Лепорская анна александровна

Биография

Анна Лепорская родилась в семье преподавателя латинского языка Черниговской духовной семинарии Александра Ивановича Лепорского. Была племянницей профессора, протоиерея Петра Лепорского, а директор металлургического комбината «Азовсталь» В. В. Лепорский был её племянником. Вскоре семья переехала в Вятку и к 1908 году — в Псков, где она окончила гимназию, подружилась с семьей Вениамина Каверина, встречалась с Юрием Тыняновым.

В 1918–1922 годах училась в Псковской художественно-промышленной школе, где заинтересовалась керамикой и фарфором: «Мне доставляло большое удовольствие «тянуть» форму кувшина на ножном гончарном круге». Затем в течение двух лет она училась на факультете живописи в Петроградской Академии художеств у К. Петрова-Водкина и А. Савинова.

В 1923—1926 годах училась и работала в ГИНХУКе, в формально-теоретическом отделе у К. Малевича в качестве практиканта, была его секретарём и самой молодой из его учениц. Она интересовалась всеми экспериментами своего учителя, выбирая то, что было свойственно её творческой индивидуальности; вела записи анализов живописных произведений молодых художников, приносивших их для показа Малевичу. Здесь Лепорская сформировалась как дизайнер, впитала в себя принцип широты художественных интересов, который был так характерен для Малевича; Лепорская отмечала:

В круге Малевича она познакомилась с художником Николаем Суетиным, ставшим её мужем. В 1935 году на могиле Казимира Малевича они установили памятник, спроектированный Николаем Суетиным, — куб с «Чёрным квадратом».

Лепорская входила в группу живописно-пластического реализма вместе с К. И. Рождественским, Л. А. Юдиным, В. В. Стерлиговым и В. М. Ермолаевой.

Перед Венецианской биеннале 1923 года Лепорская вместе с Константином Рождественским и Николаем Суетиным участвовала в написании триптиха, состоящего из чёрного креста, чёрного круга и «Чёрного квадрата»

В предвоенные годы А. А. Лепорская много занималась живописью маслом и акварелью, работала как дизайнер. Много путешествовала по стране. Участвовала в выполнении ряда дизайнерских проектов в Ленинграде, на Всемирных выставках. В 1937 году Лепорской было поручено оформление интерьера зала искусств советского павильона на всемирной выставке в Париже, а в 1939 году — на Международной выставке в Нью-Йорке. В начале войны, после введения воинских орденов Суворова, Кутузова, Александра Невского, Лепорской было поручено заново оформить могилу Александра Невского; её муж, Н. М. Суетин, оформлял могилу Суворова. В блокадном Ленинграде она не только рисовала, но и работала на заводе, обморозив руки и получив дистрофию и цингу. В 1944 году она восстанавливала интерьеры Государственного театра оперы и балета имени Кирова.

В 1945 году муж Лепорской, бывший в то время главным художником Ленинградского фарфорового завода им. М. В. Ломоносова, привлёк её к работе с фарфором: был создан её первый чайный сервиз «Конус». С 1948 года она — в штате завода. С её именем связано целое направление работы завода; известный искусствовед Михаил Коган писал:

Работы Лепорской были отмечены самыми высокими оценками на выставке Международной академии керамики в Женеве, на выставках в Брюсселе, Кабуле, Дамаске, Лейпциге, Осло, Вене, Будапеште, Турине, Гётеборге и во многих других городах мира. В 1970 году она была удостоена звания лауреата Государственной премии РСФСР им. И. Е. Репина. Работы А. А. Лепорской представлены в целом ряде музеев, наиболее полно — в Русском музее, музее Ленинградского фарфорового завода, в Псковском музее-заповеднике.

Долгие годы у неё хранились архив и рисунки Малевича.

Похоронена на Богословском кладбище.

Биография

Родилась в семье преподавателя латинского языка Черниговской духовной семинарии Александра Ивановича Лепорского. Была племянницей профессора, протоиерея Петра Лепорского, а директор металлургического комбината «Азовсталь» В. В. Лепорский был её племянником. Вскоре семья переехала в Вятку и к 1908 году — в Псков, где она окончила гимназию, подружилась с семьей Вениамина Каверина, встречалась с Юрием Тыняновым.

В 1918–1922 годах училась в Псковской художественно-промышленной школе, где заинтересовалась керамикой и фарфором: «Мне доставляло большое удовольствие «тянуть» форму кувшина на ножном гончарном круге». Затем в течение двух лет она училась на факультете живописи в Петроградской Академии художеств у К. Петрова-Водкина и А. Савинова.

В 1923—1926 годах училась и работала в ГИНХУКе, в формально-теоретическом отделе у К. Малевича в качестве практиканта, была его секретарём и самой молодой из его учениц. Она интересовалась всеми экспериментами своего учителя, выбирая то, что было свойственно её творческой индивидуальности; вела записи анализов живописных произведений молодых художников, приносивших их для показа Малевичу. Здесь Лепорская сформировалась как дизайнер, впитала в себя принцип широты художественных интересов, который был так характерен для Малевича; Лепорская отмечала:

В круге Малевича познакомилась с художником Николаем Суетиным, ставшим её мужем. В 1935 году на могиле Казимира Малевича они установили памятник, спроектированный Николаем Суетиным, — куб с «Чёрным квадратом».

Лепорская входила в группу живописно-пластического реализма вместе с К. И. Рождественским, Л. А. Юдиным, В. В. Стерлиговым и В. М. Ермолаевой.

Перед Венецианской биеннале 1923 года Лепорская вместе с Константином Рождественским и Николаем Суетиным участвовала в написании триптиха, состоящего из чёрного креста, чёрного круга и «Чёрного квадрата»

В предвоенные годы много занималась живописью маслом и акварелью, работала как дизайнер. Много путешествовала по стране. Участвовала в выполнении ряда дизайнерских проектов в Ленинграде, на Всемирных выставках. В 1937 году Лепорской и её мужу было поручено оформление интерьера зала искусств советского павильона на всемирной выставке в Париже, а в 1939 году — на Международной выставке в Нью-Йорке. В начале войны, после введения воинских орденов Суворова, Кутузова, Александра Невского, Лепорской было поручено заново оформить могилу Александра Невского; её муж, Н. М. Суетин, оформлял могилу Суворова. В 1941 году пришла работать на ЛФЗ. В блокадном Ленинграде она не только рисовала, но и работала на заводе, обморозив руки и получив дистрофию и цингу. Работала над выставками в Штабе партизанского движения. В 1944 году она восстанавливала интерьеры Государственного театра оперы и балета имени Кирова.

В 1945 году муж Лепорской, бывший в то время главным художником Ленинградского фарфорового завода им. М. В. Ломоносова, привлёк её к работе с фарфором: был создан её первый чайный сервиз «Конус». С 1948 года она — в штате завода. С её именем связано целое направление работы завода; известный искусствовед Михаил Коган писал:

Работы Лепорской были отмечены самыми высокими оценками на выставке Международной академии керамики в Женеве, на выставках в Брюсселе, Кабуле, Дамаске, Лейпциге, Осло, Вене, Будапеште, Турине, Гётеборге и во многих других городах мира. В 1970 году она удостоена звания лауреата Государственной премии РСФСР им. И. Е. Репина. Работы А. А. Лепорской представлены в целом ряде музеев, наиболее полно — в Русском музее, музее Ленинградского фарфорового завода, в Псковском музее-заповеднике.

Долгие годы у неё хранились архив и рисунки Малевича.

Похоронена на Богословском кладбище.

С февраля по 14 марта 2022 года в Михайловском замке Русского музея работает выставка «Анна Лепорская. Живопись. Графика. Фарфор».

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Енот на Волге
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: