Айвазовский выбрал в напарники Репина, потому что у того были удачные портреты Пушкина?
историю ее созданияпортретПортрет – реалистичный жанр, изображающий существующего в действительности человека или группу людей. Портрет — во французском прочтении — portrait, от старофранцузского portraire — «воспроизводить что-либо черта в черту». Еще одна грань названия портрет кроется в устаревшем слове «парсуна» — от лат. persona — «личность; особа». Читать дальше
«старик Державин нас заметил и, в гроб сходя, благословил»
А. С. Пушкин на акте в Лицее 8 января 1815 годаИлья Ефимович Репин
1911, 123×195 см
портретПортрет – реалистичный жанр, изображающий существующего в действительности человека или группу людей. Портрет — во французском прочтении — portrait, от старофранцузского portraire — «воспроизводить что-либо черта в черту». Еще одна грань названия портрет кроется в устаревшем слове «парсуна» — от лат. persona — «личность; особа». Читать дальше
— …Необходимо напомнить, что я познакомился с ним (Репиным — ред.) лишь за двадцать пять лет до его смерти, когда талант его был на ущербе. Но воля к творчеству осталась в нем та же.Едва только познакомившись с ним, я увидел у него на мольберте картину «Пушкин над Невою в 1835 году», над которой он работал уже несколько лет. И когда я был у него незадолго до его смерти, уже в советское время, все та же картина стояла на том же мольберте. Двадцать лет он мучился над ней, написал по крайней мере сотню Пушкиных — то с одним поворотом головы, то с другим, то над вечерней рекой, то над утренней, то в одном сюртуке, то в другом, то с элегической, то с патетической улыбкой, — чувствовалось, что впереди у него еще многие годы работы над этой «незадавшейся» картиной.Теперь, перебирая его письма ко мне, я часто нахожу в них строки, относящиеся к этой картине.»Сам я очень огорчен своим «Пушкиным»,- писал он 27 февраля 1911 года.- После выставки возьму доводить его до следуемого».14 апреля того же года:»Ради бога, будем как авгуры: говорите чистую правду (хвалам моему «Пушкину» я не верю: так хочется приняться за него еще раз)».И в 1917 году Леониду Андрееву:»…прошло 20 лет, и до сих пор злополучный холст, уже объерзанный в краях, уже наслоенный красками, местами вроде барельефа, все еще не заброшен мною в темный угол… Напротив, как некий маньяк, я не без страсти часто схватываю саженный подрамок, привязываю его к чему попало, чтобы осветить, вооружаюсь длинными кистями, по одной в каждой руке, а палитра уже лежит у ног моего идола. И, несмотря на то, что я ясно, за 20 лет, привык не надеяться на удачу… я подскакиваю, со всем запасом моих застарелых углей и дерзаю, дерзаю, дерзаю… до полной потери старческих сил».
«Пушкин на берегу Черного моря». 1887г. — Айвазовский И.К.
Картина «Пушкин на берегу Черного моря» была написана И. К Айвазовским в год пятидесятилетия со дня гибели А.С.Пушкина. «…Сюжет картин слагается у меня в памяти, как у поэта; сделав набросок на клочке бумаги, я приступаю к работе и до тех пор не отхожу от полотна, пока не выскажусь на нем кистью …» —И.К.Айвазовский _______________________________________
Что видит Гений, слышит что?..
Они шумят… О! В двадцать лет и в шуме пенно-белогривых Найти нетрудно тон – в «Аи» – хмельно- игривый, Но – он изгнанник…
Волны ж катят – не назад! И – он в них тонет весь…
И пишется картинаК полустолетью без него и той дуэли,-Рукою мастера другого… Оба пели,Как соловьи в саду с названием «Марина»,И – оба живы: и художник, и поэт! И море плещется и мчатся воды к брегу, Где не «француз» младой с мольбой внимает бегу Их – непокорных, но держащих всё ответ Со «время оно» перед каждой взятой нотой Горы вершиной – уж с подножия; скалой, Отполированной до гладкости; луной – Как всяк талантом наделенный – одинокой.
Задумчив вьюноша. Иль мыслей ход – назад? – К последней ночи пред отъездом, у гусаров…
Тих Петербург с утра. Нева не своенравна.С семьей прощанье было тягостным. …Глаза…Глаза Аришки покрасневшие, и – тихихПривычных слез из глаз родных тех, не унять.Он лишь ее тогда и обнял: «Прощай, мать»…И росы смахивала няня и крестила,Благословляя Александра… Маслом – холст. То ль кисть податлива, пред будущим ли трепет, Но – волн лишь гребни ветерок, вихрами, треплет, Что не дотянутся никак всё до него, – Меж двух стихий…. И – созерцает человече….
Неповторимый уголок! – в букетов смесь Цветов и запахов, и чувств. Он счастлив здесь; И – в нем рождается поэзия, что вечна! – На полуострове, исхоженном в веках И печенегом, и хазаром, и сарматом…. И – мысли выльются в тома и ароматов, И слов, им поднятых с жемчужинного дна, Во «Песнь», пророческих, в Крыму. И в них – он с нами! И он был с Крымом – до февра….
…Но – август прян!…. Над ним луна – в полуоткрытые уста, Вода – у ног, он – на скале под небесами. И три холма – за ним, тремя богатырями. И – русским духом пахнет от холста, Как от той «северной березы», ему там Случайно встретившейся, машущей кудрями… И – «сердце сжалось…. И уж начал тосковать Еще в Тавриде, по Тавриды ласке южной И доброте Южнобережия», столь нужной Душе его…
Любви же – исполать! И он нырял в неё, тонул и вновь нырял, Всё оживая – для пера и! – окрыленный. И он забыл, что он на время удаленный…
И он влюблялся как нигде и никогда, Часами вслушиваясь, всматриваясь в воды, В неповторимые закаты и восходы. И где-то брезжила Онегина заря – С сей виноградовой гурзуфской колыбели. И зажигалась в небе новая Звезда; И – Айвазовский ее пишет.
Дни летели;Не убегая никуда, текла вода,Меняя вид, характер волн, с луной на пару, —Что «ясным месяцем блестит всё под косой»….И – Пушкин был как, всё такой же молодой!О речка Черная…. – …мотив какой-то старый… ………………………………………………… …………………………………………………
***
В Юрзуф тянуло пред кончиной… В чем стоял, В том и унесся к морю Черному, — всей раной, Хотя б и мысленно, припасть к тому фонтану, Что вспоминал всё чаще-чаще у огня Своей он памяти.
Застывшая Нева. И хладен Град, не той лозы вином вспоённый… …………………………………………….. …………………………………………….. Поэт устало, хоть на миг, да жаждой всей Приник к бумаге, и – забил родник сильней:
«Пастух, рыбак ли, или странник утомленный, Кто б ни был ты, приди и пей»*.
_______________________________________
*«Сей белокаменный фонтан» — 1836г. При жизни Пушкина напечатано не было.
10.07.16г.
https://www.youtube.com/watch?v=0975-FNM9IY Franz Schubert Serenade; Ivan Aivazovsky Moon Path
Как художник реагировал на конфликт между Арменией и Турцией
По приглашению и предложению турецкого султана Абдул-Азиса в 1874 году Айвазовский в Константинополе исполнял большой заказ султана по украшению его главной резиденции — дворца Долма-Бахче. За эту работу в том же 1874 году его наградили высшим турецким орденом.
Ночной Константинополь, 1886
Встречаясь с армянскими художниками в Стамбуле, Айвазовский говорил:
Примечательно, что мирный договор между Россией и Турцией в 1878 году был подписан в зале, украшенном полотнами Айвазовского.
Айвазовский мечтал создать союз, который сплотил бы разбросанных по всему миру деятелей армянского искусства. Казалось бы, жизнь вошла в свою колею. Однако в середине 1890-х годов, задавшись целью снять с повестки дня «армянский вопрос», султан Абдул-Гамид учинил резню, жертвами которой пали сотни тысяч армян.
Разрушались и сжигались памятники культуры. Смертельный удар обрушился на мечты, лелеемые армянским народом, на романтические иллюзии его интеллигенции. Эти чудовищные события потрясли Айвазовского, и то, что таилось в его душе, стало теперь явным. В письме, направленном в Эчмиадзин Католикосу Хримяну, художник писал:
Погром армян в Трапезунде, 1895
Художник создал ряд картин — «Погром армян в Трапезунде», «Армян погружают на корабли», «Армян живыми бросают в море» и др. — и выставил их в Москве и Одессе.
Ночь. Трагедия в Мраморном море, 1897
Повседневной его заботой стало обеспечение кровом сотен соотечественников, бежавших от резни и добравшихся до Феодосии.
Далее он пишет:
Резня в Эрзуруме, фото, 1895 год
А Малютин в своём дневнике отмечает:
Художник швырнул в море и пожалованные ему османские ордена и заявил турецкому консулу, чтобы тот передал своему «кровавому хозяину»:
А письмо к Католикосу он заканчивал словами:
Чувства, которые испытывал великий гуманист, выражены и в его последних морских пейзажах.
«Наполеон на острове св. Елены» изображён в лучах солнца, один на скалистом берегу, словно это сам художник замер перед родной его сердцу стихией, устремив взгляд на свободно реющего над морской пучиной орла.
Наполеон на острове св. Елены, 1897
Сгусток боли и гнева являет собою начатая в последний день жизни художника — 2 мая 1900 года — и оставшаяся неоконченной картина «Взрыв турецкого корабля».
Взрыв турецкого корабля, 1900
Изобразительные средства
Широкий простор и непокорность моря всегда вызывали восхищение у художника. Фигуры людей, прибрежная растительность, здания и корабли служили только дополнением для изображения морского пейзажа и передачи эмоционального состояния.
Анализ произведения дает возможность понять, что тщательно подобранная палитра красок позволила Айвазовскому точно передать состояние моря перед началом шторма. Используя темные оттенки, он рисует картину разбушевавшейся воды. На полотне нет ярких красок или теплых оттенков. Чтобы придать движущимся волнам живость, он использует только полутона. Чтобы передать дикий необузданный характер Черного моря, автор мастерски использует оттенки:
- зеленовато-синий;
- бирюзовый;
- серый;
- молочный;
- розоватый;
- гранитный;
- серый.
Послесловие
Иван Айвазовский — единственный в мире художник, который разрешал всем желающим смотреть, как он пишет картины. Как правило, в его мастерской, как в театре сидели отдыхающие, человек по 30 и смотрели, как из под кисти Айвазовского появляются волны, морская стихия, корабли, зрители ему даже аплодировали. Поэтому, уважаемые читатели, посещайте музеи, картинные галереи, любуйтесь и наслаждайтесь творчеством великих мастеров нашей страны, которые творили для вас, оставляя капельку души в каждом произведении.
Словами поэта А.И. Полежаева Иван Айвазовский мог бы сказать о себе так:
История жизни
Любовь у морю Айвазовский питал с детства, так как сам родился на его берегу, в Феодосии. Черное море подарила миру одного из лучших художников-маринистов мира. Семья Айвазовского была небогатой, но родственники поддерживали его талант с раннего детства, ведь маленький Иван был невероятно трудолюбив, обладал великолепной зрительной памятью и тягой к искусств.
Однажды в детстве Айвазовский сидел на берегу и писал море. Его случайно увидел главный архитектор города. Взглянув на рисунки, он восхитился и подарил ребенку набор красок. Кроме того, главный архитектор города дал будущему гению живописи воспитание и соответствующее образование, которые стали путевкой Айвазовского в жизни и большое искусство. Когда Айвазовскому исполнилось 13 лет, он поступил в гимназию города Симферополь, а уже через некоторое время отправился учиться в Петербург, где был зачислен в Академию художеств. Айвазовский изучал пейзажную живопись, его руководителем был профессор Воробьев. Айвазовскому нравились техника и манера живописи Карла Брюллова и Сильвестра Щедрина, также он брал уроки у знаменитого мариниста Ф. Таннера из Франции. В Петербург того пригласили для выполнения заказов самого Императорского двора. Именно тогда Айвазовский сделал окончательный выбор в профессии. Интересно, что тогда многие художники относились к нему холодно. Возможно, это связано с профессиональной ревностью. Айвазовский был очень талантлив.
Зимний обоз в пути (1857)
Французский маринист чуть не сломал карьеру Айвазовскому, отпустив неприятные замечания о нем перед императором Николаем I. Василий Жуковский и Михаил Крылов заступились за Айвазовского, и смогли решить этот неприятный инцидент.
Пушкин в Крыму у Гурзуфских скал. 1880 г.
Иван Айвазовский. Пушкин в Крыму у Гурзуфских скал. 1880 г. Одесский художественный музей Иногда Айвазовский вписывал в свои морские пейзажи важную персону. Около десятка раз он это проделывал с Пушкиным.
Правда на большинстве из них фигура поэта мелкая. Черты лица еле различимы. Узнаваем он лишь по характерным бакенбардам. Как, например, на картине “Пушкин в Крыму…”
Айвазовский был художником-романтиком. Для которого природа всегда величественнее человека. Каким бы великим этот человек ни был. Отсюда “мелкие” Пушкин, Наполеон или Петр I.
Но есть одно исключение. На картине “Прощание Пушкина с морем” фигура поэта покрупнее.
Иван Айвазовский (в соавторстве с И. Репиным). Прощание Пушкина с морем. 1877 г. Всероссийский музей А.С. Пушкина, г. Санкт-Петербург. Wikipedia.org
Но эту картину сложно назвать исключением. Потому что Пушкина написал … Илья Репин.
Об этом его попросил Айвазовский. Знаменитый маринист признавал, что Репину гораздо лучше удаются портреты. И даже не обижался на критику с его стороны.
Однажды Репин обратил внимание, что фигуры у Айвазовского освещены солнцем с обеих сторон. И что это противоречит природе
На что Айвазовский нисколько не обидевшись, ответил “Ах, Илья Ефимович, какой же вы педант”.
Интересно, они заранее договорились, что работа будет подписана только именем Айвазовского? Думаю, Репин не возражал. Судя по тому, как скромно он оценил свою работу: “Дивное море написал Айвазовский… И я удостоился намалевать там фигурку”.
Достойное
- неделя
- месяц
- год
- век
Делегация Газпрома прибыла на переговоры по «Северному потоку — 2» в форме 1945 года |
Ядро Непобедимой Нации (Комбат вермахта и «пророчество» Власова) |
Ах, Наташа! Что нам делать? «Везде надзор, везде конвой — Хоть бейся в стенку головой»! |
О значении красного флага и бело-сине-красного триколора |
Что день грядущий нам готовит? |
Делегация Газпрома прибыла на переговоры по «Северному потоку — 2» в форме 1945 года |
Ядро Непобедимой Нации (Комбат вермахта и «пророчество» Власова) |
Приёмы развития (построения) общества |
Ох, и дура же была Москва до Собянина! Очередные командно-штабные учения убийц |
Обращение от большинства к меньшинству! |
Без обмана, без насилия и с песнями! |
Письмо депутатам от наивного избирателя |
Памяти великого человека Земли Русской Владимира Михайловича Зазнобина |
Речь Путина на Валдае: Будущее русской глобальной политики на 22 года |
Через Совбез да и в Лондон! |
Как враг мой на Путина нарвался |
Чисто чтобы не забыть, первыми в космос вышли русские |
Центральный банк России работает на её уничтожение |
Ну, за самодержание!… |
7 советов от гениального врача Николая Амосова . |
Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына: отчёт «победителям»? |
Другой взгляд на пенсионный вопрос или какое государство нам нужно |
Самые яркие примеры смекалки у советских солдат |
Смотрите ж: всё стоит она! |
Роль картины в творчестве
Картина Айвазовского «Черное море», история создания которой уходит в далекий 1881 год, стала символом проявления мастерства художника. В ней прослеживается фирменный стиль Айвазовского, который присущ только ему. Только этот мастер может так досконально, несколькими мазками и слоями изобразить красоту и прозрачность водной глади, показать ее волнения.
Стоит отметить, что картина стала пушечным выстрелом по мнениям критиков, которые сообщали, что стиль работ Айвазовского уже устарел, и творения не популярны и не интересны. Но как показало время, картины Айвазовского остаются востребованными и сегодня, поражая своей эмоциональной глубиной и современных посетителей галереи, где выставляются полотна.
Картина Айвазовского «Черное море» оказывает достаточно сильное психологическое и эмоциональное воздействие на каждого, кто на нее смотрит. Она, по мнению многих, это результат осмысления особенностей водной стихии. Художник чувствовал не только внутреннюю и внешнюю красоту морских просторов, но и восхищался потенциальной мощью моря. Это не единственная картина Айвазовского, которая восхищает и поражает могуществом водной стихии, а также умением автора передавать настроение каждой волны морского пространства.
Комментарии
Россия — США: история трагической любви
Александр Сибиряк
вчера в 17:34
Ядро Непобедимой Нации (Комбат вермахта и «пророчество» Власова)
Александр Сибиряк
вчера в 17:24
Делегация Газпрома прибыла на переговоры по «Северному потоку — 2» в форме 1945 года
Александр
13 мая в 13:46
О значении красного флага и бело-сине-красного триколора
Кирилл_Москва
12 мая в 17:42
18+ Вот с чем воюет Россия! Фашизм-нацизм не пройдёт!
Валерий
11 мая в 13:43
Ах, Наташа! Что нам делать? «Везде надзор, везде конвой — Хоть бейся в стенку головой»!
Валерий
11 мая в 13:04
В Радоницу вспомним об ушедших
Валерий
11 мая в 09:24
Что день грядущий нам готовит?
Алексей Михайлович
28 апреля в 21:34
О происках Ватикана на Украине в деле становления «антимоскальского украинства»
vodjanitsa
26 апреля в 00:11
Приёмы развития (построения) общества
Валерий Вагин
23 апреля в 06:20
Строительство социализма (коммунизма)
СБ СССР
22 апреля в 08:29
Виртуальный человек
А Сидороввалуа
21 апреля в 15:36
Только на исконных ценностях Народа!
Валерий
20 апреля в 12:29
«Русский мир»: что стоит за этими словами в настоящем и в будущем, часть 2
Slava
19 апреля в 15:35
Если меняется общество, то прежние способы управления становятся невозможными. Русскость — что это?
Георгий
18 апреля в 20:09
Виктор Ефимов про ФКТ-Алтай
Влад
16 апреля в 09:24
Возле войны 2.
Валерий
14 апреля в 09:52
Бабушка и Знамя Победы
Александр Сибиряк
12 апреля в 03:35
Через Совбез да и в Лондон!
Александр Вершинин
8 апреля в 06:46
Неожиданный взгляд на исторические корни евроамериканского фашизма и нацизма
Алексей Михайлович
6 апреля в 23:21
Газ за рубли. Таки ура?
Александр собянинбуржец
6 апреля в 21:39
Новый человек- posthuman
Эраст Эрастов
6 апреля в 12:46
«Русский мир»: что стоит за этими словами в настоящем и в будущем
Slava
5 апреля в 09:35
Технология общения
Эраст Эрастов
4 апреля в 14:27
«Нежданчики» и Оружие Победы
Валера Балабанов
4 апреля в 14:11
Будущее Украины
А Сидороввалуа
2 апреля в 18:25
Ласточка в пороховом дыму Предать Россию невозможно!
А Сидороввалуа
1 апреля в 20:24
Они демаскировались! Соловьев и Симоньян против Матвейчева
Кирилл_Москва
1 апреля в 16:06
Азбука суверенной экономики
Mstislav
30 марта в 05:48
Моё достоянье на все времена!
Валерий
26 марта в 23:08
Искусство жить или искусство выживать
Александр Вершинин
25 марта в 21:11
Герои Мировой-III на Украине и в Москве
Timer
22 марта в 00:53
Что происходит в экономике и что ждёт Россию
Олег Алексеевич
21 марта в 19:33
«Первый русский» и Стенька Разин
Олег Алексеевич
21 марта в 18:57
Айвазовский был знаком с Пушкиным?
— В настоящее время так много говорят о Пушкине и так немного остаётся из тех лиц, которые знали лично солнце русской поэзии, великого поэта, что мне всё хоте-лось написать несколько слов из своих воспоминаний о нём. Вот они: в 1836 году, до смерти за три месяца, именно в сентябре, приехал в Академию с супругой Натальей Николаевной на нашу сентябрьскую выставку Александр Сергеевич Пушкин. Узнав, что Пушкин на выставке, в Античной галерее, мы, ученики Академии и молодые художники, побежали туда и окружили его. Он под руку с женою стоял перед картиной Лебедева, даровитого пейзажиста. Пушкин восхищался ею.Наш инспектор Академии Крутов, который его сопровождал, искал между всеми Лебедева, чтобы представить Пушкину, но Лебедева не было, а увидев меня, взял за руку и представил меня Пушкину, как получившего тогда золотую медаль (я оканчивал Академию). Пушкин очень ласково меня встретил, спросил, где мои картины. Я указал их Пушкину; как теперь помню, их было две: “Облака с ораниенбаумского берега моря” и другая — “Группа чухонцев на берегу Финского залива”. Узнав, что я крымский уроженец, великий поэт спросил меня, из какого города, и если я так давно уже здесь, то не тоскую ли я по родине и не болею ли на севере. Тогда я хорошо его рассмотрел и даже помню, в чём была прелестная Наталья Николаевна.На красавице супруге поэта было платье чёрного бархата, корсаж с переплетёнными чёрными тесёмками и настоящими кружевами, а на голове большая палевая соломенная шляпа с большим страусовым пером, на руках же длинные белые перчатки. Мы, все ученики проводили дорогих гостей до подъезда.С тех пор и без того любимый мною поэт сделался предметом моих дум, вдохновения и длинных бесед и расспросов о нём…
А.С. Пушкин на вершине Ай-Петри при восходе солнцаИван Константинович Айвазовский
1899, 135×250 см
История полотна
Картина «Пушкин на берегу Черного моря» написана в 1887 г. – дату ее создания Айвазовский приурочил к 50-летию смерти поэта. Жанр произведения – историческая живопись. С Александром Сергеевичем художник познакомился в 1836 г. в Санкт-Петербурге, во время выставки Академии художеств. Айвазовский был представлен прославленному писателю, как золотой медалист и выдающийся ученик Академии.
Полотно «Пушкин на берегу Черного моря» Айвазовский сразу после написания отдал в дар Академии художеств, в которой выучился и одно время работал преподавателем. В свою очередь, руководство Академии после смерти автора распродало его коллекцию, в том числе и холст «Пушкин на берегу Черного моря» в Париж. В конце концов полотно было продано в г. Николаев, и отправилось в музей им. В.В. Верещагина. Там картина хранится и сегодня. После Великой Отечественной войны обнаружилось, что полотно «Пушкин на берегу Черного моря» значительно пострадало. Восстановление картины заняло больше полувека, занимались им реставраторы Невкрытый и Титов.