Пабло пикассо и ольга хохлова: пока смерть не разлучит

Работы периода сюрреализма (1925 — 1936)

«Акрабат» 1930

«Девушка, бросающая камень» 1931

«Фигуры на пляже» 1931

«Натюрморт» 1932

«Обнаженная и натюрморт» 1931

«Обнаженная на пляже» 1929

«Обнаженная на пляже» 1929

«Женщина с цветком» 1932

«Сон(портрет любовницы художника Марии Терезы Валтер)» 1932

«Обнаженная в кресле» 1932

«Обнаженная в кресле» 1929

«Поцелуй» 1931

В 30-е и 40-е годы героем многих полотен Пикассо стал бык, Минотавр. Минотавр в творчестве художника — олицетворение разрушительной силы, войны и смерти.

«Минотаврия» 1935

«Палитра и голова быка» 1938
«Баранья голова» 1939
«Натюрморт с бычьим черепом» 1942
«Череп быка, фрукты, кувшин» 1939

«Три бараньи головы» 1939

Весной 1937 года маленький город Испании Герника немецкие фашисты буквально стерли с лица земли. Это событие Пикассо не мог оставить без внимания и так на свет появилась картина «Герника». Эту картину можно назвать апофеозом темы Минотавр. Размеры картины впечатляют: длина — 8 м, ширина — 3,5 м. Известен один случай, связанный с картиной

Во время обыска, который устроил гестапо офицер-нацист обратил внимание на картину и спросил Пикассо: «Это вы сделали?»  на что художник ответил «Нет. Это сделали вы!»

«Герника» 1937

Параллельно полотнам о Минотаврах, Пабло Пикассо создает серию о монстрах «Мечты и ложь генерала Франко» (1937). Эта серия выражает позицию художника во время гражданской войны в Испании, в которой он поддерживал республиканцев и выступал против политики диктатора Франко.

«Мечты и ложь генерала Франко» (1937)

«Мечты и ложь генерала Франко» (1937)

Всю Вторую мировую войну Пабло Пикассо жил во Франции, где художник в 1944 году стал членом Французской коммунистической партии. 

Работы «сезанновского» кубизма («Африканский» период) (1907 — 1909)

«Фермерша» 1908

«Голова мужчины» 1907

«Купальщица» 1909

«Натюрморт с чашей и кувшином» 1908

«Обнаженная с драпировкой (Танец с покрывалами)» 1907

«Портрет Мануэля Пальяреса» 1909

«Три фигуры под деревом» 1907

«Бокалы и фрукты» 1908

«Бюст человека (Спортсмен)» 1909

«Женщина» 1907

В аналитическом периоде Пикассо пришел к осознанию того, что нужно полностью сосредоточиться на объеме и форме предметов, отодвинув на задний план цвет. Таким образом отличительной чертой аналитического кубизма стала монохромность. Так же стоит отметить структуру работ этого периода — художник словно дробит предметы на мелкие фрагменты. Между разными вещами пропадает грань и все воспринимается как единое целое.

«Голубой период» Пабло Пикассо

Работы, созданные Пабло Пикассо между 1901 и 1904, относят к «голубому» периоду, так как в картинах этого периода у Пикассо преобладали акценты синего цвета. Но это далеко не единственная особенность. 

В это время молодой Пикассо находит свой собственный художественный язык, впервые ярко проявляется индивидуальность мастера: несмотря на все еще звучащие ноты влияний, мы уже имеем дело с проявлением истинной  индивидуальности художника. В первых картинах, созданных Пикассо в Париже, отмечаются черты импрессионизма, постимпрессионизма, академизма. Сейчас же Пикассо создает нечто принципиально новое. В картинах Пикассо появляется обобщенная трактовка образа. Пикассо убирает из композиции все лишнее и оставляет только главное, предельно способствующее раскрытию авторского замысла, передаче эмоционального состояния.  В картинах Пикассо появились достаточно жесткие контуры фигур, мастер перестал стремиться к «трехмерности» изображений, стал уходить от классической перспективы. И постепенно  многоцветность уходит с полотен Пикассо, уступая место пронзительному по своему эмоциональному настрою голубому цвету. «Голубой – это цвет всех цветов» — любил говорить Пикассо.

В работах «голубого периода» Пикассо ярко выражены темы старости и смерти, характерны образы нищеты, меланхолии и печали.  На картинах изображены изнеможенные скорбью и страданием люди .  Их бледные, отчасти удлиненные тела  в некоторых произведениях напоминают работы испанского художника Эль Греко.  Депрессивные мотивы возникли в творчестве Пикассо после самоубийства его друга – художника  Карлоса Касагемаса. Весной 1901 г. Пабло Пикассо второй раз в своей жизни приехал в Париж, где все напоминало о Касагемасе, с которым он совсем недавно открывал для себя французскую столицу. Пабло поселился в комнате, где провел свои последние дни Карлос, завел роман с Жермен, из-за которой тот покончил с собой.  В то время на него давили горечь потери, чувство вины, ощущение близости смерти… — это и послужило психологической подоплёкой «голубого периода».  Позже Пикассо говорил: «Я погрузился в синий цвет, когда понял, что Касагемас мертв».

По возращению в Париж из Испании, где он провёл 14 томительных месяцев и где было написано большинство картин «голубого периода» , его новые ощущения, новые интересы, новая муза приводят Пабло к новому рубежу творческого развития. Картины Пикассо приобретают иную окраску. Как будто луч надежды проникает в души его героев вместе с появлением в красочной гамме его картин более светлых прозрачных цветов: к осветленным оттенкам синего цвета присоединяются розовые, пепельно-розовые, золотисто-розовые тона. Одним из самых ярким произведений переходного периода от «голубого» к «розовому»  считается картина Пикассо «Девочка на шаре».

Смотрите о Пикассо: PicassoLive.ru  Пабло Пикассо онлайн, галерея работ, жизнь и творчество, биография по годам, картины, каталог фото и видео

Автопортрет Пикассо

Автопортрет Пикассо

Склонившийся Арлекин

Трагедия

Старый еврей

Старый гитарист

Жизнь

Аскет

Женщина с шиньоном

Смерть Касагемаса

Портрет Солера

Завтрак слепого

Женщина с вороной

Гладильщица

Гурман

Любительница абсента

Любительница абсента

Tags:

  • голубой период
  • голубой цвет
  • пабло пикассо
  • художник 20 века
  • эль греко
  • эмоциональное состояние

↓↓ Ниже смотрите на тематическое сходство (Похожие материалы) ↓↓

Мать

В 1921 году у супругов родился сын Поль — Пикассо впервые стал отцом. Теперь во многих его работах — восторг и непривычная нежность: художник сделал десятки рисунков жены и сына. Сцены семейной идиллии показывают возрождение интереса Пикассо к Античности и Ренессансу, возникшем, когда он только познакомился с Ольгой.

На работах, собранных в разделе «Материнство», ее не узнать: она изображена в виде олимпийского божества. Этот период, очевидно, стал одним из самых счастливых в жизни Ольги, почти все время она проводила с сыном. На фотографиях и любительских видеосъемках Хохлова выглядит радостной и беззаботной: играет с ребенком, много улыбается.

Ольга Хохлова — первая законная жена

Ольга Хохлова./ Портрет женщины с горностаевым воротником (Ольга). (1923).

Именно его русская Оля помогла пережить художнику смерть его любимой натурщицы Марселлы Умбер. Будучи в творческом застое, Пикассо завязывает тесную дружбу с писателем и художником Жаном Кокто, который и предложил создать декорации к балету «Парад» для труппы Дягилева. Эта работа вернула мастера к жизни, он знакомится с балериной, дочерью русского полковника Ольгой Хохловой (Пикассо мог выговорить лишь — «Коклова»). 27-летняя девушка достаточно быстро согласилась оставить сцену ради брака с Пикассо, и в 1918 году они обвенчались.

Портреты Ольги Хохловой.

Что побудило его жениться? На этот вопрос он и сам затруднялся позже ответить. А на тот момент его так очаровала русская танцовщица, что он не задумываясь пошел с любимой под венец, да к тому же в православный храм. После венчания Пабло свозил Ольгу к родителям в Испанию, и поселил в шикарной парижской квартире. Он был так очарован Хохловой, что дал себе слово порвать со своим богемным образом жизни, так искренне верил, что Ольга для него просто дар небес. Не маловажную роль сыграло то, что она была девственницей, и об этом Пабло не упускал случая похвастаться.

Ольга Хохлова в мантилье. (1917). / Ольга Хохлова. (1917).

Но не все так получилось как задумалось, русская балерина попыталась свести творчество к Пикассо к финансовому благополучию семьи, а его самого заключить в рамки дорогого салонного художника и примерного семьянина. Она не понимала и не признавала кубизма и ему пришлось на время отойти от этого стиля. Ольга транжирила деньги мужа, а тот отчаянно злился.Даже рождение сына в 1921 Паоло, не смогло уже сблизить супругов. Хотя стихия отцовства ненадолго, но сильно захлестнула Пикассо: он без конца рисовал жену с сыном. А потом наступило отчуждение.

Ольга

Такая ограниченная жизнь смертельно наскучила гению, и Пабло начал мстить Ольге за неудавшуюся семейную жизнь и несбывшиеся надежды. Неприязнь отразилась в полной мере на его картинах: он изображал свою супругу исключительно в виде злой старухи с длинными острыми зубами, а потом создал целую серию ее портретов, с изображением женщины-чудовища с тощей грудью и огромными половыми органами.

И конечно же Пикассо завел себе любовницу, а Ольга узнав об этом решила подать на развод. Но так и не добившись расторжения брака, она до конца дней оставалась женой Пикассо. Страдая депрессиями, мучаясь ревностью и злобой, умерла в одиночестве от рака в 1955 году. Таков был печальный финал их великой любви.

Мещанский быт

У всех есть прошлое. У Пикассо и Хохловой это прошлое было слишком разным. Он, познавший абсолютную нищету, никогда не гнушавшийся отношениями с самыми низами общества, вдруг оказался с женщиной, привыкшей вращаться в высших кругах. Для нее более естественными были светские приемы, а не пьяные посиделки на Монмартре. И Пикассо «поддался влиянию».

Проявлялось это постепенно, сначала в одежде, наконец-то он смог пойти к хорошему портному: у него были деньги, у его жены – хороший вкус. И вот бывшие приятели лицезрели мсье Пикассо в дорогом костюме, а из жилетного кармана у него выглядывали золотые часы. Вслед за часами в жизни бывшего завсегдатая Бато-Лавуар появились породистые собаки, шофер, прислуга и апартаменты в фешенебельном отеле «Лютеция».

Прежние приятели были шокированы такими резкими переменами и видели в них «порочное» влияние русской аристократки, которую обвиняли в чрезмерном расточительстве. Сам же художник, казалось, был абсолютно доволен жизнью.

Ольга была начитана, хорошо воспитана и имела прекрасные манеры, что позволило чете Пикассо быстро влиться в высшие круги парижского общества. Раньше Пикассо открыто презирал этих людей, теперь же они выстраивались в очередь, чтобы он написал их портрет.

Влияние жены проявилось и в творчестве. Первая, счастливая, половина их брака ознаменовалась возвратом к классической манере. Ольга как-то сказала мужу, что хочет узнавать свое лицо на его портретах. Пикассо поддался этой просьбе – так появилось множество ее одиночных портретов, а позже портретов с сыном (Пауло родился в 1921 году).

Хохлова с сыном

Но к концу 1920-х счастливой семейной жизни пришел конец. В то время как для Ольги спокойная жизнь обеспеченных буржуа была идиллией, ее супруга такое положение дел удручало. Сыграла тут свою роль и разница в сексуальных темпераментах: ему нужно было больше, и в этот момент он встретил Марию-Терезу.

Работы военного времени (1937-1945)

«Фазан» 1938

«Голова женщины в шляпе» 1939

«Мария Тереза в венке» 1937

«Мастерская художника» 1943

«Майя с куклой» 1938

«Молящая» 1937

«Натюрморт» 1945

«Плачущая женщина с платком» 1937

«Птицы в клетке» 1937

«Раненная птица и кот» 1938

«Склеп» 1945

«Женщина в красном кресле» 1939

В 1946 году художник работал над картинамии панно для замка семьи Гримальди в Антибе (курортный город Франции). В первом зале замка было установлено панно под названием «Радость жизни».  Основными персонажами этого пано были сказочные существа, фавны, кентавры и обнаженные девушки. 

«Радость бытия» 1946

В этом же году Пабло познакомился с молодой художницей Франсуазой Жило, с которой они поселились в замке Гримальди. Позже у Пикассо и Франсуазы родились двое детей — Палома и Клод. В это время художник часто рисовал своих детей и Франсуазу, но долгой идиллия не продлилась: в 1953 году Франсуаза забрала детей и ушла от Пабло Пикассо. Франсуаза больше не могла терпеть постоянные измены художника и его тяжелый характер. Это расставание художник переживал очень тяжело, что не могло не отразиться на творчестве. Доказательство тому рисунки тушью, на которых уродливый старик-карлик с красивой молодой девушкой.

Один из самых известных символов «Голубя мира» был создан в 1949 году. Впервые он появился на Всемирном конгрессе сторонников мира в Париже.

В 1951 году Пикассо была написана картина «Резня в Корее», которая повествует о зверствах той «забытой» войны.

«Резня в Корее» 1951

В 1947 году художник переезжает на юг Франции, в город Валлорис. Именно в этом городе он увлекся керамикой. Вдохновила Пикассо на такое увлечение ежегодная выставка керамики в Валлорисе, которую он посетил еще в 1946 году. Особый интерес художник проявил к изделиям из мастерской Мадура, в которой он позже и работал. Работа с глиной позволяла признанному живописцу и графику забыть ужасы войны и окунуться в иной радостный и безмятежный мир. Сюжеты для керамики самые простые и незамысловатые — женщины, птицы, лица, сказочные персонажи… Керамике Пикассо даже посвящена книга «Керамика Пикассо» И. Каретников, вышедшая в 1967 году.

Пикассо в мастерской Мадура

Керамика Пикассо в музее, Париж

Сравнивая работы Пикассо с керамикой античных времен можно найти некоторые сходства:

В 1958 году для парижского здания ЮНЕСКО была написана композиция «Падение Икара».

«Падение Икара»

*

Единственное письмо, которое в 1929 году Владимир Набоков, будущий великий, а пока неизвестный писатель, написал своей жене, содержит только два слова и один восклицательный знак: «Таис поймана!» Может быть, он кладёт это письмо ей на кровать, пока она ещё спит в залитой солнцем комнате в Ле-Булу в Пиренеях — там, в маленькой гостинице, они проводят свой первый настоящий отпуск. А та, кого он поймал, — бабочка, редкий испанский представитель семейства парусников, и Вера улыбается, видя записку, она знает, что её муж ничего не любит так сильно, как бродить ранним утром по лугам, когда ботинки намокают от ночной росы, и ловить белым сачком бабочек.

А саму Веру Владимир Набоков несколькими годами ранее поймал с помощью слов, которые адресовал ей через газету русских эмигрантов Руль в виде стихотворения под названием «Встреча(И странной близостью закованный…)». В нём были строки, понятные одной ей: «Еще душе скитаться надо. Но если ты — моя судьба…» Вскоре скитания неспокойного сердца закончились, и он понял, что его судьба — Вера. И Владимир Набоков написал: «Должен сообщить тебе одну вещь…Может быть, эту вещь я уже тебе сообщал, но на всякий случай сообщаю еще раз

Кошенька, это очень важно, — пожалуйста, обрати внимание. Есть немало важных вещей в жизни, например теннис, солнце, литература, — но эта вещь просто несравнима со всем этим, — настолько она важнее, глубже, шире, божественнее. Эта вещь — впрочем, нет нужды в таком долгом предисловии; прямо скажу тебе, в чем дело

Вот: я люблю тебя»

Эта вещь — впрочем, нет нужды в таком долгом предисловии; прямо скажу тебе, в чем дело. Вот: я люблю тебя».

И Вера, эта яркая и редкая бабочка, поняла, что хватит порхать. Они поженились и стали пробивать себе путь в таком странном Берлине двадцатых годов. Большинство русских, бежавших в Германию после Октябрьской революции, давно уже перебрались в Париж. Вера занимается переводами и работает в адвокатской конторе, Владимир даёт уроки тенниса, снимается в массовке на студии UFA, обучает смышлёных мальчиков из Груневальда шахматам, а пожилых дам — русскому языку. Но, разумеется, больше всего он пишет. И этот замечательный отпуск на юге весной 1929 годаони смогли позволить себе благодаря издательству Ull­stein, которое действительно издало сначала фрагмент, а потом и целый роман «Король, дама, валет» и выплатило Набокову огромную сумму в 7500 марок. А тот, кстати, описал в книге своё с Верой счастье:

«Он давно заметил эту чету, — они мелькали, как повторный образ во сне, как лёгкий лейтмотив, — то на пляже, то в кафе, то на набережной. Но только теперь он осознал этот образ, понял, что он значит. У дамы в синем был нежно-накрашенный рот, нежные, как будто близорукие глаза, и её жених или муж, большелобый, с зализами на висках, улыбался ей, и по сравнению с загаром зубы у него казались особенно белыми. И Франц так позавидовал этой чете, что сразу его тоска ещё пуще разрослась». Вера и Владимир Набоков — очень необычная пара, потому что они счастливы вместе сейчас и останутся счастливыми в будущем.

️ Больше о любви и ненависти

Жаклин Рок

.

Сидящая женщина в турецком костюме. (1955). / Жаклин Рок.

Последний двадцатилетний отрезок жизни рядом с Пикассо была последняя страсть художника – красивая и молодая Жаклин Рок, ставшая второй законной его женой в 1961 году. До того она была секретаршей и натурщицей мэтра, и именно она залечила душевные раны, которые терзали Пикассо после ухода Франсуазы Жило.

Портреты Жаклин Рок. (1954-г.г).

Покорив художника своей преданностью, заботой и влюбленностью, которые так необходимы были престарелому Дон-Жуану, Жаклин стала единственной его отрадой. За годы жизни с которой, Пабло написал около четырехсот ее портретов. А жена возвела личность супруга в культ, называя его «великим маэстро», и окружила его раболепным обожанием. А что ему еще было нужно?

Жаклин в студии. (1956г.).

В 92 года, умирая на своей французской вилле, владелец миллиардного состояния великий живописец Пабло Пикассо время от времени разглядывал свои работы и размышлял: «Я все время думаю о смерти. Она всего лишь женщина, которая никогда не покинет меня».

Непростая семейная жизнь

Вот только семейная жизнь Пабло Пикассо быстро наскучила. Жена гораздо больше внимания уделяла ребенку, чем ему. К тому же, как пишут Дарина Григорова и Татьяна Виноградова в книге «Великие люди, которые изменили мир», в 1927 году Пикассо познакомился с 17-летней Марией-Терезой Вальтер. Девушка абсолютно не интересовалась живописью и даже не знала, кто такой Пикассо. Однако Мария-Тереза стала самым большим сексуальным увлечением живописца. Эта страсть не знала никаких табу, потому как новая возлюбленная с радостью соглашалась на любые (даже садистские) эксперименты в постели.

Потерявший рассудок Пикассо захотел расстаться с надоевшей ему Хохловой. Однако Ольга, если верить Елене Арсеньевой, автору книги «Грешные музы», отказалась покидать дом неверного супруга. Пабло Пикассо вымещал всю ненависть к упрямой Ольге на полотнах, изображая ее то в виде лошади, то старой мегеры. Ситуация усугублялась тем, что художник не желал оформлять официальный развод с Хохловой, так как в этом случае он потерял бы половину своего состояния. И это обстоятельство усиливало неприязнь, которую испытывал Пикассо к Ольге.

Разрыв

Ольга Степановна Хохлова не оставила «Русский балет». Уже в 1919 году она отправляется на новые гастроли. На этот раз танцует в постановке «Треуголка» в Лондоне. Пикассо снова работает с Дягилевым. Он отвечает за костюмы и декорации. «Треуголка» имела большой успех во многих европейских странах — в испанской Альгамбре, в Парижской опере. Поначалу молодожены были счастливы вместе. Часто появлялись на публичных мероприятиях в высших кругах французского общества. В 1921-м Ольга Хохлова родила от Пикассо сына — Пауло.

Ухудшения в отношениях начались с 1926 года. Вскоре после этого у Пикассо появилась новая возлюбленная — француженка Мари-Тереза Вальтер, которой было всего 17 лет. Хохловой на тот момент исполнилось уже 36.

Согласно исследованиям биографов, художнику на протяжении многих лет удавалось скрывать любовницу от Хохловой. Она узнала о неверности супруга только через 7 лет, когда Мари-Тереза уже ждала от Пикассо ребенка. Девочка появилась на свет в 1935 году.

Сразу после этого Хохлова забрала сына, подала на развод и уехала на юг Франции. Между супругами был заключен брачный контракт, однако Пикассо отказался его выполнять. Согласно документам, после развода имущество было необходимо поделить поровну. Художник этого не желал, в результате Хохлова осталась его официальной женой до самой смерти.

Как понять картины Пикассо

А теперь главный вопрос: как же понять работы Пикассо.

Пикассо виртуозно издевался над формой.

Сначала он деликатно вытягивал ее в своём Голубом периоде.

Пабло Пикассо. Две сестры. 1902. Эрмитаж, Санкт-Петербург. Hermitagemuseum.org.

Потом осмелел и начал дробить ее в коллажах и кубизме.

Затем надувал женщин, как воздушные шарики.

А ещё разбивал на мелкие осколки и «склеивал» их кое-как.

Пабло Пикассо. Плачущая женщина (Дора Маар). 1937. Музей Пикассо, Париж. Artchive.ru.

Мы недоуменно смотрим на то, как форму и линию искажают и рушат каноны классического искусства. И пытаемся понять, за что же он так!

Но все это Пикассо делал с одной целью. Чтобы показать СУТЬ вещи или человека, а не их ИЗОБРАЖЕНИЕ.

Я попробую это объяснить на примере двух его работ.

1. Груша, 1914.

Пабло Пикассо. Композиция с разрезанной грушей. 1914. Эрмитаж, Санкт-Петербург. Hermitagemuseum.org.

На картине «Натюрморт с разрезанной грушей» мы НЕ видим изображение груши. Но мы видим кусочки холста в крапинку, и мы вспоминаем о подобной текстуре грушевой мякоти. Нежный бежевый и коричневый тоже ассоциируются с грушей. Уже не говоря о характерной дуге.

Все эти обрывки образа груши вызывают у нас не только зрительное воспоминание о груше, но и о ее вкусе, и том, какая она на ощупь.

Художник запускает в нашем мозгу цепочку ассоциаций, и вот ОН – полнокровный образ Груши.

2. Сон, 1932.

Пабло Пикассо. Сон. 1932. Частная коллекция. Ru.wikipedia.org.

Во время изматывающего брака с Ольгой Хохловой Пикассо случайно встретил юную Марию-Терезу.

Он, конечно, писал ее. Лицо в стиле кубизма – показано одновременно с двух точек зрения, и в профиль, и анфас. Это прямое указание на двойственную природу этой женщины.

Пикассо показывает нам, что чувственность и мягкость преобладали в этой женщине. Поэтому в целом образ соткан из плавных и округлых линий.

Но при этом в ней была заложена вторая сторона. Физически она была слегка мужеподобна, с узкими бёдрами и широкими плечами. И эту часть художник нам тоже показывает.

Мария-Тереза вся как бы разделена на две части. Одна часть с приоткрытой грудью, другая – как будто плоская. Одна – розового оттенка, другая – холодного бледно-желтого.

Да и фон двоякий. Слева – мужские полоски, справа – женские цветочки.

Вот такой вот Инь и Янь по-пикассовски.

Андрей Аллахвердов. Пабло Пикассо. 2020. Частное собрание (всю серию портретов художников XIX-XX веков смотрите на сайте allakhverdov.com).

Как мне кажется, у Пикассо получилось показать самую большую фигу Ее Величеству Фотографии. Ведь фотография может передать любое изображение. А вот суть вещи – едва ли. Зато это может Живопись и Пикассо.

***

Если Вам близок мой стиль изложения и Вам интересно изучать живопись, я могу отправить Вам на почту бесплатный цикл уроков. Для этого заполните простую форму по этой ссылке.

Комментарии других читателей смотрите ниже. Они часто являются хорошим дополнением к статье. Ещё вы можете поделиться своим мнением о картине и художнике, а также задать вопрос автору.

Работы «голубого» периода (1901-1904)

«Завтрак слепого» 1903

«Суп» 1902

«Мать и дитя» 1903

«Любительница абсента» 1901

«Гладильщица» 1904

«Нищий старик с мальчиком» 1903

«Жизнь» 1903

«Две сестры (Свидание)» 1902

«Голубая комната (Ванна)» 1901

«Гурман» 1901

«Сидящая женщина в капюшоне» 1902

В «розовом» периоде (1904 — 1906) главной темой в творчестве художника был цирк и его персонажи — акробаты и комедианты. Преобладали яркие жизнерадостные цвета. Любимым персонажем этого периода можно назвать арлекина, который наиболее часто встречался в работах Пикассо. Помимо цирка вдохновляла его еще и модель Фернанда Оливье, с которой познакомился в 1904 г., в самом начале «розового» периода. Её же была музой художника на протяжении всего периода.

Мари Франсуаза Жило

Бюст Франсуазы. (1946). / Франсуаза Жило.

В 1943 году во время оккупации Парижа Пабло знакомится с девушкой, полностью изменившей его судьбу. Ему было 62 года, а ей — 22. Франсуаза Жило стала не только женой, но и самой талантливой ученицей Пикассо. Многое взяв от мастера, она выработала собственный стиль и стала известной художницей.

Портрет Франсуазы. (1946).

И только с Франсуазой Пикассо познает новые радости жизни. Эта удивительная женщина, подпитывала его творческой энергетикой, при этом, не растрачивая свою. Именно она смогла показать Пабло, что семейная жизнь – это не тяжкое бремя, и что два любящих человека могут быть счастливыми в семье. Она родила ему детей — сына Клода и дочь Палому, получивших фамилию Пикассо, которые после смерти отца стали владельцами части его многомиллиардного состояния.

«Женщина-цветок» (1946). / Франсуаза Жило.

Франсуаза Жило отличалась от всех женщин Пикассо сильным характером. Поэтому узнав об измене Пабло — сама ушла от него, не дав себе попасть в список брошенных и опустошенных женщин.

Франсуаза, Клод и Палома. (1951).

В 1964 году Жило стала знаменитой как писательница, опубликовав автобиографию «Моя жизнь с Пикассо», где в полной мере изложила свои взаимоотношения со знаменитым художником в 1943—1953 годах. Не упустила случая гражданская жена рассказать и об отношениях своего мужа с другими женщинами. После выхода мемуаров Франсуазы Пикассо прекратил отношения и с ней, и их детьми.

Работы «синтетического» кубизма (1912-1917)

«Человек у камина» 1916

«Человек в цилиндре» 1914

«Бокал и игральные карты» 1912

«Гитара» 1912

«Натюрморт с фруктами на столе» 1914-1915

«Пьедестал» 1914

«Столик в кафе (Бутылка Перно)» 1912

«Харчевня (Ветчина)» 1914

«Зеленый натюрморт» 1914

«Человек с трубкой, сидящий в кресле» 1916

Несмотря на то, что кубизм активно критиковали многие, работы этого периода хорошо продавались и  Пабло Пикассо наконец-то прекратил нищенствовать и переехал в просторную мастерскую.

Следующим периодом в творчестве художника стал неоклассицизм, которому положила начало женитьба Пикассо на русской балерине Ольге Хохловой в 1918 г. Этому предшествовала работа Пабло над декорациями и эскизами костюмов к балету «Парад» 1917 г. Именно выполняя эту работу художник познакомился с Ольгой Хохловой.

Занавес к балету «Парад» 1917

Программка балета Парад с рисунком Пикассо. 1917

Китайский маг, в костюме Пикассо, современная интерпретация, 2003

Персонаж французского «управителя» (зазывалы)

Этот период очень далек от кубизма: реальные лица, светлые тона, правильные формы… На подобные перемены в творчестве его вдохновляла русская жена, которая привнесла много нового в жизнь Пабло. Поменялся даже образ жизни художника — посещение светских раутов, костюмированных балетов и т.д. Одним словом Пикассо начал вращаться в светской среде, что ранее ему было чуждо. За такой резкий переход от кубизма к классицизму Пикассо многие критиковали. На все претензии художник ответил в одном из своих интервью: «Всякий раз, когда я хочу что-то сказать, я говорю в той манере, в которой, по-моему ощущению это должно быть сказано».

Знакомство в Риме и венчание в Париже

Знакомство Пабло Пикассо с Ольгой Хохловой можно назвать чудом. Дело в том что, если верить Елене Селестиной, автору книги «Свидетель Пикассо», художник просто ненавидел путешествия. Однако в 1917 году Жану Кокто удалось уговорить Пикассо съездить в Рим, для того чтобы принять участие в одной из постановок Русского балета Дягилева. Именно тогда и именно там судьба и свела Пабло Пикассо с балериной Ольгой Хохловой. Он долго и настойчиво ухаживал за ней, следовал за ее труппой по всей Европе. В конце концов Ольга сдалась. Пикассо познакомил невесту со своей матерью. Правда, пожилая женщина предупредила Хохлову, что ни одна женщина не найдет счастья с ее сыном.

Но балерина не придала словам будущей свекрови должного значения. Влюбленные обвенчались в русской православной церкви в Париже, а вскоре на свет появился их общий сын Поль. Наверняка поначалу супруги были счастливы. По крайней мере, по мнению Сергея Гущина и Александра Щуренкова, авторов книги «Как понимать современное искусство», об этом свидетельствуют идиллические полотна Пикассо той поры. Взять хотя бы Хохлову, изображенную художником в образе Мадонны с младенцем, многочисленные портреты Поля, а также картины семейного отдыха.

Новые музы

Это произошло в январе 1927 года. 46-летний Пикассо, прогуливаясь мимо Галереи Лафайет, встретил 17-летнюю Марию-Терезу Вальтер, ставшую его следующей музой. Трудно сказать, догадывалась ли Ольга о происходившем за ее спиной. Возможно. Может быть, она считала, что мимолетная интрижка закончится сама собой, как это принято в обществе, может быть, просто не хотела замечать очевидное.

Мария-Тереза

Но настал момент, когда очевидное не замечать уже было невозможно. Мария-Тереза родила дочь. Отношения между Хохловой и Пикассо к тому моменту были хуже некуда, и усугублял их брачный контакт. Еще в самом начале, перед свадьбой, они подписали договор, в котором было прописано, что жене принадлежит половина всех доходов художника.

Тогда, в «далеком» 1917-м, это было естественным шагом. Пикассо, конечно, был знаменит, и довольно удачно продавал свои работы, но и Ольга прилично зарабатывала у Дягилева. Теперь же это стало первым препятствием для спокойного развода.

Вторым была религиозность Ольги, которая не могла себе представить, как могут развестись люди, обвенчанные в церкви. И ко всему прочему, Хохлова понимала, что кроме Пикассо в ее жизни практически не осталось родных людей, весь ее мир вращался вокруг мужа, которому она вдруг стала не нужна.

Классический портрет Хохловой

«Женщины для меня делятся на два типа — богини и тряпки», — еще один афоризм авторства великого испанца, тоже не добавляющий ему шарма. Отталкивая от себя нелюбимую жену, он намеренно создавал вокруг нее образ несдержанной истерички, чопорной ханжи, так легко подхваченный его окружением и отчасти биографами.

«Она слишком многого хотела от меня», — говорил художник о супруге. Для нее этот разрыв действительно стал очень тяжелым, она скандалила, пережила не один нервный срыв, а ее обида переросла в патологическую ревность и одержимость. Даже после окончательного расставания (в браке они официально состояли вплоть до смерти Хохловой в 1955 году) Ольга не оставляла бывшего мужа. Она написала ему сотни писем и даже преследовала его следующую пассию Франсуазу Жило.

Последние годы своей жизни Хохлова одиноко и тихо провела в Канне, великий супруг пережил ее почти на 20 лет и сменил за это время множество увлечений, самыми яркими среди которых были отношения с Дорой Маар и Жаклин Рок, его «официальной вдовой».

Наталья Попова

Из: Женский журнал «Апрель»

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Енот на Волге
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: