Венера с зеркалом

Портрет папы Иннокентия X (написана в 1650 году)

Картина находится на территории Рима, в галерее Дориа-Памфили. Многие эксперты называют данное произведение одним из лучших реалистических портретов. Папа Иннокентий X нарисован в своих парадных пышных убранствах, он сидит богато в своем украшенном кресле. Тем не менее это не классический парадный портрет, художник Диего Веласкес решил передать на своем холсте глубокий внутренний мир понтифика. Всего дважды он встречался в живую с Иннокентием X. Это было во время его визита в Вечный город в 1650 году. Эмоции от обеих встреч настолько сильно на него повлияли, что он сумел непревзойденно перенести эти ощущения в портрете.

Иннокентий X славился своей двуличностью и корыстолюбием. Смотря на полотно, мы видим недобрый взгляд коварного и действительно жесткого человека. Тем не менее в холодном свете его глаз можно прочитать подавленность: мы понимаем, что понтифик чем-то сильно озадачен. Именно таким для дьявола Веласкесу представился однажды папа. Он стал свидетелем личных переживаний столь выдающейся личности, которые понтифик не смог скрыть от посторонних. Не вызывает сомнений и тот факт, что это чрезвычайно умный и сообразительный человек. Иннокентий X, увидев свой портрет, восторженно воскликнул: «Слишком правдиво!» За этот портрет художник получил в качестве вознаграждения нагрудную цепь с изображением папы, находящимся в медальоне. Слава о столь талантливом и непревзойденном испанском живописце молниеносно пронеслась по всей Италии, из-за чего сразу же начали появляться многочисленные подражатели.

Тайны картины

Уж если речь зашла о монархах, то спешу отметить ещё одну необычную деталь картины. Как правило, члены правящего семейства находились в центре полотна (как в случае с инфантой). По этой логике король и королева должны были стоять рядом с маленькой принцессой.

Но их можно увидеть в зеркале, что висит на стене на заднем плане. Поразительно, но Веласкес предпочёл сделать центральными фигурами прислугу и карликов, а не монархов. И в этом – ещё одна новаторская “изюминка” живописца.

Сопровождать инфанту могли только фрейлины из самых аристократических семей

Но, конечно, самой таинственной личностью остаётся человек в дверях, виднеющийся в дальней части помещения. Кто это? Исследователи так и не смогли точно определить, с кого был написан этот образ. Быть может, это друг или родственник художника (а может, и королевского семейства), что часто захаживал в мастерскую Веласкеса. Существует предположение, что это гофмейстер королевы Хосе Ньето Веласкес, который, по всей видимости, был родственником художника.

Не менее загадочной деталью кажется и взгляд персонажей картины. При первом знакомстве с полотном может показаться, что они смотрят на зрителя, но это не так. На самом деле взоры персонажей обращены к зеркалу, то есть они смотрят на короля и королеву.

В зеркале видно отражение короля Филиппа и его супруги Марианны

В своей картине «Менины» Веласкес создал поистине новаторский вариант живописи. В первую очередь, им были использованы необычные приёмы и варианты отображения, что прежде никем не применялись. Он сохранил загадочность и некую недосказанность, однако подчеркнул, что главными людьми в придворной жизни являются вовсе не монархи. Веласкес выделил тех, кто ежедневно трудится на благо двора, создаёт атмосферу и постоянно суетится – именно такими людьми и являлись менины.

Картина уходит из семьи, и начинает приносить несчастья

Когда герцогиня скончалась, наследники решили продать всю коллекцию, включая и картину с Венерой. Покупателем стал Мануэль Годой, который по совместительству был фаворитом Королевы Испании.

Первый покупатель, тот самый королевский фаворит, имел огромное состояние, пока не стал обладателем картины Веласкеса. Положение его настолько ухудшилось, что он бежал из страны во время войны 1812 г., оставив своё имущество.

«Венера перед зеркалом» начала переходить от одних ценителей искусства к другим, разоряя своих владельцев.

Затем картина была куплена для национальной галереи в Лондоне. Её смогли увидеть все желающие посетители. Вместе с этим начали появляться слухи, что полотно так сильно влияет на психику людей. А некоторых буквально доводит до безумия.

Инцидент в галерее

Известен случай, когда одна особа хотела уничтожить работу и напала на неё с тесаком. Женщина смогла нанести полотну несколько порезов, прежде чем удалось её схватить. На допросе дама объяснила, что мотивом её поступка стало желание провести таким образом акцию протеста.

После этого случая полотно пришлось восстанавливать. Были проведены реставрационные работы, и оно вернулось в галерею. И до настоящего момента продолжает находиться там, доступное для просмотра всем посетителям.

Больше не было официально зафиксировано случаев, когда Венера оказывала какое-то мистическое, сильное влияние на психику людей.

Знаменитое полотно долгое время переезжало от одного владельца к другому, постоянно разоряя каждого из них. Возможно, банкротство этих семей является совпадением, но дурная слава плотно закрепилась за данным шедевром.

Влияние Интернета

Эдуард Мане « Олимпия» , 1863 г. На Мане большое влияние оказали картины Веласкеса, и мы можем увидеть в «Олимпии» пересказ эротизма и смелости субъекта Венеры в его зеркале.

Веласкес было мало непосредственных преемников и осталась относительно в тени до середины в XIX — го  века. Это еще более верно для этого полотна из-за его характера и того факта, что оно останется в частных коллекциях и не будет выставлено до 1857 года. Оно будет снова выставлено в 1890 году, затем в 1905 году и только с 1906 года, когда полотно поступило в Национальную галерею. полотно получило международную известность и известность благодаря репродукциям. Таким образом, визуальные и структурные новшества этого полотна до недавнего времени не были развиты другими художниками. За исключением нескольких художников, которые смогли увидеть полотно в течение его истории, в том числе Гойя и La maja nue , поэтому общее влияние полотна будет ощущаться очень поздно.

Поль Бодри Волна и жемчужина, 1862

Простота, с которой Веласкес изображает Венеру без украшений и принадлежностей, находит отклик в более поздних работах Энгра , Мане , Бодри и других. До этого времени поза Венеры лежа и спиной относительно редко. Мане в « Олимпии» перефразирует Венеру в ее зеркале , представив реальную женщину, а не эфирное видение богини. Олимпия смотрит прямо на наблюдателя, как Венера, но через зеркало.

Зеркало Венеры и Копье Марса

Зеркало Венеры и Копье Марса — общепринятые символы женского и мужского пола, а также планет Венера и Марс
Знаки пола ведут свою историю со времен Древнего Рима.

Зеркало венеры

Символ планеты Венеры. Также используется для обозначения женского пола двуполых животных.

Зеркало Венеры (+) — используется как обозначение:

  • женского пола
  • римской богини Венеры или греческой богини Афродиты
  • химического элемента медь
  • планеты Венера.

Первоначально Зеркало Венеры изображалось без перекладины, которая была добавлена позже, чтобы не придать символу языческий вид, и предположительно изображал зеркало или бусы. По другой версии Зеркало Венеры — трансформированный древнеегипетский символ жизни, Анкх. Алхимики обозначали этим знаком медь, из которого когда-то делали зеркала.

У алхимиков этот знак обозначал медь и пятницу («День Венеры»).
В биологии этим знаком обозначается женский пол (знак введен Карлом Линнеем, 18 век)

Копьё Марса

Символ планеты представляют щит и копье Марса.
Так же этот символ вторника (английское слово Tuesday произошло от имени тевтонского бога Тиу, которого отождествляли с Марсом: в латинском этот день называли dies Martis, «день Марса».) Знак соответствует также железу, металлу, в наибольшей степени ассоциирующемуся с этим богом.
С середины 18 века этим символом в биологии обозначают мужской пол.

Престижное повышение

Получить престижное место живописца при дворе короля Испании художнику Диего Веласкесу помог портрет знаменитого поэта Луиса де Гонгора-и-Арготе, который был ярым конкурентом и соперником Лопе де Веги. Работа настолько понравилась монарху, что тот решил заказать у живописца собственный портрет. Готовая картина настолько его поразила, что он пообещал, что никто кроме Диего Веласкеса не будет больше писать его таким образом. Итак, с 1623 года он завоевал эксклюзивное право писать картины обо всем королевском семействе, прославляя на своих полотнах Великую династию Габсбургов.

Поздний период творчества Диего Веласкеса

По возвращении в Мадрид Веласкес продолжал писать портреты членов королевской семьи, но в этот период были созданы две картины, считающиеся вершиной творчества великого художника: «Менины» и «Пряхи».

Д. Веласкес «Менины» (1656). Холст, масло. 318х276 см. Музей Прадо (Мадрид)

Второе название этой картины – «Семья Филиппа IV». Мастерская Веласкеса в королевском дворце в Мадриде. Художник пишет портрет Филиппа IV и его супруги Марианны, которые видны отраженными в зеркале, висящем на дальней стене. В центре стоит пятилетняя инфанта Маргарита, которая только что вошла в комнату со своей свитой. Веласкес создает впечатление семейного счастья, богатства и блестящего будущего маленькой принцессы, которая на момент написания картины была их единственной дочерью (Филипп на 30 лет старше своей второй жены и является её дядей). Пятилетняя девочка полна собственного величия. На фрейлину она не обращает внимания. Взгляд девочки и почти всех присутствующих обращён к королевской чете, сидящей перед картиной. Инфанта показывает им, как она может себя держать. При королевском дворе обычно заводили шутов и карликов – они изображены в нижнем правом углу картины. На их фоне придворные наделялись чувством собственного превосходства. На картине изображён и сам художник Диего Веласкес. Диего Веласкес скончался на 62-м году жизни и был похоронен в церкви Иоанна Крестителя в Мадриде, позже там же была похоронена и его жена. Во время наполеоновских войн в Испании и церковь, и могилы были уничтожены французами.

  • < Назад
  • Вперёд >

Кто изображён на картине?

Одной из главных загадок картины является изображённый на ней образ. Существует несколько разных версий, кого на самом деле написал художник и представил в виде прекрасной Венеры.

На картине женщина изображена спиной к зрителям. Её лицо отражается в зеркале, в которое она смотрит. Но разглядеть чёткие черты лица невозможно из-за того, что эта часть работы довольно мутная, затемнённая и передаёт лишь общие штрихи. Можно расценить, что Веласкес хотел таким образом предоставить зрителю возможность самостоятельно дополнить образ, придав ему чёткие черты, исходя из индивидуальных представлений об идеале красоты.

Размытое лицо не позволяет точно определить, кого изобразил художник. Но это лишь породило множество версий по данному поводу. Основными являются две из них:

1. Картина была заказной и писалась для одного маркиза. В образе Венеры предстала его фаворитка и по совместимости танцовщицу Анну Дамину. Живописец специально размыл черты лица, чтобы зрители не смогли её узнать.

2. Вторая версия предполагает, что на полотне была возлюбленная самого Веласкеса. Художник провёл в Италии 4 года. На родине у него остались жена и ребёнок. Но существует версия, что во время этих итальянских путешествий живописец увлёкся своей коллегой, Фламинией Тривио. Именно её он и запечатлел на картине. Некоторые утверждали, что от этой связи у Веласкеса остался ребёнок.

Точно выяснить ту самую музу, что решил изобразить творец на полотне, не получится. Ответить на это мог только сам Веласкес. Но указанные версии являются основными из существующих.

Рамки для медалей

Багетное оформление орденов и медалей

Багетное оформление коллекционных предметов.
Профессиональное оформление орденов, медалей, значков.
При оформлении в багет орденов и медалей большое значение имеет правильное размещению орденов и медалей.
Ордена размещаются в виде композиции с определённой иерархией с учётом их внешнего вида и значимости.
В качестве фона используется зеленый бархат (сукно) для военных наград и синий – для спортивных.
Багетные рамки а3 для орденов и медалей.
Традиция памятных медалей, не несущих никакой наградной функции,
принадлежит великому российскому реформатору Петру I.
При его правлении монетный двор изготавливал памятные знаки в честь каких-либо
славных событий русской истории.
Тираж их был невелик, однако мастерство изготовления было почти ювелирным.
Рамки для коллекции памятных монет.
Медалью «В память 850-летия Москвы» награждаются:
участники обороны Москвы, награжденные медалью «За оборону Москвы»;
труженики тыла, работавшие в период Великой Отечественной войны 1941—1945 годов в
Москве и награжденные государственными наградами;
граждане, награжденные медалью «В память 800-летия Москвы» ;
граждане, внесшие значительный вклад в развитие Москвы.
Золотая медаль «За стабильное качество продукции и
высокое мастерство»
Памятные монеты, золотые и серебряные.

Живопись

В начале творческой биографии Веласкес имел репутацию художника, изображающего на своих холстах бедных крестьян и простолюдинов. Наиболее известными работами того периода считаются «Старуха, жарящая яйца», «Двое юношей у стола» и «Завтрак».

Диего Веласкес с поразительной точностью представлял на полотнах людей и окружавшие их предметы, делая упор на контрастном освещении фигур переднего плана и плотности письма. Подавляющая часть картин была выполнена с применением темного фона, который придавал им некоей выразительности и безвоздушности.

В 23-летнем возрасте Веласкес отправился в Мадрид с рекомендательным письмом к архиепископу Хуану Родригесу де Фонсеке. Архиепископ ознакомился с письмом, после чего представил Диего придворному герцогу Оливаресу.

«Старуха жарящая яйца»

Тогда же Оливарес заказал у молодого мастера свой портрет. Когда работа была завершена, герцог был впечатлен талантом Веласкеса, вследствие чего помог ему познакомиться с монархом Филиппом IV. Уже в следующем году его поселили в Мадриде, заверив, что другие живописцы никогда не станут писать портреты короля.

Первый портрет Филиппа IV Диего создал в 1623 г. Правитель сразу рассмотрел в нем талант, поскольку сам обучался рисованию. Позднее он занял 1-е место в конкурсе живописцев, организованном королем, темой которого было изгнание мавров.

В результате, Веласкес удостоился должности камергера и стал придворным художником, имея все условия для полноценной жизни. В начале 1630-х годов он начал писать портреты королевской семьи и приближенных Филиппа IV. За годы творческой биографии он создал свыше 40 портретов монарха.

Любопытно, что кисти живописца принадлежит несколько работ с изображением королевских шутов и карликов, к которым он относился с уважением и состраданием. Тогда же Веласкес стал автором знаменитой картины «Христос на кресте», изобразив Мессию сразу после его мученической смерти.

В конце следующего десятилетия монарх отправил его в Италию, с целью покупки для королевской коллекции шедевров итальянской живописи и скульптуры. В Ватикане ему оказал теплый прием папа Иннокентий X, заказавший ему собственный портрет.

Спустя 3 месяца Диего Веласкес закончил работу, которая поразила весь Рим. Сам понтифик восторженно воскликнул – «Слишком правдиво!», после чего наградил автора золотой цепью и папской медалью. Одновременно с этим, мастера включили в состав Римской академии. Тогда же он завершил трудиться над картиной «Венера с зеркалом».

Домой Веласкес вернулся весной 1651 г., представив Филиппу приобретенные предметы искусства. В последующие годы биографии он приступил к написанию самых выдающихся произведений в своей карьере – «Менины» и «Пряхи».

Портрет папы Иннокентия X

Каждая из этих работ была наполнена глубоким подтекстом благодаря детализации, позам персонажей, их расположению и освещению. Данные полотна до сих пор являются предметом жарких дискуссий среди искусствоведов. Специалисты выдвигают разные версии относительно их сюжета и подтекста.

Последние портреты королевских особ кисти Веласкеса, создавались незадолго до кончины мастера. Они считаются одними из лучших произведений живописца. Например, в «Инфанте Маргарите Австрийской», техника Диего достигла своего пика: мигающие пятна цвета на широких поверхностях создают практически импрессионистический эффект 3-мерного пространства.

История создания

«Менины» – одна из самых знаменитых картин Диего Веласкеса. В старину менинами называли свиту, сопровождающую наследника престола. Наиболее распространённым этот термин был в Испании и Франции. Как я уже заметила, Веласкес служил при дворе Филиппа IV, а потому сцены из придворной жизни часто появлялись на его полотнах. Впрочем, «Менины» во многом отличаются от других работ живописца.

Созданное в 1656 году творение по праву считается одним из самых изученных полотен европейских художников. К тому времени Веласкес уже имел должность камергера при дворе. Она позволила ему скопить значительное состояние, но дела занимали слишком много времени, которое могло бы пригодиться для создания новых работ.

В ту пору Веласкес писал редко, а потому каждая из картин была поистине особенной. Несмотря на то, что и сегодня учёные продолжают изучать «Менины», творение это хранит массу неразгаданных тайн.

Диего Веласкес «Автопортрет», 1645 годМестонахождение: Галерея Уффици, Флоренция, Италия

Загадки и тайны

«Менины» была предназначена для короля и сначала висела в его личном кабинете.

Но дата картины усложняет то, что именно Веласкес намеревался сделать с этой массивной работой.

В ранней описи королевской коллекции, составленной после смерти короля Филиппа IV в 1666 году, упоминается произведение Веласкеса 1656 года, изображающее Маргариту с ее фрейлинами и женщиной-карликом.

Описание подходило — и, поскольку принцесса родилась в 1651 году, а ей, судя по всему, было пять или шесть лет на полотне, даты совпадали. Но эта интерпретация осложняется орденом Сантьяго, нарисованным на груди портретиста: известно, что автор не был посвящен в рыцари до ноября 1659 года.

Начиная с Паломино, различные ученые предполагали, что красный крест был добавлен к картине позже, по указанию короля. Паломино считал, что эта работа изначально была частью кампании Веласкеса по достижению рыцарского звания.

Сам живописец

Он рассматривал монументальное полотно как пример стремления художника к вечной славе, средство сохранения собственного имени и связи с королевской семьей. «Имя Веласкеса будет жить из века в век так же долго, как и имя прекрасной Маргариты, в тени которой увековечен его образ», — писал историк.

Полотно хранилось в королевском дворце до 1819 года, когда его перевезли в Прадо. Но даже до этого немногие привилегированные люди, видевшие его, отмечали новизну изображения художника рядом с членами королевской семьи.

«Эта картина больше похожа на портрет Веласкеса, чем на портрет императрицы», — сказал португальский писатель Феликс да Коста, увидевший полотно в 1696 году. Хотя первоначально она была названа как «Семья Филиппа IV», в 1843 году ей дали название «Менины» в попытке признать ее статус гораздо больше, чем традиционный семейный портрет.

В наше время реставраторы, исследовавшие произведение, уверяют, что на не нет двух различных слоев краски. Таким образом, крест был частью оригинала — свидетельства, которые привели к новым теориям.

Хотя большинство ученых продолжают датировать подлинник 1656 годом, Браун предложил скорректированную временную шкалу — между 28 ноября 1659 года, когда Веласкес был посвящен в рыцари, и апрелем 1660 года, когда он помогал королю в экспедиции в Пиренеи для встречи с французами.

Учитывая это, автор создал величайшее произведение искусства всего за четыре месяца. Браун утверждает, что «Менины» была благодарственным подарком для короля, после того как Веласкес был награжден орденом Сантьяго — высшей честью. Диего дважды пытался вступить в элитный Орден, но ему отказали из-за его статуса художника, несмотря на поддержку Папы и Филиппа.

Мастиф

В Испании XVII века художники были на том же социальном уровне, что и кузнецы или портные, так как им платили за труд, который они делали своими руками. Большую часть своей карьеры Веласкес боролся за то, чтобы поднять статус искусства в Испании до такого же уровня уважения и восхищения, как и в Италии.

Недавно была выдвинута новая интерпретация, предполагающая, что портрет мог быть заказан в свете некоторых очень специфических обстоятельств. В то время, когда была написана «Менины», наследный принц Бальдассаре Кастильоне погиб в результате несчастного случая на верховой езде, и инфанта Маргарита стала единственным оставшимся в живых ребенком короля.

Есть предположение, что до рождения Карлоса II монархия рассматривала возможность подготовки принцессы к управлению страной, как королева Кристина Шведская.

Еще одно изображение Маргариты

Широко распространено мнение, что сценарий, который мы видим, воображаемый. Веласкес, конечно, видел каждую из частей полотна своими глазами, но он создал их вместе, сплетая повествование в соответствии со своими собственными целями. «Факты превращаются в вымысел», — пишет Браун. Произведение это «чисто продукт воображения художника».

Зеркало — это одна из многих давних тайн. Ученые не уверены, отражает ли он реального короля и королеву или нарисованный портрет пары, который появляется на холсте, над которым работает Веласкес. Из-за того, как художник играл с перспективой, можно было бы привести аргументы в пользу любого сценария.

Биография Веласкеса

Диего Веласкес появился на свет 6 июня 1599 года в испанской Севилье. Он воспитывался в семье Хуана Родригеса и его жены Иеронимы. У своих родителей он был старшим из 8 детей.

Еще в детские годы биографии Диего стал проявлять прекрасные художественные способности. В результате, он начал обучаться живописи у Франсиско де Эрреры Старшего, но вскоре стал учеником Франсиско Пачеко.

Именно у Пачеко юный Веласкес приобрел первые технические и эстетические навыки. В возрасте 17 лет он уже состоялся как независимый художник, войдя в состав городской корпорации живописцев. Тогда же, он задался целью работать при дворе короля.

Картина уходит из семьи, и начинает приносить несчастья

Когда герцогиня скончалась, наследники решили продать всю коллекцию, включая и картину с Венерой. Покупателем стал Мануэль Годой, который по совместительству был фаворитом Королевы Испании.

Первый покупатель, тот самый королевский фаворит, имел огромное состояние, пока не стал обладателем картины Веласкеса. Положение его настолько ухудшилось, что он бежал из страны во время войны 1812 г., оставив своё имущество.

«Венера перед зеркалом» начала переходить от одних ценителей искусства к другим, разоряя своих владельцев.

Затем картина была куплена для национальной галереи в Лондоне. Её смогли увидеть все желающие посетители. Вместе с этим начали появляться слухи, что полотно так сильно влияет на психику людей. А некоторых буквально доводит до безумия.

Инцидент в галерее

Известен случай, когда одна особа хотела уничтожить работу и напала на неё с тесаком. Женщина смогла нанести полотну несколько порезов, прежде чем удалось её схватить. На допросе дама объяснила, что мотивом её поступка стало желание провести таким образом акцию протеста.

После этого случая полотно пришлось восстанавливать. Были проведены реставрационные работы, и оно вернулось в галерею. И до настоящего момента продолжает находиться там, доступное для просмотра всем посетителям.

Больше не было официально зафиксировано случаев, когда Венера оказывала какое-то мистическое, сильное влияние на психику людей.

Знаменитое полотно долгое время переезжало от одного владельца к другому, постоянно разоряя каждого из них. Возможно, банкротство этих семей является совпадением, но дурная слава плотно закрепилась за данным шедевром.

Внешние ссылки

  • Ресурсы изобразительного искусства  :

Работы Диего Веласкеса (выборка)

Севильский период Трое мужчин за столом, обед  · Тайная вечеря в Эммаусе  · Старуха жарит яйца  · Христос в доме Марфы и Марии  · Преподобная мать Херонима де ла Фуэнте  · Водовоз Севильи
Вознесение ко двору Портрет Луиса де Гонгора-и-Аргота  · Филипп IV  · Портрет младенца Дона Карлоса  · Демокрит / Географ  · Триумф Вакха
Первая поездка в Италию Туника Иосифа  · Кузница Вулкана  · Вид на сад Виллы Медичи в Риме (павильон Ариадны)  · Вид на сад Виллы Медичи в Риме (вход в пещеру)
Художественная зрелость
Дворовые портреты Филипп IV в коричневом и серебряном  цвете · Филипп IV во Фраге  · Принц Бальтасар Карлос с карликом  · Принц Бальтасар Карлос  · Хуан Мартинес Монтаньес  · Дама с веером  · Донья Антония де Ипеньярриета-и-Гальдос и ее сын дон Луис
Мифология и древность Рокби Венера  · Остальной Марс  · Меркурий и Аргос  · Эзоп  · Менипп
Конные портреты Конный портрет принца Бальтазара Карла  · Филипп III на коне  · Конный портрет Маргариты Австрийской  · Конный портрет Елизаветы Французской  · Конный портрет Филиппа IV
Шуты Пабло де Вальядолид  · Франсиско Лескано, дитя Вальекаса  · Шут дон Диего де Аседо, двоюродный брат  · Шут дон Себастьян де Морра  · Шут «Калабасильяс»  · Шут Барбаросса
Другой Искушение святого Фому Аквинского  · Сдача Бреды или копий  · Портрет молодого человека  · Христос Распятый  · Святой Антоний Аббат и Сент — Пол, первый Отшельник
Вторая поездка в Италию Хуан де Пареха  · Иннокентий Икс
Художественная наполненность Инфанта Мария-Тереза  · Филипп IV  · Инфанта Маргарита в синем  · Принц Филипп Проспер  · Басня об Аракне, или Прядильщицы  · Семья Филиппа IV, или Менины
Приложение: Полный список картин Диего Веласкеса.
  • Портал живописи
  • Портал XVII — го  века
  • Портал Испании
  • Портал греческой мифологии
  • Лондонский портал

Портрет Маргариты

Диего Веласкес, являясь придворным служителем испанской короны, часто на своих полотнах рисовал членов королевской семьи. Это не только было очень популярно, но и помогало подчеркивать могущество и выдающееся благородство правящей династии. Одним из великолепных примеров таких работ является картина Диего Веласкеса «Маргарита», написанная в 1655 году. Этот портрет является важным событием в творчестве художника, его смело можно отнести к зрелому периоду его искусства. В это время Веласкес написал большое количество портретов дочери короля Филиппа IV, в последствии ставшей императрицей Римской империи.

На картине мы видим маленькую девочку, одетую в официальный наряд. У нее холодный и надменный взгляд, какой и должен быть у представителя столь великой династии. Осанка тоже отображает в девочке прямую принадлежность к королевскому роду.

Тем не менее, несмотря на всю чопорность и статичность фигуры, художник сумел передать детали лица с малейшими подробностями: мягкость линий, золото ее волос, нежные слегка пухлыми губы. Это помогает придать портрету некую теплоту и детскую нежность, что сильно контрастирует с внешним строгим обличием.

Если вы хотите увидеть воочию этот великолепный портрет Диего Веласкеса, тогда вам стоит отправиться в Лувр, один из самых известных и роскошных музеев на территории не только Европы, но и всего мира. Картина относится к стилю барокко.

Церковная цензура и необычный сюжет знаменитого шедевра

Картина «Венера с зеркалом» уникальна, поскольку это единственное творение Диего Веласкеса в таком стиле, сохранившееся до наших времен. Нарисовать придворному художнику обнаженную женскую натуру в то время было не менее опасней, чем попробовать посягнуть на престол или папский авторитет. Посему церковь крайне четко определяла правила написания подобных картин.

С оригинала разрешалось срисовывать только лицо и руки, остальное нужно было воспроизводить по гравюрам древних немецких мастеров. Посягнувший на эти правила отлучался от церкви, и даже мог лишиться головы. Сложности добавляло и то, что испанские вельможи весьма охотно доносили друг на друга.

Художники из других стран особо не стремились в то время попасть в Испанию. Но Веласкес родился и вырос в своей стране, и могучая смесь творческого таланта с горячей испанской кровью не желала мириться с этими ограничениями. Его решение показать миру свое творение «Венера с зеркалом», проявить себя именно с этой стороны в живописи, было явно продиктовано не простыми обстоятельствами и большим риском. Что двигало им в тот период и какие события предшествовали этой работе?

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Енот на Волге
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: