Понятие и истоки футуризма
Умберто Боччони. Улица входит в дом. 1911 год
Футуризм возник в начале XX века как одно из течений модернизма. Предпосылками возникновения футуризма стали серьезные социально-экономические перемены в обществе в Европе, в том числе Италии, являющейся родиной данного направления. Основателем и идеологом школы футуризма стал Ф.Т. Маринетти.
Ф.Т. Маринетти – личность спорная и неоднозначная. Он был известным в Италии писателем, поэтом, основатель футуризма. Помимо этого он является одним из первых идеологов фашизма и сотрудничал с Муссолини. Ф.Т. Маринетти основал такие футуристические журналы как «Lacerba», «Poesia» и издательство «Poesia». Он же является автором первого манифеста футуризма. Ф.Т. Маринетти посетил Россию по приглашению русских футуристов в 1914 году.
В России футуризм получил широкое распространение благодаря тому, что в нашу страну он проник в эпоху перемен. Поэты и писатели подхватили футуризм и в большинстве своем поддержали Октябрьскую революцию. Футуризм привлекал тем, что в нем человек перестал быть мерой всех вещей. В произведениях воспевался прогресс, энергия электричества, волн и даже энергия войны.
Футуризм в России отличался от европейского. Он получил название русский футуризм.
- К числу основных черт футуризма в литературе относится следующее:
- Протест против сложившихся норм стихосложения;
- Эксперименты с языком прозы и стихосложением;
- Бунтарская направленность произведений;
- Создание «заумного языка».
Кратко о кубизме и кубофутуризме
С изобретением фотографии точное отражение мира больше не было прерогативой художников. Реализм и классицизм постепенно перестали быть главенствующими стилями и уступили место живописи, которая сместила акценты на постижение цвета и форм. Кубизм стал одним из новых направлений, который с начала XX века пользовался огромной популярностью. Кубисты раскладывали изображение на отдельные элементы и затем собирали его заново, чтобы показать мир уже в каком-то новом свете. Даже само слово «кубизм» появилось на свет в результате того, что критик Луи Воссель назвал картины одного из основоположников кубизма «кубическими причудами».
Кубофутурзим стал следующим этапом кубизма и соединился с футуризмом, который воспевал эпоху индустриализации и бешенного темпа жизни. Для него характерно нетипичное расположение объектов, пересечение разных плоскостей, контрастные цвета и уход от классических форм.
Как понять кубизм
Источником возникновения революционного стиля считается парадоксальные работы французского постимпрессиониста Поля Сезанна. Художник использовал многомерную стилистику передачи видения объекта.
Из его творчества последователи кубизма взяли искажающий эффект ракурса, одновременную демонстрацию изображения в разных аспектах, колоритную сдержанность цветовой гаммы и объем с устойчивой и весомой конфигурацией. Тезис кубистов «смотрим геометрическим путем» нашел свое оправдание в основах техники рисования.
Несмотря на критику, новаторы кубизма дробят объект на грани, переворачивают или выворачивают его на плоскости, с благородной целью – дать зрителю ощущение объемности со всевозможных позиций рисунка.
Основная концепция кубизма состоит из смыслового понятия времени. Чтобы рассмотреть изображение, зритель вынужден мысленно поворачивать, переворачивать объект, заглядывать внутрь и обходить его вокруг.
По сути, кубизм изображал то, что знал автор, а не то, что он видел. Один из основоположников кардинального стиля оптического преломления П.Пикассо характеризовал свои работы так – «я пишу подобно натуре, но не саму натуру».
Понять направление искусства без изучения картин его последователей практически невозможно. По мнению основоположников стиля Брака и Пикассо, «объективность изображения достоверно и максимально только при демонстрации его смешанных ракурсов».
Да, кубизм – это некрасивая форма визуализации рисунка, но она полна сложной символики и идейного совершенства как отдельная вид фрагментации западной культуры.
Из истории футуризма в России.
Футуризм в литературе возник в начале 20 века в Италии, а затем в России.
В 1909 году в Италии поэт Ф. Маринетти опубликовал «Манифест футуризма». Основные элементы, по мнению автора, — «смелость, дерзость, бунт».
В России манифестом футуристов стала «Пощечина общественному вкусу», авторы — В. Маяковский, А. Крученых, В. Хлебников. 1912 год.
В отличие от итальянского футуризма, авторы российского манифеста отвергли идеи анархизма и даже фашизма, которые были свойственны Ф. Маринетти
Они в основу положили вопросы эстетики, провозгласив революцию формы, ее независимость от содержания («важно не что, а как») и абсолютную свободу поэтического слова.
Уже в 1915-1916-е годы футуризм стал исчезать как направление.
Описание стиля
В искусстве стиль футуризм – это воплощение технологического процесса. Он основан на идеях прогресса, урбанизма, стремления вперед. Творчество прославляло такие направления в жизни человека, как:
- Продвижение.
- Энергия.
- Наука.
- Движение времени.
Техника во всех ее проявлениях, большой город с его суетой и стремительностью становились объектами для картин, сюжетами для повествований. В центре всего этого был человек – источник прогресса, мысли и чувства.
1 / 2
Произведения этого направления в искусстве похожи не столько содержанием или сюжетной составляющей, сколько формой, которую и выставляют в центр — на первый план.
Цели футуризма – увидеть мир за гранью привычного, перейти от визуального восприятия к пониманию внутреннего устройства. Так же к целям можно отнести желание объединить классику и современность, добавить собственный взгляд на развитие и совершенствование окружающего пространства.
Три стадии кубизма в живописи
Направление не оставалось неизменным. Выделяют три фазы развития стиля: сезановский кубизм, аналитический и синтетический.
Сезановский кубизм (1907-1909)
Стремление упрощать формы и увлечение абстракциями – главные принципы кубизма первой фазы. Исследователь искусства Андре Сальмон считал – новый стиль стал реакцией на отсутствие формы у импрессионистов.
Развивается направление под влиянием символистов, которые во главе всего ставили идею, а не ее материальное отражение. Художники не стремились фиксировать переменчивость вещей, а передавали замыслы через наделенные особым смыслом образы. Первые картины создаются под влиянием творчества Поля Сезанна, их наполняют символы.
Французский художник передавал свое особое видение реальности на полотнах. Так гора Сент-Виктуар Полю Сезанну представляется множеством гигантских глыб, образованных из огня. Самое удивительное, что художнику кажется, будто огонь до сих пор продолжает бушевать в неподвижных предметах. Об этом Поль Сезанн рассказывал своему товарищу Иоахиму Гаске.
«Гора Сент-Виктуар», Поль Сезанн
Аналитический кубизм (1909-1912)
Вторая фаза характеризуется необычными переливами цветов – они становятся полупрозрачными, когда плоскости пересекаются. Художники продолжают эксперименты с расположением предметов в пространстве. Картины начинают казаться монохромными за счет снижения контрастов фактуры и цвета.
Пейзаж, портрет и натюрморт в стиле кубизма выполняются в непривычной манере. Объекты состоят из маленьких деталей, которые с легкостью отделимы друг от друга. Появляется ощущение, что в изображенном мире не действуют законы времени и пространства. Линии могут внезапно разорваться, а формы перемешаться. Художник похож на ребенка, который обожает экспериментировать. Он словно разбирает башню из кубиков, а затем возводит из старых деталей новое здание.
Вместо привычных объектов на полотнах появляются их плоские отпечатки. Детали изображены с разных сторон. Ни одно описание не передаст с такой точностью все особенности второй фазы, как сами работы. Чтобы познакомиться с аналитическим кубизмом, посмотрите работы живописцев из «Золотого сечения». В это творческое объединение входили Марсель Дюшан, Жак Вийон, Альбер Глез, Жан Метценже и другие.
«Две женщины, сидящие у окна», Альбер Глез
Синтетический кубизм (1912-1914)
Эту стадию иначе еще называют «коллажным кубизмом». Элементы на полотнах как будто предварительно вырезаны из разных работ, а затем аккуратно склеены. В творчестве Брака и Пикассо есть натюрморты, которые состоят из таких отдельных кусочков, словно лоскутные одеяла.
Натюрморт Жоржа Брака
Завершенности работам придают лаконичные линии, связывающие детали воедино
Живописцы уделяют наибольшее внимание узорам и фактурам поверхностей
«Индейка с трюфелями и вином», Пабло Пикассо
Синтетический кубизм в живописи отличается красочным исполнением. Художники для завершения замысла пользуются графическими знаками. На полотнах появляются ноты, цифры и буквы. Интересное замечание принадлежит критику из Франции Алену Жуфруа. Он сравнил такие изображения с картинками из типичного кафе, где на столе рядом размещены газеты, меню и ценники. Художники составляли коллажи из отдельных деталей или рисовали их с нуля.
«Натюрморт с гитарой», Пабло Пикассо
Несмотря на общие черты, работы каждого кубиста легко отличимы от творчества других живописцев. Так на полотнах Брака появляются термины из мира музыки. Запоминаются работы испанского иллюстратора и скульптора Хуана Гриса. Он также активно использует прием коллажа для создания натюрмортов.
Натюрморт Хуана Гриса
История футуризма
Вопреки многим заблуждениям, футуризм зародился не в России, а в Италии. Датой основания направления считается 20 февраля 1909 года, когда итальянский литератор Томмазо Маринетти опубликовал в парижской газете «Фигаро» произведение «Манифест футуризма». В своей работе Маринетти призывал разрушать библиотеки и музеи, бороться против морализма. Причем публицист, будучи последователем идей Бенито Муссолини, видел много общего в фашизме и футуризме.
Произведение Маринетти «Манифест футуризма»
В России это направление зародилось немногим позже, сразу после публикации в 1910 году сборника Гумилева «Садок судей», и очень быстро получило развитие. В немалой степени это направление повлияло на развитие русского языка и принесло много изменений: менялся строй предложения, появлялись новые речевые обороты, корнесловия и многое другое.
Несмотря на антибуржуазную направленность футуризма, советская власть негативно восприняла его представителей, и движение постепенно начало распадаться.
Многие писатели эмигрировали из страны – в их числе Илья Зданевич, Игорь Северянин, Давид Бурлюк и другие. Владимир Маяковский застрелился в 1930 году.
10 известных художников-кубизмов
Новшество в восприятии, особая передача действительности, возможность реализации своей точки зрения и индивидуальная эмоциональность привлекли к кардинальному движению аудиторию знаменитых художников – иррационалистов.
Пабло Пикассо
Основатель кубизма – революционного направления эпохи Возрождения. Его стиль отвергал натурализм, практикуясь на сознательной деформации и деструкции объекта. В период «синтетики» автор стремится к колоритной гармонии, временами рисуя композиции уравновешенными овалами. Существенное кубическое влияние на творчество испанца закончилось в 1915 году.
Хуан Грис
Яркий поклонник модерна, в 1908 году был восхищен новым стилем кубического восприятия натуры. Вместе с П. Пикассо акварелист работал над созданием авторских моделей новаторского жанра. С 1913 года впервые на картинах в стиле кубизма использовал технику коллажа.
Жорж Брак
Основатель кубизма. Вместе с П. Пикассо стоял у истоков новаторского искусства объективной геометризации
В работах французского живописца акцентируется внимание на зрительной иллюзии и художественном представлении
Фернан Леже
Под влиянием кубизма с 1909 года его работы становятся более абстрактными, с 1910 по 1914 года французский декоратор успешно экспонируется в выставках Брака и Пикассо.
Марсель Дюшан
В 1910-1920 годах стал пропагандировать радикальный авангардизм, близкий сюрреализму («Спускающаяся по лестнице обнаженная» 1912 года, «Двуликая невеста, раздетая холостяками» 1915-1923гг.). Сторонясь роли художника, он постоянно шокировал аудиторию реди-мейдом – провокационными объектами «готовых вещей», сопровождающиеся абсурдными комментариями автора.
Сальвадор Дали
В живописи испанец черпал вдохновение из творчества Пикассо. Сюрреалистические работы метра с элементами аналитического кубизма постепенно уступали место формированию более реалистичного собственного стиля. Полотна эпатажного Дали воплощали экстравагантную личность, обладающую сумасбродным индивидуальным сознанием.
Поль Сезанн
Великий французский постимпрессионист, сам того не осознавая, стал источником возникновения революционного стиля авангардизма. Он первый из художников использовал геометрическую пропорцию объекта в картине «Пьеро и Арлекин» 1888-1890 гг. Техника вдохновила других новаторов-живописцев, что привело к возникновению кубизма.
Пит Мондриан
Как истинный поклонник «денатурализационного» искусства, нидерландский художник пропагандировал отказ от естественной формы и переход к абстракции. С 1913 года картины Мондриана являлись композициями горизонтальных и вертикальных линий, в единении которых подразумевалось равновесие гармонии мироздания. Предельная ограниченность визуализации в творчестве кубиста впечатлила современников, что повлияло на графическую живопись будущего.
Казимир Малевич
Картины русского авангардиста демонстрировали поглощение западного влияния, сочетая в себе стиль аналитического кубизма и футуризма. Направление творчества Малевича отличалось от классической живописи Пикассо и Брака геометрической округлостью и правдоподобной визуализацией изображений.
Ромеро Бритто
Бразильский живописец в своих работах экспериментировал с элементами кубизма, граффити и поп-арта. Работы художника представляли собой яркие композиции геометрических узоров и округлостей в ярком колорите. Свое творчество Бритто называл «визуальным языком счастья, передающее оптимизм художника в окружающий мир».
Негативные особенности французского стиля оказали фундаментальное влияние на культурное наследие человечества. Сливаясь с другими направлениями, кубизм стал основоположником зарождения необычных и смелых художественных жанров.
Французская форма кардинального течения кубизма завершила свой период развития после первой мировой войны. Остатки авангардного стиля живописи еще прослеживаются в творчестве американских художников 30-х годов – М. Руселя, Дж. Марина, Л. Фенингейля.
Кубизм в живописи
Определение 1
Кубизм – это значимое направление в искусстве, зародившееся в начале 20-го века во Франции. Является частью модернизма.
Ключевая идея кубизма заключается в стремлении художника разложить изображаемый трёхмерный объект на простые элементы и собрать его на холсте в двумерном формате. Это позволяет живописцу отобразить объект одновременно с разных сторон, подчеркнув его свойства, которые зритель не замечает при классическом воспроизведении объекта с одной стороны.
Английский искусствовед Эрнст Гомбрих считал, что происхождение кубизма нужно искать в произведениях французского живописца Поля Сезанна. В этой связи, Гомбрих приводит в пример работы Сезанна «Гора Сент-Виктуар со стороны Бельвю» и «Горы в Провансе», а также ответ художника на письмо молодого Пабло Пикассо. В одном из писем, Сезанн рекомендует будущему основоположнику кубизма «рассматривать натуру как совокупность простых форм – сфер, конусов, цилиндров».
Ещё раз нужно подчеркнуть, что идеи Сезанна оказали большое влияние на изобразительно искусство 20-го столетия. В своём творчестве он специально искажал перспективу, чтобы получилось воспроизвести больше граней объекта (этот художественный приём, по сути, является основой кубизма). Кроме всего прочего, этот живописец в своих работах часто упрощал объекты до простых геометрических фигур.
Итак, появление кубизма относят к 1905-1907 гг., и связывают с творчеством Жоржа Брака, Хуана Гриса и Пабло Пикассо. Картина Пикассо «Авиньонские девицы», датированная 1907 годом, считается началом рассматриваемого нами течения в искусстве. Интересна история происхождения термина «кубизм». Он появился в 1908 году после того, как французский художник-фовист и скульптор Анри Матисс, увидев произведение Жоржа Брака «Дома в Эстаке», воскликнул: «Что за кубики».
Кубизм, в процессе своего развития прошёл несколько периодов:
Сезанновский кубизм. Название этого этапа связано с французским художником, предшественником и идейным вдохновителем течения. На данной фазе представители кубизма стремились отдалиться от передачи истинного вида, старались разложить изображаемые объекты на отдельные геометрические фигуры и формы. Такое разложение привело к возникновению закономерности в использовании цветов. Элементы переднего плана картины зачастую стали окрашиваться в тёплые тона, а составляющие части на заднем плане окрашивали холодными цветами.
Аналитический кубизм. Данный этап развития течения можно охарактеризовать стиранием границ между пространством и формой. Возникают переливчатые цвета в полупрозрачных пересекающихся плоскостях. Отныне художники располагают формы в хаотичном порядке. Взаимодействие между пространством и формой – главное достижение на данном этапе развития течения.
Синтетический кубизм. Элементы такового впервые появляются в творчестве Хауна Гриса с 1911
Важно, что Грис, наряду с Пикассо и Браком, считается основателем течения. Можно сказать, что синтетический кубизм стремился к обогащению действительности за счёт объектов эстетики. Для конструирования объекта применяется фактура поверхности, линии и узоры
В данном периоде живописцы применяли аппликации для конструирования самодостаточного объекта. Но позднее кубисты отказались от такого метода, как аппликация, потому что решили, что получить полноценную комбинацию можно без бумаги
Для конструирования объекта применяется фактура поверхности, линии и узоры. В данном периоде живописцы применяли аппликации для конструирования самодостаточного объекта. Но позднее кубисты отказались от такого метода, как аппликация, потому что решили, что получить полноценную комбинацию можно без бумаги.
Ключевые представители течения:
- Пабло Пикассо;
- Жорж Брак;
- Хуан Грис;
- Фернан Леже;
- Андре Маре.
Фазы
Современные искусствоведы определяют три основные фазы развития кубизма, где переход к каждому последующему этапу живописи еще сильнее вытесняет реалистичность из техники написания картин, восполняя пробелы геометрией.
- Сезанновский кубизм (1907-1909 гг.). Начальный этап возникновения и развития своеобразного жанра, основанного на переплетении экспериментальных форм живописи от Поля Сезанна с иберийской тематикой. Последователи стиля отдаляются от истинного изображения предмета, визуально разлаживая его на отдельные геометрические части. Объективная декомпозиция приводит к колоритной закономерности – передние составляющие части картины окрашиваются теплыми тонами, задний план в холодных оттенках.
- Аналитический кубизм (1909-1912гг.). Время, когда кубисты начинают экспериментировать с объемной формой и перспективной зоной рисунка. Направление характеризуется появлением полупрозрачных плоскостей с переливчатыми оттенками, а также хаотичным расположением геометрических форм.
- Первые элементы эстетики синтетического кубизма (1913-1914 гг.) заметны в работах испанского художника Хуана Гриса. По мнению американского литературного теоретика Гертруды Стайл, акварелиста можно считать одним из основателей дерзкого стиля геометризации объемов, поскольку «Пикассо был учителем, а Грис дополнил абстракцию выразительной фантазией». В этом направлении для полноты конструкций рисунка кубисты используют поверхностную фактуру, рельефный орнамент или аппликации.
Таким образом, последователи первой стадии развития кубизма (сезанновского направления) выделили геометрические элементы, составляющие предмет, и разграничили его от пространства. Аналитические кубисты провели экспериментальное дробление объекта на геометрические срезы, тем самым показав предмет под разным углом зрения.
Для передачи визуального соприкосновения формы и пространства в своих композициях художники использовали технику коллажа. Характерные черты жанра синтетического кубизма – бессистемные репликации или другие видоизменения предмета. Последователи «синтетики» активно пользовались геометрическим конструированием с целью создания новой формы, обладающей самостоятельной иррациональной реальностью.
Художник Ю. Анненков и его картины в стиле кубизма
Еще одним смелым кубистом, который не боялся пойти против устоев общества и живописи, стал Юрий Павлович Анненков. Только упорство и свобода взглядов помогли ему добиться успеха на художественном поприще, так как его исключили из гимназии за политические карикатуры, а затем не взяли и в Академию художеств. Он обучался в частных художественных мастерских, в том числе и во Франции. Возможно, именно эта свобода от канонов классики позволила художнику импровизировать на полотнах и добиваться того, что каждая следующая картина становилась для критиков полной неожиданностью.
Ю. Анненков (1889–1974).
Смешивая самые разные стили и приемы, он часто использовал в своих картинах принципы кубизма и кубофутуризма, показывая объекты с новых сторон. Одним из любимых его жанров был портрет, в котором он достиг больших успехов и прославился своей серией острохарактерных портретов известных людей. Именно в них можно часто наблюдать характерную для кубизма фрагментарность объектов и изображение многочисленных граней. Это позволяло ему точнее передавать психологическую составляющую героев, причем он спокойно применял множество других стилей в одной и той же картине. Так, при написании портрета А. Тихонова Анненков активно использует приемы кубизма при создании головы героя, чем удачно передает состояние задумчивости, размышлений известного литератора. В то же время фон и костюм кубизм затрагивает лишь частично, а картина на стене уже выполнена в классическом стиле. Заметим, что в 2014 году портрет Тихонова был продан на торгах за 6,2 млн долларов.
Ю. Анненков. Портрет А. Тихонова. 1922 г.
Интересно, что именно Анненков полностью иллюстрировал известную поэму Александра Блока «Двенадцать» шедевральными кубистическими рисунками. Блок вначале отнесся настороженно к идее доверить иллюстрацию свободному в художественном самовыражении Анненкову, но первые рисунки оказались ему так близки, что в итоге книга была отпечатана в крупноформатном тираже, рассчитанном на ценителей книг и коллекционеров. Сам же выпуск был назван критиками исключительным событием для русской графики и поэзии.
Ю. Анненков. Иллюстрации к поэме А. Блока «Двенадцать»
В числе других его картин в стиле кубизма и кубофутуризма назовем такие работы: «Портрет З. Гржебина», «Портрет В. Мейерхольда», Portrait of photographer M.A. Sherling и пр.
Ю. Анненков. Портрет З. Гржебина. 1919 г.
История возникновения
Основоположником направления считают итальянского поэта Филиппо Маринетти. Его стих «Красный сахар» — первое произведение нового направления. После него, в 1909 году писатель выпустил манифест течения в газете «Фигаро». Там он кратко и понятно определил отличительные черты футуризма, описав их как культ будущего и отказ от прошлого. Послание было ориентировано на молодых творцов.
Позже к нему присоединились такие творцы, как Балла, Боччони, Руссоло, Карло Карра, Джино Северини, Франческо Балилла Прателла. К 1912 году направление получило довольно широкое распространение, и в одном из музеев Парижа состоялась первая выставка художников-футуристов.
В России течение начало приобретать популярность в 1910—1911 годах. Оно пришлось по душе бунтарскому народу, совпало с недовольными современностью настроениями толпы. Последователи нового течения создали несколько литературных организаций со своими кодексами и уставами.
Расцвет футуризма был коротким, но ярким. Первые футуристы быстро добились славы и довольно скандальной известности, но очень скоро ушли на покой. Уже в 1914 году футуризм начал давать сбои и направление пережило кризис. Но его представители уже успели выполнить свою историческую роль и преподать нужный урок.
После Октябрьской революции и победы большевиков футуризм окончательно угас. Некоторые из деятелей направления умерли, другие сбежали из страны, третьи решили попробовать себя в других стилях. Последние последователи течения издавали свои произведения под маркой «ЛЕФ». Их самые поздние работы датируются 1920-ми годами.