Сказ «Медной горы Хозяйка»
В 1936 году было написано самое известное произведение Павла Петровича Бажова. «Медной горы Хозяйка» — интересный сказ, в котором рассказывается о встрече Степана с Хозяйкой Медной горы, которая наполовину ящерица, наполовину прекрасная девушка. Она просит Степана, чтобы он передал начальнику местного рудника сообщение о том, чтобы тот оставил в покое этот рудник. За это она обещает выйти замуж за Степана.
Когда Степан передает требования Хозяйки Медной горы своему начальнику, то тот не верит и приказывает наказать Степана. Главного героя сажают на цепь в рудник и требуют добыть много малахита. И вот тут снова является Хозяйка Медной горы, которая хвалит Степана за смелость и помогает добыть ему малахит, а также она показывает свое приданое. Она сообщает, что готова исполнить обещание и стать женой молодого человека.
Но Степан не может на ней жениться, так как у него уже есть невеста. Для сиротки Настеньки Хозяйка Медной горы передает в подарок малахитовую шкатулку с драгоценностями. Свои слезы прощания со Степаном она отдает ему, чтобы он смог их продать и разбогатеть.
Вскоре рудник закрывают, Степан женится на Насте, и оба получают освобождение от крепостного права. Но вот счастья он так и не обретает. Теперь он ходит все время грустный и посещает закрытый рудник, где якобы охотится, но добычи никогда никакой не приносит. Однажды его находят на этом руднике мертвым, а в его руке были зажаты медные изумруды. Это были слезы Хозяйки Медной горы, которые он хранил всю жизнь.
Василий Суриков
Русский живописец, известен как мастер композиции, его полотна отличались особым размахом, масштабностью.
История Сурикова необычна и интересна. Его семья была не богата, денег на обучение не было. Однажды его рисунки увидел енисейский губернатор. Он нашел человека, который смог помочь Сурикову.
Уже во время обучения он придавал большое значение композиции. Василию даже дали прозвище «Композитор».
Он написал множество выдающихся картин, работал над оформлением Храма Христа Спасителя (фрески). Василий Суриков прожил 68 лет и скончался от ишемической болезни сердца.
Даже серьезные проблемы со здоровьем не стали препятствием для художника, в последние годы своей жизни он по-прежнему занимался любимым делом.
Самые знаменитые картины: «Утро стрелецкой казни», «Боярыня Морозова», «Взятие снежного городка».
Особенности поэзии
- Н.П.Майоров был человеком пылким и страстным, влюбленным в жизнь. Но больше всего ценил поэзию, которой отдавался страстно и неоглядно.
- В своем творчестве Николай Петрович обращается к разным темам.
- Немало лирических стихотворений написано о любви. Любовь к женщине у поэта неразрывно связана с любовью к Родине.
- Николаю было свойственно глубокое понимание природы. Он поклоняется траве, воде, солнцу. Поэтический мир начинающего лирика наполнен звуками природы, её красками, запахами. В ранних стихах присутствуют удивительные пейзажные зарисовки.
- В предвоенных произведениях звучат мотивы трагических событий. Как будто автор предчувствует свою скорую гибель. До сих пор остается загадкой, как можно было за два года до начала войны, предугадать ее начало.
- Стихотворение «Мы» является одним из сильных произведений в творческом наследии Майорова. В нем он создает портрет своего поколения и говорит от его лица.
8. Алексей Саврасов
Картины этого русского художника уже отлично продавались, едва ему исполнилось 12 лет. Чуть позже он поступил в Московское училище живописи и мгновенно стал одним из лучших учеников. Поездка на Украину помогла Саврасову досрочно окончить училище и получить звание художника.
Картины «Камень в лесу» и «Московский Кремль» сделали из этого живописца академика в 24 года! Молодым талантом интересуется царская семья, а сам Третьяков покупает множество его работ для международных выставок. Среди них были «Зима», «Грачи прилетели», «Распутица» и другие.
Смерть двух дочерей и последующий развод сильно сказываются на Саврасове. Он много пьёт и вскоре умирает в больнице для бедных.
Лучшие произведения
За всю свою жизнь Павел Петрович Бажов написал 56 произведений, которые знают и любят дети и взрослые. Это такие сказы, как «Алмазная спичка», «Богатырева рукавица», «Васина гора» и другие. Лучшими произведениями являются следующие сказы Бажова: «Голубая змейка», «Горный мастер», «Каменный цветок», «Малахитовая шкатулка», «Медной горы Хозяйка», «Огневушка-поскакушка» и другие.
Любят читать дети и такую интересную сказку, как «Серебряное копытце», где рассказывается о том, как старик Кокованя решил приютить у себя сиротку Даренку. Однажды рассказал он девочке историю о необыкновенном козле. Стали они жить в одной избе, а вечерами дедушка рассказывал девочке сказки. А однажды он взял девочку с собой на охоту, оставил ее в избушке лесника, а когда вернулся, то вся избушка была завалена драгоценными камнями, которые козлик своим серебряным копытцем набил.
Интересны читателям и такие сказы Бажова, как «Солнечный камень», «Травяная западенка», «У старого рудника», «Хрупкая веточка», «Чугунная бабушка», «Шелковая горка» и другие.
Трагедия Белова
Александр Белов, ставший Кондрашину вторым сыном, был талантливым баскетболистом, которого судьба случайно свела со своим тренером. Всего за две тренировки, усмотрев в десятилетнем мальчике способности, наставник пришел к родителям Саши и стал просить отпустить его на тренировочную базу. Отец мальчика был категорически против, а мама согласилась. Вскоре Саша остался без отца и тренер по-отечески поддержал его и воспитал его как настоящего баскетбольного профессионала, лидера среди игроков. Саша стал играть в команде ключевую роль защитника. Двухметровый рост позволял ему прекрасно реализовывать блок-шоты и подбор мяча. Хорошо удавались ему скоростные прыжки.
Сердечная недостаточность, от которой страдал Белов, периодически обострялась. Так было и в 1976, когда его задержали на границе с попыткой провезти запрещенные к ввозу в СССР предметы. Тогда спортсмена дисквалифицировали на 2 года. Это была существенная потеря – без сильного игрока и лидера команды баскетболисты растеряли свои позиции.
Александр Белов скончался в больнице в октябре 1978. В некрологе был обозначен диагноз – «рак сердца». Спровоцировал смертельную болезнь, по слухам, подхваченный им на сборах сальмонеллез. Кондрашин был с Беловым до последней минуты, поддерживал его морально. Он остался в памяти советских людей легендарным советским баскетболистом, ушедшим на пике славы.
Эль Лисицкий
Лазарь Маркович Лисицкий (1890-1941), более широко известный как Эль Лисицкий, известен не только как художник советской власти, но и как дизайнер, фотограф, архитектор и полемист. Он являлся заметной фигурой русского авангарда и автором пропагандистских работ. Под влиянием Казимира Малевича, который был его наставником, его собственные работы продолжали влиять на Баухауз и Конструктивистское движение. Большая часть графического дизайна 20-го века может быть связана с инновациями Лисицкого в динамических композициях и использовании цвета. Свою творческую карьеру он начал как книжный иллюстратор детских рассказов на идише. Среди художественных произведений Лисицкого и выставочные экспозиции и агитационные плакаты, в частности «Клином красным бей белых» (1919). Ключевым элементом работ Лисицкого было то, что они были созданы для содействия социальным и революционным изменениям. Он стал послом российской культуры в Веймарской Германии в 1920-х годах. Он оставил после себя наследие уникальных типографских и дизайнерских работ, которые и сегодня остаются влиятельными и провокационными.
Эль Лисицкий. Клином красным бей белых, 1919
Каземир Малевич
Казимир Малевич (1879-1935) родился в Киеве, большую часть своего детства провел в отдаленной Украине и часто переезжал. Изолированный от культуры, Малевич впитал в себя традиции сельской жизни, которые, как говорят, были с ним на протяжении всей его жизни. После смерти отца в 1904 году он переехал в Москву, где учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Он был современником Владимира Татлина, часто выставлялся с ним на выставках. Поворотным моментом в его стиле стало открытие в 1913 году в Москве крупной выставки произведений Аристарха Лентулова. Говорят, что это открыло разум Малевича кубическим формам и принципам, которые он начал включать в свои работы. Основной вклад Малевича в историю искусств пришелся на 1915 году, когда он написал свой манифест «От кубизма к супрематизму». Супрематизм должен был стать его фирменным стилем и очень влиятельным для будущих поколений художников. Среди известных супрематических работ художника — «Черный квадрат» (1915) и «Белое на белом» (1918).
Каземир Малевич. Белое на белом, 1918, Нью-Йоркский музей современного искусства, г. Нью-Йорк
Сказ «Каменный цветок»
Сказ «Каменный цветок» Бажовым был написан в 1937 году. Он вошел в известный сборник «Малахитовая шкатулка». По сюжету старик Прокопьич был лучшим резчиком по малахиту, но вот учеников он всегда учил плохо, так как не видел в них способности к своему делу. А вскоре и вовсе отправлял их обратно. Однажды Прокопьичу отдали сироту Данилку Недокормыша, которому было двенадцать лет. В господском доме Данилка так ничего и не научился делать, лишь рассматривал картины, а когда коров пас, то они у него разбегались в разные стороны.
Прокопьич не только пожалел парнишку, но вскоре привязался к нему всей душой. Быстро тот стал учиться и всем премудростям малахитного дела. А когда он вырос, то настоящим красавцем стал. Прокопьич с ним о невесте стал разговаривать, а тот пока лишь о своем деле говорил, мечтая стать настоящим мастером. Барин однажды, чтобы проверить умения Данилки, заказал ему малахитовую чашу на ножке. И остался доволен результатом работы.
Решил барин женить Данилку на Кате Летеминой. Но вот только не нравилась самому юноше чаша, которую он изготовил: парень считал, что в ней нет жизни, что камень он не прочувствовал. И тут от старого мастера он услышал легенду о каменном цветке, который дает понять силу камня. Захотел Данилка увидеть этот цветок. И перед самой свадьбой молодой резчик по малахиту отправился на Змеиную гору за малахитом, где и повстречался с Хозяйкой Змеиной горы.
Долго он уговаривал ее показать каменный цветок, но она предупредила резчика, что прежней жизни у него после этого не будет. А затем отвела в свой сад, где и был этот прекрасный каменный цветок. Вернулся Данилка домой, весь вечер грустил, а ночью убежал куда-то и больше никто его не видел. Но ходили слухи о том, что его взяла к себе в мастера Хозяйка Змеиной горы.
Детство и юность
Модест Петрович Мусоргский, потомственный дворянин, родился 9 марта 1839 года в имении Карево, расположенном в Псковской губернии в 400 км от Санкт-Петербурга. Родители, состоятельные землевладельцы, происходили от прославленных смоленских князей, приходившихся потомками великой династии Рюриков.
Модест Мусоргский
Петр Алексеевич Мусоргский был сыном гвардейского офицера, владельца обширной усадьбы в Торопецком уезде. Унаследовав имение, он покинул службу в петербургском сенате и женился на Юлии Ивановне Чириковой, дочери отставного военного из соседнего села Наумово.
Поскольку родители не имели недостатка в средствах, детство Модеста прошло в атмосфере постоянного праздника. Окруженный заботами няни, мальчик с раннего возраста почувствовал вкус к русским песням и сказкам и проникся духом народных традиций и обычаев, а мать привила сыну вкус к классической музыке и стала учить его азам игры на пианино. В 7 лет будущий композитор без труда подбирал по слуху сложные фортепианные пьесы и дополнял их собственными импровизациями.
Модест Мусоргский (справа) и его брат Евгений
В 10-летнем возрасте Мусоргского отправили в немецкое учебное заведение, расположенное в Санкт-Петербурге, где мальчик продолжил занятия музыкой под присмотром пианиста и педагога Антона Августовича Герке и в 1852 году представил первую самостоятельно сочиненную пьесу для фортепиано. Родители радовались творческим успехам сына, но творческую карьеру всерьез не рассматривали. Потомки военных чтили семейные традиции и вскоре устроили Модеста в школу гвардейских офицеров, где царили строгость и дисциплина.
Юноша принял жесткий режим заведения, но заниматься музыкой не перестал. Благодаря врожденному таланту и приобретенному мастерству Мусоргский стал душой компании и регулярно выступал на вечеринках и праздниках, устраиваемых в школе. Тогда же Модест начал свой путь к алкоголизму, который был неотъемлемой частью разгульной студенческой жизни того времени.
Модест Мусоргский в молодости
В 1856 году будущий композитор окончил гвардейскую школу и получил назначение в санкт-петербургский Преображенский полк. Поселившись в столице, познакомился с военной и творческой российской элитой.
Вскоре молодой офицер стал постоянным участником вечеринок в доме композитора Александра Даргомыжского и подружился с прославленными русскими деятелями культуры в лице Владимира Стасова, Александра Бородина, Цезаря Кюи и Милия Балакирева. Последний взялся за «воспитание» и музыкальное образование Мусоргского, который решил оставить военную службу ради полноценной музыкальной карьеры.
Рождение и детство
Биография Владимира Куца полна неоднозначных моментов. Будущий знаменитый спортсмен родился в 1927 году, 7 февраля, в селе Алексино Сумской области. Родители были простыми рабочими. Уже с детства мальчик был очень упорным. Например, известен случай, когда Владимир поставил себе цель научиться ходить на лыжах. Это было необходимо, чтобы добираться до села Белка, где находилась его школа, в пяти километрах од родного Алексино. И в то же время будущий спортсмен в детстве не отличался ловкостью и проворством. Приятели за неуклюжесть даже прозвали его Пухтей. Сейчас сохранилось не так много информации о детстве этого спортсмена, но одно можно сказать с уверенностью – уже тогда это был человек невероятного характера, силы духа и принципов. Об этом говорят как его дальнейшая жизнь, так и блестящие победы на спортивном поприще.
Семья
С тех пор, как у Владимира Петровича появилась семья – жена Евгения и сын Юрий, они стали для него самым главным смыслом жизни. Страшный диагноз мальчика, который появился на свет семимесячным, – ДЦП, сплотил супругов еще больше в борьбе за здоровье и благополучие единственного наследника. Парень с достоинством принял свой диагноз, и, используя свои незаурядные способности к обучению, стал экспертом по спортивной тематике, в особенности по баскетболу. После каждой игры отец с сыном подолгу обсуждали нюансы тактики и особенности игроков. Владимир был душой семьи, где его всегда ждали и любили.
Юрий Кондрашин так и жил в скромных условиях и после смерти отца. Но все изменилось в его жизни после выхода фильма «Движение вверх». Журналисты живо заинтересовались судьбой наследника прототипа главного героя фильма, стали приходить, брать интервью, обнародовать условия жизни.
Интересные факты
За годы жизни Брюллов написал множество картин. Но некоторые работы после смерти мастера доделывали его ученики. Это касается, например, портрета Ивана Крылова. Картина была написана всего за один сеанс. Брюллов сделал практически все, кроме левой руки поэта. Баснописец еще тогда разочарованно сетовал, что художник не окончит портрет и до самой его смерти. Именно так все и произошло. Стоит сказать, что для окончания работы Карлу пришлось заказать посмертный слепок с руки Крылова. Дорисовал портрет ученик художника – Фаддей Горецкий.
Иногда Брюллов дописывал чужие картины. Однажды художник был в гостях у популярного в то время акварелиста Петра Соколова, который только закончил работать на портрете над головой графа Апраксина. Прекрасная работа коллеги впечатлила Брюллова, но художник заметил, что туловище и линия шеи пририсованы неудачно. Всю ночь он не спал, а на утро приехал к Соколову и закончил работу в его отсутствие.
Первый эскиз будущей картины «Осада Пскова» был сделан художником в гостях у графа Толстого. Он сделал несколько клякс на холсте и пальцами обрисовал схему. Таким оригинальным способом была начата работа над очередным шедевром.
Император оказывал почести художнику и хвалил его. Но Брюллов никогда не писал портреты членов императорской семьи. Но в то же время одаривал великих князей и княгинь своими творениями. Например, Марине Николаевне он передал картину «Бахчисарайский фонтан».
Юлия Самойлова была любимой натурщицей художника. На полотне «Последний день Помпеи» свою возлюбленную он изобразил несколько раз – в образе нескольких матерей и девушки в тунике.
Самые дорогие портреты русских художников
Посмотрим, искусство каких русских художников особенно ценится на крупных аукционах в последнее время. Мы рассмотрим несколько наиболее крупных уходов портретов в период с 2000 по 2020 годы.
Первую тройку самых дорогих портретов открывают образы женщин. Дороже всего оценили образ актрисы кабаре, запечатленной художницей Тамарой де Лемпицки в работе Portrait de Marjorie Ferry. Эта работа была выставлена в аукционном доме Christie`s в 2020 году и ушла с молотка за 21 млн долларов (16,3 млн фунтов стерлингов).
Тамара де Лемпицка. Portrait de Marjorie Ferry. 1932 г.
На втором месте оказался портрет «Шокко» художника Алексея Явленского. Картина была представлена на аукционе Sotheby`s в 2008 году и ушла за 18,6 млн долларов.
А. Явленский. «Шокко (Шокко в широкополой шляпе)». Около 1910 г.
Замыкает тройку портрет Марии Цетлиной, созданный Валентином Серовым. Это великолепная работа попала на аукцион Christie`s в 2014 году из музея и, конечно, вызвала ажиотаж среди покупателей. Ее охотно купили за 14,5 млн долларов (9,3 млн фунтов). Подробнее о трех описанных картинах вы можете почитать в статье о самых известных женских портретах.
В. Серов. Портрет Марии Цетлиной. 1910 г.
На четвертом месте расположился портрет «Маленький ковбой», созданный известным русских художником Николаем Фешиным. Эта работа поступила на аукцион MacDougall`s в 2010 году из галереи Stendahl Лос-Анджелеса. Холст считается одним из самых блестящих портретов художника, в котором Фешину удалось создать целостный и колористически изящный образ маленького ковбоя. Так как за полгода до этого картина уже уходила с аукциона William Doyle за 500 тыс. евро, на MacDougall ее выставили по стартовой цене 500-700 тыс. фунтов. Однако один из телефонных покупателей так горячился, что нередко прибавлял сразу по полмиллиона фунтов. В итоге жарких торгов цена взлетела до рекордных 7 млн фунтов (10,9 млн долларов), что стало сенсационной продажей. После этого Фешин оказался в десятке самых дорогих продаж картин в категории русской живописи. На февраль 2021 года он переместился на 13 место, но по-прежнему обгоняет своего учителя Илью Репина.
Н.И. Фешин. «Маленький ковбой». 1940 г.
Еще один портрет, проданный за миллионы долларов, принадлежит талантливому русскому художнику Юрию Анненкову. Живописец создавал картины в своей оригинальной манере, используя самые разные приемы, смешивая стили и направления так, что даже критики не могли предугадать его следующей работы. Именно эта оригинальность и живописная смелость привели его к славе и узнаваемости его картин, особенно портретов. В 2014 году на торги аукционного дома Christie`s попал один из таких ярких портретов, созданный в смешанных стилях. На картине запечатлен А.Н. Тихонов, а сама она экспонировалась на международной выставке в Венеции в 1924 году. С аукциона портрет ушел за 6,2 млн долларов (4 млн фунтов).
Ю.П. Анненков. Портрет А. Тихонова. 1922 г.
Портреты известных русских художников можно перечислять еще долго, ведь в этом жанре работали не только портретисты, но и пробовали себя практически все именитые мастера живописи. Одни из них писали популярных современников и знатных особ, другие искали и создавали свой образ женщины через женские портреты, а третьи не менее увлеченно писали самих себя. Благодаря этому зритель сегодня может найти в русском портрете большое разнообразие образов, эмоций, идей и художественных приемов.
Преподавательская деятельность
Писатель Бажов, с биографией которого мы знакомимся, из-за нехватки денег не смог получить университетского образования и вынужден был пойти работать. Он преподавал русский язык и литературу в духовных училищах Камышлова и Екатеринбурга. Ученики любили и преподавателя, и его интересные лекции, на которых он всегда чувственно и эмоционально читал произведения классиков.
Преподаватель Бажов Павел Петрович легко мог заинтересовать любого ученика, даже если тот не желал учиться или у него было плохое поведение. В училище у девочек был обычай: прикалывать атласные ленточки любимым учителям. И вскоре на пиджаке будущего писателя уже не было свободного места.
2. Виктор Васнецов
Продолжает список самых известных русских художников Виктор Васнецов. Родился он весной 1848 года в семье священника в небольшой деревне Лопьял. Тяга к живописи проснулась у него в очень раннем возрасте, но родители не могли дать ему должного образования из-за нехватки денег. Поэтому в возрасте 10 лет Виктор начал учиться в бесплатной духовной семинарии.
В 1866 году практически без денег он уехал в Петербург. Васнецов легко справился с вступительным экзаменом и поступил в Академию художеств. Здесь началась его дружба с известным художником Репиным, с которым он позже направился в Париж. После возвращения в Петербург Васнецов начинает писать свои самые известные картины: «Три богатыря», «Снегурочка» и «Бог Саваоф».
Художник смог полностью раскрыть свой талант только после переезда в Москву. Здесь ему уютно и комфортно, а каждая последующая картина получается лучше предыдущей. Именно в Москве Васнецов написал такие картины, как «Алёнушка», «Иван Царевич и серый волк» и «Нестор Летописец».
Путь чемпиона
Именно Леонид Сергеевич Хоменков привел Владимира в большой спорт, сделав его профессиональным спортсменом. Но судьбы их пересеклись ненадолго, уже с 1922 года молодого спортсмена тренировал Александр Чикин. Именно под его руководством Владимир Куц защитил звание мастера спорта и одержал ряд весомых побед в различных соревнованиях. Зимой 1953 года спортсмен оказался в Ленинграде. Здесь он познакомился с тренером, сотрудничать с которым ему предстояло еще многие годы, с человеком, который привел Владимира к множеству спортивных вершин, и которого он впоследствии считал близким другом. Григорий Никифоров тогда тренировал сборную Советского Союза по легкой атлетике. Именно он в этом же году начал работать с будущим чемпионом-олимпийцем. Никифоров быстро понял, насколько необычный и нестандартный «почерк» у его нового подопечного, что Куц Владимир – бегун совсем нового типа.
Он не стал как-то переучивать спортсмена на свой лад. Спортсмен и тренер вместе доводят технику «рваного бега» Владимира Куца до совершенно нового уровня, и результаты не заставляют себя долго ждать. В этом же году Владимир выигрывает серебро на Международном фестивале молодежи и студентов в Бухаресте, а также впервые завоевывает звание чемпиона СССР. А уже спустя год спортсмен берет золото на Чемпионате Европы. Забег в 5000 метров. Тогда Владимир Куц не просто победил. Он установил мировой рекорд.