Новое понимание эмпирической реальности
Его собственные сочинения имеют сложную теоретическую базу, потому он с такой легкостью использует такой смелый абстрактный язык.
Творчество художника часто связывали с мистикой из-за его литературных интересов. Его книги часто носили философский характер. Он был очарован идеями о четвертом измерении. Однако на его восприятие искусства решающее влияние оказали воззрения российского формалиста Романа Якобсона и поэтические новации Крученых и Хлебникова. Он поделился с этими поэтами своим желанием взорвать обычную логику для того, чтобы прийти к новому пониманию эмпирической реальности.
Он был обязан также и своим коллегам — художникам Наталье Гончаровой и Михаилу Ларионову, которые разожгли в нем страсть к народному искусству и привили интерес к силе икон. Как художник, учитель и революционер, Малевич стремился опрокинуть века живописи, уходящие своими корнями в ренессансные идеалы. Это искусство, как он заявил, было просто эстетическим, в отличии от супрематизма. Утверждается, что автор черного квадрата пошел дальше, чем Пикассо или Матисс.
Казимир Малевич был основателем художественной и философской школы супрематизма. Его идеи о формах и смысле в искусстве представляют собой теоретические основы беспредметного или абстрактного искусства. Малевич работал в различных стилях, но его наиболее важные и известные работы сосредоточены на исследовании чистых геометрических форм (квадраты, треугольники и круги) и их отношении друг к другу в изобразительном пространстве.
Зашифрованный смысл или бессмыслица?
Некоторые исследователи считают, что всякого рода истолкования о философско-психологическом значении картин Казимира Малевича, в том числе и его квадратов, являются надуманными. А на самом деле никакого высокого смысла в них нет. В качестве примера таких мнений можно привести историю о «Черном квадрате» Малевича и белых полосках на нем.
19 декабря 1915 года в Петербурге готовилась футуристическая выставка, для которой Малевич обещал написать несколько картин. Времени у него оставалось мало, он или не успевал закончить полотно к выставке, или был недоволен результатом, что сгоряча замазал его черной краской. Так и получился черный квадрат.
В это время в мастерской появился друг художника и, посмотрев на полотно, воскликнул: «Гениально!» И тогда Малевичу пришла мысль об уловке, которая могла быть выходом из создавшейся ситуации. Он решил придать получившемуся черному квадрату некий загадочный смысл.
Этим может быть объяснен и эффект растрескавшейся краски, имеющийся на полотне. То есть никакой мистики, просто залитая черной краской неудавшаяся картина. Нужно отметить, что неоднократно были совершены попытки исследования полотна на предмет обнаружения первоначального варианта изображения. Но успехом они не завершились. На сегодняшний день они прекращены, дабы не повредить шедевр.
При внимательном рассмотрении сквозь кракелюры можно увидеть намек на другие тона, цвета и узоры, а также белые полоски. Но это не обязательно картина, находящаяся под верхним слоем. Это вполне может быть нижним слоем самого квадрата, который образовался в процессе его написания.
Нужно отметить, что подобных версий относительно искусственного ажиотажа вокруг всех квадратов Малевича имеется очень большое количество. А что же на самом деле? Скорее всего, тайна этого художника никогда не будет раскрыта.
Последние экспозиции
На знаковой выставке 2004 года в варшавской галерее «Захента» «Варшава — Москва, 1900—2000», где выставлялись более 300 картин, скульптур, инсталляций (в частности, много картин русского авангарда) «Квадрат» из Третьяковской галереи был представлен в качестве центрального экспоната выставки. При этом он был вывешен в «красном углу», как на выставке «0.10».
В 2005 году на выставке. графики современных художников из стран Центральной и Восточной Европы «Смысл жизни — смысл искусства» (в России была представлена в Третьяковской галерее с 8 ноября — 4 декабря) экспонировался рисунок словенской арт-группы «IRWIN» — «Три иконы», где чёрный квадрат Малевича висит в красном углу. Тот же чёрный квадрат появляется в рисунках Эрика Булатова и Леонида Сокова.
Знатоки шутят…
Как известно, свою знаменитую картину «Черный квадрат» художник Казимир Малевич писал почти двадцать лет. !!! Работа шла трудно — ведь пульверизаторов тогда еще не было… Натурщицы отказывались позировать для «Черного квадрата». Согласилась только одна толстая негритянка
Возможно, из-за этого критики обвинил художника в очернительстве, говорил, что «супрематизм — это живопись толстых»…
Но в результате картина получилась очень красивая и, что особенно важно, очень дорогая! Теперь имя Малевича (Казимир) не знает разве что самый необразованный грудной ребенок, а дети постарше в школах пишут сочинения по «Черному квадрату»…
Многие мошенники пытались подделать картину, но ничего у них не вышло. Никому так и не удалось повторить Мастера, воспроизвести его индивидуальный стиль, подделать только одному ему присущую технику! Из под их кисти выходят какие-то жалкие шести- и восьмигранники, неуклюжие трапеции или, в лучшем случае, параллелепипеды, но никак не квадраты! Любой эксперт, знающий толк в геометрии и умеющий пользоваться транспортиром, без труда отличит подлинник от подделки.
Картина выполнена в темных, мрачных тонах
Художник изобразил на ней лес, солнце, избушку… Жаль, конечно, что потом он это все закрасил… «Зачем он это сделал? Ведь и деревья, и домик, и даже дымок из трубы были так красиво и, главное, так похоже нарисованы!» — теряются в догадках маститые искусствоведы.
Можно предположить, что художник просто-напросто так видит. А может, он решил взглянуть на мир глазами слепого… Да Бог его знает!
Однако, не правы те, кто упрекает Казимира в отрицании реалистических живописных традиций. Художник как раз исповедует сугубо реалистический подход: его квадрат именно такой, каких много встречается в нашей повседневной жизни — самый обычный квадрат, каких на Руси миллионы. Без прикрас, без вычурности и лоска, он великолепен в своей изысканной простоте… Как ловко, подметил художник идеально-бесхитростное равенство всех четырех сторон, с какой почти математической точностью отобразил незамысловатую прямизну и девяностоградусность углов!
Малевич не забыл и о том, что черный цвет лучше всех своих собратьев по спектру поглощает тепловое и прочие излучения. Вот почему даже лютой зимой, в плохо отапливаемом выставочном зале, зрители отогреваются сердцем, глядя на эту картину.
А теперь попробуем мысленно провести диагональ из одного угла «Квадрата» в другой и разрезать изображение по этой линии. Что получится? Мы будем иметь два абсолютно одинаковых «Черных треугольника», и нас арестуют прямо в музее за порчу бесценного произведения искусства!
Это еще раз докажет нам всем, насколько ценно произведение, созданное гениальным живописцем!
«Черный квадрат» — икона русского авангарда
Супрематизм был одним из самых влиятельных направлений в абстрактном искусстве ХХ века. Для него были характерны простые геометрические формы: прямая линия, прямоугольник, круг, квадрат на светлом фоне означали бесконечность пространства. Идеи супрематизма успешно были воплощены в архитектуре, сценографии, графике и промышленном дизайне. В отличие от многих других «…измов», названия для которых были изобретены постфактум искусствоведами, супрематизм обязан своим рождением, существованием, развитием, теоретическим обоснованием, продвижением в массы и даже спекулятивно-космическим перспективам всего одному человеку — Казимиру Севериновичу Малевичу.
Супрематизм — это искусство, которое изо всех сил пытается вырваться из естественных форм в направлении геометрической абстракции. Рождение «Черного квадрата» не было актом рационального сознания или результатом тщательно спланированной стратегии — его появление было неожиданным и мистического даже для самого художника. Как вспоминает один из его учеников, он не мог ни есть, ни спать целую неделю с тех пор, как написал картину.
Такую простую картину смог бы написать и ребенок, хотя детям не хватило бы терпения, чтобы заполнить такую большую площадь одним цветом. Эту работу мог выполнить любой чертежник, но рисовальщики не заинтересованы в простых геометрических формах. Аналогичная картина может быть выполнена душевнобольным, но если бы он и сделал это, то маловероятно, что у него был бы малейший шанс попасть на выставку и оказаться в нужное время и в нужном месте. Именно Малевич стал автором «Черного квадрата», одного из самых знаменитых, таинственных и пугающих произведений искусства в мире.
История написания картины: с «Квадратом»
Существует версия, что «Квадрат» был написан к выставке — поскольку огромный зал надо было чем-то заполнить. Эта интерпретация основана на письме одного из организаторов выставки Малевичу:
Надо писать сейчас много. Помещение очень велико, и если мы, 10 человек, напишем картин 25, то это будет только-только.
Изначально знаменитый квадрат Малевича впервые возник в декорациях к опере «Победа над Солнцем» как пластическое выражение победы активного человеческого творчества над пассивной формой природы: чёрный квадрат вместо солнечного круга. Это была знаменитая декорация к пятой сцене 1-го действия, представляющая собой квадрат в квадрате, поделённый на две области: чёрную и белую. Затем из декораций этот квадрат перекочевал в станковое произведение.
Комментарии
Россия — США: история трагической любви
Александр Сибиряк
вчера в 17:34
Ядро Непобедимой Нации (Комбат вермахта и «пророчество» Власова)
Александр Сибиряк
вчера в 17:24
Делегация Газпрома прибыла на переговоры по «Северному потоку — 2» в форме 1945 года
Александр
13 мая в 13:46
О значении красного флага и бело-сине-красного триколора
Кирилл_Москва
12 мая в 17:42
18+ Вот с чем воюет Россия! Фашизм-нацизм не пройдёт!
Валерий
11 мая в 13:43
Ах, Наташа! Что нам делать? «Везде надзор, везде конвой — Хоть бейся в стенку головой»!
Валерий
11 мая в 13:04
В Радоницу вспомним об ушедших
Валерий
11 мая в 09:24
Что день грядущий нам готовит?
Алексей Михайлович
28 апреля в 21:34
О происках Ватикана на Украине в деле становления «антимоскальского украинства»
vodjanitsa
26 апреля в 00:11
Приёмы развития (построения) общества
Валерий Вагин
23 апреля в 06:20
Строительство социализма (коммунизма)
СБ СССР
22 апреля в 08:29
Виртуальный человек
А Сидороввалуа
21 апреля в 15:36
Только на исконных ценностях Народа!
Валерий
20 апреля в 12:29
«Русский мир»: что стоит за этими словами в настоящем и в будущем, часть 2
Slava
19 апреля в 15:35
Если меняется общество, то прежние способы управления становятся невозможными. Русскость — что это?
Георгий
18 апреля в 20:09
Виктор Ефимов про ФКТ-Алтай
Влад
16 апреля в 09:24
Возле войны 2.
Валерий
14 апреля в 09:52
Бабушка и Знамя Победы
Александр Сибиряк
12 апреля в 03:35
Через Совбез да и в Лондон!
Александр Вершинин
8 апреля в 06:46
Неожиданный взгляд на исторические корни евроамериканского фашизма и нацизма
Алексей Михайлович
6 апреля в 23:21
Газ за рубли. Таки ура?
Александр собянинбуржец
6 апреля в 21:39
Новый человек- posthuman
Эраст Эрастов
6 апреля в 12:46
«Русский мир»: что стоит за этими словами в настоящем и в будущем
Slava
5 апреля в 09:35
Технология общения
Эраст Эрастов
4 апреля в 14:27
«Нежданчики» и Оружие Победы
Валера Балабанов
4 апреля в 14:11
Будущее Украины
А Сидороввалуа
2 апреля в 18:25
Ласточка в пороховом дыму Предать Россию невозможно!
А Сидороввалуа
1 апреля в 20:24
Они демаскировались! Соловьев и Симоньян против Матвейчева
Кирилл_Москва
1 апреля в 16:06
Азбука суверенной экономики
Mstislav
30 марта в 05:48
Моё достоянье на все времена!
Валерий
26 марта в 23:08
Искусство жить или искусство выживать
Александр Вершинин
25 марта в 21:11
Герои Мировой-III на Украине и в Москве
Timer
22 марта в 00:53
Что происходит в экономике и что ждёт Россию
Олег Алексеевич
21 марта в 19:33
«Первый русский» и Стенька Разин
Олег Алексеевич
21 марта в 18:57
Сильная теория сильной личности — супрематизм
Разгадывать секрет квадрата можно долго. Теория, смысл и история супрематизма основаны на торжестве человека над природой. Для этого художник расчленяет природу на модули, состоящие из разных геометрических форм, например:
- квадрат;
- круг;
- крест;
- прямоугольник.
Малевич написал именно эти формы, потому что они имеют главное значение и лучше всего воспринимаются визуально. Художник утверждал, что его картины играют большую роль в осмыслении человеком таких тайн, как гармония и хаос, жизнь и смерть, вечность и бесконечность. Если рассматривать теорию супрематизма с точки зрения математики, черный квадрат можно рассматривать как прообраз абсолютного нуля.
В своих философских статьях Казимир Малевич утверждал, что идеал ХХ века — сильная личность, не имеющая страха перед смертью. Автор утверждал, что традиционный обряд похорон необходимо модернизировать в соответствии с супрематической концепцией. В его дневниках осталась запись о том, что «супрематизм всегда идет рядом со смертью, но неизменно одерживает победу над ней». Также философ и живописец писал о том, что куб (который на плоскости выглядит как квадрат) — это идеальная форма, символизирующая гармонию между небом и землей.
Почему “Черный квадрат” вызывает недоумение и почему он все-таки шедевр
Почти каждый зритель пытается понять Малевича с помощью привычного языка натурного изображения. Того самого, который придумал Джотто и который развили художники Эпохи Возрождения.
Многие пытаются оценить “Чёрный квадрат” по неподходящим критериям. Нравится — не нравится. Красиво — не красиво. Реалистично — не реалистично.
Появляется неловкость. Обескураженность. Потому что “Чёрный квадрат” остаётся глух к таким оценкам. Что же остаётся? Только осудить или высмеять.
Мазня. Ерунда. “Ребёнок лучше нарисует” или “Я так тоже могу” и прочее.
А теперь оцените “Чёрный квадрат” как букву алфавита. Как атом молекулы. Как электрон магнитного поля.
Вот тогда станет понятно, почему это шедевр. Невозможно “Чёрный квадрат” оценить сам по себе. А только вместе с тем пространством, которому он служит.
Андрей Аллахвердов. Казимир Малевич. 2016. Частное собрание (всю серию портретов художников XIX-XX веков смотрите на сайте allakhverdov.com).
Посыл обществу
Малевич прославился на весь мир еще благодаря своему знаковому акту. Традиционное искусство устарело и всем надоело, традиционное искусство скучно, живописцы стремятся передать окружающий мир в его мельчайших подробностях, забыв о творчестве и полете фантазии, даешь абстракцию! Возможно, это был бунт и против коммерциализации искусства, отрицание старой школы. Ну и, конечно, все это было своевременно. Начало 20 века как никогда подходило для революционных экспериментов и нарушения вековых традиций
Это было время, когда было очень легко привлечь к себе внимание. Не то что наш просвещенный век, когда кляксу могут почитать за высокое авангардное искусство «не для всех»
Выходит, Малевич стал не только родоначальником нового направления, но и революционером в мире живописи, кардинально изменив роль искусства в обществе. Теперь картина может восприниматься не как объективная форма, одинаково понятная каждому, а как субъективное восприятие. Черный квадрат у каждого человека вызывает собственные, отличные от чувств других людей, порой противоречивые, чувства. Ноги современной абстракции, когда на высокохудожественных выставках можно повстречать кляксы на холсте, как-раз из черного квадрата и растут. Плоды революции, батенька.
Супрематическая композиция К. Малевича, проданная в 2008 году за 60 миллионов долларов. Фото: lenta.ru
Казимир Малевич: человек, который освободил живопись
Знаменитый художник был рожден на Украине, но имел польское происхождение. В подростковом возрасте он сам научился рисовать, примеряя на себя методы народного искусства. В 1907 году он переехал на постоянное место жительство в Москву. Изучал реализм, импрессионизм и символизм, постепенно вникая в историю искусства.
Важное значение для его развития имели две коллекции произведений искусства с запада. Работы Моне, Гогена, Сезанна, Матисса и Пикассо еще больше воодушевляли его в погоне за авангардным стилем, особенно его привлекали кубизм и футуризм
Затем последовал период изоляции, который дала ему Первая мировая война. Именно тогда, отрезанный от внешнего раздражения, он смог сделать большой шаг, который вылился в появление нового направления — супрематизма.
Огромное влияние на жизненное пространство
Создав супрематизм, Малевич делал все, чтобы тот не пылился в музеях, а шёл в массы.
Он рисовал эскизы платьев. Но при жизни смог их “надеть” лишь на героев своих картин.
Казимир Малевич. Портрет жены художника. 1934 г. Русский музей. Wikiart.org
Еще он расписывал фарфор. Создавал рисунки для тканей.
Слева: сервиз Ленинградского фарфорового завода, созданный по эскизам Малевича (1922 г). Справа: образец ткани с рисунком Малевича (1919 г.).
На языке “Чёрного квадрата” заговорили сторонники Малевича. Самый известный из них — Эль Лисицкий, который изобрёл печатные шрифты, а также новый дизайн книг.
Вдохновлялся он теорией супрематизма и “Чёрным квадратом” Малевича.
Эль Лисицкий. Обложка книги Владимира Маяковского “Хорошо!”. 1927 г.
Подобное оформление книг нам кажется естественным. Но лишь потому, что стиль Малевича прочно вошел в нашу жизнь.
Наши современники, дизайнеры, архитекторы и модельеры не скрывают, что всю жизнь черпали вдохновение в работах Малевича. Среди них — один из самых известных архитекторов, Заха Хадид (1950—2016 гг.).
Икона?
Правообладатель иллюстрации AP PhotoFrancois Mori Image caption «Черный квадрат» был изначально частью триптиха вместе с «Черным кругом» и «Черным крестом»АК: На первой же выставке, на которой был показан «Черный квадрат» Малевич определил для своей картины очень специальное место – в так называемом «красном углу», то есть там, где в русском доме традиционно размещается икона, придав тем самым своей работе очень серьезное религиозное значение. Что это? Новая религия? Анти-религия? Насколько можно говорить о религиозном содержании этой вещи?
СУ: «Черный квадрат» постоянно перемещается в нашем восприятии от tabula rasa, «чистой доски», то есть пустоты вакуума, до доведенной до абсурда эстетической, идейной и, да, религиозной нагрузки. Не будем забывать, что «Черный квадрат» был лишь одной из работ в серии других аналогичных картин, рядом с «Черным кругом» и «Черным крестом». Все эти глубоко символичные работы, и помещенный на место иконы «Черный квадрат» совершенно явственно говорили о создании новой религии – религии модернизма.
Лондонский музей Виктории и Альберта подготовил превосходную виртуальную выставку, на которой работы Малевича размещены бок о бок с вдохновившими их иконами. И если взглянуть на одеяния иерархов русской православной церкви, то мы увидим те же черно-белые клетки, к которым непосредственно отсылался Малевич. Во многих работах Малевича мы видим схематические изображения креста, распятия и другой религиозной символики.
Позднейшие интерпретации «Квадрата»
Традиционный еврейский тфилин в виде 2-х чёрных кубов со священными текстами внутри.
В дальнейшем некоторые исследователи связывали «Квадрат» с еврейскими мотивами в творчестве Малевича. Так, Леонид Кацис в работе Идеология витебского Уновиса, Иерусалимский Храм и Талмуд возводит «Чёрный квадрат» к тфилину:
Зададим себе вопрос: «Что могло значить выражение «чёрный квадрат на чёрном фоне», «чёрный квадрат на белом фоне» и т. п. для молодых витебских художников-евреев, проживших всю свою жизнь в еврейской провинции? Как должны были они воспринимать этот предмет (и предмет ли это?), если сами они писали: «Носите чёрный квадрат…»? Никак не менее 5 раз в неделю видели они, если не использовали сами, именно предмет, который представляет собой «чёрный куб на чёрном квадратном фоне». Это тфилин — ритуальный предмет, надеваемый иудеями при молитве. Понятно, что чёрный куб на чёрном фоне и даст нам искомый «чёрный квадрат на чёрном фоне».
Тот же автор фиксирует факт ношения «чёрных квадратов» некоторыми участниками супрематистского движения.
Ещё одна версия:
Тайны “Черного квадрата”
Сегодня мы расскажем о знаменитой картине Каземира Малевича «Черный супрематический квадрат». На самом деле «Черный квадрат» вовсе не черный и совсем не квадратный: ни одна из сторон четырехугольника не параллельна ни одной другой его стороне, и ни одной из сторон квадратной рамки, которой обрамлена картина. А темный цвет — это результат смешения различных красок, среди которых не было черной. Считается, что это была не небрежность автора, а принципиальная позиция, стремление создать динамическую, подвижную форму.
Есть версия, что Малевич торопился написать картину к выставке в 1915 г., но разочаровавшись в ней, сгоряча замазал её, сделав черный квадрат. В этот момент в мастерскую вошел один из его друзей и вскрикнул: “Гениально!” И тут художника озарила идея — выставить картину в таком виде.
Впоследствии Малевич нарисовал как минимум 4 версии своего «Черного квадрата», различающиеся рисунком, фактурой и цветом. Также свет увидел еще красный и белый квадраты в его исполнении. Художник получил ощутимый доход на своей идее.
«Черный квадрат» — это шарлатанство
Казимир Малевич «Черный квадрат», 1915
Шарлатаны настолько искусны, что способны обманывать людей и даже заставлять их быть убежденными в правоте лжи или в том, чего нет в реальности. Они имеют тенденцию называть глупыми и отсталыми тех, кого удалось одурачить. То есть считают их за тупиц, которые абсолютно ни в чем не разбираются, и им тяжело воспринимать прекрасное и высокое. Такой эффект получил название «Эффект голого короля», смысл которого заключается в стеснении сказать правду, ведь их засмеют.
Квадрат – это примитивный рисунок, к которому можно отнести любой глубокий смысл, ведь человеческая фантазия безгранична. Многие люди, которые не понимают, что хотел художник передать, написав «Черных квадрат», стараются придумать свой хороший повод для восхищения при рассмотрении картины и навязать его другим.
Картина Малевича, написанная в таком далеком 1915 году, до сих пор является главной темой для споров и обсуждения в русской живописи. Кто-то воспринимает «Черный квадрат», как прямоугольную трапецию, другие, как послание, которое необходимо разгадать, ведь именно для этого художник и сотворил сие чудо. А о чем думаете вы, глядя на «Черный квадрат»?