Художник валентин серов: биография, семья, творчество

Юность Валентина Серова

Находясь в Москве, юный Серов решает поступить в художественную Академию. В 1880 году он успешно сдает экзамены и начинает учебу. Учителем Серова был известнейший на тот момент профессор Чистяков. Его учениками были такие гении, как Поленов, Врубель, Репин, Суриков и многие другие художники. В этом ряду оказывается и Валентин Серов.

Биография любого творца не может обойтись без упоминаний об учителях, давших азы будущим гениям. Чистяков был невероятно жестоким и даже злобным человеком. Он обладал авторитарным стилем обучения, постоянно насмехался над любыми, даже самыми небольшими ошибками учеников. Однако в юном Валентине Чистяков увидел настоящего гения. Профессор смог многое дать Серову: он познакомил его с экспонатами Эрмитажа, заинтересовал стилем старинных мастеров. Юный Валентин многое перенял от своего наставника: здесь стоит выделить и спокойную, «вдумчивую» манеру письма, и здоровый перфекционизм, и умение грамотно обращаться с цветовой гаммой. Вскоре Серов покидает академию. Произошло это спустя пять лет после поступления. Знаменитый художник много и сильно болел, из-за чего попросту не был способен продолжать обучение дальше.

Несмотря на то что Валентин решил покинуть стены Академии, он не растерял своих друзей-сокурсников. Так, Серов постоянно участвовал в Абрамцевских культурных мероприятиях, где исполнял роли в небольших спектаклях. Аудитория любила Серова и даже дала ему ласковое прозвище «Антоша».

Серов не был задействован в одних лишь театральных представлениях. Савва Мамонтов, давний друг Валентины Бергман, обеспечивал Серова многочисленными заказами на портреты. Этим он и смог доказать, что в первую очередь Серов Валентин — художник.

Известные произведения Крамского Ивана Николаевича

Картина «Русалки» написана художником в 1871 году, находится в Государственной Третьяковской галерее, в Москве. Эту картину Крамской показал на первой передвижнической выставке, которую сам же организовывал. Картина написана на сюжет повести В. Гоголя «Майская ночь». Крамской говорил о том, что он хотел изобразить «не что фантастическое», «поймать луну». Сюжет в сравнении с литературным источником вдохновения свободно исполнен. На картине изображено всё изящество, необъятность, серебристый свет украинской ночи.

Картина «Н.А. Некрасов в период “Последних песен”» (1877-78), Государственная Третьяковская галерея, Москва. Портрет Некрасова, тяжело заболевшего в 1877 году, был заказан П. Третьяковым, который хотел, чтобы остался след поэта и писателя в истории России. П. Третьяков поместил портрет в своей галерее. По первоначальному замыслу Некрасов должен был быть показан в подушках. Однако современники утверждали, что «великого борца» даже в халате представить невозможно. Таким образом, Крамской написал погрудный портрет Некрасова со скрещёнными руками. Портрет был закончен в марте 1877 года, но через несколько дней художник начал новый портрет, в соответствии с первоначальным замыслом и закончил его уже после смерти поэта в 1878 году. В процессе работы Крамской увеличивал размеры холста, надшивая его, со всех сторон. Он создавал образ «героя», от чего им были убраны из поля зрения любимая собака Некрасова и его оружейный шкаф, напоминавшие об охотничьей страсти поэта. Картина «Н.А. Некрасов в период  “последних песен”» сочетает в себе камерность изображения и монументальность образа человека с необычайной духовной силой.

В глубине комнаты изображён бюст великого критика Белинского, сыгравшего главную роль в жизни поэта, дав ему мировоззрение. На стене портреты Добролюбова и Мицкевича раскрывают убеждения Некрасова. На полке у смертной постели героя полотна – журнал «Современник», редактором коего являлся Н.А. Некрасов. Автор поставил ложную датировку картины – 3 марта 1877 года. В этот день Некрасов прочитал художнику стихотворение «Баюшки-баю», о котором художник говорил как о «величайшем произведении».

«Усни, страдалец терпеливый! Свободной, гордой и счастливой Увидишь родину свою, Баю-баю-баю-баю!»

Крамской отлично писал свет и воздух и на этой картине он блестяще изобразил морозную розовую дымку, вносящую  ощущение холода. Одежда женщины соответствует моде 1883 года, на героине шляпка «Франциск» со страусовым пером, пальто покроя «Скобелев», шведские перчатки. Фон картины представляет собой Невский проспект в Петербурге. Несмотря на свою эскизность, здания, изображённые Крамским, вполне узнаваемы. Цыганский типаж лица героини, несколько презрительное выражение, чувственный взгляд. В чём тайна красоты?

Картина «Неутешное горе» (1884), Государственная Третьяковская галерея, Москва. Героиня полотна наделена чертами жены художника, Софьи Николаевны. В картине русский художник отразил личную трагедию – потерю младшего сына. Крамской долго не мог построить композицию картины, написав три полотна. При этом сама героиня старела и как бы «поднималась» на ноги: сначала она сидела у катафалка; потом – на стуле; и наконец – встала возле гроба. Работа художника была долгой и мучительной. Эта единственная работа 1880-х годов, купленная П. Третьяковым. Однако П. Третьяков не очень был заинтересован в приобретении картины так как уверен был, что она не найдёт покупателя.

В этой работе «стоит» мёртвая тишина. Всё внутреннее движение сосредоточено в глазах героини, полных неизбывной тоски, и руках, прижимающих к губам платок, — это единственные светлые пятна в композиции, остальное как бы уходит в тень. На стене картина Айвазовского «Чёрное море». Она сближает жизнь человека с жизнью морской стихии, в которой бури сменяются штилем. Красный цветок символизирует хрупкую человеческую жизнь. Ярко контрастирует венок, положенный на гроб, с траурным платьем безутешной матери.

Поэт-фронтовик

  • В начале Великой Отечественной войны среди студентов, отправленных под Ельню рыть противотанковые рвы, был и Николай Майоров. Юноша вместе с другими членами литературного кружка обивал пороги военкомата, стремясь получить разрешение на фронт. 18 октября 1941 года военкомат удовлетворил его просьбу. Николай Петрович стал бойцом Красной Армии.
  • Молодой автор был назначен помощником политрука пулемётной роты 1106-го стрелкового полка, 331-й стрелковой дивизии.
  • 8 февраля 1942 года в бою с противником под Смоленском юноша погиб. Ему было неполных 23 года. Захоронен вместе с другими убитыми в братской могиле.
  • В середине 1950-х останки перевезены в село Карманово, Гагаринского района, Смоленской области для перезахоронения.

Интересные факты

«Девочка с персиками» известна как самая популярная картина Валентина Серова, хотя живописец написал около двух сотен полотен. Но именно об этом творении много говорят, и с ним связаны некоторые интересные факты:

  • Сначала картина была названа «Портрет В. М.». Но автор понимал, что на ней изображена не просто Верочка. Это сборный образ юности.
  • Это произведение было создано Серовым в 22-летнем возрасте, тогда он еще не был известным. Но после написания «Девочки с персиками» он стал популярным портретистом.
  • Картину Серов писал, находясь в Абрамцево. Это место было средоточием русской культуры. Здесь гостили многие творческие люди: живописцы, композиторы, писатели.
  • Сюжет появился спонтанно: когда Серов работал в столовой, вбежала Верочка, взяла персик и села за стол. Серова впечатлил этот образ, и он уговорил девочку, чтобы она позировала ему для картины. Свое творение он много раз переделывал, поэтому работа длилась почти три месяца.
  • Девочка одета в повседневную простую блузку. Так как момент был выбран спонтанно, и художник решил ничего не менять.
  • Все предметы, изображенные на картине, существовали. Это реальная обстановка столовой Мамонтовых. За открытой дверью виднеется гостиная, где любили собираться друзья семьи.
  • Художник изобразил персики, выращенные в Абрамцево. Савва Мамонтов оборудовал оранжерею, для южных фруктов. За персиковыми деревьями ухаживал отдельный садовник.
  • В углу за плечом девочки виднеется яркая фигурка гренадера. Она была куплена в Троице-Сергиевой лавре у кустарей. Игрушку раскрашивал Серов.
  • На полотне изображены разные виды стульев: со спинками в форме лиры, в стиле жакоб, с латунными вставками. Многие достались Мамонтовым от Аксаковых и уже тогда являлись антиквариатом.
  • За окном видна Гоголевская аллея Абрамцевского парка. Автор передал реальные детали: на рамах видна облупившаяся краска. Это добавляет полотну естественности.
  • На стене висит тарелка, выполненная в технике майолика. Савва Мамонтов увлекался керамикой, создал свою гончарную мастерскую.
  • Верочку Мамонтову любили рисовать художники. Но самым известным является портрет работы В. Серова. У него девочка получилась немного старше своих лет. Но ему удалось отобразить живой, веселый характер девочки.

Картина «Девочка с персиками» стала уникальным, неповторимым шедевром В. Серова. Он вложил в нее душу. Сам художник признавался, что это его лучшее творение, и он ни разу больше не смог достигнуть такого уровня.

Память жива

Поэт не вернулся с поля боя… Молодой, сильный, жизнелюбивый… Он погиб, не раскрыв до конца силу поэтического дара. Но остался верен своему времени, своему воинскому долгу.

Майоров мог стать большим своеобразным поэтом. Об этом свидетельствуют сохранившиеся стихи, наполненные глубоким духовным смыслом и содержанием.

Все, что осталось от его наследия по крупицам, скрупулезно на протяжении нескольких десятков лет собиралось друзьями, знакомыми, библиографами. Опубликовывалось в областных газетах.

Бюст Николаю Майорову в Иванову

В Иванове улица, на которой жил Николай, была переименована в его честь.

И если при жизни Николай Петрович Майоров не был известен широкой аудитории читателей, то сегодня его творческое наследие по праву входит в число лучших произведений советской литературы. Стихи самобытного автора представлены в альманахах, хрестоматиях по литературе. Сам поэт является почетным членом Союза писателей России, правда, посмертно.

Примечания

. И.Е. Репин. Далекое близкое. Л., 1986, с. 183.

. Иван Николаевич Крамской. Письма, статьи в 2-х т. Т. 2. М., 1965—1966, с. 150.

. Иван Николаевич Крамской. Его жизнь, переписка и художественно-критические статьи. 1837—1887. Спб., 1888, с. 21.

. Все претенденты на медаль назвались «историками». Право на получение диплома на звание классных художников предоставляло им обладание малой золотой медалью.

. Отдел рукописей ГТГ, ф. 16, ед. хр. 16, л. 20.

. Иван Николаевич Крамской. Письма, статьи. Т. 2, с. 182.

. Иван Николаевич Крамской. Письма, статьи. Т. 1. М., 1965, с. 407.

. Там же, т. 2, с. 192.

. В.И. Ленин. Полн. собр. соч., т. 1, с. 433; т.3, с. 600.

. ЦГИА СССР, ф. 789, оп. 14, д. 85, л. 9.

. Иван Николаевич Крамской. Письма, статьи. Т. 2, с. 288.

. В. Чуйко. Русский художник в качестве критика. — Наблюдатель, 1889, январь, с. 326.

. Там же, с. 324.

. Иван Николаевич Крамской. Письма, статьи. Т. 1, с. 84.

. ГРМ. Сектор рукописей, ф. 15, ед. хр. 1, л. 17.

. Там же, л. 23 об.; 32 об.

. Устав Товарищества передвижных художественных выставок, утвержденный министром внутренних дел 2 ноября 1870 г.

. Иван Николаевич Крамской. Письма, статьи. Т. 1, с. 226.

. Так, например, уже в конце 1860-х гг. Крамской привлекался к работе комиссии, назначенной для пересмотра устава Академии художеств. С 1872 по 1874 г. он состоял членом нового состава комиссии, председателем которой первоначально был конференц-секретарь Академии П.Ф. Исеев, а затем Ф.И. Иордан.

. См.: В.И. Ленин и изобразительное искусство. Документы. Письма. Воспоминания. М., 1977, с. 177.

. М.Е. Салтыков-Щедрин. Об искусстве. Избранные статьи, рецензии, высказывания. М.—Л., 1949, с. 155.

. Художник-любитель. На своих ногах. — Дело, 1871, декабрь. Современное обозрение, с. 114.

. «Христос в пустыне». Картина И. Крамского. Неизданный этюд. И.А. Гончаров. Сообщил Д.И. Абрамович. — Начала, 1921, № 1, с. 201.

. В.М. Гаршин. Письма. 1934, с. 153, 154.

. Л.Н. Толстой. Полн. собр. соч. Т. 67. М., 1955, с. 175.

. Иван Николаевич Крамской. Письма, статьи. Т. 1, с. 288, 289.

. И.Е. Репин. Далекое близкое, с. 176.

. Иван Николаевич Крамской. Письма, статьи. Т. 1, с. 235.

. Там же, с. 120.

. Переписка И.Н. Крамского. И.Н. Крамской и П.М. Третьяков. М., 1953, с. 64.

. Иван Николаевич Крамской. Письма, статьи. Т. 1, с. 238.

. Ф.М. Достоевский. Об искусстве. М., 1973, с. 219.

. Иван Николаевич Крамской. Письма, статьи. Т. 1, с. 203, 204.

. В.В. Стасов. Избр. соч. Т. 2. М.—Л., 1952, с. 471.

. Иван Николаевич Крамской. Письма, статьи. Т. 2, с. 366.

. Там же, т. 1, с. 81.

. Там же, т. 2, с. 230.

. Там же, с. 356.

. Там же, т. 1, с. 352.

. Иван Николаевич Крамской. Письма, статьи. Т. 2, с. 207.

. Там же.

. Там же, с. 351.

. Отдел рукописей ПТ, ф. 1, ед. хр. 1143.

. Иван Николаевич Крамской. Письма, статьи. Т. 1, с. 226.

. А.П. Боткина. Павел Михайлович Третьяков в жизни и искусстве. М., 1960, с. 126.

. Иван Николаевич Крамской. Письма, статьи. Т. 1, с. 345.

. Там же, с. 329.

. Там же, с. 331.

. Там же, с. 364.

. Там же, с. 268.

. Там же, с. 472.

. Анри Перрюшшо. Тулуз-Лотрек. М., 1969, с. 51.

. Иван Николаевич Крамской. Письма, статьи. Т. 1, с. 312 и 263.

. Там же, с. 336.

. Там же, с. 345, 348.

. Там же, с. 348.

. Там же, с. 351.

. Переписка И.Н. Крамского. Переписка с художниками. Т. 2. М., 1954, с. 317.

. Иван Николаевич Крамской. Письма, статьи. Т. 1, с. 276.

. М.П. Мусоргский. Письма к В.В. Стасову. Спб., 1911, с. 111.

. См.: Иван Николаевич Крамской. 1837—1887. Каталог выставки к столетию со дня рождения. Под общей редакцией Н.М. Щекотова. М.—Л., 1937, с. 14.

. Иван Николаевич Крамской. Письма, статьи. Т. 1, с. 360.

. Эдуард Мане. Жизнь. Письма. Воспоминания. Критика современников. М., 1965, с. 181.

. Иван Николаевич Крамской. Письма, статьи. Т. 1, с. 233.

. Там же, с. 427.

. Там же, т. 2, с. 125.

. Там же, с. 98.

. Там же, т. 1, с. 380.

. М.Е. Салтыков-Щедрин. Указ. соч., с. 165.

. Иван Николаевич Крамской. Письма, статьи. Т. 1, с. 460.

. Там же, с. 387, 388.

. Там же, с. 262.

. В.И. Ленин. Полн. собр. соч., т. 20, с. 141.

. Иван Николаевич Крамской. Письма, статьи. Т. 1, с. 298.

. Цит. по: там же, с. 227.

. Там же, т. 2, с. 59.

. Там же, с. 190.

. Там же, с. 139.

. Там же, с. 81.

. Об этом, в частности, свидетельствовал сын художника А.И. Крамской. — См.: ЦГАЛИ, ф. 783; С.Н. Гольдштейн. Иван Николаевич Крамской. Жизнь и творчество. М., 1965, с. 341.

. Иван Николаевич Крамской. Письма, статьи. Т. 1, с. 219.

. Там же, т. 2, с. 96.

. П. Боборыкин. Крамской и Репин. — Новости и биржевая газета, 1883, 24 марта.

. Иван Николаевич Крамской. Письма, статьи. Т. 1, с. 312.

. Там же, т. 2, с. 138, 139.

. Там же, с. 141.

. Художественные новости, 1887, № 7, 1 апреля.

. Иван Николаевич Крамской. Письма, статьи. Т. 2, с. 332.

. А.П. Чехов. Полн. собр. соч. и писем в 30-ти т. Т. 2. М., 1975, с. 230.

  К оглавлению Следующая страница

Окружение художника, «Белая вилла»

Важным атрибутом в биографии художника Ярошенко стали, так называемые, ярошенковские “субботы”, проводимые на его съемной квартире, где он проживал с супругой. Туда собирались люди определенного толка, в основном, близкие друг другу по взглядам, интересам. Это был круг “своих”, тех, кому можно доверять обсуждение волнующих тем. А их было всегда предостаточно.

Удивительно, что Николай Александрович мало писал портреты своих близких друзей, но тем не менее, они есть.

Портрет актрисы П. А. Стрепетовой, 1884
Портрет Д. И. Менделеева. 1885
Портрет Поликсевны Сергеевны Соловьевой. 1885

Особое место занимают в творчестве Ярошенко пейзажи, в основном, Кавказа.

Извержение вулкана. 1898
«Шат-гора (Эльбрус)», 1884

Кавказ. Тебердинское озеро. 1894

В 1885 году Ярошенко купил в Кисловодске дом, позже названный “Белой виллой”. После отставки в 1892 году художник окончательно туда переедет, и все участники ярошенковских “суббот” впоследствии периодически будут наведываться в его уютно обустроенную усадьбу.

Усадьба Ярошенко Н. «Белая вилла»

В 1898 году 26 июля, в возрасте 52 лет, художник Николай Ярошенко умер от сердечного приступа.

Личная жизнь

Первой любовью Николая, его близкой подругой была студентка исторического факультета МГУ Ирина Васильевна Пташникова

Молодые люди обратили друг на друга внимание в читальне, их места случайно оказались рядом. Это не было первым знакомством, потому что студенты виделись и раньше, просто не придавали этому значения

Им было интересно вместе проводить свободное время: объединяла любовь к поэзии, литературе.

Они мечтали пожениться. Но, когда Николай сделал предложение Ирине, она ему отказала. Причиной послужила поездка в археологическую экспедицию в Хорезм, о которой девушка давно мечтала. Видимо, для начинающего археолога это было важнее, нежели замужество. Тогда Майоров сильно обиделся на любимую. Но они по-прежнему продолжали общаться, оставаясь друзьями. С фронта солдат писал Ирине трогательные, нежные письма.

Пташникова прожила долгую счастливую жизнь. Женщина удачно вышла замуж, родила троих детей. Занималась историей, археологией, литературой. Умерла в Ташкенте в 2001 году.

Годы учебы

Николай рос целеустремленным человеком. Свое будущее он не представлял без творчества. В то же время юноша осознавал, чтобы стать хорошим поэтом, нужно учиться. Потому, закончив среднюю школу, отправляется в Москву. В 1937 году поступает в МГУ на исторический факультет. Студенческая жизнь захватила будущего поэта и дала толчок для написания новых работ. Стихи талантливого студента распространялись по аудиториям, их печатали в многотиражке » Московский университет». Николая приглашают на литературные вечера, капустники, чтобы послушать его произведения.

Окрыленный успехом, Майоров с 1939 года параллельно учится в Литературном институте. Юноша поражает однокурсников удивительной работоспособностью, неимоверной выносливостью, тягой к знаниям.

В студенческом общежитии на Стромынке у Николая рядом с латинской грамматикой лежали томики стихов Пастернака, Прокофьева, Тихонова, Антокольского. У них он учился поэтическому мастерству. Восхищался поэзией А.Твардовского.

Со школьным товарищем (1939)

Встреча Николая Александровича Ярошенко с Крамским, и первый успех

Вращаясь в творческой среде, Ярошенко знакомится с И. Крамским, родоначальником Товарищества передвижников и по совместительству преподавателем в Обществе поощрения художников. Знакомство и добрые отношения с опытным портретистом сыграли значительную роль в жизни начинающего живописца.

Портрет Крамского И. Н., 1874 г.

В 1874 году Крамской, во время разгорающегося противостояния Товарищества с Академией Художеств, решил оформить очередную, Четвертую, передвижную выставку. Именно в этот раз среди профессиональных работ художников-реалистов Ярошенко впервые представил свое полотно “Невский проспект осенней ночью”.

“Невский проспект осенней ночью”, 70-е г. 19 в.

В 70-80-е годы 19 в. “женский вопрос” остро обсуждался в обществе. Мнения разделились. Кто-то сетовал, что у некоторых женщин нет иного выбора, как торговать собой, чтобы прокормиться, кто-то утверждал, что выбор есть всегда. Ярошенко, судя по всему, придерживался второй точки зрения, изобразив торгующих собой женщин на ночном Невском проспекте в проливной дождь, когда хозяин не выгонит собаку на улицу. Их решение выйти на улицу вполне сознательный выбор.

Критики встретили картину по-разному, но, главное, она запомнилась публике: вхождение Ярошенко в сонм художников состоялось.

Живопись

Русскому мастеру удалось побывать в разных уголках Европы. Продолжительное время он жил в Италии. Ге создал полотна «Смерть Виргинии», «Разрушение Иерусалимского храма». Замечая подражание манере Брюллова в своих набросках, автор решил повременить с историческими работами и вернулся к натуре, работая в жанре пейзажей.

К 1861-му Николай Николаевич занялся «Тайной вечерей», и в 1863-м она оказалась на вернисаже академии художеств, сильно впечатлив посетителей выставки. Копирование полотна запретили цензурой. Холст приобрел сам император. Ге оказался на пике успеха, получил статус профессора и членство в Императорской академии художеств.

Вернувшись в 1864 году во Флоренцию, мастер уделял большое внимание библейским сюжетам. В 1867-м он завершил «Вестников Воскресения»

Равно как и последующий холст «Христос в Гефсиманском саду» полотно не снискало симпатии публики.

Относясь к числу художников-передвижников, для одной из выставок Ге подготовил картину «Петр I допрашивает царевича Алексея в Петергофе». Она была восторженно встречена экспертами и заняла достойное место в собрании Павла Третьякова.

С 1869 года живописец творил в Петербурге, где создал работу «Александр Сергеевич Пушкин в селе Михайловском», посвященную Александру Пушкину. Чувствуя, что вдохновение покидает его, мастер уехал из страны.

Нужда и нестабильное финансовое положение заставили писать портреты на заказ. Николай Николаевич переживал творческий кризис и осмысливал вопросы морали и религии в своих произведениях. В 1880-м появилась картина «Милосердие», ставшая подтверждением метаний мастера. Образ Иисуса Христа на холсте был выполнен вопреки традиционным канонам, поэтому полотно подверглось шквалу критики, а впоследствии Ге уничтожил его.

Создав ряд произведений религиозного характера, Николай Николаевич не оставлял работу над портретами, а также создал рисунки к произведению друга Льва Толстого «Чем люди живы». К этому периоду относится и скульптурный портрет Л. Н. Толстого авторства Ге.

Холст «Что есть истина?» не пришелся по духу соотечественникам, считавшим полотно богохульственным. В Европе картину увидели благодаря стараниям поклонника живописца, вывезшего ее за рубеж, но работа осталась недооцененной. Та же судьба преследовала «Суд Синедриона» и «Распятие». Несмотря на недопонимание со стороны публики, автор был доволен произведениями. В 1893 году Ге написал автопортрет, считающийся одним из лучших его творений.

Личная жизнь

В октябре 1856 года Николай Ге женился на Анне Забеле. Украинка по происхождению составила счастье живописца в личной жизни. Вместе с ней Ге, не дождавшись оплаты поездки, сбежал за границу, чтобы творить. Жена родила творческому деятелю двоих сыновей, Николая и Петра.

Семья оказалась на удивление крепкой. 13 лет она прожила в Италии, а затем вернулась в Россию. Четыре года Ге пробыли в Санкт-Петербурге, после чего перебрались в Черниговскую область, обосновавшись в Ивановском.

Будучи другом Льва Толстого, Николай Николаевич разделял его идеи. Он перестал употреблять мясо и табак, раздал крестьянам землю, самостоятельно работал в поле и занимался кладкой печи. Главной ценностью живописец считал возможность жить так, чтобы приносить пользу окружающим.

Новые взгляды провоцировали ссоры с супругой. Анна демонстрировала решительность и нежелание идти на компромисс, поэтому Ге ласково звал ее «прокурором». Жена была первым критиком работ художника, и он прислушивался к ее замечаниям.

Анна Забела скончалась в 1891 году и была похоронена в семейной усадьбе, где позднее нашел последний приют и живописец.

Биография[ | код]

Родился в Харькове в 1855 году. Начальное образование получил во 2-й харьковской гимназии.

Первыми наставниками Сергеева в художественной сфере стали известный русско-украинский художник академического направления, ученик К. П. Брюллова Д. И. Безперчий (1825—1913) и русский художник-пейзажист А. А. Киселев (1838—1911). Уже в ранние годы творчества для произведений Николая Александровича стало характерным обращение к образам южно-русской природы, изображение летнего дня, тихих мест в окрестностях деревень, озёр и прудов, покрытых тиной.

После окончания гимназии в 1876 году художник отправился в Петербург. В столице он планировал поступить в институт путей сообщения, однако в итоге прошел специальный отбор и стал брать частные уроки в мастерской одного из самых известных русских художников-маринистов Л. Ф. Лагорио (1827—1905). Лучшие работы: «Заглохшая речка», «Июнь», «Элегия», «Тучка набежала», «Крепнет ветер», «Степь», «Звёзды догорают», «Залив Днепра». Картины Сергеева отличаются световыми эффектами.

С 1878 года мастер начал посещать Академию художеств и экспонироваться на академических выставках.

В 1886 году за картины, представленные на одной из них, он был награждён большой поощрительной серебряной медалью.

В 1887 году мастер стал почетным вольным общником Императорской Академии Художеств.

В 1889 году был награждён орденом святого Станислава 3-й степени в поощрение деятельности на художественном поприще.

В 1890 году Николай Александрович выступил одним из членов-учредителей Санкт-Петербургского общества художников. Его картины регулярно экспонировались на ежегодных выставках этого общества, однако в 1903 году состав правления резко разошелся во мнениях с большинством участников. В связи с этим художники вышли из состава Петербургского общества художников и образовали новое Товарищество художников. Сергеев принял деятельное участие в создании новой организации и до конца жизни представлял свои картины на выставках группы.

С 1896 года произведения Сергеева экспонировались также на показах работ Императорского Общества русских акварелистов, а в 1908 году Николай Александрович был приглашен для учреждения и организации общества им. А. И. Куинджи.

В 1910 году Н. А. Сергеев стал академиком пейзажной живописи.

По данным нек. источников, член Всероссийского Общества поощрения художеств (с. 1928 г. его председатель), однако данная информация ошибочна, в 1928 г. состоялась посмертная выставка в Москве, которая была организована Всероссийским Обществом поощрения художеств. Был издан каталог, в котором объясняется восьмилетняя задержка и констатируется факт смерти художника в 1919 г.

В 1919 Сергеев скончался от тифа в родном Харькове.

До революции работы Сергеева приобретались Русским Императорским домом и известными коллекционерами того времени. Сегодня произведения художника входят в собрания многих музеев России (например, Государственного Русского Музея, СПб) и Украины, частные собрания отечественной живописи.

Особенности поэзии

  • Н.П.Майоров был человеком пылким и страстным, влюбленным в жизнь. Но больше всего ценил поэзию, которой отдавался страстно и неоглядно.
  • В своем творчестве Николай Петрович обращается к разным темам.
  • Немало лирических стихотворений написано о любви. Любовь к женщине у поэта неразрывно связана с любовью к Родине.
  • Николаю было свойственно глубокое понимание природы. Он поклоняется траве, воде, солнцу. Поэтический мир начинающего лирика наполнен звуками природы, её красками, запахами. В ранних стихах присутствуют удивительные пейзажные зарисовки.
  • В предвоенных произведениях звучат мотивы трагических событий. Как будто автор предчувствует свою скорую гибель. До сих пор остается загадкой, как можно было за два года до начала войны, предугадать ее начало.
  • Стихотворение «Мы» является одним из сильных произведений в творческом наследии Майорова. В нем он создает портрет своего поколения и говорит от его лица.
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Енот на Волге
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: