Роман гюго «отверженные»

Парижский салон

Благодаря холсту «Испанский певец» Мане получил свой первый приз на Парижском салоне. Жюри отметило превосходную обработку темных тонов, вероятно, навеянных испанским барокко. Еще одной его работой, связанной с Испанией, стал портрет страстной танцовщицы из балетной труппы Кампруби.

Изначально отвергнутая Осенним салоном и подвергшаяся критике со стороны многих живописцев картина «Завтрак на траве» (1863 г.) в последующем стала очень известной. На ней изображена обнаженная женщина в окружении двух разодетых юношей. Прообразом героини стала любимая модель художника Викторин Мёран. В работе использован революционный прием в трактовке перспективы и изображении природного окружения.

Искусство порой бывает парадоксально, и Работы Мане, которые обычно не одобрялись салоном, были великолепны. Особенно стоит упомянуть холст «Олимпия» (1863). На этой картине обнаженная куртизанка предстает в компании чернокожей женщины с букетом цветов. Работа вызвала бурные споры, потому что модель была известной парижской проституткой. Для общества это была картина на нереспектабельную тему.

Портрет Эмиля Золя 1868

Эмиль Золя, известный французский критик и романист, был одним из первых поклонников импрессионистов и Мане в частности («Будущее принадлежит ему», — написал Золя после просмотра «Завтрака на траве»). В 1866 году он написал лестную рецензию на работы Мане и снова защитил его в следующем году на независимой выставке Эдуарда Мане, организованной за пределами Всемирной выставки (Exposition Universelle). В благодарность Мане предложил Золя написать его портрет. Он заполнен предметами, представляющими профессию и личность Золя, такими как журналы, чернильница и перья. Мане даже нарисовал маленькую версию Олимпии, которую писатель считал шедевром художника, на стене позади Золя. Также на стене висит гравюра Веласкеса, которого Мане считал «величайшим художником из всех когда-либо существовавших».

Эдуард Мане, Берта Моризо с букетом фиалок, 1872 г.

История создания романа «Отверженные»

Исследователи творчества Виктора Гюго считают, что «Отверженные» — главное произведением автора. Да и в целом роман входит в число самых грандиозных и выдающихся книг XIX столетия.

«Козетта». Иллюстрация из первого издания 1862 года. Автор Эмиль БайярCândido Aragonez de Faria (Laranjeiras (Brésil), 12 août 1849 — Paris, 17 décembre 1911), Колумбийский университет в Нью-Йорке 

Писатель создавал роман на протяжении двадцати с лишним лет. В 1848 году, накануне революции, Виктору Гюго кажется, что написанный им роман почти окончен. Однако произошедшие события заставляют его переосмыслить свои взгляды, и он понимает, что написанное не вполне отражает его понимание жизни, и ему еще предстоит большая работа.

Гюго вновь погружается в роман с головой. Иногда он пишет «беспробудно» и не может остановиться, иногда – забрасывает произведение на месяцы, а то и на годы, иногда – сдает слугам свою одежду вместе с приказом не отдавать ее ему ни в коем случае, тем самым запирая себя нагим в комнате, чтобы ничего (даже одежда) не отвлекало его от написания романа!

 Иллюстрация Гюстава Бриона к роману «Отверженные», 1864 год, Государственная библиотека Виктории 

Первоначально Гюго назвал свое произведение «Нищета», но позднее сменил его на «Misérables», что в переводе на русский означает «Несчастные», а в адаптированном литературном варианте – «Отверженные». Построенный в самом начале сюжет постепенно обрастает новым главами и обогащается историческими событиями, через которые происходит трансформация героев. 

Внешние ссылки

  • Ресурсы изобразительного искусства  :

Работы Эдуара Мане

Таблицы (в хронологическом порядке) Барк Данте после Делакруа (1854) · абсента (1858-1859) · Испанских Всадников (1859) · Портрет г — н и М я Огюст Мане (1860) · Портрет мадам Брюны 1860-1861 · испанского Singer ( 1860) · удивление Нимфа (1860-1861) · мальчик с мечом (1861) · Маленький Ланге (1861) · любовницы Бодлера лежа (1862) · негритянка (1862) · Lola Валенсия (1862) · M Miss  V в костюме espada (1862)· Музыка в Тюильри (1862)· Старый музыкант (1862)· Портрет Викторины Дайм (1862)· Молодая женщина в испанском костюме (1862)· Уличная певица (1862)· Олимпия ( 1863)· Завтрак на траве (1863)· Молодой человек в костюме Майо (1863)· Мертвый Христос и ангелы (1864)· Мертвец (1864-1865)· Битва между Кирсарджем и Алабамой (1865)· Чтение (1865)· Иисуса оскорбляют солдаты (1865)· Коррида: смерть быка (1865)· Битва быка (1865-1866))· Философ (1865-1866)· Девушка в 1866 году (1866) · Матадор кланяется (1866-1867)· Игрок Файф (1866)· Похороны (1867-1870)· Скачки в Лоншане (1867)· Мыльные пузыри (1867)· Портрет Теодора Дюре (1868)· Казнь Максимилиана (1868 г.)· Портрет Эмиля Золя (1868 г.)· Обед в студии (1868 г.)· Портрет мадемуазель Клаус (1868 г.)· Мальчик чистит грушу (1868 г.)· На пляже Булони (1869 г.)· Лунный свет над порт Булонь (1869 г.)· Отправление парохода из Фолкстона (1869 г.)· Ле Балкон (1869 г.)· Портрет Берты Моризо (1869-1870 гг.) в Ле Репо · Лодки в море; закат (1869-1872-1873)· Эффект снега в Пти-Монруж (1870)· В саду (1870)· Ла-Бриош (1870)· Берта Моризо с букетом фиалок (1872)· Железная дорога (1872-1873) )· Партия крокета (1873 г.)· Ле Бон Бок (1873 г.)· на пляже (1873 г.)· Дама с веерами (1873-1874 гг.)· Опера в маске Бал (1873 г.)· Берта Моризо в веере (1874 г.)· На лодке (1874)· Аржантей (1874)· Картина Клода Моне в его мастерской (1874)· Ле Линге (1875)· Портрет Стефана Малларме (1876)· Маргарита де Конфлан (1876)· Нана (1877))· Самоубийство (1877) -1881)· Портрет Антонин Пруст (1877)· Маргерит Готье-Lathuille (с. 1878)· в кафе, кабаре Reichshoffen в (1878)· в кафе, кафе-концерт (1878)· чернослива (1878)· Улица Моснье с флагами (1878 г.)· Улица Моснье с брусчаткой (1878 г.)· У отца Латюля (1879 г.)· Автопортрет с палитрой (1879 г.)· Мадам Эдуард Мане в оранжерее (1879 г.)· В оранжерее ( 1879)· официантка Бокс (1879)· Уголок кофе é-концерт (1879)· Портрет мадемуазель Люси Делабин (1879)· Портрет Клемансо (1879-1880)· Букет спаржи (1880)· Спаржа (1880)· Человек в круглой шляпе ( Альфонс Морю ) ( 1880)· Л’Эвасьон де Рошфор (1881)· Осень (1881)· Портрет М. Пертуизе, охотника на львов (1881)· Великий герцог (1881)· Принтемпс, Жанна де Марси (1881))· Заяц (1881) )· Бар в Фоли-Бержер (1881–1882 гг.)· Гвоздики и клематисы в хрустальной вазе (1882 г.)· сверкающие розы в вазе (1882 г.)· розы в бокале для шампанского (1882 г.)· лето или Амазонка или всадник (1882)· Chez Tortoni (1882)                                                                                                                                                                     
Гравюры и рисунки (в хронологическом порядке) Мальчик и собака (1862 г.) · Этюд для молодой женщины, лежащей в костюме экспаньола (1862 г.) · Эскиз для лежащей дамы Бодлер (1862 г.) · Мальчик с мечом лицом влево III (1862 г.) · Медведь-2 , ( 1862 г.) · Улица Зингер (1862 г.) · Воздушный шар (1862 г.) · Офорты Эдуарда Мане, представленные Панчем (1862 г.) · Офорты Эдуарда Мане со шляпой и гитарой (1862-1863/1874) · Гитанос (1862 г.)
  • Портал живописи
  • Портал Франции в XIX — го  века
  • Портал 1870-х годов
  • Портал европейского мегаполиса Лилль

Поворот к импрессионизму

В 1868 г. Мане познакомился с художницей Бертой Моризо (1841-1895), которая стала его ученицей и любимой моделью. Именно она связала его с импрессионистами, общение с которыми проявилось усилением интереса к разработке светлой цветовой гаммы в пленэрных композициях. Свои сюжеты Мане находил в повседневной жизни парижских улиц; во все более свободной манере, с текучими мазками, он писал также пейзажные сцены, пронизанные вибрирующим светом (В лодке (1874), Аржантёй (1874)). Однако от импрессионистов его отделяет более пристальное отношение к композиции картины и размещению человеческих фигур. В 1877 г. картина Нана (Кунстхалле, Гамбург) была отвергнута жюри Салона, тем не менее это не помешало Мане написать целый цикл своеобразных жанровых картин, сюжеты которых взяты из среды парижских пивных и кафе — он всегда сохранял острый, но доброжелательный взгляд на свою эпоху (Подавальщица пива, Музей д’Орсэ, Паиж).

В 1882 г. Мане выставил на Салоне с большим успехом свою работу Бар в Фоли-Бержёр (Галерей Тейт, Лондон), ставшую последним крупным творением этого художника: прикованный к постели, он в последний год отпущенной ему жизни смог создать лишь блестящую серию натюрмортов.

Картины Эдуарда Мане:

«За стаканом абсента» (1858)

«Испанец, играющий на гитаре» — (1861, Метрополитен-музей, Нью-Йорк)

«Завтрак на траве» — (1863, Музей д’Орсэ, Париж)

«Бар в Фоли-Бержер» — (1882)

«Берега Сены в Аржантее» — (1874, Музей изящных искусств, Турнэ)

«Нана» — (1877, Кунстхалле, Гамбург)

«Олимпия» — (1863)

«Подавальщица пива» — (1879, Музей д’Орсэ, Паиж)

«Семья Моне в саду в Аржантёй» — (1874, Музей изящных искусств, Турнэ)

«Флейтист» — (1866, Музей д’Орсэ, Париж)

Балкон — (1869)

В лодке — ( 1874, Метрополитен-музей, Нью-Йорк)

Железная — (1873)

Лола из Валенсии — (1862)

Натюрморт с цветами — (1880)

Портрет Эмиля Золя — (1868)

Расстрел Императора Максимилиана — (1868)

Цветы в хрустальной вазе — (1882)

Первые уроки

Отец Берты Моризо был чиновником высокого ранга, мать — преданной мужу и детям хозяйкой дома. Берта, родившаяся в 1841 году, и ее старшие сестры, Ив и Эдма, получили образование, полагающееся девушкам из приличного общества: музыка, танцы, вышивание, уроки рисования. Эдма и Берта проявили способности к живописи. Для них наняли учителя. Мадам Моризо хотела, чтобы дочери смогли нарисовать что-нибудь ко дню рождения отца. Уроки шли своим чередом, но однажды преподаватель высказал свои опасения в письме к мадам: «У девочек такие способности… Они станут художницами. Вы понимаете, что это значит? В вашем кругу это будет революцией, даже катастрофой».

Эдуард Мане. Балкон. 1869

Учитель несколько драматизировал ситуацию, но был не так далек от истины. Одно дело живопись как развлечение для барышень, другое — профессия. Слишком многие были готовы подписаться под словами Эдмона де Гонкура: «Гениальных женщин не существует, те, кто демонстрирует признаки гениальности, обманывают природу, потому что на самом деле они мужчины». Художницам не разрешалось учиться в Академии изящных искусств, рисовать обнаженную натуру, не рекомендовалось изображать мужчин, даже одетых. Француженка Роза Бонер была вынуждена переодеваться в мужской костюм, чтобы свободно писать с натуры на ярмарке лошадей. Девушки даже не могли показаться без сопровождения в Лувре, чтобы копировать работы мастеров, как того требовали каноны обучения художников.

Берта Моризо в 1875 г.

Мадам Моризо проигнорировала предупреждение учителя и позволила дочерям реализовать их таланты. В саду их дома была построена студия для юных художниц, а путешествия семьи планировались с тем расчетом, чтобы девушки могли работать на пленэре.

Коррида 1865–1866

Мане посетил Испанию в 1865 году, и хотя поездка длилась немногим дольше недели, она произвела глубокое впечатление на художника, испанское искусство XVII века вызвало сильный эмоциональный отклик. Живые сцены испанской жизни начали появляться в его картинах, в том числе в серии о корриде, которую он описал своему другу Бодлеру как «одно из самых прекрасных, самых любопытных и самых ужасных зрелищ, которые только можно увидеть». В “Корриде” он изображает напряженный момент перед действием, когда бык и тореро сталкиваются лицом к лицу. Рядом с ними лежит убитая быком лошадь. В сочетании со смелыми мазками, из которых состоит голодная толпа, Мане создает ощутимое напряжение — тишину, предшествующую безумию.

Эдуард Мане, Балкон, 1868–1869 гг

Что происходило по ночам с Гилом Пендером?

Режиссер не дает однозначного ответа на вопрос, куда отправлялся по ночам калифорнийский сценарист: в прошлое или в мир своих фантазий. В пользу первой версии — что он и впрямь оказывался в 1920-х, пройдя через некий временной портал — говорят книга мемуаров Адрианы, которую ему переводит  женщина-гид и в которой упоминается «американский писатель Гил Пендер», и загадочное исчезновение детектива. Исчезновение детектива объясняется тем, что его занесло в эпоху Людовика XVІ, повелевшего немедленно отрубить ему голову (и тут немедленно вспоминается «Иван Васильевич меняет профессию»). Но кто это видел, и где гарантия, что сцена во дворце — не одна из фантазий Гила? Книга мемуаров подлинная, но речь в ней могла идти о полном тезке американца.

Гораздо больше аргументов в пользу того, что похождения в мире богемы — фантазии Гила. Об этом говорит и его роль в этом мире — где, конечно же, все им тут же увлеклись; и продолжение путешествия во времени в более ранние эпохи; и полное отсутствие каких-либо материальных доказательств пребывания в прошлом (что стоило Гилу прихватить из прошлого газету или коробок спичек?).

Но независимо от того, подлинными были прогулки по Парижу 1920-х и  1890-х или вымышленными, выводы, сделанные героем, вполне реальны.

Самые известные работы

Мане рисовал на открытом воздухе вместе с другими импрессионистами, делая наброски на месте и возвращаясь в студию, чтобы закончить свои картины. Его мазки свободны, широки и быстры. Эдуард рисовал alla prima, что означает «сразу», а не традиционным способом рисования (нанося новые слои на сухую краску).

Его портреты не идеализированы, как портреты классиков эпохи Возрождения. Он рисовал реальных людей такими, какими они были на самом деле, ничего не приукрашивая и не добавляя.

В отличие от художников-реалистов, таких, как Гюстав Курбе (1819-1877), который сосредоточился на картинах сельских сцен, Эдуард рисовал парижскую городскую жизнь и современные городские сюжеты. У Мане картины очень прямолинейны, он тщательно выбирал предмет перед рисованием.

Эдуард исследовал тонкие области цвета и градации значений, которые указывают на форму и моделирование. Диапазон средних значений уменьшился в пользу большей контрастности светлого и темного. Это показывает влияние японских гравюр того времени.

Мане любил использовать черный цвет. Очевидно, это произошло под влиянием картин испанских художников Веласкеса (1599–1660) и Франсиско де Гойя (1746–1828).

Подобно импрессионистам, таким как Пьер-Огюст Ренуар (1841-1919), мастер использовал синий и фиолетовый оттенки для выписывания тени.

Живописец наносил более тяжелые мазки на основном объекте и более тонкие слои — на заднем плане. Этот прием помогает направить взгляд зрителя на самые важные части картины. Мане хотел, чтобы в его работах чувствовалась неотложность.

Олимпия (1863 год). 130.5×190 см. Холст/масло

Мне нравится1Не нравится

Завтрак на траве (1863 год). 208 × 264,5 см. Холст/масло

Мне нравитсяНе нравится

Бар в Фоли-Бержер (1882 год). 97×130 см. Холст/масло

Мне нравитсяНе нравится

Железная дорога (1872—1873). 93,3 × 111,5 см. Холст/масло

Мне нравитсяНе нравится

Балкон (1869 год). 169×123 см. Холст/масло

Мне нравитсяНе нравится

В лодке (1874 год). 97,2 × 130,2 см. Холст/масло

Мне нравитсяНе нравится

В оранжерее (1879 год). 150×115 см. Холст/масло

Мне нравитсяНе нравится

Музыка в Тюильри (1862 год). 76×118 см. Холст/масло

Мне нравитсяНе нравится

Флейтист (1866 год). 160×98 см. Холст/масло

Мне нравитсяНе нравится

Детство

Эдуард появился на свет 23 января 1832 года в квартале Парижа Сен-Жермен-де-Пре на улице Малых Августинцев в доме № 5.

Его дед по отцовской линии, Клеман Мане, был помещиком, строителем дамб. Папа художника, Огюст Мане, родился во французском городе Женвилье в 1797 году. Он не стал продолжателем семейного строительного дела, а выучился на юриста и состоял на государственной службе. В министерстве юстиции Франции он занимал должность начальника отделения, был советником при дворе, какое-то время работал в апелляционном суде Парижа. Удостоился французской национальной награды – рыцарь Ордена Почётного легиона.

Мама, Эжени-Дезире Фурнье, происходила из интеллигентной семьи. Её отец Жозе-Антуан-Эннемо Фурнье служил на дипломатических должностях, работал консулом в Гётеборге. Крёстным отцом Эжени-Дезире был король Швеции Карл XIII. В январе 1831 года она вышла замуж за Огюста Мане. Ровно через год у них родился первенец Эдуард. Позже семья пополнилась ещё двумя мальчиками Гюставом и Эженом.

Несмотря на хорошее материальное положение, обстановку в доме Мане нельзя было назвать богатой и роскошной. Меблировка, убранство, одежда – всё было простым, умеренным и скромным, с присущим французским вкусом. Эдуард обожал свой дом, к тому времени семья переехала на улицу Мон-Татор.

Портрет родителей Эдуарда Мане

Особенно мальчику нравилось, когда к ним приходил родной дядя (брат мамы), полковник Эдмон-Эдуард Фурнье, со своей супругой. Родители коротали с ними вечера у камина – женщины рукодельничали, мужчины вели беседы. Дядюшка был добродушным низеньким толстяком с маленькой бородкой и всегда смеющимся лицом. Частенько в такие вечера он доставал блокнот и делал небольшие зарисовки сидящих у камина людей. В эти моменты маленький Эдуард бросал игры с братьями и наблюдал за дядей, даже несколько штрихов на бумаге осмеливался сделать сам.

Реализм

Реализм. В 40-х гг. XIX в. в европейской литературе и искусстве формируется новое направление — реализм. Реалисты, как и романтики, критиковали сложившееся после французской буржуазной революции общество. Но критиковали по-разному. У романтиков критика часто принимала характер бунта и ухода от действительности

Они сосредоточивали внимание на изображении внутреннего мира своего героя и, как правило, ставили его в условия, которые не имели ничего общего с реальным миром

Реалисты же рассматривали жизнь такой, какой она была в действительности, во всей обнаженности, не скрывая ее уродливых сторон. Герой действовал в конкретных исторических и жизненных обстоятельствах, в определенном месте и среде. Реалисты стремились к правдивому изображению жизни. Их произведения познавательны. По ним можно изучать историю Европы XIX в.

Между романтизмом и реализмом нет непреодолимой стены. Разделение на романтиков и реалистов во многом условно. Это два пути осмысления жизни и места человека в ней. Для романтиков так же характерно реалистическое изображение отдельных сторон жизни, как для реалистов — возвышенное и романтическое.

Основным жанром реалистического направления в литературе стал роман. Это было зеркало, которое, по мнению Стендаля, отражало то лазурное небо, то грязные лужи. Выдающиеся писатели-романисты XIX в.— Стендаль, Бальзак и Диккенс.

Стендаль (1783—1842) — классик мировой литературы XIX в. Его настоящее имя Анри Мари Бейль. Он был очень талантлив. Писал, не заботясь о форме, по выражению Бальзака, как птицы поют. Свой знаменитый роман «Пармская обитель» написал за 53 дня. Из многих произведений писателя мировую славу ему принесли несколько романов. В их числе — роман «Красное и черное». При жизни Стендаль не пользовался популярностью. Слава пришла на рубеже двух столетий.

В противоположность Стендалю другой великий французский писатель Оноре де Бальзак (1799—1850) испил чашу славы еще при жизни. Бальзак и сейчас остается самым читаемым писателем в мире. Однако его творческий путь начинался непросто. В 1819 г. молодой человек, корпевший в нотариальной конторе, вдруг решил стать писателем. Для этого у него не было ни малейшего призвания. Он даже не представлял, о чем будет писать. Но были поистине страстное желание и титаническое трудолюбие. На протяжении десяти лет Бальзак строчил один за другим бульварные романы. И в конце концов, он сделал себя писателем. Всемирную славу ему принесла серия романов под общим названием «Человеческая комедия». Бальзак восполнил то, что упустили историки. Он написал историю нравов французского общества. Из его произведений можно узнать о Франции больше, чем из трудов историков и экономистов того времени.

Английский писатель Чарльз Диккенс (1812—1870) начал с того, что в 1836 г. написал один из самых смешных и веселых романов в мировой литературе — «Посмертные записки Пиквикского клуба».

Вот образец неиссякаемой веселости одного из героев романа: «В путь, так в путь, как сказал попугай, когда кошка потащила его из клетки за хвост». Другой герой советует своему сыну никогда не жениться: «Но если вы, мой сын, почувствуете когда-либо расположение жениться, то отравитесь прежде всего, мой мальчик, отравитесь, мой сын, и вы впоследствии об этом не пожалеете».

Ч. Диккенс на публичном чтении. В молодости он работал на фабрике, испытал на себе все тяготы этой жизни

В своих последующих произведениях Диккенс, по его словам, обратился к изображению «безбрежного моря человеческих страданий». Таковы романы «Приключения Оливера Твиста» и «Жизнь и приключения Николаса Никльби», в которых описаны нравы, царившие в английских школах для бедных детей.

Образование и раннее увлечение живописью

Родители Мане были состоятельными и могли обеспечить сыну достойное образование. Им очень хотелось, чтобы Эдуард продолжил отцовское дело и построил блестящую карьеру на государственной службе. В семилетнем возрасте они отдали мальчика учиться в пансион аббата Пуалу. К учёбе Эдуард оказался абсолютно равнодушным, в связи с этим в 1844 году отец перевёл его на полный пансион в коллеж Роллена.

Единственное, что привлекало юного Мане, — это живопись. В этом увлечении ему способствовал дядюшка Фурнье, который был очень образованным человеком и особенно интересовался искусством. Бывая часто в доме сестры, он дружил с её детьми, по воскресеньям водил их в Лувр

Мужчина сразу обратил внимание на старшего племянника Эдуарда, который не просто рассматривал картины в музее, а с альбомом и карандашом в руках делал какие-то наброски

Одним воскресным вечером, возвратившись из Лувра, Фурнье попытался уговорить шурина Огюста Мане разрешить Эдуарду посещать в коллеже факультативные курсы рисунка. Отец на эту тему разговаривать не желал, он хотел юридической профессии для всех трёх сыновей. Тогда полковник отправился к директору коллежа мсье Дефоконпре и со своего кармана оплатил дополнительные уроки рисования племяннику.

Удивительно, но эти занятия не вызвали у мальчика интереса. Ему не нравилась академичность преподавания, учитель заставлял копировать гравюры, гипсовые изваяния, орнаментальные рельефы. Не желая изображать головы рыцарей в античных шлемах, Мане рисовал портреты своих одноклассников. По соседству с рисовальным кабинетом находился гимнастический зал, Эдуарду всё время хотелось убежать туда. В занятиях гимнастикой подросток проявлял исключительные способности.

Помимо рисования и гимнастики юного Мане интересовала ещё история. Предмет преподавал молодой профессор М. Валон, который в будущем стал творцом французской Конституции 1885 года. Но иногда и на этих уроках Эдуард прятал под парту книжку, принесенную из дома после выходных, и читал. Его любимое произведение – «Салоны» Дидро.

Насколько сильно Мане любил родной дом, настолько же он ненавидел коллеж. Ему поскорее хотелось отсюда вырваться. Возможно, этот факт повлиял, а быть может его отличная физическая форма и увлечение гимнастическими занятиями привели к решению поступать в мореходную школу. Он с решительностью сказал отцу, что не желает связывать свою жизнь с юриспруденцией.

В чем главная идея фильма?

Гил Пендер бредил Парижем 1920-х; живущая в этом Париже Адриана бредит 1890-ми и остается в мире «бель эпок», а художники «бель эпок» бредят эпохой Возрождения. Нам нередко кажется, что в прошлом было лучше, что прежде все было настоящее — и люди, и чувства, а некоторые и вовсе уверены, что родились не в то время. А потом та или иная эпоха заканчивается, приходят новые поколения и начинают завидовать времени, которое казалось нам слишком шумным, или меркантильным, или еще каким-то не таким.

На самом деле, как показывает нам Вуди Аллен, все эпохи хороши по-своему, но реальна лишь одна — та, в которой мы живем. Чересчур погружаясь в прошлое, мы рискуем проворонить настоящее, потратить единственную жизнь на иллюзии и химеры.

Немецкий романтизм

Ярчайшую страницу в историю немецкого романтизма вписал Эрнст Теодор Амадей Гофман (1776—1822). Он был человеком разносторонних дарований. В его жизни и творчестве большое место занимала музыка. Гофман был не только хорошим музыкантом, но и композитором, сочинял оперы, симфонии и романсы, писал о музыке и музыкантах. Реальная жизнь отталкивала его. И он нашел убежище в мире неукротимой фантазии, создал сказочно-романтическое царство. Некоторые из его новелл и сказок — любимое чтение детей и юношества. По мотивам сочинений Гофмана написаны выдающиеся музыкальные произведения. 

Вершиной немецкой литературы XIX в. было творчество Генриха Гейне (1797—1856). Родители хотели сделать из него предпринимателя и финансиста, или, как они выражались, «денежную империю». Но юноша не пошел по стопам своих родственников. Он стал великим поэтом. Его сборник «Книга песен» принадлежит к лучшим образцам мировой лирики. Многие чудесные стихи о любви переложены на музыку. Кто не знает известного романса «Хотел бы в единое слово». Лучшим произведением поэтической лирики Гейне является поэма «Германия. Зимняя сказка».

Скандальная живопись

В 1863 г. Мане выставил на Салоне отверженных (Salon des refusés) картину «Завтрак на траве» (1863), которой суждено было стать одной из самых знаменитых. Она вызвала немедленный скандал: на фоне лесного пейзажа была помещена — с явной отсылкой к Джорджоне — обнаженная женская фигура в окружении двух мужчин, одетых по моде того времени. «Олимпия», написанная вскоре после этого и в 1865 г. выставленная на Салоне, стала поводом к продолжению скандала: во фронтальном, «парадном» изображении Мане представил молодую обнаженную куртизанку, гордо возлежащую на постели.

«Завтрак на траве» — (1863, Музей д’Орсэ, Париж)

В 1866 г. он написал картину Флейтист  однако она была отвергнута жюри Салона, а в 1867 г. работы Мане не допустили к показу на Всемирной выставке. В виде полемического жеста Мане разместил 55 своих произведений в павильоне, сооруженном недалеко от выставки.

Сын юриста, моряк и — наконец! — художник

Эдуард Мане родился в семье крупного чиновника французского министерства юстиции, его мать была дочерью дипломата. Казалось, карьера Эдуарда предопределена еще до рождения — грех было не пойти по широкой проторенной дороге, которую могли предложить ему родители. Но маленький Эдуард совсем не горел желанием проявить себя на юридическом поприще. С ранних лет его влекли рисунок и живопись. Тем не менее, отец настаивал на юриспруденции, хотя, как показало время, с обычным образованием отношения у Эдуарда не складывались. Мальчик переходил из одного колледжа в другой, оставаясь равнодушным к учебе.

Эдуард Мане (фото Надара, ок. 1888)

Его дядя Эдмон Эдуард Фурнье считал неправильным оставлять без внимания и развития явные дарования племянника. Он записал Эдуарда на лекции по живописи и оплачивал их сам. Но… лекции тоже не пробудили ученического рвения в юном Мане. Видимо, из-за сухости и академической манеры преподавания они были ему просто скучны. И все же дядя сыграл в судьбе племянника решающую роль, приведя того в Лувр. Картины голландцев, фламандцев и испанцев XVIII века произвели на Эдуарда такое впечатление, что определили направление развития всего его последующего творчества.

Но до мольберта и кистей было еще далеко. Старший Мане был по-прежнему категорически против художественной карьеры сына. Компромиссом стала попытка Эдуарда поступить в мореходную школу, не увенчавшаяся успехом — будущему творцу просто не хватало академических знаний. Для подготовки к пересдаче его приняли на одно из судов, курсировавших между Францией и Бразилией.

Семья все еще тешила себя надеждой на то, что наследник образумится. Но вместо того чтобы постигать морскую науку, Эдуард все больше времени посвящал живописи. Из долгой поездки он привез огромное количество набросков и этюдов — и окончательно укрепившееся желание стать живописцем.

Выдержав последний бой с отцом, Эдуард Мане все-таки получил разрешение поступить в Школу изящных искусств и в 1850 году стал учеником Тома Кутюра.

Семейные сцены

Члены семьи Моризо были очень близки друг с другом. Когда Эдма вышла замуж за морского офицера, ей пришлось забыть про живопись, она писала сестре: «Я с тобой, дорогая Берта, в мыслях я следую за тобой по студии. Как бы мне хотелось сбежать пусть даже на четверть часа, чтобы вдохнуть воздух, которым мы дышали столько лет». Пример замужества сестры (кстати, счастливого замужества!) не вдохновлял Берту: она не мыслила свою жизнь без живописи, а для женщины считалось невозможным совмещать карьеру и семью. Мать беспокоилась: Берте исполнилось 30, но о браке она не помышляла, хотя недостатка в поклонниках не было. «Она казалась бесконечно гордой и сдержанной, но ее холодность была так пленительна, что было невозможно остаться равнодушным», — говорил поэт Стефан Малларме.

Берта Моризо. Летний день. 1879

Мы вряд ли узнаем, как удалось Эжену Мане, младшему брату Эдуарда Мане, убедить Берту изменить скептическое отношение к браку, но вскоре после их свадьбы в 1874 году она писала: «Я вышла замуж за прекрасного, честного молодого человека. Думаю, он искренне меня любит. Я долго гонялась за иллюзиями, которые не сделали меня счастливой, теперь начинается настоящая жизнь». Эжен носил ее мольберт, когда она работала на пленэре, заказывал рамы для картин, следил, как развешивают ее работы на выставках, подбадривал жену и восхищался ее талантом. Их единственный ребенок родился через четыре года после свадьбы, когда Берте было уже 37 лет.

Берта Моризо. Эжен Мане с дочерью в саду. 1883

Семейные сцены были ее излюбленным сюжетом, моделью выступала сестра Эдма, позднее — муж и дочь Жюли. Любимое дело помогло Берте пережить раннюю смерть Эжена в 1892 году. Три года спустя она умерла от воспаления легких. Ее последнее письмо было к дочери: «Моя маленькая Жюли, я люблю тебя, я буду любить тебя, даже когда умру. Умоляю, не плачь, это расставание было неизбежным».

published on
according to the materials

“Настоящие живописцы не упускают ни одной детали”

Пуританские правила не позволяли Берте свободно разгуливать по улицам и находить яркие сюжеты для своих картин. Зато её талант и свободолюбивая натура проявлялись через технику рисования.

Она полностью пренебрегала канонами академизма. Она стремилась запечатлеть мгновение, работая быстрыми, размашистыми, даже агрессивными мазками.

Часто оставляла незавершенными участки картины. Но от этого не возникает ощущения незавершенности работы. Вы ведь тоже нечетко видите периферийным зрением.

Берта Моризо. Лето. 1880 г. Музей Фабре, Монпелье, Франция.

Моризо не заботилась о прорисовке лиц. Написанные фигуры почти растворяются в пейзаже.

Такой вольности ей никак не могли простить критики. Один из них говорил, что еще немного, и вы решительно ничего не сможете разобрать на картине.

Берта Моризо. На озере в Булонском лесу. 1884 г. Мармоттан-Моне музей, Париж.

Берта Моризо. Женщина с ребёнком в саду в Буживале. 1881 г. Национальный музей Уэльса, Кардифф.

Порой, чтобы написать фигуру, она наносила два-три мазка. Так написана фигура девочки на картине “Вид на набережную острова Уайт”.

Скорее всего, на такое “пренебрежительное” изображение человека её вдохновила работа Клода Моне “Бульвар Капуцинок”. В 1873 году он написал свою скандальную картину, на которой прогуливающие по бульвару люди были изображены одним-двумя мазками. Об этой работе читайте в статье “Бульвар Капуцинок Моне. Необычные факты о картине”.

Такое игнорирование деталей резко осуждалось во времена Моризо и Моне. Критики предостерегали слабонервных и беременных от посещения выставок импрессионистов. Ибо те рисковали лишиться чувств от потрясения.

Так что у Моризо ещё и по этой причине не было шансов стать признанным мастером у широкой публики.

Это сейчас мы можем оценить работы Моризо по достоинству. Её  картины словно сновидения. Просыпаясь, ты ещё долго ощущаешь приятное томление от увиденных образов.

По мне, так ее работы – это кульминация импрессионизма. Наравне с Клодом Моне. Все остальные импрессионисты использовали эту технику лишь частично.

Берта Моризо. Вид на набережную на острове Уайт. 1875 г. Частная коллекция.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Енот на Волге
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: