Физические свойства витража в интерьере

Используемые инструменты

Для создания витражей мастера пользуются шлифовальной машиной, стеклорезом, паяльником и линейкой на присосках. Вещества для окраски и спайки продаются в виде порошка, поэтому для их распределения существует специальное ситечко.

В работе могут понадобиться следующие материалы: кисти, металлическая лента, клей и транспарентные краски. Если вы являетесь творческой личностью и желаете самостоятельно освоить витражное дело, то у вас есть такая возможность. Для этой цели издаются обучающие пособия и выпускаются материалы и инструменты, которые можно приобрести в специализированных магазинах.

Классификация, разновидности витражей

Признак

Варианты
Временной период

Специального временного деления для витражных конструкций не существует, используют общую для всего стиля классификацию, в национальных традициях разных стран названия могут отличаться. Наиболее распространённой является французская периодизация:

  1. Ранняя готика. Технологии были в значительной степен заимствованы в предыдущей романской традиции. Отличие заключалось в больших размерах окон. Витражи состоят из множества сюжетных сцен.
  2. Зрелая или лучистая(в английской традиции называется «»). Окна с более сложной прорисовкой, акцент в витраже делается на один сюжет или изображение.
  3. Поздний период — пламенеющая или пламенная готика. Витражные рисунке в большей степени выглядят, как сложная художественная роспись по стеклу.
  4. Период готического возрождения XIX века.Появляется много витражей на светскую тему в жилых и общественных зданиях, которые изготавливаются с учётом современных (для 19 в.) технологий.
  5. Неоготика XX века. Современный витражи на разнообразную тему, зачастую отражают веяния моды времени, например, с авангардными сюжетами.
Национальные направления
  1. Французская готика считается эталоном стиля, так как именно во Франции зародился стиль и было наиболее развито витражное искусство.
  2. Английская готика изначально копировала французский стиль, но со временем появилось множество собственных уникальных элементов.
  3. Немецкий готический стиль(поздняя готика).  На месте современной Германии существовало множество автономных княжеств, поэтому «немецкая традиция» — это условное название, объединяющее несколько направлений. Также, этот стиль иногда называют международным, так как мастера по стеклу работали во многих странах одновременно, поэтому нельзя однозначно отнести их работы к какой-то конкретной школе. В целом, направление характеризуется глубокой прорисовкой рисунка с большим количеством оттенков, такие витражи больше напоминают произведения станковой живописи.
Тема витража

Большая часть изображений посвящена библейской тематике.

  1. Витражи, посвящённые какому-либо христианскому святому.
  2. Сложный сюжет на библейскую тему, например, группа иллюстраций к одной из книг Библии.
  3. Светская тематика, связанная с политической историей, историей правителей страны или историей города. Характерна для позднего периода и неоготики.
  4. Орнаментальный витраж без сюжета

Также, есть специфические изображения, как например, медальоны, посвящённые меценатам, на пожертвования которых изготовлен витраж.

По форме оконного проёма
  1. Классическое стрельчатое окно.
  2. Круглое окно-роза. Готическая розетка – обязательный элемент каждого французского собора, такой витраж является, как правило, центральным элементом фасада и интерьера. В английской традиции розы почти не использовались.
  3. Сплошное остекление. Вся стена оформляется рядом больших витражных окон. Например, Капелла Сант-Шапель во Франции.
Стиль оконных переплётов

Так как ранняя технология производства витражей изначально не позволяла делать полотна большой площади, оконную раму делили на части каменными стойками, так называемыми «». Очень быстро они стали неотъемлемой частью декора окна и украшались декоративным орнаментом «масверк».

Стиль орнамента со временем всё более и более усложнялся. Их также делят на ранний, зрелый и поздний. Самый сложный орнамент – поздний, украшения окна напоминают языки пламени, поэтому стиль называется «пламенеющим».

Кроме того, мастера витражисты знают множество специфических техник изготовления готических витражей. Так как стиль развивался несколько столетий подряд, технологии постоянно совершенствовались. Однако, такая классификация интересна только профессиональным мастерам, и эта тема выходит за рамки нашей обзорной статьи.

Выбор витража

Рассматриваемый вид декора представлен на рынке не только разнообразными видами – витражи даже выполняют в разной технике. Наиболее распространенными из них считаются:

  1. Пленочный витраж – его сможет выполнить даже неопытный человек, без какого-либо художественного образования. Рисовать и придумывать какие-то изображения при использовании пленочных витражей не понадобится – достаточно лишь оклеить отделочным материалом стекла. Наклеивается такая «витражная пленка» по принципу тонировочной пленки на автомобили – стекло зачищается от грязи и жира, с пленочного витража снимается защитный слой, одним точным движением наносится подготовленная пленка на очищенное стекло, все тщательно разглаживается/распрямляется.
  1. Стеклянная мозаика – тут тоже все достаточно просто. Сначала выполняются разноцветные фрагменты из закаленного стекла, а затем все собирается в задуманную композицию. Отлично мозаика подходит для оформления оконных и потолочных витражей – изображение получится визуально более объемным.
  1. Витраж в стиле «фьюзинг» — сложное производство такого типа витража делает его дорогостоящим товаром. Сначала на стеклянную поверхность наносится рисунок, затем на него выкладываются небольшие фрагменты стекла в точном соответствии с уже исполненным цветовым решением, потом полотно кладется в печь для запекания.
  1. Технология Тиффани – это классика выполнения витражных стекол. Суть изготовления: изготавливаются небольшие стеклянные фрагменты нужной формы и цвета, затем они собираются в единую композицию, где все фрагменты между собой скреплены с помощью медной фольги.
  1. Травленый витраж – производство таких элементов декора подвластно только специалистам. Суть в следующем: на стекле с помощью специальной кислоты наносятся глубокие контуры будущего изображения, эти линии просто выжигаются агрессивным веществом.
  1. Псевдо-витраж – его еще называются расписным, считается самым простым и незатейливым украшением помещения. Все просто – на стекло просто наносится изображение обычными красками. В магазинах имеются в продаже даже специальные трафареты – с ними расписать стекло под витраж сможет и далекий от изобразительного искусства человек.

Область применения каждой витражной техники в отдельности

Витражная техника Сфера применения
Классическая окна, потолки, ниши, перегородки, картины (панно)
Тиффани окна, зеркала, ниши, картины (панно), светильники, изделия
Фьюзинг потолки, ниши, на кухне, изделия, зеркала, светильники
Расписная двери, перегородки, ниши, шкафы-купе, светильники, картины (панно), зеркала, экраны для батарей
Пескоструй окна, двери, перегородки, шкафы-купе, на кухне, мебель, зеркала, экраны для батарей
Пленочная двери, перегородки, ниши, шкафы-купе, картины (панно)
Фотопечать окна, потолки, двери, перегородки, ниши, шкафы-купе, картины (панно), экраны для батарей
Фацетная окна, двери, перегородки, шкафы-купе, зеркала, на кухне, мебель
Заливная перегородки, двери, зеркала, картины (панно), потолки, ниши, мебель
Травление двери, перегородки, окна, шкафы-купе, зеркала
3D-витражи окна, двери, перегородки

Технология создания пленочного витража

Рис. 11. укладывание свинцовой ленты

В первую очередь необходимо вымыть и высушить базу для фальшвитража, а также выбрать шаблон рисунка. Следующим этапом наносится контур. Не обязательно сразу наносит все окантовочные линии, часть из них будет проходить поверх витражной самоклейки. Однако свинцовая лента поможет обозначить основные зоны будущего рисунка.

Для закрепления по ленте необходимо провести резиновым катком. Эта процедура будет периодически повторяться в процессе работы. На концы ставится утяжелитель, чтобы контур не «поехал».

Дальше из цветных листов вырезаются детали. Они сбрызгиваются водой, чтобы легче прикрепиться к стеклу. После наложения каждого элемента по нему необходимо проехаться отжимом, чтобы убрать лишнюю воду и воздух.

Следующим этапом вновь приклеивается свинцовая лента. Она крепится поверх цветных деталей, придавая им объем и большую естественность. Свинец наносится с обеих сторон стекла, чтобы получилась максимально натуральная имитация традиционного витража.

В случае необходимости использования фацетов, они крепятся на клей. Надежный состав затвердеет примерно через 10-15 секунд, после чего снять бавелсы будет невозможно.

Способы обработки стекол

К  одной из самостоятельных технологий изготовления витражей можно отнести нацвет – спаивание толстого бесцветного стекла с тонким цветным, впоследствии покрываемым гравировкой узором, наподобие кружев. В общем, витраж – это не только мозаика из цветных стеклышек, но и стекло, обработанное  специальным способом. Декоративная обработка стекла так же может быть выполнена различными способами. Например, на бесцветное стекло с применением трафарета и специального аппарата, на определенные участки под высоким давлением, можно нанести абразивное вещество. Так называемый пескоструйный способ придаст стеклу рельефность, матовость, шероховатость, а с помощью медных или абразивных дисков можно нанести различные изображения на поверхность стекла способом гравировки.

Способ цветного протравливания заключается в обработке стекла плавиковой кислотой, которая способна вступить с основным компонентом стекла – диоксидом кремния.  При таком травлении стекла получается рельефный рисунок практически любой глубины и сложности.

И, наконец, так называемый морозный рисунок, при котором поверхность стекла сначала обрабатывают пескоструйным способом, а потом равномерно покрывают столярным или желатиновым клеем. По мере высыхания клей начинает уменьшаться в размере, при этом микроскопические пластинки стекла начинают выдираться и на стекле образуются как бы морозные узоры необычайной красоты.

Фотопечать

Фотопечать на стекле включает в себя общее название имеющихся нескольких разных техник переноса изображений на твердую поверхность. С появлением этой техники значительно расширились возможности дизайнеров при оформлении интерьера. Рисунок можно печатать как на специальной пленке, которая впоследствии клеится на ее поверхность, так и на твердой основе. Соответственно, первый вариант называется прямой печатью, а второй – изготовлением фотопечати на стекле. Каждый вариант имеет свои отличительные особенности. К примеру, иногда на поверхность наносится лак или другая основа для прямой фотопечати, в то время как для печати на пленке можно применять как матовую, так и прозрачную пленку.

Особенности технологий фотопечати:

  1. Прямая фотопечать – изображение печатается на стеклянной поверхности любой фактуры и любого размера при помощи специального принтера. Для создания подобного витража применяются специальные краски, способные под воздействием ультрафиолетовых лучей и высоких температур глубоко проникать в толщину стекла и достичь высокой детализации и яркости рисунка с условием максимально высокого разрешения картинки.
  2. Пленочная – представляет собой наложение полноцветного  полиграфического изображения на пленку с дальнейшим ее наклеиванием, используя полимерный клей. Затем под воздействием ультрафиолета клей отвердевает, что способствует прочному соединению пленочного изображения со стеклом.
  3. Триплексная – в основе данного вида печати положен пленочный метод, где рисунок также наносится на специальную пленку, затем готовый фоторисунок оказывается между двух листов стекла. Представляет собой наиболее надежный и прочный метод фотопечати, т.к. изображение защищено с обеих сторон стеклом.

Главными преимуществами техники фотопечати являются быстрые сроки изготовления, а также возможность имитации классических витражей, экологичность и сравнительно низкая стоимость.

Преимущества и недостатки пленочных витражей

Рис. 12. пленочный витраж в белом цвете

Умело выполненная аппликация из разноцветной пленки с расстояния в 1 м практически неотличима от витража Тиффани или классической модели. Поэтому к достоинствам техники стоит отнести те же преимущества, что и у обычного цветного стекла:

  • Оригинальное украшение интерьера;
  • Возможность скрыть неприглядные объекты за окном;
  • Возможность спрятаться от чужих глаз, которые наблюдают с улицы.

Пленочную цветную мозаику можно нанести на стеклопакет или другую уже готовую продукцию. Сделать это можно в домашних условиях без необходимости серьезных капиталовложений. По весу конструкция ничем не отличается от веса обычного стекла, так как пленка не несет значительного утяжеления.

Самым весомым недостатком является ограниченный срок службы. Примерно через 10 лет пленка заметно потускнеет. Хотя обычно срок службы указывается до 25 лет. Пленка достаточно хрупкий материал, который можно порезать острым предметом. А сам материал очень уступает цветному стеклу, так как он не играет красивыми бликами на солнце.

Приведем краткие характеристики отдельных видов витража.

Пескоструйный витраж

— группа стекол, которые выполнены в одном техническом приеме, с использованием пескоструйной обработки. Они объединены общей композиционной и смысловой идеей, а также расположением в секциях рам.

Мозаичный витраж

— наборный витраж, как правило, в виде геометрического орнамента, напоминает мозаику. Мозаичный набор может быть использован как самостоятельный вид витража, либо может быть использован как фон.

Наборный витраж

— один из самых простых видов витража. Применяются заранее нарезанные стекла из которых на наборном столе создается витраж, как правило, без использования росписи.

Спечной витраж или фьюзинг

— рисунок этого вида витража создается с помощью совместного «запекания» разноцветных кусочков стекла или путем впекания в стекло инородных элементов (например, проволоки).

Расписной витраж

— вид витража, в котором отдельные стекла расписаны, независимо от того, на цельном стекле написана картина или она собрана в оправу из расписных фрагментов.

Травленый витраж

— группа стекол, выполненных с помощью одного технического приема, который относится к технике травления. Группа стекол объединена общей композиционной и смысловой идеей и расположением в секциях рам.

Свинцово-паечный (паечный) витраж

— классический вид витражной техники, ставшей основой для других разновидностей витража. Это витраж, который собран из кусочков стекол в свинцовую оправу. Свинцовая оправа запаяна в стыках. Стекла могут быть цветными и расписанными краской, которая далее обжигается в специальных печах, благодаря чему она накрепко вплавляется в стеклянную основу, становясь с ней единым целым.

Фацетный витраж

— выполняется из стекол со снятой по периметру стекла фаской или объемных, шлифованных и полированных стекол, имеющих огранку. Чтобы получить широкую фаску (это усиливает эффект от преломлений света) требуется более толстое стекло, что увеличивает вес витража. Поэтому готовые фацетированные детали собирают в более прочную (латунную или медную) оправу. Подобный витраж лучше размещать в межкомнатных дверях, дверцах мебели, так как такая оправа в состоянии выдержать нагрузки открывания/закрывания, а свинец в этом случае провисает

Золотистый оттенок медной или латунной оправы придает вещам драгоценный вид, будучи видимым не только на просвет, но и в отраженном свете, что особенно важно для мебельных витражей.

Комбинированный витраж

— допускает сочетание несколько приемов и техник, например: расписной медальон и технику мозаичного набора, фацетное остекление в качестве фона. Комбинированный витраж сегодня очень популярен: он позволяет добиться богатства фактур, оптических эффектов, декоративной насыщенности при создании абстрактных композиций, при решении сложных образных задач, создании атмосферы, построенной на контрастах.

В современных витражах используются различные декоративные вставки, либо применяются особые техники изготовления стекла, позволяющие сделать Ваш витраж неповторимым.

Классификация витражей

В настоящее время выделяют несколько разных типов витражей в зависимости от техники изготовления:

  • Классический витраж (технология Тиффани) — образован прозрачными кусками стекла, удерживаемыми перегородками из свинца, меди, латуни или оловянно свинцового припоя.
  •  — получается по технологии спеканием, иногда наклеиванием элементов на основу.
  • Расписной витраж — на поверхность стекла наносится рисунок прозрачными красками.
  • Плёночный витраж — на поверхность стекла наклеивается свинцовая лента и разноцветная самоклеящаяся пленка (английская технология).
  • Комбинированный витраж — образуется сочетанием различных технологий создания витража.
  • Пескоструйный витраж
  • Мозаичный витраж
  • Наборный витраж
  • Спечной витраж (фьюзинг)
  • Травленый витраж
  • Паечный витраж
  • Фацетный витраж
  • Кабошон
  • Узор «Мороз»
  • Нацвет
  • Травление
  • Эрклез
  • Бендинг
  • Шебеке (панджара)
  • Литой витраж — Каждый модуль стекла отливается вручную либо выдувается. Стеклу, толщина которого варьируется от 5 до 30 мм также придается поверхностная фактура, которая преломляя свет усиливает выразительность. Для скрепления стекол используется цементный раствор и металлическая арматура.
  • Контурный заливной витраж — на поверхность стекла наносится рисунок акриловыми полимерами в два этапа: контур имитирует жилку классического витража, в образовавшихся, путем нанесения контура, замкнутых областях, выполняется вручную заливка цветных элементов (английская технология).

Литература

  1. Яглова Н. Т. Витраж // Русское декоративное искусство. Т.3. — М., 1965.
  2. Лясковская О. А. Французская готика XII—XIV веков: Архитектура. Скульптура. Витраж. — М., Искусство, 1973. — 144 с.; 173 илл. (Из истории мирового искусства)
  3. Гусева Е. Н., Гончарова Н. М., Лебедев В. Н., Хвалов С. А. Витражи В. Д. Сверчкова в конференц-зале Академии художеств. Находки и открытия // 240 лет Музею Академии Художеств. Научная конференция 11-12 мая 1999. Краткое содержание докладов. — СПб., 1999. — С.32—36.
  4. Волобаева Т. В. Петербургский витраж эпохи модерна: эстетика, производство, памятники // 100 лет петербургскому модерну. — СПб., 2000. — С. 187—204.
  5. Иванов Е. Ю. Каталог-путеводитель по витражам Санкт-Петербурга. — СПб., 2001.
  6. Княжицкая Т. В. Витражи Петербурга. — СПб., 2006.
  7. Рагин В., Хиггинс М. Искусство витража. От истоков к современности. — М., 2006.
  8. Аль Нуман Л., Глазков А. Витраж в архитектуре. — М., 2006.

Техника

Что такое витраж в современном понимании? К данному виду монументального искусства относятся любые прозрачные изображения, выполненные либо на самом стекле, либо на его отдельных элементах. Они могут представлять полную картину или орнаментальную декорацию. Выше мы уже упоминали о том, для заполнения каких прикладных предметов домашнего обихода может использоваться витраж.

Идеи, которые были воплощены современными профессионалами, значительно расширили технологическое исполнение узоров. Например, ранее для скрепления стеклянных отрезков использовались свинцовые перемычки. С металлической фольгой, пришедшей им на смену, работать стало гораздо удобнее. За счет своей гибкости она делает изделие более эластичным и позволяет складывать фрагменты рисунка с применением выпуклостей или впадин. Соединительные контуры, выполненные таким способом, выглядят тоньше и изящнее.

Популярными стали композиции, нанесенные на пластиковые окна. Их размер варьируется с учетом доступа света в помещение. Для их исполнения применяют комбинированную технику. Картины могут выкладываться из бесцветных стекол в сочетании с окрашенными. Весь рисунок или отдельные его части оформляются росписью с использованием керамических красок.

Витражи на стекле могут выполняться полностью из плотного прозрачного материала, на который нанесен контур геометрического рисунка или композиции из цветов. Завершающим этапом в этой технике является нанесение красочной декорации.

В работе используются стекла, прошедшие предварительную обработку. Таких способов существует немало. Сюда относятся различные методы резки, гравировка и шлифовка. Чтобы создать имитацию деформированного стекла, его обрабатывают с помощью химических реактивов. Такой способ называют травлением. Подобный эффект достигается путем воздушной струи с песком, которая направляется на поверхность стекла.

В частности, виды витражей различаются по технике исполнения. Несмотря на многогранность такого мастерства, все-таки из них можно выделить 4 основных типа: готический (классика), фьюзинг, витражи Тиффани, имитация классических произведений.

Витражи и их зрители

Стремясь защитить церковные образы от критики иконоборцев, которые видели в изображениях святых рецидив идолопоклонства, папа Григорий Великий (590–604) писал, что изображения — это «книги для неграмотных» (или «писания для простецов»). Они учат азам Священной истории и хри­стианской доктрины тех, кто не имеет прямого доступа к тексту Библии и творениям Отцов Церкви. Вслед за Григорием и чередой богословов, которые повторяли или варьировали на свой лад его формулу, историки в течение многих десятилетий говорили об иконографических программах средневе­ковых цер­квей — в том числе и о витражах — как о «Библиях для неграмот­ных», визуаль­ной пропо­веди, адресованной массам мирян.

И это, конечно, верно, но лишь отчасти. Средневековые зрители действительно видели на витражах важ­ней­шие эпизоды ветхозаветной и новозаветной исто­рии, подвиги святых и чу­де­са, сотворенные их мощами или образами. Изобра­жения из стекла прославляли реликвии, хранившиеся в часовнях под ними, популяризировали культы новых святых  Например, архиепископа Томаса Бекета, убитого в 1170 году по приказу английского короля Генриха II. и усиливали ощущение сакраль­ности храма. Однако по своему сюжету и композиции многие витражи были настолько слож­ны, что средневековый верующий (прихожанин, видевший их из недели в неделю, или паломник, пришедший в храм издалека покло­ниться какой-то святыне) без помощи клириков, видимо, понимал в них немногим больше, чем современный турист без пояснений экскурсовода или путево­дителя.

Часто сцены на витражах снабжены подписями  Имена персонажей, библейские цитаты и комментарии к ним, посвящения от до­наторов, имена мастеров и их обращения к Богу и прочее.. Но и эти подписи (если их вообще получалось разглядеть) были понятны лишь тем, кто как минимум владел латынью, а как максимум был способен разобраться в тонких богослов­ских аллюзиях — то есть лишь образованным клирикам и узкому кругу ученых мирян. Так что стеклянная книга витражей не всегда была доступней прихо­жанам, чем книга, написанная на пергамене.

Витражи в современном мире:

В настоящее время витражная техника имеет широкие перспективы развития в нашей стране. С чем это связано? Современные виды отделочных работ, применяемые в широкой практике слишком однообразны, а строящиеся здания зачастую похожи друг на друга как близнецы. Тем большее значение приобретает витражная техника, которая позволяет передать индивидуальность проекта, стать неповторимой визитной карточкой Вашего дома. Кроме того проектировка современных зданий зачастую предусматривает наличие больших окон, а витражная техника позволяет передать ту особую яркую и теплую атмосферу, уют в доме, которые сохранятся несмотря на серую промозглую осеннюю или зимнюю погоду за окном. Таким образом, витраж на сегодня это элемент декора, используемый дизайнерами интерьера, для передачи яркого и решающего акцента в ансамбле Вашего неповторимого индивидуального проекта.

Современные витражи можно классифицировать по видам. Витраж может быть пескоструйный, мозаичный, наборный, спечной, расписной, травленый, свинцово-паечный, фацетный, комбинированный и т.д. Каждый вид витража характеризуется своими особенностями и техникой изготовления.

Как возникло витражное искусство

В отличие от фресок, которыми украшали стены храмов по всему христиан­скому миру и далеко за его пределами, или мозаик, в которых так преуспели византийские мастера, витраж — типично западное искусство. Он, конечно, прежде всего ассоциируется с  — с ее огромными стрельчатыми ок­нами, которые возникли в XII веке благодаря инженерным новациям, по­зво­­лившим эффективно перераспределять вес сводов, и со временем становились все выше, шире и ажурнее. Однако на самом деле история витража уходит еще в раннее Средневековье. К 1100 году, когда в архитектуре господствовал , цветные стекла с фигурами уже, видимо, были довольно обычным делом (правда, от той эпохи их дошло крайне мало).

На первых порах витражи в основном украшали монастырские церкви; позже самые масштабные окна изготавливались для городских соборов. Собор, глав­ный храм епархии и резиденция ее епископа, чаще всего был самым большим зданием в городе и воплощал не только мощь Церкви, но и богатство местных жителей, которые смогли его возвести, желательно перещеголяв соседей. Со вре­­менем цветные стекла «с историями» стали доступны и про­стым при­ход­ским храмам, а в позднее Средневековье небольшие витражные медальоны (на религиозные и мирские сюжеты) появились на окнах городских ратуш и даже особняков состоятельных бюргеров.

1 / 3

Беспечный в нищете. Нидерланды, 1510–1520 годыThe Metropolitan Museum of Art

2 / 3

Святой Дунстан Кентерберийский. Нидерланды, 1510–1520 годыThe Metropolitan Museum of Art

3 / 3

Ванитас (суета сует). Нидерланды, 1510–1520 годыThe Metropolitan Museum of Art

В Шартре, Париже, Бурже, Амьене, Реймсе, Кентербери, Аугсбурге, Праге и мно­гих других городах Франции, Англии или Священной Римской империи соборы могли похвастаться десятками витражных окон, каждое из которых заключало несколько десятков различных сцен. В соборе Нотр-Дам в Шартре, который сохранил самый полный набор витражей второй половины XII — первой половины XIII века, площадь средневековых стекол составляет более 2000 м² (для сравнения: площадь огромной картины Александра Иванова «Явление Христа народу» — около 40 м²).

1. Возрождение витражей

В 1820-е гг. увлечение в России рыцарскими романами и подражания в зодчестве готической средневековой архитектуре сформировали в России моду на витражи. Их называли тогда «транспарантными картинами» (от французского transparent — прозрачный). В России не было практики изготовления разноцветных стекол для окон. В Западной Европе в это время витражное искусство находилось в стадии становления после долгого периода забвения, который привел к потере многих секретов ремесла. Мастера придворных стекольных предприятий разных стран Европы работали над восстановлением старых и поиском новых рецептов окраски стекол, разрабатывали составы для росписи, совершенствовали технику соединения стекол между собой. В этот «восстановительный период» Европа еще не могла поставлять витражи на внешний рынок. Поэтому для украшения зданий России из-за границы привозили не работы мастеров XIX века, а старинные средневековые произведения. Так, в окна здания Арсенала в Царском Селе, предназначенного для хранения коллекции оружия императора Николая I, были вставлены витражи XV—XVII веков, в том числе немецкие и швейцарские .

1.1. Витражи Санкт-Петербурга

Николай I проявлял к транспарантным картинам большой интерес и желал распространить их в России, прежде всего в столице империи — С.-Петербурге. В первую очередь витражи появились в императорских дворцах. Так как российские придворные заводы в этот период еще не были в состоянии производить подобные изделия, они отбирались из музейных коллекций, например из собрания древних готических стекол, хранившихся в Эрмитаже . Витражи в этот период стали главным элементом, формировавшим «готический стиль» русского интерьера — той изюминкой, благодаря которой на любом помещении появлялся налет европейского средневековья. Стоимость «готических окон» в то время была невероятно высока. На всероссийской мануфактурной выставке 1839 г. «картина в 61 стекло» завода М. Ф. Орлова вызвала восторженные отзывы как «изящнейшее изображение» и была оценена в 6 тысяч рублей . Мало кто мог себе позволить приобрести такие дорогие вещи. Так как витражи в это время вызывали в Петербурге повышенный интерес публики, на них приезжают смотреть как на чудо .

Владельцы частных стекольных заводов пытались изготавливать витражи. Результат, как правило, не оправдывал вложенных усилий. Незнание рецептов керамических красок, технологии обжига, дороговизна импортных материалов, отсутствие необходимого оборудования сводили все старания на нет: либо опыты были неудачными, либо стоимость стеклянных картин оказывалась чрезмерно высокой, и дело не приносило выгоды. Опыты предпринимались на заводах М. Ф. Орлова, Н. А. Бахметева, Мальцовых, П. М. Воробъева. Результаты их деятельности до нас не дошли.

1.2. Имитации витражей

Пока одни бились над секретами изготовления витражей, другие осваивали рынок, выпуская на него «подделки»: расписывали оконные стекла недолговечными масляными красками, или клеили на окна бумагу с рисунками и тем имитировали разноцветные витражи. Императорский стеклянный завод по воле Николая I также оказался вовлечен в процесс освоения нового для России ремесла. На этом придворном предприятии первоначально изготавливали одноцветные стеклянные пластины без росписи. Поэтому витражи этого завода первоначально представляли собой набор однотонных стекол, образующих в оконном переплете простой геометрический узор. Так, в церкви Св. Александра Невского в Александрии (1831—1833); проект К. Ф. Шинкеля; арх. А. Менелас, И. Шарлемань), первые разноцветные розы над порталами были сделаны в 1833 году и напоминали калейдоскопическую мозаику. Такие примитивные витражи были распространены в русских интерьерах на протяжении всего XIX века, однако, они мало походили на своих прародителей — тысячецветные окна в каменном кружеве готических соборов.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Енот на Волге
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: