Самые известные и красивые картины айвазовского

Что говорит наука о потопе

Изучая природу, наука, в отличие от религии, сосредоточена на материальном мире. Поэтому ее позиция отличается от богословской, прежде всего, тем, что демонстрирует совсем иной, нежели Библия, подход к случившегося. Под ними понимают «естественные», природные факторы, а не прогрессировавшую духовную деградацию людей или подобные проблемы. Фактически можно сказать, что вопрос «почему» произошла катастрофа, подменяется вопросом «как» она произошла с точки зрения природы. Поскольку как раз об этом не говорят ни Библия, ни какой-либо другой из древних текстов, восходящих к событию, то долгое время ученые находились как бы на перепутьи:

  • с одной стороны, им был неясен (собственно, не прояснен даже до наших дней) сам процесс: например, каким образом воды могут покрыть вершины гор, вообще – откуда они появились в таком количестве; это заставляло относить библейский и другие рассказы к области «преданий», «мифов», не имеющих реальной основы;
  • в то же время, просто отмахнуться от того, что существуют десятки только письменных (не считая устных) преданий о древней катастрофе, также было антинаучно.

Так возникают различные гипотезы о том, как случилось великое наводнение:

  • американцы У. Райан, У. Питмен, российский историк В.А.Сафронов полагают, что случившееся было вызвано резким таянием ледника после «великого оледенения», а само событие могло начаться около 10000 лет назад; вероятно им же вызван резкий подъем уровня морей – Черного и Средиземного – на целых 140 м; именно этот процесс могут отражать предания;
  • другие исследователи полагают, что землю затопило подземными водами; ведь, по Библии, дождь продолжался только 40 дней, а само наводнение – 150, причем, по библейскому тексту, кроме «окон небесных» также «разверзлись источники великой бездны» (Быт.7:11); это могло привести к резкому похолоданию, оледенению в приполярных областях земли; останки животных, растений, не свойственных северным широтам, палеонтологи ныне находят в вечной мерзлоте;
  • выдвигаются также гипотезы столкновения земли с кометой или метеоритом, упавшими в океан, после чего гигантская волна смысла все живое;
  • наконец, американский геолог Г.Рискин говорит о возможной «метановой катастрофе», некоем взрыве газа, накопившегося в водах океана, резко поднявшегося на поверхность после, может быть, падения метеорита; по подсчетам ученого, теоретически мощность такого катаклизма могла быть в 10000 раз больше, чем сила детонации всего запаса ядерного оружия на земле – что действительно представляло планетарную катастрофу.

Будет ли новый потоп?

Впрочем, гипотеза Рискина не пользуется широким признанием коллег. Наука сейчас более склонна считать толчком к катастрофе таяние ледников, поэтому вызывает опасение текущее «глобальное потепление», которое также может вызвать подобные катаклизмы. Разумеется, предавшись этой «борьбе за экологию», совершенно забывают Библию, раскрывающую истинную причину бедствия: людское нечестие, а не «таяние ледника» или «метеорит».

Для христиан несомненна непреложность слов Божиих, что новой подобной катастрофы более не случится. Но это не значит, что время на покаяние однажды не закончится. Просто ожидаемый «конец света» будет, вероятно другим.

Фразеологизм «Всемирный потоп»: что значит и в каких случаях используется

Само это словосочетание, употребляемое вне связи с библейскими событиями, несет на себе отпечаток давних сомнений ученых в факте самого события, высмеивания этой библейской «сказки», так характерном для многих безбожников. Потому «всемирным потопом» скорее иронично называют воду, обильно залившую, например, пол в доме. Лишь когда современный человек оказывается в ситуации вполне реального наводнения, ироничный фразеологизм почему-то перестает быть таковым. Вот тогда, вероятно, нет человека, который не вспомнил бы Ноя.

Послесловие

Иван Айвазовский — единственный в мире художник, который разрешал всем желающим смотреть, как он пишет картины. Как правило, в его мастерской, как в театре сидели отдыхающие, человек по 30 и смотрели, как из под кисти Айвазовского появляются волны, морская стихия, корабли, зрители ему даже аплодировали. Поэтому, уважаемые читатели, посещайте музеи, картинные галереи, любуйтесь и наслаждайтесь творчеством великих мастеров нашей страны, которые творили для вас, оставляя капельку души в каждом произведении.

Словами поэта А.И. Полежаева Иван Айвазовский мог бы сказать о себе так:

Всемирный потоп

«Сорок дней длился потоп. Когда вода стала прибывать, она приподняла ковчег, и ковчег поплыл. Вода все прибывала и затопляла землю. Ковчег плавал, а вода поднималась все выше, пока не покрыла самые высокие горы, какие есть под небом. На пятнадцать локтей поднялась над ними вода, и горы исчезли под водой. И погибли тогда все, кто жил на земле: и птицы, и скот, и звери, и все твари, какими была полна земля, и все люди. Все, в чьих ноздрях было дыхание жизни, все обитатели суши, — все умерли. Все, что было на земле, — и люди, и скот, и всякая живность, и птицы небесные — все было сметено с лица земли. Уцелел лишь Ной и те, кто был с ним в ковчеге. Наводнение продолжалось сто пятьдесят дней» (Книга Бытия, 7:17–24).

Описание картины

Полотно «Всемирный потоп» раскрывает распространенный сюжет из Библии. Айвазовский выбрал его, как и другой известный мотив «Хаос. Сотворение мира» из-за морских пейзажей. Картина «Всемирный потоп» отображает мировое бедствие, поглотившее в толще воды практически все живое на Земле. Композиция изображает момент, когда почти вся суша оказалась затопленной, кроме самых высоких скал – именно на такой нашла временное убежище группа людей в центре полотна. Оригинальный масштаб холста «Всемирный потоп» 246,5×319 см. Картина настолько большая, что способна занять почти всю стену.

В отличие от большинства других своих катастрофических сюжетов, в работе «Всемирный потоп» Айвазовский не может оставить героям надежды – все они неизбежно погибнут. Люди в отчаянии протягивают руки в сторону восходящего солнца – но оно не способно усмирить стихию и приносит лишь временное облегчение. Тучи и море на холсте «Всемирный потоп» одинаково густые, мрачные, непроницаемые. Вода обманчиво спокойна, но дождь продолжает идти – грозовые тучи плотно заволокли небо, не оставляя сомнений в исходе изображенной катастрофы.

Цветовая гамма

«Всемирный потоп» выполнен в естественной гамме оттенков, которая колеблется от ярких светлых, до почти черных оттенков. Цветовое решение работы разделяет ее на две части – ту, что освещается теплым солнечным светом и ту, что теряется во мраке. Айвазовский использовал для композиции «Всемирный потоп» следующие тона и оттенки:

  1. Серый.
  2. Кремовый.
  3. Желтый.
  4. Бледно-бежевый.
  5. Темно-голубой.
  6. Темно-зеленый.
  7. Синий.

Свет проглядывающего сквозь тучи солнца, которое Айвазовский изобразил в левом верхнем углу картины, освещает скалу, окрашивая ее в теплые желтые и бледно-бежевые оттенки. Синие покрывала служат ярким акцентом на фоне серого камня. Вода в композиции «Всемирный потоп» переливается темно-зелеными и серо-голубыми тонами. Небо – сумрачно-серое с зеленовато-голубыми отблесками.

Краткая биография

Иван Константинович Айвазовский (29.07.1817 — 02.05.1900) родился в Крыму в приморском городке Феодосии. Он был сыном разорившегося купца-армянина и детство его проходило в бедности. Однако страсть мальчика к рисованию обнаружила в нём такой талант, что нашлись люди, позаботившиеся о том, чтобы этот талант не пропал в безвестности. Ивана определили в Симферопольскую гимназию, а по её окончании он отправился в Петербург, в Академию художеств (1833).

Страстью юного художника было море. Оттачивая в Академии мастерство в написании морских пейзажей, он и преподавателей, и однокашников-студентов удивлял своими успехами. Руководство Академии сократило ему академический курс на два года.

Айвазовский про заданию Академии едет в Крым писать виды городов черноморского побережья. В Севастополе он встретился с прославленным адмиралом Лазаревым, открывателем Антарктиды и строителем Черноморского флота, с его соратниками, будущими героями обороны Севастополя. Он до конца своих дней сроднился с Черноморским флотом, и врождённая любовь к морю феодосийского мальчика выросла в любовь настоящего моряка.

Как один из лучших студентов Академии художеств он в 1840 году получил командировку в Италию. Там, под новыми небесами, он увидел новое море, и его неиссякаемое трудолюбие художника получило новый импульс. В Италии он написал ряд картин, которые принесли ему признание в художественных кругах Европы.

Всемирно прославленный маринист Уильям Тернер под впечатлением от картины Айвазовского «Неаполитанский залив лунной ночью» посвятил своему молодому собрату стихи, в которых говорил, что почерпнул в его картине вдохновение, увидев в ней живое море…

Неаполитанский залив в лунную ночь, 1842

В 1843 году Айвазовский начал длительное путешествие по Европе с персональными выставками. Он стал одним из первых русских художников, получивших всемирное признание. В Россию он вернулся членом Парижской, Римской и Амстердамской академий, становится членом Петербургской Академии художеств.

Высочайшим указом он был назначен художником Главного Военно-Морского штаба. Были достигнуты высокое положение, почёт, богатство, громкая слава. Чего оставалось желать и добиваться молодому человеку, не достигшему своего тридцатилетия?

Жизни оставалось более полувека, но всё это время он, как и в юности, изо дня в день проводил в море и за мольбертом. Любовь к морю и верность призванию явили чудо работоспособности. Айвазовским создано более шести тысяч полотен, для сравнения: Левитан написал около тысячи, Нестеров — несколько сотен.

Айвазовский и Пушкин

Айвазовский вошёл в современное ему искусство, руководствуясь собственными законами художественного мироощущения. Чарующая световая атмосфера полотен Айвазовского помогает воспринять мечтательность и эмоциональность его искусства. Художник видит в человеке неотъемлемую частицу природы. Человек на его картинах изображён то на фоне спокойного, прозрачного моря, то одиноко шагающим по берегу или сидящим в лодке, устремив вдаль, к свету, мечтательный взгляд. В этих вымышленных романтических героях нетрудно распознать автопортретные черты художника.

Морской берег, 1840

Некоторые считают, что Айвазовский даже изображал на своих картинах таким образом Пушкина, но Иван Константинович просто носил такие же бакенбарды, как и Пушкин и в целом был похож на него. Пушкину же Айвазовский посвятил немало картин непосредственно.

А.С. Пушкин и графиня Раевская у моря около Гурзуфа, 1886

И это внимание Айвазовского к Пушкину неслучайно. Дело в том, что для молодого 19-летнего живописца встреча с Александром Сергеевичем была одним из важнейших событий в его жизни

Произошла она на осенней выставке Академии художеств в 1836 году. Подобные художественные выставки открывались ежегодно в сентябре, и своим вниманием удостаивали их даже императорские особы. Приходили в академические залы высокие сановники и чиновники всех рангов, студенты и молодые художники. Толпился на выставке и любопытный разночинный люд.

Появление поэта с женой на выставке стало тогда настоящей сенсацией. Узнав, что Пушкин в Античной галерее, ученики Академии, в их числе и девятнадцатилетний Айвазовский, бросились туда.

Поэт, как вспоминал художник:

Инспектор Академии, сопровождавший поэта, хотел было тотчас найти Лебедева, но его в зале не оказалось. И тогда взгляд инспектора упал на Ивана Айвазовского, награжденного за отличие золотой медалью — его-то он, как лучшего ученика, и представил поэту.

Ничего из той давней беседы не забыл живописец:

Встреча с Пушкиным когда-то стала поистине судьбоносной для живописца: около двадцати картин и рисунков Айвазовского запечатлели облик поэта. И самое известное полотно — «Прощание Пушкина с Чёрным морем» («Прощай, свободная стихия!»), написанное совместно с Ильей Репиным.

«Прощай свободная стихия» («Прощание Пушкина с морем»), 1887

И вновь признание самого Ивана Константиновича:

Сколько же работ Айвазовского, посвященных памяти поэта, ныне почти неизвестны, а некоторые и вообще утрачены: «Пушкин у скал Аю-Дага», «Пушкин в Крыму», «Пушкин на вершине Ай-Петри при восходе солнца», «Пушкин на берегу с семьей Раевских близ Гурзуфа», «Пушкин у Гурзуфских скал»… Настоящая крымская пушкиниана!

Фрагмент картины «А.С. Пушкин в Крыму у Гурзуфских скал», 1880

И можно предположить, что какие-то наброски к будущим полотнам (все они были написаны значительно позднее, не при жизни Натальи Николаевны; первая из них — «Пушкин на берегу Чёрного моря» датирована лишь 1868-м годом) могла видеть и она сама. Ведь Наталья Николаевна бывала в петербургской студии прославленного мариниста, к тому времени уже профессора Академии художеств.

И разговор меж ними мог идти о будущем издании собрания сочинений Пушкина, предпринятом П.В. Анненковым и самой Натальей Николаевной. Художник готов был принять деятельное в нем участие

Свидетельство тому более чем важное — письмо издателя брату, датированное маем 1852 года:

А дружбой с Натальей Николаевной художник дорожил настолько, что сам явился к Наталье Николаевне, после того как его слуга, видимо, из благих побуждений, объявил приехавшей к нему гостье, что его хозяин изволит обедать и принять госпожу не сможет. Наталья Николаевна просила передать свои сожаления, и тотчас уехала. Вечером того же дня художник поспешил к ней, на дачу.

На самом деле, этот пустячный и даже забавный случай весьма показателен: Айвазовский в тот же день «прибежал… на Острова» — стало быть, чрезвычайно дорожил дружбой с Натальей Николаевной

Надо полагать, что и она сама по достоинству ценила внимание Айвазовского и относилась к дружбе с ним столь же трепетно

Живописец, конечно, делился с вдовой поэта своими замыслами, советовался с ней — ведь ему было так важно знать её суждение. И он не мог не расспрашивать Наталью Николаевну о жизни её великого мужа, его увлечениях, привычках, пристрастиях

Косвенным подтверждением тому — воспоминания самого Айвазовского, свято хранившего в памяти ту давнюю встречу с Пушкиным:

Краткая история полотна

Произведение «Всемирный потоп» создано в 1864 г. На воплощение этого сюжета мариниста вдохновили итальянские религиозные фрески и картины, виденные им в Риме, Венеции и Ватикане. Работу над масштабным полотном Айвазовский начал еще в 1862 г., но после он заново взялся за работу над тем же произведением. В результате появились два варианта картины – одна написана акварелью на листе бумаги, другая – масляными красками на холсте. Жанрово «Всемирный потоп» принадлежит к религиозной живописи, композиция его близка к направлению романтизма.

Впервые «Всемирный потоп» был представлен широкой аудитории на ежегодной выставке, организованной Академией художеств. Картина имела колоссальный успех и была с восторгом принята критиками и простыми зрителями. В 1865 г. Айвазовский продал полотно императору Александру II, который, в свою очередь, передал его в Эрмитаж. В 1882 г. картина побывала в Москве, на Всероссийской выставке, а в 1891 г. – на Международной выставке в Германии, в Берлине. На данный момент «Всемирный потоп» хранится в Государственном русском музее в Михайловском замке (Петербург).

Хождение по водам

«Сразу после этого Он велел ученикам сесть в лодку и плыть на другой берег, не дожидаясь, пока Он отпустит народ. Расставшись с народом, Он поднялся на гору, чтобы помолиться в одиночестве. Когда наступил вечер, Он был там один. А лодка была уже на расстоянии многих стадий от берега, она боролась с волнами, потому что ветер был встречный.

На рассвете Иисус направился к ним — Он шел по морю. Когда ученики увидели, что Он идет по морю, они перепугались.

«Это призрак!» — закричали они в страхе. «Успокойтесь, это Я! Не бойтесь!» — тотчас заговорил с ними Иисус.

Тогда Петр сказал Ему: «Господь, если это Ты, вели мне пойти к Тебе по воде».

«Иди», — сказал Он. Петр вышел из лодки и пошел по воде, направляясь к Иисусу, но увидев, как силен ветер, испугался и стал тонуть.

«Спаси меня, Господь!» — закричал он. Иисус сразу протянул руку и, подхватив его, сказал: «Маловер, зачем ты усомнился?»

Когда они вошли в лодку, ветер стих» (Евангелие от Матфея, 14:22–32).

***_________________________________________________

источник «Шакко: об искусстве»

ИСТОЧНИК

_____

Работа в Крыму и Европе

С 1838 года художник был на 2 года командирован на Крымский полуостров. Там Айвазовский писал как морские пейзажи, так и батальные работы. В частности, он наблюдал за высадкой десанта в долине реки Шахе. Позже он написал со сделанных им с натуры набросков полотно «Десант отряда в долине Субаши».

В этот период художник создал такие известные картины:

  • «Фрегат под парусом»;
  • «Ялта»;
  • «Десант Н. Н. Раевского»;
  • «Керчь»;
  • «Конец бури на море».

Июль 1840 года ознаменовался для мариниста отъездом в Европу вместе с одноклассником по академии Штернбергом. Побывав на острове Святого Лазаря, художник после долгих лет разлуки встретился со своим братом Гибриэлем, жившим при монастыре. Местным монахам Айвазовский подарил одну из известнейших своих картин «Хаос. Сотворение мира».

До 1844 года (времени своего возвращения в Россию) пейзажист побывал во многих странах:

  • Италии;
  • Англии;
  • Швейцарии;
  • Голландии;
  • Франции;
  • Испании;
  • Португалии.

Находясь в итальянском Сорренто, Айвазовский выработал привычную для себя манеру творчества — он лишь немногое время проводил на открытом воздухе, делая зарисовки.

В мастерской выполнялась основная часть работы над полотном, что оставляло некоторый простор для творческой мысли художника.

Вояж по Старому континенту был для Айвазовского успешным — его работы благосклонно встречали критики, их охотно смотрели и покупали ценители искусства.

Одну из картин мариниста приобрёл Папа Римский Григорий XVI.

Переход евреев через Красное море

«И Господь сказал Моисею: «Протяни руку над морем — воды вернутся и потопят египтян, и колесницы, и всадников!» Простер Моисей руку над морем — и к утру море вернулось. Прямо навстречу его водам бежали египтяне — и вверг Господь египтян в бездну морскую! Вернулась вода и поглотила их всех — и колесницы, и всадников, и все войско фараоново, что погналось по дну моря за сынами Израилевыми. Ни один египтянин не уцелел! А сыны Израилевы прошли по дну моря, как по суше; по правую руку от них стояла стена воды, и по левую — стена воды. Так спас Господь в тот день сынов Израилевых от египтян» (Исход, 14:26–30).

Заключение

В Феодосии, в родном городе он скончался за мольбертом, работая над картиной «Взрыв турецкого корабля». Это было 2 мая 1900 года. Айвазовский ушёл из жизни любимый всеми, кроме знатоков и законодателей «моды» в искусстве. Во второй половине XIX века в русской живописи воцарились идеалы «творческих поисков» и «общественного служения», но ни тем, ни другим Айвазовский своим творчеством не служил. Он оставался верным той правде, которая открылась ему в начале жизненного пути — правде о море, о человеке и О мироздании. Поэтому ни «дух времени», ни само время не были властны над Иваном Айвазовским. Не властны они над Айвазовским ещё и потому, что он был истинным и верным сыном Империи, которая его, армянина из южной провинции, привела к величию и славе.

Согласно воле Айвазовского его погребли в Феодосии, во дворе церкви Сурб Саргис, где он был крещён и где венчался. Надгробная надпись — высеченные по-древнеармянски слова историка V века Мовсесе Хоренаци — гласит:

Эту память благодарно сохранят поколения.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Енот на Волге
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: