреть каждую травинку на земле, каждую веточку на деревьях.
На картине ясный день, но художник подчеркнул, что собирается дождь. Вдалеке можно увидеть, как надвигаются грозные кучевые облака, которые несут с собой ливень и буйство стихии
Также можно обратить внимание на ласточек, которые летят низко к земле, почти у самой дороги. Как известно, низко летающие ласточки — к дождю
Сам художник так охарактеризовал эту картину, сделав запись на одном из эскизов: «Раздолье, простор, угодье. Рожь. Божья благодать. Русское богатство».
art-assorty.ru
Текст песни «Эх, дороги…»
Припев: Эх, дороги… Пыль да туман, Холода, тревоги Да степной бурьян.
Знать не можешь Доли своей, Может, крылья сложишь Посреди степей.
Вьется пыль под сапогами степями, полями. А кругом бушует пламя Да пули свистят.
Припев
Выстрел грянет, Ворон кружит: Твой дружок в бурьяне Неживой лежит…
А дорога дальше мчится, пылится, клубится, А кругом земля дымится Чужая земля.
Припев
Край сосновый. Солнце встает. У крыльца родного Мать сыночка ждет.
И бескрайними путями, степями, полями Все глядят вослед за нами Родные глаза.
Припев
Снег ли, ветер — Вспомним, друзья — Нам дороги эти Позабыть нельзя.
ПЕСНЯ СОЛДАТСКАЯ МОЯ. Музыка А. Бабаджаняна
Дни летят, и письма летят,
Как листья на ветру мелькая.
Без разлук солдат не солдат,
Солдатом быть—судьба мужская.
Снятся мне родные края,
Грущу я без тебя немного.
Но к твоему порогу
Сможет найти дорогу
Песня солдатская моя!
ПРИПЕВ:А для солдата главное —
Отчизне служить,—
Нет ее дороже!
Солдату нужно дружбою
Всегда дорожить,
Жить — не тужить,
С песней дружить!
На заре команда «Подъем!»
Нас будит при любой погоде.
Напишу отдельно потом
О каждом парне в нашем взводе.
У меня такие друзья,
Что лучше и желать не надо.
С ними в походе рядом,
Им улыбаться рада
Песня солдатская моя!
ПРИПЕВ
Ты вдали, ты где-то вдали,
Там улицы сиренью пахнут…
Поскорей мне фото пришли,
От зависти ребята ахнут.
Твой привет, скажу не тая,
Меня теплом любви наполнит.
В самый веселый полдень
Пусть обо мне напомнит
Песня солдатская моя!
ПРИПЕВ
Вариант 4
Работа, впервые обнародованная во время передвижной выставки, в этот же момент надёжно установилась среди публики и неповторимых изображений русской природы. В наше время крайне трудно найти подобную по известности картину, относящуюся к пейзажу России.
Шишкин заключил в представленной работе основные тона русского изобразительного искусства, которые всегда используются в написании икон: голубой и золотисто жёлтый. В чём и состоялся простой секрет успеха. Цвета православных мощей сопоставляют картину с миром, божественным и вечным. Такое символическое сочетание объединяет природу России с божественным.
Густо растущая по краям поля зелень завершает палитру работы так же, как и верхушки сосен в дальней части картины. Символическое значение деревьев придаёт смыслу картины оживлённость, силу духа и стремление. Деревья на картине воплощены богатырями из сказаний, сторожащими поле.
Противопоставлением стоит погибшее, чахлое дерево. Через это дерево автор передал личную трагедию, известную тем, кто знаком с его биографией, так как до написания картины художник простился с дорогим и родными ему людьми. Его покинули двое детей, жена и отец. Драматургия, эмоциональная линия и символ автора в этой картине приближает зрителя к работе. Отображённое на холсте наполнено атмосферой лета с его зноем и жаждой влаги. Просёлочная дорога аккуратно делит поле на неравные половины, внося в картину энергию, а люди придают пейзажу неповторимы интерес.
Два небольших, казалось бы, человека представляют всю величину и пространность природы России в сопоставлении с собой. Едва выглядывающие на горизонте облака, полные величия и влаги, несут в себе прохладу и свет. Всё, что изображено на картине, от ржаного поля и травы до каждого колоса, готово впитать дождевую воду. Атмосфера работы помогает зрителю услышать симфонию летнего поля: жужжание и шелест, стрекотание и возгласы ласточек.
2, 4, 6, 8 класс
Пространство печали и эйфории
Американские пейзажи, по которым проносятся герои, в погоне ли за чем-то, убегая ли от чего-то, — еще один главный герой романа, более важный, чем многие из знакомых Керуака, щедро рассыпанных по повествованию, но мало чем запоминающихся. От заснеженных равнин зимнего Канзаса до мистических болот Луизианы, от Лос-Анджелеса (страшного города, который, по заверениям Парадайза, «чистые джунгли») до бесконечного Техаса, перетекающего в Мексику, — Керуак честно врубался во все эти места, исколесив континент вдоль и поперек, и выплеснул на бумагу всю свою к ним любовь. «Впереди вся золотая земля, и всяческие непредвиденные события таятся, только чтоб удивить тебя и обрадовать, что ты вообще жив и видишь их», — думает Сэл Пэрадайз в начале очередного путешествия.
Своим существованием битники бросали вызов традиционному американскому обществу послевоенной эпохи, где верхом мечты для большинства населения был честный труд во имя капитализма, помаленьку растущий счет в банке, семья, детишки, маленький домик где-то в пригороде. Битники ориентировались на экстатическое, спонтанное существование — и одним из его изводов стало бесконечное движение, описанное Керуаком.
Такая жизнь, конечно, не была сплошь беззаботным развлечением. В романе полно горьких страниц, где Сэл Парадайз бредет по миру неприкаянный, уставший и не нужный даже самому себе и задается мрачными вопросами — зачем это все? Куда я стремлюсь? К чему весь этот бег, ведущий, в конечном счете, только к потерям и смерти? А вокруг него царит непроглядная, равнодушная американская пустыня — даже если дело происходит в огромном городе.
И на контрасте — моменты абсолютной эйфории, когда Парадайз растворяется в неземном блаженстве. Оно может посетить и во время шумной пьянки в Денвере, и в кузове грузовика, в котором он несется по Небраске вместе еще с десятком бродяг, и в безлюдных горах Калифорнии. Журналист New York Times Дэвид Брукс заметил, иронизируя над толпами литературных критиков, которые увидели в On The Road мрачное, едва ли не трагическое повествование, игнорируя светлую сторону:
Между этими двумя состояниями — бесконечной тоски и всепобеждающего счастья — и петляет керуаковская дорога, и описано это с такой отчаянной искренностью и любовью, с таким поэтическим ритмом, что книга пробирает до костей. Даже спустя семьдесят лет.
Первая половина XIX века: «Поднять из гроба знаменитых предков»
Развитие искусства, вектор его движения напрямую зависит от среды и общества, времени и его моды. Военные потрясения начала XIX века, победное шествие Наполеона по Европе, война 1812 года, – эти события так или иначе коснулись практически всех сфер русской жизни и определили всплеск интереса не только к настоящему, но и к героическому прошлому страны.
Изданная в 1818 году «История государства Российского» Карамзина буквально взорвала общественное мнение и надолго стала предметом бурных салонных дискуссий. Перу Карамзина также принадлежала и статья «О случаях и характерах в Русской истории, которые могут быть предметом художеств». Этой статьей историк задал планку и определил тему актуальную в искусстве:
Но еще задолго до карамзинской статьи профессура Академии художеств в качестве экзаменационных испытаний предлагала выпускникам тему «Дмитрий Донской на Куликовом поле», причем программа четко оговаривала, как должен быть изображен князь: «Представить Великого Князя Дмитрия Донского, когда по содержании победы над Мамаем, оставшиеся Князья Русские и прочие воины находят его в роще при последнем почти издыхании, кровь струилась еще из ран его: но радостная весть о совершенном поражении татар оживляет умирающего великого князя».
Одной из таких академических работ является картина Ореста Кипренского, написанная им в 1805 году и названная «Дмитрий Донской на Куликовом поле». Такое же название имеет и созданная двадцатью годами позже, в 1824 году, работа Василия Сазонова.
Орест Кипренский. Дмитрий Донской на Куликовом поле
Лучшие произведения итальянской и фламандской школы живописи были ориентирами для молодого Ореста Кипренского, взявшегося за разработку сюжета выпускного экзамена в Академии художеств. Наверное, поэтому на его картине героический защитник отечества, князь Дмитрий Донской, меньше всего похож на русского князя, каким мы привыкли его себе представлять. Отсутствие национального колорита ничуть не смущало автора, как не удивило оно и экзаменаторов.
«Голова великого князя исполнена выражения. И радость об одержанной победе, его одушевляются, купно с благодарностью ко Всевышнему, живо изображены в томных взорах его, устремленных к небесам. Сие произведение есть первый опыт трудов сего молодого художника, подающего о себе большую надежду», – говорилось в отзыве на работу будущего первого русского портретиста. 1 сентября 1805 года Кипренский был удостоен за картину большой золотой медали. Сейчас работа находится в собрании Русского музея (Санкт-Петербург).
Василий Сазонов. «Дмитрий Донской на Куликовом поле»
Крепостной графа Николая Румянцева Василий Сазонов был определен своим патроном в 1804 году на учебу в Академию художеств. Успехи молодого живописца в области рисования были настолько выдающимися, что граф дал крепостному вольную. Блестящий выпускник Академии, Сазонов при поддержке графа продолжил обучение в Италии, где делал копии работ Караваджо и Тициана.
Вернувшись в Россию, художник обратился к учебной теме Академии художеств и написал картину «Дмитрий Донской на Куликовом поле». Сазонов изобразил раненого князя в окружении воинов. Перед ним коленопреклоненные казаки и человек в латах и царской мантии. По всей видимости, это боярин Михаил Бренок, с которым князь поменялся одеждой и конем в самом начале сражения. За эту картину, а также выполненные в Италии копии, Сазонов в 1830 году был удостоен звания академика. Картина находится в собрании Государственного Русского музея в Санкт-Петербурге.
Образ дороги как пути человека и страны
Автор неслучайно часто обращается к образу дороги в художественных произведениях и сочинениях. Данный смысловой прием представляет собой идеальный способ создания динамического повествования. Сцены действий в поэме постоянно меняются, открывая читателю новых персонажей. Поместья, куда приезжает главный герой, также отличаются друг от друга, как и их хозяева. Каждый дом и предмет отражают особенности характера и жизненные устои отдельного помещика.
Динамичность повествования неразрывно связана с мотивом дороги в «Мертвых душах». Чичиков много времени проводит в пути, наблюдая из окна брички за жителями города и окрестностей, занимающимися своими повседневными делами. Для Чичикова уединенная поездка — это глоток свежего воздуха и возможность подумать о своей судьбе и о судьбе простых людей.
Отношение Чичикова к дороге хорошо иллюстрируют следующие цитаты:
- «Боже! как ты хороша подчас, далекая, далекая дорога!»;
- «дорога! и как чудна она сама, эта дорога».
Глава 2. Строители железной дороги
Далее Некрасов Николай Алексеевич возвращает читателя к эпиграфу и просит «папашу» не в «обаянии» (здесь — заблуждении) держать сына, а рассказать ему горькую правду о создании дороги. В начале разговора повествователь отмечает тот факт, что «труд этот … не по плечу одному», а значит и Клейнмихель не мог сам вести строительство. Сильнее управляющего и даже русского императора мог быть только один царь — Голод. Именно он во все времена решал судьбы миллионов людей. Насколько прав в этом утверждении повествователь, помогают понять следующие нарисованные автором картины и их анализ.
«Железная дорога» Некрасова продолжается рассказом о том, насколько неисчислимы были беды и страдания народные во время строительства дороги. Первый вывод, который делает автор, — эти чудесные пути были построены на косточках русских. «Сколько их?!» — в данном случае говорит красноречивее всяких слов и цифр. И вдруг дремлющему под стук колес Ване видится жуткая картина. Еще недавно такой прекрасный пейзаж сменяется описанием бегущих вслед за вагоном мертвецов — строителей дороги. Тишина и покой нарушаются звоном лопат, стоном, плачем и громкой песней об испытанных страданиях. Многие вместо хлеба и денег обрели здесь могилу, так как работы велись все светлое время суток с ранней весны до поздней осени, а порой и зимой. Но торжеством наполняются слова мертвецов (автор говорит от их лица, что еще больше придает достоверности изображаемому): «Любо нам видеть свой труд»
Именно на эту «привычку … благородную» — работать — и обращает внимание мальчика повествователь
ДЕТСТВА ПОСЛЕДНИЙ ЗВОНОК. Музыка А. Бабаджаняна
Еще мы помним школьные экзамены,
Все то, о чём с тобой мечтали, сбудется.
Лишь детство мы вернуть не сможем заново,
Как первый вальс, оно не позабудется.
Нам больше не сидеть за партой узенькой,
Поэтому чуть-чуть мы опечалены.
Звонок последний в нас остался музыкой,
Как те слова последние, прощальные.
А в классе строчки классиков заветные
Другим ученикам теперь досказывать.
Должны мы теорему жизни вечную
Судьбой своей самим себе доказывать.
Еще мы помним школьные экзамены,
Все то, о чем с тобой мечтали, сбудется.
Лишь детство мы вернуть не сможем заново,
Как первый вальс, оно не позабудется.
Основная идея
Произведение «Железная дорога» явственно показывает, что творцами всего великого как на Руси, так и в Европе являются простые мужики. Это и есть главная мысль произведения. Тем не менее, все почести и заслуги достаются и приписываются помещикам, подрядчикам, господам, которые жестоко обращаются с рабочими, эксплуатируют их и обманывают, приписывая несуществующие долги.
Читатель, по мнению поэта, должен понимать, что на самом деле без труда простого мужика не было бы создано многое из того, что окружает нас в повседневной жизни. Смысл авторского предостережения заключается в том, что если мы забудем о том, кому на самом деле мы обязаны строительством той же самой железной дороги, то предадим самих себя и свою сущность.
УВЕЗУ ТЕБЯ Я В ТУНДРУ. Музыка М. Фрадкина
Увезу тебя я в тундру, увезу к седым снегам,
Белой шкурою медвежьей брошу их к твоим ногам.
По хрустящему морозу поспешим на край земли
И среди сугробов дымных затеряемся вдали.
ПРИПЕВ:Мы поедем, мы помчимся
На оленях утром ранним
И отчаянно ворвемся
Прямо в снежную зарю.
Ты узнаешь, что напрасно
Называют Север крайним,
Ты увидишь: он — бескрайний,
Я тебе его дарю!
Увезу тебя я в тундру, увезу тебя одну,
Ярким северным сияньем твои плечи оберну.
Звездный иней загорится на ресницах серебром,
Сколько хочешь, самоцветов мы с тобою соберем.
ПРИПЕВ
Увезу тебя я в тундру — и тогда поймешь ты вдруг,
Почему к себе так манит, так зовет Полярный круг.
Ничего, что здесь метели, не беда, что холода,
Если ты полюбишь Север, не разлюбишь никогда!
ПРИПЕВ
ПОЙМИ… Из спектакля «Старые друзья». Музыка Э. Колмановского
Пойми мне обидно немного,
Что нас разлучает дорога,
Ведь я столько слов для тебя приберег.
Ничего, трудно только сначала,
Хочу, чтоб всегда ты встречала
Меня после всех, после всех дорог.
Говорят, что стареет любовь,—
Это все небылицы!
Ты не верь, ты не верь,
Это выдумал тот, кто разлук боится!
Пойми, не могу я иначе,
В пути наколдуй мне удачу,
Пойми, так нужна, так нужна мне она.
Ты моя — до последнего взгляда,
Уйду — не тревожься, не надо,
Сама ты понять, всё понять должна.
Говорят, что стареет любовь,—
Это все небылицы!
Ты не верь, ты не верь,
Это выдумал тот, кто разлук боится!
Пойми, будет в жизни, пожалуй,
И встреч и прощаний немало
Под шум голубых долговязых дождей…
А Земле — еще долго вращаться,
И мне — уходя, возвращаться,
Но ты все понять, все простить сумей!
Смысл образа
Дорога встречается в большинстве произведений Н. В. Гоголя. Герои куда-то стремятся, двигаются, несутся. На этом стоит вся Россия. Она в вечном движении. В поэме образ дороги контрастен основной теме – омертвению души. Как при таком вечном движении можно остановиться и потерять человеческие качества? Философский вопрос заставляет заглянуть внутрь человека. Начинают появляться вопросы:
- Сам человек едет или движется по накатанной?
- Едет или его везут?
- Выбирает ли дорогу, путь или движется по тем путям, которые кто-то указал?
- Вопросы об одном человеке переходят ко всей стране:
- Куда летит Русь?
- Что ждет Россию в конце пути и где он этот конец?
В поэме смысл образа многогранен: это история России, символ развития человеческий нации, олицетворение разных судеб, отличие русского характера, эпитет бездорожья. Основная нагрузка на образ – судьба русского народа, каждого его сословия: мужика, чиновника, помещика.
Генштаб ВСУ заявил о 1228 потерянных русских танках
По данным Генерального штаба Вооруженных сил Украины, общие боевые потери российских войск с 24.02 по 16.05 ориентировочно составили:
- личного состава / personnel — около/ about 27700 (+300);
- танков / tanks ‒ 1228 (+8);
- боевых бронированных машин — 2974 (+16);
- артиллерийских систем / artillery systems – 577 (+22);
- РСЗО — 195 (+0);
- средства ПВО — 89 (+0);
- самолетов — 200 (+0);
- вертолетов — 165 (+1);
- БПЛА оперативно-тактического уровня — 427 (+11);
- крылатые ракеты — 97 (+2);
- корабли /катера — 13 (+0);
- автомобильной техники и автоцистерн — 2101 (+14);
- специальная техника — 42 (+0).
Также украинские военные заявили, что «наибольшие потери противника (за прошедшие сутки) наблюдались на Бахмутском и Запорожском направлениях».
Сочинение по картине Рожь Шишкина
На переднем плане картины изображена солнечно-золотистая рожь, аккуратно разделённая на две части тоненькой тропинкой. Рожь блестит на свете , переливаясь причудливым образом на фоне отдалённых деревьев и летящих птиц, подобный контраст зелёного, синего и голубого цвета создаёт гедоническую и праздничную картину, которой восхитится каждый эстетический сибарит, да и просто человек, пылко любящий природу с её солнечным и волшебным настроением.
В подобную красоту можно долго вглядываться и засматриваться, упиваясь своими мыслями и воспоминаниями о минувшем и вновь наступившем, о будущем для нас счастье. Длинные деревья гордо склонились над золотистой рожью и как бы наблюдают за солнечной иллюстрацией, горящей яркими красками под блики солнышка и пение птиц в дневном деревенском пейзаже. Периферия всегда оставляет впечатление нескончаемой, вечно зрелой радости со всеми её блаженными достоинствами: чистота мыслей, ясность рассудка, благоразумный настрой и расслабленность, предвкушение даутамовской нирваны, когда мысли навсегда покидают человека, унося его вдаль вместе с ветром и опавшими в рожь веточками деревьев.
В траве, недалеко ото ржи, расположились белые цветочки, мягко рассыпанные по тропинки, создавая картину незыблемой нежности для захожего странника, ищущего покоя и уединения. Когда смотришь на такую замечательную игру красок и цветов, создаётся приятнейшее ощущение своей причастности ко всеобщему замыслу, как будто сам леший нарисовал эту картину, в процессе своей необъятной фантазии, ведь сие картина захватывает разум каждого, только взглянувшего на неё, потому что поражает зрителя своей необъятной яркостью, нежностью и светом, который мерцает с каждого угла и придаёт этому пространству особый, сакральный и волшебный облик.
Вдали так же красуются статные и косматые деревья, то загибаясь от ветра и пения птиц, будто прислушиваясь к ним, то вновь разгибаясь, словно выдыхают тёплый весенний воздух и вкушают всю красоту вместе с нами, переживая неописуемые ощущения , и синхронно с каждым, смотрящим на эти чудеса природы, умиляются, нежно и беззаботно улыбаясь. Вдали так же видно голое, осиротевшее листьями дерево, которое явно потеряло своё зеленисто-звенящее потомство и пришло в уныние, но нежные белесые облака будто согревают его своими густыми объятиями, как заботливая мать согревает и умиляет своё загрустившее дитя.
4 класс
История песни «Эх, дороги…»
«Дороги» сочинили поэт-песенник Лев Ошанин и композитор Анатолий Новиков. Они написали её по заказу Ансамбля НКВД. Очень известный и популярный в те времена московский коллектив специализировался на театрализованных выступлениях, в которых все номера были объединены единым сюжетом. Главным режиссёром ансамбля был Сергей Юткевич.
Позже Лев Иванович рассказывал:
Работая над произведением, авторы вдохновлялись своими воспоминаниями о войне, фронтовых командировках и выступлениях перед бойцами.
https://song-story.ru/wp-content/uploads/2020/03/21.-М.Леонидов-Эх-дороги.mp3
Сначала они сочинили несколько музыкальных строк, на которые идеально легло первое четверостишье.
Насколько сложно было сочинять песню даёт понять эта цитата Льва Ивановича:
Режиссёр принял композицию, названную «Под стук колёс», ввёл её в программу и пригласил авторов на премьеру. Далее вновь процитируем Льва Ивановича:
Ошанин убедил Новикова отозвать произведение, чтобы окончательно её доработать.
Первую версию песни «Эх, дороги…» исполнил Иван Шмелёв, который был тогда солистом Ансамбля песни и пляски войск НКВД. Впоследствии её пели многие другие артисты и музыкальные коллективы.
Авторам также приходилось выступать в роли певцов. Рассказывает Анатолий Новиков:
Кавер-версии
Песню исполняли очень многие известные артисты. Послушаем, как спел «Эх, дороги» Муслим Магомаев.
Не менее проникновенно спел «Эх, дороги» Дмитрий Хворостовский.
В своём неподражаемом стиле исполнял «Эх, дороги» Олег Даль.
В 1949 году версию “Эх, дороги…” на немецком языке исполнил Эрнст Буш. Она вышла под названием Ach, ihr Wege, но в СССР она известна как “Песня немецких танкистов”.
Тема
Как у многих поэтов, пишущих пейзажную лирику, стихотворения Пушкина тесно связаны с душевными переживаниями человека. Автор раскрывает две темы – красота зимней природы и «сердечная тоска».
В центре произведения лирический герой, второстепенные образы – Нина и ямщик.
Лирический герой едет по зимней дороге. Уже начальные пейзажные зарисовки дают читателю понять, что настроение у главного героя грустное. Он замечает, как луна бросает печальный свет на печальные поляны. Дорога кажется герою скучной, и даже колокольчик на борзой тройке не звенит, а гремит, утомляя слух.
Лирический герой стихотворения прислушивается к песням ямщика. Напевы вызывают у него смешанные чувства веселья и тоски. По пути ничто не радует глаз, вокруг пустынно: ни огня, ни «хаты», только верстовые столбы попадаются и ещё больше угнетают героя.
Скука немного развеивается, когда он вспоминает о скорой встрече с Ниной. Воображение начинает рисовать прекрасные минуты в обществе девушки. Заметно, что герой влюблён, ведь он говорит: «Я забудусь у камина, загляжусь не наглядясь». Героя радует то, что полночный час не разлучит его с возлюбленной.
В последней строфе путник оставляет грёзы и возвращается в реальность. Ему снова становится грустно. Мысленно обращаясь к Нине, он рассказывает о скучном пути и дремлющем ямщике.
После прочтения произведения становится понятно, какова его главная мысль: печальные, однообразные заснеженные равнины наводят на героя тоску, и он мечтает о встрече с любимой.
Краткая биография
Михаил Спартакович Пляцковский (1935—1991), советский поэт-песенник. Песни «Морзянка», «Ищи меня по карте», «Увезу тебя я в тундру», «Красный конь» (М. Фрадкин); «Дорога железная», «Лада», «Улыбка», «Есть посёлок такой», «Сердце горячим останется» (В. Шаинский); «Не повторяется такое никогда» (С. Туликов); «Ягода-малина» (В. Добрынин); «Детство — это я и ты», «Дружат дети на планете», «Песня о волшебном цветке» (Ю. Чичков); «Крыша дома твоего» (Ю. Антонов) и др. Лауреат премии Ленинского комсомола (1986).
Михаил Спартакович Пляцковский родился на Украине в семье Спартака (Соломона) Львовича и Анны Борисовны Пляцковских 2 ноября 1935 года в городе Рыково Донецкой области, который сейчас называется Енакиево. Любовь к литературе проявилась у будущего поэта достаточно рано. Ещё учась в школе, Михаил занимался в кружках Дома народного творчества, посещал городскую литературную гостиную, выступал на школьных концертах.
После окончания средней школы, до 1960 года Пляцковский учится в Луганском пединституте, одновременно работая в газете «За металл» при Енакиевском металлургическом заводе и «Енакиевский рабочий», где ведёт литературную страничку. Затем переводится в Литературный институт имени М. Горького в Москве, который оканчивает 1961 году.
Этим годом датируется и первая песня Михаила Пляцковского «Марш космонавтов», написанная в соавторстве с композитором С. Заславским, однако известность молодой поэт получил благодаря песне В. Шаинского «Лада» в исполнении Вадима Мулермана, что позволило ему в дальнейшем стать одним из ведущих создателей поэтических текстов для советской эстрады наряду с такими поэтами-песенниками, как Л. Дербенёв, М. Рябинин, И. Шаферан, М. Танич, А. Поперечный, Р. Рождественский, Б. Дубровин и многими другими.
Среди соавторов Михаила Пляцковского — практически все советские композиторы эстрадного жанра. Это Н. Богословский, С. Туликов, М. Фрадкин, Э. Колмановский, А. Бабаджанян, В. Шаинский, Ю. Чичков, Д. Тухманов, Ю. Антонов, В. Добрынин и другие. Со многими из них поэт много раз отправлялся в творческие командировки — поездки по стране (на Крайний Север, Урал, Донбасс, строительство Байкало-Амурской магистрали). По возвращении из этих поездок соавторы нередко привозили с собой будущие шлягеры советской эстрады. Так возник, например, песенный цикл Фрадкина—Пляцковского, посвящённый Крайнему Северу, с песнями «Морзянка», «Ищи меня по карте», «Увезу тебя я в тундру»; или совместный с Владимиром Шаинским песенный цикл, посвящённый строительству БАМа (песни «Дорога железная», «Есть посёлок такой», «Сердце горячим останется»).
Особо стоит отметить песни на стихи Михаила Пляцковского, написанные специально для детей. Уже давно стали детской песенной классикой такие произведения, как «Улыбка» (музыка В. Шаинского), «Песня о Волшебном цветке» (музыка Ю. Чичкова), «Детство — это я и ты» (музыка Ю. Чичкова) и многие другие.
Михаил Пляцковский известен и как автор произведений крупной формы. Это детская музыкальная комедия «Не бей девчонок» (композитор С. Заславский), оперетта «Бабий бунт» (композитор Е. Птичкин), написанная по мотивам «Донских рассказов» М. Шолохова, а также мюзикл «Приключения кузнечика Кузи» (композитор Ю. Антонов).
Поэт был награждён орденом «Знак почёта», а в 1986 году стал лауреатом премии Ленинского комсомола.
Михаил Спартакович Пляцковский ушёл из жизни 26 января 1991 года. Похоронен в Москве на Троекуровском кладбище.
Михаил Пляцковский. Тексты песен
Темы и настроение
- Стихотворение передает нам тяжелые страдания рабочих строительстве в России 19 века, демонстрирует бессовестное поведение чиновников, показывает жестокую эксплуатацию народа. Это и есть основная тема произведения. Общество того времени — медаль с двумя сторонами, на которых изображены русские люди, но с одной стороны простые крестьяне, а с другой – элита. Эти стороны противоположны и никогда не пересекаются, как будто народ живет в одной плоскости, а его хозяева – на другой. Это социальное расслоение тяготило Некрасова, и не зря, ведь оно и стало главной причиной революции 1917 года.
- Настроение стихотворения, в целом, смешанное: ужас смерти и гнета, непосильного труда перекликаются с итогом работы – готовой железной дорогой, по которой теперь бегают поезда, но мало кто знает подлинную историю данного строительства, истинную цену, которую русскому человеку пришлось за него заплатить.
- Также очевидна тема социального неравенства. Мы видим перед собой два противоположных класса – рабочие и крестьяне против господ. Им никогда не понять друг друга, потому что они не могут поменяться местами. Ванечка родился с серебряной ложкой во рту, его будущее – такое же положительное, как мнение его отца о строительстве железной дороги. А вот крестьянские дети обречены на безрадостную и нищую жизнь, тяжкий труд и раннюю смерть. И этого никак не изменить, пока общественный строй остается таким же непроницаемым для перемен.
- Кроме того, поэт затрагивает тему бегства от реальности. Элита скрывается от реалий жизни народа за иллюзиями о том, что те или иные действия совершаются магическим образом. Рассказчик призывает читателя помнить о том, что большая и долгая работа никогда не дается так легко, как описывает генерал. Нужно приложить огромные усилия, чтобы достичь желаемого результата.
МОРЗЯНКА. Музыка М. Фрадкина
Поет морзянка за стеной веселым дискантом,
Кругом снега — хоть сотни верст исколеси..
Четвертый день пурга качается над Диксоном,
Но только ты об этом лучше песню расспроси.
Палатки звездами мохнатыми усеяны,
Их дальний свет в своем ты сердце не гаси.
Я тоже мог бы рассказать тебе о Севере,
Но только ты об этом лучше песню расспроси.
Листок зеленый для меня возьми у тополя,
В конверте лето доброй почте отнеси.
В морозы так нужны нам ваши письма теплые,
Но только ты об этом лучше песню расспроси.
Меня домчат к тебе, когда зимовка кончится,
Олени в нартах, самолеты и такси…
Пойми, мне так твои глаза увидеть хочется,
Но только ты об этом лучше песню расспроси!
Вариант 2
Шишкин – один из русских художников, любивший изображать на своих картинах красоту пейзажей нашей России. Его картины завораживают естественностью, правдивостью и легкостью. Каждую из них хочется рассматривать долго и внимательно. Природа русской земли поистине неповторима, щедра, красива и богата. Именно этот художник подарил нам множество шедевров, на которых изображены прекрасные пейзажи.
На знаменитой картине «Рожь» мы видим множество колосков золотистого цвета. Теплые оттенки краски передают всю щедрость и дары матушки земли. Между колосьями ржи пробегает тропинка, уходящая вдаль и манящая за собой. По ней очень хочется прогуляться, вдыхая аромат чистого воздуха и душистого поля. По склонившимся колоскам можно определить, что рожь уже созрела и наполнилась зернышками.
На фоне луговых трав темно-зеленого цвета рожь выглядит как лучики солнца золотого цвета. По центру картины мы видим могущественную сосну. По тяжелым и густым веткам видно, что дерево уже взрослое и высокое. Нижние ветки соприкасаются с полем и колосками, из-за чего мы видим яркий контраст цветовой гаммы. Вдали посередине поля виднеются еще несколько молодых сосенок, тонких и высоких. А на самом заднем плане можно разглядеть полосу леса. Облака немного сгустились, что говорит нам о вечернем времени суток.
Художник очень точно и четко передал пейзаж, золотое поле ржи, силу и мощь хвойных деревьев. Картина настолько выглядит натурально, что имеет большую схожесть с фотографией.
Гениальный художник Шишкин завоевал сердца не только русских людей. Его картины очень любят и иностранные ценители прекрасного искусства. А во многих квартирах и домах пейзажи Шишкина украшают центральные стены, создавая атмосферу уюта и радостное настроение. В школах, детских садиках и офисах тоже очень часто можно увидеть знаменитые картины с русскими просторами, ведь Шишкин – один из любимых художников во всем мире.