Пост-бонус: скалы Этреты у Делакруа, Моне, Будена, Поленова и Матисса
Эжен Делакруа в Этрета
О нормандском периоде в творчестве Эжена Делакруа читайте здесь.
Эжен Делакруа (Eugene Delacroix) — Скалы в Этрета (Cliffs of Etretat), 1849, акварель и гуашь (Museum Boijmans Van Beuningen, Rotterdam, Netherlands)
Эжен Буден в Этрета
С Эженом Буденом Курбе познакомился в 1859 году и встречался во время всех своих нормандских поездок. Глядя на его работы, Курбе восклицал: «Черт побери, вы — как ангел-серафим! Лишь вы один знаете небо!».
Эжен Буден (Eugène Boudin) — Étretat: la Porte d’Aval, 1890 (Thyssen-Bornemisza Museum, Madrid)
В свою очередь Буден вспоминает о Курбе: «Если верить ему, я должен считать себя одним из самых талантливых людей нашей эпохи. Ему правда, кажется, что моя живопись несколько слаба по тону, в чем он, конечно прав».
Эжен Буден (Eugene Louis Boudin) — Этрета, 1891 (Chazen Museum of Art, USA)
Мне кажется, что Курбе все-таки не прав. А вам?
Эжен Буден (Eugène-Louis Boudin) — Beach at Étretat, 1890
Клод Моне в Этрета
Клод Моне неоднократно бывал в Этрета. Он жил здесь в 1868 году с Камиллой и их сыном. Потом возвращался 1883, 1885 и 1886 годах.
Когда Моне в 1883 году посетил регион Этрета с целью создать серию морских пейзажей ( через год после ретроспективного показа в Школе изящных искусств ряда композиций Курбе с видами Этрета) он писал: » Я считаю, что писать скалы Этрета невероятно смелым поступком после того, как их блестяще изобразил Курбе на своих полотнах. Но я всё-таки попробую изобразить их иначе…»
Клод Моне (Claude Monet) — The Cliffs at Etretat, 1885 (Clark Art Institute, USA)
В Этрета Моне встречался с Мопассаном, который в 1886 года записал:
«…Я часто сопровождал Клода Моне в его поисках впечатлений. На самом деле он больше напоминал охотника, чем художника. Следом за ним шагали дети, несшие холсты — пять-шесть холстов, изображающих один и тот же сюжет, но запечатленный в разное время суток и при разном освещении.
Клод Моне (Claude Monet) -Mer agitée à Etretat, 1883-88 (Musée des beaux-arts de Lyon, France)
«…По мере того как менялись небеса, он поочередно брал то одно, то другое полотно, чтобы затем перейти к следующему. Он вглядывался в пятна света и тени, выжидал, подстерегая нужное мгновение, а потом вдруг словно ловил солнечный луч или проплывающее облако и несколькими быстрыми движениями кисти наносил их на холст, не думая об условностях и презирая все фальшивое…»
Клод Моне (Claude Monet) — The Cliff, Étretat, Sunset, 1883 ( North Carolina Art Museum, Raleigh)
«…Однажды мне удалось подсмотреть, как он поймал переливающийся отблеск света, упавшего на белую скалу, и тотчас же зафиксировал его в виде нескольких мазков желтого оттенка, удивительным образом передающих этот неуловимый эффект ослепительного свечения. В другой раз он словно набрал ладони ливня, обрушившегося на море, и плеснул его потоки на полотно. Он писал дождь, только дождь и больше ничего, и за его пеленой лишь угадывались очертания волн, утесов и неба…»
Клод Моне (Claude Monet) — Etretat, la porte d’Aval, bateaux de pêche sortant du port, 1885 (60 x 80 cm, Dijon, Musée des Beaux-Arts)
Василий Поленов в Этрета
Не остался в стороне и Василий Поленов. Хотя его имя ассоциируется в первую очередь с картиной «Московский дворик», творческие интересы Поленова простирались далеко за пределы родины: он путешествовал по Европе, побывал в Австрии, Германии, Италии, Франции. В середине семидесятых годов XIX века Поленов вместе с Ильей Репиным провел несколько недель в Нормандии.
Василий Поленов — Рыбацкая лодка в Этрета. Нормандия, 1874 (Частная коллекция)
В отличие от французских художников, Поленов не поместил скалы в центр композиции, а сделал их фоном для изображения рыбацкой лодки.
Василий Поленов — Рыбацкая лодка. Этрета. Нормандия, 1874 (Третьяковская Галерея)
Анри Матисс в Этрета
Вот к чему приводит фовизм.
Анри Матисс (Henry Matisse) — Porte d’Amont — Cliffs at Etretat, 1920 (Private Collection)
Гюстав Курбе для меня — один из лучших пейзажистов всех времен и народов.
Продолжение исследования морской тематики в творчестве Гюстава Курбе следует.
Описание и анализ
Лежащая обнаженная женщина кажется спящей посреди тканей и предметов. Название картины по аналогии отсылает к вакханкам греко-римской мифологии и к архетипам нарисованных или скульптурных композиций, возникшим в эпоху Возрождения на Западе.
Это одно из старейших свидетельств Курбе, все еще находящегося под влиянием великих мастеров живописи, в жанре обнаженной натуры, который станет частью его работ. В похотливой позе модели он отсылает к некоторым образам обнаженной натуры эпохи Возрождения, в частности к Корреджо и его картине « Венера, сатир и Амур» . Еще одна обнаженная фигура Курбе, похоже, относится к этому периоду — « Обнаженная женщина, спящая у ручья» ( Институт искусств Детройта ).
Литература
- Публикации текстов
Письма, документы, воспоминания современников / Гюстав Курбе; вступ. статья, с. 3-63, пер. с фр., сост. и примеч. Н. Н. Калитиной. — М. : Искусство, 1970. — 270 с., 20 л. ил.
- Исследования
- Калитина Н. Н. Гюстав Курбе : очерк жизни и творчества / Н. Н. Калитина. — М. : Искусство, 1981. — 183 с.
- Мак Г. Гюстав Курбе : / Герстл Мак. — М. : Искусство, 1986. — 268, с., л. цв. ил., ил. — (Жизнь в искусстве).
- Тихомиров А. Н. Гюстав Курбе / А. Н. Тихомиров. — М. : Искусство, 1965. — 190 с.
- Шури М. Здравствуйте, господин Курбе! = Bonjour, monsieur Courbet! / Морис Шури; пер. с франц. и примеч. Т. А. Савицкой; предисл. проф. А. З. Манфреда. — 2-е изд. — М. : Изобразительное искусство, 1977. — 259 с.
- Словари и энциклопедии
- Власов В. Г. Курбе Гюстав // Стили в искусстве : Архитектура, графика. Декоративно-прикладное искусство. Живопись, скульптура : словарь : в 3 т. / В. Г. Власов. — СПб. : Кольна, 1996. — Т. 2 : Словарь имён : А—Л. — С. 463–464. — 543 с., л. ил. — ISBN 5-88737-005-X. — OCLC .
- Сомов А. И. Курбе, Гюстав // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1896. — Т. XVII. — С. 63.
- Blumer M.-L. Courbet (Jean-Désiré-Gustave) / M.-L. Blumer // Dictionnaire de biographie française : / sous la dir. de Roman d’Amat,… ; avec le concours de nombreux collab. ; ouvrage publ. avec le concours du Centre national de la recherche scientifique. — Paris : Letouzey et Ané, 1961. — T. 9 : Clesinger — Dalliere. — Col. 941–945. — 1528 col. — OCLC .
- Справочные издания
Freitag W. M. Art Books : A Basic Bibliography of Monographs on Artists / Wolfgang M. Freitag, ed.. — 2nd ed. — New York, London : Garland Publishing, 1997. — P. 78–79. — XXVI, 542 p. — (Garland Reference Library of the Humanities ; vol. 1264). — ISBN 0-8240-3326-4. — LCCN 96-28425. — OCLC 919978279.
Реалист-бунтарь
Академическая традиция живописи XIX века требовала, чтобы на больших объемных холстах изображались только исторические, библейские или мифологические сюжеты. Однако Курбе игнорировал эти правила и рисовал на больших полотнах знакомые ему из детства сцены сельского быта. По мнению художника, сюжеты, описывающие современность Франции, заслуживали таких больших форматов.
Академия изящных искусств и посетители Парижского салона считали такие обыденные сюжеты низкими и простонародными. Так, крупноформатная картина Курбе «Похороны в Орнане» встретила полное непонимание и возмущение публики. Картина размером более трех метров в высоту и более шести метров в ширину была выставлена в Парижском салоне 1850-1851 годов. На ней, как считают искусствоведы, художник мог изобразить похороны своего деда.
Курбе любил провоцировать аудиторию, раздвигая границы приличия в искусстве. В 1856 году он написал «Девушек на берегу Сены», две героини которой в беспорядочной одежде свободно лежат под деревом у реки. Это шокировало публику. Аналогичную реакцию получила другая картина Курбе «Женщина с попугаем», на которой художник в реалистической манере изобразил свою обнаженную натурщицу.
Правообладатель иллюстрации Getty Images Image caption «Женщина с попугаем» Гюстава Курбе
Картина Курбе «Возвращение с приходской конференции», на которой были изображены пьяные священники, непринужденно беседующие на проселочной дороге, была отвергнута на Салоне 1863 года как «грубо попирающая нормы религиозной морали». Выставлять ее художнику запретили.
На следующий год Курбе хотел выставить ныне исчезнувшую работу «Венера и Психея», но Салон отверг и ее за непристойность.
Решена загадка скандальной эротической картины «Происхождение мира»
Картина «Происхождение мира», на которой Курбе изобразил тело женщины с раздвинутыми ногами и ее половые органы, из-за чрезмерной сексуальной откровенности долгое время вообще нигде не выставлялась и впервые была показана широкой публике только в конце XX века.
внешняя ссылка
- В Викискладе есть медиа-категория Гюстава Курбе .
- Архив на Курбе
- Центр обновления искусства; биография и образы
- Картина Курбе «Отлив в Трувиле» (около 1865 г.) в Художественной галерее Уокера, Ливерпуль .
- Музей Курбе в Орнане на его родине
- Гюстав Курбе 1819-1877 его жизнь, его творчество…
- Гюстав Курбе в музее Тиссена-Борнемисы Биография и творчество
авторитетный контроль |
|
---|
- Данные: Q34618
- Мультимедиа:
Источник
В 1914 году картина была одной из работ, выставленных на продажу Домом Фредерика Мюллера и Си в Амстердаме . До 1968 года находится в коллекции Ван Ниеропа. Затем картина переходит во владение лондонской галереи Лефевр , которая будет приобретена доктором Густавом Рау, который после открытия фонда в Кельне, носящего его имя, разместил картину там среди других работ.
В 2011 году выставка, организованная в музее Курбе, показывает слабые связи между скульптором Огюстом Клезингером и Курбе, которые действительно были очень друзьями, и, в частности, между Женщиной, ужаленной змеем (1847), мрамором с самого начала и между другие, Вакханка , холст второй.
Гюстав Курбе. «Похороны в Орнане»
Курбе начал писать картину в 1849 году, в тесной мансарде в Орнане. Работа художника вызвала переполох среди местного общества, попавшего в ее герои, — на ней присутствовали многие обитатели этих мест: от мэра и мирового судьи до родственников и друзей Курбе. Но этот переполох и сравниться не мог со спорами, разгоревшимися после того, как полотно было выставлено в Салоне.
Недоумение и непонимание вызвали сами его размеры. Сходились на том, что обычные сельские похороны не должны быть темой столь масштабного произведения. Один из критиков писал: «Похороны крестьянина могут нас растрогать… Но не следует настолько локализовать это событие».
Однако для реалистов крайне важна была именно такая «локализация». Курбе создал современный, легко узнаваемый образ, запечатлев на полотне людей и реалии своего времени.
Кроме того, он акцентировал внимание на самом процессе похорон человека, а не на его деяниях или на посмертной участи его души (как это делалось раньше). При этом личность покойного здесь остается анонимной, превращаясь в собирательный образ смерти
Это делает картину осовремененным вариантом очень популярного в Средние века сюжета, известного под названием Пляски Смерти.
Социальный документ
1. Фигуры с обнаженными головами, расположенные по краям композиции, — это два деда Курбе, к тому времени уже покойные. Они наблюдают за похоронами с видом доброжелательных хозяев. |
2. Четыре человека в широкополых шляпах, стоящие слева, только что принесли гроб. Личность каждого из них можно установить. Ближним к нам, например, изображен скрипач, знакомый по картине «Послеобеденный отдых в Орнане». |
3. В соответствии с католической традицией, во время погребальной церемонии мужчины и женщины должны стоять отдельно. Среди женских фигур мы можем отыскать мать Курбе и трех его сестер. |
4. Многие критики полагали, что красные лица двух церковных сторожей свидетельствуют об их пристрастии к спиртному и включены в композицию для того, чтобы усилить антиклерикальное звучание картины. |
№10. Этрета под снегом — Plage d’Étretat par un temps de neige (Dieppe Château-Musée)
Уникальная работа из серии Этрета — заснеженные скалы. Скорее всего, художник дорисовал ее по памяти в своей парижской студии.
Гюстав Курбе (Gustave Courbet) — Plage d’Étretat par un temps de neige, 1870 (Dieppe Château-Musée, France)
Лодки на пляже Этрета
В серии «Лодки на пляже Этрета» не так просто определить место, которое изобразил художник — знаменитые утесы и арки не видны. Художник дорисовал картину в своей парижской студии.
№11. Лодки на пляже Этрета — Boats on a Beach, Etretat (Национальная Галерея, Вашингтон, США)
Гюстав Курбе (Gustave Courbet) — Boats on a Beach, Etretat, 1872 (cm 64х91, National Gallery of Art, Washington D.C)
№12. Пляж Этрета — Beach at Etretat, Normandy (Национальная Галерея, Вашингтон, США)
Редкий для Курбе пейзаж — мы видим живых людей. Художник дорисовал картину в своей парижской студии.
Гюстав Курбе (Gustave Courbet) — Beach at Etretat, Normandy, 1872 (National Gallery, Washington, USA)
№13. Скалы Этрета — The Cliffs at Étretat (частная коллекция)
Малоизвестный вариант с пляжем Этрета — это единственная цифровая копия в Интернете.
Гюстав Курбе (Gustave Courbet) — The Cliffs at Étreat, 1866
Примечания
- [www.musee-orsay.fr/en/collections/index-of-works/notice.html?no_cache=1&nnumid=924 Gustave Courbet — Un enterrement à Ornans] (HTML). Musée d’Orsay. Проверено 3 ноября 2012. [www.webcitation.org/6DHAOyfFb Архивировано из первоисточника 29 декабря 2012].
- [www.musee-orsay.fr/en/collections/works-in-focus/search/commentaire/commentaire_id/un-enterrement-a-ornans-130.html?no_cache=1 Gustave Courbet — Un enterrement à Ornans / A Burial at Ornans] (HTML). Musée d’Orsay. Проверено 3 ноября 2012. [www.webcitation.org/6DHAQ2xfd Архивировано из первоисточника 29 декабря 2012].
- Michael Fried. [books.google.com/books?id=kBdybhvrd4kC&pg=PA111 Courbet’s Realism]. — University of Chicago Press, 1992. — С. 378. — 111—121 с. — ISBN 9780226262154.
- [www.pbs.org/wgbh/cultureshock/flashpoints/visualarts/courbet_a.html Gustave Courbet’s «A Burial at Ornans»] (HTML). Public Broadcasting Service, www.pbs.org. Проверено 4 ноября 2012. [www.webcitation.org/6DHARNpox Архивировано из первоисточника 29 декабря 2012].
- [impressionnisme.narod.ru/COURBET/courbet29_about.htm Гюстав Курбе «Похороны в Орнане»] (HTML). impressionnisme.narod.ru. Проверено 4 ноября 2012. [www.webcitation.org/6DHAS1x7O Архивировано из первоисточника 29 декабря 2012].
- [slovari.yandex.ru/~%D0%BA%D0%BD%D0%B8%D0%B3%D0%B8/%D0%A1%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D1%80%D1%8C%20%D0%B8%D0%B7%D0%BE%D0%B1%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D0%B3%D0%BE%20%D0%B8%D1%81%D0%BA%D1%83%D1%81%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B0/%22%D0%9F%D0%BE%D1%85%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%BD%D1%8B%20%D0%B2%20%D0%9E%D1%80%D0%BD%D0%B0%D0%BD%D0%B5%22/ «Похороны в Орнане»] (HTML). Словарь изобразительного искусства на slovari.yandex.ru. Проверено 4 ноября 2012. [www.webcitation.org/6DHASryX1 Архивировано из первоисточника 29 декабря 2012].