Творчество
Академию Виктор Васнецов окончил в 1873 году, а выставляться начал еще во время учебы, в 1869 году. Сначала работы художника включались в экспозиции Академии. Позже, после его вступления в 1878 году в Товарищество передвижных художественных выставок, – в выставках, организуемых товариществом.
Картина Виктора Васнецова «Витязь на распутье»
Творчество Васнецова делится на два больших этапа. Изначально художник творил в социально-критическом жанре. Среди его героев – чета обедневших стариков на картине «С квартиры на квартиру», скучающе-унылые мещане на картине «Преферанс». Работы художника напоминают в этот период произведения Федора Достоевского, проникнутые иронией и состраданием одновременно.
В конце 19 века начался второй этап творчества Васнецова, логично связанный с интересом общества к «преданьям старины глубокой». Особенности творчества состояли в сочетании исторических фактов и фольклорных мотивов. Художник писал невероятно волнующие полотна, затрагивающие душу любого русского человека.
Картина Виктора Васнецова «Три богатыря»
К этому периоду относятся произведения «Гусляры», «Витязь на распутье», «Алёнушка», «Иван-Царевич на Сером Волке», «Три богатыря». Последняя, на которой стоят на страже границ земли русской Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович, пожалуй, визитная карточка Васнецова.
«Эпический» период живописца стал, по мнению ценителей-современников, ярким примером «нового русского стиля». Новаторство привнес Васнецов и в сценографию, создав эскизы костюмов и декораций для оперы «Снегурочка» Римского-Корсакова. Чего стоит только декорация, которая должна изображать палаты царя Берендея.
Декорация Виктора Васнецова «Палаты царя Берендея» к опере «Снегурочка»
Помимо «Снегурочки», художник приложил руку к театральному оформлению драмы Шпажинского «Чародейка» и оперы Даргомыжского «Русалка». Подводный пейзаж в «Русалке» и поныне изображают, основываясь на созданных Васнецовым декорациях.
Благодаря таланту Васнецова посетители Исторического музея в Москве до сих пор любуются живописным фризом «Каменный век». Коллеги дали этой работе мастера, выполненной в 1883-1885 годах, высокую оценку.
Картина Виктора Васнецова «Аленушка»
Вскоре Васнецов увлекся религиозной темой. Его кистью выполнена роспись в петербургском храме Спас-На-Крови. Он прорабатывал стенную живопись для Храма Рождества Иоанна Предтечи на Пресне, в соавторстве с другими живописцами создавал интерьер храма-памятника Александра Невского в Софии.
Много сил и десять лет жизни потребовалось живописцу на роспись Владимирского собора в Киеве. С 1880 по 1890 годы Васнецов с помощниками расписал почти 3000 квадратных метров стен собора. Строгость византийских канонов художнику удалось смягчить лирическим, поэтичным началом, сказочными мотивами.
Картина Виктора Васнецова «Иван-царевич на Сером волке»
Собственное видение мира привнес Васнецов в архитектуру. «Русский стиль» для него означал не подражание старинным мотивам, а разумное заимствование особых свойств зодчества Древней Руси. С его легкой руки в усадьбе Абрамцево появились церковь Спаса Нерукотворного, выстроенная в соответствии с псковско-новгородской традицией, и сказочная беседка «Избушка на курьих ножках».
Дом для собственной семьи художник тоже спроектировал сам с помощью архитектора Василия Башкирова. Ныне это здание, расположенное по адресу Москва, переулок Васнецова, 13, является домом-музеем живописца.
Дом музей Виктора Васнецова
После первой русской революции 1905 года и Кровавого воскресенья Васнецов, как истинный гений, проникся происходящим. Его убеждения, практически совпавшие в тот период с доктриной ультраконсервативного «Союза русского народа», привели к участию в финансировании и оформлении монархических изданий.
Поздние картины Васнецова наполнены тревогой, предчувствием неизбежных перемен. Тогда на свет появилось полотно «Варяги», на котором пришли на Русь по призванию новгородцев Рюрик, Синеус и Трувор.
Картина Виктора Васнецова «Варяги»
Свершившаяся революция 1917 года положила конец активному участию Васнецова в художественной жизни. Художник перешел на иллюстрации к русским сказкам. Над темами «Спящая царевна», «Царевна-лягушка», «Царевна Несмеяна» мастер работал до последних дней, но, по мнению некоторых критиков, сила образов была уже не та. Зато в этот период живописец создал ряд прекрасных портретов.
Юный Туманов рвался на фронт
Когда началась война, четырнадцатилетний Вадим сразу же пытался уйти на фронт. Через некоторое время ему удалось это сделать. Вначале он был зачислен в электромеханическое училище, что на острове Русский. Затем он был переведен в бухту Зарубино. Именно здесь базировалась зона Хасанской береговой обороны. Таким образом, он оказался в составе 561-го отдельного химвзвода.
Но там он долго не задержался. Дело в том, что еще с детства юный Вадим серьезно занимался боксом. Но из-за одного его проступка он был переведен в спортроту.
Часто Вадим Туманов, фото которого представлено вашему вниманию в статье, выигрывал боксерские поединки. В результате, он оказался членом сборной команды, которая представляла Тихоокеанский флот.
Также в конце войны он решил записаться на курсы штурманов. Через год он их блестяще окончил и начал служить одним из помощников на «Емельяне Пугачеве». Судно бороздило моря в районе Кореи, Дальнего Востока и Китая. Немногим позднее Туманов стал штурманом другого корабля, который покорял Арктику.
Первая старательская артель
Дело Вадима Туманова было пересмотрено в 1956-м. С него сняли все судимости и освободили.
Первым делом он отправился во Владивосток. Он думал, что, как и раньше, начнет работать моряком в составе экипажа корабля, который будет бороздить моря Дальнего Востока. Но продержался он там всего лишь несколько месяцев. Теперь его страсть на многие годы — работа на золотых приисках. И желание это оказалось сильнее юношеских мечтаний. Одним словом, Туманов решил вернуться на Колыму.
Туманов тогда создал свою первую старательскую артель. Заметим, впоследствии старательных организаций у него будет довольно много.
Таким образом, первая бригада со своей техникой и своей системой оплаты была сформирована.
Туманову постоянно удавалось внедрять рационализаторские идеи. Его артели открывали новые богатейшие месторождения. За ударный труд его работников не один раз награждали грамотами и знаками отличия.
По большому счету, здесь рушились все существовавшие в Советском Союзе представления, связанные с производительностью труда, с заработками, с энтузиазмом и, в конце концов, с рабочей честью.
У него органично уживались и интеллектуалы, и механизаторы, и «сидельцы». К слову, он никогда не отказывал в работе своим бывшим «солагерникам». Они отчетливо понимали, что в команде все равны.
В целом, его бригады «намыли» порядка пятьсот тонн золота. Заметим, часть из этих артелей до сих пор исправно функционируют. А старателей, которые работали под его руководством, было уже почти 40 тысяч человек.
Смерть и наследие
Александр Бенуа скончался в 1960 году, не дожив нескольких месяцев до своего девяностолетия. В 1965 году в СССР вышла монография М. Эткинда о художнике. Это была едва ли не первая книга о русском художнике, чей жизненный и творческий путь завершился за рубежом.
Аполлон и Дафна, 1908
Известно, что к творчеству автора обращались кинематографисты. Его образы оживают в некоторых фильмах. Особенно это касается сцен, где действие происходит в пейзажных парках.
При воссоздании «парковых эпизодов» в кино, особенно если надо было воспроизвести Версаль, режиссеры нередко ориентировались на его произведения. В фильме Э. Лотяну «Анна Павлова», где есть сцена заседания кружка «Мир искусства», роль живописца сыграл известный актер Анатолий Ромашин (1931—2000).
Академия художеств
Ф.И. Шубин. Автопортрет
Как и Ломоносов, юный Шубной после смерти отца с обозом рыбы отправился в Петербург. Зарабатывал тем, что резал табакерки, веера и др. бытовые предметы, охотно раскупавшиеся в городе. В Академию художеств юноша поступил не сразу, а только через 2 года, отработав ещё истопником при царском дворе. В ноябре 1761 г. по Высочайшему повелению Федот Шубной вносится в списки учеников Академии под именем Федота Шубина. Куратором академии был в то время И.И. Шувалов, который способных учеников отбирал в учебное заведение без всяких проволочек. Так в Академию попали Василий Баженов, Иван Старов, Федор Рокотов, Федот Шубин и др. И.И. Шувалов считал, что принимать в это учебное заведение следует только тех, кто уже проявил какие-то наклонности к определённому виду творчества. Вступившая на престол в 1762 г. Екатерина II объявила Академию Шувалова частной, куратора отправила за границу, а Академию художеств открыла вторично на новых основаниях. При Академии было организовано Воспитательное училище, в которое набирались 5-6-летние дети. Учителем Шубина в Академии был француз Николя-Франсуа Жилле, почти 20 лет своей жизни отдавший скульптурному классу петербургской Академии художеств. Он разработал собственную методику обучения, и результатом было воспитание замечательных русских скульпторов: Ф.И. Шубина, И.П. Прокофьева, М.И. Козловского, Ф.Ф. Щедрина, И.П. Мартоса и др. Он сумел сохранить индивидуальность каждого, при этом дав им общее понимание сути скульптуры как вида художественного творчества. 7 мая 1767 г. Федоту Ивановичу Шубину в числе других выпускников был вручен «Аттестат со шпагою», что означало получение первого офицерского чина и личного дворянства. За хорошие успехи, добронравие, честное и похвальное поведение трёх учеников Академии, в том числе и Шубина, отправили на 3 года во Францию и Италию «для достижения совершенства» в художествах.
Во Франции
Русский посол князь Д.А Голицын, опекавший молодых людей в Париже, был просвещенным и передовым человеком, большим знатоком искусства. По совету Дидро, с которым был дружен Голицын, Шубин с рекомендательным письмом отправляется к своему парижскому учителю – Ж.-Б. Пигалю. Жан-Батист Пигаль – один из самых заметных среди работающих в этот период во Франции мастеров, автор реалистических портретов. В его мастерской Шубин лепит с натуры, копирует античные скульптуры и работы самого Пигаля, принимает участие в подготовке и отливке фигур для монумента Людовика XV, ходит в натурный класс Парижской Академии художеств, часто бывает в Королевской библиотеке и мастерских известных скульпторов. Вскоре Пигаль предлагает ему новое задание: делать эскизы барельефов с эстампов знаменитых мастеров – Пуссена, Рафаэля. Создает Шубин и свободные, авторские композиции. Во Франции русские студенты постоянно общались с Дидро, который считал портретный жанр самым трудным и самым демократичным. Хотя в русской Академии считалось, что портрет, как и натюрморт, «списывают», а историческую композицию сочиняют, и поэтому последняя гораздо выше первого.
Я не…
Я не Захаров. 1983 год
Я не Джаспер Джонс. 1996 год
I am not Lichtenstein. 2006 год
Сам для себя ты делишь свое творчество на этапы? Чем отличается Альберт сегодня от Альберта 20 лет назад, 10 лет назад? И, наоборот, что осталось неизменным? Может какие-то пристрастия, персонажи.
Я думаю, что самая главная перемена в моем отношении к искусству произошла во время перестройки. До этого зрителями моих работ были только друзья и знакомые, я всех своих зрителей знал лично. В принципе, достаточно было по телефону рассказать, какую работу ты придумал — и уже можно было ее не делать. Поэтому и искусство казалось личным или семейным делом, разговором друзей. В таком разговоре все друг друга понимают с полуслова и доверяют друг другу.
Когда после перестройки наше искусство вышло из подполья и начались первые легальные выставки, характер этого разговора изменился — оказалось, что зрителей очень много, я их лично не знаю и восприятие ими искусства построено скорее не неприятии и недоверии. Люди стали задавать вопросы. А почему это искусство? А как это понимать? А вы рисовать-то умеете? И так далее. В принципе это важные и правильные вопросы, но отвечать на них нужно по-другому.
Я вдруг понял, что искусство — это социальное, общественное занятие. После этого у меня появилось много проектов, посвященных теме непонимания/понимания и зрительству.
25.
Мона Лиза, автор Леонардо да Винчи
Возможно, некоторые работы из этого списка вам были неизвестны, но уж «Мона Лизу» Леонардо да Винчи знают точно все. Это самая известная, самая обсуждаемая, самая воспеваемая и самая посещаемая картина в мире. Гениальный мастер написал ее в 1503-1506 годах, а позировала для холста Лиза Герардини, жена торговца шелком Франческо дель Джокондо (Lisa Gherardini, Francesco del Giocondo). Знаменитая своим загадочным выражением лица Мона Лиза – гордость Лувра, старейшего и богатейшего музея Франции и мира.
Картинки и фото
21 июля, 2017
19 437 просмотров
Высоцкий снимал бы кинокартины
Первая встреча Высоцкого и Туманова состоялась весной 1973-го. После чего поэт посвятил предпринимателю ряд песен.
Вадим Туманов вспоминал, что Высоцкий был очень добрым. Но никогда не прощал предательства и подлости.
Также он говорил, что Высоцкого он помнит вечно занятым и работающим. Поэтому он был удивлен рассказами о якобы бесконечных застольях барда. Хотя, замечал Туманов, срывы в этом плане, в действительности, имели место.
Он считает, что если бы Высоцкий дожил до наших времен, то он, несомненно, был бы более чем востребован. И никогда не пошел бы во власть и не уехал бы из страны.
Скорее всего, по его словам, Высоцкий начал бы снимать кино. Он полагает, что и сейчас люди не только любят его, но и верят ему.
“Все потерять и вновь начать с мечты”
В 2004 году Туманов выпустил автобиографическую книгу. На первый взгляд основную часть занимают воспоминания о тюремном заключении и попытках сбежать. Вадим Иванович описал взаимоотношения заключенных и повседневную жизнь.
В автобиографии много рассказов о друзьях, а также известных политических деятелях. Писал о том периоде весело, как будто ему было там не плохо. Можно подумать, что всегда случались разного рода приключения.
Он умел защитить не только себя, но и других зеков. Часто возникали конфликты, которые решали с помощью драки. Туманов применял физическую силу и к надзирателям. Потом его за это отправляли в карцер. Его имя на слуху было во всей Колыме. Про освобождение Вадима Ивановича знали все исправительные лагеря. Это давало возможность понять, что других могут реабилитировать также, как и Туманова.
Туманов со своим другом Шинкаревым
Заключенный писал о том, что не преклонялся перед руководством. Он сформировал свою шахтерскую бригаду. Это было сделано ради того, чтобы жизнь в тюрьме казалась не такой ужасной. Тем более, что за это работники получали приличную заработную плату.
Однажды, Туманов со своим напарником чуть ли не попали под обвал в шахте. Вадим Иванович подумал, что хуже уже не может быть. Шахтеры увидели, как конь тащил повозку и был весь в грязи. Видно, что лошадь хотела пить. Тогда золотоискатель окончательно осознал то, что нужно ценить жизнь и все не так плохо.
Как сегодня живет самый титулованный художник Дальнего Востока
В 2012 году Павлишиным в сотрудничестве с учеными был издан научно-художественный альбом «Тигр». Ее персонажами стали: различные обитатели Уссурийской тайги, представители народностей Приамурского края, и, конечно же, тигры. В книге отражена вся история существования этих великолепных животных — от саблезубых до современных, гибнущих от рук браконьеров и приходящих к людям в поисках помощи. В книге есть научный раздел, в создании которого участвовали — академик А. Окладников, писатель-охотовед С.Кучеренко, профессор ДВФУ Д. Бродянский, кандидат исторических наук Н. Артемьева. Для реалистичного изображения тигров Павлишин много лет собирал рассказы охотников об этих животных и пять лет наблюдал и зарисовывал их в Алма-Атинском зоопарке.
В США состоялись две персональные выставки художника, где они пользовались огромным успехом. Многие картины были раскуплены. Г. Павлишин, по просьбе местных архитекторов, давал им платные уроки. Все организационные хлопоты взяла на себя принимающая сторона.
После посещения США Г. Павлишин получил около полутора тонн подарков и российской таможне было дано указание не задерживать эти грузы. В России до 2013 года не состоялось ни одной персональной выставки, и ни один музей Владивостока и Хабаровска не приобрел его работы.
И только, когда художнику исполнилось уже 75 лет, благодаря инициативе Краеведческого музея, состоялась первая персональная экспозиция Геннадия Дмитриевича на родине. В 2019 году была организована его вторая выставка, которую сам автор назвал «Здесь родины моей начало». На ней были представлены акварельные работы, сделанные за последние 5 лет: эскизы и готовые иллюстрации к новым книгам, в том числе, к проекту «Владивосток», для которого были написаны акварели, в мельчайших деталях изображающие линкоры, эсминцы и шлюпки.
Геннадий Дмитриевич Павлишин — очень непубличный, работоспособный и собранный человек, планирующий свою деятельность на годы вперед. «Я жадный до работы», — говорит он о себе. Сейчас этот неординарный художник и этнограф планирует после окончания проекта «Владивосток» отразить в четырехтомнике по культуре народов Дальнего Востока этнографический материал, собранный за всю долгую и очень активную жизнь.
Десятилетний срок за Есенина
В конце 40-х Туманов находился на одном из политзанятий. Из-за конфликта со старшиной упал большой портрет отца народов. Молодого человека сразу же отправили на гауптвахту. Когда этот неприятный инцидент был окончательно исчерпан, Туманов продолжил служить. Но через некоторое время, в 1949-м, его и вовсе арестовали. Обвинение было связано с антисоветской пропагандой. Сам он впоследствии вспоминал, что, скорее всего, эта пропаганда заключалась в том, что он предпочитал читать стихи Сергея Есенина, который на тот момент был, по сути, запрещен.
Как бы то ни было, Туманов получил десятилетний срок и оказался на Колыме.
Интересные факты о художнике
Символист Арнольд Бёклин рано приобрел общеевропейскую славу и также рано начал утрачивать завоеванный авторитет – после перехода к импрессионизму. Однако, во второй половине XX в. возвращение к идеям символизма воскресило интерес к творчеству этого художника. Несколько интересных фактов о живописце и его картинах:
- Одной из самых любимых тем художника было море и морские божества.
- Арнольд Бёклин вдохновлял своими картинами таких живописцев как Дали, М. Эрнст, Дж. де Кирико.
- Симфоническая поэма Рахманинова «Остров мертвых» была вдохновлена одноименной картиной этого художника.
- Сам Арнольд Бёклин никогда нем давал названий своим полотнам – все они были названы позже, уже после продажи.
Яркие, сочные краски, фантастические сюжеты, необычная техника изображения природы на картинах – все это свидетельствовало о желании знаменитого швейцарского живописца уйти от реальности в идеальный мир грез, легенд и фантазий.
Идеолог журнала и группы «Мира искусства»
Имя Александра Бенуа связывают со становлением и деятельностью объединения «Мир искусства». Интересно, что оно возникло в подражание знаменитому Пиквикскому клубу, описанному великим Чарльзом Диккенсом.
Первоначально кружок назывался «Пиквикианцы с берегов Невы», а затем получил свое конечное название. Это объединение часто называли «кружок Бенуа — Дягилева» по фамилиям его ведущих членов.
В Немецкой слободе
Мирискусники сделали для русской культуры очень многое. В противовес официальной живописной культуре, которую воплощала Академия художеств, новаторские объединения начинали исповедовать новую эстетику, в которой объединялись японизм, лучшие достижения импрессионизма и постимпрессионизма, а также тонкая стилизация под искусство прошлых эпох, будь то рококо или неоклассицизм. Такие объединения называли в Европе сецессионами (от латинского secession – отделение, ответвление).
В России это слово не прижилось. Его почти не применяли к отечественным художественным объединениям, однако объединения «Мир искусства» и «Союз русских художников» идеально соответствовали определению сецессиона.
Интерьер. 1900-е гг
Они активно занимались выставочной деятельностью, любили простые тонкие одноцветные рамы, отказавшись от пышного обрамления с позолотой, были сторонниками ленточной развески произведений, считая её более демократичной, чем шпалерная развеска
Мирискусники активно объединяли на одной и той же выставке разные жанры и виды искусства и уделяли большое внимание тематическим выставкам
Вид павильона Трельяж и фонтана Ева в Петергофе
Они были страстными германофилами. Большинство членов кружка знали немецкий язык и читали знаменитый журнал «Die kunst» («Искусство»). В те годы в Петербурге были очень популярны художники Генрих Фогелер, Томас Теодор Гейне, Юлиус Клингер и Йозеф Заттлер.