биография
Он родился в Орнане , городке близ Безансона , в Ду ( Франция ), пейзажи которого отражал в своих картинах. Он был большим знатоком произведений Марсоля. Учился в Безансоне, а затем в Париже (1839). Его родители хотели, чтобы он изучал право , но когда он приехал в Париж , он обратился к искусству. В 1840 году он сделал свои первые копии с великих мастеров живописи
в Лувре .
Он посетил Бельгию и Голландию в 1847 году, открыв для себя картины фламандских мастеров, таких как Франс Хальс и Рембрандт , которые оставили в нем глубокий след.
В году он вместе с Бушоном предложил манифест против романтических и неоклассических тенденций. Реализм Курбе , испытавший сильное влияние революционной среды 19 века, был протестом против бесплодной академической живописи и экзотических мотивов романтизма.
Как и он, его дружба противоречила художественному и литературному академизму ; среди них Бодлер , Коро и Домье . Начиная с революции 1848 года , Курбе заклеймили как « опасного революционера
В мастерской Курбе собирались известные в то время личности, такие как критик Жюль Шамфлери и поэты Бодлер , Бенвиль и Мюргер , живописец Бонвен и философ Прудон , посвятивший гуманитарному интересу картин Курбе буклет Du principe . de l’art и де са назначения sociale . Группа Курбе распалась после государственного переворота Луи-Наполеона Бонапарта в году, и художник вернулся на родину.
В году он выставил некоторые из своих работ во Дворце искусств на Всемирной выставке в Париже , но, видя неприятие жюри некоторых его картин, решил открыть персональную выставку, расположенную недалеко от Марсова поля , в которую крестился с имя «Pabellón del Realismo». Это должно было стать одним из первых примеров художественной автономии и независимости века, открыв путь для инициатив по распространению, управляемых самими художниками. Среди работ, которые он выставлял в этом месте, стоит упомянуть «Мастерскую художника» , в которой он изобразил всех людей, оказавших определенное влияние на его жизнь.
Лиса в снегу , 1860, Художественный музей Далласа .
У него была репутация высокомерного и бесполезного человека; Он утверждал, что «если я перестану скандалить, я перестану существовать». Некоторые обвиняли его в том , что он устраивал скандалы только для того, чтобы развлечь благоразумные классы, и что на самом деле его искусство оставалось верным определенной формальной изысканности. Однако другие голоса, такие как Делакруа , сетовали на то, что Курбе тратит впустую свое умение выбирать темы без «высокого» содержания и не «отсеивая» от них множество «ненужных» деталей.
В то время он был одним из самых влиятельных художников Франции, несмотря на споры , в которые он был вовлечен. Награжден медалью Почетного легиона , но отказался от нее. Он заявил, что хочет умереть «свободным человеком, не зависящим ни от какой власти или религии», хотя и согласился участвовать в кратковременном правительстве Парижской Коммуны 1871 года . Философ Прудон , «отец» анархизма , хотел сделать из него пролетарского живописца . Я верил, что искусствомогли устранить социальные противоречия. Он признал свою приверженность социализму и реализму, когда заявил: «Я с радостью принимаю эту деноминацию. Я не только социалист, но я еще и республиканец, словом, сторонник всякой революции — и прежде всего реалист… Реалистичный и значит искренний с истинной правдой». править Курбе стал главным представителем зарождающегося реалистического направления к середине века.
Во время Коммуны ему было поручено управление парижскими музеями . После падения революционного правительства его обвинили в уничтожении Вандомской колонны , посвященной Наполеону Бонапарту . Военный трибунал приговорил его к шести месяцам тюремного заключения и выплате 300 000 франков . Выйдя из тюрьмы, он бежал в Швейцарию (1873 г.), чтобы государство не заставило его заплатить штраф; он был настолько высок, что его пришлось ликвидировать в течение 30 лет.
Он умер в La Tour du Peilz , городке недалеко от Веве , жертвой цирроза печени , вызванного злоупотреблением алкоголем .
Библиография
- ABCdaire Курбе . (издания Фламмариона)
- Курбе изобретатель реализма . Июль 97 Художественный файл
- Курбе и Орнан . (издания Гершера)
- Курбе Ватто безобразного . (издания Сенье)
- Курбе: Поэма о природе . Пьер Горжель, полковник. Открытия Галлимара (№ 271). (издания Галлимара)
- Гюстав Курбе и Вандомская колонна . (редактор Дулеро)
- Курбе, бунтарь в гостиной . (издания Сегье)
- Гюстав Курбе, художник на свободе . (Ищу редактора полдень)
- Курбе, захоронение в Орнане: гробница для Республики . J.Luc Mayaud (магазин истории)
- Корреспонденция Курбе . en Текст Фламмариона, представленный Петрой Тен Досшате Чу
- Гюстав Курбе За пределами пастырского . o искушение святого Густава (искусство в кратком издании)
- Реализм Курбе . Майкл Фрид, эссе (Gallimard)
- Гюстав Курбе . Жюля Кастаньяри (Последовательности
- Интимные воспоминания Курбе . Грос Кост (Библиотека искусств).
- Каталог-резоне . Роберт Фернье
- Каррассат, PFR, Maestros de la pintura , Spes Editorial, SL, 2005. ISBN 84-8332-597-7
- «Гюстав Курбе» в Словаре искусств, Художники XIX века , LIBSA, Мадрид, 2001. ISBN 84-7630-842-6
- Встреча национальных музеев: Гюстав Курбе . Издания Реюньона национальных музеев. Париж, 2007 г. ISBN 978-2-7118-5297-0 . 477 страниц Каталог на французском языке выставки, прошедшей в Париже в последнем квартале 2007 года. Фундаментальный справочник о художнике. Обширные комментарии о его жизни и творчестве. Аннотированный каталог многочисленных выставленных работ. Отличные полноцветные репродукции. Исчерпывающая библиография. Антология текстов.
- Ревальд, Джон (1994). История импрессионизма . Барселона: редакция Seix Barral. ISBN 84-322-0706-3 .
- Происхождение мира. История картины Гюстава Курбе Тьерри Саватье, Trea Editions, 2009. ISBN 978-84-9704-471-4
Вестхейм, П. (1973/1985). Мир и жизнь великих художников И. Испанский перевод Марианы Френк . Эпоха/Молодая библиотека. СОЗДАТЬ (№ 21). Мексика: Фонд экономической культуры. ISBN 968-16-1750-9 (общий) ISBN 968-16-1751-7 (Том I)
Бык (Бык)
Франц Марк, ключевой игрок в экспрессионистских движениях начала 20-го века, рисовал самые разные сюжеты, от снопов пшеницы и женщин в струящихся одеждах до ласок. Вместе с Кандинским он основал Der Blaue Reiter (Синий всадник), группу, которая предпочитала смелые цвета, абстрактные формы и символизм как способ справиться с декадансом современного мира, чувство, усиленное приближением Первой мировой войны.
Это чувство тревоги целенаправленно отсутствует во многих работах Марка, и The Steer (Бык) не является исключением. На самом деле, этот образ примечателен спокойствием, которое он передает, особенно учитывая его предмет — животное, часто изображаемое во всей своей мускулистой славе. Здесь мы видим спящего быка, почти кошачьего в свернутом положении и шокирующего своей сладостью.
«Голова собаки» Эдварда Мунка (1930)
Эдвард Мунк , через вики-искусство
Реалист-бунтарь
Академическая традиция живописи XIX века требовала, чтобы на больших объемных холстах изображались только исторические, библейские или мифологические сюжеты. Однако Курбе игнорировал эти правила и рисовал на больших полотнах знакомые ему из детства сцены сельского быта. По мнению художника, сюжеты, описывающие современность Франции, заслуживали таких больших форматов.
Академия изящных искусств и посетители Парижского салона считали такие обыденные сюжеты низкими и простонародными. Так, крупноформатная картина Курбе «Похороны в Орнане» встретила полное непонимание и возмущение публики. Картина размером более трех метров в высоту и более шести метров в ширину была выставлена в Парижском салоне 1850-1851 годов. На ней, как считают искусствоведы, художник мог изобразить похороны своего деда.
Курбе любил провоцировать аудиторию, раздвигая границы приличия в искусстве. В 1856 году он написал «Девушек на берегу Сены», две героини которой в беспорядочной одежде свободно лежат под деревом у реки. Это шокировало публику. Аналогичную реакцию получила другая картина Курбе «Женщина с попугаем», на которой художник в реалистической манере изобразил свою обнаженную натурщицу.
Правообладатель иллюстрации Getty Images Image caption «Женщина с попугаем» Гюстава Курбе
Картина Курбе «Возвращение с приходской конференции», на которой были изображены пьяные священники, непринужденно беседующие на проселочной дороге, была отвергнута на Салоне 1863 года как «грубо попирающая нормы религиозной морали». Выставлять ее художнику запретили.
На следующий год Курбе хотел выставить ныне исчезнувшую работу «Венера и Психея», но Салон отверг и ее за непристойность.
Картина «Происхождение мира», на которой Курбе изобразил тело женщины с раздвинутыми ногами и ее половые органы, из-за чрезмерной сексуальной откровенности долгое время вообще нигде не выставлялась и впервые была показана широкой публике только в конце XX века.
Тайна личности натурщицы
Интриги полотну придает отсутствие лица женщины. Личность натурщицы до сих пор вызывает споры.
Изучающие творчество Гюстава Курбе искусствоведы и биографы чаще всего склоняются к версии, что художнику для написания «Происхождения мира» позировала Джоанна Хиффернан — его возлюбленная. В этот период времени она была натурщицей при создании большинства картин Курбе. Усомниться в этом позволяет лишь тот факт, что знаменитая ирландка была рыжеволосой.
По другой версии Курбе написал полотно по заказу османского дипломата Халила Шерифа-паши. Полотно предназначалось для пополнения его эротической коллекции. Поэтому художнику позировала возлюбленная заказчика — французская балерина Констанс Кеньо. Этот факт считался практически неоспоримым во времена популярности картины.
Из-за громких скандалов по поводу этичности демонстрации произведения широкой публике «Происхождение мира» надолго исчезла с поля зрения и о Кеньо как о позировавшей для Курбе натурщице говорить перестали. Тем более, что она посвятила себя благотворительной деятельности.
Это интересно: 1041,Гуччио Гуччи: кратко
Работы Гюстава Курбе
Погребение в Орнане , 1850 г.
Этюд , фрагмент, 1855 г.
Сон , деталь, 1866.
Вначале он посвятил себя пейзажной живописи, особенно в лесах Фонтенбло , и делал портреты с некоторыми романтическими чертами. Но после 1849 года он определенно реалист. Курбе фактически является «основателем» реализма , и ему приписывают изобретение этого термина.
Темы и персонажи он выбирает из бытовой действительности, не впадая в декоративную «причудливость» или «фольклоризм». Его техника строга с кистью, плоской кистью и мастихином, но его величайшее новаторство — выбор костюмерных тем как мотивов, достойных больших форматов, которые до этого были зарезервированы для «возвышенных тем»: религиозных, исторических. , мифологические и портреты высших классов. Он подтвердил честность и жертвенность пролетариата и подтвердил, что искусство должно отражать реальность. В 1867 году он снова выставлялся на Всемирной выставке в Париже. Влияет и советует ранним импрессионистам
Его боевой натурализм проявляется в его обнаженных женских образах , где он избегает нереальных, жемчужных текстур, заимствованных из неоклассической скульптуры . Он захватывает более плотские формы и даже волосы на теле , которые обычно не появлялись в академических обнаженных телах . Ярким примером этого является «Происхождение мира» .
Его ссылки — это мастера прошлого, такие как Веласкес , Сурбаран или Рембрандт . Его реализм становится образцом выражения для многих художников, способствуя обогащению творчества Сезанна .
Написание первой картины
Самой первой, принятой публикой, картиной стал «Автопортрет с собачкой». Именно ее выставили в Парижском салоне. Все остальные произведения были отвергнуты.
Данная работа стала «опорной» на ближайшие 10 лет. Художник понял, что его главная задача, как творца, показать мир таким, какой он есть. Гюстав Курбе сильно ударился в реализм в написании своих работ.
Гоняясь за детальностью, он практически полностью пренебрегал всеми приемами. До конца 1840-х художник представлял только автопортреты, которые, не имели особого успеха.
Автопортрет с чёрной собакой (1842) Холст, масло. 46,3 × 55,5 см
Мне нравитсяНе нравится
Пьяница, забияка и скандалист
«Если эти господа называли вульгарным натурализмом изображение крестьянина на тропинке, то они наверняка поперхнулись бы своим изысканным вином при виде другого произведения, написанного Курбе, — хорошо всем известного, но мало кем изображенного. Его картина «Происхождение мира» (1866) стала одной из самых провокационных работ в истории искусства, знаменитая своим, мягко говоря, откровенным и бесстыдным изображением голого женского тела от груди до бедер, с широко раздвинутыми ногами, которое, для пущего порнографического эффекта Курбе еще и обрезал по бокам», — писал в своей книге «Непонятное искусство» редактор отдела искусств Би-би-си Уилл Гомперц.
«Ему нравилась репутация грубоватого, неотесанного художника-пьяницы, забияки и скандалиста. Предшественник нынешних отвязных радиодиджеев, он был человеком из народа, которому популярность у соотечественников дала в руки увесистую палку, чтобы лупить художественное начальство. Когда академики обвиняли его в самодовольстве, Курбе лишь пожимал плечами. Когда его критиковали за явные нарушения пропорций и за изображение забитой и простонародной современной Франции, он преспокойно продолжал работать в том же духе», — описывал Гомперц творчество Курбе.
Курбе был убежденным противником монархии. Он поддержал Парижскую коммуну, а после ее падения был арестован правительственными силами и приговорен к шести месяцам лишения свободы. Впоследствии он был вынужден уехать в Швейцарию. Там художник страдал от нехватки денег, начал сильно пить, а писать картины стал все реже. Умер в конце 1877 года недалеко от Женевского озера.
Хотите узнавать обо всем самом важном и интересном через мессенджер? Тогда подписывайтесь на наш -канал
Трагедия, подкосившая живописца
Заслуживший скандальную репутацию Гюстав Курбе, картины которого никого не оставляли равнодушным, ратовал за реальное изображение действительности. У живописца появляются последователи, его полотна выставляются в различных городах Европы с неизменным успехом. Однако требующего свободу развития общества и выступающего против государственной власти Курбе французские реакционеры арестовывают и заключают в тюрьму. Его приговаривают к шести месяцам заключения и огромному штрафу, который больной художник не смог выплатить. Произошло страшное: все полотна конфискованы, мастерская, где творил живописец, уничтожена, а о том, чтобы выставляться, даже не идет и речи.
Подавленный происходящим, Курбе Гюстав бежит из страны в Швейцарию, но сил бороться и протестовать у него больше нет. Он изредка берется за кисти и краски, а из-под его пера выходят исключительно пейзажи. 31 декабря 1877 года художник умирает, и проходит более сорока лет, прежде чем его прах переносят на родину в знак запоздалого признания. Своим творчеством живописец подготовил почву, на которой выросло новое искусство.
Внешние ссылки
- Ресурсы изобразительного искусства :
Некоторые работы Гюстава Курбе |
|
---|---|
Список картин Гюстава Курбе | Автопортрет с черной собакой (1842 г.) · Отчаянные (1843-1845 гг.) · Вакханка (1844-1847 гг.) · Счастливые влюбленные (1844 г.) · Портрет Шарля Бодлера (1848 г.) · После обеда в Орнане (1849 г.) · Каменный Breakers (1849) · похороны в Орнане (1850) · девицы де деревня (1851) · Купальщицы (1853) · Борцы (1853) · Bonjour Monsieur Курбе (1854) · приморский в Палавас (1854)) · Человек ранен (1844-1854) · пшеницы просеиватели (1854) · Студия художника (1855) · Портрет Луис Геймард (1857) · Молодые Девушки на берегу Сены (лето) (1857 г.) · La Curée ( 1857) · Женщина в белых чулках (1861) · Лежащая обнаженная женщина (1862) · Источник де ла Лу (сериал, 1863-1864) · Ле Шен де Флажей (1864) · Крытый ручей (Ле Пюи-Нуар) ( 1865) · Ruisseau du Puits noir (около 1865) · Прудон и его дети (1865) · Jo, la belle irlandaise (сериал, 1865-1866) · Происхождение мира (1866) · Сон (1866) · The Синий попугай (1866) · Возвращение оленя в ч. ивер (1866) · L’Hallali du cerf (1867) · La Femme à la vague (1868) · Источник (1868) · Волна (сериал, 1869-1870) · Портрет Поля Шенавара (1869) · Натюрморт с фрукты (серия 1871-1872) · Автопортрет в Сент-Пелажи (1872) · Шильонский замок (серия 1874) |
- Портал живописи
- Портал 1860-х годов
- Портал Франции в XIX — го века
- Портал Нью-Йорка
Биография
Гюстав Курбе родился в 1819 году в Орнане, городке с населением около трёх тысяч человек, расположенным во Франш-Конте, в 25 км от Безансона, около швейцарской границы. Его отец, Режис Курбе, владел виноградниками около Орнана. В 1831 году будущий художник начал посещать семинарию в Орнане. Утверждается, что его поведение столь контрастировало с тем, что ожидалось от семинариста, что никто не брался отпускать ему грехи. Так или иначе, в 1837 году по настоянию отца Курбе поступил в Collège Royal в Безансоне, что, как надеялся его отец, должно было подготовить его к дальнейшему юридическому образованию. Одновременно с обучением в коллеже, Курбе посещал занятия в Академии, где его учителем был Шарль-Антуан Флажуло, ученик крупнейшего французского художника-классициста Жака-Луи Давида. В 1839 году он отправился в Париж, дав отцу обещание, что будет изучать там юриспруденцию. в Париже Курбе познакомился с художественной коллекцией Лувра. На его творчество, в особенности раннее, большое влияние впоследствии оказали малые голландцы и испанские художники, в особенности Веласкес, у которых он заимствовал общие тёмные тона картин. Курбе не стал заниматься юриспруденцией, а вместо этого начал занятия в художественных мастерских, прежде всего у Шарля де Штейбена. Затем он отказался от получения формального художественного образования и стал работать в мастерских Суисса и Ляпена. В мастерской Суисса не было специальных занятий, студенты должны были изображать обнажённую натуру, и их художественные поиски не ограничивались. Такой стиль обучения хорошо подходил Курбе. В 1444 году первая картина Курбе, «Автопортрет с собакой», была выставлена в Парижском салоне (все остальные картины были отвергнуты жюри). С самого начала художник показал себя крайним реалистом, и чем далее, тем сильнее и настойчивее следовал по этому направлению, считая конечной целью искусства передачу голой действительности и жизненной прозы и пренебрегая при этом даже изяществом техники. В 1840-х годах он написал большое количество автопортретов. Между 1844 и 1847 годами Курбе несколько раз посетил Орнан, а также путешествовал в Бельгию и Нидерланды, где ему удалось установить контакт с продавцами живописи. Одним из покупателей его работ был голландский художник и коллекционер, один из основателей Гаагской школы живописи Хенрик Виллем Месдаг. Впоследствии это заложило основы широкой известности живописи Гюстава Курбе за пределами Франции. Примерно в это же время художник устанавливает связи в парижских артистических кругах. Так, он посещал кафе Brasserie Andler (находившееся непосредственно около его мастерской), где собирались представители реалистического направления в искусстве и литературе, в частности, Шарль Бодлер и Оноре Домье. В конце 1840-х годов официальным направлением французской живописи все ещё был академизм, и работы художников реалистического направления периодически отвергались устроителями выставок. Так, в 1847 году все три работы Курбе, представленные в Салон, были отвергнуты жюри. Более того, в этом году жюри Салона отвергло работы большого числа известных художников, включая Эжена Делакруа, Домье и Теодора Руссо, так что они вынашивали планы о создании собственной выставочной галереи. Планы не осуществились из-за начавшейся революции. В результате в 1848 году все семь работ Курбе, представленных жюри, были выставлены в Салоне, но ему не удалось продать ни одну картину. При уме и значительном таланте художника, его натурализм, приправленный, в жанровых картинах, социалистической тенденцией, вызвал много шума в артистических и литературных кругах и приобрёл ему немало врагов (к ним относился Александр Дюма-сын), хотя также и массу приверженцев, к числу которых принадлежал известный писатель и теоретик анархист Прудон. В конце концов, Курбе стал главой реалистической школы, возникшей во Франции и распространившейся оттуда в другие страны, особенно в Бельгию. Уровень его неприязни прочих художников дошла до того, что в течение нескольких лет он не участвовал в парижских салонах, а на всемирных выставках устраивал из своих произведений особые выставки, в отдельных помещениях. В 1871 Курбе примкнул к Парижской коммуне управлял при ней общественными музеями и руководил низвержением Вандомской коллонны. После падения Коммуны, отсидел, по приговору суда, полгода в тюрьме; позже был приговорён к пополнению расходов по восстановлению разрушенной им колонны. Это заставило его удалиться в Швейцарию, где он и умер в нищете в 1877.
Гюстав Курбе. «Похороны в Орнане»
Курбе начал писать картину в 1849 году, в тесной мансарде в Орнане. Работа художника вызвала переполох среди местного общества, попавшего в ее герои, — на ней присутствовали многие обитатели этих мест: от мэра и мирового судьи до родственников и друзей Курбе. Но этот переполох и сравниться не мог со спорами, разгоревшимися после того, как полотно было выставлено в Салоне.
Недоумение и непонимание вызвали сами его размеры. Сходились на том, что обычные сельские похороны не должны быть темой столь масштабного произведения. Один из критиков писал: «Похороны крестьянина могут нас растрогать… Но не следует настолько локализовать это событие».
Однако для реалистов крайне важна была именно такая «локализация». Курбе создал современный, легко узнаваемый образ, запечатлев на полотне людей и реалии своего времени.
Кроме того, он акцентировал внимание на самом процессе похорон человека, а не на его деяниях или на посмертной участи его души (как это делалось раньше). При этом личность покойного здесь остается анонимной, превращаясь в собирательный образ смерти
Это делает картину осовремененным вариантом очень популярного в Средние века сюжета, известного под названием Пляски Смерти.
Социальный документ
1. Фигуры с обнаженными головами, расположенные по краям композиции, — это два деда Курбе, к тому времени уже покойные. Они наблюдают за похоронами с видом доброжелательных хозяев. |
2. Четыре человека в широкополых шляпах, стоящие слева, только что принесли гроб. Личность каждого из них можно установить. Ближним к нам, например, изображен скрипач, знакомый по картине «Послеобеденный отдых в Орнане». |
3. В соответствии с католической традицией, во время погребальной церемонии мужчины и женщины должны стоять отдельно. Среди женских фигур мы можем отыскать мать Курбе и трех его сестер. |
4. Многие критики полагали, что красные лица двух церковных сторожей свидетельствуют об их пристрастии к спиртному и включены в композицию для того, чтобы усилить антиклерикальное звучание картины. |
Реалист-бунтарь
Академическая традиция живописи XIX века требовала, чтобы на больших объемных холстах изображались только исторические, библейские или мифологические сюжеты. Однако Курбе игнорировал эти правила и рисовал на больших полотнах знакомые ему из детства сцены сельского быта. По мнению художника, сюжеты, описывающие современность Франции, заслуживали таких больших форматов.
Академия изящных искусств и посетители Парижского салона считали такие обыденные сюжеты низкими и простонародными. Так, крупноформатная картина Курбе «Похороны в Орнане» встретила полное непонимание и возмущение публики. Картина размером более трех метров в высоту и более шести метров в ширину была выставлена в Парижском салоне 1850-1851 годов. На ней, как считают искусствоведы, художник мог изобразить похороны своего деда.
Курбе любил провоцировать аудиторию, раздвигая границы приличия в искусстве. В 1856 году он написал «Девушек на берегу Сены», две героини которой в беспорядочной одежде свободно лежат под деревом у реки. Это шокировало публику. Аналогичную реакцию получила другая картина Курбе «Женщина с попугаем», на которой художник в реалистической манере изобразил свою обнаженную натурщицу.
Правообладатель иллюстрации Getty Images Image caption «Женщина с попугаем» Гюстава Курбе
Картина Курбе «Возвращение с приходской конференции», на которой были изображены пьяные священники, непринужденно беседующие на проселочной дороге, была отвергнута на Салоне 1863 года как «грубо попирающая нормы религиозной морали». Выставлять ее художнику запретили.
На следующий год Курбе хотел выставить ныне исчезнувшую работу «Венера и Психея», но Салон отверг и ее за непристойность.
Решена загадка скандальной эротической картины «Происхождение мира»
Картина «Происхождение мира», на которой Курбе изобразил тело женщины с раздвинутыми ногами и ее половые органы, из-за чрезмерной сексуальной откровенности долгое время вообще нигде не выставлялась и впервые была показана широкой публике только в конце XX века.