Микеланджело «страшный суд»

Сергей Есенин — красивые стихи о жизни, душе и любви

Поэзия великого русского поэта Сергея Есенина никого не оставляет равнодушным. Стихи Есенина о смысле жизни, беспокойной, ищущей опоры душе или любви к женщине  трогают своей пронзительностью поклонников поэта и любителей поэзии.

Думы

Думы печальные, думы глубокие, Горькие думы, думы тяжелые, Думы, от счастия вечно далекие, Спутники жизни моей невеселые!

Думы — родители звуков мучения, Думы несчастные, думы холодные, Думы — источники слез огорчения, Вольные думы, думы свободные!

Что вы терзаете грудь истомлённую, Что заграждаете путь вы мне мой?.. Что возбуждаете силу сломлённую Вновь на борьбу с непроглядною тьмой?

Не поддержать вам костра догоревшего, Искры потухшие… Поздно, бесплодные. Не исцелить сердца вам наболевшего, Думы больные, без жизни, холодные!

***

Дай, Джим, на счастье лапу мне, Такую лапу не видал я сроду. Давай с тобой полаем при луне На тихую, бесшумную погоду. Дай, Джим, на счастье лапу мне.

Пожалуйста, голубчик, не лижись. Пойми со мной хоть самое простое. Ведь ты не знаешь, что такое жизнь, Не знаешь ты, что жить на свете стоит.

Хозяин твой и мил и знаменит, И у него гостей бывает в доме много, И каждый, улыбаясь, норовит Тебя по шерсти бархатной потрогать.

Ты по-собачьи дьявольски красив, С такою милою доверчивой приятцей. И, никого ни капли не спросив, Как пьяный друг, ты лезешь целоваться.

Мой милый Джим, среди твоих гостей Так много всяких и невсяких было. Но та, что всех безмолвней и грустней, Сюда случайно вдруг не заходила?

Она придет, даю тебе поруку. И без меня, в ее уставясь взгляд, Ты за меня лизни ей нежно руку За все, в чем был и не был виноват.

Звезды

Звездочки ясные, звезды высокие! Что вы храните в себе, что скрываете? Звезды, таящие мысли глубокие, Силой какою вы душу пленяете?

Частые звездочки, звездочки тесные! Что в вас прекрасного, что в вас могучего? Чем увлекаете, звезды небесные, Силу великую знания жгучего?

И почему так, когда вы сияете, Маните в небо, в объятья широкие? Смотрите нежно так, сердце ласкаете, Звезды небесные, звезды далекие!

Ты ушла и ко мне не вернешься…

Ты ушла и ко мне не вернешься, Позабыла ты мой уголок И теперь ты другому смеешься, Укрываясь в белый платок.

Мне тоскливо, и скучно, и жалко, Неуютно камин мой горит, Но измятая в книжке фиалка Все о счастье былом говорит.

Поделиться статьей с друзьями!

12
Поделились

Примечания

  1. 12 Стихи Микеланджело в переводе Эфроса — lib.web-malina.com/getbook.php?bid=3252&page=8
  2. Пер. Р. Дубровкин — shakko.wordpress.com/2009/02/20/102/#more-102
  3. Кальвин и кальвинизм — www.biblicalstudies.ru/Books/Spitc16.html
  4. Andrews, Marian. A princess of the Italian reformation, Giulia Gonzaga, 1513—1566; her family and her friends — www.archive.org/details/princessofitalia00andriala
  5. Эфрос. Поэзия Микеланджело — www.durov.com/literature3/efros-64.htm
  6. Страшный суд — tmn.fio.ru/works/109x/305/mikel3.htm
  7. Игорь Семенович Кон. Любовь небесного цвета — s5s.ru/zsf/nsf45/nsf45-42.htm
  8. Richard Norton. The Passions of Michelangelo — rictornorton.co.uk/michela.htm
  9. Л. Д. Любимов. Искусство Западной Европы. Микеланджело — www.bibliotekar.ru/iskusstvo-europa/19.htm
  10. Бриллиант С. М. Микеланджело — michelangelo.ru/5/tezaurus/244/statia_6113.html серия ЖЗЛ
  11. Голенищев-Кутузов. Поэзия. Итальянская литература. Литература Чинквеченто — feb-web.ru/feb/ivl/vl3/vl3-1422.htm ФЭБ
  12. 12 Перевод Софии Пономаревой — www.proza.ru/2009/02/20/515
  13. Итальянская литература XVI века. Виттория Колонна (С. В. Логиш) — belpaese2000.narod.ru/Teca/Cinque/Colonna/colonna.htm
  14. Vittoria Colonna. Around Naples Encyclopedia — faculty.ed.umuc.edu/~jmatthew/naples/colonna.html
  15. Vittoria Colonna, Marchesa di Pescara (1490/92-1547) — home.infionline.net/~ddisse/colonna.html
  16. Longfellow. Vittoria Colonna — www.hwlongfellow.org/poems_poem.php?pid=209
  17. Louis Aragon: Plainte pour la mort de madame Vittoria Colonna, marquise de Pescaire. — www.larassegnadischia.it/vcolonna/aragoncolonna.htm

Смутные времена

После смерти Лоренцо Медичи в 1492 г. Микеланджело вернулся в родной дом. Правителем Флоренции стал старший сын Лоренцо Пьеро, которому дадут «говорящие» прозвища Глупый и Невезучий.

Аньоло Бронзино Пьеро Медичи

Микеланджело понимал, что ему необходимы глубокие познания по анатомии человеческого тела. Получить их можно было только вскрывая трупы. В то время такие занятия были сравни колдовству и могли караться казнью. К счастью, настоятель монастыря Сан Спирито согласился тайком пускать художника в мертвецкую. В благодарность Микеланджело изготовил для монастыря деревянную статую распятого Христа.

Пьеро Медичи снова пригласил ко двору Микеланджело. Одним из заказов нового правителя стало изготовление из снега великана. Это, несомненно, было унизительно для великого скульптора

Между тем обстановка в городе накалялась. Прибывший во Флоренцию монах Савонарола в своих проповедях бичевал роскошь, искусство, беспечную жизнь аристократов как тяжкие грехи. У него становилось все больше последователей, и вскоре утонченная Флоренция превратилась в оплот фанатизма с кострами, где горели предметы роскоши. Пьеро Медичи сбежал в Болонью, на город готовился напасть французский король Карл VIII.

В эти неспокойные времена Микеланджело с друзьями уехал из Флоренции. Он отправился в Венецию, а потом в Болонью.

Анализ стихотворения «Мадонна» Пушкина

Богатое творческое наследие Пушкина включает лишь несколько стихотворений, посвященных Н. Гончаровой. Одно из них – «Мадонна» (1830 г.), которое поэт написал за несколько месяцев до свадьбы. Есть несколько противоречивых версий об источнике, который вдохновил Пушкина. Согласно первой версии «белокурая мадонна», о которой поэт упоминает в письме своей будущей невесте, — знаменитая картина Рафаэля «Бриджуотерская мадонна». Другая версия называет автором П. Перуджио. Далее в письме Пушкин говорит, что изображение «как две капли воды» напоминает ему невесту, и он хотел приобрести его, но был поражен невероятно высокой ценой. Это утверждение вызывает большие сомнения в третьей версии, по которой картина – портрет самой Н. Гончаровой.

Исходя из того, что изображение все-таки является картиной известного художника, можно оценить силу испытываемой поэтом любви. В начале произведения он утверждает, что пренебрег бы самыми восхитительными шедеврами мировой живописи ради этого полотна.

В молодости Пушкин позволял себе довольно откровенные высказывания в адрес религии. С годами он постепенно меняет свое отношение. Будущая свадьба должна прекратить его беззаботную жизнь. Пушкину предстоит стать главой семейства и серьезнее относиться к своим высказываниям и поступкам. Спокойная жизнь «средь медленных трудов» наводит на возвышенные мысли. Поэт мечтает, что она будет скрашена образом «Пречистой» с младенцем на руках. Священная картина удачно сочетается с обликом возлюбленной, что увеличивает ее ценность в глазах поэта.

Картина изображает только Богоматерь и Иисуса. Этого вполне достаточно. Остальные религиозные символы были бы излишни. «Величие» и «разум», которые излучают библейские персонажи, наполняют душу поэта восторгом и священным трепетом.

В последних строках Пушкин выражает безмерную радость. Созерцание чудесной картины совпало с долгожданным согласием родителей невесты. Поэт считает это настоящим божьим даром. Называя Н. Гончарову «моя Мадонна», Пушкин подчеркивает свое священное преклонение перед ней, как перед «чистейшей прелести чистейшим образцом».

Стихотворение «Мадонна» удачно сочетает религиозную тему с личными чувствами поэта. Для истинно верующего это сочетание может выглядеть кощунственным, но великий поэт тем самым показал всю глубину своей любви и радость по поводу предстоящего брака.

Тематика и проблематика

Важнейший шаг в проведении анализа поэтического текста — определение темы стихотворения «Мадонна» Пушкина. С первых строк автор погружает читателя в благоговейную атмосферу духовной чистоты, невинности, святости. Для этого активно использует высокую церковную лексику, создающую особое настроение, настраивающее на церковно-религиозный лад. В этом и состоит ключевая ценность произведения — оно помогает понять, как Пушкин относился к своей избраннице — с нежностью, искренним восхищением, как к святой.

Ее образ дышит не только красотой, но и удивительной одухотворенностью. Кажется, будто ее посетил сам бог и сделал святой. Поэт настолько сильно любит эту женщину, что о своих чувствах говорит очень просто, не используя образных сравнений, метафор, какие-то запоминающихся эпитетов. Тропов в тексте практически нет, что не влияет на удивительную гармонию и умиротворение, царящие в произведении.

Женский образ представляется, как идеал поэта. Именно такими, по его мнению, должны быть все представительницы прекрасного пола — нежными, ранимыми, глубокими, целомудренными, в этих качествах и заключается женское величие. Такова идея стихотворения «Мадонна». Чудесный образ, как отмечает автор, создал сам творец, именно поэтому каждая черта лица героини настолько гармонична, что смогла поразить его воображение. Это вершина совершенства.

Ахматова — Глебова-Судейкина — Лурье

Анна Ахматова и Ольга Глебова-Судейкина. 1920-е годы

В 1919 году Анна Ахматова, разводясь со вторым мужем, востоковедом Вла­димиром Шилейко, переехала на Фон­тан­­ку, 18, в квартиру своей ближайшей подруги — актрисы и активной участ­ницы артистической богемы Серебря­ного века Ольги Глебовой-Судейки­ной, жившей с композитором-эксперимен­татором Артуром Лурье. Любовные отношения между Ахматовой и Лурье начинались и ранее, но утихли с на­ступлением Первой мировой войны. Переезд Ахматовой позволил старым чувствам разгореться с новой силой, и они стали жить втроем с Судейкиной. Филолог Александр Жолковский (имеющий репутацию ниспровергателя Ахматовой) полагает, что мужчина не был главным в этом любовном тройственном союзе.

Впоследствии Судейкина станет главной героиней «Поэмы без героя», а отсылки к Лурье в стихотворениях Ахматовой часто будут соседствовать с образом царя Давида, царя-музыканта. В 1922 году Ахматова начинает писать одно из своих наиболее ярких стихотворений — «Мелхола» (завершено к 1961 году), где описана встреча Мелхолы с Давидом и страсть, ревность, негодование, с которым она не может справиться.

В 1922 году Лурье выехал в командировку в Берлин, оттуда отправился в Париж и больше не вернулся в Советский Союз. По словам Павла Лукницкого, конфидента Ахматовой, Лурье умолял ее ехать за ним (на руках у нее было 17 писем с этой просьбой), он просил приехать и Судейкину. В 1924 году Судейкина все же эмигрировала, но прежние отношения с Лурье не удалось восстановить. Ахматова осталась в Союзе, где вскоре вступила во вполне себе обыкновенный брак (хотя и официально не зарегистрированный) с искусствоведом Николаем Пуниным.

А. О. Смирнова

Адресатом любовной лирики Лермонтова является и Александра Осиповна Смирнова. Умная, красивая, независимая и привлекательная особа была знакома со многими друзьями Лермонтова, в том числе и им самим. Согласно многим утверждениям свидетелей того времени именно образ А.О. Смирновой был прототипом известной лирической героини Минской, с которой можно встретиться при прочтении повести «Штосс», написанной талантливым Михаилом Юрьевичем. Милые черты Александры Осиповной автор подробно описал в образе героине Минской. Кроме данной поэмы Лермонтов посвятил ей небольшое стихотворное послание, на которое она ничего не ответила.

Строки послания Лермонтова гласят: «При вас я слушать вас хочу», «И я в смущении молчу». Автор понимает сто возникшее в нем чувство также не разделено его избранницей. Он пишет: «Что ж делать?», пытаясь найти ответ и поразить Смирнову своими речами и познаниями, но все тщетно. И опять его корабль не находит причала в желанной гавани.

Жизнь Микеланджело

Оттавио Ваннини — Микеланджело представляет скульптуру фауна Лоренцо Великолепному, (1635), Флоренция, Дворец Питти

Микеланджело Буонарроти родился 6 марта 1475 года в городке Капрезе, возле Ареццо, и вырос во Флоренции. Когда ему было 12 лет он пошёл учиться в мастерскую художника Доменико Гирландайо. Свои первые шаги как скульптор он сделал во Флоренции в саду Святого Марко. Там у него была так же возможность изучить античную скульптуру из коллекции Лоренцо Великолепного, при дворе которого он жил. Находясь у Медичи, Микеланджело общался в кругах лучших представителей интеллектуалов и художников, посвятившим его в культ классицизма и неоплатонизма.

В 1494 году, после изгнания Медичи из Флоренции, Микеланджело уезжает из города и останавливается в Болонье, где он выполнит некоторые скульптуры для Арки святого Доменико в одноименной церкви. Спустя год, Микеланджело возвращается в уже республиканскую Флоренцию, а ещё через год едет в Рим, где создаёт свои первые знаменитые шедевры — «Бахус» для кардинала Рафаеля Риарио и «Пьета» для Ватикана. Карьера Буонарроти резко пошла вверх, развиваясь между двумя главными центрами Итальянского Возрождения — Римом и Флоренцией.

В 1501 году Микеланджело снова возвращается во Флоренцию, где к тому времени уже находились два других гения — Леонардо и Рафаель. Это год создания его самой популярной мраморной скульптуры — «Давида», эмблемы идеалов гуманизма. Художник так же работает над множеством частных заказов — создаёт «Тондо Дони», единственную в своём творчестве картину, для Аньоло и Магдалены Дони, совместный проект с Леонардо для фресок в Зал Советов «Битва в Кашине» и «Битва в Ангари», который однако, никогда не был реализован.

Самой масштабной его работой стала роспись потолка Сикстинской Капеллы по заказу понтифика Джулио II, на которую у Микеланджело ушло 4 года тяжёлой работы в полном одиночестве. Фреска представляет из себя сложную последовательность сцен из историй Старого Завета с участием главных лиц библейской и языческой античности. Одновременно, тот же папа заказал художнику создать для него надгробный памятник, но к его смерти в 1513 году работа еще не была завершена. Окончательный его вариант, был готов лишь к 1545 году, состоящий из скульптуры «Моисея», исключивший, однако, изначально задуманные для надгробного комплекса статуи «Рабов» (Париж, Лувр) и «Узников»(Флоренция, Галерея Академии).

С 1515 года, во время понтификата Леона X и Клемента VII Медичи, Микеланджело опять работал во Флоренции над комплексом Сан Лоренцо, никогда не реализованном, надгробными памятниками Медичи и лауренцианской библиотекой. В годы последней республики (1527-1530) Микеланджело был ответственным за строительство оборонительных стен города, а в 1534 году он навсегда покинул Флоренцию, переехав окончательно в Рим.

По заказу Паоло III он полностью посвящает себя созданию своей самой скандальной работы — «Страшный суд» на задней стене Сикстинской Капеллы (1536-1541). В комплексной иконографии фрески отображаются философские идеи художника, обсуждаемые в те времена в кругах, где он бывал в сопровождении Виттории Колонны, поэтессы, аристократки, музы-вдохновительницы и близким другом Микеланджело.

Последние годы жизни Буонарроти посвятил крупным архитектурным и урбанистическим проектам. Среди самых значимых таких проектов было устройство площади Кампидольо (piazza Campidoglio), проект Порты Пия (Porta Pia), церковь Сан Джованни Фиорентини (San Giovanni Fiorentini). Он так же стал ответственным за строительство собора Святого Петра, спроектировав купол и приступив к его возведению.

В конце жизни Микеланджело вернулся к теме Пьеты, создав, полные боли, свои последние скульптуры Пьета Бальдини и Пьета Ронданини, в которых отображаются его размышления о человеческой слабости и о смерти.

После смерти Микеланджело, 18 февраля 1564 года, его любимый племянник, Леонардо Буонарроти, в тайне от папы римского, перевёз тело своего дяди во Флоренцию. Герцог Козимо I Медичи попросил художников Академии искусств, основанной годом раньше до этого в честь Микеланджело, организовать в память о нём торжественную церемонию в церкви Святого Лоренцо.

Произведения

Давид. 1501—1504 Мрамор. Высота 5,17 м Академия, Флоренция

Гений Микеланджело наложил отпечаток не только на искусство Возрождения, но и на всю дальнейшую мировую культуру. Деятельность его связана в основном с двумя итальянскими городами — Флоренцией и Римом. По характеру своего дарования он был прежде всего скульптор. Это ощущается и в живописных работах мастера, необычайно богатых пластичностью движений, сложных поз, отчётливой и мощной лепкой объёмов. Во Флоренции Микеланджело создал бессмертный образец Высокого Возрождения — статую «Давид» (1501—1504), ставшую на многие века эталоном изображения человеческого тела, в Риме — скульптурную композицию «Пьета́» (1498—1499), одно из первых воплощений фигуры мёртвого человека в пластике. Однако наиболее грандиозные свои замыслы художник смог реализовать именно в живописи, где он выступил подлинным новатором цвета и формы.

Пьета. 1499. Мрамор. Высота 174 см., Собор Святого Петра, Ватикан

По заказу папы Юлия II он выполнил роспись потолка Сикстинской капеллы (1508—1512), представляющую библейскую историю от сотворения мира до потопа и включающую более 300 фигур. В 1534—1541 годах в той же Сикстинской капелле для папы Павла III исполнил грандиозную, полную драматизма фреску «Страшный суд». Поражают своей красотой и величием архитектурные работы Микеланджело — ансамбль площади Капитолия и купол Ватиканского собора в Риме.

Потолок Сикстинской капеллы

Известные работы

  • Мадонна у лестницы. Мрамор. Ок. 1491. Флоренция, Музей Буонарроти.

  • Битва кентавров. Мрамор. Ок. 1492. Флоренция, Музей Буонарроти.
  • Пьета. Мрамор. 1498—1499. Ватикан, Собор Святого Петра.
  • Мадонна с младенцем. Мрамор. Ок. 1501. Брюгге, церковь Нотр-Дам.
  • Давид. Мрамор. 1501—1504. Флоренция, Академия изящных искусств.
  • Мадонна Таддеи. Мрамор. Ок. 1502—1504. Лондон, Королевская академия художеств.
  • Мадонна Дони. 1503—1504. Флоренция, Галерея Уффици.
  • Мадонна Питти. Ок. 1504—1505. Флоренция, Национальный музей Барджелло.
  • Апостол Матфей. Мрамор. 1506. Флоренция, Академия изящных искусств.
  • Роспись свода Сикстинской капеллы.

    Сотворение Адама

    1508—1512. Ватикан.

  • Умирающий раб. Мрамор. Ок. 1513. Париж, Лувр.
  • Моисей. Ок. 1515. Рим, церковь Сан-Пьетро-ин-Винколи.
  • Атлант. Мрамор. Между 1519, ок. 1530—1534. Флоренция, Академия изящных искусств.
  • Капелла Медичи 1520—1534.
  • Мадонна. Флоренция, Капелла Медичи. Мрамор. 1521—1534.
  • Библиотека Лауренциана. 1524—1534, 1549—1559. Флоренция.
  • Гробница герцога Лоренцо. Капелла Медичи. 1524—1531. Флоренция, собор Сан-Лоренцо.
  • Гробница герцога Джулиано. Капелла Медичи. 1526—1533. Флоренция, собор Сан-Лоренцо.
  • Скорчившийся мальчик. Мрамор. 1530—1534. Россия, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.

  • Брут. Мрамор. После 1539. Флоренция, Национальный музей Барджелло.
  • Страшный суд. Сикстинская капелла. 1535—1541. Ватикан.
  • Гробница Юлия II. 1542—1545. Рим, церковь Сан-Пьетро-ин-Винколи.
  • Пьета (Положение во гроб) собора Санта Мария дель Фьоре. Мрамор. Ок. 1547—1555. Флоренция, Музей Опера-дель-Дуомо.

В 2007 году в архивах Ватикана была найдена последняя работа Микеланджело — зарисовка одной из деталей купола Собора Святого Петра. Рисунок, выполненный красным мелом, представляет собой «изображение детали одной из радиальных колонн, составляющих барабан купола собора Святого Петра в Риме». Считается, что это последняя работа знаменитого художника, выполненная незадолго до его смерти в 1564 году.

Это далеко не первый случай, когда работы Микеланджело находят в архивах и музеях. Так, в 2002 году в запасниках  в Нью-Йорке среди работ неизвестных авторов эпохи Возрождения был найден другой рисунок: на листе бумаги размером 45×25 см художник изобразил менору — подсвечник для семи свечей. В начале 2015 года стало известно об обнаружении первой и, вероятно, единственной сохранившейся до наших дней бронзовой скульптуры Микеланджело — композиции из двух всадников на пантерах.

 Статьи:«Скульптура — светоч живописи». МикеланджелоМадонна с Младенцем, или «Мадонна Брюгге» (1504). Микеланджело

Средства художественной выразительности

Магия сонета «Мадонна» в том, что он практически лишён привычных для нас тропов. Мы не найдём здесь ни сравнений, ни олицетворений.

Даже определения «важному сужденью знатоков», «в простом углу моём» и «средь медленных трудов» вряд ли можно назвать эпитетами, так как прилагательные используются в своём прямом значении. Однако стихотворение дышит жизнью и прелестью

Это происходит за счёт его особого языкового и интонационного строя. Пушкину удалось зафиксировать в ритмическом рисунке стиха сокровенную интонацию молитвенного признания

Однако стихотворение дышит жизнью и прелестью. Это происходит за счёт его особого языкового и интонационного строя. Пушкину удалось зафиксировать в ритмическом рисунке стиха сокровенную интонацию молитвенного признания.

Также мастер использует поэтику светотени: он затемняет и преуменьшает незначительное и высветляет важное. Своё жилище поэт именует «обителью» и «простым углом», а свои труды – «медленными»

Также он отказывается от «множества картин старинных мастеров», подчёркивая уникальность любимого произведения

Своё жилище поэт именует «обителью» и «простым углом», а свои труды – «медленными». Также он отказывается от «множества картин старинных мастеров», подчёркивая уникальность любимого произведения.

Зато образ Мадонны вырастает во всём величии за счёт градации (нарастания смыслов), повторов «тебя мне ниспослал, тебя…», инверсии.

Венчает стихотворение знаменитая метафора «чистейшей прелести чистейший образец». Поэт использует лишь одно «украшение», но как оно сияет на фоне остальных, строгих и лаконичных, образов!

Лирический герой

Лирический герой стихотворения тождествен автору. Поэт говорит о любовании картиной великого художника от первого лица.

В его благоговении перед Мадонной соединяются религиозный трепет, поэтический восторг и человеческое умиление. Нет ничего прекраснее, чем молодая женщина с ребёнком, а если это сама Мадонна, держащая Спасителя, каждый, кому выпала честь созерцать изображение, преклонит перед ними колена.

«Исполнились мои желания», — признаётся лирический герой. Его самые немыслимые грёзы воплотились в жизнь: отныне в его «обители» будет сиять живая «Мадонна», «чистейшей прелести чистейший образец».

Он первый западный художник, чья биография была опубликована при жизни

Две биографии Микеланджело были опубликованы при его жизни. Его первая биография была написана около 1528 года известным историком Паоло Джовио. Это сделало его первым западным художником, чья биография была опубликована при его жизни. В ней Джовио отметил несоответствие между его божественным даром и его «невероятной подлостью». Он писал, что Микеланджело был «великим гением … однако, настолько грубым и диким, что он сделал свою личную жизнь невероятно мелкой». Более того, он писал, что «его природа была настолько грубой и неуклюжей, что его домашние привычки были невероятно убогими и лишали потомства любых учеников, которые могли последовать за ним». Вторая биография Микеланджело была написана Джорджо Вазари в его работе 1550 года «Жизни художников» и была названа Микеланджело Буонарроти из Флоренции, художник, скульптор и архитектор . В нем Вазари очень высоко отзывается о Микеланджело и его работе, утверждая, что работы Микеланджело превзошли работы любого художника, живого или мертвого, и были «главными не только в одном искусстве, но и во всех трех» .

Учеба и творчество

В юношестве, обучаясь у Гирландайо, молодой гений быстро начал достигать успехов в живописи. Его работа «Мучения святого Антония» написана в период пребывания в мастерской Доменико. После удачной рекомендации наставника над юношей взял покровительство Лоренцо Медичи. Он почитал искусство и смог по достоинству оценить способности юного дарования.

Новым учителем и наставником в живописи (при дворе Медичи) стал Бертольдо ди Джованни – скульптор и ученик Донателло. Это сотрудничество позволило молодому Буонарроти углубиться в изучение скульптуры, что нравилось ему гораздо больше живописи. Это дело захватило юношу целиком.

Лодовико был не в восторге от занятий сына, считая эту работу недостойной для продолжателя знатного рода. Именно Лоренцо Медичи пришлось переубеждать упрямого отца талантливого юноши. И ему это удалось, хотя, пришлось пообещать почетную и прибыльную должность.

При дворе Медичи начинающий художник получил знания не только в живописи и скульптуре. В этой обители искусства произошло становление его личности благодаря общению с важными и гениальными мыслителями и учеными того времени.

Молодой мастер был погружен в Платоновское мировоззрение и идеи гуманизма, что начало оказывать влияние на его творчество. Талант юного Микеланджело начал рано проявляться. Его работы стали узнаваемы, например, «Мадонна у лестницы», созданная для коллекции Медичи. В обучении молодой скульптор не только слепо подражал состоявшимся мастерам, но и искал свой собственный стиль.

Художник страстно погружался в работу, отдавая ей почти все свое время. Именно ему принадлежит высказывание: «Искусство ревниво: оно требует, чтобы человек отдавался ему всецело».

Вся обстановка во дворе Медичи стимулировала талант Буонарроти. В довольно юном возрасте (15-17 лет), он создает несколько небольших рельефных композиций и статуй:

Голова смеющегося Фавна. (1488-1489 гг). Мрамор

Мне нравитсяНе нравится

Мадонна у лестницы (1490 год), 55×40 см. Барельеф/мрамор

Мне нравитсяНе нравится

Битва кентавров (1492 год) 84×90 см. Барельеф/мрамор

Мне нравитсяНе нравится

Геркулес (1492-1493 гг). 235 см. Мрамор. Утерянная скульптура

Мне нравитсяНе нравится

Деревянное распятие

Распятие (1493 год) 139×135 см. Дерево

Мне нравитсяНе нравится

Все больше времени талантливый юноша стал посвящать занятиям скульптурой, но и обучение живописи не прекращал. Ему стало недостаточно просто смотреть на внешний вид человека, чтобы создавать свои творения

Ему было важно понять, как тело человека устроено изнутри, и ради этого мастер нарушил закон

По ночам молодой человек тайно пробирался в покойницкую, вскрывал тела умерших людей и изучал анатомию. Им двигало желание показать совершенство человеческого тела в своих скульптурах. Под покровительством Медичи молодой Буонарроти творил 4 года, после чего встал на самостоятельный путь в искусстве.

Айседора Дункан

Вы когда-нибудь представляли себе, как умеет любить хулиган? А вот Айседора Дункан знала не понаслышке. Талантливейшая балерина с невероятно тяжелой судьбой и темпераментный поэт-забияка Сергей Есенин познакомились благодаря художнику Жоржу Якулову и с первой же встречи вели себя так, будто знали друг друга всю жизнь. Преградой этой связи не стали ни огромная разница в возрасте (танцовщица была на 18 лет старше поэта), ни языковой барьер, ни совершенно разные взгляды на жизнь: Айседора была убежденной феминисткой и только рассмеялась в лицо гадалке, которая предсказала ей свадьбу в чужой стране. А свадьба все же состоялась, ведь Есенин находил в «своей Изадоре» нежность, грацию и вдохновение, был сражен ее талантом и даже на время «позабыл кабаки». Новоиспеченные супруги даже отправились вместе на гастроли Айседоры, но в Европе Есенина в силу возраста воспринимали как дополнение к звезде балета, а он чувствовал себя некомфортно в лучах ее славы. Из-за неестественного для поэта окружения и непривычной жизни Есенин вернулся к алкоголю, а вместе с кабаками вспомнилось и чувство ревности, и рукоприкладство. К несчастью, именно то, что свело их вместе – творчество, эмоциональность, эксцентричность – привело их союз к неминуемому краху. Но, несмотря на грустный конец, их отношения подарили нам такие пронзительные и глубокие стихи:

Не гляди на ее запястья
И с плечей ее льющийся шелк.
Я искал в этой женщине счастья,
А нечаянно гибель нашел.
Я не знал, что любовь - зараза,
Я не знал, что любовь - чума.
Подошла и прищуренным глазом
Хулигана свела с ума.
«Пой же, пой! На проклятой гитаре...»1922 г.

Система образов

Образный ряд стихотворения выстраивается постепенно: от строчки к строчке.

Образы святых, изображённых на полотне, приближаются к поэту по мере того, как он проникается замыслом художника

Ему важно не простое присутствие в доме Мадонны и Младенца, а живое общение с ними:. Чтоб на меня с холста, как с облаков, Пречистая и наш божественный Спаситель, Она с величием, он с разумом в очах — Взирали, кроткие, во славе и в лучах, Одни, без ангелов, под пальмою Сиона…»

Чтоб на меня с холста, как с облаков, Пречистая и наш божественный Спаситель, Она с величием, он с разумом в очах — Взирали, кроткие, во славе и в лучах, Одни, без ангелов, под пальмою Сиона…».

Мечта сбывается: сквозь плотную ткань лирического сюжета проступает образ сошедшей на землю «чистейшей прелести», земной возлюбленной поэта.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Енот на Волге
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: