Жизнь супругов после расставания
Как рассказывают знакомые Хохловой, в частности художница и график Франсуаза Жило, Ольга продолжала испытывать чувства к художнику практически до самой смерти. Даже преследовала его. В 1955 году Ольга Степановна Хохлова умерла от рака в Каннах. Ее похоронили на местном кладбище Гран-Жас.
Пикассо, расставшись с Хохловой, вскоре бросил и Мари-Терез Вальер. В сороковые он начал встречаться с Франсуазой Жило, которая на личном опыте неоднократно испытывала преследования Хохловой. От Жило у Пикассо родились двое детей — сын Клод в 1947 году и дочь Палома, ставшая впоследствии известным модельером и ювелиром.
После смерти Хохловой Пикассо во второй раз женился официально. Его избранницей стала Жаклин Рок. Когда они встретились, художнику было 72 года, а его новой музе всего 26. Их брак продлился 11 лет. Именно Жаклин считается официальной вдовой Пикассо. У них была приемная дочь Катрин Ютен-Бле, унаследовавшая большинство произведений художника.
Жаклин покончила с собой в 1968 году, в возрасте 60 лет. Она застрелилась из пистолета.
Работы художника
Фрейлины (Менины) после Веласкеса
В последние годы жизни Пикассо пишет несколько картин по мотивам работ старых мастеров. Среди них 44 вариации «Фрейлин» Диего Веласкеса. Работа «Фрейлины после Веласкеса» — это очень смелая и крайне оригинальная вариация на милый сюжет. Пикассо сохранил композицию, но при этом трансформировал каждую деталь. Например, гигантский мастиф Веласкеса превратился в маленькую собачку, моделью для которой, возможно послужила одна из собачек Пикассо.
Обнажённая женщина в красном кресле
На этом портрете изображена Мари-Терез Вальтер, которую Пикассо любил, как едва ли кого-нибудь ещё в своей жизни. Они познакомились в 1927 году, когда первый брак Пикассо фактически развалился. Его связь с 17-летней Мари-Терез была на редкость бурной и чувственной, поэтому Пикассо с таким восторгом рисует её прекрасное юное тело, подчёркивая его изгибы.
Рыдающая женщина
В 1937 году, во время работы над «Герникой», Пикассо написал несколько картин, изображающих голову рыдающей женщины. Одна из фигур «Герники» представляет рыдающую женщину с ребёнком на руках. На протяжении нескольких месяцев Пикассо разрабатывал эту тему, создав 17 работ, исполненных в различной технике. В том числе — четыре картины маслом. Последняя из них явилась кульминацией одного из самых плодотворных периодов в жизни художника.
Герника
Пикассо получил от правительства Испании заказ на большую картину для национального павильона на Международной выставке. Художник не приступал к работе до тех пор, пока не услышал о бомбардировке города Герники немецкими союзниками. Пикассо никогда не был в Гернике, но известие об убийствах мирных граждан разгневало и ужаснуло Пикассо. Картина написана маслом в чёрно-белых тонах и этим напоминает монохромную хронику страшных событий.
Работы «сезанновского» кубизма («Африканский» период) (1907 — 1909)
«Фермерша» 1908
«Голова мужчины» 1907
«Купальщица» 1909
«Натюрморт с чашей и кувшином» 1908
«Обнаженная с драпировкой (Танец с покрывалами)» 1907
«Портрет Мануэля Пальяреса» 1909
«Три фигуры под деревом» 1907
«Бокалы и фрукты» 1908
«Бюст человека (Спортсмен)» 1909
«Женщина» 1907
В аналитическом периоде Пикассо пришел к осознанию того, что нужно полностью сосредоточиться на объеме и форме предметов, отодвинув на задний план цвет. Таким образом отличительной чертой аналитического кубизма стала монохромность. Так же стоит отметить структуру работ этого периода — художник словно дробит предметы на мелкие фрагменты. Между разными вещами пропадает грань и все воспринимается как единое целое.
Новые музы
Это произошло в январе 1927 года. 46-летний Пикассо, прогуливаясь мимо Галереи Лафайет, встретил 17-летнюю Марию-Терезу Вальтер, ставшую его следующей музой. Трудно сказать, догадывалась ли Ольга о происходившем за ее спиной. Возможно. Может быть, она считала, что мимолетная интрижка закончится сама собой, как это принято в обществе, может быть, просто не хотела замечать очевидное.
Мария-Тереза
Но настал момент, когда очевидное не замечать уже было невозможно. Мария-Тереза родила дочь. Отношения между Хохловой и Пикассо к тому моменту были хуже некуда, и усугублял их брачный контакт. Еще в самом начале, перед свадьбой, они подписали договор, в котором было прописано, что жене принадлежит половина всех доходов художника.
Тогда, в «далеком» 1917-м, это было естественным шагом. Пикассо, конечно, был знаменит, и довольно удачно продавал свои работы, но и Ольга прилично зарабатывала у Дягилева. Теперь же это стало первым препятствием для спокойного развода.
Вторым была религиозность Ольги, которая не могла себе представить, как могут развестись люди, обвенчанные в церкви. И ко всему прочему, Хохлова понимала, что кроме Пикассо в ее жизни практически не осталось родных людей, весь ее мир вращался вокруг мужа, которому она вдруг стала не нужна.
Классический портрет Хохловой
«Женщины для меня делятся на два типа — богини и тряпки», — еще один афоризм авторства великого испанца, тоже не добавляющий ему шарма. Отталкивая от себя нелюбимую жену, он намеренно создавал вокруг нее образ несдержанной истерички, чопорной ханжи, так легко подхваченный его окружением и отчасти биографами.
«Она слишком многого хотела от меня», — говорил художник о супруге. Для нее этот разрыв действительно стал очень тяжелым, она скандалила, пережила не один нервный срыв, а ее обида переросла в патологическую ревность и одержимость. Даже после окончательного расставания (в браке они официально состояли вплоть до смерти Хохловой в 1955 году) Ольга не оставляла бывшего мужа. Она написала ему сотни писем и даже преследовала его следующую пассию Франсуазу Жило.
Последние годы своей жизни Хохлова одиноко и тихо провела в Канне, великий супруг пережил ее почти на 20 лет и сменил за это время множество увлечений, самыми яркими среди которых были отношения с Дорой Маар и Жаклин Рок, его «официальной вдовой».
Наталья Попова
Из: Женский журнал «Апрель»
Мещанский быт
У всех есть прошлое. У Пикассо и Хохловой это прошлое было слишком разным. Он, познавший абсолютную нищету, никогда не гнушавшийся отношениями с самыми низами общества, вдруг оказался с женщиной, привыкшей вращаться в высших кругах. Для нее более естественными были светские приемы, а не пьяные посиделки на Монмартре. И Пикассо «поддался влиянию».
Проявлялось это постепенно, сначала в одежде, наконец-то он смог пойти к хорошему портному: у него были деньги, у его жены – хороший вкус. И вот бывшие приятели лицезрели мсье Пикассо в дорогом костюме, а из жилетного кармана у него выглядывали золотые часы. Вслед за часами в жизни бывшего завсегдатая Бато-Лавуар появились породистые собаки, шофер, прислуга и апартаменты в фешенебельном отеле «Лютеция».
Прежние приятели были шокированы такими резкими переменами и видели в них «порочное» влияние русской аристократки, которую обвиняли в чрезмерном расточительстве. Сам же художник, казалось, был абсолютно доволен жизнью.
Ольга была начитана, хорошо воспитана и имела прекрасные манеры, что позволило чете Пикассо быстро влиться в высшие круги парижского общества. Раньше Пикассо открыто презирал этих людей, теперь же они выстраивались в очередь, чтобы он написал их портрет.
Влияние жены проявилось и в творчестве. Первая, счастливая, половина их брака ознаменовалась возвратом к классической манере. Ольга как-то сказала мужу, что хочет узнавать свое лицо на его портретах. Пикассо поддался этой просьбе – так появилось множество ее одиночных портретов, а позже портретов с сыном (Пауло родился в 1921 году).
Хохлова с сыном
Но к концу 1920-х счастливой семейной жизни пришел конец. В то время как для Ольги спокойная жизнь обеспеченных буржуа была идиллией, ее супруга такое положение дел удручало. Сыграла тут свою роль и разница в сексуальных темпераментах: ему нужно было больше, и в этот момент он встретил Марию-Терезу.
Знакомство с Пикассо
Впервые Пабло Пикассо и Ольга Хохлова встретились в 1917 году. «Русский балет» гастролировал в Париже, в знаменитом театре Шатле. Хохлова танцевала в премьере «Парад». Это одноактный балет, который рассказывает о параде артистов балаганного цирка. Труппа состоит из китайца, двух акробатов, пары менеджеров и малышки-американки. Они стремятся привлечь публику на представление в цирковом шатре.
Его авторами, помимо Сергея Дягилева, стали Жан Кокто и Эрик Сати. Пикассо отвечал за художественную часть — оформление декораций и костюмы.
После успешной премьеры балета труппа отправилась в гастрольный тур в Южную Америку, а Ольга Хохлова и Пикассо поехали в Барселону знакомиться с семьей художника. Страсть между ними разгорелась практически с первой минуты знакомства.
Сын Клод и дочь Палома Пикассо
Семейный рисунок.
1943 год в жизни маэстро ознаменовался тем, что в жизнь Пикассо пришла новая любовь. Это была молодая художница Франсуаза Жило — умная, красивая, яркая, энергичная. Франсуаза родила художнику двоих детей, но отношения, длившиеся около десяти лет, так не были узаконены. Из тех соображений, что Пикассо упорно не хотел расторгать брак с Ольгой Хохловой, дабы согласно контракту, не потерять половину своего состояния.
Сын Клод родился в 1947 году, дочь Палома — в 1949-м. Сынишка был вылитый отец: темноглазый, коренастый, короткопалый, такой же вспыльчивый. А дочь пошла в красавицу-мать. Десять лет они прожили одной семьей, пока в один день Франсуаза не узнала об изменах своего возлюбленного. Забрав детей, женщина перебралась жить в Америку, где и реализовалась как художница и писательница.
Потомки Хохловой
Личная жизнь Ольги Хохловой по-разному оценивается современниками. Несмотря на разрыв отношений с Пикассо она нашла отдушину в своем сыне. Его воспитанию она посвятила большую часть своей жизни.
Пауло женился на Эмильен Лотт. У них родились двое детей — мальчик Паблито и девочка Марина. Хохлова застала внуков: на момент ее кончины им было пять и шесть лет соответственно. Правда, сами дети бабушку помнили плохо. Хотя она старалась посвящать им как можно больше времени, часто с ними играла и оставалась дома.
Паблито в 24 года покончил жизнь самоубийством по невыясненным до сих пор причинам. Судьба Марины сложилась более благополучно. В 40 лет она основала сиротский приют на месте бывшей военной базы во Вьетнаме, в округе Ту Дук. Приют окрестили «Деревня юности». Он содержался на средства, которые Марина получила по наследству от своего деда — Пабло Пикассо. Ей досталась часть его сбережений. В отличие от многих других потомков Пикассо, Марина распорядилась наследством с умом. Это отмечали и ее современники, и нынешние исследователи биографии знаменитого художника.
Благотворительный фонд, основанный Мариной, стремился улучшить жизнь в отсталых и развивающихся странах Азии. В первую очередь во Вьетнаме, который значительно пострадал от гражданской войны, вмешательства Соединенных Штатов Америки. Например, во внутренних районах Вьетнама рыли колодцы, чтобы снабдить местное население питьевой водой, для приютов и больниц приобретались партии молока и витаминов, перечислялись прямые субсидии сельскому хозяйству.
Сын Пикассо, как и отец, был женат дважды. Его вторая супруга, Кристина Руиз-Пикассо, подарила ему сына Бернарда. Он сыграл немаловажную роль в открытии музея, посвященного Пабло Пикассо, в испанской Малаге.
Лента новостей
Вчера, 21:18
ВСУ уничтожили российскую автоматизированную станцию помех «Житель» — видео
Вчера, 21:12
Президент Молдовы призвала Путина вывести из Приднестровья российские войска
Вчера, 20:10
«Гомофобии в свободной стране места нет»: Федишин затравили из-за ее позиции по отношению к представителям ЛГБТ
Вчера, 20:00
Как проверить, свежие ли яйца – 3 простых лайфхака
Вчера, 19:51
В Мелитополе оккупанты отменили железные деньги
Вчера, 19:43
ВСУ освободили от оккупантов еще один населенный пункт, войска РФ пытаются вести контратаки – Генштаб
Вчера, 19:34
МИД РФ пообещало Финляндии «военный сюрприз» за вступление в НАТО
Вчера, 19:25
До конца года Путин хочет мобилизовать до полумиллиона солдат: военный эксперт объяснил, удастся ли это ему
Вчера, 19:16
Российские войска готовят наступление в направлении Пологи-Орехов — Генштаб ВСУ
Вчера, 19:11
В Мелитополе оккупанты торжественно открыли банк-призрак (фото)
Вчера, 19:05
12 мошенников и одна настоящая хозяйка: чем закончился скандал вокруг кошки Шафы и ее спасителей
Вчера, 18:50
Как легко удалить грязь с решеток на кухне: советы хозяйкам
Вчера, 18:44
Появился официальный комментарий ЗОВА того, что произошло в Мелитополе на железной дороге
Вчера, 18:38
Мэр Мариуполя заявил об угрозе полного вымирания Азовского моря
Вчера, 18:28
Сотрясение мозга: как оказать первую помощь
Вчера, 18:18
В Нацгвардии показали, как подорвали мосты и помешали наступлению врага на Луганщине (Видео)
Вчера, 18:13
В Запорожье контрафактные сигареты стоимостью 60 тысяч гривен передали бойцам ВСУ
Вчера, 18:10
«Откуда и куда на Беларусь готовилось нападение»: пропаганда Лукашенко поразила новым бредом (видео)
Вчера, 18:03
В Украине приостановили государственное регулирование цен на топливо: сколько могут стоить дизель и бензин
Вчера, 18:03
Бронепоезд – это только начало. Иван Федоров прокомментировал взрыв в Мелитополе (видео)
Вчера, 17:49
Еврокомиссия предоставит Украине макрофинансовую помощь до 9 млрд евро в 2022 году, — фон дер Ляйен
Вчера, 17:36
В Херсонской области россияне обстреляли «Градами» авто с мирными жителями: три человека погибли
Вчера, 17:32
Жители Мелитополя благодарят местную торговую марку (фото)
Вчера, 17:16
В Запорожье будут судить бухгалтера больницы, получившую «откат» 100 тысяч гривен
Вчера, 17:13
Президент подписал закон о защите граждан, пострадавших в результате вооруженной агрессии против Украины
Все новости
Сюрреализм
Пресытившись жизнью состоятельного буржуа, Пабло Пикассо возвращается к прежнему богемному существованию. Переломный момент ознаменовался написанием в 1925 году первой картины в сюрреалистической манере «Танец». Искаженные фигуры танцующих, общее ощущение болезненности надолго поселились в творчестве художника.
Неудовлетворенность личной жизнью отразилась в женоненавистнических картинах Пикасо «Зеркало», «Девушка перед зеркалом». В 30-е годы Пабло увлекся созданием скульптур. Появляются работы «Лежащая женщина», «Мужчина с букетом». Одним из экспериментов художника становится создание иллюстраций в виде гравюр к произведениям Овидия и Аристофана.
Кубизм
Этот большой период в творчестве Пабло Пикассо делиться на несколько этапов. Это время полного отказа от детализации персонажей: предмет и фон почти сливаются воедино, нет четко очерченных границ. Пикассо был убежден, что художник может больше, чем просто показывать то, что видит глаз.
Первый этап «сезанновский» он же «африканский» период. Этот этап отличается построением изображений с помощью простых- геометрических форм и преобладанием мутных размытых зеленых, охристых и коричневых тонов.
В 1907-1909 гг внимание художника было устремленно на африканское искусство, с которым он впервые познакомился в 1907 году на этнографической выставке в музее Трокадеро. Отныне в творчестве Пикассо стали преобладать простые, даже примитивные формы изображаемых предметов
В технике художник стал употреблять грубую штриховку. Первой картиной выполненной в «африканском» стиле считается «Авиньонские девицы» 1907 г.
Эта картина писалось автором на протяжении года. Ни с одной своей картиной Пикассо не работал так долго. В итоге эта работа так отличалась от предыдущих его картин, что была неоднозначно воспринята общественностью. Но нащупав новый, интересный для него стиль, Пикассо не собирался отступать и на протяжении 2 лет художник всячески развивал его.
Личная жизнь
С молодых лет Пикассо был постоянно в кого-то влюблен. В юности подругами и музами начинающего художника становились натурщицы и танцовщицы. Первую любовь молодой Пабло Пикассо испытал, учась в Барселоне. Девушку звали Росита дель Оро, она работала в кабаре. В Мадриде художник познакомился с Фернандо, которая на несколько лет стала его верной подругой. В Париже судьба свела молодого человека с миниатюрной Марсель Умбер, которую все называли Евой, но скоропостижная смерть девушки разлучила влюбленных.
Работая в Риме с русской балетной труппой, Пабло Пикассо женится на Ольге Хохловой. Молодожены обвенчались в русском храме на окраине Парижа, а затем переехали в особняк на берегу моря. Приданое девушки, а также доходы от продажи работ Пикассо позволяли семье вести жизнь зажиточных буржуа. Через три года после свадьбы у Ольги и Пабло рождается первенец, сын Пауло.
Вскоре Пикассо пресыщается хорошей жизнью и вновь становится свободным художником. Он поселяется отдельно от жены и начинает встречаться с молодой девушкой Мари-Терез Вальтер. От внебрачного союза в 1935 году на свет появляется дочь Майя, которую Пикассо так и не признал.
Во время войны очередной музой мастера становится югославская подданная, фотограф Дора Маар, которая своим творчеством подтолкнула художника на поиски новых форм и содержания. Дора осталась в истории как владелица большой коллекции картин Пикассо, которые она сохранила до конца своей жизни. Известны также ее фото полотна «Герника», на которых поэтапно изображен весь путь создания картины.
После войны художник знакомится с Франсуазой Жило, которая внесла в его творчество ноту радости. На свет появляются дети — сын Клод и дочь Палома. Но в начале 60-х годов Жаклин уходит от мастера из-за его постоянных измен. Последней музой и второй официальной женой 80-летнего художника становится обычная продавщица Жаклин Рок, которая боготворила Пабло и оказывала большое влияние на его круг общения. После смерти Пикассо, спустя 13 лет, Жаклин не выдержала разлуки и покончила жизнь самоубийством.
Учеба
В этом же году юноша поступает в Академию художеств в город Барселону. Пабло не без труда удалось убедить преподавательский состав вуза в своей профессиональной состоятельности. Через три года учебы, набравшись опыта, юный студент переводится в Мадрид в престижную академию «Сан Фернандо», где на протяжении полугода изучает технику работы испанских художников Диего Веласкеса, Франсиско Гойи и Эль Греко. Здесь Пикассо создает картины «Первое причастие», «Автопортрет», «Портрет матери».
Юному живописцу не удалось в силу своенравного характера и вольного образа жизни удержаться в стенах учебного заведения, поэтому, бросив учебу, Пабло пускается в свободное плавание. Его близким другом к тому времени становится такой же строптивый американский студент Карлес Касагемас, с которым Пабло неоднократно посещает Париж.
Первые поездки друзья посвящали изучению живописи Делакруа, Тулуз Лотрека, Ван Гога, Гогена, а также древних финикийских, египетских фресок, японских гравюр. Молодые люди завели знакомство не только с представителями богемы, но и с богатыми коллекционерами.
Пела и плясала
Хохлова не сразу решилась на серьезные отношения. Для начала они вместе поехали на гастроли в Испанию, где Пикассо представил невесту своей матери, чего тоже никогда раньше не делал. Сеньора Пикассо хоть и была вежлива, но невестку-иностранку так до конца и не приняла, даже несмотря на подарок сына — знаменитый портрет Ольги в испанской мантилье.
Безусловно, в их решении связать свои жизни сыграла свою роль и неопределенность будущего. Октябрьская революция свершилась, и дочери полковника царской армии возвращаться на родину было опасно. Труппа отправлялась дальше — в турне по Латинской Америке — и нужно было принимать решение.
Ольга была готова только к одному исходу — официальному браку. Пикассо, для которого такой уровень отношений был в новинку, решил — почему бы не попробовать!
Балет Дягилева отправился за океан, а Пикассо и Хохлова – в Париж. 12 февраля 1918 года они обвенчались в православной церкви во французской столице. Свадьба была многолюдной и роскошной, своеобразным «тамадой» на ней стал сам Аполлинер, который также благоволил этому союзу.
Он был одним из немногих друзей художника, кто принял Ольгу. Для большинства же бывших соратников новая пассия Пикассо была как кость в горле. «Невыносимая мадам Пикассо», — так называли ее позже те, кого она постаралась вытеснить из круга общения.
Арт-расследование личной жизни гения
Пабло Пикассо.
«Величайший гений, дьявол во плоти, жестокосердный садист, всеядный деспот»… — это все о нем — «великом и ужасном» Пабло Пикассо, самой крупнейшей фигуре в мировой истории искусства прошлого века. «Его безжалостный талант перемалывал все: вещественный хлам, идеи друзей, случайные мысли, влюбленных женщин… Он создавал вокруг себя хаос и был беспорядочен в связях… Влюблялся неистово, со всей мощью испанского темперамента и в каждой своей избраннице видел богиню»… Но, увы, это молниеносное увлечение также быстро заканчивалось, как и начиналось. Каждую новую избранницу он в первую очередь ценил как источник вдохновения. И как только очередная Муза становилась художнику безразличной, он беспощадно оставлял ее за бортом своей жизни.
Женщины, родившие Пикассо детей.
Всего лишь двум «богиням» Пикассо достался статус официальной жены. А еще две, будучи в длительных с художником отношениях и родивших ему детей, заслужили почетное право считаться неофициальными женами. В итоге многочисленных романов и не столь многочисленных браков Пикассо стал отцом четверых признанных им детей.
«Древо потомков» Пабло Пикассо.
Вторая дочь живописца — Майя и ее трое детей
Пабло Пикассо, «Портрет дочери Майи», 1939.
Вторым ребенком Пикассо стала дочь, рожденная в 1935 году Мари-Терезой Вальтер, музой и любовницей Пикассо в 1929 — 1937 годах. По документам Пабло фигурировал в качестве крестного отца малышки, которую назвали Майей.
Пикассо не жил со своей музой и их общим ребенком. Он, будучи увлеченным творчеством и чередой новых романов, художник виделся с дочерью дважды в неделю. А с тех пор, как ей исполнилось двадцать, и эти нечастые встречи прекратились. Впрочем, трезвомыслящая дочь не питала больших ожиданий и строила свою жизнь вполне самостоятельно. Ее мать на почве любви и ревности к Пикассо покончила жизнь самоубийством.
«Удивительно, как при двух сумасшедших родителях я выросла нормальной!»,— говорила Майя Видмайер-Пикассо.
Пабло Пикассо и Майя, август 1952
Майя Видмайер-Пикассо.
Нынче 80-летняя Майя с мужем проживает в Париже на набережной Вольтера. Их дети — Оливье, Ришар и Диана, — являются продолжателями династии Пикассо. Все они по образованию юристы.
Дети Майи Видмайер-Пикассо, внуки Пикассо.
Оливье Видмайер-Пикассо (род. 1961) является консультантом в «Администрации наследия Пикассо», где представляет интересы наследников мастера, защищает авторские права и преследует подделки. Так как Пикассо стал самым экспонируемым живописцем в мире, а его произведения бьют все рекорды по числу подделок и краж.
Ришар Видмайер-Пикассо (род. 1966) испробовал себя в различных сферах — и в юриспруденции, и в искусстве, занимался и ресторанным бизнесом.
Диана Видмайер-Пикассо (род. 1974), оставив практику юриста, реализовала себя как искусствовед. Сейчас работает как куратор и организатор экспозиций, дает консультации арт-дилерам и коллекционерам.