Теперь только творчество
Художнику пришлось переехать на окраину Васильевского острова, снять маленькую квартирку и экономить на всём, чтобы иметь возможность рисовать и посещать Академию художеств (уроки баталиста профессора Зауервейда). Темой картин Федотова по-прежнему оставались знакомые ему ближе всего сцены из походных будней военных, офицерские празднования.
Параллельно художник занимался комическими рисунками – они-то и были проявлением сатирического склада ума. Увидев их, баснописец Иван Крылов, дал художнику ценнейший совет: сделать темой работ обычную жизнь, которая изобилует интереснейшим, острым и забавным, материалом.
Подчинившись «собственному влечению», Федотов оставил занятия по батальным темам. Его наблюдательность, память и фантазия позволили родиться новым темам и сложным эскизам, которые он «нянчил» месяцами. Сюжеты подсказывала сама жизнь – только будь внимателен и хваток на курьёзные ситуации, часто смешные и нелепые.
Уход из жизни
Точная причина смерти Петра не была установлена. До детей дошла информация, что в последние годы жизни поэт страдал от водянки – заболевания, при котором в полости живота скапливается много жидкости.
Несмотря на ужасные боли, Петр до конца оставался работящим и энергичным человеком, который радовал всех.
П.П. Ершов ушел из жизни 18 августа 1869 году в Тобольске. Могила мужчины находится на официальном Завальном кладбище. На надгробии есть надпись, говорящая, что под ним лежит создатель сказки «Конек-Горбунок».
После смерти, его стали больше любить и почитать. Его именем назвали многие улицы в Тобольске и Ишиме, а село Безруково получило новое название «Ершово». Также поставили два памятника и бюст. Помимо этого, получить представление о внешности Петра можно благодаря различным красивым портретам, нарисованным при жизни. Они практически не отличаются друг от друга, поэтому его черты лица могут запомниться надолго.
Краткая биография Петра Ершова включает только главные события его жизни. Но есть целые биографические книжки о нем, написанные его современниками и исследователями. Весьма любопытно, к примеру, обратиться к работе Андрея Ярославцева.
Пётр Павлович Ершов для огромного количества граждан был, есть и останется автором, создавшим добрую и приятную сказку «Конёк-Горбунок», герои которой будут вечно жизнь в волшебном мире. Со времени своего написания произведение «Конёк-Горбунок» издавалась большими тиражами не менее 130 раз на 27 языках народов мира.
Чтобы остаться в памяти и истории, нужно иметь настоящий талант, но жаль, его не всегда ценят при жизни.
Краткая биография Ершова, представленная в этой статье, — попытка оживить воспоминания о прекрасном творчестве. Если вам хочется узнать больше об этом удивительном и талантливом человеке, просмотрите следующее видео:
Возможно вам также будет интересно посмотреть список сказок Пушкина.
Достижения
Живописец, обладая выдающимся талантом, чуткой душой и трудолюбием, безусловно добился признания. В 1982 году ему было присвоено почётное звание «Заслуженный художник РСФСР». В 1984 году в Москве и Ленинграде были организованы масштабные персональные выставки работ мастера, а в 1990 году он принял участие в выставке советской живописи в Париже под эгидой ЮНЕСКО.
Наиболее яркие работы Андрея Горского:
- «Воскресенский собор Московского Кремля»;
- «Храм Василия Блаженного»;
- цикл из 6 картин на тему русской истории, навеянные оперой М. Мусоргского «Хованщина»;
- «Без вести пропавший. 1946 год»;
- «Солдат»;
- «Среди хлебов спелых»;
- серия картин «Последние жители деревни Мартус», посвященная теме пустеющей деревни;
- портреты М. И. Курилко, М. Н.Пожарской, Н. Рериха и др.
Работы мастера хранятся в Третьяковской галерее, Русском музее и других крупнейших музеях нашей страны, а также в частных коллекциях в России и за рубежом.
Современная Третьяковская галерея
Памятник П.М. Третьякову возле здания галереи
С 1986 по 1995 гг. проходила реконструкция галереи. Обновленное основное здание значительно расширило экспозицию древнерусского искусства, выделились залы для скульптуры XVIII – первой половины XIX века и рубежа XIX–XX веков, графика экспонируется в специально оборудованных залах со специальным освещением, появилась «Сокровищница», где можно увидеть произведения прикладного древнерусского искусства, миниатюры, иконы в драгоценных окладах. Застройка внутренних двориков помогла создать новые залы для картин Брюллова, Иванова, Крамского, Куинджи. Самый большой из них был специально спроектирован для огромного декоративного панно «Принцесса Греза» М.А. Врубеля (1896).
М. Врубель «Принцесса Греза»
Но обновленная экспозиция в здании в Лаврушинском переулке из-за недостаточности площадей была доведена лишь до авангардистских течений начала XX века, как они сложились к 1917 году. Искусство XX века разделили на два корпуса в здании Галереи, расположенном на Крымском Валу, там создана экспозицию искусства XX века, от авангарда до новейших течений. 16 декабря 1998 года, в день 100-летия со дня смерти П.М. Третьякова, на Крымском Валу открылась первая постоянная экспозиция искусства ХХ века, построенная по историко-хронологическому и монографическому принципам.
Здание Государственной Третьяковской галереи на Крымском Валу
С середины 1990-х годов в Третьяковской галерее ведется серьезная научно-исследовательская работа по подготовке и изданию сводного каталога собрания. Третьяковская галерея ведет большую публикационную и популяризаторскую работу: издаются книги, альбомы, другая печатная продукция. В Галерее работает детская студия. В стенах музея регулярно проходят музыкальные вечера, научные конференции. Продолжается пополнение музея художественными произведениями. Многие коллекционеры дарят Галерее произведения из своих собраний, продолжая традицию ее основателя П.М. Третьякова. Музей всегда с благодарностью принимал и принимает как отдельные работы, так и целые коллекции. Пополнение фондов происходит также благодаря Обществу друзей Третьяковской галереи, образованному в 1995 году. Оно объединяет индивидуальных и корпоративных членов, оказывающих Третьяковской галерее благотворительную помощь в реализации самых разных проектов, в том числе в приобретении произведений искусства.
Экспозиция «Искусство XX века» на Крымском Валу
В 2006 г. Государственная Третьяковская галерея отметила свое 150-летие. Одна из главных выставок юбилейного года – «Братья Павел и Сергей Третьяковы. Жизнь и деятельность».
Как все начиналось
Во всех материалах о Третьяковской галерее датой ее основания называется 1856 год – именно тогда П. М. Третьяков приобрел две первые картины русских художников: «Искушение» Н.Г. Шильдера и «Стычка с финляндскими контрабандистами» В.Г. Худякова. Немного позднее он приобрел полотна «Сбор вишен» И.И. Соколова, «Разносчик» В.И. Якоби, «Вид в окрестностях Ораниенбаума» А.К. Саврасова, «Больной музыкант» М.П. Клодта. А раньше, в 1854–1855 годах, Третьяков купил 11 графических листов и 9 картин старых голландских мастеров. О том, что у него уже тогда возникла идея создания музея русской живописи, говорит его первое завещание 1860 года, в котором он просит брата и сестер исполнить его просьбу: «Сто пятьдесят тысяч рублей серебром я завещаю на устройство в Москве художественного музеума или общественной картинной галереи…».
Как видим, художественная галерея создавалась Третьяковым фактически с нуля.
Личная жизнь
В середине 1830-х годов молодой Петров Ершов был вынужден покинуть Петербург, который успел так сильно полюбить. Это произошло по ряду причин: вначале умер его старший брат, а потом не стало и отца. В итоге, ему пришлось самому заботиться о матери.
Вернувшись домой Ершов начал преподавать в Тобольской гимназии. Через несколько лет он занял должность инспектора, а в 1857 г. стал директором гимназии и дирекции училищ в губернии.
Интересен факт, что одним из учеников Петра Павловича был знаменитый химик Дмитрий Менделеев. Более того, позже его падчерица стала женой химика. За годы личной биографии Ершов трижды состоял в браке, являясь отцом 15 детей (из них 11 не дожили до совершеннолетия).
Первой женой поэта была вдова Серафима Лещева, имевшая уже 4-х детей. Этот союз продлился 5 лет, поскольку женщина скончалась во время родов. После этого Ершов отправился под венец с Олимпиадой Кузьминой. Этот брак окончился в 1853 г. по причине смерти жены.
Третьей супругой Петра стала Елена Черкасова, с которой он прожил до конца своих дней. В зрелые годы он перешел на чиновничью службу. Он стал инициатором постройки нескольких учебных заведений для девушек. Также Ершов похлопотал о создании гимназического театра, для которого написал несколько пьес.
Революция и советское время
Череда сложных событий на жизненном пути не прекращалась, следующим испытанием стала революция. В это время семья Кончаловских не эмигрирует, а продолжает свою жизнь в Москве. Хотя в те годы из-за этого им пришлось жить в неотапливаемой холодной квартире. Какое-то время Петр пытался преподавать в живописной студии ВХУТЕМАСа. Но он быстро угас к этой деятельности, осознавая, что она отнимает много времени и мешает его искусству.
После революционного периода в творчестве мастера стала ярче проявляться реалистичная манера письма. Но краски в его работах остались, как и прежде, насыщенными. Несмотря на яркость красок Кончаловский был способен передать любое настроение: от радостной любви к жизни до полной тяжелых переживаний трагедии
Стоит обратить внимание на портрет Всеволода Мейерхольда. На момент создания картины он уже лишился театра
Как умело передано это настроение: буйные краски приглушены, мимика режиссера говорит сама за себя.
Особенно парадоксальным кажется советский период, в который творил Кончаловский. Петр оставался «чистым» автором, предпочитая писать портреты своих внуков и пейзажи. Его явно более интересовали портреты Пушкина и Лермонтова, нежели изображения советских рабочих или современной действительности, не говоря уже о портретах вышестоящих лиц.
Высшим проявлением его смелости был отказ от создания портрета Сталина. В то время сохранить свободу и жизнь при таком ответе было просто невозможным. Разумеется, Кончаловский не отказался от предложения напрямую, он хитро поинтересовался, «когда сможет встретиться с Иосифом Виссарионовичем для первого сеанса?». Разумеется, это было невозможно, ему ответили, что писать портрет необходимо по фотографии. На что мастер, ловко выходя из положения, ответил, что он умеет писать только с натуры. А с фотографии, увы, не обучен.
Нужно понимать, что в этом смысле большая заслуга принадлежит Анатолию Луначарскому. Он пояснял удивленной общественности, что Кончаловский «воспевает поэзию наших будней». Похоже, что такое объяснение звучало убедительно из уст наркома. Благодаря нему Петр Петрович мог свободно продолжать творить в своей манере, невзирая на нападки критиков.
Живопись и творчество
Творческий путь Петра Кончаловского был долгим: начав с классической живописи, он прошел период поиска новых способов самовыражения и в итоге вернулся к реалистичной стилистике. Проследить это можно на примере автопортретов художника, написанных в разных направлениях и с использованием диаметрально противоположных цветовых решений.
Сначала стилистика Кончаловского напоминала творчество Константина Коровина, но, завершив учебу, художник отправился в Париж, где побывал на выставке картин Винсета Ван Гога. Впечатления от живописи гениального фламандца наложили отпечаток на творчество Кончаловского: по словам художника, Ван Гог раскрыл Петру глаза на собственное творчество.
Работы Петра Кончаловского, сделанные под влиянием живописи Ван Гога и Матисса
В работе того периода легко заметить влияние и других прославленных художников: Поля Сезанна и Анри Матисса – их картины поражали Кончаловского до глубины души.
В начале 1910-х годов Петр Петрович вместе с коллегами по цеху организовал художественную группу «Бубновый валет». Ее участники демонстративно пренебрегли канонами реалистической живописи и следовали по пути формализма. Основами творчества стали постимпрессионизм, кубизм и фовизм.
Портрет семьи кисти Петра Кончаловского
В этот период биографии сформировался собственный стиль Кончаловского: плотный, насыщенный, изобилующий яркими красками и лишенный ненужных деталей. Характерной особенностью, с которой Петр Петрович в то время писал натуру, является статичность: в натюрмортах, портретной и композиционной живописи художника нет и намека на динамику.
В 1912 году Кончаловский попробовал себя в качестве театрального художника и сделал костюмы и декорации для оперы «Купец Калашников» в постановке Антона Рубинштейна. Этой работой, стилизованной под лубок, Петр Петрович остался доволен и до конца жизни считал ее лучшим своим произведением в этом жанре. В это время в картины художника вместе с примитивизмом приходит «движение», внутренняя энергия. Это хорошо заметно по таким работам, как «Печка» и «Сухие краски».
Эскиз декорации Петра Кончаловского для оперы «Купец Калашников»
Когда началась Первая мировая война, Петр Петрович ушел на фронт, но воевал недолго – в 1915 году художника контузило, и его направили в тыл, на лечение. После этого Кончаловский участвовал в «Выставке картин левых течений», а также вышел из «Бубнового валета», перейдя в объединение «Мир искусства».
После революции в живопись Петра Петровича начал возвращаться реализм, хотя краски остались по-прежнему яркими. Кончаловского привлекала «радость жизни», хотя он умел совмещать ее с действительностью, придавая картинам как комический, так и трагический колорит. Это видно по портрету Всеволода Мейерхольда, который на момент написания картины уже лишился театра: яркие краски приглушены, а выражение лица режиссера говорит само за себя.
Портрет Всеволода Мейерхольда кисти Петра Кончаловского
Особое место в живописи Кончаловского всегда занимали натюрморты, особенно цветочные. Художник говорил, что пишет их по причинам, сходным с теми, по которым пианисты играют гаммы – это трудное и необходимое упражнение.
Натюрморт Петра Кончаловского «Сирень в корзине» Наиболее яркими представителями цветочной тематики в произведениях Петра Петровича являются картины «Сирень в корзине», «Пионы у окна» и «Всякие цветы».
Важным этапом творчества Кончаловского стал период увлечения фигурой Михаила Лермонтова. В 1927 году Петр Петрович уехал на Кавказ, и результатом поездки стала серия картин, основанных на творчестве поэта. В 40-е годы художник писал портрет Михаила Юрьевича, выбрав для изображения трудный период биографии Лермонтова. На картине поэт изображен в момент отдыха на станции Казбек, на которой он остановился, следуя в первую ссылку.
Натюрморт Петра Кончаловского «Пионы у окна»
Советская власть мало повлияла на творчество Кончаловского – художник всегда старался держаться как можно дальше от политики, но при том – не вступать с ней в конфронтацию.
Петру Петровичу даже удалось избежать написания портрета Иосифа Сталина, хотя ему предлагали – он сослался на то, что, будучи реалистом, не может использовать в качестве натуры фотографию. Допускать к настоящему «великому вождю» художника, разумеется, никто не собирался. И даже при этом Кончаловский получил в 1942 году Сталинскую премию за многолетние выдающиеся заслуги в области искусства.
Детство и юность
Петр Петрович Кончаловский родился в городе Славянске Харьковской губернии 9 февраля 1876 года. Его отец происходил из дворянского рода и был успешным переводчиком и издателем. Раннее детство будущего художника прошло в родительском имении, но так как Кончаловский-старший оказался причастен к революционной деятельности, вскоре обстоятельства жизни переменились.
Автопортрет Петра Кончаловского
Отца художника арестовали и сослали в Холмогоры, имение при этом было конфисковано. Позже Кончаловские уехали жить в Харьков, где 8-летний Петя начал обучаться в художественной школе.
В 1889 году семья вновь переехала, на этот раз в Москву, где мальчик, сильно увлекшийся живописью, стал посещать вечерние курсы Строгановского училища. По настоянию отца Петр чуть не изменил искусству и поступил в Московский университет на факультет естественных наук. Однако оставить живопись не сумел и, уговорив отца, уехал в Париж – продолжать обучение.
Автопортреты Петра Кончаловского
2 года, с 1896-го по 1898-й, Петр Кончаловский учился в академии Жулиана и за это время окончательно понял, что хочет быть только художником. Работы молодого человека во Франции получили положительные оценки. Вернувшись в Россию, он поступил в Академию художеств, в которой в итоге выбрал мастерскую живописца-баталиста Павла Ковалевского.
Впрочем, батальные картины Петра не интересовали, и он подолгу сидел в ботаническому саду, зарисовывая природу. Диплом Академии художеств Кончаловский получил в 1907 году.
«Отделение»
19 октября 2014 года Пётр Павленский, сидя обнажённым на заборе института психиатрии им. Сербского в Москве, отрезал себе ножом мочку правого уха.
Петр Павленский об акции «Отделение»:
Нож отделяет мочку уха от тела. Бетонная стена психиатрии отделяет общество разумных от безумных больных. Возвращая использование психиатрии в политических целях — полицейский аппарат возвращает себе власть определять порог между разумом и безумием. Вооружаясь психиатрическими диагнозами, бюрократ в белом халате отрезает от общества те куски, которые мешают ему установить монолитный диктат единой для всех и обязательной для каждого нормы.
Личная жизнь: семья и дети
Биография Петра Петровича настолько интересна, что хочется отдельно остановиться на рассказе о его семье.
Благодаря деятельности своего отца в качестве издателя, уже с ранних годов Петр был близко знаком со знаменитыми отечественными мастерами – Суриковым, Врубелем, Коровиным, Левитаном, Репиным, Серовым.
Петр Петрович женился на дочери одного из живописцев — Василия Сурикова. У них было двое детей — сын Миша и дочь Наташа. Отношения между супругами были нежными: он звал жену Лёлечкой, а она его – Дадочкой. Оба родителя горячо любили своих детей и уделяли их воспитанию много времени. Супруга занималась домом, обучала детей языкам и музыке. Она была основной моделью, главной музой и судьей для Петра Петровича. Каждая картина неизменно должна была получить оценку супруги.
Вторым мужем дочери, Натальи Кончаловской, стал начинающий писатель и драматург, Сергей Михалков. От этого брака у них родилось два сына. Оба они выросли и стали известными российскими режиссерами: старший Андрей Кончаловский и младший Никита Михалков.
В 1932 году как дачу Кончаловский приобрел дом в Буграх (в Калужской области). Здесь семья проводила большую часть времени, встречались с детьми и внуками. На этой даче были написаны многочисленные пейзажи и натюрморты.
И здесь же Петр Петрович закончил свой жизненный путь в возрасте 79 лет, 2 февраля 1956 года. Он похоронен на Новодевичьем кладбище.
В 2017 году в Москве открылся музей-мастерская. Он находится по адресу Большая Садовая улице, дом 10. Там семья Кончаловских жила с 1912 года.
Картины:
- Наташа на стуле, 1910 год;
- Любитель боя быков, 1910 год;
- Крым. Алупка, 1916 год;
- Автопортрет с женой, 1923 год;
- Новгород. Возвращение с ярмарки, 1926 год;
- Девушка под зонтиком, 1929 год;
- Сирень в корзине (“Героическая”), 1933 год;
- Автопортрет, 1943 год;
- Портрет режиссера Всеволода Эмильевича Мейерхольда, 1938 год;
- Пушкин в Михайловском, 1940 год;
- Лермонтов на Кавказе, 1940 год;
- А. Н. Толстой в гостях у художника, 1941 год;
- Натюрморт. Красный поднос и рябина, 1947 год.
Жизнь и творческий путь Н.П.Богданова-Бельского
Николай Крымов – природа вне времени
Биография австрийского художника и графика Эгона Шиле
Творчество поэта
«Конек-Горбунок», принесший Ершову популярность, был написан юным поэтом в студенческие годы. Первое время в Санкт-Петербурге было для молодого человека труднейшим: в городе активно распространялась холера, люди устраивали бунты. Все это удручало Петра.
Тогда ему и проникла в голову идея сказки, главным персонажем которой станет порядочный и справедливый бедный человек. Поэтическую же составляющую сказка обрела благодаря Плетневу, ректору университета и профессору русской словесности. Он показал ученику работы А.С. Пушкина, и начинающий автор смог определиться со сказочным направлением сюжета и даже изложением.
После написания сказки, Ершов отдал ее на суд Александра Пушкина и Василия Жуковского, ведь он тесно с ними общался. Произведение вызвало у них восторг, а Пушкин отметил, что после «Конька-Горбунка» он может больше не беспокоиться о жанре сказок и оставить этот род сочинений.
Немного позднее отрывок из произведения Петра был прочитан с кафедры самим Плетневым, потом еще отрывок сказки опубликовали в прекрасном журнале «Библиотека для чтения» за 1834 год. Все это привело к тому, что позднее произведение было полностью опубликовано. Дебютная книжка Петра Ершова реализовывалась по 5 рублей за экземпляр. Тогда это была вполне приличная цена.
Через месяц поэт снова выделился – в печать передали первую часть его «старинной были», баллады «Сибирский казак», а потом и вторую. Эта работа тоже очень понравилась людям: в 1840-е «быль» стала строевой песенкой второго Сибирского казачьего полка. Не позабыли «Сибирского казака» и позднее – в переложении на музыку балладу исторического типа исполняли многие артисты, в том числе Надежда Бабкина.
Успех «Конька-Горбунка» открыл талантливому юноше двери в творческое сообщество Санкт-Петербурга. Ершов начал приходить на встречи литераторов, общаться с коллегами по цеху и считал, что его призванием станет писательство.
Но из-за недостатка опыта, детства, проведенного в провинции, поэт не сумел оценить серьезную взаимосвязь литературы с политической жизнью в стране.
В результате власть увидела в сказке неуважительное отношение к политике, и книжку запретили. Поэтому, несмотря на популярность работы, переиздали «Конька…» лишь в 1856 году, после смены царя.
После того как изменилась политическая ситуация, Петр Павлович в 1857 году оказался занесен в перечень лиц, заслуживающих доверия власти. Причем описали его, как доброго поэта, умного и честного гражданина. Критики отнеслись к работе двойственным образом: ее и нахваливали, и ругали. Среди людей, которым сказка не понравилась, был критик Виссарион Белинский, разгромивший «Конька» писателя в своей статье. Он писал, что есть в сказке русские слова, но отсутствует дух отечества. Впрочем, работы Пушкина он тоже не любил.
После этого на литературном поприще Петр пробовал себя в разных жанрах: писал поэзию, как малых, так и огромных форм, сочинял прозу и работал над драмой. Но успеха «Конька…» не смогло повторить, ни одна работа. Стихи юноши были вторичными и при великолепной форме не вызывали у людей, избалованных поэзией того времени, никакого интереса в плане содержания.
Поэт пытался перейти снова к «народному жанру» и взялся за создание прекрасной поэмы «Иван-царевич», но итог деятельности ему не понравился, и он уничтожил написанное. Еще Петр хотел создать либретто к опере с необычным сюжетом «Страшный меч». Произведение вышло хорошим, но в свете его не стали представлять – новая опера Михаила Глинки «Жизнь за царя» затмила работу писателя.
Художественный вкус П.М. Третьякова
Павел Михайлович Третьяков
Об этом ходят легенды. Его вкус был настолько непререкаемым, а художественное чутье настолько тонким, что присмотренную им на выставке картину никто уже не смел покупать, даже, говорят, император. Сосредоточенный и молчаливый (в семье его называли «неулыба»), П.М. Третьяков появлялся на открытии выставки и останавливал свой выбор на никому не известной картине, покупал ее – почти безошибочно угадав в ней будущий шедевр. «Это человек с каким-то, должно быть, дьявольским чутьем», — сказал однажды о нем художник Крамской.
В 1860-е годы Третьяков приобрел картины «Привал арестантов» В.И. Якоби, «Последняя весна» М.П. Клодта, «Бабушкины сны» В.М. Максимова и другие. Высоко ценил Павел Михайлович творчество В.Г. Перова, которому писал в октябре 1860 года: «Берегите себя для службы искусству и для Ваших друзей». В 1860-е годы были приобретены работы Перова: «Сельский крестный ход на Пасхе», «Тройка» и «Дилетант»; в дальнейшем Третьяков продолжает приобретать картины Перова, заказывает ему портреты, активно участвует в организации посмертной выставки произведений художника.
В. Перов «Тройка»
В 1864 году в собрании появляется первая картина, написанная на сюжет русской истории, – «Княжна Тараканова» К.Д. Флавицкого.
П.М. Третьяков любил природу и тонко понимал ее, так что приобретение пейзажей было всегда не случайно. В 1860-е годы в его собрании появляются картины Л.Ф. Лагорио, А.П. Боголюбова, М.К. Клодта, И.И. Шишкина. Он писал: «Мне не нужно ни богатой природы, ни великолепной композиции, ни эффектного освещения, никаких чудес, дайте мне хоть лужу грязную, но чтобы в ней правда была, поэзия, а поэзия во всем может быть, это дело художника».
Важное место в собрании Третьякова занимали портреты. К концу 1860-х годов он задумал создать портретную галерею выдающихся деятелей русской культуры – композиторов, писателей, художников
Он стал не только покупать уже созданные произведения, но и заказывать портреты. Например, Перов по просьбе Третьякова написал портреты А.Н. Островского, Ф.М. Достоевского, А.Н. Майкова, М.П. Погодина, В.И. Даля, И.С. Тургенева; И.Н. Крамской – портреты Л.Н. Толстого, М.Е. Салтыкова-Щедрина, С.Т. Аксакова и Н.А. Некрасова.
История создания И. Крамским портрета Л.Н. Толстого
И. Крамской «Портрет Л.Н. Толстого»
Портрет Толстого Третьякову хотелось иметь еще в 1869 году, но писатель наотрез отказывался позировать. Третьяков пытался действовать через Фета, рассчитывая на его дружбу с Толстым, но получил отказ: «Насчет портрета я прямо говорил и говорю: нет… Есть какое-то чувство, сильнее рассуждения, которое мне говорит, что это не годится». Лишь в 1873 году И.Н. Крамскому удалось его уговорить. А произошло это так. Летом 1873 г. Крамской с семьей живет на даче в Козловке-Засеке, возле Тулы. Посещает Льва Толстого в Ясной Поляне, но тот продолжает отказываться от позирования. Далее послушаем самого художника, который пишет Третьякову: «Разговор мой продолжался с лишком два часа, четыре раза я возвращался к портрету и все безуспешно… Одним из последних аргументов с моей стороны был следующий: я слишком уважаю причины, по которым ваше сиятельство отказываете в сеансах, чтобы дальше настаивать, и, разумеется, должен буду навсегда отказаться от надежды написать портрет, но ведь портрет ваш должен быть и будет в галерее. «Как так?» Очень просто, я, разумеется, не напишу, и никто из моих современников, но лет через тридцать, сорок, пятьдесят он будет написан, и тогда останется только пожалеть, что портрет не был сделан своевременно. Он задумался, но все-таки отказал, хотя нерешительно… Я начал делать ему уступки и дошел до следующих условий, на которые он и согласился: во-первых, портрет будет написан, и если почему-нибудь он ему не понравится, будет уничтожен, время поступления его в галерею вашу будет зависеть от воли графа, хотя и считается собственностью вашей… А затем оказалось, что он хотел бы иметь портрет и для своих детей, только не знал, как это сделать, и спрашивал о копии… и уже от него будет зависеть, который оставить ему у себя и который поступит к вам. На этом мы расстались и порешили начать сеансы завтра…».
Так был создан этот портрет Толстого. Крамскому удалось сломить нравственное сопротивление Толстого и открыть дорогу к Толстому многим художникам. Но Крамского убедил в необходимости этого портрета П.М. Третьяков.
«Угроза»
9 ноября 2015 года в 01 час 15 минут ночи Пётр Павленский подошёл к первому подъезду здания органов госбезопасности на Лубянке, облил входную дверь бензином, поджёг зажигалкой, после чего встал впереди горящих дверей с канистрой в руках в ожидании собственного задержания. Художник был задержан в течение 30 секунд за мелкое хулиганство.
Петр Павленский об акции «Угроза»:
Горящая дверь Лубянки — это перчатка, которую бросает общество в лицо террористической угрозе. Федеральная служба безопасности действует методом непрерывного террора и удерживает власть над 146 миллионами человек.
Страх превращает свободных людей в слипшуюся массу разрозненных тел. Угроза неизбежной расправы нависает над каждым, кто находится в пределах досягаемости для устройств наружного наблюдения, прослушивания разговоров и границ паспортного контроля. Военные суды ликвидируют любые проявления свободы воли.
Учёба
Всё холера виновата 1848г.
В 11 лет Павла Федотова отдали в Кадетский корпус – отец, прошедший службу и Русско-турецкую войну, военную карьеру прочил и сыну, что соответствовало времени и атмосфере в стране – позже эти годы в истории Российской империи получат название «николаевской военщины».
Никакого домашнего образования Павел не видел, поэтому поначалу ему было очень трудно. Он оказался упорным и усидчивым учеником – через несколько месяцев его успехи стали очевидными и Федотов опередил остальных воспитанников. У него оказались прекрасные способности. Живое воображение и хорошая память помогали усваивать самый сложный материал. Особенно увлекали история, литература, география, химия. Фантазия разыгрывалась над скучными для других страницами и делала учёбу занимательной для подростка. Он мог часами просиживать над описанием битв, любил переводить немецкие оды и складывать их в стройные стихотворения. С удовольствием ходил на хор, на занятия по игре на фортепиано и гитаре.
В 1830 году отличная учёба стала основанием для присвоения ему чина унтер-офицера.
Признание и препоны
Совет Академии присвоил Федотову звание академика. Сам художник стал очень популярным в обществе, его имя буквально «гремело по городу», а к картинам на выставке невозможно было пробиться – такая всегда собиралась толпа. Симпатию публики усиливал тот факт, что художник сочинил стихотворение-объяснение картины «Сватовство майора», которое не печаталось, а распространялось как рукописное.
Незначительно улучшилось материальное положение художника (на 300 рублей в год)
Оборотной стороной медали стало внимание цензуры – было запрещено делать литографии с работы «Свежий кавалер». Тогда эту картину вместе со «Сватовством майора» живописец решил продать
Покупатель, меценат Прянишников, вместо оговорённых двух тысяч заплатил лишь половину. Нужда заставила художника довольствоваться и этим. Попытки сотрудничать с изданиями тоже не увенчались успехом – иллюстраций собственных басен и рассказов Достоевского широкая публика не увидела – издания не были допущены к выпуску цензурой.
Дальнейшее развитие галереи
И. Крамской «Портрет П.М. Третьякова»
Третьяков высоко ценил талант И.Н. Крамского, с которым особенно сблизился в 1876 году. В это время художник жил у Третьякова в доме в Лаврушинском переулке, где писал портрет Веры Николаевны Третьяковой. Воспользовавшись недомоганием и вынужденным бездействием вечно занятого Третьякова, художник стал писать и его портрет. С тех пор началась дружба семьями. Сближению способствовали и общие художественные взгляды, и убеждение в общественной, гражданской миссии искусства. В это время Третьяков становится искренним сторонником только что возникшего Товарищества передвижных художественных выставок (ТПХВ), он оказывает материальную и моральную поддержку художникам-передвижникам. Отныне большая часть картин для галереи покупается на выставках ТПХВ или даже до них, прямо в мастерских художников. В 1870-е годы в собрании Третьякова появляются картины «Христос в пустыне» И.Н. Крамского, «Сосновый бор» И.И. Шишкина, «Грачи прилетели» А.К. Саврасова, «Петр I допрашивает царевича Алексея Петровича» Н.Н. Ге и другие.
И. Крамской «Христос в пустыне»
Была приобретена Третьяковым также Туркестанская серия картин В. Верещагина по очень высокой цене. Он хотел подарить ее Московскому училищу живописи, ваяния и зодчества, но там не нашлось для нее помещения, и картины остались у Третьякова. Коллекция все росла, приобретаемые картины он размещал в своем доме в Лаврушинском переулке. Места не хватало, поэтому в 1872 г. было начато строительство двух первых собственно музейных залов, в 1874 году они были готовы. Залы сообщались с жилыми помещениями. Руководил строительными работами муж одной из сестер Третьякова, архитектор А.С. Каминский. Туркестанская серия Верещагина заставила задуматься о новой перестройке. В 1882 году, после ее возвращения в галерею, были пристроены 6 новых залов. Значительно пополнилась коллекция Третьякова в 1880-е годы: картины В.И. Сурикова «Утро стрелецкой казни», «Меншиков в Березове», «Боярыня Морозова»; произведения И.Е. Репина «Крестный ход в Курской губернии», «Не ждали», «Царь Иван Грозный и сын его Иван»; работы В.М. Васнецова «После побоища Игоря Святославовича с половцами», И.И. Шишкина «Утро в сосновом лесу», И.Н. Крамского «Неутешное горе», Н.А. Ярошенко «Всюду жизнь» и другие. В галерее появляются картины В.Д. Поленова, И.И. Левитана, А.М. Васнецова, И.С. Остроухова. В 1885 году к дому в Лаврушинском пристраивается еще 7 залов.
К этому времени Павел Михайлович при выборе произведений полностью полагается на свой вкус. Иногда его выбор встречает непонимание известных художников, но он остается верным себе. Например, в1888 г. он покупает картину В.А. Серова «Девушка, освещенная солнцем», которую не сумели оценить современники, а также картины молодого М.В. Нестерова «Пустынник» и «Видение отроку Варфоломею», также отрицательно оцененную известными мастерами живописи, и «После дождя. Плес» И.И. Левитана.
М. Нестеров «Видение отроку Варфоломею»
Каждое утро ровно в восемь Третьяков выходит из внутренних комнат в свою галерею, пристально рассматривает какую-нибудь картину и вдруг неожиданно говорит: «Перова – во второй ряд возле угла. Я во сне видел, что картина там висит, — хорошо».
Вновь расширяются экспозиционные площади, и в 1892 году прибавляется еще 6 залов. В этом же году Павел Михайлович Третьяков передал ее в дар городу Москве.
Видео: Все акции Петра Павленского
» frameborder=»0″ allowfullscreen>
Здесь, конечно, нужно сказать о психическом здоровье. Напомним, что после почти каждой акции Павленскому назначают осмотр у психиатров, сейчас на его счету уже четыре освидетельствования и одна полноценная психиатрическая экспертиза. Все без исключения врачи признали Павленского психически здоровым, а его акции — вменяемым выражением личной позиции.
Если интересно еще что-то современном искусстве, то посмотрите Ученые установили личность самого загадочного художника современности.
published on
according to the materials
Запись
взята с сайта
.