«похороны в орнане» от гюстава курбе: почему реализм этой картины вызвал возмущение среди буржуазной общественности. гюстав курбе

Трагедия, подкосившая живописца

Заслуживший скандальную репутацию Гюстав Курбе, картины которого никого не оставляли равнодушным, ратовал за реальное изображение действительности. У живописца появляются последователи, его полотна выставляются в различных городах Европы с неизменным успехом. Однако требующего свободу развития общества и выступающего против государственной власти Курбе французские реакционеры арестовывают и заключают в тюрьму. Его приговаривают к шести месяцам заключения и огромному штрафу, который больной художник не смог выплатить. Произошло страшное: все полотна конфискованы, мастерская, где творил живописец, уничтожена, а о том, чтобы выставляться, даже не идет и речи.

Подавленный происходящим, Курбе Гюстав бежит из страны в Швейцарию, но сил бороться и протестовать у него больше нет. Он изредка берется за кисти и краски, а из-под его пера выходят исключительно пейзажи. 31 декабря 1877 года художник умирает, и проходит более сорока лет, прежде чем его прах переносят на родину в знак запоздалого признания. Своим творчеством живописец подготовил почву, на которой выросло новое искусство.

Творчество

Курбе неоднократно на протяжении всей жизни отзывался о себе как о реалисте: «Живопись заключается в представлении вещей, которые художник может увидеть и коснуться… Я твёрдо придерживаюсь взглядов, что живопись — предельно конкретное искусство и может заключаться лишь в изображении реальных, данных нам вещей… Это совершенно физический язык».

Наиболее интересные из произведений Курбе: «Похороны в Орнане» (в музее Орсе), собственный портрет, «Косули у ручья», «Драка оленей», «Волна» (все четыре — в Лувре, в Париже), «Послеобеденный отдых в Орнане» (в Лилльском музее), «Дробильщики камня» (хранилась в Дрезденской галерее и погибла в году), «Пожар» (картина, в связи со своей антиправительственной темой, была уничтожена полицией), «Деревенские священники, возвращающиеся с товарищеской пирушки» (едкая сатира на духовенство), «Купальщицы», «Женщина с попугаем», «Вход в долину Пюи-Нуар», «Ораньонская скала», «Олень у воды» (в Марсельском музее) и многие пейзажи («Порыв ветра» и др.), в которых талант художника выражался ярче и полнее всего. Курбе — автор нескольких скандальных, не выставлявшихся, но известных современникам эротических картин («Происхождение мира», «Спящие» и др.); это также органично вписывалось в его концепцию натурализма.

Смерть

В 1871 году Курбе поддержал Парижскую коммуну. Его назначили комиссаром по культуре, в обязанности которого входила защита произведений искусства во время осады Парижа. Пользуясь служебным положением, художник предложил снести Вандомскую колонну, которая якобы производила «впечатление кровавого ручья в мирном саду».

Вандомская колонна

В декрете о сносе памятника сказано, что

18 мая 1871 года колонну снесли, а 10 дней спустя пала Коммуна. Последователей либо казнили, либо арестовывали. Первое время Курбе удавалось избегать наказания. 30 мая полиция обыскала его мастерскую, конфисковала 106 полотен. 7 июня Гюстава поймали. За низвержение Вандомской колонны его приговорили к шести месяцам лишения свободы. Также художнику предстояло возместить деньги, потраченные на восстановление памятника.

Могила Гюстава Курбе

Курбе пришлось распродать картины, но вырученных средств не хватило. Не желая обанкротиться из-за ежегодных выплат в размере 10 тысяч франков, 23 июля 1873 года художник сбежал в Швейцарию.

Подорванное здоровье, а именно развившиеся геморрой и водянка превратили последние годы жизни Курбе в ад. Смерть застала его за день до 1878 года, 31 декабря 1877-го.

Интересные факты из жизни художника Гюстава Курбе

  1. Семью Гюстава нельзя было назвать «бедной». Отец оплачивал обучение трем своим дочерям и сыну. Цены были высокими. Своему отцу, кстати, художник посвятил отдельный портрет.
  2. Отношение между художником и религией были сложные. Был эпизод в истории Гюстава, когда он подшутил над кардиналом, приехавшим в его родной город. Во время причастия Курбе решил называть грехи не по памяти, а по огромному списку, чем развеселил священника. Следующая встреча с религией не была такой радостной. За всю жизнь Курбе написал всего одну религиозную работу, из-за которой чуть не лишился карьеры.
  3. Гюстав обладал чрезмерным эго и самолюбием, которые сильно притягивали людей. Один раз он даже увел у своего приятеля Джеймса Уистлера женщину.

Гюстав Курбе стал последним художником эпохи романтизма и академизма и является основоположником реализма. Именно он задал вектор развития данного направления, сделав его понятным и доступным широкой аудитории. Правда, не все его работы понятны большой группе людей.

Последние годы жизни

1848 год ознаменовался разгаром французской революции, вызванной отречением короля и передачей власти республиканскому правительству. Однако революция не была успешной, и Гюстав Курбе покидает Париж, чтобы отвлечься и набраться сил.

У художника появляется новый прилив вдохновения, смотря на быт простого населения. В 1849 году рождается настоящий шедевр «После обеда в Орнане». С этой работой Гюстав вновь отправляется в Парижский салон, где её не принимают.

На тот момент шел перестрой общества, в том числе и в структуре искусства. Несмотря на то, что революция не коснулась салона, палата жюри была упразднена. Все это позволило Гюставу без оценки выставить еще пять своих работ.

Осенью 1849 года Гюстав пишет еще две свои знаменитые работы «Дробильщики камней» и «Погребение в Орнане». Последняя сейчас хранится в Лувре, а первая, к сожалению, была утеряна в 1945 году во время бомбардировок Дрездена в Германии. Обе эти работы положили начало такого жанра, как реализм.

В исполнении Гюстава картина смотрелась, как единое целое, так как он умело совмещал цвета и тона, композицию и стиль. Этот приём позволял сделать полотно более «лёгким» для понимания. До этого картины так не писались и после Гюстава «старый» вариант реализма уже был неактуален.

В 1855 году Гюстав Курбе был так раздражен из-за того, что часть его работ снова не принимается. У него возник конфликт с верхушкой искусствоведения Франции. Прямо у ворот «официальной» выставки художник создал свою персональную, назвав ещё «Павильон реализма».

Подобная «выходка» стала одной из первых персональных выставок (вторая была организована Гюставом в такой же манере, но уже в 1867 году), а также одним из первых арт-перфомансов.

К концу в 1850-ых годов у художника собирается огромное «портфолио», где собраны произведения разных жанров и направлений. Имелась особенная картина, написанная в 1863 года. Она была настроена против католической церкви, что и послужило отказом принять ее в салон. Однако в этом же году художник организует «Салон отверженных».

В 1870 году император Наполеон III присуждает Гюставу Курбе орден за его либеральные идеи. Но художник целенаправленно отвергает его.

На тот момент Гюстав уже был известным во всём мире реалистом. По его картинам и занятиям учились лучшие художники того времени. Уроки Курбе стали основой для молодого поколения, которое позже создаст такой стиль на основе реализма, как импрессионизм.

Отношение между государством Франции и Гюставом Курбе ухудшились. Во время франко-прусской войны художник издавал антивоенные листовки, призывая другие страны в решение конфликта.

Политическая деятельность продолжилась и после провозглашения коммуны. Она признала Гюстава, как одного из важнейших деятелей искусства, дав ему ряд полномочий для восстановления и защиты культурного наследия. Курбе добросовестно выполнял поставленную перед ним работу. После разгрома коммуны над художником нависла угроза, так как на его плечи легла ответственность за снос Вандомской колонны.

Сам Гюстав не принимал участия ни в сносе, ни в оглашении приговора, но правительство решило, что именно он должен понести наказание за это. Все его имущество было конфисковано для восстановления памятника.

Все это сильно ударило по репутации творца. Его перестали принимать на выставках, а в 1871 году под давлением французского правительства ему пришлось покинуть страну и отправиться жить в Швейцарию.

В новой стране Курби приняли с теплотой. Работать как раньше он уже не мог. С момент переезда и до самой своей смерти художник писал преимущественно пейзажи, при этом, сохранив свой неповторимый стиль. Умер Гюстав Курбе 31 декабря 1877 года.

Фотограф Этьенн Каржа. Курбе в 1860-е годы

Мне нравитсяНе нравится

Библиография

  • ABCdaire Курбе . (издания Фламмариона)
  • Курбе изобретатель реализма . Июль 97 Художественный файл
  • Курбе и Орнан . (издания Гершера)
  • Курбе Ватто безобразного . (издания Сенье)
  • Курбе: Поэма о природе . Пьер Горжель, полковник. Открытия Галлимара (№ 271). (издания Галлимара)
  • Гюстав Курбе и Вандомская колонна . (редактор Дулеро)
  • Курбе, бунтарь в гостиной . (издания Сегье)
  • Гюстав Курбе, художник на свободе . (Ищу редактора полдень)
  • Курбе, захоронение в Орнане: гробница для Республики . J.Luc Mayaud (магазин истории)
  • Корреспонденция Курбе . en Текст Фламмариона, представленный Петрой Тен Досшате Чу
  • Гюстав Курбе За пределами пастырского . o искушение святого Густава (искусство в кратком издании)
  • Реализм Курбе . Майкл Фрид, эссе (Gallimard)
  • Гюстав Курбе . Жюля Кастаньяри (Последовательности
  • Интимные воспоминания Курбе . Грос Кост (Библиотека искусств).
  • Каталог-резоне . Роберт Фернье
  • Каррассат, PFR, Maestros de la pintura , Spes Editorial, SL, 2005. ISBN 84-8332-597-7
  • «Гюстав Курбе» в Словаре искусств, Художники XIX века , LIBSA, Мадрид, 2001. ISBN 84-7630-842-6
  • Встреча национальных музеев: Гюстав Курбе . Издания Реюньона национальных музеев. Париж, 2007 г. ISBN 978-2-7118-5297-0 . 477 страниц Каталог на французском языке выставки, прошедшей в Париже в последнем квартале 2007 года. Фундаментальный справочник о художнике. Обширные комментарии о его жизни и творчестве. Аннотированный каталог многочисленных выставленных работ. Отличные полноцветные репродукции. Исчерпывающая библиография. Антология текстов.
  • Ревальд, Джон (1994). История импрессионизма . Барселона: редакция Seix Barral. ISBN  84-322-0706-3 .
  • Происхождение мира. История картины Гюстава Курбе Тьерри Саватье, Trea Editions, 2009. ISBN 978-84-9704-471-4

Вестхейм, П. (1973/1985). Мир и жизнь великих художников И. Испанский перевод Марианы Френк . Эпоха/Молодая библиотека. СОЗДАТЬ (№ 21). Мексика: Фонд экономической культуры. ISBN 968-16-1750-9 (общий) ISBN 968-16-1751-7 (Том I)

История и описание

Орнан — город, где родился Курбе. Коммуна Орнан находится на востоке Франции, в провинции Франш-Конте, недалеко от границы со Швейцарией. На картине изображены похороны на новом кладбище в Орнане, которое начало функционировать в сентябре 1848 года. По разным версиям, Курбе мог изобразить на этой картине похороны либо своего деда по материнской линии Удо (Oudot

), либо своего двоюродного деда Клода-Этьена Теста (Claude Etienne Teste ).

Картина была представлена на Парижском салоне 1851 года и вызвала очень бурную реакцию зрителей и критиков. Главным образом, большинство высказывавшихся считали, что обычные сельские похороны недостойны такого масштабного полотна. Многие издевались над картиной — например, критик К. Виньон писал:

Огромное чёрное полотно, занимающее много места, сразу же привлекает к себе внимание… В самом деле, это удивительно безобразно. Представьте себе полотно размером в восемь или десять метров, которое кажется вырезанным из другого полотна в пятьдесят метров, потому что все персонажи, выстроившиеся как по линейке на переднем плане картины, находятся в одной плоскости и как бы представляют эпизод огромной декорации

Нет перспективы, расположения, композиции, все правила искусства опрокинуты и облиты презрением. Можно увидеть чёрных мужчин, фигуры которых налеплены на фигуры чёрных женщин, а позади причётники и могильщики с гнусными физиономиями…

Гюстав Курбе: биография

Талантливый художник родился в 1819 году в маленькой деревушке во Франции, и жизнь его совпала с невероятно важными событиями в истории страны. Его отец, зажиточный фермер, мечтал, чтобы сын стал успешным юристом, и отправил учиться в колледж в Безансоне, где юноша по собственной воле начал обучаться живописи.

По достижении двадцати лет молодой человек отправляется в Париж, где посещает разные художественные мастерские и любуется произведениями в Лувре, но не занимается юриспруденцией. Юный Gustave Courbet реально оценивает свой достаточно скромный багаж знаний и пытается понять все тайны живописи. Позабывший о том, что его родители отправили в столицу Франции изучать право, он целиком отдается искусству. Позднее Курбе Гюстав подчеркнет: «Не имея постоянных учителей, я всему научился сам». Мечтательный юноша заворожен творчеством Делакруа и Энгра, Рембрандта, Караваджо и Тициана. Поначалу он копирует великие полотна мастеров, но понимает, что одного таланта недостаточно, для того чтобы стать знаменитым живописцем.

Поездка в Париж

В 1839 году художник уговаривает отца отпустить его обучаться юриспруденции в Париж, на что тот согласился. По приезде Курбе направился в Парижский Лувр, где его очаровала коллекция

Молодой автор делал множество набросков и эскизов, но особенно его внимание привлекала голландская и испанская живопись. Гюстав Курбе отмечал именно в этих картинах особые «мрачные тона», которые впоследствии начнет использовать в своих работах

Обучаться живописи по направлению академизм парень стал у преподавателя русско-немецкого происхождения: у Карла Штейбена Карловича.

Академизм – это жанр живописи, который принято считать классическим. В нем присутствуют четкие правила и каноны как в построении тех или иных объектов, так и в композиции в целом.

Однако, если вспомнить детство Гюстава, можно заметить, как он ненавидел правила и каноны. Поэтому учёбу по академизму он быстро забросил, вдохновившись работами Рембрандта. Сам художник говорил, что хочет создавать картины самостоятельно, а не следовать правилам.

Работы Гюстава Курбе

Погребение в Орнане , 1850 г.

Этюд , фрагмент, 1855 г.

Сон , деталь, 1866.

Вначале он посвятил себя пейзажной живописи, особенно в лесах Фонтенбло , и делал портреты с некоторыми романтическими чертами. Но после 1849 года он определенно реалист. Курбе фактически является «основателем» реализма , и ему приписывают изобретение этого термина.

Темы и персонажи он выбирает из бытовой действительности, не впадая в декоративную «причудливость» или «фольклоризм». Его техника строга с кистью, плоской кистью и мастихином, но его величайшее новаторство — выбор костюмерных тем как мотивов, достойных больших форматов, которые до этого были зарезервированы для «возвышенных тем»: религиозных, исторических. , мифологические и портреты высших классов. Он подтвердил честность и жертвенность пролетариата и подтвердил, что искусство должно отражать реальность. В 1867 году он снова выставлялся на Всемирной выставке в Париже. Влияет и советует ранним импрессионистам

Его боевой натурализм проявляется в его обнаженных женских образах , где он избегает нереальных, жемчужных текстур, заимствованных из неоклассической скульптуры . Он захватывает более плотские формы и даже волосы на теле , которые обычно не появлялись в академических обнаженных телах . Ярким примером этого является «Происхождение мира» .

Его ссылки — это мастера прошлого, такие как Веласкес , Сурбаран или Рембрандт . Его реализм становится образцом выражения для многих художников, способствуя обогащению творчества Сезанна .

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Енот на Волге
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: