Библиография
- C. Justi, «Diego Velazquez und sein Jahrhundert» (Бонн, 1888, 2 т.);
- W. Stirling Maxwell, «Velazquez und seine Werke» (перев. с английского, Берлин, 1856)
- Paul Lefort, «Velazquez» (общедоступный труд, входящий в состав серии книжек: «Les Artistes célébres»).
- Camon Aznar J. Velazquez. T. 1-2. Madrid, 1964.
- Знамеровская Т. П. «Прядильщицы» как итог развития бытового жанра в творчестве Веласкеса (ко 300-летию со дня смерти) // Научные доклады высшей школы. Серия исторических наук. № 2, 1961
- Знамеровская Т. П. Веласкес, М., 1978.
- Каптерева Т. П. Веласкес и испанский портрет XVII века. М., 1956.
При написании этой статьи были использованы материалы таких сайтов: vis-ua-arts, ,
Творчество. Свобода. Живопись.
Allpainters.ru создан людьми, искренне увлеченными миром творчества. Присоединяйтесь к нам!
Диего Веласкес: жизнь и творчество художника
3.3 (65%) 4 голос(ов)
Автопортрет Веласкеса, «вшитый» в «Менины»
Ещё одну дерзость позволил себе Веласкес. Рядом с семьей короля он изобразил себя.
Диего Веласкес. Менины (фрагмент с автопортретом). 1656 г. Музей Прадо, Мадрид.
Известно, что Веласкес был честолюбив. Он, выходец из небогатой еврейской семьи, написал самого себя рядом с принцессой. Для того времени это было величайшим достижением.
Такого себе не мог позволить ни один придворный художник. До Веласкеса.
А после него это сделал лишь Франсиско Гойя. Ему тоже было можно. Вот он стоит у холста позади семьи Карла IV. 150 лет спустя.
Франсиско Гойя. Портрет семьи Карла IV. 1800 г. Музей Прадо, Мадрид.
О том, что Веласкес честолюбив, нам говорит ещё пара деталей. На момент написания картины мастеру было 57 лет. Но на полотне он явно выглядит моложе лет на 15. Конечно, чтобы соответствовать окружению.
А ещё мы видим на его груди красный крест — это орден Сант-Яго, высшая награда в Испании в XVII веке. Но Веласкес получил его после написания картины…
Считается, что дорисовал орден другой художник по приказу короля уже после смерти Веласкеса. Но я больше склоняюсь к версии о том, что мастер сделал это сам.
Слишком уж оттенок креста гармонирует с другими красными красками на картине. Особенно он сочетается с украшениями на платьях инфанты и фрейлин.
Диего Веласкес. Менины (центральный фрагмент). 1656 г. Музей Прадо, Мадрид.
Описание
Изображён, как считается, придворный королевский шут Хуан де Карденас (исп. Juan de Cardenas) по прозвищу Калабасас («тыквы»; исп. Juan de Calabazas) или же Калабасильяс («тыковки»; исп. Calabacillas) или «Дурак из Кории» (исп. Bobo de Coria) или «Косой» (исп. Bizco). Существует одноимённая картина из Прадо, изображающая, как считается, того же шута; третий его портрет кисти того же художника из коллекции маркиза Леганеса утерян.
Согласно Морено Вилья, служба Хуана Калабасаса (или же Калабасильяса) была задокументирована в мадридском королевском Алькасаре с 1630 года до своей смерти в октябре 1639. До 1632 он был на службе у кардинала-инфанта дона Фернандо, затем у короля Филиппа II. До поступления на королевскую службу он служил во дворце герцогов Альба в Кории. Одноимённый шут есть у Кальдерона в пьесе «Дом с двумя дверьми трудно устеречь», 1629.
Шут изображён в полный рост, он одет в чёрный костюм по испанской моде на фоне дворцового интерьера (пилястры) и стула. В руках у него — миниатюрный портрет женщины и палка с ловушкой для ветра. Эта игрушка является атрибутом Глупости (ср. ветряные мельницы Дон Кихота).
Творческий путь
Первые самостоятельные работы автора написаны в жанре бодегонес (бытовые сцены в трактирах). Он хотел рисовать Испанию настоящей, живой. Интерес к простым людям сопровождал творца всю его жизнь.
Водонос из Севильи
Самая известная из ранних картин Диего Веласкеса – «Водонос из Севильи». Казалось бы, простой портрет торговца. Однако, уже здесь появляется главная особенность его творчества – аллегоричность. В картине «Водонос из Севильи» живописец рисует своего учителя Пачеко, слева от него подмастерье, а в центр помещает себя. Эта картина — олицетворение трех возрастов, трех поколений.
Поражает виртуозность художника – Веласкесу едва исполнилось 20, а его манера письма невероятно реалистична, безупречна.
В 1623 году живописец отправляется со своим учителем в Мадрид. И чудо! Почти сразу ему заказывают портрет взошедшего на престол Филиппа IV.
Молодой король, изучавший некогда живопись, понимает, что перед ним невероятно талантливый художник. И спустя несколько месяцев Диего де Сильва Веласкес назначен придворным художником, он переезжает вместе с семьей в Мадрид.
Филипп IV и живописец становятся настоящими друзьями. Художник стремительно продвигается по карьерной лестнице. А от его мастерской, находившейся во дворце, ключ был лишь у двух людей: у самого портретиста и у короля.
Кузница Вулкана
Основная работа живописца заключалась в рисовании портретов королевской семьи. Но, помимо этого, он должен был писать картины для украшения дворца, что давало ему невероятную свободу в выборе тем; другие придворные художники не могли этим похвастаться. И все же Веласкес в основном рисовал портреты. Когда его натурщиком была не царская особа и не знатный дворянин, художник рисовал простых людей: карликов и уродов, шутов и крестьян.
В 1629 году Диего по совету Рубенса отправляется в Италию учиться. Первую поездку на родину Возрождения нельзя назвать приятной. Все знали о его близости с испанским королем и относились подозрительно, порой даже обвиняя в шпионаже.
Одеяние Иосифа
Но путешествие по Италии принесло свои плоды. Познакомившись с огромным количеством произведений разных художников, Веласкес отдал предпочтение Тициану, что сильно повлияло на характер его живописи. Меняются и сюжеты картин – все чаще мастер прикасается к мифологии («Кузница Вулкана», «Одеяние Иосифа»). А находясь под Римом, художник начинает писать пейзажи на пленэрах, что было совершенно непопулярно в то время.
Вернувшись в Мадрид, мастер снова обращается к изображениям людей. Рисует конные портреты Филиппа IV, его жену, детей. 1630-е стали самыми плодородными в жизни творца. Создаются картины библейского жанра, батальные сцены.
Менины
В 1649 году настает черед новой поездки в Италию. В это раз Диего Веласкес отправляется туда в составе дипломатической миссии. Но тут в нем заиграли амбиции – он решает покорить Италию своим талантом. И случается невероятное – Папа Римский Иннокентий X заказывает Веласкесу портрет. Работа приводит в восторг весь Рим, виртуоза награждают папской медалью.
Пряхи
Спустя два года живописец возвращается в Мадрид. В последние 10 лет жизни он пишет множество работ, среди них его самые известные картины: «Менины» и «Пряхи». Не бросает он и портретную живопись — вновь и вновь заставляет позировать членов королевской семьи, для которых за годы дружбы он стал родным.
Работы (подборка)
Если не указано иное, это картины на холсте.
Таблицу можно отсортировать по столбцам (например, по датам или местоположению) (щелкните заголовок).
картина | заглавие | год | Габаритные размеры | коллекция |
---|---|---|---|---|
Старуха жарит яйца | 1618 | 105 × 119 см | Эдинбург, Шотландская национальная галерея | |
Поклонение волхвов | 1619 | 203 × 125 см | Мадрид, музей Прадо | |
Портрет Гаспара де Гусмана, герцога Оливареса . ( Гаспар де Гусман, Конде де Оливарес ) | 1624 | 203 × 106 см | Сан-Паулу, Музей искусств Сан-Паулу | |
Пьяницы или Триумф Вакха | 1629 г. | Мадрид, музей Прадо | ||
Портрет инфанты Марии Австрийской | 1628 ок. | 58 × 44 см | Мадрид, музей Прадо | |
Аполлон в кузнице Вулкана | 1630 ок. | 223-290 см | Мадрид, музей Прадо | |
Дон Педро де Барберана как член Ордена Калатравы | 1631-32 | Форт-Уэрт, Техас, Художественный музей Кимбелла | ||
Филипп IV в коричнево-серебряном костюме | 1632 | Лондон, Национальная галерея | ||
Христос на кресте. Из бенедиктинской монастырской церкви Св. Пласидо в Мадриде. | 1632 | 248 × 169 см | Мадрид, музей Прадо | |
Принц Бальтасар Карлос на коне | 1634-35 | 209 × 173 см | Мадрид, музей Прадо | |
Филипп III верхом | 1628, 1634 | Мадрид, музей Прадо | ||
Сдача Бреды (Лас-Лансас)
см. отдельную статью о картине: Сдача Бреды |
1635 | 307 × 370 см | Мадрид, музей Прадо | |
Кардинал-инфант Дон Фернандо де Австрия | 1634-36 | Мадрид, музей Прадо | ||
Портрет принца Бальтасара Карлоса в образе охотника | 1635-36 | Мадрид, музей Прадо | ||
Хуан Мартинес Монтаньес | 1635-36 | 109 × 88 см | Мадрид, музей Прадо | |
Принц Бальтасар Карлос с герцогом Оливаресом | 1636-37 | 144 x 96,5 см | Лондон, Собрание герцога Вестминстерского | |
Герцог Оливарес | 1638 | Санкт-Петербург (бывший Ленинград), Эрмитаж | ||
Греческий поэт Эзоп, вероятно, часть серии картин для королевского охотничьего домика Торре-де-ла-Парада недалеко от Мадрида. | 1639-1640 | 179,5 × 94 см | Мадрид, музей Прадо | |
Греческий поэт Менипп из Гадары , вероятно, часть серии картин для королевского охотничьего домика Торре-де-ла-Парада недалеко от Мадрида. | 1639-41 | 178 × 93,5 см | Мадрид, музей Прадо | |
Коронация Марии | 1641-44 | 178,5 x 134,5 см | Мадрид, музей Прадо | |
Судебный шут Дон Себастьян де Морра | 1643-45 | Мадрид, музей Прадо | ||
Иннокентий X. | 1650 | 140 × 120 см | Рим, Галерея Дориа | |
Портрет Хуана де Пареха | 1650 | 81,3 x 69,9 см | Нью-Йорк, Метрополитен-музей. | |
Инфанта Мария Тереза (1638–1683) | 1652-53 | 127 × 99 см | Вена, Музей истории искусств | |
Фрейлина («Менины», Инфанта Маргарета в мастерской Веласкеса)
см. отдельную статью о картине: Придворные служанки |
1656 | 318 × 276 см | Мадрид, музей Прадо | |
Сага об Арахне (Прядильщицы, Лас Хиландерас)
См. Отдельную статью The Spinners для этой картины. |
1658 ок. | 220 × 289 см | Мадрид, музей Прадо | |
Сибилла | 1630 | Мадрид, музей Прадо | ||
Христос в доме Марии и Марфы | 1618 | 63 см × 103 см | Лондон, Национальная галерея | |
Дама с веером
см. единственную статью Дама с веером для этой картины |
1638-1639 | 93 × 69 см | Лондон, Собрание Уоллеса | |
Венера перед зеркалом
См. Отдельную статью Венера перед зеркалом для этой картины. |
1647–1651 | 122,5 x 177 см | Лондон, Национальная галерея | |
Портрет короля Испании Филиппа IV | 1628 г. (не позднее) | 198 см × 102 см | Мадрид, музей Прадо | |
Принц Бальтасар Карлос и его карлик | 1631/32 | 128,1 см x 102 см | Бостон, Музей изящных искусств. | |
Придворный карлик Дон Диего де Аседо «Эль Примо» | 1644 | Мадрид, музей Прадо | ||
Инфанта Маргарита Тереза (1651–1673) в розовом платье | 1654 | 128,5 см × 100 см | Вена, Музей истории искусств | |
Инфанта Маргарита Тереза (1651–1673) в синем платье | 1659 | 127 см × 107 см | Вена, Музей истории искусств | |
Младенец Филипп Проспер (1657–1661) | 1659 | 129 см × 99 см | Вена, Музей истории искусств |